Научная статья на тему 'Исследование объема и структуры оборота розничной торговли Чувашпотребсоюза в динамике'

Исследование объема и структуры оборота розничной торговли Чувашпотребсоюза в динамике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная торговля / розничный оборот / потребительская кооперация / Чувашпотребсоюз. / retail trade / retail turnover / consumer cooperation / Chuvashpotrebsoyuz.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучкова Людмила МихайЛовна, Пучкова Елена МихайЛовна

Рассмотрены место розничной торговли в экономике России и роль потребительской кооперации в жизни села, проанализирована динамика объема и структуры розничного оборота потребительской кооперации Чувашской Республики за 2010–2016 гг. По полученным данным сделан вывод, что главной причиной заметного уменьшения товарооборота явился финансовый кризис, обусловивший резкое сокращение платежеспособного спроса и емкости потребительского рынка. Авторы предлагают усилить маркетинговую деятельность для увеличения розничного товарооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пучкова Людмила МихайЛовна, Пучкова Елена МихайЛовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN VOLUME AND STRUCTURE OF RETAIL TRADE TURNOVER OF CHUVASHPOTREBSOYUZ

The research considers the place of retail trade in the economy of Russia and the role of consumer cooperation in village life and analyzes trends in the volume and structure of retail turnover of consumer cooperation of the Chuvash Republic for 2010–2016. Based on the findings it may be concluded that the financial crisis, which has caused a sharp reduction in solvent demand and consumer market capacity, was the main reason for a noticeable reduction in trade turnover. The authors suggest strengthening marketing activity to increase retail turnover

Текст научной работы на тему «Исследование объема и структуры оборота розничной торговли Чувашпотребсоюза в динамике»

внедрение новых технологий, а также повышение финансовой грамотности участников финансового рынка.

Наряду с повышением эффективности трансмиссионного механизма эти меры способствуют усилению вклада финансовых институтов в создание благоприятных условий для экономической деятельности и формирования инвестиций.

Последовательная политика государства, нацеленная на сохранение финансовой стабильности и содействующая развитию инвестиционной активности граждан, способствует трансформации значительных денежных ресурсов в виде сбережений граждан в активные инвестиции, что содействует повышению экономической определенности, которая важна как на государственном, так и на частном уровне.

Список литературы

1. Алексеева О.Л., Павлова М.С. Управление финансами организации с использованием ERP-систем // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 77-81.

2. Алексеева О.Л., Павлова М.С. Формирование оптимальной структуры капитала кредитной организации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 2 (28). С. 4-8.

3. Игонина Л.Л. Инвестиционная значимость сбережений населения в Российской экономике // Дайджест-Финансы. 2017. № 1. С. 4-18.

4. Федеральная служба государственной статистики. 1999-2017. URL: http://www.gsk.ru.

5. Центральный Банк Российской Федерации. 2000-2017. URL: http://www.cbr.ru.

ПАВЛОВА Марина Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: drey03@list.ru.

АЛЕКСЕЕВА Ольга Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: drey03@list.ru.

ТАЛАНОВА Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: drey03@list.ru.

PAVLOVA, Marina Sergeyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: drey03@list.ru.

ALEXEYEVA, Olga Leonidovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: drey03@list.ru.

TALANOVA, Natalya Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: drey03@list.ru.

УДК 339.37:334.735(470.344)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗА

В ДИНАМИКЕ

Л.М. Пучкова, Е.М. Пучкова

Рассмотрены место розничной торговли в экономике России и роль потребительской кооперации в жизни села, проанализирована динамика объема и структуры розничного оборота потребительской кооперации Чувашской Республики за 2010-2016 гг. По полученным данным сделан вывод, что главной причиной заметного уменьшения товарооборота явился финансовый кризис, обусловивший резкое сокращение платежеспособного спроса и емкости потребительского рынка. Авторы предлагают усилить маркетинговую деятельность для увеличения розничного товарооборота.

Ключевые слова: розничная торговля; розничный оборот; потребительская кооперация; Чувашпотребсоюз.

52

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 1(31)

L.M. Puchkova, E.M. Puchkova. TRENDS IN VOLUME AND STRUCTURE OF RETAIL TRADE TURNOVER OF CHUVASHPOTREBSOYUZ

The research considers the place of retail trade in the economy of Russia and the role of consumer cooperation in village life and analyzes trends in the volume and structure of retail turnover of consumer cooperation of the Chuvash Republic for 2010-2016. Based on the findings it may be concluded that the financial crisis, which has caused a sharp reduction in solvent demand and consumer market capacity, was the main reason for a noticeable reduction in trade turnover. The authors suggest strengthening marketing activity to increase retail turnover.

Keywords: retail trade; retail turnover; consumer cooperation; Chuvashpotrebsoyuz.

В период глобализации и активного роста и развития рыночных отношений торговля становится одним из важнейших секторов экономики, который относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведением до конечного потребителя. Торговля обеспечивает рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, так как является отраслью с высоким уровнем занятости населения. Данная отрасль вовлекает в себя практически все бизнес-процессы, принося наибольший вклад в валовой внутренний продукт страны.

Торговля связывает между собой бизнес и государственные структуры, оказывая положительное влияние на экономику. Постоянные положительные изменения в этой отрасли все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны [2].

Для более полного удовлетворения потребностей населения в высококачественных и разнообразных продуктах питания, в продовольственных товарах, предметах культурно-бытового и хозяйственного назначения необходимо постоянно повышать эффективность экономики вообще и розничной торговли в частности, основным оценочным показателем которой является оборот розничной торговли. Весьма актуальными поэтому являются вопросы исследования закономерностей и тенденций его развития.

Состояние потребительского рынка России в последние годы претерпело значительные структурные и объемные сдвиги под влиянием финансового кризиса и введенных санкций со стороны США и стран Запада. Наиболее чутко на изменение конъюнктуры потребительского рынка реагирует оборот розничной торговли. Он выражает экономические отношения, связанные с обменом денежных средств населения на товары посредством купли-продажи, и является основным объемным показателем деятельности торговых предприятий [3].

Потребительская кооперация возложила на себя важнейшую социальную функцию госу-

дарственного масштаба - обслуживание российского села. Фактически организации потребительской кооперации работают на рынке с низкой платежеспособностью населения. Существенную помощь сельскому населению по поддержке жизненного уровня оказывает розничная торговля потребительской кооперации. Главной целью розничной торговли является бесперебойное и наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных благ населения. В процессе достижения этой цели розничная торговля реализует товары из магазинов, ларьков и киосков населению за наличный расчет.

Особо важную роль в реализации социальной миссии потребительской кооперации играют магазины, расположенные в небольших населенных пунктах. В таких поселениях отсутствуют школы, больницы, клубы, библиотеки, почтовые отделения, ограничена транспортная доступность. Обеспечение населения товарами в таких населенных пунктах связано с большими затратами живого и овеществленного труда.

Для решения социальных проблем в малых населенных пунктах потребительская кооперация организует в магазинах чайные столы, уголки пайщиков, небольшие библиотеки. Здесь реализуют газеты, журналы, конверты, открытки. Пайщики могут взять почитать книгу, ознакомиться с газетой «Российская кооперация», побеседовать друг с другом, обсудить за чашкой чая последние известия. Магазин, таким образом, стал центром общения, источником получения информации, своего рода культурно-бытовым очагом деревни. В таких магазинах можно сделать заказ на ремонт телевизора, радиоприемника, получить услуги по ремонту обуви, здесь даже устанавливают зернодробилки [1]. Осуществляет магазин также заготовительную деятельность. Продавцы закупают у населения мясо, молоко, картофель, овощи. Для первичной переработки молока в магазинах организованы сепараторные пункты.

В табл. 1 представлен сравнительный анализ развития оборота розничной торговли Чувашского респотребсоюза за 2010-2016 гг. с

Таблица 1

Оборот розничной торговли Чувашпотребсоюза в Центросоюзе России за 2010-2016 гг., млн руб.

Наименование потребсоюзов 2010 г. 2015 г. 2016 г. Темп изм., % Занимаемые места

2016 г. к 2010 г. 2016 г. к 2015 г. 2015 г. 2016 г.

Чувашский 5336 7033 6750 131,8 96,0 4 3

Татарский 4683 8835 9392 188,7 106,3 1 1

Нижегородский 8752 9632 8746 110,1 90,8 2 2

Удмуртский 5337 6544 5879 122,6 89,8 3 4

Кировский 6555 7428 6907 113,3 93,0 5 5

Башкирский 4694 4951 4670 105,5 94,3 7 7

Центросоюз 158948 148091 143035 93,2 96,6

отдельными потребсоюзами Приволжского федерального округа [5].

Для более полного анализа влияния экономических условий на конъюнктуру потребительского рынка в исследуемом периоде целесообразно его разбить на два этапа: первый - с 2010 г. по 2015 г., второй - с 2015 г. по 2016 г

Как свидетельствуют данные табл. 1, в первом периоде в целом по системе Центросоюза наблюдается снижение оборота розничной торговли. Во всех исследуемых потребсоюзах произошел рост данного показателя. Темпы изменения объема оборота колеблются от 5,5 % в Башкирском респотребсоюзе до 88,7 % в Татарском респотребсоюзе.

Во втором периоде произошло снижение оборота розничной торговли как в целом по системе Центросоюза, так и во всех исследуемых потребсоюзах, кроме Татарского респотреб-союза. Темпы снижения объема оборота розничной торговли колеблются от 4,0 % в Чувашском респотребсоюзе до 10,2 % в Удмурдском респотребсоюзе. Главной причиной заметного уменьшения оборота розничной торговли явился финансовый кризис, обусловивший резкое сокращение платежеспособного спроса и емкости потребительского рынка.

Наибольшее влияние на розничную торговлю в последние годы оказали политические факторы, такие как запрет Правительства Российской Федерации на ввоз большинства продуктов питания из ЕС, США, Норвегии и других стран в ответ на финансовые и политические санкции Запада. Покупатели стали больше внимания уделять цене товара, соотношению цены и качества, более обдуманно совершать покупки [5]. Следующий момент - это возрастание конкуренции со стороны сетевой торговли. Кроме того, важнейшим аспектом в поведении покупателей становится отказ от более дорогих товаров, выбор более дешевых товаров и т.д.

На динамику оборота розничной торговли

определенное влияние оказывает продолжающаяся урбанизация и связанная с ней миграция сельского населения. Так, по данным Чуваш-стата, численность сельского населения республики только за 2016 г. сократилась на 9215 чел., или на 1,93 %, и на 1 января 2017 г. составила 469 349 чел.

Для удовлетворения потребностей сельского населения Чувашпотребсоюз располагает значительной материально-технической базой. По состоянию на 1 января 2017 г. имеется: 1163 розничных торговых предприятия, из них 1049 - в сельской местности. Это магазины самообслуживания - 360, магазины-приемоза-готовительные пункты - 739, автомагазины -9, специализированные магазины - 64. Общая площадь магазинов составляет 161 742 м2, из них 143 258 м2 - в сельской местности.

В структуре совокупного объема деятельности Чувашского респотребсоюза наибольший удельный вес занимает оборот розничной торговли. На протяжении исследуемого периода данный показатель имеет устойчивую тенденцию к уменьшению: в 2010 г. - 67,9 %, в

2015 г. - 62,7 %, в 2016 г. - 61,8 %. Снижение доли оборота розничной торговли в составе совокупного объема деятельности обусловлено преимущественными темпами роста оптового оборота (в 2016 г. по сравнению с 2015 г. он увеличился на 2,1 %), объема платных услуг (в

2016 г. по сравнению с 2015 г. он увеличился на 2,5 %).

Важной закономерностью оборота розничной торговли является постоянное улучшение его структуры. Это подтверждается, в частности, повышением в общем объеме продаж доли или удельного веса непродовольственных товаров и характеризует положительные изменения в уровне потребления населения. Потребление непродовольственных товаров не имеет границ, так как потребности и спрос на них с ростом общественного производства постоянно увеличиваются [6].

54

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1(31)

Таблица 2

Оценка состава и структуры оборота розничной торговли Чувашпотребсоюза за 2010-2016 гг. (сумма - тыс. руб., уд. вес - %)

Показатели 2010 г. 2015 г. 2016 г. Темп изм., %

сумма уд. вес сумма уд. вес сумма уд. вес 2016 г. к 2010 г. 2016 г. к 2015 г.

Продажа продовольственных товаров 4007824 75,1 5269191 74,9 5109230 75,7 131,5 97,0

Продажа непродовольственных товаров 1328557 24,9 1763842 25,1 1641172 24,3 132,8 93,0

Всего оборот розничной торговли 5336381 100,0 7033033 100,0 6750402 100,0 131,8 96,0

В табл. 2 отражена динамика состава и структуры оборота розничной торговли системы Чувашпотребсоюза. Данные таблицы свидетельствуют о том, что в структуре розничного оборота наибольший удельный вес приходится на группу продовольственных товаров и этот показатель увеличивается. Так, в 2010 г. он составлял 75,1 %, а в 2016 г. - 75,7 %.

На долю непродовольственных товаров приходится 24,9 % в 2010 г., 25,1 % в 2015 г. и 24,3 % в 2016 г. Незначительный удельный вес данной группы в структуре розничного оборота нельзя признать удовлетворительным, поскольку он свидетельствует о низком уровне жизни населения.

На наш взгляд, для увеличения объема розничного оборота целесообразно усилить маркетинговую деятельность. Осуществлять ее следует по следующим направлениям: создание оптимальных логистических схем движения товаров внутри республики; повышение научного уровня маркетинговых исследований макро- и микроспроса покупателей; внедрение мониторинга продаж по отдельным товарам и товарным группам; осуществление эффективного управления товарными запасами. Целесообразно более активно использовать механизмы, способствующие интенсификации сбыта

товаров: проведение акций, ярмарок, базаров, сезонных скидок и т.д.

Список литературы

1. Исаева Л.М. Влияние розничного товарооборота потребительской кооперации на уровень и качество жизни сельского населения // Потребительская кооперация - социально-ориентированная система: тезисы докладов науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2010. Ч. 1. С. 98-99.

2. Костенкова В.Г. Основополагающие факторы формирования сети розничной торговли // Вестник УдмГУ. 2014. № 2. С. 2-4.

3. Никишкин В.В., Твердохлебова М.Д. Современные тенденции маркетинга розничных торговых предприятий // Практический маркетинг. 2012. № 11. С. 5-12.

4. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации Чувашской Республики за 2016 г. Чебоксары, 2017.

5. Пучкова Е.М. Особенности развития торговли в Ставропольском крае в кризисном и посткризисном периодах // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 9. С. 23-29.

6. Пучкова Е.М. Структурные изменения в составе оборота розничной торговли: анализ, оценка, тенденции развития // Сибирская финансовая школа. 2015. № 1. С. 23-29.

ПУЧКОВА Людмила Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: damila37@mail.ru.

ПУЧКОВА Елена Михайловна - доцент кафедры финансов, учета и информационных технологий. Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. Россия. Не-винномысск. E-mail: puchkova_em@mail. ru.

PUCHKOVA, Lyudmila Mikhaelovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: damila37@mail.ru.

PUCHKOVA, Elena Mikhaelovna - Associate Professor of the Department of Finance, Account and Information Technologies. Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute. Russia. Nevinnomyssk. E-mail: puchkova_em@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.