- формирование единой маркетинговой политики;
- проведение информационного аудита сетевой торговли потребительской кооперации;
- систематическое повышение уровня знаний в сфере розничного маркетинга работниками торговой сети;
- использование коммерчески обоснованной специализации магазинов сети;
- повышение коммерческой эффективности для максимально широкого круга торговых предприятий;
- создание широкого круга лояльных покупателей, в первую очередь работников и пайщиков потребительской кооперации;
- широкое продвижение качественной продукции кооперативного производства в собственной розничной торговой сети;
- социальная ориентация и обслуживание населения в малонаселённых и отдалённых населённых пунктах с использованием создаваемого социального эффекта как конкурентного преимущества кооперативной торговой сети.
При этом в потребительской кооперации могут сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в торговые сети, развитие которых возможно на региональном и местном уровнях при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения розничного маркетинга в сетевую торговлю при предоставлении особых
условий для несетевых кооперативных магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Представляется, что данный подход позволит обеспечивать поддержку и развитие менее эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю.
Таким образом, проведенные нами исследования позволяют сделать следующий вывод: внедрение и развитие функций розничного маркетинга в практике деятельности сетевой торговли потребительской кооперации требует как проведения соответствующих организационно-технических мероприятий, так и изменения образа мышления всего персонала предприятия, выработки подхода к принятию управленческих и хозяйственных решений с учетом оптимального удовлетворения требований рынка.
Список литературы
1. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле: учеб.-практ. пособие / под общ. ред. проф. Т.Н. Парамоновой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 224 с.
2. URL: http://www.rus.coop/international 17276/230686.
3. URL: http://www.rus.coop/union/97871.
4. URL: http://www.chuvashpotrebsouz.ru.
5. URL: http://chuvash.gks.ru.
АСАДОВА Светлана Юрьевна - старший преподаватель кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: asadowa.svet@yandex.ru
ASADOVA, Svetlana Yuryevna - Senior Teacher of Chair of Trade Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: asadowa.svet@yandex.ru
УДК 330.101.541
ЗАЧЕМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НУЖНО РАССЧИТЫВАТЬ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Т.В. Бутырнова
Посвящено исследованию проблем влияния трансакционных издержек на экономические результаты деятельности предприятий и направлено на повышение эффективности их функционирования в условиях неопределенности рынка.
Ключевые слова: неопределенность рынка; асимметричность информации; интерналии рынка; трансакционные издержки; управление трансакционными издержками; способы минимизации трансакционных издержек; трансакционные издержки на предприятиях АПК.
T.V. Butyrnova. WHY COMPANIES SHOULD CALCULATE TRANSACTION COSTS
The article is devoted to the research of problems in the influence of transactional costs on economic
14
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)
results concerning the activity of the enterprises and it is directed to the increase of their functioning efficiency in the conditions of the market uncertainty.
Keywords: the uncertainty of the market; asymmetry of information; internals of market; transaction costs; management of the transaction costs; ways to minimize transaction costs; transaction costs in agricultural enterprises.
В современных условиях глубоко назрела проблема использования теоретических разработок экономической науки в практической деятельности. Не секрет, что практики порой пренебрегают научными разработками, считая ученых людьми, занимающимися чем-то отдаленным от реальной действительности. В то же время теория - это огромное подспорье практикам. Она может помочь им разработать множество путей решения насущных рыночных задач, о которых практик иногда даже не подозревает или просто не в состоянии их увидеть. Иными словами, ученые способны найти множество альтернатив решения той или иной практической ситуации. И пренебрегать этим практика сегодня просто не может.
В российской экономической науке в настоящее время господствуют идеи неоинституцио-нализма, вобравшего в себя черты не только традиционного институционализма, но и неоклассической школы и марксизма. Так, например, марксизм и неоинституционализм рассматривают взаимосвязь экономики и правовой сферы. К. Маркс одним из базисных принципов существования и развития общества считал производственные отношения. То, что мы сегодня отмечаем как институты, марксизм отнес бы к формам проявления производственных отношений, как к одному из элементов надстройки. От неоклассиков институциона-листы взяли идеи об ограниченности ресурсов и необходимости выбора путем перебора различных вариантов их использования такого, который принес бы максимум полезности в виде прибыли. В отличие от традиционного институционализма рациональный выбор у неоинституционалистов определяется соответствующими институтами, которые могут ограничивать выбор альтернатив, имеющихся у каждого субъекта рынка. Причем выбор этот зависит не только от ограниченности экономических ресурсов. На него большое влияние оказывают трансакционные издержки и асимметричность информации. На это указывает один из основателей неоинституционализма Р. Коуз. Он считает, что без понятия трансак-ционных издержек невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать некоторые проблемы и нет основания для определения политики [4].
Известно, что фундаментальным принци-
пом рыночной экономики является неопределенность. Она представляет собой нужду в информации. Если бы не было неопределенности, то ничто не могло бы помешать субъектам рынка вести себя рационально. Но именно проблема отсутствия, недостатка или неточности информации является одним из так называемых «провалов рынка», препятствующим эффективному использованию ресурсов. В современных условиях эта проблема получила название асимметричности информации. Под асимметричностью информации понимается неравномерное ее распределение между участниками сделки. Иными словами, одна сторона в сделке владеет информацией в большей, а другая - в меньшей степени. Отсюда - кто-то в сделке имеет преимущество над другим, а значит, может получить большую выгоду. Данная проблема порождает интерналии рынка, т.е. издержки или выгоды, прежде не учтенные и не оговоренные, которые получают участники сделки в результате ее проведения.
Поскольку субъектам рынка приходится работать в условиях дефицита информации, она становится «платным» ресурсом. Таким образом, неопределенность рынка и асимметричность информации являются двумя сторонами одной медали. Однако если неопределенность достигает больших размеров, то она порождает все больший объем затрат на добывание информации. Так появляются трансакционные издержки. В отличие от трансформационных издержек, непосредственно связанных с затратами на производство товара, трансакционные издержки представляют собой расходы на организацию и контроль за проведением сделок.
Как отмечает Р. Коуз, трансакционные издержки представляют собой затраты, связанные со стоимостью организации рыночных сделок [4]. Близкого по смыслу определения трансак-ционных издержек в качестве платы за использование рыночного механизма придерживаются М.О. Искосков и О.В. Шабалдина [3].
С позиции обмена прав собственности приводит понятие трансакционных издержек Т. Эггерт-ссон. По его мнению, трансакционные издержки - это затраты, которые возникают при обмене индивидами прав собственности на экономические блага и защите своих исключительных прав [11].
Поскольку всякая сделка (трансакция) есть обмен правами собственности, то, счита-
ет А.Н. Нестеренко, трансакционные затраты можно определить как издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности [6].
О. Уильямсон рассматривает трансакционные издержки как ex ante (предполагаемые), связанные с составлением проекта договора, ведением переговоров и обеспечением гарантий соглашения, и особенно ex post (фактические) издержки, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникающие, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений [9].
Трансакционные затраты отличаются от так называемых трансформационных издержек. Трансформационные издержки, или издержки технологии, связаны с преобразованием экономических ресурсов в готовые продукты, т.е. они обусловлены технологией производства товара и соответствуют изменению материальной среды. Трансакционные издержки не ассоциируются с процессом создания стоимости, но они изменяются в зависимости от трансформации социальных условий. Так, например, размер транспортных расходов при устоявшихся деловых связях между контрагентами можно отнести к трансформационным расходам. В случае изменения условий поставки необходимо внести коррективы в существующий договор, а возможно, и заключить новый контракт. Затраты по его согласованию будут уже отнесены к трансакционным издержкам. Снижение трансформационных расходов связано с внедрением новой техники и технологии, совершенствованием организации труда и производства и т.д. Уменьшение трансакционных издержек в широком смысле затрагивает процессы разделения труда и связано с изменениями многих видов человеческой деятельности.
Общепринятую классификацию трансакционных затрат приводит Т. Эггертссон [11]. Он различает пять видов издержек:
- издержки, связанные с поиском информации (о потенциальных поставщиках ресурсов, потребителях товаров и конкурентах);
- расходы на оценку и контроль качества продукции, которые не хотят нести покупатели (на приобретение измерительной техники, проведение замеров технических параметров продукции, потери на случай допущения ошибок в измерениях и др.);
- затраты на ведение переговоров и заключение контрактов (участие в тендерах, стоимость услуг нотариуса, представительские расходы и т.п.);
- издержки спецификации и защиты прав собственности (составление контракта, регистрация сделки, способы защиты прав собственности и др.);
- затраты, обусловленные защитой от оппортунистического поведения (возникают при любом нарушении условий контракта - поставка товаров ненадлежащего качества, нарушение сроков поставки, неисполнение работником своих производственных функций и др.).
Заслуживает внимания классификация трансакционных издержек, данная О.В. Шумаковой [10]. Она предлагает деление этих расходов на три основные группы: внутренние, внешние и издержки упущенной выгоды. Внутренние трансакционные издержки непосредственно связаны с продвижением товаров на рынке собственными службами предприятий. К внутренним трансакционным затратам, на наш взгляд, целесообразно отнести проведение маркетинговых исследований, потери, вызванные получением недостоверной информации, разработку условий контракта, стоимость и достоверность проведенных измерений качества, недостаточную компетентность персонала, задействованного в организации сделки и др. Внешние трансакционные расходы обусловлены покупкой услуг сторонних организаций, способствующих продвижению товаров на рынке. По нашему мнению, такой вид издержек связан с действием стихийных рыночных сил, государства и других субъектов рынка (поставщиков, продавцов, покупателей). Эти расходы могут включать затраты на использование качественных источников информации и каналов связи, участие в тендерах и электронных торгах, стоимость юридических услуг, защиту прав в арбитражном суде, потери от ненадлежащей спецификации прав собственности, недобросовестное поведение партнеров по сделке и др. Издержки упущенной выгоды даются О.В. Шумаковой применительно к сельскохозяйственным предприятиям и представляют собой затраты, возникающие вследствие потерь сельскохозяйственными предприятиями части выручки в результате расхождения качественных показателей продаваемого товара, реализации продукции в сроки и по ценам в ущерб собственной выгоде, а также потерь физического объема продукции в процессе реализации [10]. Мы считаем, что данный вид трансакционных издержек должен быть расширен и включать все затраты, связанные с потерями возможностей получить в будущем выигрыш. Например, упущенная выгода, когда прибыльный контракт «перехватил» конкурент; некомпетентность маркетинговой службы предприятия, неверно просчитавшей прибыльность того или иного управленческого
решения; стоимость потенциальных контрактов, потерянных из-за неучастия предприятия во всевозможных выставочных мероприятиях и др.
В современных условиях роль и значение трансакционных издержек велики. Дело в том, что с развитием экономики эти издержки имеют тенденцию к росту. Так, согласно исследованиям, проведенным Д. Нортом и Дж. Уоллисом в 1980-е гг., свыше 45% национального дохода приходится на трансакции, причем сто лет назад эта доля составляла примерно 25% национального дохода [6]. В настоящее время трансакцион-ный сектор на рынке занимает, по оценкам экспертов, от 50 до 70 % [8]. В общей сумме затрат предприятий удельный вес трансакционных издержек составляет от 1,5 до 15 % [3].
Возрастанию трансакционных издержек способствует ряд факторов, среди которых можно выделить ярко выраженное перепроизводство товаров в ряде секторов экономики. Так, например, на рынке легковых автомобилей продажи за январь-июль 2014 г. снизились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только в июне 2014 г. рынок таких автомобилей сократился на 17%. Понятно, что в этих условиях производителям приходится нести дополнительные затраты по сбыту товаров и поиску покупателей, а значит, их трансакционные издержки растут. Кроме того, обострение конкуренции также способствует росту трансакционных издержек. Вступление России в ВТО способствовало притоку в страну импортных товаров. И хотя введенные против Российской Федерации санкции несколько замедлили этот процесс, проблема роста трансакционных издержек сельхозтоваропроизводителей осталась. Проведенные исследования свидетельствуют, что трансакци-онные издержки сельчан составляют от 25 до 35% к общей сумме затрат [7]. На долю посредников в коммерческой составляющей сельскохозяйственной отрасли приходится свыше % стоимости продуктов [5].
Усложнение контрактных отношений, обусловленное ростом таких секторов, как финансовый, банковский, страховой, увеличение оборота операций с недвижимостью, рост объема юридических услуг, расширение оптовой и розничной торговли также способствуют возрастанию трансакционных издержек. К примеру, как отмечает Н.А. Аникина, в птицеводческой отрасли в звене купли-продажи сегодня формируется подавляющая часть трансакционных издержек, составляющих 20% и более от общей выручки сельхозпроизводителя [1].
В качестве еще одного фактора, увели-
чивающего размер трансакционных издержек в современных условиях, ряд авторов (А.Е. Шаститко, МО. Искосков, О.В. Шабал-дина, И.М. Гурова) отмечают наличие высоких административных барьеров и недостатки схем взаимодействия с органами государственного управления [2; 3]. Это влияние проявляется в слабой способности государства защищать права собственности, излишнем регулировании рыночных процессов, создании искусственных барьеров для входа-выхода предприятий на рынок и т.д.
Высокий размер трансакционных издержек тормозит процессы эффективного использования экономических ресурсов, не позволяет в достаточной степени финансировать проведение НИОКР, повышать качество продукции, сокращать непроизводительные потери. Это снижает конкурентоспособность предприятий на рынке, замедляет процессы обновления основного капитала.
До сих пор на предприятиях не налажен учет трансакционных издержек. На это не влияют ни вид собственности, ни особенности отрасли, ни организационно-правовая форма. Наладить такой учет достаточно просто, так как сегодня нет недостатка в исследованиях, позволяющих его организовать.
С позиций экономической науки минимизировать трансакционные издержки призваны институты. В науке не выработано единого понятия института. Например, Ю. Эльстер считает, что институт можно охарактеризовать как законопринудительный механизм, изменяющий поведение людей с использованием силы. Д. Норт под институтами понимает правила игры в обществе, или созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие субъектов. Институты призваны создать систему стимулов общества путем использования формальных законов (конституции, законодательства и др.) и неформальных правил (традиции, обычаи, кодексы поведения и др.). Иными словами, институты - это набор неких ограничений в поведении людей, внутри которых каждый человек волен вести себя так, как считает нужным. Дж. Найт считает, что институты - это набор правил, определяющих общественные отношения особенным образом, знать которые должны все члены данного общества.
Институты, в первую очередь государство, должны помочь предприятиям в снижении трансакционных издержек. Для этого государство должно скорректировать законодательство в сторону смягчения жестких условий деятельности предприятий на рынке, нельзя искус-
ственно создавать барьеры, препятствующие их эффективному функционированию. Ведь снижение трансакционных издержек важно не только для частного, но и для общественного сектора. Для этого государство может использовать два институциональных инструмента:
- распределение общественных ресурсов через государственный аппарат (когда правительственные органы регулируют контракты, в том числе по государственным закупкам),
- общественное регулирование (поиск партнеров по контрактам через специальные организации).
О росте трансакционных издержек в сельском хозяйстве свидетельствует проведенный нами опрос глав сельских поселений из 16 районов Чувашской Республики. Исследование показало, что в этом секторе экономики имеются особенности, способствующие дополнительному (по сравнению с общеэкономическими затратами) росту трансакционных издержек. К таковым можно отнести повышенные риски, связанные с тем, что сельское хозяйство находится в зоне рискованного земледелия, что ведет к росту трансакционных издержек, связанных с поиском информации о возможных рынках сбыта, а также издержек оппортунистического поведения. Сезонность сельскохозяйственного производства и неустроенность быта тормозят привлечение кадров на село, особенно молодежи. Как показал проведенный нами опрос студентов дневной формы обучения в одном из сельскохозяйственных вузов, лишь около 5% готовы поехать на работу в село. Таким образом, указанная мотивированность молодежи обостряет проблему привлечения квалифицированных кадров и способствует росту трансакционных затрат сельхозпредприятий. Особенности сельхозтоваров, связанные с их скоропортящимся характером, дают возможность торговым предприятиям диктовать сельчанам свои условия реализации, что не позволяет сельским товаропроизводителям снизить трансакционные расходы.
Разобщенность предпринимателей в сельской местности не дает им возможности действовать как единый предприниматель, особенно в области согласования рыночных цен. На рынке им противостоят более сплоченные, крупные перерабатывающие и торговые структуры, способные занижать закупочные цены на сельхозпродукцию, что также повышает транс-акционные затраты на селе. Однако в условиях объединенных усилий предпринимателей, как доказано классиками неоинституционализма, трансакционные издержки снижаются. Поэтому, на наш взгляд, сельским производителям
целесообразно объединяться в кооперативы, а возможно даже создавать крупные агрохолдин-ги по образу и подобию кооперативов, которые помогли бы решать проблемы и оказывать действенное влияние на факторы, тормозящие их развитие.
Таким образом, эффективность способов координации институтов и индивидов должна рассматриваться с точки зрения экономии трансакционных издержек. Это не единственный критерий, но очень существенный, так как удельный вес трансакционных издержек достаточно высок.
Список литературы
1. Аникина Н.А. Механизмы управления трансакционными издержками в птицеводстве // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. Т. 2. № 26-1. С. 113116.
2. Гурова И.М. Современные методы управления трансакционными издержками предпринимательской фирмы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4-1. С. 197-204.
3. Искосков М.О., Шабалдина О.В. Управление трансакционными издержками организации в условиях современной экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7(10). С. 87-90.
4. Коуз /.Фирма, рынок и право. М.: Нов. изд-во, 2007. 224 с.
5. Левин С.Л. Современные проблемы государственного регулирования трансакционных издержек на агропродовольственном рынке России // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 3. С. 33-35.
6. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория / отв. ред. акад. Л.И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 416 с.
7. Осотова Е.Ю. Управление трансакци-онными издержками на сельскохозяйственном предприятии // Альманах современной науки и образования. 2013. № 10 (77). С. 132-135.
8. Попов Е., Лесных В. Трансакционные издержки в переходной экономике // МЭиМО. 2006. № 3. С. 73.
9. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.
10. Шумакова О.В. Трансакционные издержки в рыночном хозяйстве АПК: проблемно-ориентированный анализ // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. Т. 1. № 25-1. С. 127-130.
11. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001. 408 с.