джер по статусу должен быть на одном уровне с директором магазина, чтобы иметь возможность влиять на продажи, формирование ассортимента своей категории.
Для каждого потребительского общества в разрезе форматов магазинов, учитывая их месторасположение, должна быть составлена матрица - основной документ, на базе которого строится вся работа магазина с ассортиментом.
Важным в категорийном менеджменте является систематическое и глубокое исследование ассортимента товаров в розничной торговле на основе АВС-анализа, который способствует оптимизации товарных групп. Для определения потенциала категории следует проводить и XYZ-анализ, который позволит анализировать и прогнозировать стабильность продаж категорий.
В деятельности потребительского общест-
ва важное внимание следует уделять такому показателю, как «маржинальность» категорий и поставщиков.
С учетом конкурентного окружения со стороны других сетей потребительскому обществу необходимо выбрать ряд категорий, которые наиболее интересны (например, молочную продукцию, кондитерские изделия, гастрономию), и поставить перед собой цель - сделать их лучшими в районе.
В соответствии с избранной стратегией необходимо определить тактические шаги в области ассортиментной политики, в сфере ценообразования, промоционной активности, а также мерчандайзинга.
Список литературы
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и период до 2020 г.: приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422.
РУСЯЕВ Максим Александрович - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gkalinina@ rucoop.ru
RUSYAEV, Maksim Aleksandrovich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 334.7
ИННОВАЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
И.Ю. Шишканова
Определена сущность инновации как инструмент приспособления коммерческих процессов предприятий потребительских обществ к меняющимся условиям внешней среды и средством совершенствования торговых процессов. Обозначена роль инноваций в процессе стратегического управления. Выявлены задачи инноваций в потребительской кооперации.
Ключевые слова: инновация; коммерческая деятельность; потребительская кооперация; торговые процессы; рыночная конкуренция; внедрение; инновационный процесс.
I.Yu. Shishkanova. INNOVATIONS INTO BUSINESS COOPERATIVE SOCIETY
The essence of innovation as a tool for adaptation processes commercial enterprises consumer societies to changing environmental conditions and means of improving trade processes. Defines the role of innovation in the strategic management process. Identified the problem of innovation in consumer cooperatives.
Keywords: innovation; commercial activity; consumer cooperatives; trade processes; market competition; introduction; the innovation process.
В современных условиях одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития предприятий торговли, являются инновации. Они служат инструментом адаптивного приспособления предприятий к меняющимся условиям
внешней среды, а также средством постоянного совершенствования коммерческих процессов, направленного на повышение эффективности их деятельности и улучшение торгово-бытового обслуживания населения.
Под инновацией (от англ. innovation - но-
12
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)
вовведение, новаторство) понимается «инвестиция в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги [5]. Новация (от лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. [3].
В соответствии с международным стандартом по науке и инновациям инновация определяется как «...конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [6].
Под инновацией в коммерческой деятельности необходимо понимать внедрение значительно усовершенствованного приема торгового процесса, нового организационного метода ведения хозяйственной деятельности предприятия.
С точки зрения стратегического управления инновация является инструментом приспособления коммерческих процессов предприятий потребительских обществ к меняющимся условиям внешней среды и средством совершенствования торговых процессов.
Инновационный процесс включает в себя такие элементы, интеграция которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К ним относятся: инициация инновации, маркетинг инновации, выпуск и реализация инновации, продвижение инновации, оценка экономической эффективности инновации, распространение инновации.
Инновационный процесс в потребительских обществах должен быть направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового коммерческого и технологического процессов. В общем плане инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.
Инновационный процесс в предприятиях системы потребительской кооперации предусматривает внедрение новых или значительно усовершенствованных форм и методов выполнения коммерческих и технологических процессов в области закупки сельскохозяйственной продукции, переработки, производства товаров с новыми параметрами, продвижения товаров и услуг на рынок, обслуживание покупателей.
Следует иметь в виду, что внедрение инноваций в коммерцию относится к категории «рискованных». Поэтому необходимо правильно определить и оценить основные их виды, а также способы снижения до уровня, при котором вложение средств в коммерческие инновации становится оправданным и эффективным. Общеизвестно, что высокий уровень риска сопровождается и высокой его компенсацией, а норма прибыли от реализации новой технологии, разработки и продвижения товаров в сфере обращения гораздо выше, чем в других отраслях предпринимательской деятельности. Правильная оценка и выбор, успешная реализация инновационных проектов позволяют региональным потребительским обществам системы занимать лидирующие позиции и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
Побудительным мотивом предприятий потребительской кооперации на пути к инновации является рыночная конкуренция.
По нашему мнению, важными задачами инноваций в потребительской кооперации являются:
- обеспечение высокого уровня хозяйственных отношений с предприятиями аграрного сектора;
- эффективное использование существующей материально-технической базы, программных продуктов, обновление технических средств наиболее совершенными видами;
- совершенствование организации коммерческих и технологических процессов во всех сферах деятельности системы;
- обеспечение оптимальных условий для роста производительности труда, снижения совокупных затрат и повышения эффективности работы предприятий потребительских обществ.
До начала внедрения инноваций в потребительских обществах следует внимательно анализировать факторы, чтобы принять решение об оптимальном для фирмы способе построения инновационного процесса [5].
Основные факторы, которые оказывают влияние на развитие инновационного процесса, отражены в таблице.
Инновации в предприятиях потребительской кооперации могут сопровождаться всесторонней перестройкой коммерческого процесса, изменением форм организации торговли, перепланировкой торговых площадей, созданием новых, заменой устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления и т.д.
Основные факторы, оказывающие влияние на развитие инновационного процесса
Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально- психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп
В международной практике приняты два типа технологических инноваций: продуктовая и процессная.
Продуктовой инновацией является внедрение товара или услуги. В продуктовых инновациях могут использоваться новые знания или технологии. Нам представляется, что данный тип инновации характерен для производственных и перерабатывающих предприятий потребительской кооперации. По нашему мнению, необходимость внедрения продуктовой инновации в потребительских обществах продиктована проблемами сбыта собственной продукции. В частности, мы предлагаем разработать новые рецептуры, производить товары с новыми параметрами, свойствами, которые должны отличаться от тех, которые массово представлены на рынке. Считаем, что в целях повышения конкурентоспособности и расширения рынка сбыта продуктовая инновация должна основываться на использовании местных эколо-
гически чистых сырьевых ресурсов, которые выгодно отличаются относительно низкой себестоимостью.
Потребительским обществам в рамках продуктовой инновации должное внимание необходимо уделить инновации в дизайне. Это особенно важно для производственных предприятий потребительской кооперации, которые в настоящее время испытывают трудности в сбыте продукции. Здесь речь идет о необходимости разработки новой технологии производства товаров, которые должны отличаться от тех, которые массово представлены на рынке (хлебопродуктов, консервной продукции и т.д.).
Процессовая инновация в предприятиях потребительской кооперации должна предусматривать внедрение новой или значительно улучшенной технологии производственных, торговых процессов, включая и логистику. Сюда следует отнести значительные изменения в технологии выполнения коммерческих
процессов на основе использования современного оборудования, программного обеспечения и т.д.
Процессовые инновации должны быть максимально ориентированы на снижение относительной себестоимости производства, уменьшение транспортных расходов, повышение уровня качества обслуживания.
Следующим направлением процессных инноваций в системе потребительской кооперации является создание логистики товародвижения в единой сетевой системе. Это направление в настоящее время является основой в деятельности региональных потребительских обществ.
В рамках логистических систем должны решаться задачи по прогнозированию потребности в товарах, услугах и транспорте.
Примерами инновационных методов доставки товаров является внедрение учета перемещений товаров при помощи штрихкода или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений транспортных средств с использованием POS-терминалов, сканеров.
Инновации в коммерческой деятельности проявляются и в размещении товара на полках. Инновации в размещении товара могут заключать в себе использование новых концепций его представления покупателю. Примером может служить использование метода самообслуживания на принципиально новом подходе, внедрение дистанционной формы продажи.
Для популяризации потребительской кооперации в малых населенных пунктах предпочтительно организовывать торговлю на основе франчайзинга.
Важной составляющей инновации в коммерческой деятельности является создание информационных систем, которые обеспечивают продвижение и контроллинг продаж товаров на рынках. Это особенно важно для производственных предприятий системы. В продвижении продукции производственных предприятий потребительской кооперации необходимо шире использовать новые концепции. В частности, сюда относится использование разных средств массовой информации (показ продукта в мультфильмах или телевизионных программах или его представление любым известным лицом). Для этого привлекаются имена и лица известных политиков, артистов, спортсменов, бизнесменов и т.д.
Совершенствование технологии торговли является важной составляющей инновации торгового предприятия. В этой части в предприятиях потребительской кооперации необходимо провести внедрение инновационных тех-
нологий по внедрению радиочастотных систем передачи данных (RFID). По нашему мнению, интегрированная система радиочастотных передач данных позволит кооперативной торговой сети усовершенствовать цепочку поставок и сделать более эффективным управление товарными запасами.
Инновационными являются также и новые стратегии ценообразования для рыночного продвижения продукции. Однако в этом деле необходимо проявить большую гибкость, так как покупатель обращает внимание на товары, находящиеся в определенной ценовой категории. Снижение цены иногда может привести к обратному эффекту.
При определении политики ценообразования следует учесть, что в регионах, где уровень жизни растет, основная конкуренция разворачивается в инновационной сфере деятельности. Поэтому предприятия с достаточным уровнем качества продукции должны проводить политику по выходу в те регионы, где уровень жизни людей растет.
В целях повышения конкурентоспособности предприятий следует уделить должное внимание и организационной инновации. Отличительной ее чертой является внедрение метода организации, который не использовался предприятием ранее и является результатом реализации стратегических решений руководства. Комплекс решений, объединяющих многие современные методы управления, связанные с системами управления качеством, управлением по целям и показателям и т.д., называется категорийным менеджментом.
Категорийный менеджмент - это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица [4].
Мы считаем, что новые организационные методы должны предусматривать и современные способы организации хозяйственных связей с поставщиками, интеграцию с предприятиями аграрного сектора, привлечение коммерческих субподрядчиков к заготовкам сельскохозяйственной продукции, их переработке и производству товаров, распределению. Некоторые эти хозяйственные отношения могут быть налажены и на аутсорсинговой основе.
Внедрение инновационных технологий в системе потребительской кооперации позволит повысить эффективность функционирования всех сфер деятельности, оптимизировать хозяйственные взаимоотношения предприятий потребительской кооперации с сельскохозяйственными товаропроизводителями и развивать
интеграционные связи, повысить результативность процесса продажи, увеличить конкурентоспособность торговых предприятий, повысить лояльность покупателей к торговым предприятиям единой торговой сети.
Список литературы
1. Артамонов В. Категорийный менеджмент (category management). URL: http://sklad-zakonov. narod.ru.
2. Кузнецов Д. О категорийном менеджменте. URL: http://apogee. mylivepage.ru.
3. Руководство Фраскати.
4. Сидоров Д.В. Создание и поддержание оптимального ассортиментного ряда продукции. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/pricing/ product_range.htm.
5. URL: http://www.dist-cons.ru/modules/in-nova/sectionl.html.
6. URL: http://www.WiseOwl.ru/showwork/406.
ШИШКАНОВА Инна Юрьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SHISHKANOVA, Inna Yurievna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]