10
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)
УДК 334.735:658.7
ИННОВАЦИОНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗБИТИЮ ОТРАСЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
С.В. Тимофеев
Рассмотрено создание инновационной системы управления отраслями потребительской кооперации, приведены проблемы внедрения инновационного процесса в потребительской кооперации, проанализированы подходы к практической реализации инноваций.
Ключевые слова: адаптированность; инновация; логистика; нововведение; поливариативность; продажа; сетевая торговля.
S.V. Timofeev. INNOVATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE SECTORS OF THE CONSUMER COOPERATION
How to create an innovative control system sectors of consumer cooperatives, are problems of implementation of the innovation process in consumer cooperation, analyzed approaches to practical implementation of innovations.
Keywords: adaptation; innovation; logistics; innovation; polivariativnost; sale; trade network.
В условиях развития конкуренции функционирование предприятий потребительской кооперации немыслимо без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.
Слово «инновация» (от англ. innovation) по смыслу идентично слову «нововведение». Оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности деятельности предприятия.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, обслуживания, управления и т.п.
Инновационную деятельность необходимо рассматривать и как вид деятельности, который связан с трансформацией идей в новый или усовершенствованный продукт, внедрённый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновацию можно рассматривать как нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качество продукции (услуг).
Таким образом, в зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:
- как процесс;
- как систему;
- как изменение;
- как результат.
В классическом понимании инновационное развитие - это специфическая форма практики людей, позволяющая подготовить приоритетные варианты управленческих решений по переходу торгового предприятия из одной позиции на потребительском рынке в другую, более перспективную.
С экономической точки зрения инновационное развитие - это процесс практической деятельности по приумножению во времени ресурсного потенциала торгового предприятия. Инновационное развитие с позиций поливариативности управления экономическими процессами позволяет включить в его содержание факторы адаптивного характера, которые позволяют повысить способность предприятия потребительской кооперации предвидеть изменения среды его функционирования за счет временной и органичной увязки намеченных целей с объемом и структурой ресурсов.
С практической точки зрения инновационное развитие - это то, следуя чему можно получить результат, т.е. увеличивать прибыль. Родоначальник научной организации труда Ф. Тейлор определил инновационное развитие как процесс временной детерминации целей и задач, а также способов достижения этих целей.
Инновационное развитие предприятия - это методология его поступательного движения, обеспечивающая реорганизацию и перестройку его внутренней среды для соот-
ветствия внешним экономическим и политическим условиям хозяйствования. Значимость управления инновационным развитием состоит не в том, чтобы научиться обходить трудности и проблемы, а в том, чтобы не создавать их себе самостоятельно, противопоставлять им методику адаптивности и поливариативности систем управления.
Инновационное развитие предприятия потребительского общества - это:
- определение текущей и стратегической позиции предприятия на рынке и обоснование комплекса направлений его развития и функционирования;
- временная детерминация принципов, методов и способов деятельности, которыми руководствуются в работе и которые определяют культуру внутренней среды предприятия;
- постановка целей, задач и долгосрочных направлений развития предприятия;
- формализация стратегии развития предприятия, условий ее изменения, способов достижения заданных параметров эффективности;
- построение системы четко зафиксированных во времени тактических планов развития предприятия, обеспечивающих создание условий, необходимых для реализации стратегии.
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
В настоящее время торговля в целом превратилась в один из полигонов для постоянных инноваций. Здесь ускоренными темпами внедряются новые технологии продаж, логистические и управленческие схемы, активно осваиваются информационные системы, на которые ведущие компании тратят до 2 % своего оборота [2].
В торговой отрасли сформировались объективные инновационные возможности, которые проявляются в следующем:
- в адаптированности торговых организаций к реальной диверсификации хозяйственной деятельности;
- проведении благоприятной политики по стимулированию инноваций в отрасли;
- формировании базовых субъектов рыночной инфраструктуры;
- признании социальной значимости науч-
но-технической и инновационной деятельности и ее определяющем влиянии на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг;
- применении рычагов стимулирования научно-технической и инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;
- конкурсности отбора приоритетных инновационно-инвестиционных проектов посредством инструментария бизнес-планирования.
Конечная цель инновационного управления потребительским обществом состоит в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, расширении рынка сбыта, обеспечении динамичного развития объемов деятельности.
Инновационный процесс в потребительском обществе может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного пути в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как: характер технологии, рынок конечной продукции, потенциал предприятия, экономический климат, степень компетентности руководства.
Происходящие изменения на рынке вынуждают предприятия потребительской кооперации своевременно обновлять производственную технологию и совершенствовать ассортимент предлагаемой и выпускаемой продукции предприятиями торговли и общественного питания, что связано с быстро меняющимся спросом на товары и услуги, а также с возрастанием требований к их качеству. В этих условиях перед потребительским обществом встают вопросы о борьбе с конкурентами, снижении издержек производства и обращения, максимизации прибыли.
По нашему мнению, инновационное развитие потребительской кооперации должно быть ориентировано на модернизацию действующих заготовительных пунктов, предприятий по переработке заготавливаемой сельскохозяйственной продукции и выпуск конкурентоспособных товаров на основе новых технологий, развитие единой торговой сети, создание распределительных (логистических) центров. Все это должно быть ориентировано на повышение качества жизни сельского населения.
В кооперативной торговле формирование инновационного потенциала должно проявляться в создании новых форматов предприятий торговли и общественного питания, развитии соответствующей инфраструктуры, внедрении систем управления цепочками товародвижения на маркетинговой основе, проведении меро-приятийпосовершенствованиютовародвижения на основе создания интегрированной системы логистики, внедрении Интернет-технологий.
Однако в настоящее время в системе потребительской кооперации имеются определенные проблемы, сдерживающие инновационный подход к развитию ее отраслей. К таким факторам относятся:
- недостаточная активность потребительских обществ (их руководителей) в выработке инновационной политики;
- неразвитость механизма стимулирования научно-исследовательской деятельности, отсутствие интегрированных связей между научной, производственной, торговой и другими сферами деятельности потребительской кооперации;
- недостаточный уровень научно-исследовательской базы, неподготовленность некоторых предприятий к освоению новейших научно-технических достижений, непроработанность информации о новых технологиях;
- недостаток собственных денежных средств, высокие экономические риски внедрения инновационных технологий;
- неготовность кадров воспринимать инновации, «поддерживать» их, внедрять и «продвигать» в производственный процесс, а следовательно, и оценивать преимущества инновационных технологий.
К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях потребительской кооперации морально устаревших основных фондов с большой степенью износа. Многие предприятия по уровню производительности труда и качества выпускаемой продукции не соответствуют конкурентным требованиям товарных рынков. Все это не позволяет выдерживать конкуренцию предприятиям потребительской кооперации. Поэтому в условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию отраслей потребительской кооперации, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах. Формирование и реализация инновационной политики должны предусматривать создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала отраслей потребительской кооперации и продвижению результатов научно-исследовательских работ в создание и совершенствование технологий, методов и форм обслуживания, что послужит рычагом экономического роста.
Реализация инновационных возможностей потребительской кооперации должна сопровождаться определенными программными действиями:
- по обеспечению экономической свободы системы, базирующейся на развитии предпринимательских структур и форматов торговли, сопровождаемых принятием соответствующих актов, регулирующих вопросы реализации инновационной политики, как на уровне потребительских обществ, так и на уровне региональных потребительских союзов;
- обеспечению свободы инвестиционных потоков, способствующих трансферу современных технологий на основе программного обеспечения;
- совершенствованию правовой среды для интенсивного развития предприятий торговли и общественного питания, осваивающих новые торгово-производственные технологии, внедряющих новые технологии продаж, выпускающих (предоставляющих) конкурентоспособную продукцию (услуги);
- совершенствованию организационных структур отраслей системы и форматов торговли на основе перехода к сетевому методу управления;
- интенсивному развитию торговых организаций и предприятий общественного питания на основе углубления интеграционных и кооперированных связей;
- разработке и внедрению действенных механизмов поощрения и стимулирования научно-технической деятельности;
- построению системы информационного обеспечения и экспертизы, сертификации и продвижения разработок, системы подготовки и переподготовки кадров в инновационной сфере;
- совершенствованию конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ: реализация в потребительских обществах относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов (пайщиков) и при поддержке региональных и местных органов власти позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
- повышению уровня информированности и инновационной восприимчивости руководителей и работников отраслей потребительской кооперации.
Успех инновационного бизнеса определяется:
- жестким профессиональным отбором инновационных проектов по системе адекватных критериев и методов;
- главенствующей ролью профессионалов в области управления проектами на всех этапах процесса отбора и реализации инноваций;
Рис. 1. Взаимодействие технологии производства и рынка
- экономико-управленческой грамотностью инноваторов в области эффективной коммерческой реализации инновационных проектов;
- активным инвестированием инноваций из собственных средств инноваторов.
Два возможных подхода к практической реализации инновации [1] приведены на рис. 1.
«Технологическому толчку» необходимы серьезные и долгосрочные капитальные вложения, часто государственные, поскольку это требует не только дорогостоящих теоретических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, но и организации принципиально нового производства и создания рынка. Стратегия технологического толчка может использоваться в рамках крупных национальных проектов. В частности, система потребительской кооперации данную стратегию может использовать в развитии агропромышленной интеграции с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. Такие проекты должны управляться в значительной степени централизованно.
Экономически и коммерчески эффектив-нуюреализацию инноваций науровне реального бизнеса дает второй путь - путь «рыночного втягивания». Сначала определяется актуальная или перспективная рыночная потребность, и уже после этого запускается инновационный механизм эффективного создания соответствующего продукта. Этот путь прямо отвечает методологии проектного управления. То есть в экономике, основанной на знаниях, наука должна работать на практические рыночные и стратегические государственные потребности.
Исходя из изложенного, можно заметить, что инновационные проекты предприятий потребительской кооперации должны:
- реализовываться по технологии «рыночного втягивания» и быть непосредственно ориентированы на конкретные рыночные потребности;
- все участники инновационного процесса должны быть экономически и управленчески грамотны.
Проведенный анализ, с учетом современных реалий, позволяет выявить основные препятствия, мешающие переводу экономики на инновационный путь развития, которые приведены на рис. 2.
Первые три проблемы уже были описаны ранее, что же касается четвертой, то она лишь соответствует простой и понятной истине: инновации не рождаются на «кончике пера», идеи появляются в процессе реальной, ориентированной на потребности рынка работы.
Основные проблемы инновационного развития российской экономики
Противоречия в понимании существа процесса инновационного развития Преобладание технократического подхода: «мы самые ч_главные, дайте нам денег и мы озолотим всех»_(
Крайне малое количество грамотных «инновационных предпринимателей» и специалистов, владеющих методами проектного управления развитием бизнеса
Консервативная социально- экономическая и правовая среда: капитал легче зарабатывать, делить и переделивать традиционными способами Отсутствие эффективных механизмов регулирования ч_инновационного развития_,
Отсутствие опыта обучения действием и возможностей реализации этого принципа. (Новые инновации рождаются в процессе реализации и развития предшествующих)
Рис. 2. Основные проблемы инновационного развития российской экономики [1]
Важной причиной, мешающей динамичному развитию предприятий потребительской кооперации в инновационном направлении, является уровень экономического образования большинства руководителей и специалистов потребительских обществ. В этих ситуациях необходимо в системе кооперативного управления активизировать процесс подготовки специалистов в области управления инновационными проектами в торговой (коммерческой) и технологической деятельности.
Анализируя инновационные возможности Цивильского потребительского общества, следует отметить, что на данный момент сформированы основы инновационной инфраструктуры, обеспечивающей условия для развития инновационной деятельности. Так, в частности, руководство потребительского общества заинтересовано во внедрении современных форм организации и стимулировании труда, использовании информационной технологии с соответствующим программным обеспечением во всех сферах деятельности.
Одним из первоначальных проявлений инновации в кооперативной торговле и общественном питании является внедрение методов самообслуживания на принципиально новой основе, что было до 90-х гг. прошлого столетия.
Так, инновационный подход проявляется и в оптимизации формировании ассортимента, в совершенствовании хозяйственных связей, включая выбор «выгодных» поставщиков. Для этого в потребительском обществе был проведен углубленный АВС и XYZ - анализы ассортимента товаров по товарообороту, по прибыльности и в разрезе отдельных поставщиков, выявив их долю в прибыльности райпо. От качества формирования торгового ассортимента зависит многое, в том числе объем продаж и прибыль. Для этого приходится анализировать то, что продается лучше, что приносит большую прибыль, что покупают постоянно и что не пользуется спросом. В целях оптимального формирования ассортимента товаров и услуг силами студентов проводились анкетирования покупателей в различных населенных пунктах, в том числе и в г. Цивильске.
АВС-анализ позволяет выделить наиболее и наименее пользующиеся спросом группы товаров. А XYZ-анализ позволяет дать оценку стабильности прогнозирования продаж по той или иной группе товаров. Консолидация обоих методик дает практически полную характеристику эффективности ассортиментной политики торгового предприятия.
Одним из ключевых направлений инновационного развития предприятий потреби-
тельского общества является организационное совершенствование.
Внедрение механизмов инновационного развития в большинстве случаев способствует разрушению традиционной управленческой иерархии. Это не означает, что исчезнут многие должности среднего уровня управления, но произойдет оптимизация их численности до минимально необходимой. Тем временем механизмы инновационного развития, планирования и бюджетирования ресурсных потоков потребительских обществ должны стать основой подобной реструктуризации управления и опорой для принятия решений руководством предприятия.
В большинстве предприятий потребительской кооперации менеджеры исполняют функционально специализированные роли. В условиях функционирования рыночных отношений вся система управления коммерческой деятельностью должна быть направлена на формирование добавленной стоимости. Это может обусловить скачок от функционально специализированного к целостному видению бизнеса, что является важным шагом в плане управления стратегическим развитием потребительского общества. Потребительские общества, как правило, заинтересованы в том, чтобы менеджеры и работники приняли на себя реальную ответственность за текущую деятельность, что на практике происходит редко.
Несмотря на растущую потребность в стратегически мыслящих менеджерах во всех сферах деятельности потребительского общества, постоянно возникают все новые препятствия развитию предприятий. Поэтому требуется постоянный мониторинг данных процессов с последующим внедрением инновационных механизмов управления. В качестве таких механизмов мы решили выбрать катего-рийный подход.
Категорийный менеджмент сегодня - это, наверняка, самая прогрессивная и успешная практика управления ассортиментом. Его система сложна, но затрагивает практически все процессы, происходящие в потребительском обществе.
По результатам исследования нам предложена новая организационная структура. Новая организационная структура - один из самых важных аспектов внедрения категорийного менеджмента в райпо. В частности, предложено переквалифицировать начальника торгового отдела в старшего категорийного менеджера, трех директоров РТП назначить зональными категорийными менеджерами, которые также будут курировать свои магазины и каждый - отдельную товарную кате-
горию. Соответственно, бывшие товароведы торгового отдела возьмут под свой непосредственный контроль разные категории товаров. Вопрос обязанностей и полномочий категорий-ного менеджера логично вытекает из организационной структуры. Разработан проект должностных обязанностей категорийного менеджера для Цивильского потребительского общества.
В целях создания заинтересованности работы менеджеров категорий предполагаем разработку новой инновационной системы мотивации их труда.
Для того, чтобы иметь возможность тщательно планировать поставки, складские остатки, вовремя информировать поставщиков, корректировать ассортиментную матрицу, предложено внедрить специальную информационную систему для учета и контроля каждой товарной категории или усовершенствовать существующую.
Внедрение механизмов инновационного развития в большинстве случаев способствует разрушению традиционной управленческой иерархии. Это не означает, что исчезнут некоторые должности среднего уровня управления, но позволит оптимизировать их численность до минимально необходимой. Механизмы инновационного развития, планирования и бюджетирования ресурсных потоков потребительского общества должны стать основой реструктуризации управления.
Важным направлением инновационного развития во всем мире является диверсификация (Внедрение новых функций. Например, в магазинах продаются полуфабрикаты, салаты и другая продукция, которые изготавливаются на месте).
Диверсифицированные торговые предприятия отдают предпочтения экономическому росту, поскольку он важен по следующим причинам:
- рост торгового предприятия напрямую определяет его конкурентную позицию, так как относительная конкурентоспособность торгового предприятия - это показатель успеха/ неудачи на различных рыночных сегментах. Конкурентный застой на одном сегменте может быть локализован ростом продаж на другом и наоборот;
- рост создает возможности более гибкой мотивации персонала, что подкрепляется естественным ростом продуктивности и эффективности. Торговое предприятие получает возможность создать свою оригинальную корпоративную концепцию, привлекающую предприимчивых людей и профессионалов.
Инновационное развитие касается всех видов деятельности потребительской кооперации. Все предприятия и отрасли, с которыми
связана деятельность отраслей потребительской кооперации, должны рассматриваться как факторы, влияющие на инновационное развитие системы. В данном аспекте значимым является совершенствование ассортимента выпускаемой продукции предприятиями общественного питания, хлебозавода и т.д. При этом инновационным должна быть и упаковка.
Следующее направление инновационного развития потребительского общества - необходимость быстрого восстановления и дальнейшего роста заготовительной и перерабатывающей деятельности.
Инновационный тип воспроизводства может быть определен как специфический вид интенсивного типа воспроизводства, характеризующийся высокой наукоемкостью.
Только инновационно-интенсивный тип расширенного воспроизводства и экономического роста открывает возможности прорыва и неуклонного подъема производительности труда - исходного пункта экономической эффективности производства, главного способа повышения уровня и качества жизни населения.
В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Следует заметить, что нововведения в технику, технологию, организацию производства, экономические отношения и методы хозяйствования ориентированы на обеспечение роста производительности труда, повышение степени удовлетворения потребностей населения и в целом повышение качества жизни сельского населения.
Таким образом, можно констатировать, что фундамент для инновационных преобразований в потребительском обществе создается.
В качестве приоритетных направлений инновационного развития потребительского общества в современных условиях хозяйствования нами определены следующие:
- автоматизация процессов сбора и обработки коммерческой информации, автоматизации расчетов с покупателями на основе внедрения POS-терминалов и установка современного технологического оборудования;
- использование инструментов бенчмар-кинга для разработки новых приемов повышения уровня предоставляемых услуг, выбора наилучших методов ведения коммерческой деятельности;
- применение мерчандайзинга и категорий-ного подхода в управлении продажами и покупками;
- построение логистической системы, дающей возможность синхронизации взаимоотношений с поставщиками с помощью современных технологий, оборудования и инноваций в коммуникативных отношениях и менеджменте внутри и вне организации;
- синхронизация взаимоотношений с поставщиками на основе построения логистических структур с помощью современных торговых технологий, оборудования и инноваций в коммуникативных отношениях;
- создание функциональной системы бизнес-планирования в коммерческой деятельности.
В перспективном будущем руководству потребительского общества необходимо внедрить инновационные технологии по следующим направлениям:
- внедрение радиочастотных систем передачи данных (RFID);
- внедрение персональных компьютеров PDA;
- внедрение информационных терминалов, электронных рекламных дисплеев и т.д.
Внедрение инновационных технологий позволит:
- повысить эффективность процесса продажи, оптимизировать издержки, увеличить конкурентоспособность предприятий потребительской кооперации в результате использования беспроводных и радиочастотных технологий;
- обеспечить покупателя максимально возможным объемом информации о товарах и услугах;
- повысить продуктивность работы служащих;
- улучшить показатели финансово-экономической деятельности;
- увеличить прибыль;
- сократить издержки на управление запасами, ускорить движение товарно-материальных потоков, постоянно поддерживать уровень запасов, сокращать количество единиц хранения на складе, повысить эффективность процесса продажи, оптимизировать издержки;
- обеспечить рост товарооборота на 1520% [3];
- повысить конкурентоспособность организации потребительской кооперации в ре-
зультате использования беспроводных и радиочастотных технологий;
- позиционировать предприятия системы в качестве дискаунтера.
Инновационная технология должна быть ориентирована прежде всего на клиента.
Основными направлениями, которые должны становиться сферой приложения усилий торговых сетей потребительской кооперации, являются:
- превращение пассивного потребителя в активного участника рынка;
- прозрачность предложения для потребителя, желающего знать, что происходит в невидимых его глазу «коридорах» торговых сетей;
- поиск средств, позволяющих клиенту испытать удовольствие от процесса совершения покупок, в том числе создание приятной атмосферы в местах продаж;
- повышенное внимание, уделяемое клиентом своему бюджету, времени и важности совершаемых покупок;
- постоянное воздействие на все пять чувств клиента;
- превращение розничной торговли в площадку, где возникают новые связи и происходит обмен креативными идеями.
Сегодня розничная торговля активно вмешивается даже в саму концепцию товаров, в частности, за счет появления феномена private label. Кроме того, торговлю можно рассматривать и как способ создания целого спектра предложений, объединяющих товары и услуги воедино для предоставления потребителю готовых решений.
Список литературы
1. Баев Л.А. Инновационное развитие: желания и возможности (размышления бывшего романтика) /URL:http://www.proatom.ru/modules.ph p?name=News&file=article&sid=1111 (дата обращения 18.09.10).
2. Владыко A.В. Оценка состояния и направлений инновационного развития торговой отрасли и торговых организаций Республики Бела-русь/URL:http://science.crimea.edu/zapiski/djvu_ econom/2009/econ_26_2009/vladyko.pdf (дата обращения 18.09.10).
3. http://www.WiseOwl.ru/showwork/406.
ТИМОФЕЕВ Станислав Васильевич - доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Stanislav Vasilyevich - Associate Professor of Department of Trade and Commodity Management Business. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]