им разрешалась покупка земли у сельского общества на льготных условиях). Правительству вменялась обязанность оказывать выходцам финансовую и кредитную помощь, а также помощь по организации землеустроительных работ.
Закон от 14 июня 1910 г. восполнял пробелы и недостатки трех предыдущих указов, укрепляя их юридическую базу. По широте охвата земельных вопросов ему не было равных в предыдущей истории Российского государства.
Противники аграрной политики Столыпина, среди которых было немало и патриотически-настроенных общественных деятелей, обращали внимание на те огромные трудности, которые возникнут при дележе прав и обязанностей между крестьянами, остающимися в общине и отпадающими от нее. Также в 1907 г известный русский экономист А.И. Чупров указывал ещё на одну опасность - опасность чересполосного землепользования, которое могло не прижиться на просторах России.
Об успехах, достигнутых в экономическом развитии России за два десятилетия, предшествующие революции, можно судить по ряду показателей, опубликованных в различных источниках.
Накануне революции русское земледелие достигло полнейшего расцвета. В течение двух десятилетий, предшествовавших войне 19141918 гг., урожайный сбор хлебов удвоился. По сбору семян основных злаковых культур Рос-
сия стояла выше (опережала на 1/3) Аргентины, Канады и США вместе взятых. Если в 1894 г. сбор ржи составлял 2 млрд пудов, то в 1913 г. - 4 млрд пудов.
Урожай хлопка в 1913 г. и даже в военные годы покрывал годичные потребности российской текстильной промышленности. Последняя удвоила свое производство в период между 1894-1911 гг.
До революции Россия производила 4/5 всего мирового урожая льноволокна.
Россия поставляла на мировой рынок 50% общего количества экспортируемых яиц.
Выплавка чугуна с 1895 по 1914 г увеличилась на 250%, стали - на 204%. Добыча меди за период с 1895 по 1915 г возросла на 375%. Наконец, золотой фонд страны возрос к 1914 г., по сравнению с 1894 г., на 146%.
Итак, хотя налаженное в дореволюционной России кооперативное движение осталось в прошлом, мы могли бы и в наше время извлечь драгоценные уроки из всей плодотворной работы, которая проводилась в тот исторический период.
список литературы
1. Зайцева Л. Аграрная реформа П.А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX -начала XX в. М., 1995.
2. ЧаяновА.В. Краткий курс кооперации. Изд. 2-е. М., 1919.
МАТВЕЕВ Андрей Павлович - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
MATVEEV, Andrey Pavlovich - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
уцк 334.735:658.7
о перспективах инновационного развития потребительской кооперации
с.В. тимофеев
Исследованы перспективы инновационного развития потребительской кооперации. Показаны новые формы организации производства и управления, направленные на повышение эффективности деятельности системы потребительской кооперации.
Ключевые слова: потребительская кооперация; передовой опыт; инновационное развитие; эффективность; организация производства; недостатки; перспективы развития; новые технологии.
S.V. Timofeev. ABOUT PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF CONSUMER COOPERATION
Investigated the prospects of innovative development of consumer cooperatives. Recently new forms of organization of production and management, to improve the effectiveness of consumer cooperatives.
Keywords: consumer cooperation; best practices; innovative development; efficiency; organization of production; shortcomings; prospects; new technologies.
140-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации в качестве приоритетного в деятельности потребительской кооперации выбрало обеспечение инновационных направлений развития.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, обслуживания, управления и т.п.
Инновацию можно рассматривать как нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качество продукции (услуг) [4].
В классическом понимании инновационное развитие представляет собой специфическую форму практики людей, которая позволяет подготовить приоритетные варианты управленческих решений по переходу отраслей потребительской кооперации из одной позиции на потребительском рынке в другую, более перспективную.
Инновационное развитие предприятий потребительской кооперации должно быть ориентировано как на повышение результативности их функционирования, так и на повышение социальной жизни сельского населения. Представляется, что цель инновационного управления в потребительской кооперации состоит в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, расширении рынка сбыта, обеспечении динамичного развития объемов сфер деятельности системы.
Инновационный процесс в потребительском обществе может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного пути в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как: характер технологии, рынок конечной продукции, потенциал предприятий, экономический климат, степень компетентности руководства.
Происходящие изменения на рынке вынуждают потребительские общества своевременно обновлять производственную технологию и совершенствовать ассортимент предлагаемой и выпускаемой продукции, что связано с быстро меняющимся спросом на товары и услуги, а также с возрастанием требований к их качеству. В этих условиях перед предприятиями
потребительской кооперации встают вопросы о конкурентах, снижении издержек производства и обращения, максимизации прибыли.
По нашему мнению, инновационное развитие потребительской кооперации должно быть ориентировано на модернизацию действующих заготовительных пунктов, предприятий по переработке заготавливаемой сельскохозяйственной продукции и выпуск конкурентоспособных товаров на основе новых технологий, развитие единой торговой сети, создание распределительных (логистических) центров. Все это должно быть ориентировано на повышение качества жизни сельского населения.
В кооперативной торговле формирование инновационного потенциала должно проявляться в создании новых форматов предприятий торговли и общественного питания, развитии соответствующей инфраструктуры, внедрении систем управления цепочками товародвижения на маркетинговой основе, проведении мероприятий по совершенствованию товародвижения на основе создания интегрированной системы логистики, внедрении Интернет-технологий.
Однако в настоящее время в системе потребительской кооперации имеются определенные проблемы, сдерживающие инновационный подход к развитию ее отраслей. К таким факторам относятся:
- недостаточная активность потребительских обществ (их руководителей) в выработке инновационной политики;
- неразвитость механизма стимулирования научно-исследовательской деятельности, слабость интегрированных связей между научной, производственной, торговой и другими сферами деятельности потребительской кооперации;
- недостаточный уровень научно-исследовательской базы, неподготовленность некоторых предприятий к освоению новейших научно-технических достижений;
- недостаток собственных денежных средств, высокие экономические риски внедрения инновационных технологий;
- неготовность кадров воспринимать инновации.
К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях потребительской кооперации морально устаревших основных фондов
с большой степенью износа. Поэтому инновационное развитие должно способствовать интенсивному развитию отраслей деятельности потребительской кооперации, обеспечивать ускорение внедрения современных достижений науки и техники.
Реализация инновационных возможностей потребительской кооперации должна сопровождаться определенными программными действиями:
- по обеспечению экономической свободы системы, базирующейся на развитии предпринимательских структур и форматов торговли, сопровождаемых принятием соответствующих актов, регулирующих вопросы реализации инновационной политики, как на уровне потребительских обществ, так и на уровне региональных потребительских союзов;
- обеспечению свободы инвестиционных потоков, способствующих трансферу современных технологий на основе программного обеспечения;
- совершенствованию правовой среды для интенсивного развития предприятий торговли и общественного питания, осваивающих новые торгово-производственные технологии, внедряющих новые технологии продаж, выпускающих (предоставляющих) конкурентоспособную продукцию (услуги);
- совершенствованию организационных структур отраслей системы и форматов торговли на основе перехода к сетевому методу управления;
- интенсивному развитию торговых организаций и предприятий общественного питания на основе углубления интеграционных и кооперированных связей, в том числе с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- разработке и внедрению действенных механизмов поощрения и стимулирования научно-технической деятельности;
- построению системы информационного обеспечения и экспертизы, сертификации и продвижения разработок, системы подготовки и переподготовки кадров в инновационной сфере;
- реализации в потребительских обществах относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов;
- повышению уровня информированности и инновационной восприимчивости руководителей и работников предприятий потребительской кооперации.
Успех инновационного бизнеса определяется:
- жестким профессиональным отбором ин-
новационных проектов по системе адекватных критериев и методов;
- главенствующей ролью профессионалов в области управления проектами на всех этапах процесса отбора и реализации инноваций;
- экономико-управленческой грамотностью инноваторов в области эффективной коммерческой реализации инновационных проектов;
- активным инвестированием инноваций из собственных средств инноваторов.
На рисунке приведены два возможных подхода к практической реализации инновации [1].
«Технологический толчок» требует серьезных и долгосрочных капитальных вложений, часто государственных, поскольку это требует не только дорогостоящих теоретических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, но и организации принципиально нового производства и создания рынка. Стратегия технологического толчка может использоваться в рамках крупных национальных проектов. В частности, система потребительской кооперации данную стратегию может использовать в развитии агропромышленной интеграции с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. Такие проекты должны управляться в значительной степени централизованно.
Экономически и коммерчески эффективную реализацию инноваций на уровне реального бизнеса дает второй путь - путь «рыночного втягивания». Сначала определяется актуальная или перспективная рыночная потребность, и уже после этого запускается инновационный механизм эффективного создания соответствующего продукта. Этот путь прямо отвечает методологии проектного управления. То есть в экономике, основанной на знаниях, наука должна работать на практические рыночные и стратегические государственные потребности.
Исходя из изложенного, можно заметить, что инновационные проекты предприятий потребительской кооперации должны:
- реализовываться по технологии «рыночного втягивания» и быть непосредственно ориентированы на конкретные рыночные потребности;
- все участники инновационного процесса должны быть экономически и управленчески грамотны.
Одним из ключевых направлений инновационного развития предприятий потребительского общества является организационное совершенствование.
Внедрение механизмов инновационного развития в большинстве случаев способствует разрушению традиционной управленческой
иерархии. Это не означает, что исчезнут многие должности среднего уровня управления, но позволит оптимизировать их численность до минимально необходимой. Тем временем механизмы инновационного развития, планирования и бюджетирования ресурсных потоков потребительских обществ должны стать основой подобных реструктуризаций управления и опорой для принятия решений руководством предприятия.
В большинстве предприятий потребительской кооперации менеджеры исполняют функционально специализированные роли. В условиях функционирования рыночных отношений вся система управления коммерческой деятельностью должна быть направлена на формирование добавленной стоимости. Это может обусловить скачок от функционально специализированного к целостному видению бизнеса, что является важным шагом в плане управления стратегическим развитием потребительского общества. Потребительские общества, как правило, заинтересованы в том, чтобы менеджеры и работники приняли на себя реальную ответственность за текущую деятельность, поскольку на практике подобное происходит редко.
Несмотря на растущую потребность в стратегически мыслящих менеджерах во всех сферах деятельности потребительского общества постоянно возникают все новые препятствия в развитии предприятий. Поэтому требуется постоянный мониторинг данных процессов с последующим внедрением инновационных механизмов управления. В качестве таких механизмов выступает категорийный подход.
Категорийный менеджмент сегодня - это
прогрессивная и успешная практика управления ассортиментом. Его система сложна, но затрагивает практически все процессы, происходящие в потребительском обществе.
Важным направлением инновационного развития в потребительской кооперации является диверсификация. Диверсифицированные торговые предприятия отдают предпочтение экономическому росту, поскольку он важен по следующим причинам:
- рост торгового предприятия напрямую определяет его конкурентную позицию, так как относительная конкурентоспособность торгового предприятия - это показатель успеха/неудачи на различных рыночных сегментах. Конкурентный застой на одном сегменте может быть локализован ростом продаж на другом и наоборот;
- рост создает возможности более гибкой мотивации персонала, что подкрепляется естественным ростом продуктивности и эффективности. Торговое предприятие получает возможность создать свою оригинальную корпоративную концепцию, привлекающую предприимчивых людей и профессионалов.
Инновационное развитие касается всех видов деятельности потребительской кооперации. Все предприятия и отрасли, с которыми связана деятельность отраслей потребительской кооперации, должны рассматриваться как факторы, влияющие на инновационное развитие системы. В данном аспекте значимым является совершенствование ассортимента выпускаемой продукции предприятиями общественного питания, хлебозаводов и т.д. При этом
Взаимодействие технологии производства и рынка
i_
«Технологический толчок»: «моя технология чрезвычайно перспективна»
ТЕХНОЛОГИЯ (научный работник)
71
--1 '- ТОВАРЫ И УСЛУГИ (производитель)
1 Г
РЫНКИ (продз ВВЦ - покупатель)
г
] ]
«Рыночное втягивание»: необходимый товар определен -нужно организовать производство
Взаимодействие технологии производства и рынка
инновационной должна быть и упаковка.
Следующее направление инновационного развития потребительского общества - восстановление и дальнейший рост заготовительной и перерабатывающей деятельности. Инновационный тип воспроизводства может быть определен как специфический вид интенсивного типа воспроизводства, характеризующийся высокой наукоемкостью. Только инновационно-интенсивный тип расширенного воспроизводства и экономического роста открывает возможности прорыва и неуклонного подъема производительности труда.
В целом приоритетными направлениями инновационного развития потребительской кооперации в современных условиях хозяйствования являются:
- автоматизация процессов сбора и обработки коммерческой информации, автоматизация расчетов с покупателями на основе внедрения POS-терминалов и установка современного технологического оборудования;
- использование инструментов бенчмар-кинга для разработки новых приемов повышения уровня предоставляемых услуг, выбора наилучших методов ведения коммерческой деятельности;
- применение мерчандайзинга и категорий-ного подхода в управлении продажами и покупками;
- построение логистической системы, дающей возможность синхронизации взаимоотношений с поставщиками с помощью современных технологий, оборудования и инноваций в коммуникативных отношениях и менеджменте внутри и вне организации;
- синхронизация взаимоотношений с поставщиками на основе построения логистических структур с помощью современных торговых технологий, оборудования и инноваций в коммуникативных отношениях;
- создание функциональной системы бизнес-планирования в коммерческой деятельности.
Список литературы
1. Баев Л.А. Инновационное развитие: желания и возможности (размышления бывшего романтика). URL: http//www.proatom.ru
2. Владыко A.B. Оценка состояния и направлений инновационного развития торговой отрасли и торговых организаций Республики Беларусь. URL: http: //science.crimea.edu
3. URL: http://www.WiseOwl.ru/showwork/406
4. URL: http://www.skibr.ru.
ТИМОФЕЕВ Станислав Васильевич - доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Stanislav Vasilyevich - Associate Professor of Trade Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]