Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования'

Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL ECONOMICS / УСТОЙЧИВОСТЬ / SUSTAINABILITY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC SUSTAINABILITY / СЕТЬ / NETWORK / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ / ORGANIZATIONAL ECOLOGY / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ORGANIZATIONAL FORMS / СТРУКТУРНАЯ ИНЕРЦИЯ / STRUCTURAL INERTIA / ПОПУЛЯЦИЯ / POPULATION / ФИРМА / FIRM / РЫНОК / MARKET / РЫНОЧНАЯ НИША / MARKET NICHE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

Одним из перспективных направлений развития эколого-экономического образования является его общепризнанность в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций. Организационная экология, или экология популяций это качественно новый подход интеграции экологии и экономики, наука о динамике организационных сообществ. В данной статье проанализированы понятия эколого-экономическое образование, устойчивость, сетевое взаимодействие, организационная экология. Организационная экология исследует процессы взаимодействия внутри популяций организаций и между ними, а также механизмы и процессы, лежащие в основе возникновения организаций, их изменения, институционализации процессов в организации. Несмотря на критику, направленную против некоторых допущений этой теории, созданная организационная экология эмпирическая традиция, является важным вкладом в развитие организационных наук. В статье рассмотрены формы совмещения организационной экологии с институциональным подходом, который имеет особое значение для характеристики сетей как механизма координации сетевого взаимодействия. Это способствует выделению наиболее общих черт и проблем, а также выработке консенсуса по поводу тех вопросов, которые ставит сетевой способ организации, но все же не отменяет необходимости выбора каждым той теоретической платформы, которая будет взята за основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING IN THE FIELD OF ECOLOGIKAL AND ECONOMIK EDUCATION

One of promising directions of ecological-economic education's development is its general acceptance within the framework of networking between educational organizations. Organizational ecology or population ecology is a totally new approach of integration of ecology and economics; it's the study of the organizational communities' development. The present article considers such notions as ecological and economic education, sustainability, networking, and organizational ecology. Organizational ecology studies the interaction within organizations' populations, as well as the mechanisms underlying the emergence of organizations, their changes and institutionalization of processes. Despite the criticism directed against some of the assumptions of this theory, the organizational ecology tradition, is an important contribution to the development of the organizational sciences. The article describes the forms of combination of organizational ecology and institutional approach, which has the specific importance for the characteristics of networks as coordination mechanisms of network interaction. It helps to emphasize the most common features and problems, as well as to reach a consensus about the issues raised by the network organization's method, but anyway it does not cancel the need to choose the appropriate theoretical platform for each issue.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования»

Гордеева Дарья Сергеевна СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ...

УДК 330.11

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск (Россия)

Аннотация. Одним из перспективных направлений развития эколого-экономического образования является его общепризнанность в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций. Организационная экология, или экология популяций - это качественно новый подход интеграции экологии и экономики, наука о динамике организационных сообществ. В данной статье проанализированы понятия эколого-экономическое образование, устойчивость, сетевое взаимодействие, организационная экология. Организационная экология исследует процессы взаимодействия внутри популяций организаций и между ними, а также механизмы и процессы, лежащие в основе возникновения организаций, их изменения, институционализации процессов в организации. Несмотря на критику, направленную против некоторых допущений этой теории, созданная организационная экология эмпирическая традиция, является важным вкладом в развитие организационных наук. В статье рассмотрены формы совмещения организационной экологии с институциональным подходом, который имеет особое значение для характеристики сетей как механизма координации сетевого взаимодействия. Это способствует выделению наиболее общих черт и проблем, а также выработке консенсуса по поводу тех вопросов, которые ставит сетевой способ организации, но все же не отменяет необходимости выбора каждым той теоретической платформы, которая будет взята за основу.

Ключевые слова: эколого-экономическое образование, устойчивость, устойчивое развитие, экономическая устойчивость, сеть, сетевое взаимодействие, организационная экология, организационные формы, структурная инерция, популяция, фирма, рынок, рыночная ниша.

NETWORKING IN THE FIELD OF ECOLOGIKAL AND ECONOMIK EDUCATION

© 2016

Gordeeva Darya Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair

«Economics, Management and Law», Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk (Russia)

Abstract. One of promising directions of ecological-economic education's development is its general acceptance within the framework of networking between educational organizations. Organizational ecology or population ecology is a totally new approach of integration of ecology and economics; it's the study of the organizational communities' development. The present article considers such notions as ecological and economic education, sustainability, networking, and organizational ecology. Organizational ecology studies the interaction within organizations' populations, as well as the mechanisms underlying the emergence of organizations, their changes and institutionalization of processes. Despite the criticism directed against some of the assumptions of this theory, the organizational ecology tradition, is an important contribution to the development of the organizational sciences. The article describes the forms of combination of organizational ecology and institutional approach, which has the specific importance for the characteristics of networks as coordination mechanisms of network interaction. It helps to emphasize the most common features and problems, as well as to reach a consensus about the issues raised by the network organization's method, but anyway it does not cancel the need to choose the appropriate theoretical platform for each issue.

Keywords: ecological economics, sustainability, the sustainable development, economic sustainability, network, networking, organizational ecology, organizational forms, structural inertia, population, firm, market, market niche.

На этапе развития международного экономического кризиса общество заинтересовано в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития экономики. Однако, в это же время продолжает усиливаться негативная антропогенная нагрузка на окружающую среду, истощение которой несомненно скажется на замедлении экономического роста. При этом ее основными причинами являются не столько технологический прогресс, сколько сам человек, его личностные качества. Наличие глобальных проблем и связанных с ними последствий свидетельствует о необходимости изменения общественной морали, что в решающей мере зависит от сферы образования.

Уровень экологической культуры населения в России, несмотря на декларирование важности экологического образования, не соответствует требованиям времени. Одной из причин медленного развития экологического мышления у большей части людей является преобладание пассивных форм обучения в экологическом образовании. Вместе с тем именно активные формы, связанные с практическими действиями по изучению взаимоотношений между природой и обществом, совместное обсуждение проблем, собственные исследования, эксперимент с природными объектами способны дать обучающимся прочные экологические знания.

Говоря об изменившейся действительности, следует отметить несколько моментов, в силу действия которых становится очевидной необходимость интеграции эко-

логического и экономического образования: происходит радикальная смена ценностных систем, культурных норм и идеалов подрастающего поколения; социализация современной молодежи осуществляется не только в условиях экологического кризиса, но и на фоне низкого достатка, что отражается на системе ценностей; экологические и экономические проблемы не рассматриваются во взаимосвязи, а противопоставляются.

Под эколого- экономическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, заключающийся в формировании у обучающихся экономически обусловленного бережного отношения к природе, проявляющегося в осознании ими того, что экономика должна быть экологически безопасной, а экология - экономически целесообразной.

Необходимо приучать учащихся к тому, что любое решение, любое действие должно быть экологически и экономически обосновано: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-экономический анализ и эколо-го-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учетом экологической безопасности.

Эколого-экономическое образование можно считать инновационным средством реализации концепции устойчивого развития.

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440, предполагает высокую эффективность экономики, использование минимума ресурсов для получения еди-

Гордеева Дарья Сергеевна экономические

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ... науки

ницы результата. Это должно обеспечиваться не только влиянием рыночных структур, но и гибкой системой государственного управления. Важнейшую роль в формировании такой экономики должны играть учреждения высшего профессионального образования (УВПО), деятельность которых обеспечивает формирование интеллектуального потенциала страны, регионов, организаций [1].

Устойчивость - это способность системы функционировать в состояниях близких к равновесию при наличии внешних и внутренних возмущающих воздействий. Экономическая устойчивость представляет собой проявление «гомеостазиса», т.е. способности системы возвращаться в то состояние, из которого она выведена возмущающими воздействиями. Устойчивость системы определяется множеством параметров, причем использование управляющих воздействий для них возможно в различной степени.

Теперь обратимся к сущности «сетевого взаимодействия». В справочной литературе «взаимодействие» рассматривается как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, как объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы [2-6].

Как социальное явление - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью; как вид связи - представляет собой интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т. е. систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности [7].

В педагогическом словаре рассматривается понятие «взаимодействие педагогическое» - это «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие бывает в виде сотрудничества, когда достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других участников совместной деятельности» [8].

В рамках нашего исследования мы обращаемся к качественно новому подходу интеграции экологии и экономики в рамках сетевого взаимодействия - к организационной экологии.

Организационная экология (организационная демография, популяционная экология) - современный подход, который внес существенный вклад в изучение сетевого взаимодействия. Организационная экология использует способность проникновения в суть от биологии, экономики, и социологии, и использует статистический анализ, чтобы попытаться понять условия, при которых организации появляются, растут, и умирают [9].

Он возник в конце 70-х годов и стал своего рода ответом на теорию организационной динамики, согласно которой главную роль в развитии играют менеджеры, их сознательно и целенаправленно принимаемые стратегические решения. Более широкую основу экологического подхода образует эволюционная теория, которая подчеркивает исторически обусловленный характер изменений.

Точкой отсчета в развитии теории принято считать появление статьи М. Хэннана и Дж. Фримана «Популяционная экология организаций», определивших организационную экологию как науку о динамике орга-100

низационных сообществ, исследующую конкурентную организационную среду и процессы, связанные с возникновением и «смертью» фирм, а также с «естественным отбором» на уровне организаций. Сторонники этой теории активно используют биологическую терминологию и проводят аналогии с процессами, происходящими в природе [10]. Особый акцент сделан на том, что существование многообразных организационных форм (как и в природе) является результатом «естественного отбора» в ходе рыночной конкуренции, и одной оптимальной организационной формы нет и быть не может - в разных условиях оптимальными будут разные формы. «С точки зрения популяционной экологии оптимизирующей силой выступает именно среда. Независимо от того, в какой мере отдельные организации сознательно к ней адаптируются, среда отбирает оптимальные комбинации организаций. Таким образом, если здесь и существует какая-либо рациональность, то это "рациональность" естественного отбора» [11].

Соответственно действия, которые представляются оптимальными отдельному участнику рынка, могут быть совсем не оптимальными с точки зрения, например, отрасли в целом. То есть принцип «коллективной рациональности» в рамках экологического подхода признается господствующим над «индивидуальной рациональностью» отдельной организации, менеджмент которой принимает решение следовать той или иной стратегии. Будет ли избранная стратегия пригодна - вопрос, ответ на который зависит от множества внешних сил, скорости и характера изменений, происходящих на рынке, а не только (и не столько) от менеджмента отдельной организации.

При таком подходе естественным становится перенос акцента с изучения отдельных организаций на изучение популяций (populations of organizations) - совокупностей организаций, относительно сходных по типу и уязвимости по отношению к изменениям среды. Развитие носит интерактивный характер и зависит от того, как приспосабливаются к изменениям другие организации данной и смежных популяций. Соответственно достойны пристального изучения не только крупные организации, но и совокупности малых и средних предприятий; именно эти совокупности и их динамика стали предметом внимания организационной экологии.

Благодаря многочисленным эмпирическим исследованиям, проведенным сторонниками этого подхода, мировое научное сообщество получило значительный массив данных о разных формах взаимодействия организаций, в том числе о большом числе сетевых форм. Это послужило дополнительным стимулом к их изучению. При этом стали обнаруживаться и такие формы сетевого взаимодействия, которые не укладываются в понятие популяции как совокупности фирм, обладающих гомогенной организационной формой и выполняющих сходные виды деятельности.

Организационная экология привнесла в теорию организаций еще несколько важных понятий. Прежде всего, это идея о том, что каждая популяция занимает свою рыночную нишу, определяемую комбинацией ресурсов разного уровня (социальных, экономических и политических), в которой конкретная организация может воспроизводиться в первую очередь благодаря конкурентным преимуществам популяции перед другими популяциями.

Принципиально новым для своего времени стало и понятие структурной инерции. По мнению организационных экологов, она присуща большинству организаций и определяется фиксированным набором действий (как генотип у живых организмов) и характеристиками, впечатанными в них (imprinting) с момента истории возникновения [12]. Структурная инерция формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. К первым относятся:

- ранее сделанные инвестиции в специфические ак-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)

Гордеева Дарья Сергеевна СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ...

тивы и навыки;

- ограниченные возможности сбора и обработки информации;

- негативные политические реакции на нарушения равновесного состояния во внутриорганизационном распределении ресурсов;

- установившиеся в организации нормативные порядки.

Вторые проявляются через действие административных и финансовых барьеров входа на рынок и выхода с него; давление со стороны других организаций, имеющих сходную структуру; возникновение проблем легитимации организационных форм.

С точки зрения современной экономической теории данный феномен можно трактовать как частный случай проявления зависимости от предшествующего развития (path dependence), когда разнообразие будущих осуществимых траекторий в значительной степени зависит от того состояния, в котором находился объект на более ранних этапах своего развития: технологической системы, совокупности правил (институтов) и т.д. В этом организационная экология наиболее явно смыкается с институциональным подходом, который имеет особое значение для характеристики сетей как механизма координации экономических агентов.

Новая институциональная экономическая теория — направление в общественных науках, которое уделяет внимание влиянию институтов и их взаимодействий на общество и его различные структуры. Фраза «институты имеют значение», которая сначала многими воспринималась с изрядной долей иронии, стала практически «летучей» и используется при каждом удобном случае множеством экономистов и менеджеров [13].

Знаменитая работа Р. Коуза «Природа фирмы», которую принято принимать за точку отсчета нового этапа в понимании фирмы как экономического агента, оспорила общепринятый взгляд на организацию как неделимую единицу, типовой элемент, служащий проводником действия рыночных механизмов. Р. Коуз положил начало формированию новой парадигмы, в рамках которой организации рассматриваются как субъекты, имеющие сложную внутреннюю структуру и индивидуальные черты. Этим определяется их позиция в отрасли, наличие или отсутствие у них конкурентных преимуществ, рыночной власти, мотивов к сотрудничеству с другими экономическими агентами.

Несомненной заслугой Р. Коуза стало предложение понимать фирму и рынок как альтернативные механизмы управления хозяйственной деятельностью, а критерием выбора между ними сделать разницу в величине трансакционных издержек.

Такой подход впервые позволил дать ответ на вопрос, почему собственность на отдельные производственные активы так часто консолидируется в форме единого юридического лица.

Фирма возникает и оказывается устойчивой, если издержки использования рыночных механизмов (т.е. издержки на поиск информации, на согласование цен, условий контракта, на юридическую защиту контракта и т.п.) оказываются выше, чем издержки, связанные с волевым решением предпринимателя (прежде всего с необходимостью принятия решений в условиях неполноты информации).

Таким образом, в теории трансакционных издержек фирма выступает как инструмент экономии средств на поиск информации, спецификацию прав собственности, заключение договоров и поддержание их дееспособности.

Изучение сетевого взаимодействия в области эколо-го - экономического образования - та область, где особенно важен междисциплинарный характер исследований, предполагающий обмен мнениями и взаимное обогащение [14-17]. Это способствует выделению наиболее общих черт и проблем, а также выработке консенсуса по

поводу тех вопросов, которые ставит сетевой способ организации, но все же не отменяет необходимости выбора каждым той теоретической платформы, которая будет взята за основу. То же самое касается любых определений, классификаций, оценок, а также базовых предпосылок, положенных в основу того или иного эмпирического исследования.

Опираясь на теоретические положения разных направлений, в том числе - организационной экологии, институциональной экономической теории, теорий стратегического управления - удалось существенно продвинуться в изучении феномена межорганизационных сетей. Однако оборотной стороной медали является теоретическое «многоголосие» и отсутствие устоявшейся общепринятой парадигмы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гордеева, Д.С. Формирование эколого-экономи-ческого сознания у будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. С. 14-17.

2. Гнатышина, Е.А., Савченков А.В. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 44-48.

3. Кайбияйнен Д.А.А. Влияние университетских сетевых структур на формирование сетевой среды региональной экономики (на примере национальных исследовательских университетов республики Татарстан) // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 172-178.

4. Соколова Е.А. Управление сетевыми межфирменными взаимодействиями на промышленном рынке // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2014. Т. 1. № 2 (18). С. 185-191.

5. Каплина С.Е. Результаты анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 44-49.

6. Землянский В.В., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Моделирование проектно-сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2015. Т. 2. № 6 (28). С. 96-102.

7. 3Марченков, П.Е. Об экологизации экономической теории // Социально-экологическое образование в России: основные направления, принципы, перспективы: тез. науч.-практ. конф. 1993. С. 110-111.

8. Педагогика. Словарь системы основных понятий /под ред. Новикова А.М.-М.: ИЭТ, 2013. 268 с.

9. Николаева Е.В. Теоретико-методологические аспекты организационной этологии // Вестник Челябинского государственного университета.2015.№ 15. С. 68-72.

10. Попова Е. П. Проблемы структурной инерции и ориентиры развития организации // Вестник московского государственного университета. Серия: социология и политология. 1995.№2.

11. Валитова, Л. А. Организационная экология: взгляд экономиста // Рос. журн. менеджмента. 2005. № 2. С. 109-118.

12. Ханнан, М. Т. Экология организационных популяций // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2004. С. 143-185.

13. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: сборник научных трудов. 2015.-С. 612-620.

14. Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов России через призму экологической грамотности населения // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 133-140.

15. Матур М., Агарвал С. Динамика устойчивого взаимодействия ресурсопотребления и экономического роста // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С.

Гордеева Дарья Сергеевна

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБЛАСТИ ..

48-59.

16. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

17. Локтионов Е.Г. Общетеоретические аспекты управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.