педагогические науки
Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Плужникова Ирина Ивановна и другие СПЕЦИФИКА ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ...
УДК 378.1
СПЕЦИФИКА ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
© 2018
Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Тюнин Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Экономика, управление и право» Плужникова Ирина Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Базавлуцкая Лилия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Экономика, управление и право» Евплова Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр.Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Эколого-экономические императивы действительно являются ведущими в понимании концепции инновационного развития, однако становится ясным, что недостаточно просто добавление теории экологии и менеджмента в образовательную концепцию. Образовательные системы по эколого-ориентированной подготовке менеджеров «нового поколения» требуют развития инновационных системных теоретико-методических подходов, основанных на интеграции менеджмента и экологии. Вопросы интеграции экологии и менеджмента в современном динамично развивающемся мире актуальны, но, безусловно, противоречивы и требуют постоянных научных изысканий. В условиях нарастающего экологического кризиса актуальной становится задача включения в структуру профессиональной подготовки менеджера эколого-ориентированного компонента, представляющего собой сложно структурированную совокупность знаний, умений и практического опыта в сфере экологически- экономически сообразной деятельности. Недостаточное внимание экологическим императивам в сфере подготовки управленческих кадров объясняется поверхностной оценкой последствий современной экологической ситуации, относительной молодостью как менеджмент-образования так и экологического образования, и, как следствие, слабым использованием потенциала предметов экологического цикла, дисбалансом теоретического, практического и мотивационного аспектов эколого-ориентированной подготовки современных российских менеджеров. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет.
Ключевые слова: образование, менеджмент-образование, образование в области управления, экология, экологизация образования, экологическое образование, эколого-ориентированная подготовка менеджеров, экософия, экологический кризис, экологическая безопасность.
THE SPECIFICITY OF ECOLOGICAL-ORIENTED COMPONENTS TO PREPARE
FUTURE MANAGERS
© 2018
Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
at the Department of «Economics, Management and Law» Tyunin Aleksandr Ivanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Pluzhnikova Irina Ivanovna, Candidate of technical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Bazavlutskaya Lilya Mikhailovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Evplova Ekaterina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected])
Abstract. Ecological and economic imperatives are really leading in understanding the concept of innovative development, but it becomes clear that it is not enough just to add the theory of ecology and management to the educational concept. Educational systems for environmental-oriented training of managers of the" new generation " require the development of innovative system theoretical and methodological approaches based on the integration of management and ecology. Issues of integration of ecology and management in the modern dynamically developing world are actual, but, certainly, contradictory and demand constant scientific researches. In the conditions of increasing ecological crisis the task of inclusion in the structure of professional training of the Manager of the ecological-oriented component, which is a complex structured set of knowledge, skills and practical experience in the field of environmentally - economically consistent activities, becomes urgent. Insufficient attention to environmental imperatives in the field of management training is explained by a superficial assessment of the consequences of the current environmental situation, the relative youth of both management education and environmental education, and, as a consequence, the weak use of the potential of the subjects of the environmental cycle, the imbalance of the theoretical, practical and motivational aspects of environmental-oriented training of modern Russian managers. The essential features of the challenges of modern times require education in the field of management and management of a limited connection of the latest achievements of fundamental science with the creative rethinking of the experience of past years.
Keywords: education, management education, education in the field of management, ecology, ecologization of education, environmental education, eco-oriented training of managers, ecosophy, environmental crisis, environmental safety.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Выбор, перед которым стоит человечество, между карьерой, приносящей постоянную высокую прибыль с использованием ограниченных природных ресурсов,
преобразованием их в готовую продукцию и деградирующей в геометрической прогрессии окружающей средой и продолжительной здоровой жизнью с чистой водой, незагрязненным воздухом, плодородной почвой, необходимо сделать в ближайшем будущем. По каким-
Gordeeva Daria Sergeyevna, Tyunin Aleksandr Ivanovich, Pluzhnikova Irina Ivanovna and others THE SPECIFICITY OF ECOLOGICAL-ORIENTED COMPONENTS ...
pedagogical sciences
то неизведанным причинам в эпоху научно-технического прогресса люди не научились совмещать красоту окружающего мира и успешность в профессиональной деятельности.
Любая система, в том числе экологическая, природная среда и человеческое сообщество обладает рядом фундаментальных характеристик, которые возможно субъективно разделить на две группы по признаку аддитивности. Этот признак выражается в способности какой-либо характеристики выступить в виде суммы характеристик соответствующих областей, подсистем, на которые можно поделить целостную систему. Свойства, которые обладают такими признаками, называют аддитивными (экстенсивными), а свойства, их лишенные - неаддитивные. Ошибочность использования аддитивного метода при анализе состояния любой системы очевидна, так как он включает в себя рассмотрение лишь экстенсивных свойств, фактически не затрагивая интенсивные [1, 2, 3]. Эти свойства, безусловно, тесно сопряжены между собой и находятся в определенной зависимости друг от друга, изменение экстенсивных свойств в нужном направлении невозможно без включения в действие неаддитивных, которые играют роль катализаторов протекающих процессов. В отличии от аддитивного (экстенсивного) метода, метод потенциалов, более перспективный и эффективный, представляющий из себя системный подход, включающий в себя всесторонний анализ состояния системы, позволяющий выявить движущие силы. Очевидно, что при анализе экологического кризиса и современной неблагоприятной ситуации движущие силы могут быть как отрицательные, так и положительные. Мы остановимся на ключевой движущей силе, без учета которой невозможно прогнозировать будущее природной и человеческой систем. Эта движущая сила - обобщенный человеческий потенциал, многогранное единство, которое включает в себя духовную, образовательную, культурную, творческую, гуманную и экономическую составляющую [4-7]. Мы не отрицаем факта необходимости мотивационных предпосылок экологически грамотной деятельности человеческой системы [8]. Осознание единства и баланса социально-эколого-экономических интересов, которые являются основой жизнедеятельности человечества, привело к фундаментальной мысли о переходе мировой управленческой корпорации на новый путь принятия безопасных эколого-экономических стратегических решений, полном отказе от прежнего, не оправдавшего себя экстенсивного пути. Мы соглашаемся с академиком Н.Н. Моисеевым, характеризующим данный путь как «как процесс непрерывного усложнения алгоритмов, от естественных, стихийных к алгоритмам искусственным, которые формируются Разумом» [9-11]. Современное потребительское отношение общества во многом определяется рыночной экономикой, доминирующей в мировой социально-экономической модели. Приоритетами рыночной экономики являются получение прибыли и рост материального благосостояния, а порождаемая ей конкурентная борьба заставляет использовать все большее количество природных ресурсов и разрушению экосистемы планеты. Управленческие решения взывают ко все более интенсивной эксплуатации природного сырья, поэтому тысячи специалистов мира, представляющие разные страны и профессии и активно участвовавшие к подготовке доклада ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива», приуроченного к всемирному саммиту по устойчивому развитию в Йоханненсбург, пришли к выводу, что рыночная экономика в современной ипостаси имеет наименьшую перспективу [12-14].
Справиться с многочисленными эколого-экономиче-ским проблемами можно, с одной стороны, путем экологизации сознания граждан, прежде всего тех людей, которые вырабатывают стратегии дальнейшего развития на различном социальном уровне управления; с другой стороны, путем осуществления технологического скач-
ка с помощью интеграционной науки. Весомая роль в решении поставленных задач отводится системе бизнес-образования, которая еще не полностью сформирована в России, вполне подвержена грамотной безболезненной корректировке. Необходима новая стратегия управления эколого-экономическими системами, основанная на принципиально иной социально-экономической модели, которая должна содержать новый вектор, отсутствующий в традиционной системе управленческого образования- рациональное природопользование. Оно должно изменить систему социально-экономических отношений и переориентировать на общечеловеческие ценности: вместо чрезвычайно бессмысленного обогащения необходимо отдавать предпочтения воспитанию этики рационального хозяйствования, потребления, здорового образа жизни[15] .
Высшие руководители поспешили расставить приоритеты при выходе из кризисной экономической ситуации, поставив на первое место получение дохода, постоянно растущей прибыли. Менеджер, получивший классическое образование в области управления, узко ориентирован на реализацию стратегии лидерства по издержкам и выводом из производства нерентабельных предприятий[16]. В процессе получения бизнес-образования менеджеры должны четко понимать ряд моментов, которые будут являться четким ориентиром их дальнейшей управленческой деятельности - необходимо избавить Россию от так называемой «сырьевой зависимости», заместить ее на уникальный потенциал - человеческий и ресурсный одновременно [17, 18, 19]. Менеджер должен понимать, что проблемы не только в разрушении озонового слоя, загрязнении мирового океана, деградации почв и т.д., а в постоянном их нарастании.
Российское образование в области менеджмента так же не остается на месте, хотя, безусловно, результаты в сфере снижения экологических рисков в производственной сфере остаются более чем скромными. По нашему мнению, это объясняется тем, что государственный образовательный стандарт подготовки менеджеров узко ориентирован на индустриально потребительские ценности. Анализ предусмотренных ГОСом дисциплин, читаемых для специальностей «Управление человеческим капиталом», «Менеджмент организации» и т.д. (региональная экономика, управление бизнес-проектами, финансы и кредит, управление человеческими ресурсами, логистика, антикризисное управление качеством) не содержит экологии в структуре самой рабочей программы и не включает эффективное эколого-экономическое в качестве дидактической единицы, не смотря на то что федеральные государственные стандарты предназначены для обеспечения гарантированного минимума обязательной подготовки обучающихся. Очевидное нежелание государственной политики сообразовываться с современными экологическими реалиями особенно парадоксально на фоне вынужденного признания неспособности рынка коренным образом решать принципиальные вопросы на стыке экологии и экономики. Market failures, или провалы рынка - ставшее популярным определение данного феномена, жесткое централизованное управление все более ограниченными природными благами. Решение создавшейся патовой ситуации, заключается в кардинальном пересмотре содержания и структуры образовательных программ, особенно обратив внимания на эколого-экономические дисциплины, преподаваемые менеджерам [20].
Данные преобразования должны опираться на следующие принципы:
Целостность - уместность совмещения экологии и экономики в единую целостную структуру явно вытекает из происхождения вышеуказанных понятий, имеющих единый корень «эко». Т.е. исходя из семантики определений предметом изучения и экологии, и экономики в широком смысле является некая абстрактная
педагогические науки
Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Плужникова Ирина Ивановна и другие СПЕЦИФИКА ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ...
среда обитания, хотя, безусловно, цели ее изучения у данных наук разняться [21]. При объективном сохранении разнонаправленности целей экологии и экономики, необходимо выделить их единую целостный ориентир -динамично развивающееся общество и при этом сохранение гомеостаза среды его обитания (как природных, так и социальных условий жизни).
Системность - представляет собой синтез логичности, последовательности, преемственности и непрерывности, когда образованная цепочка знаний, навыков и умений базируется на предшествующем уровне и продолжает его. Соблюдение принципа системности обеспечивает эффективную организацию различных видов деятельности, включая как педагогическую, эколо-го-экономическую, так и управленческую. Системность предполагает отражение в сознании менеджера не только термина или закономерности, а теоретически обоснованной целостной научной картины мира, т.е. важен именно процесс понимания того каким образом происходит интеграция экологии и экономики в практике управления, и что это сочетание естественно. Будущий менеджер должен, во-первых, овладеть изучаемой теорией эколого-экономического образования как системой, а во-вторых, из отдельных теорий и других элементов знания, навыков, традиций составить сначала частичную, а затем полную картину мира [22].
Комплексность - решение взаимосвязанных эко-лого-экономических проблем в четко структурированном комплексе, опирающееся на стремление уйти от упрощенных, узкоспециализированных подходов к сложным, интегрированным, междисциплинарным. Предполагается изучение не только внутренних закономерностей и свойств эколого-экономического образования в сфере обучения менеджменту, но и всестороннее исследование его внешних экстерналий, в том числе в будущей профессиональной деятельности [23, 24].
При разработке образовательных программ по менеджмент-образованию принимается во внимание необходимость сбалансированного, комплексного учета ряда противоречивых условий:
- меры, которые направляются на развитие индивидуализации менеджера как личности не должны заменять зарекомендовавшие свою эффективность методы коллективной подготовки, комплексная методология будет наиболее оптимальным решением;
- разработка экономической составляющей образовательных программ в сфере управления не должна вести к ущемлению экологического императива и наоборот;
- включение инноваций в структуру и содержание подготовки менеджеров следует осуществлять при сохранении лучших традиций отечественного образования., при этом обращаться к весьма успешному опыту развитых стран
Ценностная ориентация на эколого-экономическую безопасность - с позиций аксиологического подхода в процессе изучения менеджмента образ наиболее оптимального развития всех потенций, заложенных природой в человеке и реализующихся в процессе его управленческой деятельности, будет способствовать общественному прогрессу лишь тогда, когда сам топ-менеджер будет заинтересован в развитии как материальных (в контексте менеджмент - образования - экономических), так и экологических императивов. Проблема «свободы» от экологических ценностей современной менеджмент-науки и образования приводит к тому, что происходит разделение целевой и ценностной форм рациональности, и причиной появления эколого-экономических проблем становится сам менеджер.
Сознательность и обратная связь- полученная в процессе обучения информация преобразовывается управляющей системой без всяких видимых последствий для проектирования дальнейшего процесса менеджмент- образования. Традиционное образование в сфере менеджмента основано на выборочно-эпизодическом
контроллинге самого процесса и завершающем тотальном контроле конечного состояния, данные которого невозможно использовать для коррекции процесса образования [25]. В случае своего рода экологизации образования в области управления возникает необходимость использовать обратную связь для моделирования последующих этапов адаптации эколого-экономических дисциплин в учебном плане, получить которую можно посредством организации постоянного мониторинга их реализации.
Развитие профессиональной карьеры основополагающим образом зависит от жизненной ориентации менеджеров, определяя в значительной степени их будущую профессиональную успешность, способность разрешать проблемы экологии совершенно не применяемыми до сих пор эколого-ориентированными методами.
Таким образом, мы выделяем следующие направления развития эколого-ориентированной подготовки менеджеров:
Обучение менеджменту должно сопровождаться накоплением знаний об охране окружающей среды, принципах рационального природопользования, ресурсосбережения, экологизации производства, ценовой политикой за пользование экологическим услугами и т.д.;
Включение обязательных эколого-ориентированных элементов в программы дисциплин профессионального цикла. Внедрение эколого-ориентированной компоненты в образовательные программы требует эколого-ори-ентированной подготовки учебной и учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, осуществляемой в целях подготовки специалистов в сфере менеджмента.
Разработка вопросов обеспечения рационального природопользования и ресурсосбережения, экологической безопасности и управления рисками при выполнении научных исследований по тематике, посвященной развитию различных отраслей управленческого сообщества.
Необходимо обеспечить соответствующие механизмы мощным творческим потенциалом менеджмент-образования. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет. Менеджер, получивший достойное образование должен четко осознавать, что любое развитие есть управляемый процесс. Управляющие воздействия менеджера на эко-лого-экономическую систему осуществляйся по принципу обратной связи. Принятие ответственных решений не должно ограничиваться потребностями будущего поколения, решение текущих дел должно соотноситься с перспективами гармоничного будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коростелев А.А., Пудовкина Н.Г., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. — ТГУ, 2011. 287 с.
2. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
3. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н. Экономическая эффективность аналитической деятельности и управления образовательным учреждением / Москва, 2007.
4. Прихач А.Ю., Попова Н.В., Казымов Ф.А. Человеческий капитал и научно-технический прогресс: взаимовлияние и развитие // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 372-379.
5. Халиуллина Л.И. Основные подходы к человеческой природе в социальной науке и их методологические посылки //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 30-33.
6. Шаландин В.А. Человеческий фактор в российском экономическом цикле //Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 17-20.
7. Лазарева Е.И. Кластерная политика и инструментарий воспроизводства человеческого потенциала в системе управления инновационно-устойчивым развитием экономики //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 234-237.
8. Криклий А.С. Финансирование профессионального обучения персонала // Финансы Украины. 2005. №6. С. 113-119._
Gordeeva Daria Sergeyevna, Tyunin Aleksandr Ivanovich, Pluzhnikova Irina Ivanovna and others THE SPECIFICITY OF ECOLOGICAL-ORIENTED COMPONENTS ...
pedagogical sciences
9. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. №2. С. 40-52.
10. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 11-14.
11. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоу-стойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] // Бизнес и общество. 2014. № 2 (2). С. 10. Режим доступа: http:// busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf [Дата обращения: 12.02.2018].
12. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
13. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм -стратегия развития образования //Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей межд. научн.-практич. конференции. — М.: ERGO, 2004. С. 92—96.
14. Федеральный закон от 29.12.2012N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» // СПС КонсультантПлюс.
15. Бартасевич И.В. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. №3 С. 217-219.
16. Гершунский Б.С. Философия образования //Московский психолого-социальный университет. 1998. 432с.
17. Павлова Е.В., Поветкин Г.И. Цена на энергоресурсы и сырьевая модель экономики России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 199-203.
18. Токтамышева Ю.С. Оценка реализации стратегии инновационно-ориентированного развития экономики в регионах России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). С. 118-125.
19. Войтенко Л.А. Организация тестирования в вузе //Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 41-48.
20. Терентьева Т.В. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 57-59.
21. Саяпина Н.Н. Оценка качества образовательных услуг вуза // Омский научный вестник. 2012. № 4.С. 90- 94.
22. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов /Н. Ш. Кремер. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.
23. Гордеева Д.С., Плужникова И.И., Демцура С.С., Изюмникова С.А. Проблемы оценки эколого-экономического развития региона в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 105—109.
24. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-эко-номического образования //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.
25. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation[Электронныйресурс]. Espacios. 2017. T. 38 (No 56). Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n56/17385616.html — [Дата обращения: 12.02.2018].
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 26.04.2018 г. №150Н по теме «Экологизация профессионального бизнес-образования: современные подходы и концепции».
Статья поступила в редакцию 26.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018