Научная статья на тему 'К проблеме эколого-экономической направлеправленности профессионального образования'

К проблеме эколого-экономической направлеправленности профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРИЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ECOLOGY / MANAGEMENT / EDUCATION / MANAGEMENT EDUCATION / INTEGRATION / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUING ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC VOCATIONAL EDUCATION / ECO ORIENTED TRAINING / ЕCONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

В статье подчеркивается значимость эколого-экономической направленности подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования в условиях переходного экономического состояния России. Вопрос о категориях интегрированных наук очень сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями эколого-экономического знания, что особенно актуально для теории профессионального образования. Благодаря мощному потенциалу, эколого-экономическая идеология оказывается чрезвычайно популярной как для исследователей, так и для преподавателей и студентов. Это новое течение, которое реализуется в рамках культурных и гуманистических традиций образования. Прорыв в разных сферах познания не находит своего отражения в образовательном процессе, что препятствует формированию ноосферного типа мышления, который является, по нашему мнению, вектором дальнейшего существования человечества в целом. Назрела необходимость в интенсивном синтезе эколого-экономической науки и образования, преодоление диспропорции в их развитии. К сожалению, далеко не все специалисты единодушны в том, что открывшийся в процессе профессиональной подготовки инновационный уровень эколого-экономических знаний это необходимость, определяющая дальнейшее существование человека как вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC ORIENTATION OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article emphasizes the importance of ecological and economic orientation of training of future specialists in the system of professional education in the conditions of the transitional economic state of Russia. The question of the categories of integrated Sciences is very complex, as the phenomena and processes reflected by them are very variable, diverse, intertwined with each other, differently interpreted by individual branches of ecological and economic knowledge, which is especially important for the theory of vocational education. Due to its powerful potential, ecological-economic ideology turns out to be extremely popular both for researchers and for teachers and students. This is a new trend that is implemented within the cultural and humanistic traditions of education. A breakthrough in different areas of knowledge is not reflected in the educational process, which prevents the formation of the noospheric type of thinking, which is, in our opinion, the vector of the future existence of humanity as a whole. There is a need for an intensive synthesis of environmental and economic science and education, overcoming the disproportion in their development. Unfortunately, not all experts are unanimous in that the innovative level of ecological and economic knowledge that has appeared in the process of vocational training is a necessity that determines the further existence of a person as a species.

Текст научной работы на тему «К проблеме эколого-экономической направлеправленности профессионального образования»

педагогически науки

Гордеева Дарья Сергеевна К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

UDC 378.1

К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: gordeevads@cspu.ru)

Аннотация. В статье подчеркивается значимость эколого-экономической направленности подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования в условиях переходного экономического состояния России. Вопрос о категориях интегрированных наук очень сложен, так как явления и процессы, отражаемые ими весьма изменчивы, многообразны, переплетены друг с другом, по-разному интерпретируются отдельными отраслями эколого-экономического знания, что особенно актуально для теории профессионального образования. Благодаря мощному потенциалу, эколого-экономическая идеология оказывается чрезвычайно популярной как для исследователей, так и для преподавателей и студентов. Это новое течение, которое реализуется в рамках культурных и гуманистических традиций образования. Прорыв в разных сферах познания не находит своего отражения в образовательном процессе, что препятствует формированию ноосферного типа мышления, который является, по нашему мнению, вектором дальнейшего существования человечества в целом. Назрела необходимость в интенсивном синтезе эколого-экономической науки и образования, преодоление диспропорции в их развитии. К сожалению, далеко не все специалисты единодушны в том, что открывшийся в процессе профессиональной подготовки инновационный уровень эколого-экономических знаний - это необходимость, определяющая дальнейшее существование человека как вида.

Ключевые слова: экология, экономика, образование, профессиональное образование, интеграция, эколого-эко-номическая направленность профессионального образования, экологическое обучение, кризис системы образования.

TO THE PROBLEM OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC ORIENTATION OF PROFESSIONAL EDUCATION

© 2019

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: gordeevads@cspu.ru)

Abstract. The article emphasizes the importance of ecological and economic orientation of training of future specialists in the system of professional education in the conditions of the transitional economic state of Russia. The question of the categories of integrated Sciences is very complex, as the phenomena and processes reflected by them are very variable, diverse, intertwined with each other, differently interpreted by individual branches of ecological and economic knowledge, which is especially important for the theory of vocational education. Due to its powerful potential, ecological-economic ideology turns out to be extremely popular both for researchers and for teachers and students. This is a new trend that is implemented within the cultural and humanistic traditions of education. A breakthrough in different areas of knowledge is not reflected in the educational process, which prevents the formation of the noospheric type of thinking, which is, in our opinion, the vector of the future existence of humanity as a whole. There is a need for an intensive synthesis of environmental and economic science and education, overcoming the disproportion in their development. Unfortunately, not all experts are unanimous in that the innovative level of ecological and economic knowledge that has appeared in the process of vocational training is a necessity that determines the further existence of a person as a species.

Keywords: ecology, management, education, management education, integration, vocational education, continuing environmental and economic vocational education, eco - oriented training, economics.

Многочисленные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды невозможно решить техническими средствами, абсолют научно-технического прогресса подвергается сомнению, безусловность западного антропоцентризма переходит в состояние нерешенных вопросов в совокупности с жесткими ограничениями среды экономического роста. Необходимо срочно найти ответы на следующие вопросы: обусловлено ли прогрессирующее разрушение биосферы производственной обстановкой; связан ли дисбаланс в системе «человек-окружающая среда» с отсутствием стратегии разрешения экологических проблем, отражающих общественное развитие.

Вырисовывается центральная проблематика выше обозначенной полемики: можно ли избежать экологической катастрофы без коренных преобразований социальных институтов современного общества? Необходим переход к иной парадигме современной науки, интегрирующей в себе аспекты экономического благополучия с экологической безопасностью ныне живущих и будущих поколений людей. Трансляцией такого продуктивного синтеза, по нашему мнению, должна является система профессионального образования.

Стандартизация и формализм сферы профессионального образования приводят к постепенному, но неизбежному ее упрощению. Позитивное расширение границ Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2(4)

свободы, интериоризация ценностных установок, новые возможности социализации обучающихся дополняется противоречиями и трудностями капитализированного и технологизированного традиционного образования [1].

Совершенствование образовательной системы зависит от неслучайного трудоемкого понимания социокультурной динамики эколого-экономических отношений, от тенденций и выработанных моделей самоорганизации человека в рамках социоприродных притязаний, от таланта познающего и его природного желания постичь фундаментальные и принципиальные перспективы благополучия.

Активно разрабатываемые инновационные образовательные программы, бесспорно, имеют несколько размытое ориентирование на ноосферное видение содержания учебного процесса, однако самая большая проблема заключается в том, что декларируемые заявления и методические разработки вступают в противоречивую борьбу с существующей системой мироустройства. Культура истины постепенно заменяется профессионально направленной, массовой, в некоторой степени элитарной культурой. Существующий долгое время принцип четкого разделения учебной дисциплины и науки привел к острому непониманию друг друга представителей различных предметных направлений. В сложившийся конфликтной ситуации необходимо най-

Gordeeva Daria Sergeyevna

TO THE PROBLEM OF ECOLOGICAL ..

pedagogical sciences

ти четкое интегрирующее начало, объединить экологию и экономику в своеобразный абсолют, который будет интенсивно применяться в профессиональном образовании.

Российские и западные ученые уже на протяжении нескольких десятилетий утверждают, что без педагогических инноваций экологической направленности рыночная экономика в своей целостности сойдет на нет. Эколого-экономическая подготовка будущих профессионалов, которые будут иметь высокий уровень экологической ответственности за каждое принятое стратегическое решение в системе «человек-социально-экономическая система - окружающая среда», становится приоритетной задачей в системе профессионального образования [2-4].

Для выхода из сложившийся долгими годами ситуации необходимо внедрить в систему профессионального образования обязательную эколого-экономическую составляющую, что, безусловно, потребует разработки инновационных целей, задач, принципов, средств и технологий самого процесса обучения дисциплинам профессионального цикла.

Анализ исследуемой проблематики в области интеграции экономики и экологии в процессе профессионального обучения, основан на: теории существования эколого-экономических систем (А.Г. Аганбегян, О.А. Веклич, А.Д. Урсул и др.); теории личностно-де-ятельностного подхода (Э.Ф. Зеер, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская и др.); изучении актуальных проблем современной системы образования учащейся молодежи (В.А. Беликов, Г.Д. Бухарова, Л.Я. Рубина, А.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.); теории эколого-экономического образования (А.Ф. Аменд, В.В. Латюшин, Н.П. Рябинина, А.А.Саламатов, З.И. Тюмасева и др.) [5-22].

Эколого-экономическая направленность профессионального образования рассматривается нами как методический феномен, как своеобразная ситуация образовательного процесса, обусловленная не только примитивным включением в содержание учебной дисциплины элементов экологической информации, но и качественным преобразованием основы познавательной деятельности, изменение позиции преподавателя в этом процессе.

Для более полного представления вышеуказанной проблематики нами был проведен тщательный анализ педагогических диссертаций, посвященных эколого-экономической подготовке (табл.1).

В результате анализа защищенных диссертационных работ по педагогическим наукам нами установлено, что в целом проблема эколого-экономической подготовки в процессе профессионального образования остается фактически неразработанной, в особенности это касается докторских диссертаций. При этом прослеживается некоторая временная пауза в защитах диссертаций, которые затрагивают интересующее нас научное актуальное направление в профессиональной педагогике. Хотелось бы более подробно остановиться на причинах возникающих трудностей при изучении вопросов, касающихся эколого-экономической подготовки в процессе профессионального обучения [23].

Таблица 1 - Диссертационные работы по педагогическим наукам, посвященные эколого-экономической подготовке в процессе профессионального образования

№ п/п Название диссертации ФИО автора Место, год защиты

1 Развитие эколого-экономической культуры студентов педагогических вузов при изучении естественно-научных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Гайсин, М.И Казань, 2007

2 Формирование компетентности выпускников вуза в сфере эколого-экономиче-ской безопасности на основе интегра-тивно-модульной технологии: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 Бурцев, А.В. Екатеринбург, 2005

3 Развитие профессиональной эколо-го-экономической культуры экономистов-менеджеров: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 Киргизова, Н.П. Калининград, 2003

4 Формирование эко-лого-экономических умений будущих экологов-природо-пользователей средствами информационных технологий в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Дегтяренко, Л.Н. Нижний Новгород, 2008

5 Дидактические условия экономико-экологического обучения студентов экономических специальностей педагогических вузов: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 Кобелева, И.В. Магнитогорск, 1999

Эффективное совершенствование системы образования зависит от ряда неслучайных отнотологических факторов и критериев, сложившихся в ходе социокультурной динамики отношений «человек-окружающая среда», чередующихся во времени тенденций в рамках общественных притязаний заказчиков на данные преобразования. Проникновение в сущность динамики эколого-экономических отношений, выявление особенностей интеграционных процессов в единый симбиоз, поиск объективных вариантов оценки эффективности данного объединения зависит от средств, методов, технологий и подходов. Однако сами заказчики модернизации образовательной системы, являясь катализаторами технического прогресса, опережающего осознание его экологических последствий, не способны к социопри-родной самоорганизации, к экологической рефлексии происходящих событий или анализируемых явлений. Талантливость познающего, глубоко вникающего в сущность происходящих изменений в окружающей среде, проявляется в непосредственном реагировании на них посредством принятия стратегически верных решений и в области модернизации системы образования тоже [24-26]. К сожалению, для развития рыночной экономики, особенно в условиях нашей страны, не выгодно распространять идеи экоцентризма, внедрять их в образовательные программы. Позиция управляющего в рыночной экономике предстает именно как технологическая, основанная на принятии решений в пользу экономического благополучия и технического совершенствования. Превалирующим мотивом выступает именно прибыль, а не сам спрос. Импульсы сглаживания агрессивного и потребительского отношения к окружающей среде связаны с отходом от стереотипа игнорирования, с общественным давлением, влиянием духовной сферы и нравственно-ориентированными ценностями самоопределения в процессе получения навыков будущей профессии. Таким образом, первопричиной некого «затишья» научно-исследовательских изысканий в области эколого-экономической подготовки будущих специалистов, по нашему мнению, является отсутствие заказа рыночной экономики на формирование и выращивание способностей в процессе профессионального образова-

педагогически науки

Гордеева Дарья Сергеевна К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

ния к принятию экологически нравственных и при этом экономически эффективных решений [27-32].

В последнее время разрыв образования и науки особенно заметен в сфере экологии. Экологическое образование значительно отстает от развития экологической науки. Это вторая причина низкой исследовательской активности в области эколого-экономической подготовки в процессе профессионального образования. Экологические открытия последнего десятилетия (разработка автотрофных технологий, кибернетическое производство, химико-биологические технологии с эксплуатацией искусственно выращенных живых систем, генная инженерия и т.д.) не только преобразуют наши примитивные представления об экологии и могут вывести цивилизацию на новый уровень жизни, но и должны непременно освещаться в процессе обучения будущей профессии. Недостаточно доносить до студента только экологические знания, необходимо в процессе обучения изменить отношение обучающегося к природе, сформировать новационную шкалу ценностей, экоцентриче-скую мораль.

Еще одним заблуждением является разделение техногенной деятельности на производящую и компенсирующую. Непременным условием производящей деятельности должно быть ее компенсирующее начало. Нельзя сначала нарушать экологическое равновесие, а потом его восстанавливать. Вся человеческая активность должна изначально ориентироваться на экологически осмысленную деятельность.

Современные выпускники профессиональной образовательной организации (особенно неэкологи) имеют поверхностные представления о природе и ее взаимосвязи с обществом, практически не осведомлен об основах рационального природопользования и эколого-эко-номических рисках. Образование является логическим продолжением науки, но и без образования наука немыслима. Характерная для современности диверсификация форм образования позволяет обеспечить все необходимые условия для перманентного переосмысления научной эколого-экономической информации в процессе профессионального обучения.

В качестве третьей причины трудностей разработки научно-исследовательских проектов в области эко-лого-экономической подготовки профессионалов мы видим отсутствие среды функционирования образовательной экосистемы. Мы соглашаемся с мнением Л.В. Моисеевой [33], понимающей под образовательной экосистемой сложноструктурированную многокомпонентную совокупность взаимодействующих между собой образовательных подсистем, ориентированную на коадаптацию и кооперацию личностных, общественных и государственных интересов с целью установления эко-лого-экономического баланса в системе отношений «человек-окружающая среда». Иначе говоря, в современной сфере образования отсутствует представление о иерар-хичной структуре эколого-экономической подготовки, построенной по принципу «матрешки», от простого к сложному, от причин к следствию, от апробации к внедрению. Нет четкого образа ноосферного общества, и, как следствие, отсутствие соответствующего ему образования для дальнейшего укрепления и распространения полученных знаний и опыта. Проектирование окружающего пространства будет способствовать увеличению эффективности эколого-экономической подготовки, а развитие эко-лабораторий в профессиональных образовательных организациях позволит практикам-антропо-центристам ознакомиться с новейшими экологическими технологиями и переосмыслить цену экономической целесообразности с учетом экологической составляющей [34]. Решение проблемных ситуаций в рамках реальных лабораторий будет способствовать выработки способности использовать и переносить экологические знания в области экономики.

В России по-прежнему недооценивается тот факт,

что реформирование уровней эколого-экономической подготовки в процессе профкессионального образования, включающего среднее профессиональное, высшее профессиональное - бакалавриат и магистратуру и дополнительное профессиональное образование, осуществляется вне связи друг с другом, что это единый непрерывный образовательный процесс. Игнорирование непрерывности профессионального образования с точки зрения эколого-экономического направленности приводит к тому все сложности и противоречия, возникающие на уровне ссуза, не устранятся в университете и проявятся в других сферах общественной жизни [7, 11, 12, 25, 32].

Таким образом, исходя из исследования, которые было проведено, можно подвести следующие итоги. В свете поставленных целей и задач эколого-экономиче-ской направленности профессионального образования, следует пересмотреть общепринятые представления о том, что необходимо считать достижениями научно-технического прогресса. Эколого-экономическая подготовка - явление системное, ассоциативное, в некоторой степени прогностичное, помогает сформировать эмоционально-ценностное отношение к природе, воспитать экологоориентированную личность [16, 17, 21]. С каждым годом растет престиж экологических специальностей. Координирование этапов эколого-экономической подготовки, четкое ориентирование на ценность эко-лого-ориентированных знаний и навыков- неизбежный этап на пути стратегической задачи формирования эко-лого-экономически грамотного специалиста-профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гордеева Д.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 3 (20). - С. 63-68.

2. Айзятов Ф.А. Российская стратегия устойчивого развития: региональная экологическая политика //Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Труды Первогомеждунар. симпозиума. — Зеленоград, М., 2000. — Вып. 3. — С. 142-154.

3. Сидоров А.А. Структурно-динамическая характеристика доминирующих в мире биокорпораций // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2017. — № 1 (147).— С. 31— 42.

4. Чуркин Н.П. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям // Экологический вестник России. — 2013. — № 10. — С. 45—47.

5. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высш. образование в России. — 2010. — № 2. —С. 124—131.

6. Антишина А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. — 2014. — № 1(38).— С. 45—50.

7. Ахмедов, М.А. Экологическая культура личности специалиста //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — 2010. — № 4.— С. 6—10.

8. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

9. Бусыгин А.Г., Лизунова Е.В. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры студентов педагогического университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 66-70.

10. Эрдынеева К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 1. — С. 59—62.

11. Мансурова Д.С. Теоретические основы проектирования инновационных технологий формирования экологической культуры студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 97-99.

12. Руденко И.В., Наумавичюте К.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 273-275.

13. Даванков А.Ю. Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социо-эколо-го-экономических систем / А.Ю. Даванков, Г.Н. Пряхин, В.В. Седов и др. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. —133 с.

14. Саламатов А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая // Социум и власть. — 2015. — №1 (51). — С. 102—108.

15. Двинин Д.Ю. Уточнение понятия «экологический менеджмент» с целью его идентификации относительно других форм эко-

Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2(4)

23

TO THE PROBLEM OF ECOLOGICAL ...

Gordeeva Daria Sergeyevna

pedagogical sciences

логического управления // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 17. — С. 18—23.

16. Горбачева Н.Б. Влияние трансформации системы образования на социализацию современной молодежи в условиях социо-эколо-го-экономической системы самарского региона //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 387-390.

17. Иванова Т.Н. Инновационные тенденции и изменения социо-эколого-экономической системы как условие оптимизации экосоциа-лизации населения в контексте устойчивого развития транспортного машиностроения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 152-154.

18. Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов России через призму экологической грамотности населения // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 133-140.

19. Желнина Е.В. Современное управление социо-эколого-экономи-ческой безопасностью: взгляд населения города //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 101-104.

20. Зазнобина Н.И., Молькова Е.Д., Гелашвили Д.Б. Сравнительная динамика социо-эколого-экономических систем России и некоторых стран большой двадцатки (G20) на основе обобщенной функции желательности // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 45-48.

21. Гордеева Д.С., Плужникова И.И., Демцура С.С., Изюмникова С.А. Проблемы оценки эколого-экономического развития региона в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 105-109.

22. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

23. Gnatyshina E.V., Ryabchuk P.G., Evplova E.V., Ryabinina E.V. Methods of the Evaluation of the Potential of the Región Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking [Электронныйресурс]. Espacios. 2017. Т. 38 (No. 25). Режим доступа: http://www. revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html — [Дата обращения: 12.02.2018].

24. Gordeeva D.S. Eco-Economic Security of theRegion: Expanding the Management System for Assessing the State of Development [Электронный ресурс]. International Journal of Supply Chain Management. 2018. T. 7(No 6).Режим доступа: http://ojs.excelingtech.co.uk/index.php/IJSCM/ article/view/2680 — [Дата обращения: 12.02.2018].

25. Гордеева, Д.С. Пути модернизации эколого-экономического образования в процессе непрерывного профессионального обучения// Гуманитарные науки (г. Ялта). — 2011. —№ 1 (41). — С. 126-131.

26. Гивишвили, Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы //Вопросы философии. -1997. -№ 4. -С. 72-85.

27. Гордеева, Д.С. К проблеме формирования эколого-правовых знаний в высшей школе // Сб. ст. по материалам Регион. студ. науч.-практ. конф., Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. — Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2016. — С. 33—35.

28. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: коллективная монография Всерос.науч.-практ. с междунар. участием: Челябинский гос. пед. ун-т. — Челябинск: Лаборатория знаний,2015. — С. 112—115.

29. Саламатов, А.А. Управление персоналом: учеб.-метод. пособие для студ. спец. 080507 — Менеджмент организации / А.А. Саламатов, Д.Н. Корнеев. — Челябинск: ЧГПУ, 2010. — 68 с.

30. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.

31. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 274-276.

32. Гордеева Д.С., Тюнин А.И., Плужникова И.И., Базавлуцкая Л.М., Евплова Е.В. Специфика эколого-ориентированной компоненты при подготовке будущих менеджеров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 85-88.

33. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — 2008. — № 3. — С. 91—98.

34. Мамедов, Н.М. Новые грани экологического образования // Экологическое образование. 2011.-№4. С. 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.