Научная статья на тему 'Формирование экологического императива в процессе обучения как принципиального фактора повышения конкурентоспособности будущего менеджера'

Формирование экологического императива в процессе обучения как принципиального фактора повышения конкурентоспособности будущего менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / ЭКОСОФИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EDUCATION / MANAGEMENT EDUCATION / EDUCATION IN THE FIELD OF MANAGEMENT / ECOLOGY / ECOLOGIZATION OF EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECO-ORIENTED TRAINING OF MANAGERS / ECOSOPHY / ENVIRONMENTAL CRISIS / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

Оценка значимости экологического императива в понимании концепции инновационного экономического развития является весьма значимым дискуссионным вопросом в образовательных изысканиях. При этом бесспорным остается факт, что тривиальное добавление теории экологии и менеджмента в учёные планы вряд ли изменит существующую картину. Образовательные системы по эколого-ориентированной подготовке менеджеров «нового поколения» требуют комплексного пересмотра традиционных теоретико-методических подходов к обучению. В условиях нарастающего эколого-экономического кризиса актуальной становится задача включения в структуру профессиональной подготовки менеджера эколого-ориентированного компонента, представляющего собой сложно структурированную совокупность знаний, умений и практического опыта в управленческой сфере. Недостаточное внимание экологическому императиву в сфере подготовки управленческих кадров объясняется поверхностной оценкой современной экологической ситуации, относительной молодостью как менеджмент-образования, так и экологического образования, и, как следствие, слабым использованием потенциала предметов экологического цикла, дисбалансом теоретического, практического и мотивационного аспектов эколого-ориентированной подготовки современных российских менеджеров. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL IMPERATIVE IN THE LEARNING PROCESS AS A FUNDAMENTAL FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE MANAGER

Assessment of the importance of the environmental imperative in understanding the concept of innovative economic development is a very important discussion issue in educational research. At the same time, the fact remains that the trivial addition of the theory of ecology and management to the scientific plans is unlikely to change the existing picture. Educational systems for environmental-oriented training of managers of the" new generation " require a comprehensive review of traditional theoretical and methodological approaches to training. In the context of the growing ecological and economic crisis, the task of including in the structure of professional training of the Manager of the eco-oriented component, which is a complex structured set of knowledge, skills and practical experience in the management sphere, becomes urgent. Insufficient attention to the environmental imperative in the field of management training is explained by the superficial assessment of the current environmental situation, the relative youth of both management education and environmental education, and, as a consequence, the weak use of the potential of the subjects of the environmental cycle, the imbalance of the theoretical, practical and motivational aspects of environmental oriented training of modern Russian managers. The essential features of the challenges of modern times require education in the field of management and management of a limited connection of the latest achievements of fundamental science with the creative rethinking of the experience of past years.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического императива в процессе обучения как принципиального фактора повышения конкурентоспособности будущего менеджера»

педагогические науки

Гордеева Дарья Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0017

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИНЦИПИАЛЬНОГО ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА

© 2019

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: gordeevads@cspu.ru)

Аннотация. Оценка значимости экологического императива в понимании концепции инновационного экономического развития является весьма значимым дискуссионным вопросом в образовательных изысканиях. При этом бесспорным остается факт, что тривиальное добавление теории экологии и менеджмента в учёные планы вряд ли изменит существующую картину. Образовательные системы по эколого-ориентированной подготовке менеджеров «нового поколения» требуют комплексного пересмотра традиционных теоретико-методических подходов к обучению. В условиях нарастающего эколого-экономического кризиса актуальной становится задача включения в структуру профессиональной подготовки менеджера эколого-ориентированного компонента, представляющего собой сложно структурированную совокупность знаний, умений и практического опыта в управленческой сфере. Недостаточное внимание экологическому императиву в сфере подготовки управленческих кадров объясняется поверхностной оценкой современной экологической ситуации, относительной молодостью как менеджмент-образования, так и экологического образования, и, как следствие, слабым использованием потенциала предметов экологического цикла, дисбалансом теоретического, практического и мотивационного аспектов эколого-ориентирован-ной подготовки современных российских менеджеров. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с творческим переосмыслением опыта прошлых лет.

Ключевые слова: образование, экологический императив, менеджмент-образование, образование в области управления, экология, экологизация образования, экологическое образование, эколого-ориентированная подготовка менеджеров, экософия, экологический кризис, экологическая безопасность.

THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL IMPERATIVE IN THE LEARNING PROCESS AS A FUNDAMENTAL FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE MANAGER

© 2019

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: gordeevads@cspu.ru)

Abstract. Assessment of the importance of the environmental imperative in understanding the concept of innovative economic development is a very important discussion issue in educational research. At the same time, the fact remains that the trivial addition of the theory of ecology and management to the scientific plans is unlikely to change the existing picture. Educational systems for environmental-oriented training of managers of the" new generation " require a comprehensive review of traditional theoretical and methodological approaches to training. In the context of the growing ecological and economic crisis, the task of including in the structure of professional training of the Manager of the eco-oriented component, which is a complex structured set of knowledge, skills and practical experience in the management sphere, becomes urgent. Insufficient attention to the environmental imperative in the field of management training is explained by the superficial assessment of the current environmental situation, the relative youth of both management education and environmental education, and, as a consequence, the weak use of the potential of the subjects of the environmental cycle, the imbalance of the theoretical, practical and motivational aspects of environmental - oriented training of modern Russian managers. The essential features of the challenges of modern times require education in the field of management and management of a limited connection of the latest achievements of fundamental science with the creative rethinking of the experience of past years.

Keywords: education, management education, education in the field of management, ecology, ecologization of education, environmental education, eco-oriented training of managers, ecosophy, environmental crisis, environmental safety.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Анализ динамического состояния основных эколо-го-экономических показателей в России показал сохранение основной тенденции критичности современной ситуации: темпы снижения производства во много раз опережают темпы сокращения его нагрузки на окружающую среду. Сокращение количества выбросов промышленными предприятиями компенсируются увеличение аварийных сбросов. Прогрессирование процесса деградации хозяйственной сферы на лицо. За 2016-2018 наблюдается неуклонный рост доли природоемких отраслей промышленности. При этом в России происходит стремительное сокращение наукоемких и высокотехнологических производственных процессов, количество ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей современного производства возрастает с каждым днем [1].

Внешняя экономика также влечет за собой отрицательные экстерналии- - 68% российского экспорта при-

ходится на топлевно-энергетические ресурсы, возросли физические объемы экспорта керосина на 18,1%, каменного угля - на 17,0%, автомобильного бензина - на 7,0%, природного газа - на 5,3%. Параллельно Россия на импорт выводит товары «верхних этажей» технологических цепочек, производство которых практически не загрязняет окружающую среду (например, алюминиевые банки для напитков).

Исторические сложившиеся природно-климатические, территориальные и экономические условия создают возможность ввоза опасных производственных отходов, переработка и утилизация которых на Западе не рентабельна. Статистика выбросов от автомобильного транспорта противоречива и весьма условна.

Современные экологические проблемы России - прямое наследие экономического кризиса [2, 3]. По количеству технически сложных, экологически опасных производств Россия относится к развитым странам, а по использованию ограниченных ресурсов и безотходному производству - к странам третьего мира. С одной

Gordeeva Daria Sergeyevna

THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL ..

pedagogical sciences

стороны, у России нарастают проблемы развивающихся стран - деградация плодородных земель, захоронение радиоактивных отходов, ориентирование на устаревшие евростандарты в автомобилестроении и т.д., а с другой стороны, - чрезмерная экологическая активность при решении экономических проблем может привести к экономическому краху. Высшие менеджеры, в руках которых находится будущее России, менеджеры среднего звена, принимающие ответственные решения локального характера, специалисты, занимающиеся развитием бизнес-сферы в своей профессиональной деятельности должны руководствоваться помимо факторов рентабельности, экологическими императивами, сформированными в процессе получения их обучения.

Императив (от лат. гтрегайуш - повелительный) -норма, которая не подлежит обсуждению, нравственная форма - установление, рецепт поведения [4]. Императив - структура социального знания, выступающая непосредственным проводником от сознания субъекта к социальному действию (поведению) [5]. И. Кант считается основоположником учения об императиве. Выделяя гипотетический и категорический императивы, четко разграничивал их категориальные характеристики. Гипотетический императив превалирует лишь при существовании определенных условий; категорический императив же четких условий не требует, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Экологический императив мы относим, безусловно, к категорическому, объективность которого не требует обоснований. Экологический императив интегрирует в себе три важнейших категории существования человечества: биологическую, личностную и социальную (системный), особая форма синтеза которых выражается в нравственности, морали и этики [6].

Термин «экологический императив» был озвучен в конце 80-х гг. ХХ в. Н. Н. Моисеевым, который предложил понимать под ним систему ограничений, нарушение которых может явиться необратимыми последствиями для дальнейшего существования как человека, так и всего окружающего мира [7].

В международном понимании экологический императив есть некая «запретная черта» для технологических экспериментов, нарушающих не вполне стабильное состояние системы «человек-общество-природа». Научный подход к проблеме формирования экологического императива постоянно требует исследовательских изысканий, затрагивает различные стороны жизни и предполагает наличие четко определенного плана дальнейших действий человеческого общества по отношению к последующим поколениям [8]. Ранее превалирующий принцип неубедительного экоцентризма не дает фактически никаких эффективных результатов, а концепцию устойчивого развития давно причисляют к утратившей смысл теоретической идее. Иначе говоря, необходим переход к иной парадигме современной науки, интегрирующей в себе аспекты экономического благополучия с экологической безопасностью ныне живущих и будущих поколений людей [9].

Образование, являющееся связующим фактором между эффективно функционирующей экономической системой и формированием экологического императива у будущих специалистов, предполагает ориентацию экономического знания на человека и живую природу. Помимо повсеместного внедрения новых информационных компьютерных систем и нанотехнологий, необходимо осваивать экологически чистые малоотходные технологии, активно развивать экологический менеджмент на предприятиях, применять экомаркировку и, самое главное, точно рассчитывать соотношения экономической выгоды и наносимого ущерба окружающей среде. Производство материальных благ становится бессмысленным, если мы выигрываем только в экономическом плане, при этом проигрывая в социобиологических показателях. Необходимо разрабатывать универсальные

комплексные методики для оценки рентабельности той или иной хозяйственной деятельности, которые будут учитывать целую плеяду разноплановых критериев, в том числе экологический.

Данный подход позволяет экологическому императиву выступать в качестве категорического, что, по нашему мнению, позволяет более широко, в некоторой степени даже коэволюционно, подойти к решению вопросов современного экологического кризиса. Для осуществления вышеназванных императивов экологический критерий нужно ставить на первый план, он должен превалирующим над остальными [10].

В контексте представленного исследования сущность экологического императива заключается в синтезе нравственности и эффективности, культуры красоты природы и экономического благополучия, продуктов научно-технического прогресса и безграничных возможностей окружающей среды.

Менеджер... Фигура в современной экономической ситуации неоднозначная, требующая постоянных изысканий по поводу набора необходимых для успешной деятельности компетенций, вызывающая множество диспутов и споров по поводу экологической ориентации принимаемых управленческих решений без экономических потерь. Менеджер современного времени выступает в совокупности ниже представленных ипостасях:

- специалист в сфере управления, имеющий определенную долю власти, который руководит трудовым коллективом;

- аналитик, контролер, надежный администратор, способный воплощать в жизнь самые смелые идеи;

- лидер, ведущий за собой не только подчиненных, но и менеджеров высшего звена, подсказывающий им важный стратегический план управленческой деятельности;

- преподаватель-психолог, обладающий нравственными качествами, способный привнести новые позиции в работу коллектива;

- энтузиаст и инноватор, властолюбивый, но способный отдаться реализуемой идеи полностью;

- дипломат, способный договариваться и убеждать, критиковать и быть раскритикованным;

-специалист и профессионал, который обладает глубокими теоретическими знаниями, полученными в процессе высококлассного образования в области управления, и практическими навыками менеджмент-деятельности.

Разнообразие и многокомпонентность профессиональных обязательств менеджера заставляет обратиться к Федеральному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, проанализировать формируемые общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также виды деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата. Спектр профессиональной деятельности выпускника действительно широк, и при этом узкоориентирован на ценности индустриально-потребительского общества [11-25]. К сожалению, среди общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник, не нашлось места способности использования экологических знаний для формирования мировоззренческой позиции.

Общепрофессиональные компетенции обосновываются организационно-управленческой направленностью будущей деятельности, не более того. Таким образом, сам образовательный стандарт диктует будущим менеджерам ориентироваться исключительно на рентабельность и экономическую эффективность, оставляя экологическую безопасность реализуемых проектов далеко за пределами их профессиональных интересов. Современная система образования в области менеджмента совместно со всеми институтами государства должна не только давать новые знания, компетентности и навыки, но и формировать качественно иные ценно-

педагогические науки

Гордеева Дарья Сергеевна ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...

сти, этические и нравственные ориентиры деятельности в системе «менеджер-производство-окружающая среда». Сохранения принцип «предметности», который предусматривает овладение будущими выпускниками множественный объем конкретных знаний и навыков по выбранной специальности (специализации, направлению подготовки), экологизация этих дисциплин, насыщение их экологическим содержанием и ключевыми экологическими проблемами, должна осуществляться интегрированными усилиями преподавателей как гуманитарных, так и естественно-научных специальностей на междисциплинарной основе.

Современные реалии не позволяют обходить экологический императив в системе менеджмент-образования. Качества личности, которыми должны обладать менеджеры, его характеристики, этические и нравственные нормы применительно к действиям в области управления коррелируют с экологическим образованием, что на сегодняшний день делает специалиста более конкурентоспособных среди себе подобных.

Что понимается под конкурентоспособностью в современной мере менеджмента и экономики?

Практика функционирования коммерческих предприятий и некоммерческих организаций свидетельствует, что вновь принятые на работу специалисты в области управления (менеджеры) фактически не имеют теоретических экологических знаний, полностью лишены навыков принятия решений с учетом экологической ответственности. Современные компании вынуждены в результате требований потребителей и экономик развитых стран нести повышенные экологические издержки, хотят обеспечить равные или, если угодно, честные, условия конкуренции в области экологической и социальной ответственности.

Международный опыт показывает, что отсутствие современного и адекватного государственного регулирования в области природоохранной деятельности в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах, в том числе в России, не является конкурентным преимуществом в борьбе за инвестиции и новые конъектуры рынка. Провалы в сфере экологической ответственности и безопасности зачастую воспринимаются странами-конкурентами как осознанная «черная» политика "экологического демпинга", что ведет к формированию на мировых рынках экологически обусловленных нетарифных барьеров для товаров и товаропроизводителей с низкими показателями в данной сфере. Так, за последние десятилетие большинство развитых стран, таких как страны ЕС, США, Австралия, Швейцария, приняли законодательство о противодействии незаконным рубкам и обороту сомнительной по происхождению продукции из древесины.

Компаниям интересны специалисты, получившие образование, соответствующие современным экономическим требованиям, фундаментом которых является ориентация на экологический императив в процессе принятия стратегических управленческих решений.

В связи с этим автором статьи сформулированы принципы экологического императива, определяющие конкурентоспособность современного менеджера-экономиста:

- человек, принимающий стратегически важные решения в области управления не сможет обойтись без фундаментальных экологических знаний: законов природы и рационального природопользования, эволюцию и причины современного антропного экологического кризиса;

- специалист, который осуществляет организационную, управленческую, планово-хозяйственную, экономическую и маркетинговую деятельность, должен отчетливо знать специфику вредного воздействия различных типов производств на окружающую среду, уметь настроить и координировать сферу собственного управленческого спектра с учетом экологического императи-

ва;

- специалист в области менеджмента обладает способностью проектирования бифуркационного механизма социально-экономического развития, определять точку бифуркации - состояние критической неустойчивости и осуществлять грамотный планомерный переход в состояние гомеостаза, абстрактного равновесия и гармонии отношений в системе «окружающая среда-производство»;

- анализировать, искать и находить наиболее приемлемые технологии малоотходного производства, нереволюционно, но постепенно внедрять их в область функционирования управляемой им отрасли народного хозяйства;

- реально осознавать путем экономико-математического анализа статистику истощаемости ограниченных природных ресурсов, которые активно используются для изготовления готовой продукции;

- разрабатывать оптимальные методики оценки принимаемых управленческих решений, в которых, прежде всего, прогнозируется будущее состояние окружающей среды;

- четко, безукоризненно подчинятся экологическому законодательству, иметь представление об экологических правонарушения, административной и уголовной ответственности;

- развивать экологический менеджмент на предприятии, стимулировать использование экологических технологий, и производство на их основе экологически приемлемой продукции;

- поддержание функционирования субъекта управленческой деятельности как живого организма, развивающегося под влиянием экологических факторов.

В свете поставленных целей и задач образования в области управления, следует пересмотреть общепринятые представления о том, что необходимо считать достижениями научно-технического прогресса. Менеджмент - образование системное, ассоциативное, в некоторой степени прогностичное. С каждым годом растет престиж специальностей в области управления, в списке дисциплин, преподаваемых будущим экономистам, появилась качественно новая, молодая прогрессивная наука «Экологическая экономика», которая ознакомит обучающихся с методами, формами и средствами перехода от экстремального антропоцентризма к диалогу человека и природной среды, основанному на экологически этичном поведении и культуре, обогащённой новыми ценностными ориентациями. Координирование этапов менеджмент-образования, четкое ориентирование на ценность эколого-ориентированных знаний и навыков - неизбежный этап на пути стратегической задачи формирования конкурентоспособного грамотного специалиста-профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коростелев А.А., ПудовкинаН.Г., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. — ТГУ, 2011. 287 с.

2. Краснопевцева И.В., Мальцев С.А., Краснопевцева Е.А., Козина Л.Н. Экономическая выгода и экологическая проблема // Вестник НГИЭИ. 2014. № 12 (43). С. 42-48.

3. Сбойчакова А.В. Арктический совет в обеспечении экологической безопасности в арктике: проблемы и перспективы //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 246-249.

4. Криклий А.С. Финансирование профессионального обучения персонала // Финансы Украины. 2005. №6. С. 113-119.

5. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. №2. С. 40-52.

6. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 11-14.

7. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоу-стойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] // Бизнес и общество. 2014. № 2 (2). С. 10. Режим доступа: http:// busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf [Дата обращения: 12.02.2018].

THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL ...

Gordeeva Daria Sergeyevna

pedagogical sciences

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

9. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования //Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей межд. научн.-практич. конференции. — М.: ERGO, 2004. С. 92—96.

10. Федеральный закон от 29.12.2012N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» // СПС КонсультантПлюс.

11. Бартасевич И.В. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. №3 С. 217-219.

12. Гершунский Б.С. Философия образования //Московский психолого-социальный университет. 1998. 432с.

13. Войтенко Л.А. Организация тестирования в вузе // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 41-48.

14. Терентьева Т.В. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 57-59.

15. Богданова А.В. Возможности моделирования в диагностике качества образования на основе мультиагентных связей //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.

16. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.

17. Саяпина Н.Н. Оценка качества образовательных услуг вуза // Омский научный вестник. 2012. № 4.С. 90- 94.

18. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

19. Беляева Н.В. Обоснование важности обладания профессионально-этическими качествами для менеджеров образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 43-46.

20. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

21. Попова А.В. Анализ педагогического эксперимента по формированию культуры управления персоналом у будущих менеджеров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 136-138.

22. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов /Н. Ш. Кремер. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.

23. Репринцева Е.В. Анализ соответствия учебного процесса требованиям образовательных стандартов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 68-71.

24. Гордеева Д.С., Рябчук П.Г., Корнеев Д.Н. Российское бизнес-образование: от мифов к реальности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 213-216.

25. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation[Электронныйресурс]. Espacios. 2017. T. 38 (No 56). Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n56/17385616.html - [Дата обращения: 12.02.2018].

Статья поступила в редакцию 28.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.