Научная статья на тему 'Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики'

Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING ECOLOGICAL AND ECONOMIC PROFESSIONAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич, Демцура Светлана Сергеевна

Наиболее яркая тенденция последнего времени заключается в пространственной антропогенной нагрузке на окружающую природную среду, ее популяризация, повсеместность. Даже цивилизованный рынок фактически не учитывает законы экологии, выбирая прибыль, а хаотичные социально-экономические процессы носят в основном антиэкологичный характер. Как ни печально, в контексте концепции устойчивого развития Россию правильнее называть устойчиво экологически деградирующей страной. Образование создает предпосылки для многовариантного решения жизненно важных проблем страны, которые возникают как в экономической, так и в экологической сфере развития общества. Непрерывное эколого-экономическое образование-это не мода и не спонтанность, это долговременный многоступенчатый процесс преобразования общественного сознания, характеризующийся ясностью и глобальностью ожидаемого результата. Благодаря мощному потенциалу, эколого-экономическая идеология оказывается чрезвычайно популярной как для исследователей, так и для преподавателей и студентов. Это новое течение, которое реализуется в рамках культурных и гуманистических традиций образования. В статье рассмотрен терминологический аппарат исследовательской работы, предложено авторское понимание смысловой категории «непрерывное эколого-экономическое профессиональное образование», а также подробно расписаны предпосылки модернизации существующего эколого-экономического образования. Непрерывное эколого-экономическое образование наиболее эффективная социальная технология построения стабильного и надежного общего будущего, что отличает его от унылой идеологизированности экологического образования недавнего прошлого и безыдейности тревожного настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич, Демцура Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECURRING PROBLEMS OF CONTINUING PROFESSSIONAL EDUCATION AT THE JUNCTION OF ECOLOGY AND ECONOMICS

The most striking recent trend in the spatial anthropogenic pressure on the natural environment, its popularization, ubiquity. Even civilized market in fact does not consider the laws of ecology, choosing a profit, and the chaotic socio-economic processes are mostly anti-environmental in nature. Sadly, in the context of the concept of sustainable development of Russia should be called steadily environmentally degraded country. Education creates predposylki for life threatening emergencies contingency solutions to the country's problems, which arise both in economic and environmental sphere of society's development. Continuous environmental and economic education is not fashion and not the spontaneity is long-term multistage process of transformation of social consciousness, characterized by clarity and global expected result. Thanks to the powerful potential ecological and economic ideology turns out to be extremely popular both for researchers and for teachers and students. This is a new trend, which is implemented in the framework of the cultural and humanistic traditions of education. In the article the terminology of research, the author's understanding of the meaning of the category «continuous environmental and economic professional education» and detail the prerequisites of modernization of the existing ecological-economic education. Continuous environmental and economic education the most effective social technology to achieve a stable and reliable common future, which distinguishes it from the dreary ideologized environmental education of the recent past and unprincipled an alarm present.

Текст научной работы на тему «Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики»

Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич и другие НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

УДК 378.1

НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТЫКЕ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ

© 2017

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Тюнин Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Апухтин Антон Сергеевич, аспирант кафедры «Экономика, управление и право» Демцура Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: demtsurass@cspu.ru)

Аннотация. Наиболее яркая тенденция последнего времени заключается в пространственной антропогенной нагрузке на окружающую природную среду, ее популяризация, повсеместность. Даже цивилизованный рынок фактически не учитывает законы экологии, выбирая прибыль, а хаотичные социально-экономические процессы носят в основном антиэкологичный характер. Как ни печально, в контексте концепции устойчивого развития Россию правильнее называть устойчиво экологически деградирующей страной. Образование создает предпосылки для многовариантного решения жизненно важных проблем страны, которые возникают как в экономической, так и в экологической сфере развития общества. Непрерывное эколого-экономическое образование-это не мода и не спонтанность, это долговременный многоступенчатый процесс преобразования общественного сознания, характеризующийся ясностью и глобальностью ожидаемого результата. Благодаря мощному потенциалу, эколого-экономическая идеология оказывается чрезвычайно популярной как для исследователей, так и для преподавателей и студентов. Это новое течение, которое реализуется в рамках культурных и гуманистических традиций образования. В статье рассмотрен терминологический аппарат исследовательской работы, предложено авторское понимание смысловой категории «непрерывное эколого-экономическое профессиональное образование», а также подробно расписаны предпосылки модернизации существующего эколого-экономического образования. Непрерывное эколого-экономическое образование - наиболее эффективная социальная технология построения стабильного и надежного общего будущего, что отличает его от унылой идеологизированности экологического образования недавнего прошлого и безыдейности - тревожного настоящего.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, непрерывное эколого-экономическое профессиональное образование, экология, экономика.

RECURRING PROBLEMS OF CONTINUING PROFESSSIONAL EDUCATION AT THE JUNCTION

OF ECOLOGY AND ECONOMICS

© 2017

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department

of «Economics, Management and Law» Tyunin Aleksandr Ivanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department

of «Economics, Management and Law» Apukhtin Anton Sergeevich, aspirant at the Department of «Economics, Management and Law» Demtsura Svetlana Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department

of «Economics, Management and Law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: demtsurass@cspu.ru)

Abstract. The most striking recent trend in the spatial anthropogenic pressure on the natural environment, its popularization, ubiquity. Even civilized market in fact does not consider the laws of ecology, choosing a profit, and the chaotic socioeconomic processes are mostly anti-environmental in nature. Sadly, in the context of the concept of sustainable development of Russia should be called steadily environmentally degraded country. Education creates predposylki for life threatening emergencies contingency solutions to the country's problems, which arise both in economic and environmental sphere of society's development. Continuous environmental and economic education is not fashion and not the spontaneity is long-term multistage process of transformation of social consciousness, characterized by clarity and global expected result. Thanks to the powerful potential ecological and economic ideology turns out to be extremely popular both for researchers and for teachers and students. This is a new trend, which is implemented in the framework of the cultural and humanistic traditions of education. In the article the terminology of research, the author's understanding of the meaning of the category «con-tinuous environmental and economic professional education» and detail the prerequisites of modernization of the existing ecological-economic education. Continuous environmental and economic education - the most effective social technology to achieve a stable and reliable common future, which distinguishes it from the dreary ideologized environmental education of the recent past and unprincipled - an alarm present.

Keywords: education, vocational education, continuing ecological and economic professional education, ecology, economics.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время ведущие мировые ученые проявляют крайнюю озабоченность в связи с проблемами взаимодействия техносферы и биосферы.

Потери общества, обусловленные нарастанием природных и особенно антропогенных катастроф, могут уже к середине настоящего века свести на нет все результаты экономического прогресса [1]. Какую стратегию следует избрать в ситуации повышенного риска кризисов разного рода: социальных, политических, духовных, экологических? Последние тенденции общего экономического

образования характеризуются узкой направленностью на производственную сферу, фактически не рассматривая хозяйственные аспекты нематериальной, социокультурной сферы общественной жизни [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ исследуемой проблематики в области интеграции экономики и экологии в процессе профессионального обучения, основан на теории существования эколого-экономиче-ских систем (А.Г. Аганбегян, О.А. Веклич, А.Д. Урсул

Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич и другие НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

pedagogical sciences

и др.), на теории личностно-деятельностного подхода (Э.Ф. Зеер, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская и др.), на изучении актуальных проблем современной системы образования учащейся молодежи (В.А. Беликов, Г.Д. Бухарова, Л.Я. Рубина, А.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.), на теории эколого-эко-номического образования (А.Ф. Аменд, В.В. Латюшин, Н.П. Рябинина, А.А. Саламатов, З.И. Тюмасева и др.).

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве цели статьи мы рассматриваем анализ различных проблем непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики, а также выявление актуальных причин и ориентиров модернизации непрерывного эколого-экономического образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Выбор направления развития политики государства начинается с глубокого анализа ныне существующих тенденций его функционирования. За последние годы в России значимость проблем истощаемости природных ресурсов, техногенного загрязнения окружающей среды, а также полной неподготовленности человечества к управлению данными процессами возрастает в геометрической прогрессии, выходя за границы пресловутого экономического кризиса [3]. Все чаще нас волнуют результаты статистических данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики, которые касаются социальных характеристик, определяющих статус здоровья населения. Это и устойчивый рост детей, больных онкологическими заболеваниями, психологический дисбаланс зрелого населения, повышение уровня смертности в репродуктивном возрасте и др.

Острый финансово-экономический кризис, нарастающее санкционное давление, резкое снижение величин ассимиляционного потенциала окружающей среды, истощение природного сырья вынуждает ученых, исследователей-практиков искать эффективные вектора дальнейшего развития человечества [4]. И эти изменения должны непременно касаться и преобразовывать все отрасли национальной экономики. В контексте современного динамичного времени часто обсуждаются вопросы влияния производственной сферы на эколого-экономическую обстановку России, и при этом, по нашему мнению, недостаточное внимание уделяется непроизводственной сфере.

Социально-экономические изменения двадцать первого века, происходящие в России, поставили науку и образование на тонкую грань выживания, обострив их скрытые и явные проблемы. Прорыв в разных сферах познания не находит своего отражения в образовательном процессе, что препятствует формированию ноосферного типа мышления, который является, по нашему мнению, вектором дальнейшего существования человечества в целом [5]. Назрела необходимость в интенсивном синтезе эколого-экономической науки и образования, преодоление диспропорции в их развитии.

Главная идея современной модернизированной системы непрерывного профессионального образования состоит в неиссякаемом потоке инвестиций в человеческий капитал, накопление интеллектуальной собственности, которые в своей совокупности составляют национальное богатство [6]. Укрепление надежды на умения, навыки и, полученные в результате непрерывного профессионального обучения, эколого-экономические знания, увеличение числа квалифицированных экологоори-ентированных менеджеров - единственно верный путь преодоления кризиса современности [7].

Разберем некоторые смысловые дефиниции, необходимые для полного понимания заданной проблематики.

Под эколого-экономическим образованием мы понимаем сложный многоступенчатый процесс передачи, овладения и реализации комплексных эколого-экономи-ческих знаний, умений и навыков, имеющий экоцентри-ческую направленность и способствующий готовности

обучающихся к принятию экологически обоснованных экономических решений [8].

Тенденции последнего десятилетия характеризуются разрывом между образовательным процессом и научными достижениями, особенно в эколого-экономическом направлении [9]. Эколого-экономическое образование значительно отстает от темпов эколого-экономического развития страны [10]. Проблема осложняется непоследовательно и поспешно проводимой реформой средне специального образования и высшей школы [11]. В России по-прежнему недооценивается тот факт, что реформирование уровней эколого-экономического профессионального образования, включающего среднее профессиональное, высшее профессиональное (бакалавриат и магистратуру) и дополнительное профессиональное образование, осуществляется вне связи друг с другом, что это единый непрерывный образовательный процесс.

Игнорирование непрерывности профессионального образования с точки зрения эколого-экономического направления приводит к тому, что все сложности и противоречия, возникающие на уровне ссуза, не устранятся в университете и проявятся в других сферах общественной жизни [12].

Необходимо отметить, что экология далеко не во всех средних профессиональных образовательных организациях является обязательным предметом. Более того, в университетах в достаточном объеме преподаются самостоятельные дисциплинарные ветви экологии, которые регламентируют те или иные меры природоохранной деятельности [13]. Регламенты эти фактически не соблюдаются, а в случае наступления экологической катастрофы или аварии не являются эффективными [14]. По этой причине непрерывное эколого-экономическое профессиональное образование требует существенного реформирования - эколого-экономические дисциплины должны включать в себя комплексное изучение воздействия экономических факторов на среду, обучать методам проектирования, а также прогнозирования дальнейшего эколого-экономического развития страны [15]. Эколого-экономические дисциплины должны стать фундаментальной теоретической и практической основой функционирования квалифицированных специалистов, которые будут заниматься управленческой деятельностью, предвидеть экономические и экологические риски, минимизировать опасное антропогенное давление на биосферу, применяя при этом полученные в процессе эколого-экономического образования знания в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

К сожалению, далеко не все экологи-исследователи и экономисты-практики единодушны в том, что открывшийся в процессе профессиональной подготовки инновационный уровень эколого-экономических знаний - это необходимость, определяющая дальнейшее существование человека как вида [17]. В ситуации кризисного развития общества модель непрерывного эко-лого-экономического профессионального образования должна непременно измениться, что обусловлено рядом причин.

Беспрецедентные экологические открытия последних лет (получение воды из сухого воздуха, дороги из переработанного пластика, съедобная упаковка для воды, обнаружение глубоководных бактерий, способных нейтрализовать углекислый газ и др.) изменяют наши представления о природе и явлениях, происходящих в ней, раздвигают их границы и направляют в неожиданное русло. Эти открытия могут вывести цивилизацию на качественно новый уровень жизни, а с другой стороны таят в себе катастрофическую опасность в силу далеко непредсказуемых последствий этих открытий. Человек и так до неузнаваемости преобразовал биосферу, подчинив ее функционирование своим техногенным законам. Сложно определить грань в системе «опасно-безопасно»: мировые дискуссии не утихают в отношении

Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич и другие НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

применения ГМО в качестве пищевых продуктов ввиду противоречивости полученных результатов многоспектрального их анализа. Необходимо четко и принципиально оценивать новейшие экологические технологии, и такой многофакторный результат оценки можно получить только в процессе сложноорганизованной работы высококвалифицированного специалиста, обладающий определенным «багажом» эколого-экономической информации.

Благодаря экологическим инновациям эколого-эко-номическое образование создает потенциал, обеспечивая высокую конкурентоспособность страны на мировом рынке [18]. Определяющим фактором в данном вопросе выступают не материальные затраты, а востребованность новых идей, которые вне сомнения ожидаются от будущих выпускников вузов [19]. Смогут ли следующие поколения в условиях глобализации экономики решать непредвиденные проблемы, становится конкурентоспособными профессионалами, если не будут обладать необходимыми эколого-экономическими знаниями и умениями? Этот вопрос занимает ведущих ученых России.

Одна из проблем современного общества - реальная угроза глобального экологического кризиса [20]. Его постоянно учащающиеся проявления дают о себе знать на локальном уровне на протяжении последних десятилетий в разных регионах Земли (азиатское бурое облако, упавший в России метеорит, тотальные наводнения, резкие вспышки биологических эпидемий и т.д.). Ассимиляционный потенциал окружающей среды, ее способность к самовосстановлению практически сходит на нет. В процессе непрерывного эколого-эконо-мического образования обучающиеся должны четко понимать ряд моментов, которые будут являться вектором их дальнейшей профессиональной деятельности - необходимо избавить Россию от так называемой «сырьевой зависимости», заместить ее на уникальный потенциал -человеческий и ресурсный одновременно [21]. Развивая данные стратегические направления, способные обеспечить экономическую и геополитическую безопасность, страна сможет укрепить нынешний и будущий потенциал человеческих потребностей без экологических потерь.

Эти решения должны приниматься высококвалифицированными специалистами в области эколого-эконо-мического образования, и иметь четкое направление на улучшение качества жизни людей через восстановление общей среды обитания, повышения уровня ответственности на уровне предпринимательства и бизнеса [22]. Именно идеи, лежащие в устойчивом развитии с ноос-ферной ориентацией, должны стать национальной идеей прорыва и найти свое отражение в стратегии России 2050. Это предоставит возможности осуществлять реформы по опережающей, стратегически эффективной траектории.

Постепенное, возможно в некоторой степени даже неочевидное приближение экологической катастрофы, пока осознается в полной мере учеными и специалистами. Уже сейчас мы являемся свидетелями последствий реализации неграмотных решений «по преобразованию» природы - осушение болот, создание искусственных водохранилищ, выбросы веществ с пресловутыми кем-то давно установленными и давно не изменяющимися ПДК и т.д. Эколого-экономическое образование поэтапно разъясняет связь между безграмотной деятельностью людей и эколого-экономическими просчетами. В процессе непрерывного эколого-экономического профессионального образования необходимо воспитывать у будущего специалиста восприятия себя частью природы, укреплять идею соответствия потребностей общества возможностям биосферы. Примета нового времени - появление в крупных компаниях развитых стран новой должности - экологического менеджера [23].

Необходимость усиления внимания к непрерывному эколого-экономическому образованию объясняется низ-

кой грамотностью, подавляющей части населения в этой области. Особую тревогу вызывает полная безграмотность выпускников среднего профессионального образования, которые затем выбирают специальности экологического или экономического профиля. Россия пытается соответствовать концепции устойчивого развития, идет разработка проектов импортозамещения, но все важнейшие государственные решения принимаются политиками, которые далеки от области эколого-экономических знаний. По нашему мнению, решения такого уровня должны приниматься с учетом междидсциплинарного и прогностического характера. Эколого-экономическая грамотность специалистов, которые условно можно назвать неэкологами, будет способствовать интеллектуальному обеспечению власти, формированию и правильной ориентации общественного мнения.

Нами уточняется содержание понятие непрерывное эколого-экономическое профессиональное образование. Это качественно новый феномен непрерывной образовательной деятельности, имеющий четкую ориентацию на интегрирование экологии и экономики в процессе профессиональной подготовки, при котором экология выступает вектором экономического развития, а экономика является экологически безопасной.

Мы подчеркиваем важность такой категории как непрерывность, которая является не только проявлением преемственности образовательных программ, но и эко-логоориентированным способом расширения образовательной среды обучающегося, начиная с самого начала пути его профессионального становления. Отсутствие своевременной преемственности эколого-экономиче-ской науки и образования увеличивает пропасть межу научными достижениями и уровнем просвещённости будущих специалистов, который требуется для их эффективной и рентабельной деятельности.

Образование - это кумулятивный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни личности обучающегося, являющийся неким продолжением науки, непрерывно взаимодействуя с ней [24]. Нами выделены и представлены следующие ориентиры модернизации и развития непрерывного эколого-экономического профессионального образования:

1. Будущие менеджеры, экономисты, предприниматели нуждаются в экологических знаниях, умениях применять их в профессиональной деятельности и бизнесе, делать их основополагающими при принятии стратегических решений развития своего дела [25]. Получение экологоориетированных знаний, а точнее их структурированного комплекса возможно только в процесс непрерывного эколого-экономического профессионального обучения, именно в интегрировании экологии и экономики, смыл которых небезосновательно объединён корнем «эко»-дом.

2. Необходимо обучать данный контингент навыкам прогнозирования и моделирования последствий, принимаемых ими бизнес решений, их влияние на биосферу и качество жизни, чем достигается воспитание личной ответственности.

3. Особенно важно формирование в процессе непрерывного эколого-экономического образования сформировать убеждения, что любое принимаемое решение, которое отразиться на окружающий среде, не должно быть узковедомственным, а основываться па принципе междисциплинарности, включая экологический менеджмент, экологический аудит и др.

4. Нужно акцентировать внимание обучающихся на том, что биосфера является глобальной системой, совокупностью взаимосвязанных подсистем, изменения в которых приведет к полнейшей дезориентации ее функционирования [26]. Передача эколого-экономических знаний должна базироваться на системном формировании картины мира, которая, по признанию студентов гуманитарного педагогического вуза, у них отсутствует.

5. В процессе непрерывного эколого-экономическо-

Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич и другие pedagogical

НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ... sciences

го образования упор должен делаться не на контроль уровня полученных знаний, а на контроль и развитие эколого-ориентировнного мышления. Надо научить студентов размышлять, сочувствовать, сопереживать, анализировать альтернативы, аргументировать свою позицию. Это непременно коснется их профессионального развития, будет способствовать карьерному росту и даст возможность работать не только себе во благо, но думать и о последующих поколениях.

6. Использование инновационных педагогических технологий и специальных форм обучения в процессе непрерывного эколого-экономического профессионального образования должно затрагивать не только рассудок, но и эмоциональную сторону, чувствительность обучающихся.

7. Система подготовки профессионалов экономических специальностей должна быть направлена на осознанное предотвращение последствий хозяйственной деятельности, а также на всевозможную ликвидацию уже существующих последствий.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, исходя из исследования, которые было проведено, можно подвести следующие итоги. В свете поставленных целей и задач непрерывного эко-лого-экономического профессионального образования, следует пересмотреть общепринятые представления о том, что необходимо считать достижениями научно-технического прогресса. Непрерывное эколого-экономи-ческое образование системное, ассоциативное, в некоторой степени прогностичное, помогает сформировать эмоционально-ценностное отношение к природе, воспитать экологоориентированную личность. С каждым годом растет престиж экологических специальностей, в списке дисциплин, преподаваемых будущим экономистам, появилась качественно новая, молодая прогрессивная наука «Экологическая экономика», которая ознакомит обучающихся с методами, формами и средствами перехода от экстремального антропоцентризма к диалогу человека и природной среды, основанному на экологически этичном поведении и культуре, обогащённой новыми ценностными ориентациями. Координирование этапов непрерывного эколого-экономического образование, четкое ориентирование на ценность эколого-ори-ентированных знаний и навыков - неизбежный этап на пути стратегической задачи формирования эколого-эко-номически грамотного специалиста-профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Саламатов А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая // Социум и власть. 2015. №1 (51). С. 102-108.

2. Гордеева Д.С. К проблеме формирование эколо-го-правовых знаний // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. №3 (16). С. 99-102.

3. Апухтин А.С., Полещук В.С. Молодежное предпринимательство в России: Перспективы и пути развития // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. № 3 (16). С. 69-72.

4. Плужникова И.И., Самарина А.Л. Повышение эффективности государственного продвижения инновационной образовательной деятельности // Проблемы и перспективы социально-экономического развития государства и общества: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Челябинск: Научно-издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 52-59.

5. Гордеева Д.С. Формирование эколого-экономи-ческого сознания у будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. №1. С. 14-17.

6. Тюнин А.И. Эволюция непрерывного образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 97-103.

7. Демцура С.С. Развитие человеческих

организации / С.С. Демцура, К.А. Федорова, К.А. Дзюба // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. -2016. - № 10-1. - С. 153-155.

8. Гордеева Д.С. К проблеме формирования эколо-го-правовых знаний в высшей школе // Молодежный научный форум. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. 2016. С. 33-35

9. Власова Е.С., Власова А.С., Демцура С.С. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 67-69.

10. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. №3 (16). С. 99-102.

11. Саламатов А.А. Система непрерывного эколо-го-экономического образования молодежи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 5-17.

12. Демцура С.С. Формирование основ экономической культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2012. - № 4. - С. 152-160.

13. Корнеева Н.Ю., Корнеев Д.Н. Менеджмент профессиональной образовательной организации: теория и практика инновационного развития // Гармоничное развитие личности: психология и педагогика: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 4-9.

14. Гордеева Д.С., Савченков А.В. Эффективность экономики образования в условиях нарастающего экономического кризиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 37-42.

15. Саламатов А.А. Инновационный аспект современного непрерывного образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. № 3(16). С. 52-63.

16. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 192 с.

17. Корнеев Д.Н. Роль педагогической инновати-ки в подготовке конкурентоспособного выпускника // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы Международной научно-практической конференции: 2011. С. 70-73.

18. Демцура С.С. Формирование представлений об этике бизнеса // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012. № 3. С. 27-35.

19. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 135-152.

20. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школьного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2005. № 3. С. 195-200.

21. Тюнин А.И. Молодежный рынок труда и его развитие в Челябинской области // Фундаментальная и прикладная наука. 2016. № 1. С. 47-50.

22. Демцура С.С. Нравственно-экономическая ответственность как важная составляющая патриотического воспитания молодежи // Формирование российского патриотизма: опыт интернационализма XX века и современный этатизм Международная научно-практическая конференция (с элементами научной школы для молодежи): сборник научных трудов. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2017. - С. 46-51._

Алия

ВЗАИМОСВЯЗЬ ...

23. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 87-89.

24. Косенко С.С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 22 с.

25. Апухтин А.С., Панов С.С. Проблема развития студенческого предпринимательства // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. № 3 (16). С. 64-68.

26. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 25 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 21.07.2017 г. №16-743

Статья поступила в редакцию 05.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.