Научная статья на тему 'Бизнес-образование в России: Актуальные проблемы подготовки экологоориентированных менеджеров'

Бизнес-образование в России: Актуальные проблемы подготовки экологоориентированных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / БИЗНЕС / BUSINESS / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC PROBLEMS / МЕНЕДЖЕР / MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Д.С.

В связи с глобальными мировыми проблемами, вопросы интеграции бизнес-систем и экологических систем становятся все более актуальными, хотя, безусловно, носят дискуссионный характер. К сожалению, во многих случаях приоритет в стратегическом планировании, а именно, в механизмах реализации имеющихся стратегий, отдается интересам крупных промышленников, чьи цели (рост прибыли, стоимости бизнеса и пр.) зачастую диаметрально противоположны социально-экологическим (например, снижение вредных выбросов за счет повышения затрат на очистные сооружения, для недопущения природной деградации и заболеваемости населения и т.д.). Решением возникающих эколого-экономических проблем в бизнес-сфере должны заниматься высококвалифицированные профессионалы-менеджеры. Тем не менее, многие годы в сфере российского менеджмента не происходит каких-то особенных перемен, связанных с экологией. Принимаемые решения касаются лишь постоянного удовлетворения многоликих потребностей и неиссякаемого потока прибыли. В статье мы пытаемся определить проблематику синтеза экологии и бизнес-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business education in Russia: actual problems of training of ecological managers

Due to the global world problems, the issues of integration of business systems and environmental systems are becoming more and more relevant, although, of course, are controversial. Unfortunately, in many cases, priority in strategic planning, namely, in the mechanisms of implementation of existing strategies, is given to the interests of large Industrialists, whose goals (increase in profits, business value, etc.) are often diametrically opposed to social and environmental (for example, reducing harmful emissions by increasing the cost of treatment facilities, to prevent natural degradation and morbidity of the population, etc.). Highly qualified professionals-managers should deal with the solution of the arising ecological and economic problems in the business sphere. Nevertheless, for many years there have been no special changes in the sphere of Russian management related to ecology. The decisions taken relate only to the continued satisfaction of multidimensional needs and an inexhaustible flow of profits. In the article we try to define the problems of synthesis of ecology and business education.

Текст научной работы на тему «Бизнес-образование в России: Актуальные проблемы подготовки экологоориентированных менеджеров»

УДК 378.1

Д.С. Гордеева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет» г. Челябинск, Россия gordeevads@cspu.ru

Бизнес-образование в России: актуальные проблемы подготовки экологоориентированных менеджеров

В связи с глобальными мировыми проблемами, вопросы интеграции бизнес-систем и экологических систем становятся все более актуальными, хотя, безусловно, носят дискуссионный характер. К сожалению, во многих случаях приоритет в стратегическом планировании, а именно, в механизмах реализации имеющихся стратегий, отдается интересам крупных промышленников, чьи цели (рост прибыли, стоимости бизнеса и пр.) зачастую диаметрально противоположны социально-экологическим (например, снижение вредных выбросов за счет повышения затрат на очистные сооружения, для недопущения природной деградации и заболеваемости населения и т.д.). Решением возникающих эколого-экономических проблем в бизнес-сфере должны заниматься высококвалифицированные профессионалы-менеджеры. Тем не менее, многие годы в сфере российского менеджмента не происходит каких-то особенных перемен, связанных с экологией. Принимаемые решения касаются лишь постоянного удовлетворения многоликих потребностей и неиссякаемого потока прибыли. В статье мы пытаемся определить проблематику синтеза экологии и бизнес-образования.

Экологическая безопасность, бизнес, бизнес-образование, эколого-экономические проблемы, менеджер.

D.S. Gordeeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Economics,

Management and Law Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia gordeevads@cspu.ru

Business education in Russia: actual problems of training of ecological

managers

Due to the global world problems, the issues of integration of business systems and environmental systems are becoming more and more relevant, although, of course, are controversial. Unfortunately, in many cases, priority in strategic planning, namely, in the mechanisms of implementation of existing strategies, is given to the interests of large Industrialists, whose goals (increase in profits, business value, etc.) are often diametrically opposed to social and environmental (for example, reducing harmful emissions by increasing the cost of treatment facilities, to prevent natural degradation and morbidity of the population, etc.). Highly qualified professionals-managers should deal with the solution of the arising ecological and economic problems in the business sphere. Nevertheless, for many years there have been no special changes in the sphere of Russian management related to ecology. The decisions taken relate only to the continued satisfaction of multidimensional needs and an inexhaustible flow ofprofits. In the article we try to define the problems of synthesis of ecology and business education.

Keywords: environmental safety, business, business education, environmental and economic problems, manager.

Современная ситуация в мировом сообществе характеризуется интенсивным развитием и нарастающим обострением не только экологических, но и других глобальных

проблем, решение которых возможно лишь путем системных комплексных изысканий. Термин «глобальный» (от «globus» - земной шар) содержит в себе общемировые компоненты, затрагивающие интересы человечества в целом, их решение предполагает объединение абсолютно всех государств и разноуровневых организаций. При этом повышается личная ответственность каждого за настоящее и будущее развитие человечества, что требует пересмотра взглядов к подготовке специалистов, готовых отвечать за последствия принятых ими управленческих решений. Специалисты, принимающие решения управленческой направленности, являются менеджеры, которые получили данную специальность в процессе профессионального образования.

На сегодняшней день бизнес-образование в России можно получить несколькими способами.

Первый способ - профессиональная подготовка менеджеров в системе среднего профессионального образования. Анализ образовательной деятельности в учебных заведениях СПО показывает, что особенную популярность в России имеют специальности экономического и управленческого профиля. Выпускники обладают определенной теоретико-практической базой бизнес-образования, достаточно быстро определяются на рынке труда. Элементы экологический науки при обучении менеджменту в СПО можно проследить лишь в рамках преподаваемых дисциплинах, число которых, естественно, в соответствии с учебным планом, плачевно мало.

Второй способ, так называемый, - формально-традиционный, получение степени бакалавра или магистра менеджмента. За рубежом такой способ совершенно не пользуется популярностью. Считается, что бизнес-подготовка проходит более эффективно, если обучающийся уже имеет опыт управленческой деятельности. Выпускники школ, только поступившие в университет, как правило, данного опыта не имеют. Экологизация высшего профессионального менеджмент - образования находится в таком же неудовлетворительном состоянии, что в системе СПО, и характеризуется отсутствием реализации требований мирового научного сообщества по устойчивому развитию. Своеобразной производной от первого способа является получение бизнес-образования в качестве второго высшего образования. Достаточно большой срок обучения смущает менеджеров-практиков, и они довольствуются неспециальным первым базовым образованием. Тем самым, фактически руководят бизнес-процессами, не имея фундаментального управленческого образования.

Четвертым способом получить образование в области менеджмента является подготовка по программам объемов не более 500 часов. Главным недостатком данных программ является их ограниченный объем, и поэтому выпускникам не присваивается квалификация. Данные программы характеризуются полным отсутствием дисциплин эколого-экономического цикла.

И, наконец, относительно новым, но очень важным для России типом бизнес-образования, являются программы МВА, разработанные в 1999 году по инициативе Российской Ассоциации Бизнес-образования. Количество учебных программ МВА в США и в Европе-несколько тысяч, в России -несколько сотен. Программы МВА характеризуются логически полной структурой экологизации управленческой деятельности в целом.

Анализ отечественной литературы, посвященной экологоориентированной подготовке менеджеров, свидетельствует о практически отсутствующему консенсусу в определении содержания, подходов и концептуальных основ экологизации российской управленческой науки [1-9].

Обучение менеджменту в процессе профессиональной подготовки имеет специфические черты, поскольку, с одной стороны, в образовательный процесс включаются элементы креативности, творчества, собственный витагенный опыт, а, с другой стороны, выбранное направление имеет узкоориентированную практическую направленность.

Соответственно, мы не можем рассматривать бизнес-образование как «чисто профессиональное», опираться на некие клише, повторение спроектированных образовательных шаблонов [10].

Образование в современном мире, являющееся связующим фактором между эффективным функционированием бизнеса и экологическим благополучием в целом, выполняет две глобальные функции - ноогуманистическую (ориентация образовательного процесса на стратегию выживания человечества) и экологическую (акцентированную на любовь и бережное отношение к природе, формирование ноосферного типа мышления). Иначе говоря, экологизация образования в сфере менеджмента и управления предполагает существенное изменение его содержания и методологии в двух направлениях, с целью создания безопасного образовательного бизнес - пространства. В первую очередь, необходимо сформировать экологоориентированное мировоззрение на уровне уже сложившегося экологического сознания. Во-вторых, изменить содержание и структуру экологизации существующей системы образования в области менеджмента.

Раскрывая первый аспект, с акцентированный на формировании экологоориентированного мировозрения на уровне уже сложившегося, то за норму образованности, которая в определенной мере отражает некий результат обучения менеджменту, мы принимает комлекс управленческих знаний и навыков, способствующих выбору экологически целесообразных стратегий дальнейшего развития бизнеса. Недостаточно доносить до обучающегося только экологические знания, необходимо в процессе обучения изменить отношение обучающегося к природе, сформировать новационную шкалу ценностей, экоцентрическую мораль, увлечь другой философией -экософией.

Экософия, или инвайроментальная философия, несет в себе адекватную истину взаимодействия общества и природы. Особенность экософии заключается в том, что она не является ни антропоцентристской, ни объективистской. Человек четко должно осознавать, что он не управляет биологической системой, он всего лишь ничтожно малая ее часть [11-13]. Интересно в связи с этим замечание Ж. Бодрийара: «Дело не в том, что после нас остаются отбросы, дело в том, что мы сами постепенно превращаемся в них» [14]. Экологический кризис проявляет себя инструментом разрешения глобального антропного кризиса. Техногенный прогресс опережает осознание его экологических последствий, что создает предпосылки для возникновения критических ситуаций в системе «общество-природа». Профессионалы, стоящие у истоков принятых антропоцентрических решений, удовлетворивших многоликие материальные потребности мирового сообщества, совершенно не задумывались об эффективном совершенствовании существующих экологических режимов [15].

Экологическое осознание как качественный результат экософии, безусловно, предполагает экологизацию производства материальных благ, рассматривая ряд перспективных направлений, таких как, например, разработка автотрофных технологий, то есть использование неисчерпаемых биосферных источников энергии: энергию ветра, солнца, космоса, приливов, течений и т.д. Безусловно, человечество не сможет полностью перейти на природную энергию. «Исчерпав какую-то часть земной коры, - отмечает А. Д.

Урсул, - автотрофная цивилизация подвергнет риску существование и самой биосферы, поскольку существенно нарушит ее связи с остальными компонентами геосистемы. Не разрушая биосферу изнутри, как это она делает сейчас, перейдя на автотрофный путь развития, человеческая цивилизация, по сути дела, будет занята разрушением биосферы извне, со стороны неживого, косного вещества планеты» [16]. Выход из экологического коллапса, по мнению Урсулу, возможен через максимальное выведение в космос производственной деятельности человека.

Экологизации производства может способствовать его кибернетизация, связанная с проектированием управленческих систем, способных с целью приспособления перестраивать внутреннее строение в зависимости от изменений во внешней среде. Кибернетическому производству препятствует недостаточная гибкость технического оборудования, объемные ресурсные инвестиции, фактическое отсутствие высококвалифицированных специалистов-кибернетиков.

Вариантов оптимизации взаимодействия техносферы с биосферой огромное множество, все они перспективны и требуют дальнейших научных изысканий. Эффективные менеджеры, обладающие опытом управленческой деятельности, или те, которые только начинают свой профессиональный путь, должны адекватно осознавать свою роль в решении эколого-экономических проблем. Еще одним заблуждением является разделение техногенной деятельности на производящую и компенсирующую. Непременным условием производящей деятельности должно быть ее компенсирующее начало. Нельзя сначала нарушать экологическое равновесие, а потом его восстанавливать. Вся человеческая активность должна изначально ориентироваться на экологически осмысленную деятельность [17,18].

Далее исследуем второй аспект экологизации образования в области менеджмента, заключающийся в изменении его содержания и структуры.

Для нас очевидно, что внедрение экологического образования в общую структуру подготовки менеджеров - это уникальная возможность укрепить сферу бизнес-образования как социального института. Эксперты уверены, что экологизация бизнес-образования в странах Европы не случайность и не мода, это всерьез и надолго. Прагматичный Запад рассматривает экологические инновации в образовательном процессе как один из важнейших способов столь желанной для него стабильности. Западное общество постепенно трансформируется в области бизнес-образования, внедряя идеологию экософии в образовательный процесс, тем самым поднимая уровень ее привлекательности как для исследователей и преподавателей, так и для студентов, всех категорий обучающихся [19].

Российское бизнес-образование так же не остается на месте, хотя, безусловно, результаты в сфере снижения экологических рисков в производственной сфере остаются более чем скромными [20]. По нашему мнению, это объясняется тем, что государственный образовательный стандарт подготовки менеджеров узко ориентирован на индустриально потребительские ценности. Market failures, или провалы рынка - ставшее популярным определение данного феномена, жесткое централизованное управление все более ограниченными природными благами. Решение создавшейся патовой ситуации, заключается в кардинальном пересмотре содержания и структуры образовательных программ, особенно обратив внимания на эколого-экономические специальности [21-22]. При этом давление только на междисциплинарный синтез, как мы полагаем, бессмысленно. Будущий руководитель, менеджер, должен четко осознавать для себя ряд

положений, без которых бизнес-сфера, которой он управляет, поглотит саму себя [23,24]. Обозначим данные положения, подчеркнув некий авторский субъективизм:

1. Превалирование экоцентризма в выборе стратегии развития системы «человек-бизнес-окружающая среда».

2. Равномерное распределение природных благ между разными поколениями людей. В данном контексте достойна упоминания идея глобального квотирования экологического пространства, под которым понимается совокупный интегральный ресурс среды естественного происхождения.

3. Платность природопользования.

4. Возмещение ущерба, наносимого окружающей среде функционирующим бизнесом.

5. Минимизация эколого-экономического риска в результате техногенных процессов.

6. Использование ГИС-технологий для оптимизации пространственной организации природопользования.

7. Государственная поддержка производственной и бытовой экологической культуры, и экологической этики.

Безусловно, образование является тем связующим звеном между реально функционирующим бизнесом и глобальной экологической безопасностью. Оно не только должно обеспечивать обучающихся научными и практическими навыками, а также мотивировать на принятие гуманных экологоориентированных управленческих решений.

Бизнес-образование для экологической безопасности представляет собой непрерывный сложноструктурированный процесс обучения тому, что все принятые управленческие решения должны быть экологически безопасны и экономически целесообразны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Чуркин, Н.П. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям [Текст] / Н.П. Чуркин, В.В. Жуков // Экологический вестник России. - 2013. - № 10. - С. 45-47.

2. Гордеева, Д.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики [Текст] / Д.С. Гордеева, А.И. Тюнин, А.С. Апухтин, С.С. Демцура // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 63-68.

3. Гордеева, Д.С. Эколого-ориентированная подготовка будущих менеджеров: понятийно-терминологический анализ [Текст] / Д.С. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 61-65.

4. Эрдынеева, К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности [Текст] / К.Г. Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 59-62.

5. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М. : Изд-во МНЭПУ, 1995. - 53 с.

6. Остервальд, Я. Взаимодействие между университетом и бизнесом [Текст] / Я. Остервальд // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 6. - С. 65-69.

7. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоустойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] / О.В. Перевозова // Бизнес и общество. - 2014. - № 2 (2). - С. 10. - Режим доступа: http://busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf. - 12.02.2018.

8. Шемятихина, Л.Ю. Рынок труда профессиональных менеджеров в России [Текст] / Л.Ю. Шемяхина // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12. - С. 134-136.

9. Антишина, А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов [Текст] / А.В. Антишина, А.В. Долматов // Человек и образование. - 2014. - № 1(38).-С. 45-50.

10. Ермаков, Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования [Текст] / Д.С. Ермаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 86-91.

11. Казначеев, В.П. Экологическое знание и сознание: особенности формирования [Текст] / В.П. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1987. - 221 с.

12. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] / З.И. Тюмасева.

- Челябинск : ЧГПУ, 2006. - 321 с.

13. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения [Текст] / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 91-98.

14. Айзятов, Ф.А. Российская стратегия устойчивого развития: региональная экологическая политика [Текст] / Ф.А. Айзятов // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения : тр. Первого междунар. симпозиума. - Зеленоград, 2000. - Вып. 3. - С. 142-154.

15. Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А.Ф. Аменд, А.А. Сламатов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2003. -№ 3 (21). - С. 86-96.

16. Рябинина, Н.П. Модульное содержание построения эколого-экономического образования будущего учителя [Текст] / Н.П. Рябинина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2015. - № 4 (137). - С. 24-28.

17. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая [Текст] / А.А. Саламатов // Социум и власть. - 2015. - №1 (51). - С. 102-108.

18. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая [Текст] / А.А. Саламатов // Социум и власть. - 2015. - № 2 (52). - С. 74-81.

19. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation [Electronic resource] / D.S. Gordeeva // Espacios. - 2017. - Vol. 38 (No 56). - Mode of access: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html.

- 12.02.2018.

20. Гордеева, Д.С. Проблемы оценки эколого-экономического развития региона в современных социально-экономических условиях [Текст] / Д.С. Гордеева, И.И. Плужникова, С.С. Демцура, С.А. Изюмникова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 105110.

21. Насурова, Н.В. Педагогические условия развития экологической компетентности будущих менеджеров [Текст] / Н.В. Насурова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 155-162.

22. Перевозова, О.В. К вопросу о формировании конкурентоустойчивости менеджеров в условиях реформирования экономики и образования [Электронный ресурс] / О.В. Перевозова // Universum: психология и образование. - 2014. - № 2 (3). - С. 8. - Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/958. -12.02.2018.

23. Postalyuk, N.Yu. Creative Style of Activity: pedagogical Aspect [Text] / N.Yu. Postalyuk. - Kazan : Publishing House of Kazan State University, 1989. - 2005 p.

24. Sokolova, E.S. Education as a Way for the World Culture and Tolerance [Text] / E.S. Sokolova // Public Education. - M. : Nauka, 2002. - № 2. - P. 111-113.

REFERENCES

1. Churkin N.P., Zhukov V.V. Gosudarstvennaya strategiya RF v oblasti ohrany okruzhayushchej sredy i prirodopol'zovaniya dolzhna otvechat' sovremennym ekologicheskim i ekonomicheskim realiyam [The state strategy of the Russian Federation in the field of environmental protection and nature management should meet modern ecological and economic realities]. Ekologicheskij vestnikRossii [Ecological Herald of Russia], 2013, no. 10, pp. 4547.

2. Gordeeva D.S., et al. Nereshennye problemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya na styke ekologii i ekonomiki [Unresolved problems of continuing professional education at the junction of ecology and economics].

Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology],

2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 63-68.

3. Gordeeva D.S. Ekologo-orientirovannaya podgotovka budushchih menedzherov: ponyatijno-terminologicheskij analiz [Ecological-oriented training of future managers: conceptual-terminological analysis].

Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology],

2018, vol. 7, no. 1(22), pp. 61-65.

4. Erdyneeva K.G., Kadshnikova E.D. Ekologicheskaya kompetentnost' kak fenomen pedagogicheskoj real'nosti [Ecological competence as a phenomenon of pedagogical reality]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Progress of Modern Natural Science], 2009, no. 1, pp. 59-62.

5. Moiseev N.N. Istoricheskoe razvitie i ekologicheskoe obrazovanie [Historical development and ecological education]. Moscow: Publ. MNEPU, 1995. 53 p.

6. Osterval'd Ya. Vzaimodejstvie mezhdu universitetom i biznesom [Interaction between university and business]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of theory and practice of management], 2010, no. 6, pp. 65-69.

7. Perevozova O.V. Osobennosti formirovaniya konkurentoustojchivosti menedzherov v usloviyah vzaimodejstviya sovremennogo obrazovaniya i innovacionnogo rynka truda [Elektronnyj resurs] [Peculiarities of formation of competitiveness of managers in conditions of interaction of modern education and innovative labor market]. Biznes i obshchestvo [Business and society], 2014, no. 2 (2), pp. 10. URL: http://busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf (Accessed 12.02.2018).

8. Shemyatihina L.Yu. Rynok truda professional'nyh menedzherov v Rossii [The labor market of professional managers in Russia]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2007, no. 12, pp. 134-136.

9. Antishina A.V., Dolmatov A.V. Formirovanie ekologicheskoj kompetencii i kul'tury v processe obucheniya i vospitaniya studentov [Formation of ecological competence and culture in the process of training and education of students]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2014, no. 1(38), pp. 45-50.

10. Ermakov D.S. Ekologicheskaya kompetenciya uchashchihsya: soderzhanie, struktura, osobennosti formirovaniya [Ecological competence of students: content, structure, peculiarities of formation]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika [Herald of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Psychology and Pedagogy], 2008, no. 1, pp. 86-91.

11. Kaznacheev V.P. Ekologicheskoe znanie i soznanie: osobennosti formirovaniya [Ecological knowledge and consciousness: the peculiarities of formation]. Novosibirsk: Nauka, 1987. 221 p.

12. Tyumaseva Z.I. Ekologiya, obrazovatel'naya sreda i modernizaciya obrazovaniya [Ecology, educational environment and modernization of education]. Chelyabinsk: Publ. ChGPU, 2006. 321 p.

13. Shahmardanov Z.A. Ekologicheskoe obrazovanie, prosveshchenie i vospitanie naseleniya [Ecological education, enlightenment and education of the population]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Dagestan State Pedagogical University], 2008, no. 3. pp. 91-98.

14. Ajzyatov F.A. Rossijskaya strategiya ustojchivogo razvitiya: regional'naya ekologicheskaya politika [Russian Strategy for Sustainable Development: Regional Environmental Policy]. Otkrytoe obshchestvo i ustojchivoe razvitie: mestnye problemy i resheniya: tr. Pervogo mezhdunar. Simpoziuma [Open Society and Sustainable Development: Local Problems and Solutions. Vol. 3]. Zelenograd, 2000, pp. 142-154.

15. Amend A.F., Slamatov A.A. Nepreryvnoe ekologo-ekonomicheskoe obrazovanie uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh shkol [Continuous Ecological and Economic Education of Students in General Education Schools]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO [Education and Science. News of Ural branch of Russian Open Society], 2003, no. 3 (21), pp. 86-96.

16. Ryabinina N.P. Modul'noe soderzhanie postroeniya ekologo-ekonomicheskogo obrazovaniya budushchego uchitelya [Modular content of the construction of environmental and economic education of the future teacher].

Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Herald of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical sciences], 2015, no. 4 (137), pp. 24-28.

17. Salamatov A.A. Ekologo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: budushchee v retrospektive. Chast' pervaya [Ecological and economic security of Russia: the future in retrospect. Part One]. Socium i vlast' [Social life and power], 2015, no. 1 (51), pp. 102-108.

18. Salamatov A.A. Ekologo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: budushchee v retrospektive. Chast' pervaya [Ecological and economic security of Russia: the future in retrospect. Part One]. Socium i vlast' [Social life and power], 2015, no. 2 (52), pp. 74-81.

19. Gordeeva D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation [Electronic resource]. Espacios, 2017, vol. 38 (No 56). URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Access 12.02.2018).

20. Gordeeva D.S., et al. Problemy ocenki ekologo-ekonomicheskogo razvitiya regiona v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah [Problems of assessing the ecological and economic development of the region in the current socio-economic conditions]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management], 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 105-110.

21. Nasurova N.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya ekologicheskoj kompetentnosti budushchih menedzherov [Pedagogical conditions for the development of environmental competence of future managers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2010, no. 2, pp. 155-162.

22. Perevozova O.V. K voprosu o formirovanii konkurentoustojchivosti menedzherov v usloviyah reformirovaniya ekonomiki i obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [To the question of the formation of competitiveness of managers in the conditions of economic and educational reform]. Universum: psihologiya i obrazovanie [University: psychology and education], 2014, no. 2 (3), pp. 8. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/958 (Access 12.02.2018).

23. Postalyuk N.Yu. Creative Style of Activity: pedagogical Aspect. Kazan: Publishing House of Kazan State University, 1989. 2005 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Sokolova E.S. Education as a Way for the World Culture and Tolerance. Public Education. Moscow: Nauka, 2002, no. 2, pp. 111-113.

УДК 371.3

В.А. Дрягин,

доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности

жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия dryaginvladimir@yandex.ru

Обучение учащихся и работников в области гражданской обороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.