Научная статья на тему 'Российское бизнес-образование: от мифов к реальности'

Российское бизнес-образование: от мифов к реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БИЗНЕС / BUSINESS / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / БИЗНЕС-СФЕРА / BUSINESS SPHERE / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS EDUCATION / МВА-ПРОГРАММЫ / MBA PROGRAMS / ТРЕНИНГИ / TRAINING / РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN ASSOCIATION OF BUSINESS EDUCATION / РУКОВОДИТЕЛИ / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / EDUCATION IN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Рябчук Павел Георгиевич, Корнеев Дмитрий Николаевич

Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с практическим переосмыслением опыта прошлых лет. Менеджер, получивший достойное бизнес-образование, должен четко осознавать, что любое развитие есть управляемый процесс. Управляющие воздействия менеджера на социально-экономическую систему осуществляйся по принципу обратной связи. Принятие ответственных решений не должно ограничиваться потребностями будущего поколения, решение текущих дел должно соотноситься с перспективами гармоничного будущего. Бизнес-образование в России перешагнуло 20-летний рубеж, но только в последние годы мы можем наблюдать некий перелом в его содержании и формате. Анализ социальных опросов Российской Ассоциации Бизнес Образования показывает, в известных университетах уже существуют специализированные магистратуры, но их образовательная деятельность завуалирована за шапкой МВА-программ. Даже беглый обзор тенденций развития бизнес-образования показывает, насколько тесно переплетены проблемы образовательной сферы и собственно бизнеса. Иначе и быть не может, ведь школа бизнеса, с одной стороны это образовательное учреждение, а с другой бизнес-структура. Внимание к состоянию и динамике образования в области менеджмента это отражение внимания к развитию национального бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Рябчук Павел Георгиевич, Корнеев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN BUSINESS EDUCATION: FROM MYTHS TO REALITY

The essential features of the challenges of modern times require education in management and management of the limited connection of the latest achievements of fundamental science with the practical rethinking of the experience of the past. A Manager who has received a decent business education should clearly realize that any development is a controlled process. Managing the impact of the Manager on the socio-economic system is carried out on the principle of feedback. Responsible decision-making should not be limited to the needs of the future generation, the solution of current Affairs should relate to the prospects of a harmonious future. Business education in Russia has crossed the 20-year mark, but only in recent years we can see a change in its content and format. The analysis of social surveys of The Russian Association of Business Education shows that there are already specialized master's degrees in well-known universities, but their educational activities are veiled behind the cap of MBA programs. Even a cursory review of the trends in business education shows how closely intertwined the problems of the educational sphere and the business itself. It can not be otherwise, because the school of business, on the one hand is an educational institution, and on the other a business structure. Attention to the state and dynamics of education in the field of management is a reflection of attention to the development of national business.

Текст научной работы на тему «Российское бизнес-образование: от мифов к реальности»

педагогические науки

Гордеева Дарья Сергеевна, Рябчук Павел Георгиевич, Корнеев Дмитрий Николаевич РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ МИФОВ ...

УДК 378.1

РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ МИФОВ К РЕАЛЬНОСТИ

© 2018

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Рябчук Павел Георгиевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой

«Экономика, управление и право» Корнеев Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: korneevdn@cspu.ru)

Аннотация. Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с практическим переосмыслением опыта прошлых лет. Менеджер, получивший достойное бизнес-образование, должен четко осознавать, что любое развитие есть управляемый процесс. Управляющие воздействия менеджера на социально-экономическую систему осуществляйся по принципу обратной связи. Принятие ответственных решений не должно ограничиваться потребностями будущего поколения, решение текущих дел должно соотноситься с перспективами гармоничного будущего. Бизнес-образование в России перешагнуло 20-летний рубеж, но только в последние годы мы можем наблюдать некий перелом в его содержании и формате. Анализ социальных опросов Российской Ассоциации Бизнес Образования показывает, в известных университетах уже существуют специализированные магистратуры, но их образовательная деятельность завуалирована за шапкой МВА-программ. Даже беглый обзор тенденций развития бизнес-образования показывает, насколько тесно переплетены проблемы образовательной сферы и собственно бизнеса. Иначе и быть не может, ведь школа бизнеса, с одной стороны - это образовательное учреждение, а с другой - бизнес-структура. Внимание к состоянию и динамике образования в области менеджмента - это отражение внимания к развитию национального бизнеса.

Ключевые слова: образование, бизнес, управление, бизнес-сфера, бизнес-образование, МВА-программы, тренинги, Российская ассоциация бизнес-образования, менеджмент, руководители, образование в сфере менеджмента, развитие.

RUSSIAN BUSINESS EDUCATION: FROM MYTHS TO REALITY

© 2018

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

at the Department of "Economics, Management and Law" Ryabchuk Pavel Georgievich, Candidate of economic Sciences, head of the Department

of "Economics, Management and Law" Korneev Dmitrii Nicolaevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of "Economics, Management and Law" South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: korneevdn@mail.ru)

Abstract. The essential features of the challenges of modern times require education in management and management of the limited connection of the latest achievements of fundamental science with the practical rethinking of the experience of the past. A Manager who has received a decent business education should clearly realize that any development is a controlled process. Managing the impact of the Manager on the socio-economic system is carried out on the principle of feedback. Responsible decision-making should not be limited to the needs of the future generation, the solution of current Affairs should relate to the prospects of a harmonious future. Business education in Russia has crossed the 20-year mark, but only in recent years we can see a change in its content and format. The analysis of social surveys of The Russian Association of Business Education shows that there are already specialized master's degrees in well-known universities, but their educational activities are veiled behind the cap of MBA programs. Even a cursory review of the trends in business education shows how closely intertwined the problems of the educational sphere and the business itself. It can not be otherwise, because the school of business, on the one hand - is an educational institution, and on the other - a business structure. Attention to the state and dynamics of education in the field of management is a reflection of attention to the development of national business.

Keywords: education, business, management, business sphere, business education, MBA programs, training, Russian Association of business education, management, management, education in management, development.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В современной России реализуемые экономические реформы призваны обеспечить общественный прогресс, особенно в общенациональном масштабе, хотя в реальности имеет место латентный регресс, проявляющийся в производственной и социальной сферах, отражающийся на престиже страны в мировом сообществе. При этом бесспорным остается факт, что гарантией преодоления неравновесного состояния национальной экономики является стратегическая адаптация к особенностям поведения мирового рынка высокотехнологических корпораций, а также разработка и внедрение принципиально новой образовательной системы повышения квалификации или переподготовки управленческих кадров-менеджеров. Национальный экономический кризис подтверждает сложность последнего утверждения даже наряду с поиском и внедрением инновационных технологий и расширением конъектуры рынка за счет новых форм ин-

тернет-маркетинга [1].

Необходимо учитывать историко-социальные предпосылки современных проблем бизнес-образования: прежде успешно функционирующая в СССР государственная система повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров оказалась полностью недееспособной в условиях перехода России на рыночную экономику, а активно навязанная с середины 90-х годов западная система МВА-курсов не смогла достойно ее заменить в результате ошибочного мнения российских бизнес-специалистов, посчитавших данную альтернативу безнадежной и неразрешимой [2]. Тем не менее, это не совсем так, потому что, несмотря на тщетные попытки и определенные формы профанации, которые закончились явными стратегическими провалами, на наш взгляд, идея внедрения и адаптации МВА-курсов в самобытной России может стать некой панацеей, в конечном итоге избавит страну пусть не от всех экономических проблем, но от большей их части.

Gordeeva Daria Sergeyevna, Ryabchuk Pavel Georgievich, Korneev Dmitrii Nicolaevich RUSSIAN BUSINESS EDUCATION: FROM MYTHS ...

pedagogical sciences

Как же выглядит современное российское бизнес-образование? Анализируя современную научно-исследовательскую и бизнес-литературу, попробуем разобраться какая именно из возможных форм бизнес-образования позволит стране в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями перевести российскую экономику на путь инновационного развития [3].

Начнем с семантического разбора термина «бизнес-образование», имеющего в русском языке и в традиционном мировом сообществе как минимум два значения.

Первое значение ориентировано на разделение современной системы высшего образования в России на первое базовое, профессиональное образование, которое обучающийся может получить бесплатно, и «второе образование» (в рамках расширения профессиональных навыков и умений), являющее платным[4]. Руководствуясь данным критерием, под «бизнес-образованием» понимается система внебюджетного, платного высшего образования, вне зависимости от первоочередности его получения. В СССР такого критерия и не могло быть, так как все системы образования в России обеспечивались государством.

С формулированием второго значения существует некоторые сложности. Если в первом контексте изучаемая дефиниция рассматривается как система платного профессионального обучения управленческих кадров среднего и высшего звена, то другая сторона содержательного аспекта должна быть ориентирована на модели получения бизнес - образования в России:

- традиционное высшее образование;

- повышение квалификации;

- профессиональная переподготовка;

- МВА (мастер делового администрирования) [5].

При тщательном анализе представленная классификация имеет ряд дискуссионных моментов, ведь первая модель является основной в России, а вторую и третью обычно называют дополнительным образованием, не имеющим самостоятельного правового статуса, а относительно недавняя попытка придания ему такого статуса не увенчалась успехом.

На территории России реально действуют следующие системы профессиональной переподготовкии повышения квалификации управленческих кадров:

- программы MBA - «Мастер делового администрирования»;

- официально прошедшие процедуру аккредитации курсы повышения квалификации и переподготовки иностранных школ бизнеса либо крупных корпораций (например, MICROSOFT);

- специальные учебные курсы, тренинги и сокращенные семинары российских государственных высших учебных заведений либо частных фирм и кадровых агентств;

- «президентскую программу» - «Программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (для обучаемого - бесплатно);

- программы дистанционного либо заочного обучения в иностранных вузах.

Все вышеперечисленные возможности получения бизнес-образования в России, как правило, носят узко прикладной характер (например, по бухгалтерскому учету, инновационному менеджменту, стратегическому менеджменту, банковским операциям, и т. д.).

Продолжительность рассмотренных выше форм обучения обычно составляет от 8-24 часов до 2-3 месяцев, а выпускники часто даже до окончания самого процесса обучения получают свидетельства и сертификаты установленного образца, которые вдобавок слабо или вообще никак не отражают успехи и фактически приобретенные навыки выпускника.

MBA (MasterofBusinessAdministration) имеет западные корни, в отличие от предыдущих моделей. Формально, она является следующей за бакалавром

образовательная ступень магистра. Однако имеются две специфические черты: первая определяется родиной происхождения программы - Соединенные штаты Америки, где в процессе развития образовательной системы выделялись сферы менеджмент-образования. Отсюда MasterofBusinessAdministration - присваивается степень, которая определяет уровень практических навыков менеджера в работе на постах руководителей крупных корпораций [6].

Вторая особенность является неким побочным эффектом адаптации степени «магистра-практика» в России. Преобразование американского «магистра» в российского «мастера» позволило развести магистратуру России и МВА [7]. В первом случае мы получаем специалистов в области менеджмента, обучающихся по традиционной схеме, с фундаментальной теоретической подготовкой. Во втором случае- «натренированных» менеджеров-практиков в рамках дополнительного профессионального образования. В обоих случаях для дальнейшего обучения требуется наличие высшего образования, правда, в системе МВА не ниже специалиста. В общем и целом, модель МВА являет собой подготовку управленческих кадров высшей квалификации для биз-нес-элиты[8].

Существует ряд расхожих мнений о современном российском бизнес-образовании, которые мы считаем необходимым проанализировать и внести авторские комментарии по сложившимся позициям.

В развитых странах бизнес-образование набирает обороты, постоянно модернизируется и является лучшим в мире.

Бизнес-образование в европейских странах более или менее стабилизировалось, тогда как в России бизнес-образование активно модернизируется, расширяет концептуальные подходы, адаптирует инновационные формы. На сегодняшний день образование в области менеджмента и управления для огромного количества россиян становится основным, тогда как в 90-х годах прошлого столетия в нашей стране второе и последующее полученное менеджмент-образование считалось дополнительным. По сути, это не соответствовало действительности. Квалификация «Магистр делового администрирования», например, в нашей стране считается неким дополнением к основной квалификации, однако по мнению Фредерика Майора, бывшего президента ЮНЕСКО, программы МВА - «самое большое достижение в образовании 20 века» [9].

Западные страны оказывают всевозможную поддержку в развитии бизнес-образования в России.

На самом деле, и это утверждение является не совсем верным. Страны Европы и США навряд ли нам помогут, потому что российские школы бизнеса готовят высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на мировом рынке. В практике учебных заведений приглашенные западные специалисты в области менеджмента преподавали российским студентам по устаревшим образовательным программам, а технологии решения управленческих и экономических проблем предлагалось получать через западных посредников.

Программы МВА не отличаются от программ второго высшего образования или магистратуры по менеджменту.

Данное двоякое положение находит свою отражение в законе РФ «Об образовании», в котором наблюдается полное отсутствие особого раздела по бизнес-образованию. Экономический рост любой страны зависит с большей долей от уровня подготовки и профессионализма ее лидеров, а высококвалифицированных топ-менеджеров надо готовить [10]. Характерно, что недоверие традиционной академической образовательной системы к программам МВА, приводит все к большему отставанию от потребностей российского общества. Для людей, имеющих управленческий опыт, требуется иная, отличная от традиционной модель образования, для нее необходимы

педагогические науки

Гордеева Дарья Сергеевна, Рябчук Павел Георгиевич, Корнеев Дмитрий Николаевич РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ МИФОВ ...

тщательно подобранный профессорско-преподавательского состава, другие форматы обучения и профессиональные стандарты.

МВА- программы - это лучшие образовательные программы в бизнес-сфере.

Безусловно, МВА - это программы подготовки профессионалов управленческой деятельности, обычно имеющих уже достаточно большой опыт руководителей. Главная ее идея состоит в том, чтобы научить обучающего, например, искусству профессионального преобразования руководителя молочного завода в успешного топ-менеджера совета церквей, способного организовать эффективную и рентабельную работу любой сферы.

Обучающий получил квалификацию «Магистра делового администрирования», что же дальше? В последние время в российское образование внедряется инновационная квалификация DBA (DoctorofBusinessAdmini stration) - продвинутая ступень МВА, но с ориентацией на научное осмоление концептуальных основ бизнес-образования.

Отсутствие национальной специфики в российском менеджменте и управление.

Также представляет из себя некий миф, созданный зарубежными бизнес-течениями. Существует ярко выраженная специфика российской управленческой стези. Безусловно, наш бизнес-стереотип приближен к германской менеджмент-системе. По мнению представителей Уортонской бизнес-школы особенности российской бизнес-школы заключаются в следующем: избегание моментов нестабильности и рисков в экономической среде, прагматизм и решение проблем управления чисто на интуитивном уровне, умением работать и выживать в крайне тяжелых условиях набирающей темпы рыночной экономики, дистанция власти, практически отсутствие гуманизации бизнеса (в частности его экологизации). Конечно, обрисованный портрет постоянно изменяется, но не известно, в лучшую или худшую сторону[11].

Проблема нравственности и экологизации волнует не только международный деловой мир, но и Россию. Одной из вероятных причин мирового финансового кризиса является бизнес-безнравственность, так часто наблюдаемая на мировой экономической арене.

В России отсутствуют преподаватели-специалисты в сфере менеджмента, имеющие реальный управленческий опыт.

К сожалению, с данным фактом мы не можем не согласиться. Чтобы преподавателю бизнес-образования преуспеть, ему необходимо обладать рядом нижеизложенных качеств. Во-первых, у него должно быть разностороннее академическое образование. Узкая специализация, как правило, мешает преподавателю в сложнейших коммерческих и управленческих вопросах. Например, если преподаватель читает стратегический менеджмент, а сам по образованию бухгалтер, ему достаточно сложно понять и подать обучающимся всю сложную паутину стратегических процессов при принятии управленческих решений.

Второе требование многократно сложнее, поскольку преподаватель должен иметь богатый управленческий опыт, делится им с обучающимися. Противоречиво преподавать, например, управление персоналом, если ты не разу в жизни никого не уволил и не принял на работу. Он должен иметь собственный опыт в том секторе знаний, в котором учит.

В-третьих, преподаватель бизнес-образования должен обладать педагогическим талантом, умением завлечь обучающего в сферу менеджмента и бизнеса, показать ему, что каждый человек, вне зависимости от ранее приобретенных знаний может достичь высот в управленческой среде.

Фактически любой факультет экономики в высшей школе может перейти в статус школы бизнеса путем переименования.

Поменяв форму, но практически оставив содержимое

в прежнем состоянии, достигнуть эффективных результатов в области выпуска эффективных менеджеров нам не представляется возможным. Бизнес-образование-это самостоятельный сектор реализации образовательных услуг, имеющий кардинальные отличия от традиционного академического образования[12-21].

В нашей стране одним из главных препятствий выхода из экономического кризиса является нехватка квалифицированных менеджеров-управленцев. В США ежегодно выпускается 100-120 тыс. менеджеров, прошедших обучение по программам МВА, в Великобритании-более 70 тыс., не отстает и Китай - в 2017 году выпуск менеджеров составил около 40 тыс., а в России это количестве кое как достигает отметки в 5 тыс. человек.

Под развитием российского бизнес-образования не должно пониматься строительство учебных корпусов, постоянная модернизация неэффективных учебных планов и внедрение в обиход обучающихся «умных» слов и знаний, которые они не способны применить на прак-тике[22].

Стоит подчеркнуть, что за последние десятилетия существования бизнес-образования в России имеется немало достижений:

В настоящий момент в стране успешно функционируют более 120 бизнес-школ. Из них около 20-30 школ не уступают по качеству программ среднему сегменту школ США, Европы и Азии. Российские школы бизнеса присутствуют в мировых рэнкингах бизнес-образования, также значимым является факт наличия у ряда школ аккредитаций, полученных в ассоциациях «Тройной короны».

Рейтинг FinancialTimes признает Российскую ассоциацию бизнес-образования. В достаточно короткие сроки российской системе менеджмент-образования удалось успешно интегрироваться в мировое бизнес-образование, пройдя аккредитацию весьма влиятельных ассоциаций (AACSB - США, АМВА - Великобритания, EFMD - Европа).

Российские бизнес-школы являются успешными члена представленных ассоциаций, руководители активно участвуют в мероприятиях, проводимых в России.

Бизнес-школы России сегодня реализуют практически все мировые программы в сфере бизнеса на всех уровнях образования: бакалавриат, магистратура, программы МВА.

В последнее время активно формируются альянсы в сфере бизнес-образования со странами Азии. Прежде всего, это совместные образовательные менеджмент-проекты с Китайской народной Республикой.

Пусть медленно, но уверено в России увеличивается число МВА-программ, которые преподаются на иностранных языках. Данные программы ориентированы на образовательный экспорт.

В России была создана (по инициативе РАБО -Российская Ассоциация бизнес-образования) и эффективно реализуется система независимой общественной оценки качества программ менеджмент-образования [23-26].

Необходимы коренные преобразования системы бизнес-образования в России. Президентом России неоднократно подчеркивалась необходимость ориентации бизнес-образования на инвестиции из бизнеса. Ни одно государство не может четко определить, сколько ему необходимо юристов, менеджеров и экономистов, это может определить только рынок, являясь регулятором спроса на эти специальности. Программы бизнес-образования должны быть нацелены на моментальную реакцию учебного заведения на спрос, увеличивающийся в геометрической прогрессии. Это позволит российскому бизнес - образованию не только не отставать от классических европейских школ, но и в ближайшем времени обогнать их в своем развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коростелев А.А., Пудовкина Н.Г., Ярыгин О.Н.

Gordeeva Daria Sergeyevna, Ryabchuk Pavel Georgievich, Korneev Dmitrii Nicolaevich RUSSIAN BUSINESS EDUCATION: FROM MYTHS ...

pedagogical sciences

Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. - ТГУ, 2011. 287 с.

2. Гордеева, Д.С. Эколого-ориентированная подготовка будущих менеджеров: понятийно-терминологический анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). С. 61-65.

3. Криклий А.С. Финансирование профессионального обучения персонала // Финансы Украины. 2005. № 6. С. 113-119.

4. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентиро-ванного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40-52.

5. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего управления в сфере реализации образовательных услуг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47-51.

6. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 11-14.

7. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоустойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] // Бизнес и общество. 2014. № 2 (2). С. 10. Режим доступа: http:// busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf [Дата обращения: 12.02.2018].

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

9. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм -стратегия развития образования // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей межд. научн.-практич. конференции. - М.: ERGO, 2004. С. 92-96.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» // СПС КонсультантПлюс.

11. Бартасевич И.В. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 3 С. 217-219.

12. Гершунский Б.С. Философия образования // Московский психолого-социальный университет. 1998. 432с.

13. Войтенко Л.А. Организация тестирования в вузе // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 41-48.

14. Терентьева Т.В. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 57-59.

15. Саяпина Н.Н. Оценка качества образовательных услуг вуза // Омский научный вестник. 2012. № 4.С. 9094.

16. Демцура С.С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

17. Александров А.Ю. Разработка алгоритма совершенствования образовательной деятельности как способ повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2017. № 12 (79). С. 127-136.

18. Подзигун С.Н. Теоретические аспекты развития рынка образовательных услуг в украине в контексте иностранного опыта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 77-80.

19. Колодкина Н.Н., Сутягина Н.И. Применение метода наименьших квадратов в моделировании спроса и предложения на рынке образовательных услуг // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 157-161.

20. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Удовлетворенность качеством получаемых образовательных услуг (на примере опроса студентов-магистрантов экономического направления) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 159-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Рябчук П.Г., Демцура С.С., Гордеева Д.С. восприятие и оценивание цен на образовательные услуги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 174-177.

22. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов / Н. Ш. Кремер. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.

23. Гордеева Д.С., Плужникова И.И., Демцура С.С., Изюмникова С.А. Проблемы оценки эколого-экономи-ческого развития региона в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 105-109.

24. Вень М., Петрук Г.В. Наука, образование и бизнес: зарубежный и отечественный опыт интеграционного взаимодействия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 216-219.

25. Усынина Н.Ф. Практико-ориентированный подход к реализации магистерской программы «менеджмент в образовании» в условиях классического университета // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 32-34.

26. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparatюn[Электронныйресурс]. Espacios. 2017. T. 38 (No 56). Режим доступа: http://www.revistaespacios. com/a17v38n56/17385616.html - [Дата обращения: 12.02.2018].

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 26.04.2018 г. № 150Н по теме «Экологизация профессионального бизнес-образования: современные подходы и концепции».

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.