УДК 378.1
Е. В. Матвеева
Сетевое взаимодействие в дополнительном профессиональном образовании
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросу применения принципов сетевого взаимодействия в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Так ее актуальность определяется значением развития и адаптации дополнительного профессионального образования как составной части национального непрерывного профессионального образования. Определяющим это являются позиция в области инновационного пути развития российского общества, изменчивость потребностей рынка труда, трансформация рынка образовательных услуг, а также галопирующая цифровизация общества. Целью настоящего исследования является определение перспективных направлений развития технологий сетевого взаимодействия в национальном дополнительном профессиональном образовании. Таким образом, в статье раскрыты следующие задачи: определены основные характеристики сетевого взаимодействия в сфере образования, представлены особенности и проанализирована историческая составляющая развития дополнительного профессионального образования, а также отмечены его тенденции и перспективы, в частности, возможности развития дополнительного профессионального образования, связанные с возможностями сетевого взаимодействия (образовательных организаций системы дополнительного профессионального образования и профессиональных сообществ педагогов и работодателей). В процессе исследования были использованы методы анализа и синтеза теоретического и практического материала, а также применялись методы индукции и дедукции для наиболее многоуровневого анализа имеющихся материалов. В заключении настоящего исследования отмечены такие результаты и перспективы, как неограниченные ресурсы сетевого взаимодействия, а также их влияние на повышение результативности в областях поиска инновационных форм образования и качественной адаптации новых форм сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, программы повышения квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, сетевое взаимодействие, нетворкинг, единое информационное пространство, цифровизация образования.
E. V. Matveeva
Networking in Additional Professional Education
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article is devoted to the application of the principles of network interaction in the implementation of programs of additional professional education of the Russian Federation. Its relevance is determined by the importance of the development and adaptation of additional professional education as part of the national continuing professional education. This is determined by the position in the field of innovative ways of development of the Russian society, the variability of the needs of the labor market, the transformation of the market of educational services, as well as the galloping digitalization of society. The purpose of this study was to identify promising areas of development of networking technologies in the national additional professional education. Thus, the article reveals the following tasks: the main characteristics of network interaction in the field of education, presents the features and analyzes the historical component of the development of additional professional education, as well as its trends and prospects. In particular, there are opportunities for the development of additional professional education related to the possibilities of network interaction (educational organizations of the system of additional professional education and professional communities of teachers and employers). In the
МАТВЕЕВА Елена Владимировна - заведующая отделением логистики, сертификации и диверсификации ИНПО, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: ev.matveeva@s-vfu.ru
MATVEEVA Elena Vladimirovna - Head of Logistics, Certification and Diversification Division, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
process of research, methods of analysis and synthesis of theoretical and practical material were used, as well as methods of induction and deduction - for the most multi-level analysis of available materials. In conclusion of the present study, such results and prospects as unlimited resources of network interaction, as well as their impact on improving the effectiveness in the search for innovative forms of education and qualitative adaptation of new forms of network interaction are noted.
Введение
Сетевое взаимодействие как явление в национальной педагогической деятельности было актуализировано в контексте реализации процессов модернизации российского образования и регламентировано в федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Так в статье 15 (глава 2) сетевое взаимодействие рассматривается в качестве одного из основных механизмов повышения эффективности реализации образовательных программ, в том числе в контексте дополнительного профессионального образования. В данной статье также выделена основная цель использования технологии сетевого взаимодействия, а именно интеграция ресурсов для создания всех условий, обеспечивающих повышение качества российского образования как на национальном, так и на региональном уровне.
Стоит отметить, что в рамках федерального закона субъектами сетевого взаимодействия могут быть не только образовательные учреждения (различного уровня образования), но и иные организации, в должной степени обладающие ресурсами для обогащения и развития российской педагогической практики. Таким образом, исходя из особенностей, имеющих ключевое значение в федеральном законе, целесообразно рассматривать понятие «нетвор-кинг» в качестве технологии результативного менеджмента образовательных процессов [2].
В то же время стоит учитывать, что по федеральному закону были инициированы актуализация ценностной парадигмы образования в России, а также расширение семантических границ понятия «сетевого взаимодействия», что (в свою очередь) стало триггером для развития его как национального педагогического феномена. Таким образом, эволюционное замещение понятийной группы «образование-благо» на «образование-услуга» позволило перенести и масштабировать основные техники и законы экономики в педагогическую практику [3].
В пользу целесообразности данного явления, а также эффективной интеграции явился тот факт, что сетевое взаимодействие продолжительное время развивалось как экономическая категория - так гибкость и адаптивность сетевого взаимодействия определяется целями субъектов, его инициирующих. Таким образом, в основе данной интеграции лежит необходимость привлечения действенных ресурсов для обеспечения высокого качества национального образовательного процесса. При этом каждый уровень образовательной системы Российской Федерации имеет свою специфику, которая определяет видовое разнообразие применяемого сетевого взаимодействия. Подобный подход позволяет сохранить основные цели и ценности каждого уровня национальной образовательной системы.
Особенности дополнительного профессионального образования
В рамках настоящего исследования основной акцент направлен на анализ потенциала технологии сетевого взаимодействия как ресурса развития дополнительного профессионального образования. Так комплекс из трех качественных особенностей современной системы дополнительного профессионального образования можно представить следующим образом [4, 5]:
1. Потребность в постоянном качественном развитии образовательной базы.
Для сохранения высокой степени актуальности предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования требуется постоянный мониторинг и своевременное реагирование на потребности рынка и требования педагогической практики. Организация подобного взаимодействия на оптимальном для всех участвующих субъектов уровне возможна только при использовании сетевых технологий.
2. Потребность в сохранении конкурентоспособности на рынке международного дополнительного профессионального образования за счет привлечения дополнительных кадровых, научных, технологических и информационных ресурсов.
В условиях высокой рыночной конкуренции в сфере дополнительного профессионального образования национальной образовательной системе требуется максимально укрепить свои позиции на международном рынке и закрепить высокий статус среди прочих субъектов данного рынка. Это необходимо для привлечения ресурсов в образовательный процесс, а также стимулирования дальнейшего развития данной сферы (как в научном, так и в экономическом аспектах).
Таким образом, именно применение сетевого взаимодействия позволит укрупнить и зафиксировать высокие позиции российского дополнительного профессионального образования на международном конкурентном рынке.
3. Потребность в сохранении высокого уровня качества программ дополнительного профессионального образования, а также их своевременной адаптивности в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка образовательных услуг и профессиональных навыков.
С развитием рыночной экономики и смещением фокуса в сторону услуг, образование является одной из сфер (наряду с медициной), в которой потребители предъявляют высокие требования к качественной составляющей деятельности. Особенно актуально это для дополнительного профессионального образования, так как (по своей природе) оно является объектом интереса для уже функционирующих на рынке труда специалистов, имеющих значительную потребность в развитии тех или иных профессиональных навыков и критически относящихся к соотношению «время-деньги-качество».
Таким образом, для поддержания достаточного уровня конкурентоспособности образовательным организациям дополнительного профессионального образования необходимо использовать сетевые технологии как основной механизм укрепления уже существующей образовательной базы, а так же как механизм ее развития путем эффективного обмена инновационными образовательными практиками.
Исторический аспект темы исследования
Стоит отметить, что вышеизложенные особенности претерпевали значительные изменения в процессе многолетней трансформации системы дополнительного профессионального образования, в результате сформировав специфику ее современного состояния.
Так рассматривая историю, можно отметить, что первые факультеты дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) были созданы в конце 70-х гг. ХХ в. на базе национальных высших учебных заведений. В рамках данной программы, финансируемой государством, были сформированы не только факультеты, но и управленческие кафедры [6].
Данное направление курировалось государством до начала XXI в. Однако все программы и учебные планы разрабатывались и утверждались всеми педагогическими науками самостоятельно в рамках развивающегося сетевого взаимодействия.
Далее в связи с прекращением государственного финансирования структуры дополнительного профессионального образования на базе высших учёных заведений были вынуждены искать новые варианты для развития и эффективного использования своего научного и кадрового потенциала [7].
Так, в начале 10-х гг. XXI в. заведения дополнительного профессионального образования оказались перед выбором: прекратить существование или адаптироваться в контексте новых экономических реалий. В итоге был выбран второй путь, который запустил механизмы в управлении системой дополнительного профессионального образования с позиции внедрения систем рыночной экономики.
Современные тенденции дополнительного профессионального образования в Российской Федерации
Высшие учебные заведения начали использовать потенциал внедряемых экономических структур, повышая качество образовательного процесса, а также наращивая эффективность во
взаимодействии с национальным и международным рынками работодателей. Стоит отметить, что именно данная тенденция определила развитие новой деятельности системы и, согласно диалектическим законам, стабилизировалась с укреплением внутренних отношений и переходом на другой качественный уровень [8]. Так в национальных высших учебных заведениях интенсивно запустился процесс качественной трансформации системы дополнительного профессионального образования - за последние восемь лет произошло значительное расширение спектра деятельности и добавление принципиально новых направлений повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом наибольшее развитие получили направления [9, 10]:
• высококвалифицированная профориентация и обеспечение необходимых профессиональных навыков для трудоустройства выпускников различного уровня образования;
• последипломная поддержка выпускников различных ступеней высшего образования, ориентированная на обеспечение практической составляющей для дальнейшей трудовой деятельности;
• сотрудничество с организациями, осуществляющими рекрутинговые услуги: со стороны учебных заведений - своевременная актуализация образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании на базе данных о потребностях рынка труда; со стороны рекрутинговых компаний - получение наиболее подходящих и квалифицированных специалистов;
• продвижение и поддержка инноваций в образовательных организациях;
• создание комплексных условий для эффективного развития системы дополнительного профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях.
Перспективы развития национального дополнительного профессионального образования
Стоит также отметить, что для конкретизации процесса стабилизации технологий сетевого взаимодействия в условиях современного рынка необходимо учитывать «точки роста», которые целесообразно определять путем взаимодействия с целевой аудиторией системы дополнительного профессионального образования. Так в данном аспекте целевыми аудиториями являются: руководители образовательных учреждений всех уровней, психологи, профессора и преподаватели вузов, педагогические работники системы дополнительного профессионального образования, студенты и аспиранты высших учебных заведений, представители государственных и частных организаций муниципальных объединений [11].
Мнение данных целевых категорий позволяет выявить основные векторы взаимодействия заинтересованных сторон. При этом применение технологии сетевого взаимодействия позволит не только эффективно образовать данную систему, но и стабилизировать ее, а также обеспечить ее постоянную актуализацию [12].
Таким образом, включение всех новых видов деятельности в единую систему позволит наиболее эффективно использовать привлеченные ресурсы, а также наиболее оптимально интегрировать новые и/или специфические потребности субъектов сетевого взаимодействия в образовательную программу национального дополнительного профессионального образования, это поспособствует развитию и укреплению механизмов педагогических и организационных инициатив, а также позволит консолидировать потенциал образовательных организаций различного уровня, что позволит им развиваться и совершенствоваться, переходя на качественно новый уровень.
Заключение
В заключении стоит отметить, что система дополнительного профессионального образования, построенная на основе использования сетевого взаимодействия, объективно имеет неограниченные ресурсы, которые, в свою очередь, способствуют повышению активностей в областях поиска инновационных форм образования и качественной адаптации новых форм сетевого взаимодействия.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. (ред. 19.12.2016) № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс» - [http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/]
2. Бураченко В.И. Интеграция основного и профессионального дополнительного образования // Современное образование. - 2018. - № 4(174). - С. 37-38.
3. Гилева М.Ю. Возможности сетевого взаимодействия учреждений дополнительного профессионального образования // Образование. Карьера. Общество. - 2017. - № 2 (41). - С. 13-15.
4. Остров А.М. Персонифицированное повышение квалификации работников с использованием информационно-коммуникационных технологий // Менеджмент в образовании. - 2017. - № 4. - С. 391-396.
5. Сом О.В. Мониторинг эффективности дополнительного профессионального образования: основные потребности и перспективы сферы // Современное образование. - 2018. - № 3. - С. 113-118.
6. Гриппа А.Л. Модель сетевого взаимодействия в дополнительном профессиональном образовании: исторический аспект и перспективы // Цифровая экономика. - 2015. - № 11(69). - С. 39-44.
7. Кухлева А.С. Историческое развитие системы дополнительного профессионального образования в России // Менеджмент. - 2018. - № 5. - С. 29-34.
8. Мкртычан А.А. Качество дополнительного профессионального образования в России // Менеджмент. - 2017. - № 1. - С. 62-66.
9. Гавриленко Т.С. Сопровождение саморазвития у учащихся по программам дополнительного профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 6. - С. 183-193.
10. Новиков И.Э. Современное развитие системы дополнительного профессионального образования в России // Менеджмент и маркетинг. - 2018. - № 7. - С. 20-28.
11. Смолина Г.О. Средства сетевого взаимодействия как инструмент включения информационых технологий в дополнительное профессиональное образование // Трансформация науки. - 2016. - № 7 - С. 152-159.
12. Милинова А.В. Перспективные направления в сетевом взаимодействии: образовательный аспект // Образование. Карьера. Общество. - 2016. - № 7(32). - С. 179-184.
References
1. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. (red. 19.12.2016) № 273 FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant plyus» - [http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/]
2. Burachenko V.I. Integratsiya osnovnogo i professional'nogo dopolnitel'nogo obrazovaniya // Sovremen-noe obrazovanie. - 2018. - № 4(174). - S. 37-38.
3. Gileva M.Yu. Vozmozhnosti setevogo vzaimodeistviya uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. - 2017. - № 2 (41). - S. 13-15.
4. Ostrov A.M. Personifitsirovannoe povyshenie kvalifikatsii rabotnikov s ispol'zovaniem informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii // Menedzhment v obrazovanii. - 2017. - № 4 - S. 391-396.
5. Som O.V. Monitoring effektivnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: osnovnye potreb-nosti i perspektivy sfery // Sovremennoe obrazovanie. - 2018. - № 3. - S. 113-118.
6. Grippa A.L. Model' setevogo vzaimodeistviya v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii: is-toricheskii aspekt i perspektivy // Tsifrovaya ekonomika. - 2015. - № 11(69). - S. 39-44.
7. Kukhleva A.S. Istoricheskoe razvitie sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Menedzhment. - 2018. - № 5. - S. 29-34.
8. Mkrtychan A.A. Kachestvo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Menedzhment. - 2017. - № 1. - S. 62-66.
9. Gavrilenko T.S. Soprovozhdenie samorazvitiya u uchashchikhsya po programmam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2015. - № 6. - S. 183-193.
10. Novikov I.E. Sovremennoe razvitie sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Menedzhment i marketing. - 2018. - № 7. - S. 20-28.
11. Smolina G.O. Sredstva setevogo vzaimodeistviya kak instrument vklyucheniya informatsionykh tekhnologii v dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie // Transformatsiya nauki. - 2016. - № 7 - S. 152-159.
12. Milinova A.V. Perspektivnye napravleniya v setevom vzaimodeistvii: obrazovatel'nyi aspekt // Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. - 2016. - № 7(32). - S. 179-184.