Научная статья на тему 'Формирование новой конфигурации системы дополнительного образования Забайкальского края'

Формирование новой конфигурации системы дополнительного образования Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD "ADDITIONAL EDUCATION TEACHER'' / PROFESSIONAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL PROGRAMS / PRE-PROFESSIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомбоева Маргарита Ивановна, Замошникова Надежда Николаевна, Иванова Юлия Валентиновна, Спандерашвили Надежда Иннокентьевна

В статье описано состояние дополнительного образования детей в Забайкальском крае и городе Чите. Дана характеристика условий обновления содержания и технологий системы дополнительного образования Забайкальского края, выявлены возможности перехода к реализации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», предполагающие трансформацию системы от доступности «массового» дополнительного образования и воспитания детей к задаче проектирования компетентностно-насыщенного пространства в учреждениях дополнительного образования. Миссия нового стандарта «Педагог дополнительного образования» состоит в создании условий для достижения принципиально новых образовательных результатов на основе диверсификации содержания и технологий дополнительного образования детей, ориентированных на современные рынки профессий; создания инновационной инфраструктуры технологической платформы дополнительного образования, создающихся c участием бизнес-сообществ; сетевого взаимодействия c другими образовательными организациями, научными и производственными организациями, профессиональными и общественными объединениями для сопровождения персонифицированного дополнительного образования детей и педагогов как информационно насыщенного социокультурного пространства, обеспечивающего конкурентоспособность личности. Данная статья основана на анализе статистических данных системы и учреждений дополнительного образования, рассмотрении возможностей внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» и апробации Программы профессиональной переподготовки педагогических кадров, адаптированной к современным запросам рынка труда и профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомбоева Маргарита Ивановна, Замошникова Надежда Николаевна, Иванова Юлия Валентиновна, Спандерашвили Надежда Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a New Configuration of Additional Education System in the Trans-Baikal Territory

The article describes the state of children's additional education in the Trans-Baikal Territory and the city of Chita. The study presents the characteristics of the conditions for renewing the content and technologies of the additional education system of the Trans-Baikal Territory and identifies the possibilities for the transition to the implementation of the professional standard "Additional Education Teacher", suggesting the transformation of the system from the accessibility of "mass" additional education and the education of children to the task of designing a competence-saturated space in the institutions of additional education. The mission of the new standard "Additional Education Teacher" is to create the conditions for achieving essentially new educational results on the basis of diversification of the contents and technologies of children's additional education, focused on the modern professions markets; to develop an innovative infrastructure of the technological platform of additional education with the involvement of the business community, network interaction with other educational institutions, scientific and industrial organizations, professional and public associations to accompany the personalized additional education of children and teachers as informationally rich socio-cultural space that ensures the competitiveness of the individual. This article analyzes the statistical data of the system of additional education and its institutions, considers the possibilities of introducing the professional standard "Additional Education Teacher" and approbation of the Program for the professional retraining of teachers, adapted to the modern demands of the labor market and professions.

Текст научной работы на тему «Формирование новой конфигурации системы дополнительного образования Забайкальского края»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 37(571.55)

Маргарита Ивановна Гомбоева1,

доктор культурологии, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Надежда Николаевна Замошникова2,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Юлия Валентиновна Иванова3,

доктор философских наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]

Надежда Иннокентьевна Спандерашвили4,

доцент,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected]

Формирование новой конфигурации системы дополнительного образования Забайкальского края

В статье описано состояние дополнительного образования детей в Забайкальском крае и городе Чите. Дана характеристика условий обновления содержания и технологий системы дополнительного образования Забайкальского края, выявлены возможности перехода к реализации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», предполагающие трансформацию системы от доступности «массового» дополнительного образования и воспитания детей к задаче проектирования компетентностно-насыщенного пространства в учреждениях дополнительного образования. Миссия нового стандарта «Педагог дополнительного образования» состоит в создании условий для достижения принципиально новых образовательных результатов на основе диверсификации содержания и технологий дополнительного образования детей, ориентированных на современные рынки профессий; создания инновационной инфраструктуры технологической платформы дополнительного образования, создающихся c участием бизнес-сообществ; сетевого взаимодействия c другими образовательными организациями, научными и производственными организациями, профессиональными и общественными объединениями для сопровождения персонифицированного дополнительного образования детей и педагогов как информационно насыщенного социокультурного пространства, обеспечивающего конкурентоспособность личности. Данная статья основана на анализе статистических данных системы и учреждений дополнительного образования, рассмотрении возможностей внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» и апробации Программы профессиональной переподготовки педагогических кадров, адаптированной к современным запросам рынка труда и профессий.

Ключевые слова: региональная система дополнительного образования, профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования», профессиональные компетенции, образовательные программы, предпрофессиональный уровень

Введение. Кризисные явления в современной экономике России наиболее негативно отражаются на традиционно дотационных областях народного хозяйства, к которым относится сфера культуры в целом и образования в частности. При этом страдают не только работники учреждений данной сферы, живущие в большинстве своём на грани нищеты, но и клиенты таких учреждений. Прежде всего, это дети и подростки из малообеспеченных социальных слоёв, которые в силу ряда причин испытывают ограниче-

ния в доступе к культурным и образовательным благам. И это происходит в цивилизационном окружении, стремительно повышающем информационную насыщенность мировой культуры и ужесточающем требования к уровню образовательных и общекультурных компетенций работников всех сфер экономики.

Углубляющееся противоречие между требованиями времени и отсутствием у молодого поколения возможностей соответствовать им создаёт прямую угрозу культурному развитию,

1 М. И. Гомбоева координирует исследование, определяет концепцию, формулирует выводы коллективного исследования, оформляет текст статьи.

2 Н. Н. Замошникова организует исследование, определяет логику его проведения и анализа, оформляет текст статьи.

3 Ю. В. Иванова собирает материал исследования, систематизирует его.

4 Н. И. Спандерашвили собирает материал исследования, систематизирует его.

© Гомбоева М. И., Замошникова Н. Н., Иванова Ю. В., Спандерашвили Н. И., 2017

67

экономической стабильности и политической безопасности России. Многочисленные реформы неповоротливой и неудовлетворительно финансируемой системы образования пока не дали ожидаемых результатов, поэтому на всех её уровнях продолжаются поиски выходов из перманентных тупиков и кризисов. Одним из способов оздоровления и обновления системы образования в настоящее время может стать структура дополнительного образования (ДО).

Полномочия по организации ДО детей закреплены за региональными и муниципальными органами власти, что приводит к межмуниципальной дифференциации доступности услуг и образовательному неравенству между социальными группами с различным уровнем дохода и социальным статусом.

На 2017 год в Забайкальском крае ДО охвачены 9,8 % (9,2 % в 2014 году) от общего числа детей в возрасте от 6 до 17 лет. В детских школах искусств Забайкальского края обучаются 13054 детей. В системе ДОД Забайкальского края (на 2016 год) функционируют 63 учреждения, охват детей составляет 9,8 % от общего числа обучающихся от 7 до 15 лет. 7 организаций имеют кабинеты основ информатики и вычислительной техники. В организациях ДО Забайкальского края работают 1343 преподавателя и сотрудника. Преподавательский состав представлен следующим образом: 478 чел. (менее 40 %) имеют высшее образование, 282 чел. - среднее специальное образование, 72 чел. - общее образование1.

В девяти подведомственных учреждениях культуры города Читы художественно-эстетического направления обучаются 5216 детей из 140 тысяч детей, проживающих в городе, что составляет 3,7 %. По мнению заместителя председателя комитета культуры Администрации городского округа «Город Чита» В. Е. Девяткина, увеличить количество учреждений в настоящий момент невозможно. Численность учащихся ограничена площадями учреждений, традиционными сферами деятельности, отсутствием современного оборудования для открытия новых направлений, профессиональным дефицитом педагогов. В данных учреждениях ДОД работают 694 педагога, средний возраст сотрудников в детских школах искусств - 43 года, а в домах творчества наблюдается увеличение до 49 лет. Средняя зарплата - 25 412 рублей, что составляет примерно 73 % от средней зарплаты по региону.

Система дополнительного образования детей города Читы и Забайкальского края неоднородна. Она испытывает острый дефицит в

1 Итоги деятельности сферы культуры Забайкальского края в 2016 году и задачи отрасли на 2017 год: доклад министра культуры Забайкальского края [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.минкультура.забайкальскийкрай.рф/ Documentsm.html (дата обращения: 19.09.2017).

современном менеджменте, кадровом, методическом, информационном, программном и технико-технологическом обеспечении.

Менеджмент. В последние годы система находилась в процессе оптимизации, в результате которой в стране 89 учреждений ликвидированы, 109 - перепрофилированы, 145 объединены. Что касается Забайкальского края, то ситуация аналогична. Так, Дарасунская школа искусств (бывший филиал Карымской ДШИ) ликвидирована, Нерчинская детская музыкальная и художественная школы объединены в Детскую школу искусств.

Система нуждается в межведомственной интеграции, преодолении разобщённости. Так, в ведомстве Министерства культуры находятся все школы художественно-эстетического направления, спортивные подчиняются Министерству спорта, Дома творчества, станции юных техников, центры досугового направления -подведомственны Министерству образования, науки и молодёжной политики, а частные образовательные учреждения дополнительного образования - своим учредителям. Как показывает опыт, имеются сложности с объединением и консолидацией ресурсов для реализации новых проектов и запуска новых образовательных программ.

Потенциал инновационных организационно-управленческих решений по модернизации системы заключается в оптимизации межведомственной координации управления учреждениями ДО, внедрении лучших практик управления коллективами на основе принципов управлениям знаниями в учреждениях ДО с низкими показателями развития, внедрении новых форм организации образовательно-творческой среды системы дополнительного образования.

Бенчмаркинг обновления содержания и технологий УДО предполагает сравнение процессов собственной организации с продуктами, услугами другой, поэтому многие учреждения опираются на стандарты '^ипюгёкШв", концепцию ДОД, лучшие в стране авторские методики и программы и др.

Это сделать нетрудно, поскольку в стране и в регионе появляются организации, отвечающие новой модели системы дополнительного образования детей: детские технопарки - кванториумы, курсы по робототехнике, летние школы интеллектуального интенсива и др.

Инициирует создание новых образцов, создаёт их как лучшие практики для последующего масштабирования - Агентство стратегических инициатив [5].

Поэтому и в Чите в 2020 году планируется открытие регионального детского технопарка «Кванториум». По мнению губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой, проект позволит поднять на наиболее высокий уровень предпрофессиональное образование в инже-

нерно-технической отрасли. На территории «Кванториума» будет открыт интерактивный квантомузей, медиатека, кафе, коворкинги, «Город профессий». Технические площадки будут оснащены новейшим оборудованием - от станков механо- и термообработки до операционных микроскопов для нейрохирургии с апохро-матической конструкцией, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов. «Кван-ториум» объединит муниципальные организации общего и дополнительного образования детей, социальных партнёров, включая вузы, ссузы, НКО, а также бизнес-партнёров. Для создания парка будет утверждена концепция на 2018-2020 годы и дорожная карта. Курировать проект будет Министерство образования, науки и молодёжной политики региона1.

Профессиональная переподготовка педагогов УДО. На сегодняшний день не хватает педагогов, способных решать новые задачи; велика доля педагогов пенсионного возраста. Распространена практика совмещения учебных предметов педагогами, имеющими непрофильное образование.

В связи с введением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» педагогический состав 14 учебных заведений из 69 прошёл курсы профессиональной переподготовки по новому виду деятельности на базе ЗабГУ.

Образовательная программа «Педагог дополнительного образования» спроектирована на основе компетентностного подхода, адресной и персонифицированной модели профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Задачи программы: создание условий для внедрения профессионального стандарта педагогов системы дополнительного образования детей и взрослых; апробация адресной модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки по новому виду деятельности в контексте современных вызовов, обновлённого содержания; увеличение востребованности учреждений дополнительного образования на рынке услуг.

Целью образовательной программы является повышение качества квалификационной структуры кадрового состава УДО региона. С этой целью в программу включены модули: оператор станков с ЧПУ, инструктор по робототехнике, оператор по разработке и поддержке веб-дизайна, программист для 3D-принтера, педагог по компьютерной графике, шахматам, творческому решению изобретательских задач, основ ювелирного дела, дизайн-проектирования и моделирования.

1 Жданова распорядилась создать в Чите детский технопарк «Кванториум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.chita.ru/news/108469/ (дата обращения: 17.09.2017).

Программа состоит из экспертизы учрежденческих и индивидуальных профессиональных дефицитов педагогов УДО; разработки на этой основе индивидуальных программ по их (дефицитов) преодолению; рекомендаций по проектированию нового содержания компетент-ностно насыщенной образовательной среды.

Как работает данная программа? Потребности в формировании новых тенденций развития ДО начинают ощущаться даже в отдалённых уголках нашего Забайкальского края. Так, на севере Забайкальского края, в пос. Новая Чара Каларского района, с населением 6 тыс. чел. с 1982 года функционирует Детская школа искусств. В настоящее время в ней работают 8 педагогов, обучаются 120 детей, из которых 75 обучаются на предпрофессиональных программах, 45 - на общеразвивающих программах. Основными направлениями с наибольшим охватом детей являются: музыкальное, театральное, хореографическое, художественное, декоративно-прикладное, дизайн мод. Из перечисленных направлений наибольшим спросом, но наименьшими возможностями для реализации имеет программа по современным компьютерным технологиям.

Преподаватель данной ДШИ Ю. И. Мишина прошла курсы профессиональной переподготовки на новый вид деятельности: педагог дополнительного образования, профиль - преподаватель современных художественных технологий. Являясь по первому образованию инженером электроэнергетических систем и сетей, владея профессиональными умениями по электронике, электротехнике, она в процессе переподготовки освоила курс компьютерной графики, 3D-проек-тирования и программирования. В результате переподготовки Юлия Илхамовна спроектировала (совместно с тьютором) программу пред-профессионального обучения по инженерному, техническому направлению для данной школы искусств, включая робототехнику, 3D-моделиро-вание на 3D-принтере.

В современных условиях система профессиональной переподготовки кадров для системы ДО должна целенаправленно формировать новые компетенции педагогов, которые будут способствовать становлению профессии подростков.

Проектирование персонифицированного дополнительного образования детей как информационно насыщенного социокультурного пространства развития личности ребёнка обеспечивается на основе современной инфраструктуры: детских мини-технопарков с оборудованием для робототехники, 3D-принтеров. Некоторые учреждения дополнительного образования создают основы для развития данного направления. Закупают оборудование на средства от хоздоговорной деятельности, идут на сетевое взаимодействие с другими образовательными орга-

низациями, в частности учреждениями общего образования, в которых имеются оснащённые компьютерные классы, выходят на научные и производственные организации, пишут и выигрывают гранты.

В регионе развиваются частные образовательные учреждения с участием частных инвестиций, доли бизнес-сообществ: ЧОУДО «Мозаика», ЧОУДО «Школа современного искусства».

При появлении отдельных явлений инновационного характера система дополнительного образования Забайкальского края отличается структурной неравномерностью: преобладают организации спортивной и общей художественно-эстетической направленности (около 42 %), повышается после длительного застоя в городе Чите доля учреждений ДО, развивающих технические (46,3 %), эколого-биологические компетенции (34,9 %), единицы качественно развивают информационно-технологическую направленность.

В целом есть дефицит новых специалистов: экспертов, наставников, мастеров производственного обучения, использующих современное оборудование (специалистов по робототехнике, операторов станков с числовым программным управлением).

Современная ситуация рынка труда в регионе, активные процессы по формированию новых профессий, новых рынков труда, качество информационной среды и технологий настоятельно требуют расширения спектра программ ДО, в том числе, программ ранней профориентации, основ профессиональной подготовки современных рабочих и инженерных специальностей. По мнению экспертов, потребность рынка труда Забайкальского края в квалифицированных инженерных и рабочих кадрах в 2023 году составит 65 715 чел.1

Анализ трудовых ресурсов России показал, что в российской экономике пока нет спроса на квалифицированных работников. Только 17 % рабочих мест требуют от людей знаний, широкого кругозора, аналитических навыков и творческого подхода2. К 2025 году в России может образоваться дефицит квалифицированных кадров в 10 млн чел., а 10 млн работников других категорий работодателям придётся переучивать.

С учётом данных прогнозов, система ДО должна быть реформирована на основе инновационной платформы, способной аккумулировать существующие ресурсы региона, обновить их и создать новые элементы.

1 Прогноз потребности рынка труда Забайкальского края в рабочих кадрах и квалифицированных специалистах на 2016-2023 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xn--h1aeecdbgb5k.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/trud/trudovye_resursy/rynok_truda/2.html (дата обращения: 18.09.2017).

2 Россия 2025: от кадров к талантам. Управление талантами: где взять 10 миллионов профессионалов для новой экономики знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.news2.ru/story/532983 (дата обращения: 18.09.2017).

Задачи обновления структуры, содержания и технологий дополнительного образования решаются на основе профессиональной переподготовки педагогов системы. Для решения задач в ЗабГУ разработана программа профессиональной переподготовки на новые виды современных навыков.

Новизна новой образовательной программы заключается:

1) в создании вузовской открытой платформы, объединяющей ресурсы инженерных, педагогических и социально-гуманитарных технологий по переформатированию структуры программ, направлений подготовки, технологий системы ДО Забайкальского края;

2) в проектировании персонифицированного образования на основе моделирования ком-петентностно-насыщенного пространства системы ДО.

В качестве концептуальных решений используются идеи современной социальной инженерии, в частности, идеи адресной, персонифицированной помощи в самоопределении идентичности учреждений дополнительного образования, преодолении профессиональных дефицитов работающих педагогов; поиск путей привлечения на рынок труда новых специалистов, способных обеспечить потребности детей и спрос родительского сообщества на самое инновационное и высокотехнологическое дополнительное образование.

Созданы современные с высокой долей ин-новационности профессиональных компетенций образовательные программы с эффектом обновления профессиональных функций педагогов. На основе созданных инфраструктур и технологических лабораторий, учебно-производственных мастерских разрабатываются и внедряются рекомендации (по типу франшизы) по новым формам организации образовательной среды в УДО, создаются экспертные сообщества.

Так, для обеспечения функционирования художественных мастерских факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета в качестве экспериментальной ин-тегративной мастерской кластера «Территория культурных индустрий и инноваций» произведено дооснащение оборудования для использования инновационных технологий в современном художественном творчестве. Закуплен 3D-принтер ^D-принтер MakerBot Replicator 5 Generation), оборудование для прототипирова-ния (SRM-20 - фрезерно-гравировальный станок Roland серии MonoFab), станки с числовым программным управлением. Для освоения основ профессиональной подготовки высокотехнологических рабочих и инженерных профессий, для осуществления занятий по робототехнике закуплено необходимое специализированное оборудование. Для придания деталям и прототипам необходимых свойств, нанесения гравировки,

реализации конструктивных решений, для резки листового металла/пластика и изготовления компонентов роботов/прототипов используется ЧПУ лазерного гравера и ЧПУ Фрезерного станка.

Осенью 2017 года на факультете культуры и искусств ЗабГУ создана современная учебно-производственная мастерская традиционной и инновационной художественной керамики и гончарного дела. Она оснащена муфельной печью и гончарным кругом нового поколения, современными формами.

На вышеназванных платформах осуществляется переподготовка педагогов дополнительного образования Забайкальского края.

Общий объём финансовых средств учреждений ДО Забайкальского края в 2017 году, потраченных на материально-техническое оснащение, составил 423 738 рублей1. Факультет культуры и искусств вложил в обновление технического оборудования и программное обеспечение с июля по октябрь - 832 000 рублей.

Если данная динамика будет развиваться, то в региональной экономике появятся новые профессии, будет сформирована открытая образовательная среда системы ДО.

Заключение. Сетевое взаимодействие участников региональной системы дополнительного образования всех уровней, по мере формирования компетентностно ориентированной среды УДО, создаст синергетический эффект. Способствуя взаимоактивизации протекающих процессов, оно интегрирует положительное влияние лучших практик на единое образовательное пространство, формирует ответственное субъект-субъектное отношение, что в целом будет позитивно сказываться на обновлении содержания и технологий ДО.

Конкретными шагами в достижении переформатирования всей системы ДОД должны стать:

1. Разработка и частичная реализация новых моделей проектирования образовательной среды организаций дополнительного образования путём разработки программно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения.

2. Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий содержания обучения и воспитания ДО.

3. Обеспечение личностного роста педагогических кадров в организациях ДО на основе повышения квалификации и переподготовки на новый вид деятельности по адресным, персонифицированным программам, ведущим к преодолению их профессиональных дефицитов, в том числе:

1 Итоги деятельности сферы культуры Забайкальского края в 2016 году и задачи отрасли на 2017 год: доклад министра культуры Забайкальского края [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.минкультуразабайкальскийкрай.рф/ Documentsm.html (дата обращения: 19.09.2017).

- количество педагогов дополнительного образования, наставников, прошедших переподготовку по методике '^ипюгёкШв";

- количество участников чемпионатов разного уровня по методике '^ишогёкШв";

- количество конкурсов профессионального мастерства по методике '^ипюгёкШв";

- доля специалистов учреждений ДО, прошедших повышение квалификации по программам корреляции компетенций с требованиями профессиональных стандартов;

- количество конкурсов профессионального мастерства педагогов ДО;

- число мероприятий в каникулярное время на базе инновационных центров ЗабГУ: летних профильных школ, конкурсов, олимпиад, пленэров и т. д.;

- количество детей - участников и победителей конкурсов новых для региона направлений дополнительного образования.

Новая конфигурация системы дополнительного образования Забайкальского края сохраняет лучшие практики и достижения коллективов и учреждений ДОД. Вместе с тем идёт развитие новых частных образовательных учреждений дополнительного образования, новых программ, отвечающих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, новым рынкам профессий и потребностям развивающейся личности. Поэтому лучшие из них должны быть интегрированы в государственную систему контроля качества на условиях частно-государственного партнёрства, с допуском к государственным и муниципальным заданиям и субсидиям. Такой вид партнёрства обеспечит разработку и реализацию программ и методик дополнительного образования, развивающих профессиональные компетенции с высокой долей обновления дополнительных образовательных программ научно-технической направленности по стандартам '^ог^кШв" и чемпионатов '^ишогёкШв", направленных на формирование компетенций, лежащих в основе новых профессий.

Становление новой системы дополнительного образования предполагает не только увеличение количества детей Забайкальского края, вовлечённых в систему дополнительного образования, вхождение в систему новых целевых групп, охваченных системой ДПО (дети с ограниченными возможностями здоровья; дети, находящиеся в условиях социальной депривации; дети мигрантов и т. д.), но и появление новых форм организации образовательно-творческой среды УДО или появление организаций нового поколения: студии 3D-проектирования, прото-типирования, мастерские по прототипированию арт-объектов, эксплораториумы, музеи творчества и науки, воркшопы, вовлечение инвесторов в модернизацию ДПО.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 2-6.

2. Золотарева А. В. Взгляд на дополнительное образование детей через призму актуальной государственной политики // Педагогический поиск. 2016. № 2. С. 3-9.

3. Матвеев Ф. С. Индивидуализация как основа образования. М.: Книга по Требованию, 2015. 46 с.

4. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 176 с.

5. Новая модель дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. Режим доступа: http://www.asi.ru/social/education (дата обращения: 29.09.2017).

6. Филатова М. Н. Модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей // Развитие детей и подростков в системе дополнительного образования. Железногорск: Сиб. федер. ун-т, 2014. С. 242-259.

7. Филатова М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2013. 24 с.

Статья поступила в редакцию 30.09.2017; принята к публикации 15.10.2017

Библиографическое описание статьи

Гомбоева М. И., Замошникова Н. Н., Иванова Ю. В., Спандерашвили Н. И. Формирование новой конфигурации системы дополнительного образования Забайкальского края // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 67-73.

Margarita I. Gomboeva1,

Doctor of Culturology, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Nadezhda N. Zamoshnikova2,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Julia V. Ivanova3,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Philosophy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]

Nadezhda I. Spanderashvily4,

Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: [email protected]

Formation of a New Configuration of Additional Education System in the Trans-Baikal Territory

The article describes the state of children's additional education in the Trans-Baikal Territory and the city of Chita. The study presents the characteristics of the conditions for renewing the content and technologies of the additional education system of the Trans-Baikal Territory and identifies the possibilities for the transition to the implementation of the professional standard "Additional Education Teacher", suggesting the transformation of the system from the accessibility of "mass" additional education and the education of children to the task of designing a competence-saturated space in the institutions of additional education. The mission of the new standard "Additional Education Teacher" is to create the conditions for achieving essentially new educational results on the basis of diversification of the contents and technologies of children's additional education, focused on the modern professions markets; to develop an innovative infrastructure of the technological platform of additional education with the involvement of the business community, network interaction with other educational institutions, scientific and industrial organizations, professional and public associations to accompany the personalized additional education of children and teachers as informationally rich socio-cultural space that ensures the competitiveness of the individual. This article analyzes the statistical data of the system of

1 M. I. Gomboeva coordinates the research, defines the concept, formulates the conclusions of the collective study and prepares the text of the article.

2 N. N. Zamoshnikova organizes the study, determines the logic of the research and its analysis and prepares the text of the article.

3 J. V. Ivanova collects information and systematizes research materials.

4 N. I. Spanderashvily collects information, analyzes and systematizes research materials.

additional education and its institutions, considers the possibilities of introducing the professional standard

"Additional Education Teacher" and approbation of the Program for the professional retraining of teachers,

adapted to the modern demands of the labor market and professions.

Keywords: regional system of additional education, professional standard "Additional Education Teacher",

professional competencies, educational programs, pre-professional level

References

1. Asmolov A. G. Dopolnitel'noe personal'noe obrazovanie v epokhu peremen: sotrudnichestvo, sotvorchestvo, sa-motvorenie // Obrazovatel'naya politika. 2014. № 2. S. 2-6.

2. Zolotareva A. V. Vzglyad na dopolnitel'noe obrazovanie detei cherez prizmu aktual'noi gosudarstvennoi politiki // Pedagogicheskii poisk. 2016. № 2. S. 3-9.

3. Matveev F. S. Individualizatsiya kak osnova obrazovaniya. M.: Kniga po Trebovaniyu, 2015. 46 s.

4. Modeli setevogo vzaimodeistviya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya / pod red. A. V. Zolotarevoi. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2012. 176 s.

5. Novaya model' dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [Elektronnyi resurs] // Agentstvo strategicheskikh initsiativ. Rezhim dostupa: http://www.asi.ru/social/education (data obrashcheniya: 29.09.2017).

6. Filatova M. N. Model' sotsiokul'turnogo razvitiya uchashchikhsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei // Razvitie detei i podrostkov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Zheleznogorsk: Sib. feder. un-t, 2014. S. 242-259.

7. Filatova M. N. Sotsiokul'turnoe razvitie uchashchikhsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2013. 24 s.

Received: September 30, 2017; accepted for publication: October 15, 2017

Reference to the article

Gomboeva M. I., Zamoshnikova N. N., Ivanova J. V., Spanderashvily N. I. Formation of a New Configuration of Additional Education System in the Trans-Baikal Territory // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.