Научная статья на тему 'Модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации'

Модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРОЙНАЯ СЕТЬ / СЕТЕВАЯ САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INFRASTRUCTURE OF MANAGEMENT / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / TRIPLE NET / NETWORK LEARNING ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Белова Елена Николаевна

В связи с необходимостью повышения эффективности системы дополнительного профессионального образования возрастает потребность поиска инновационных форм организации данной системы. В нашем случае такой инновационной формой организации системы дополнительного профессионального образования является сетевая самообучающаяся организация. Предмет исследования модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования, создаваемой в форме тройной сети. Основные методы исследования концептуальный и системный анализ, моделирование, наблюдение и экспертная оценка репрезентативных высказываний исследователей, современных руководителей и специалистов в сфере образовательного менеджмента дополнительного профессионального образования. Представлен алгоритм создания модели инфраструктуры, разработана и описана модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации. Выделяются и характеризуются основные научные подходы и принципы менеджмента, а также компоненты инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования: научная, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INFRASTRUCTURE OF MANAGEMENT OF THE SELF-LEARNING ORGANIZATION NETWORK

The need to improve the effectiveness of the system of additional vocational training increases the need to seek innovative forms of organization of the system. In our case, this innovative form of organization of the system of additional vocational training network is a learning organization. Subject of research a model of network infrastructure management of lself-earning organization system of additional vocational training, created in the form of a triple net. The authors present an algorithm for creating infrastructure model, develop and describe a model of network infrastructure of management of self-learning organization. Found and characterized the basic scientific approaches and principles of management, and network management of infrastructure components of self-learning organization system of additional professional education: scientific, target, providing, controllable and controlling subsystems.

Текст научной работы на тему «Модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации»

УДК 378.096

А. И. Таюрский, Е. Н. Белова МОДЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

В связи с необходимостью повышения эффективности системы дополнительного профессионального образования возрастает потребность поиска инновационных форм организации данной системы. В нашем случае такой инновационной формой организации системы дополнительного профессионального образования является сетевая самообучающаяся организация. Предмет исследования - модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования, создаваемой в форме тройной сети. Основные методы исследования - концептуальный и системный анализ, моделирование, наблюдение и экспертная оценка репрезентативных высказываний исследователей, современных руководителей и специалистов в сфере образовательного менеджмента дополнительного профессионального образования. Представлен алгоритм создания модели инфраструктуры, разработана и описана модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации. Выделяются и характеризуются основные научные подходы и принципы менеджмента, а также компоненты инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования: научная, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы.

Ключевые слова: инфраструктура менеджмента, дополнительное профессиональное образование, тройная сеть, сетевая самообучающаяся организация.

В условиях формирования экономики, основанной на знаниях, и модернизации профессионального образования дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как императива роста человеческого капитала России сопряжено с осуществлением интеграционных процессов и внедрением инновационного образовательного менеджмента, направленных на преобразование системы ДПО в соответствии с современными вызовами [1, 2]. При возрастающей необходимости повышения качества образования [3], конкурентоспособности современной системы ДПО и поиска эффективных организационных и педагогических условий, обеспечивающих ее непрерывное развитие [4, 5], очевидна значимость выявления условий, способствующих созданию инновационной организационной формы эффективного развития этой системы - сетевой самообучающейся организации системы ДПО.

В качестве основных условий, обеспечивающих создание и развитие сетевой самообучающейся организации ДПО, авторы рассматривают эффективный менеджмент системы ДПО. В связи с этим особо актуализируется проблема разработки и описания модели инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации системы дополнительного профессионального образования, на разрешение которой и направлено данное исследование.

В «Большом энциклопедическом словаре» понятие «инфраструктура» (от лат. infra - «ниже», «под» и struktura - «строение», «расположение») представлено как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Разли-

чают производственную инфраструктуру (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.). Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.) [6].

В других словарях «инфраструктура» - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и (или) обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) или совокупность отраслей экономики, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества» [7].

В стандарте ИСО «Менеджмент риска. Принципы и руководство» рассматривается понятие «инфраструктура менеджмента риска» (risk management framework) как набор компонентов, обеспечивающих основы, организационные меры и структуру для разработки, внедрения, мониторинга, пересмотра и постоянного улучшения менеджмента риска в масштабе всей организации [8].

Менеджмент в сфере образования авторы рассматривают как науку и искусство эффективного управления интеллектуальными, информационными, кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами организации на основе непрерывного развития компетентностей сотрудников и реализации их интеллектуального потенциала с целью достижения оптимального социально-экономического, педагогического результатов и удовлетворения образовательных потребностей человека, общества и государства.

Мы понимаем инфраструктуру менеджмента как совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой функционирует российский менеджмент, это

комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и (или) обеспечивающих основу для решения управленческой проблемы (задачи) [9] и представляющих собой определенные подсистемы в системе инновационного менеджмента образовательной организации.

Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная система, включающая различные компоненты (подсистемы) и оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов.

При создании модели инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации современного ДПО, представляющей различные подсистемы [9], соблюдали следующий алгоритм действий:

1. Сравнительный проблемный анализ развития систем ДПО в России, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева и других российских и зарубежных вузах.

2. Анализ условий предоставления системой ДПО услуг дополнительного профессионального образования, маркетинг образовательных потребностей личности, общества и государства.

3. Разработка и описание элементов конкурентоспособной подсистемы научного сопровождения инновационного менеджмента ДПО в современных условиях:

- условий повышения конкурентоспособности системы ДПО [9];

- факторов и принципов создания и развития конкурентоспособной сетевой самообучающейся организации ДПО;

- модели сетевой организационной системы эффективной организационной структуры управления системой ДПО;

- модели интеллектуального капитала и интеллектуального ресурса сетевой самообучающейся организации и модели их развития и т. д.

4. Разработка и описание элементов конкурентоспособной целевой подсистемы сетевой самообучающейся организации ДПО:

- миссии, концепции и программы развития;

- бизнес-плана развития;

- условий расширения рынка сбыта и повышения качества предоставляемых услуг и т. д.

5. Разработка и описание элементов конкурентоспособной управляющей подсистемы сетевой самообучающейся организации ДПО:

- эффективной организационной структуры управления системой ДПО в форме тройной сети;

- модели управления развитием интеллектуального капитала и интеллектуального ресурса;

- модели управления системой менеджмента качества ДПО и т. д.

6. Разработка и описание элементов конкурентоспособной управляемой подсистемы ДПО:

- субъектов инновационной модели управления ДПО - сетевой самообучающейся организации ДПО;

- механизмов управления взаимодействием субъектов тройной сети;

- управление командообразованием, обменом знаний;

- механизмов управления интеллектуальным капиталом и ресурсами и т. д.

7. Разработка и описание элементов обеспечивающей подсистемы сетевой самообучающейся организации ДПО в современных условиях:

- всех необходимых ресурсов;

- модели непрерывного развития компетентно-стей руководителей и сотрудников сетевой самообучающейся организации.

- локально-нормативной базы;

- научно-методического обеспечения ДПО и т. д.

8. Анализ компонентов обратной связи с заказчиками и потребителями услуг и внешней среды сетевой самообучающейся организации ДПО, оказывающих прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость организации ДПО.

Эффективной организационно-управленческой структурой, способствующей повышению конкурентоспособности российской системы ДПО, возможно, может стать сетевая самообучающаяся организация ДПО, позволяющая увеличить доходы от реализации программ и обеспечить повышение качества разработки и реализации программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки посредством непрерывного развития интеллектуального капитала и интеллектуального ресурса данной организации [10].

Авторы рассматривают сетевую самообучающуюся организацию ДПО как новый тип гибкой организационно-управленческой структуры, способной быстро реагировать на современные вызовы рынка образовательных услуг и адаптироваться к этим вызовам, производить и распространять внутри себя новое знание. Сетевая самообучающаяся организация ДПО, по мнению авторов, представляет собой интеграционное образование различных субъектов сети, способствующее созданию условий для индивидуального, командного и организационного непрерывного обучения и самосовершенствования в интересах достижения общих целей, направленных на удовлетворение образовательных потребностей в ДПО личности, государства и общества [10].

Авторами формируется сетевая организационная структура в форме тройной сети, интегрирующая различные субъекты вокруг системообразующего

Вестник ТГПУ (ТБРиБиПвПп). 2015. 3 (156)

управленческого ядра, являющегося структурным подразделением вузовской системы ДПО либо представляющего управленческий орган, ответственный за развитие системы ДПО вуза (рис. 1).

Компоненты инфраструктуры менеджмента существенно зависят от основополагающих характеристик самой системы менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО. Рассмотрим подробнее содержание компонентов инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО.

Внешняя среда

Рис. 1. Модель тройной сети ДПО: МИП - малое инновационное предприятие; РЦ - ресурсный центр; ОО-П - образовательные организации - партнеры; ФЛ - физические лица; ЮЛ - юридические лица

Этими субъектами тройной сети являются структурные подразделения высшей школы (факультеты, институты, кафедры, отделения, центры), представляющие первый круг сети. Малые инновационные предприятия, ресурсные центры, образовательные организации - партнеры, филиалы - второй круг. Третий круг сети представляют различные физические лица и юридические лица, являющиеся агентами этой организации и имеющие общие цели в области развития ДПО, ресурсы для их достижения и эффективные сетевые взаимодействия между ними [10, 11].

Инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО является совокупностью всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам всех процессов дополнительного профессионального образования.

Рассмотрим инфраструктуру инновационного менеджмента ДПО, разработанную на основе ранее описанной структуры системы инновационного менеджмента организации Р. А. Фатхутдиновым [12] (рис. 2).

Согласно предлагаемой модели инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО - это совокупность научных подходов, факторов и принципов управления, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Рис. 2. Модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО

Анализ системы менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО начинается с ее «выхода» - выпускаемых организацией товаров. В данном случае это услуги дополнительного профессионального образования. Главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности услуг на рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования организации ДПО, достижение стратегической цели организации. Основными условиями обеспечения стратегической конкурентоспособности «выхода» системы управления являются большое количество реализуемых рентабельных программ при условии интеграции ресурсов всех субъектов тройной сети и высокое качество стратегических маркетинговых исследований образовательных потребностей личности, общества и государства.

К «входу» инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО относится все, что получает вся система ДПО для предоставления услуг: высокий уровень управленческой компетентности руководителей всех субъектов сети, профессиональной и социально-личностной компетентностей персонала; помещение, оборудованное современной техникой; информация, знание, документы. Задача органов управления -обеспечить конкурентоспособный «вход» путем проведения научных и маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных преподавателей и субъектов тройной сети.

К компонентам обратной связи инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО относятся требования заказчиков и потребителей услуг. Это могут быть рекламации клиентов - заказчиков услуг, новая информация от потребителей услуг - слушателей дополнительных профессиональных программ, возникшие в связи с неудовлетворительным или высоким качеством предоставляемых услуг, с новыми потребностями заказчика, с новыми достижениями научного и образовательного прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители нуждаются в обратной связи как с руководителями, менеджерами, методистами сетевой самообучающейся организации ДПО, так и с преподавателями данной организации.

К компонентам внешней среды сетевой самообучающейся организации ДПО относятся макросреда, мезосфера и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость организации ДПО.

Макросреда характеризуется международными, политическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами.

Мезосфера региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство [12].

Одни отрасли оказывают прямое воздействие на функционирование сетевой самообучающейся организации ДПО (наука и образование, законодательная система образования и др.), а другие - косвенное.

К факторам микросреды сетевой самообучающейся организации ДПО авторы относят: непосредственных конкурентов по предоставляемым услугам; всех конкурентов поставщиков; маркетинговых посредников по «входу» и «выходу» системы; субъектов стройной сети и агентов сетевой организации; контактные аудитории (профессиональные сообщества, контролирующие органы, работодатели заказчиков, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем сильнее конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность предоставляемых услуг ДПО.

Приоритетной стратегией, обеспечивающей развитие сетевой самообучающейся организации ДПО в условиях жесткой конкуренции, должна

стать стратегия непрерывного повышения качества всех процессов и предоставляемых услуг, непрерывного развития компетентностей руководителей и сотрудников организации, экономии ресурсов всех субъектов сети за счет их интеграции, развития интеллектуального капитала и интеллектуального ресурса, экономии ресурсов потребителей, которыми являются заказчики.

«Вход», «выход», обратная связь и внешняя среда - окружение сетевой самообучающейся организации ДПО. К внутренней среде относятся: подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы.

Приведем краткое содержание упомянутых подсистем (рис. 2).

Подсистема научного сопровождения:

- экономические законы, активно воздействующие на развитие системы ДПО высшей школы: законы спроса и предложения, определяющие связи между организацией и слушателями, заказчиками программ ДПО; закон стоимости, регулирующий развитие ДПО и определяющий необходимость взаимовыгодных отношений субъектов сети и заказчика; закон конкуренции, с помощью которого на рынке услуг ДПО реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы и др.;

- научные подходы к менеджменту: компетент-ностно-ценностный, системно-деятельностный, синергетический, индивидуально-практико-ориен-тированный, сетевой и др.;

- объективные и субъективные, глобальные и локальные, внешние и внутренние (системно-коммуникативные и ресурсные) факторы создания и развития сетевой самообучающейся организации ДПО;

- принципы создания и развития сетевой самообучающейся организации ДПО (удовлетворение образовательных потребностей заказчика; взаимная выгода субъектов сети; непрерывное самообучение; взаимодействие и координация на основе иерархии и доверия; распределение обязанностей и ответственности; комплексное использование ресурсов сети; совместное стратегическое планирование и целеполагание; своевременное и непрерывное генерирование, структурирование, обмен информацией и знаниями внутри субъектов сети и между ними);

- разработка инновационных моделей организационных структур управления, выявление организационно-педагогических условий создания и развития сетевой самообучающейся организации ДПО и т. д.

Целевая подсистема:

- непрерывное повышение качества предоставляемых услуг ДПО;

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)

- ресурсосбережение;

- расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса предоставляемых услуг ДПО на конкретном рынке;

- организационно-техническое развитие предоставления услуг ДПО;

- формирование и развитие команды единомышленников, социальное развитие коллектива и его интеллектуального ресурса;

Обеспечивающая подсистема:

- научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение;

- кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и др. ресурсное обеспечение;

- обеспечение условий для непрерывного развития интеллектуального капитала и интеллектуального ресурса организации;

- правовое обеспечение;

Управляемая подсистема:

- стратегический маркетинг;

- НИОКР;

- организационно-технологическая подготовка предоставления услуг ДПО;

- предоставление услуг ДПО;

- тактический маркетинг и реклама;

- сервис предоставления услуг ДПО;

Управляющая подсистема:

- управление непрерывным развитием компе-тентностей персонала;

- управление системой менеджмента качества ДПО;

- управление командообразованием, обменом знаниями и информацией;

- управление сетевым взаимодействием.

Таким образом, в контексте данного исследования авторы рассматривают инфраструктуру системы менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО как совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам всех процессов дополнительного профессионального образования. Согласно предлагаемой модели инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО — это совокупность экономических законов, научных подходов, факторов и принципов менеджмента, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Все компоненты инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации системы ДПО направлены на эффективное использование ресурсов, взаимодействие и повышение конкурентоспособности субъектов тройной сети посредством непрерывного развития интеллектуального ресурса организации ДПО и компетентностей персонала.

Список литературы

1. Аронов А. М., Белова Е. Н. Принципы управления инновационной деятельностью вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 9-13.

2. Петров А. В., Ярунин С. В. Исследования особенностей и приоритетов социальной политики в условиях глобализации: подход экономической социологии // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. №. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иркутская В. И. Качество образования в России в период рыночной экономики: проблемы и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 85-86.

4. Гуриева Л. К. Современные тенденции и проблемы развития системы дополнительного профессионального образования в регионах России. URL: http://izloj.ru/docs/100/index-24080.html (дата обращения: 20.07.2014).

5. Таюрский А. И. Концептуальные основы формирования системы кадрового обеспечения инновационного производства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 101-103.

6. Большой толковый словарь URL: http://slovo.yaxy.ru/big_dic/10.html (дата обращения: 16.10.2014).

7. Толковый словарь русского языка конца XX века. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. 700 с.

8. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-31000-2010 (дата обращения: 16.10.2014).

9. Белова Е. Н. Модель инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования университета // Инновации в непрерывном образовании. 2012. № 5. С. 32-39.

10. Белова Е. Н. Тройная сеть как форма организации дополнительного профессионального образования университета // Инновации в непрерывном образовании. 2013. № 6-7. С. 82-87.

11. Kirko V. I., Beloshapkin V. V., Belova E. N. Innovative development of Krasnoyarsk region territories on the basis of Serive Centers net of KSPU named after V. P. Astavyev is a possibility for business-model "Triple spiral" by G. Etzkowitz Realization // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences (10). 2013, 6, 1507-1513.

12. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. 448 с.

Таюрский А. И., академик РАО, доктор экономических наук, профессор, и. о. директора. Институт проблем непрерывного образования РАО. Пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021. E-mail: naukaobr@mail.ru

Белова Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

Ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: belovaen@list.ru

Материал поступил в редакцию 01.12.2014.

A. I. Tayurskiy, E. N. Belova MODEL OF INFRASTRUCTURE OF MANAGEMENT OF THE SELF-LEARNING ORGANIZATION NETWORK

The need to improve the effectiveness of the system of additional vocational training increases the need to seek innovative forms of organization of the system. In our case, this innovative form of organization of the system of additional vocational training network is a learning organization. Subject of research - a model of network infrastructure management of lself-earning organization system of additional vocational training, created in the form of a triple net. The authors present an algorithm for creating infrastructure model, develop and describe a model of network infrastructure of management of self-learning organization. Found and characterized the basic scientific approaches and principles of management, and network management of infrastructure components of self-learning organization system of additional professional education: scientific, target, providing, controllable and controlling subsystems.

Keywords: infrastructure of management, continuing professional education, triple net, network learning organization.

References

1. Aronov A. M., Belova E. N. Printsipy upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu vuza [Management principles of innovative activity of the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 9-13 (in Russian).

2. Petrov A. V., Yarunin S. V. Issledovaniya osobennostey i prioritetov sotsial'noy politiki v usloviyah globalizatsii: podhod ekonomicheskoy sotsiologii [Studies of the characteristics and priorities of social policy in the context of globalization: economic sociology approach]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) - Society. Environment. Development (Terra Humana), 2009, no. 3 (in Russian).

3. Irkutskaya V. I. Kachestvo obrazovaniya v Rossii v period rynochnoy ekonomiki: problemy i perspektivy [Quality of education in Russia in Market Economicy: Problems and Perspectives]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 12 (114), pp. 85-86 (in Russian).

4. Gurieva L. K. Sovremennye tendentsii i problemy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v regionah Rossii [Current trends and problems of development of system of additional professional education in regions of Russia]. URL: http://izloj.ru/docs/100/ index-24080.html (accessed 20.07.2014) (in Russian).

5. Tayurskiy A. I. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya sistemy kadrovogo obespecheniya innovatsionnogo proizvodstva [Conceptual bases of forming the Regular Staff System of the Innovative Production]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 12 (114), pp. 101-103 (in Russian).

6. Bol'shoy tolkovy slovar [Big explanatory dictionary]. URL: http://slovo.yaxy.ru/big_dic/10.html (accessed 16.10.2014) (in Russian).

7. Tolkovy slovar'russkogo yazyka kontsa XX veka [Explanatory dictionary of Russian of the end of the XX century]. St. Petersburg, Folio-Press Publ., 1998. 700 p. (in Russian).

8. GOST R ISO 31000-2010 Menedzhment riska. Printsipy i rukovodstvo. [GOST P ISO 31000-2010 Management of Risk. Principles and management]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-31000-2010 (accessed 16.10.2014) (in Russian).

9. Belova E. N. Model' infrastruktury innovatsionnogo menedzhmenta dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya universiteta [Model of infrastructure of innovative management of additional professional education of university]. Innovatsii vnepreryvnom obrazovanii- Innovation in continuing education, 2012, no. 5, pp. 32-39 (in Russian).

10. Belova E. N. Troynaya set' kak forma organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya universiteta [Triple network as a form of additional professional university education]. Innovacii v nepreryvnom obrazovanii - Innovation in continuing education, 2013, no. 6-7, pp. 82-87 (in Russian).

11. Kirko V. I., Beloshapkin V. V., Belova E. N. Innovative development of Krasnoyarsk region territories on the basis of Serive Centers net of KSPU named after V. P. Astavyev is a possibility for business-model "Triple spiral" by G. Etzkowitz Realization. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences (10), 2013, 6, 1507-1513.

12. Fatkhutdinov R. A. Innovatsionny menedzhment: uchebnik dlya vuzov [Innovative management: the textbook for higher education institutions]. 6-e izd. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 448 p. (in Russian).

Tayurskiy A. I.

Institute of the Problems of Continuing Education of the Russian Academy of Education.

Per. Kazarmenniy, 8, Krasnoyarsk, Russia, 660021. E-mail: naukaobr@mail.ru Belova E. N.

Krasnoyarsk State Pedagogical University of V. P. Astafyev.

Ul. A. Lebedeva, 89, Krasnoyarsk, Russia, 660049. E-mail: belovaen@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.