ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
THE PRINCIPLES OF FORMATION OF NETWORK SELF-LEARNING ORGANIZATION OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION AT UNIVERSITY
E.H. Белова E.N. Belova
Сетевая самообучающаяся организация, организа-ционно-управленческая структура, тройная сеть, дополнительное профессиональное образование университета, принципы.
Рассматриваются сущность и принципы становления новой организационно-управленческой структуры в сфере образования - сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования современного университета. Представлены принципы становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования университета на основе внедрения авторской модели тройной сети.
Network self-learning organization, organizational and administrative structure, triple network, additional professional education at university, principles. The essence and principles of formation of a new organizational and administrative structure in education, namely a network self-learning organization of additional professional education of a modern university, are considered. The principles of formation of a network self-learning organization of additional professional education at university on the basis of the implementation of the author's model of triple network are presented.
В современных условиях возрастающей необходимости повышения конкурентоспособности российской системы дополнительного профессионального образования и привлечения университетом дополнительных источников финансирования, поиска новых технологий эффективного менеджмента дополнительного профессионального образования (ДПО) высшей школы очевидна значимость выявления основных принципов становления новых организационно-управленческих структур системы ДПО.
Эффективной организационно-управлен-ческой структурой, способствующей повышению конкурентоспособности российской системы ДПО высшей школы, на наш взгляд, может стать сетевая самообучающаяся организация ДПО университета, позволяющая не только существенно увеличить доходы от реализации программ, но и обеспечить непрерывное
развитие компетентностеи участников сетевых научно-образовательных центров, сетевых профессиональных сообществ и сотрудников данной организации.
Мировой опыт показывает: консолидация интеллектуальных ресурсов в сетевых структурах происходит значительно эффективнее, чем в системах, основанных на принципах жесткой иерархии. Сетевые структуры отличаются более высокой степенью гибкости и мобильности, в них в полной мере проявляется возможность свободного и независимого обмена мнениями между специалистами, междисциплинарных контактов, что позволяет добиться синергетиче-ского эффекта [Провинцев, 2012].
Термин самообучающаяся организация (Learning Organization) довольно молод, хотя сама идея «обучающейся организации» получила широкое распространение в Европе и США в 1990-е гг.
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч
<
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
Н
и
щ
PQ
Еще в конце 70-х гг. Т. Питере и Р. Уотерман одними из первых сформулировали идею о том, что лучшие компании - это обучающиеся компании. Вслед за ними Э. Деминг, Per Реванс, К. Ар-джирис, П. Сенге и другие исследователи стали обращаться к этой теме. Впервые понятие «самообучающаяся организация» прозвучало в исследованиях профессора Гарвардской бизнес-школы (Sloan School of Management) (MIT) Криса Арджириса (род. в 1923). Так он называл фирмы, чутко реагирующие на новые веяния в мире бизнеса и обучающиеся по мере своего продвижения вперед.
Арджирис, являясь продолжателем школы человеческих взаимоотношений конца 1950-х гг., занимался серьезными исследованиями процессов обучения как индивидуума, так и организации. Уже тогда он доказал, что учителя, консультанты и другие «профессионалы» на практике зачастую не оправдывают ожиданий обучающихся, потому что не владеют в достаточной степени способностью к научению. Необходимо отойти от традиционного понимания обучения как средства решения проблем путем выявления и исправления ошибок во внешней среде. Решать проблемы - это важно, но такое обучение не возымеет должного эффекта. К. Арджирис предлагает руководителям и работникам обратить свой взор внутрь себя и критически осмыслить свое поведение.
Питер Сенге утверждал, что обучение на опыте прошлого критически важно для успеха в будущем. «В простейшем смысле самообучающаяся организация - это группа людей, постоянно развивающих свои способности для создания собственного будущего, - пишет он. - Обучение в классическом значении этого слова отнюдь не ограничивается усвоением информации, но предполагает фундаментальное изменение сознания, чтобы люди достигали результатов, о которых мечтали, осуществляли намерения, для них необходимые» [Сенге, 2011].
В последние годы все большее распространение получает концепция управления знаниями, активно обсуждаемая ведущими российскими и зарубежными учеными. Некоторые ис-
следователи рассматривают управление знаниями как технологию управления интеллектуальным капиталом в интересах организации; технологию превращения индивидуальных знаний, опыта, навыков, традиций, креативности, интуитивных представлений в технологию деятельности (кадровые, финансовые, инновационные, маркетинговые и т. п.). Другие исследователи рассматривают управление знаниями как технологию инновационного прорыва, которая упорядочивает на основе знаний энергию групп и индивидов [Гапоненко, Орлова, 2013; Мильнер, 2011; Мильнер, 2003].
Сетевая самообучающаяся организация ДПО университета - это новый тип организационно-управленческой структуры, способной быстро реагировать на современные вызовы рынка образовательных услуг и адаптироваться к этим вызовам, производить и распространять внутри себя новое знание. Это интеграционное образование различных субъектов сети, способствующее созданию условий для индивидуального, командного и организационного непрерывного обучения в интересах достижения общих целей, направленных на удовлетворение образовательных потребностей в сфере ДПО личности, государства и общества.
Такой комплекс может создаваться как в процессе сетевой модернизации существующих структурных подразделений ДПО современного университета, так и модернизации функционирующих бизнес-структур, некоммерческих организаций ДПО, которые, по сути, имеют сетевые характеристики.
Сетевая самообучающаяся организация ДПО университета создается нами в рамках сетевого пространства, позволяющего осуществлять не только переподготовку и повышение квалификации с применением дистанционных образовательных технологий, но и продолженное сопровождение выпускников посредством вовлечения их в сетевые профессиональные сообщества и консультационно-методическое сопровождение дистанционного обучения.
Современный менеджмент дополнительного профессионального образования универси-
тета ориентирован на создание новых условии, способствующих непрерывному развитию интеллектуального ресурса, являющегося важнейшим ресурсом организаций нового типа - сетевых самообучающихся организаций. Необходимо переосмысление традиционного менеджмента с позиций постоянного развития одного из основных ресурсов самообучающейся организации высшего профессионального образования - интеллектуального ресурса. С учетом этого нами осуществляется научный поиск путей, механизмов и моделей перехода от традиционного менеджмента ДПО университета к управлению развитием совместного использования интеллектуальных, человеческих, информационных, материальных и финансовых ресурсов различными субъектами сетевой самообучающейся организации. Способность к гибкости, быстрой адаптации организации в условиях постоянных ускоряющихся изменений во многом зависит от компетентностей отдельных сотрудников и организации в целом, от способности и готовности накапливать определенный опыт, знания, непрерывно обмениваться ими в процессе постоянного обучения.
В процессе развития системы ДПО университета нами формируется новая организационная структура, представляющая тройную сеть, интегрирующая различные субъекты вокруг системообразующего управленческого ядра, являющегося структурным подразделением ДПО вуза. Этими субъектами тройной сети являются структурные подразделения университета, образовательные учреждения и организации, физические и юридические лица, имеющие общие цели в области развития ДПО, ресурсы для их достижения и эффективные сетевые взаимодействия между ними. Целью становления сетевой самообучающейся организации является не только повышение конкурентоспособности системы ДПО вуза, но и обретение субъектами сети конкурентных преимуществ за счет возможности координации всех ресурсов внутри сети и непрерывного развития интеллектуального капитала организации.
Модель тройной сети разработана автором и внедряется в практику в рамках реали-
зации инновационного проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева на период 2012-2016 годов. Механизмом достижения поставленных целей и задач проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» является создание сетевой организации ДПО, включающей различные субъекты - инновационные подразделения университета, обеспеченные не только современными помещениями, оборудованием, высокопрофессиональными кадрами, но и осуществляющими свою деятельность в контексте интеграции трех составляющих: науки, образования и производства, т. е. сотрудничества с заказчиками программ, среди которых различные образовательные учреждения, органы управления образованием, предприниматели и организации реального сектора экономики. Этими подразделениями являются сетевые научно-образовательные центры «Искусство управления и лидерства», «Учитель новой школы», «Сопровождение детей и подростков группы риска» и сетевой образовательный центр «Профессионал», созданные в рамках реализации проекта, а также малые инновационные предприятия (МИПы), многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры (РЦ), образовательные организации-партнеры (00-П), филиалы, различные физические лица (Ф/1), юридические лица (ЮЛ), выступающие в качестве партнеров и агентов сети [Белова, 20136].
Среди основных признаков данной сетевой модели управления выделяем следующие характеристики, направленные на удовлетворение образовательных потребностей слушателей: иерархия, совместное использование ресурсов и наличие у каждого субъекта сети ключевой компетенции, способствующей быстрому выстраиванию взаимодействий внутри триады: поставщик - агент или структурные подразделения ДПО в университете, выполняющие функции агента; производитель - менеджер и куратор программы; потребитель - слушатель или заказчик в качестве конкретного физического или юридического лица.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
Рис. Модель тройной сети ДНО университета (составлена автором)
Тройная сеть организации ДПО университета включает несколько обязательных компонентов (рис.):
- центральное, управляющее и координирующее звено, осуществляющее посреднические и консультационные функции, которым может быть структурное подразделение вуза, имеющее положительный опыт данного вида деятельности, круг своих постоянных заказчиков и наделенное определенными полномочиями. В нашем университете таким структурным подразделением является институт дополнительного образования и повышения квалификации (ИДОиПК). ИДОиПК связан с различными субъектами тройной сети, каждый из которых специализируется на определенных функциях, они взаимосвязаны друг с другом;
- первый круг сети, субъектами которой
являются все структурные подразделения внутри вуза: кафедры, факультеты, институты, центры, отделения и т. д., разрабатывающие и реализующие программы ДПО, а также участвующие в наборе групп слушателей и организации процесса обучения. При этом развитию сети будет способствовать создание центров ДПО на разных факультетах и в институтах университета;
- второй круг сети включает структурные подразделения университета, функционирующие как внутри вуза, так и вне его. Среди них могут быть: ресурсные центры, малые инновационные предприятия, многофункциональные центры прикладных квалификаций, филиалы университета, а также образовательные организации-партнеры, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность в сфере
ДПО, и другие организации, участвующие в процессе маркетинга, рекламы и реализации программ ДПО;
- третий круг сети включает потенциальных партнеров - различных юридических и физических лиц, выполняющих функции агентов по продвижению программ ДПО университета на территории Красноярского края, всей России и за ее пределами. А также слушателей, обучающихся по этим программам с применением дистанционных образовательных технологий, являющихся участниками сетевых научно-образовательных и сетевых образовательных центров, объединяющих их по профессиональным и социально-личностным интересам.
Мы создаем сетевую самообучающуюся организацию ДПО университета, в которой каждый последующий круг тройной сети будет включать все большее количество участников, а образовательная услуга становится объединенным продуктом этих субъектов, каждый их которых концентрируется на определенных действиях, наилучших компетенциях и уникальных процессах на основе расширения ресурсной базы за счет интеграции этих субъектов.
Проводимое нами исследование направлено на выявление принципов становления сетевых самообучающихся организаций дополнительного профессионального образования университета, в которых образовательный потенциал сотрудников в силу специфики их рода деятельности должен быть на высоком уровне, а управление интеллектуальным капиталом нуждается в инновационных подходах. Повышать конкурентоспособность организаций и качество предоставляемых услуг будут те организации, в которых стремятся не только к постоянному развитию интеллектуального ресурса, но и к формированию корпоративной культуры, определенной степени доверия к руководству и внутри коллектива, способствующих использованию преданности людей делу, их умению учиться и работать на достижение целей всей организации.
Основными принципами становления сетевой самообучающейся организации дополни-
тельного профессионального образования университета являются следующие.
1. Принцип удовлетворения потребностей. Предусматривает максимальное удовлетворение образовательных потребностей в дополнительном профессиональном образовании личности, государства и общества, маркетинг, разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования. Реализация данного принципа предполагает не только решение вопросов по повышению качества разработки и реализации востребованных дополнительных профессиональных программ, но и изучение потребностей личности, государства и общества посредством создания и развития службы маркетинга как науки.
2. Принцип взаимной выгоды. Предполагает создание условий, обеспечивающих взаимную финансовую выгоду и максимальное достижение ожидаемой полезности, фундаментом которых является непрерывное повышение качества предоставляемых услуг, а также удовлетворение требований и потребностей своих партнеров - субъектов сети. Взаимовыгодные отношения выстраиваются посредством создания маркетинговой организационной сети, объединяющей всех субъектов сетевой самообучающейся организации. Данный принцип основан на добровольности участников сетевой самообучающейся организации и эффективном использовании инструментов бизнеса.
3. Принцип непрерывного самообучения персонала организации. Обеспечивает повышение качества предоставляемых услуг в сфере ДПО посредством повышения профессионализма и конкурентоспособности каждого сотрудника и организации в целом. Принцип самообучения персонала организации основывается на создании системы непрерывного внутрифирменного образования и внедрения системного мышления у членов подобной организации на основе развития профессиональных и социально-личностных компетентностей руководителей и сотрудников организации. Содержание образования внутри тройной сети
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ДПО университета ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, предполагает преемственность, практикоориентирован-ность и многовариантность. Помимо самих знаний, умений и навыков, в содержание образования входят сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия.
4. Принцип взаимодействия и координации на основе иерархии. Предполагает эффективное взаимодействие всех субъектов сети между собой на основе взаимных договоров в соответствии с разработанными, согласованными и утвержденными механизмами взаимодействия и локально-нормативной базой, регламентирующей это взаимодействие. Центральное звено тройной сети, являясь более крупным структурным подразделением ДПО в университете, собирает вокруг себя структурные подразделения меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач в сфере ДПО. Использование единых стандартов в документообороте, взаимодействии и координации субъектов позволяет не только сократить организационные издержки, но и выстроить равноправные партнерские отношения. При этом особое значение приобретают отказ от всестороннего контроля и неформальная координация, основанная на взаимном доверии.
5. Принцип комплексного использования ресурсов. Предусматривает разработку и внедрение механизмов, обеспечивающих полное и своевременное создание, передачу и обработку информации о возможностях необходимых ресурсов всех субъектов сети с целью согласования ожиданий результатов и координации необходимых действий, направленных на достижение этих результатов. Особое значение имеет интегрированный интеллектуальный ресурс, позволяющий осуществлять расширение спектра знаний, использование эффективных управленческих и педагогических технологий, обмен высококвалифицированным персоналом в определенной области деятельности.
6. Принцип распределения обязанностей и ответственности между субъектами сетевой самообучающейся организации. Обеспечивает непрерывное развитие интеллектуального капитала структурных подразделений университета посредством максимального делегирования полномочий, разумной децентрализации власти, создания комплексной системы мотивации персонала и условий для творческого, профессионального развития каждого сотрудника. Особое внимание уделяется развитию корпоративной культуры организации, способствующей повышению персональной ответственности сотрудников, развитию трудовой активности, формированию системно-креативного мышления, а также минимизации возможных рисков и перераспределения организационных издержек в процессе разработки и реализации программ ДПО. Особое внимание следует уделять распределению ответственности между всеми субъектами сети, включая партнеров второго круга и агентов третьего круга сети.
7. Принцип совместного стратегического планирования и целеполагания. Каждый субъект сети пользуется значительной самостоятельностью в достижении своих целей, но основополагающей успеха всей сетевой самообучающейся организации является ориентация всех субъектов сети на достижение общих стратегических целей через понимание и принятие этих целей в процессе совместного стратегического планирования.
8. Принцип непрерывного обмена информацией, опытом и знаниями внутри субъектов сети и между ними. Требует осуществления разработки и внедрения инновационных управленческих технологий, способствующих регулированию информационных потоков, своевременному генерированию, структурированию и обмену информацией, опытом и знаниями, направленными на создание новых востребованных и рентабельных программ ДПО. Если информация, опыт и знания, определенные корпоративные ценности своевременно не поступают и не принимаются всеми субъектам сети, то может наступить кризисная ситуация, ведущая к краху по-
добной организации. Пристальное внимание уделяется информации, поступающей от агентов третьего круга сетевой самообучающейся организации, постоянно общающихся с потребителями услуг ДПО и непосредственно изучающих их реальные потребности, а также информации службы маркетинга.
При соблюдении данных принципов формируется сетевая самообучающаяся организация, которая становится самым эффективным способом управления развитием интеллектуального капитала организации, уровень развития которого определяет успешность или неуспешность развития человеческих, интеллектуальных, информационных, финансовых, материальных и других ресурсов организации, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности или признанию университета неэффективным. Итак, перспективной организацией ДПО в современном университете, на наш взгляд, может стать сетевая самообучающаяся организация в форме тройной сети, которая развивается на основе реализации основных восьми принципов. Среди принципов становления данной инновационной формы организации в сфере дополнительного профессионального образования мы выделяем следующие: удовлетворение образовательных потребностей заказчика; взаимную выгоду субъектов сети; непрерывное самообучение, направленное на развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей персонала организации и слушателей программ ДПО; взаимодействие и координацию на основе иерархии и доверия; распределение обязанностей и ответственности; комплексное использование ресурсов сети; совместное стратегическое планирование и целеполагание; своевременное и непрерывное генерирование, структурирование, обмен информацией и знаниями внутри субъектов сети и между ними.
Библиографический список
1. Белова E.H. Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013а. № 4 (26). С. 64-68.
2. Белова E.H. Тройная сеть как форма организации дополнительного профессионального образования // Инновации в непрерывном образовании. 20136. № 6-7. С. 82-87.
3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление интеллектуальными активами: концептуальный подход// Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8. С. 56-65.
4. Мильнер Б.З. Инновационное развитие и сетевое управление // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 9. С. 25-33.
5. Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1. С. 57-76.
6. Провинцев П.М. Сетевые принципы построения экономики, основанной на знаниях // Компетентность. 2012. № 7 (98). С. 19-21.
7. Ранта Томми. Сетевая интенсивность в региональной инновационной среде Сейняй-оки (Финляндия) // Инновации. 2008. № 11 (121). С. 99-106.
8. Сенге П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации / пер. с анг. Б Пинскера, И. Татариновой. М.: Олимп - Бизнес, 2011. 448 с.
9. Сенге П.М., Клейнер А. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций: пер. с англ. М.: Олимп - Бизнес, 2004. 624 с.
10. Фуряева Т.В., Фуряев Е.А. Практико-ориентированное профессиональное образование: сетевой дискурс // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 71-75.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м