Казанский педагогический журнал
5' 2014
УДК 378.096
ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА
А.И. Таюрский1, Е.Н. Белова2
1 Институт проблем непрерывного образования РАО, г. Красноярск, Российская Федерация
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация
Рассматриваются модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования университета и алгоритм ее создания. Выделяются и характеризуются основные научные подходы и принципы менеджмента, а также компоненты инфраструктуры системы менеджмента сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования высшей школы: научная, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы.
Ключевые слова: инфраструктура менеджмента, дополнительное профессиональное образование университета, сетевая самообучающаяся организация.
INFRASTRUCTURE OF MANAGEMENT OF THE NETWORK SELF-TRAINING ORGANIZATION OF UNIVERSITY
A.I. Tayursky1, E.N. Belova2
1 Institute of the Problems of Continuing Education of the Russian Academy of Education,
Krasnoyarsk, Russian Federation
2 Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev, Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract. The model of infrastructure of management of the network self-training organization of additional professional education of university and algorithm of its creation are considered. The main scientific approaches and the principles of management, and also components of infrastructure of system of management of the network self-training organization of additional professional education of the higher school are allocated and characterized: the scientific, target, providing, operated and operating subsystems.
Keywords: infrastructure of management, additional professional education of university, network self-training organization.
В современных условиях модернизации профессионального образования становление и развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО) высшей школы, как важнейшего компонента всей системы непрерывного профессионального образования, сопряжено с осущест-
влением интеграционных процессов и внедрением инновационного образовательного менеджмента, направленных на преобразование вузовской системы ДПО в соответствие с современными вызовами. При возрастающей необходимости повышения конкурентоспособности современной высшей школы
18
Педагогика
и поиска эффективных организационных и педагогических условий, обеспечивающих непрерывное развитие вузовской системы ДПО очевидна значимость выявления основных условий, способствующих созданию инновационной организационной формы эффективного развития этой системы - сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы.
Среди основных условий, обеспечивающих создание и развитие сетевой самообучающейся организации ДПО университета, мы рассматриваем эффективный менеджмент системы ДПО высшей школы. В связи с этим особо актуализируется проблема разработки и описания модели инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования университета, на разрешение которой и направлено наше исследование.
Рассмотрим сущность и содержание понятия «инфраструктура». В большом энциклопедическом словаре понятие «инфраструктура» (от лат. Infra - ниже, под и struktura - строение, расположение) рассматривается как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную инфраструктуру (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.). Иногда термином инфраструктура обозначают комплекс т.н. инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.) [1]. В других толковых словарях «ин-
фраструктура» - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) или совокупность отраслей экономики, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества» [2]. В стандарте ИСО «Менеджмент риска. Принципы и руководство» рассматривается понятие «инфраструктура менеджмента риска» (risk management framework) как набор компонентов, обеспечивающих основы, организационные меры и структуру для разработки, внедрения, мониторинга, пересмотра и постоянного улучшения менеджмента риска в масштабе всей организации [3].
Менеджмент в сфере образования мы рассматриваем как науку и искусство эффективного управления интеллектуальными, информационными, кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами организации на основе непрерывного развития компетентностей сотрудников и реализации их интеллектуального потенциала с целью достижения оптимального социально-экономического, педагогического результатов и удовлетворения образовательных потребностей человека, общества и государства. Мы понимаем инфраструктуру менеджмента как совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой функционирует российский менеджмент, это комплекс взаимосвязанных, обслуживающих
структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения управленческой проблемы (задачи) [4] и
19
Казанский педагогический журнал
5' 2014
представляющих собой определенные подсистемы в системе инновационного менеджмента образовательной организации.
Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная система, включающая различные компоненты (подсистемы) и оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. При создании модели инфраструктуры системы менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО современной высшей школы, представляющей различные подсистемы, мы следовали следующему алгоритму действий:
1. Сравнительный проблемный анализ развития систем ДПО в КГПУ им. В.П. Астафьева, и других российских и зарубежных вузах.
2. Анализ условий предоставления вузовской системой ДПО услуг дополнительного профессионального образования, маркетинг образовательных потребностей личности, общества и государства.
3. Разработка и описание элементов конкурентоспособной подсистемы научного сопровождения инновационного менеджмента ДПО высшей школы в современных условиях:
S условий повышения конкурентоспособности системы ДПО высшей школы;
S факторов и принципов создания и развития конкурентоспособной сетевой самообучающейся организации ДПО университета;
S модели сетевой организационной системы эффективной организа-
ционной структуры управления системой ДПО высшей школы;
S модели интеллектуального капитала сетевой самообучающейся организации и модели его развития и т.д.
4. Разработка и описание элементов конкурентоспособной целевой подсистемы сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы:
S миссии, концепции и программы развития;
S бизнес-плана развития;
S условий расширения рынка сбыта и повышения качества предоставляемы услуг и т.д.
5. Разработка и описание элементов конкурентоспособной управляющей подсистемы сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы:
S эффективной организационной структуры управления системой ДПО высшей школы;
S модели управления сетевой самообучающейся организации;
S модели управления развитием интеллектуального капитала;
S модели управления системой менеджмента качества ДПО и т.д.
6. Разработка и описание элементов конкурентоспособной управляемой подсистемы ДПО высшей школы:
S субъектов инновационной модели управления ДПО вуза - сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы;
S механизмов управления взаимодействием субъектов тройной сети;
S управление командообразованием, обменом знаний;
S механизмов управления интеллектуальным капиталом и т.д.
20
Педагогика
7. Разработка и описание элементов обеспечивающей подсистемы сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы в современных условиях:
S всех необходимых ресурсов;
S модели непрерывного развития компетентностей руководителей и сотрудников сетевой самообучающейся организации.
S локально-нормативной базы;
S научно-методического обеспечения ДПО и т.д.
8. Анализ компонентов обратной связи с заказчиками и потребителями услуг и внешней среды сетевой самообучающейся организации ДПО университета, оказывающих прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость организации ДПО вуза.
Эффективной организационноуправленческой структурой, способствующей повышению конкурентоспособности российской системы ДПО высшей школы, на наш взгляд, может стать вузовская сетевая самообучающаяся организация ДПО, позволяющая увеличить доходы от реализации программ и обеспечить повышение качества разработки и реализации программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки посредством непрерывного развития интеллектуального капитала данной организации. В период оптимизации бюджетного финансирования учреждений высшего образования получение дополнительного дохода за счет уникальных конкурентных преимуществ сетевой самообучающейся организации ДПО становится
реальной необходимостью высшей школы.
Мы рассматриваем сетевую самообучающуюся организацию ДПО высшей школы как новый тип гибкой организационно-управленческой структуры, способной быстро реагировать на современные вызовы рынка образовательных услуг и адаптироваться к этим вызовам, производить и распространять внутри себя новое знание. Вузовская сетевая самообучающаяся организация ДПО, на наш взгляд, представляет собой интеграционное образование различных субъектов сети, способствующее созданию условий для индивидуального, командного и организационного непрерывного обучения и самосовершенствования в интересах достижения общих целей, направленных на удовлетворение образовательных потребностей в ДПО личности, государства и общества [5].
Нами формируется сетевая организационная структура в форме тройной сети, интегрирующая различные субъекты вокруг системообразующего управленческого ядра, являющегося структурным подразделением вузовской системы ДПО либо представляющим управленческий орган, ответственный за развитие системы ДПО вуза (рис.1).
Этими субъектами тройной сети являются структурные подразделения высшей школы (факультеты, институты, кафедры, отделения, центры), представляющие первый круг сети. Малые инновационные предприятия (МИПы), ресурсные центры (РЦ), образовательные организации - партне-
21
Казанский педагогический журнал
5' 2014
ры (ОО-П), филиалы - второй круг. Третий круг сети представляют различные физические лица (ФЛ) и юридические лица (ЮЛ), являющиеся агентами этой организации и имеющие общие цели в области развития ДПО, ресурсы для их достижения и эффективные сетевые взаимодействия между ними [5].
Инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО университета является совокупностью всех подсистем, обеспечи-
вающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам всех процессов дополнительного профессионального образования.
Рассмотрим инфраструктуру инновационного менеджмента ДПО в высшей школе, разработанную на основе ранее описанной структуры системы инновационного менеджмента организации Р.А. Фатхутдиновым [6] (рис.2).
22
Педа гогика
Рис. 2. Модель инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации
ДПО университета
Согласно предлагаемой нами модели, инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО университета - это совокупность научных подходов, факторов и принципов управления, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Компоненты инфраструктуры менеджмента существенно зависят от основополагающих характеристик самой системы менеджмента сетевой самообучающей организации ДПО высшей школы. Это означает, что инфраструктуры менеджмента традиционной и сетевой формы организации различаются весьма значительно.
Рассмотрим подробнее содержание компонентов инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО университета. Анализ системы менеджмента вузовской сетевой самообучающейся организации ДПО начинается с ее «выхода» -выпускаемых организацией товаров. В нашем случае - это услуги дополнительного профессионального образования. Главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности услуг на внешнем или внутреннем рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования организации ДПО, достижение стратегической цели организации. Основными
23
Казанский педагогический журнал
5' 2014
условиями обеспечения стратегической конкурентоспособности «выхода» системы управления являются большое количество реализуемых программ при условии интеграции ресурсов всех субъектов тройной сети, и высокое качество стратегических маркетинговых исследований образовательных потребностей личности, общества и государства.
К «входу» инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО университета относится все, что получает вся система ДПО вуза для предоставления услуг в области ДПО: высокий уровень управленческой компетентности руководителей всех субъектов сети, профессиональной и социально-личностной компетентностей персонала; помещение, оборудованное современной техникой; информация, знание, документы. Задача органов управления обеспечить конкурентоспособный «вход» путем проведения научных и маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных преподавателей и субъектов тройной сети.
К компонентам обратной связи инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО университета относятся требования заказчиков и потребителей услуг. Это могут быть рекламации клиентов - заказчиков услуг, новая информация от потребителей услуг - слушателей дополнительных профессиональных программ, возникшие в связи с неудовлетворительным или высоким качеством предоставляемых услуг, с новыми потребностями заказчика, с
новыми достижениями научного и образовательного прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители нуждаются в обратной связи как с руководителями, менеджерами, методистами сетевой самообучающейся организацией ДПО вуза, так и с преподавателями данной организации.
К компонентам внешней среды сетевой самообучающейся организации ДПО вуза относятся макросреда, мезосфера и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость организации ДПО вуза. Макросреда характеризуется международными, политическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техни-
ческими, культурными факторами. Мезосфера региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство [6].
Одни отрасли оказывают прямое воздействие на функционирование сетевой самообучающейся организации ДПО вуза (наука и образование, законодательная система образования и др.), а другие - косвенное. К факторам микросреды сетевой самообучающейся организации ДПО вуза мы относим: непосредственных конкурентов по предоставляемым ус-
24
Педагогика
лугам; всех конкурентов поставщиков; маркетинговых посредников по «входу» и «выходу» системы; субъектов стройной сети и агентов сетевой организации; контактные аудитории (профессиональные сообщества, контролирующие органы, работодатели заказчиков, профсоюзы пресса и т.п.). Чем сильнее конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность предоставляемых услуг ДПО.
Приоритетной стратегией, обеспечивающей развитие сетевой самообучающейся организации ДПО вуза в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия непрерывного повышения качества всех процессов и предоставляемых услуг, непрерывного развития компетентностей руководителей и сотрудников организации, развития интеллектуального капитала, экономии ресурсов всех субъектов сети за счет их интеграции, экономии ресурсов потребителей, которыми являются заказчики.
«Вход», «выход», обратная связь и внешняя среда - окружение сетевой самообучающейся организации ДПО вуза. К внутренней среде относятся: подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы. Приведем краткое содержание упомянутых подсистем (рис. 2).
Подсистема научного сопровождения:
- экономические законы, активно воздействующие на развитие системы ДПО высшей школы:
S законы спроса и предложения, определяющие связи между вузом и
слушателями, заказчиками программ ДПО;
S закон стоимости, регулирующий развитие ДПО вуза и определяющий необходимость взаимовыгодных отношений субъектов сети и заказчика;
S закон конкуренции, с помощью которого на рынке услуг ДПО реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы и др.;
- научные подходы к менеджменту: компетентностно-ценностный, системно-деятельностный, синергетический, индивидуально-практикоориентированный, сетевой и др.;
- объективные и субъективные, глобальные и локальные, внешние и внутренние (системно-коммуникативные и ресурсные) факторы создания и развития сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы;
- принципы создания и развития сетевой самообучающейся организации ДПО университета (удовлетворение образовательных потребностей заказчика; взаимная выгода субъектов сети; непрерывное самообучение; взаимодействие и координация на основе иерархии и доверия; распределение обязанностей и ответственности; комплексное использование ресурсов сети; совместное стратегическое планирование и целеполагание; своевременное и непрерывное генерирование, структурирование, обмен информацией и знаниями внутри субъектов сети и между ними);
- разработка инновационных моделей организационных структур управления, выявление организационнопедагогических условий создания и
25
Казанский педагогический журнал
5' 2014
развития вузовской сетевой самообучающейся организации ДПО и т.д.
1. Целевая подсистема:
1.1. - непрерывное повышение качества предоставляемых услуг ДПО;
1.2. - ресурсосбережение; 1.3. - расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса предоставляемых услуг ДПО на конкретном рынке; 1.4.
- организационно-техническое развитие предоставления услуг ДПО; 1.5.
- формирование и развитие команды единомышленников, социальное развитие коллектива и его интеллектуального ресурса;
2. Обеспечивающая подсистема:
2.1. - научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение;
2.2. - кадровое, финансовое, материально-техническое, информацион-
ное и др. ресурсное обеспечение; 2.3.
- обеспечение непрерывного развития интеллектуального капитала организации; 2.4. - правовое обеспечение;
3. Управляемая подсистема:
3.1. - стратегический маркетинг;
3.2. - НИОКР; 3.3. - организационнотехнологическая подготовка предоставления услуг ДПО; 3.4. - предоставление услуг ДПО; 3.5. - тактический маркетинг и реклама; 3.6. - сервис предоставления услуг ДПО;
4. Управляющая подсистема:
4.1. - управление непрерывным развитием компетентностей персонала; 4.2. - управление системой менеджмента качества ДПО; 4.3 - управление командообразованием, обменом знаниями и информацией; 4.3. - управление сетевым взаимодействием.
Основой создания и развития сетевой самообучающейся организации
ДПО вуза является ее интеллектуальный капитал, в структуре которого мы рассматриваем четыре компонента: человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал, интеллектуальная собственность.
Таким образом, в контексте нашего исследования, мы рассматриваем инфраструктуру системы менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО университета как совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам всех процессов дополнительного профессионального образования. Согласно предлагаемой нами модели инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы - это совокупность экономических законов, научных подходов, факторов и принципов менеджмента, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Все компоненты инфраструктуры менеджмента сетевой самообучающейся организации ДПО высшей школы направлены на повышение конкурентоспособности субъектов тройной сети посредством непрерывного развития интеллектуального капитала организации ДПО, непрерывного развития компетентностей персонала. Сетевые самообучающиеся организации ДПО высшей школы имеют более высокую конкурентоспособность, так как будут готовы быстро меняться в процессе непрерывного образования и таким образом адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка.
26
Педагогика
Источники:
1. Большой толковый словарь URL: http: // slovo.yaxy.ru/big_dic/10.html (дата обращения 16.10.2014). [Big explanatory dictionary URL: http://slovo.yaxy.ru/big_dic/10.html (date of the address 16.10.2014) (In Russ.)].
2. Толковый словарь русского языка конца XX века. СПб.: «Фолио - Пресс». 1998. 700 с. [Explanatory dictionary of Russian of the end of the XX century. SPb.: «The folio -the Press». 1998. 700 p. (In Russ.)]
3. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент
риска. Принципы и руководство. URL: http:// docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-31000-2010 (дата обращения 16.10.2014). [GOST P ISO 31000-2010 Management of Risk. Principles and management. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-
31000-2010 (date of the address 16.10.2014). (In Russ.)]
4. Белова Е.Н. Модель инфраструктуры инновационногоменеджментадополнительного профессионального образования университета // Инновации в непрерывном образовании. Красноярск. 2012. № 5. С. 32-39. [Belova E.N. Model of infrastructure of innovative management of additional professional education of university // Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2012. № 5. PP. 32-39. (In Russ.)]
5. Белова Е.Н. Модель тройной сети организации дополнительного профессионального образования университета // Креативная экономика. 2014. № 5 (89). С. 89-96. [Belova E.N. Model of a threefold network of the organization of additional professional education of university // Kreativnaya ekonomika. 2014. № 5 (89). PP. 89-96. (In Russ.)]
6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. 448 с. [Fatkhutdinov R. A. Innovative management: the textbook for higher education institutions. 6th prod. SPb.: Piter, 2008. 448 p. (In Russ.)]
7. Гуриева Л.К. Современные тенденции и проблемы развития системы дополнительного профессионального образования в регионах России URL: http://izloj.ru/docs/100/index-24080.
html (дата обращения 20.07.2014). [Gurieva L.K. Current trends and problems of development of system of additional professional education in regions of Russia. URL: http://izloj.ru/docs/100/ index-24080.html (date of the address 20.07.2014). (In Russ.)]
8. Таюрский А.И., Аронов А.М., Белова Е.Н.. Инновационный менеджмент в высшей школе: учебное пособие. Красноярск. 2013 г. С. 60-68. [Tayurskiy A.I., Aronov A.M., Belova E.N. Innovative management in the higher school: tutorial. Krasnoyarsk. 2013. p. 60-68. (In Russ.)]
9. Энговатова А.А. Разработка
модели инновационной инфраструктуры отечественных предпринимательских университетов // Креативная экономика. 2013. № 3. С. 9-14. [Engovatova A.A. Development of model of innovative infrastructure of domestic enterprise universities // Kreativnaya ekonomika. 2013. № 3. С. 9-14. (In Russ.)]
References:
1. Bol’shoy tolkovyy slovar’ URL: http:// slovo.yaxy.ru/big_dic/10.html (data obrashcheniya 16.10.2014).
2. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka kontsa XX veka. SPb.: «Folio - Press». 1998. 700 s.
3. GOST R ISO 31000-2010 Menedzhment riska. Printsipy i rukovodstvo. URL: http://docs. cntd.ru/document/gost-r-iso-31000-2010 (data obrashcheniya 16.10.2014).
4. Belova E.N. Model’ infrastruktury innovatsionnogo menedzhmenta dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya universiteta // Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2012. № 5.
S. 32-39.
5. Belova E.N. Model’ troynoy seti organizatsii dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya universiteta // Kreativnaya ekonomika. 2014. № 5 (89). S. 89-96.
6. Fatkhutdinov R.A. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik dlya vuzov. 6-e izd. SPb.: Piter, 2008. 448 s.
7. Gurieva L.K. Sovremennye tendentsii i problemy razvitiya sistemy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya v regionakh Rossii
27
Казанский педагогический журнал
5' 2014
URL: http://izloj.ru/docs/100/index-24080.html
(data obrashcheniya 20.07.2014).
8. TayurskiyA.I., Aronov A.M., Belova E.N.. Innovatsionnyy menedzhment v vysshey shkole: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk. 2013 g. S. 60-68.
9. Engovatova A.A. Razrabotka modeli innovatsionnoy infrastruktury otechestvennykh predprinimatel’skikh universitetov // Kreativnaya ekonomika. 2013. № 3. S. 9-14.
Зарегистрирована: 30.10.2014
Таюрский Анатолий Иванович (г. Красноярск), ФГБНУ «Институт проблем непрерывного образования РАО», и.о. директора, академик РАО, доктор экономических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Белова Елена Николаевна (г. Красноярск), ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», кафедра педагогики и управления образованием, доцент, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Tayurskiy Anatoliy Ivanovich (Krasnoyarsk), Institute of the Problems of Continuing Education of the Russian Academy of Education, acting director, academician of Russian academy of Education, Doctor of Economics sciences, professor. E-mail: [email protected]
Belova Elena Nikolaevna (Krasnoyarsk), Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev, Department of pedagogy and education management, associate professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 378
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: МЕТАУРОВЕНЬ
Г.И. Кирилова1, П.В. Пшеничный2, Р.Х. Латыпов3
1 Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань,
Российская Федерация
2,3 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация
Статья посвящена актуальным проблемам и перспективам функционирования информационно-образовательной среды профессиональной школы, раскрываемым на метауровне. В структуре информационных процессов в статье вводятся существенные допущения, которые позволяют получать реальные данные, пригодные для адекватного мониторинга функционирования информационных объектов и систем. Основные допущения связываются с динамикой во времени и в пространстве. Предлагается инструментарий, обеспечивающий мониторинг функционирования среды, который нацелен на учет содержания, качества и количества информации в среде, а также на выбор эффективных механизмов и средств анализа и управления процессами, реализуемыми в информационно-образовательной среде. Рассмотрение обозначенных вопросов на метауровне позволяет использовать изменения скоростей информационных потоков и структурные модификации системной информации в среде для совершенствования функционирования информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, мета-уровень, информационная динамика, структура информации, профессиональная школа.
28