Научная статья на тему 'Педагогические условия становления сетевой самообучающейся организации'

Педагогические условия становления сетевой самообучающейся организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ССО ДПО / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ / СЕТЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MANAGERIAL COMPETENCE OF EMPLOYEES / A NETWORK OF PROFESSIONAL DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Николаевна

Для успешного достижения цели становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования, заключающейся в повышении результативности деятельности организаций дополнительного профессионального образования посредством непрерывного повышения уровня ключевой управленческой компетентности ее работников в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства, нами выявлены и описаны педагогические условия реализации этого процесса. Использованный комплекс теоретических и эмпирических методов исследования позволил нам разработать, обосновать и апробировать эти условия, способствующие результативному становлению сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. Разработана и описана модель индивидуально-практико-ориентированного процесса развития управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION NETWORK LEARNING ORGANIZATION

In order to achieve the goal of becoming of the network learning organization of additional professional education, is to enhance the effectiveness of the institutions of additional professional education through the continuous improvement of the level of key management competence of its employees in a network of professionally-developing educational environment, we have identified and described pedagogical conditions of realization of this process. Used set of theoretical and empirical research methods has allowed us to develop, justify and approve the conditions conducive to the establishment of the effectiveness of network learning organization of additional professional education. Developed and described a model individual practice-oriented process management competence of employees of network learning organization of additional professional education in the network of professional-developing educational space.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления сетевой самообучающейся организации»

Профессиональное образование

УДК 378.096

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕТЕВОЙ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Н. Белова

Аннотация. Для успешного достижения цели становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования, заключающейся в повышении результативности деятельности организаций дополнительного профессионального образования посредством непрерывного повышения уровня ключевой управленческой компетентности ее работников в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства, нами выявлены и описаны педагогические условия реализации этого процесса. Использованный комплекс теоретических и эмпирических методов исследования позволил нам разработать, обосновать и апробировать эти условия, способствующие результативному становлению сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. Разработана и описана модель индивидуально-практико-ориентированного процесса развития управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства.

Ключевые слова: педагогические условия становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования, управленческая компетентность работников, сетевое профессионально-развивающее образовательное пространство.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION NETWORK LEARNING ORGANIZATION

E. Belova

Abstract. In order to achieve the goal of becoming of the network learning organization of additional professional education, is to enhance the effectiveness of the institutions of additional professional education through the continuous improvement of the level of key management competence of its employees in a network of professionally-developing educational environment, we have identified and described pedagogical conditions of realization of this process. Used set of theoretical and empirical research methods has allowed us to develop, justify and approve the conditions conducive to the establishment of the effectiveness of network learning organization of additional professional education. Developed and described a model individual practice-oriented process management competence of employees of network learning organization of additional professional education in the network of professional-developing educational space.

Keywords: pedagogical conditions of formation of network learning organization of additional professional education, managerial competence of employees, a network of professional developmental educational space.

В результате проведенных нами исследований установлено, что в условиях становления сетевой самообучающейся организации дополнительного

профессионального образования ключевой компетентностью ее работников является управленческая компетентность,

представляющая субкомпетентность,

гармонично интегрирующая

самообразовательную, профессиональную и социально-личностную компетентности.

Управленческая компетентность работника сетевой самообучающейся организации характеризуется нами как интегративное качество личности, проявляющееся в способности и готовности своевременно выявлять, целостно и глубоко анализировать,

точно формулировать профессиональные проблемы; находить и эффективно реализовывать из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации

профессиональной деятельности.

Сетевую самообучающуюся организацию дополнительного профессионального

образования мы рассматриваем как интеграционное образование

взаимодействующих субъектов тройной сети, создающих условия для непрерывного развития ключевой управленческой компетентности ее работников, и представляющую гибкую структуру тройной сети, способную быстро реагировать на современные вызовы [1].

В целях успешного становления данной организации актуализируется необходимость выявления, описания и создания педагогических условий, обеспечивающих этот процесс.

Педагогическими условиями становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального

образования посредством развития

управленческой компетентности ее работников в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства являются:

- формирование ценностно-смысловой основы непрерывного развития управленческой компетентности работников организации в условиях мотивационно-ценностного сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства;

- проектирование содержания системы корпоративного формального, неформального и информального непрерывного образования посредством индивидуального, группового и коллективного обучения работников с учетом актуальных профессионально-образовательных потребностей, выявленных в результате диагностики их профессиональных затруднений, на основе разработанных индивидуальных и групповых блочно-модульных дополнительных профессиональных программ, развивающих их управленческую компетентность;

- определение и внедрение интенсивных педагогических технологий, форм и методов индивидуальной и коллективной проблеморазрешающей деятельности, обеспечивающей продуктивность непрерывного образования и самореализацию участников образовательного процесса;

- включение работников в деятельность по принятию управленческих решений, направленных на разрешение профессиональных проблем [2];

- осуществление практико-ориентированной экспертизы управленческих решений, разработанных работником в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства.

Многоаспектный характер нашего исследования и выделение среди приоритетных направлений деятельность, способствующей становлению сетевой самообучающейся организации дополнительного

профессионального образования, корпоративно-образовательного и самообразовательного процессов, направленных на развитие ключевой управленческой компетентности работников данной организации, определил необходимость

построения прогностической модели управления развитием этой компетентности, являющейся одним из условий этого становления.

Концептуальными основаниями развития управленческой компетентности работников исследуемой нами организации в условиях сетевого профессионально-развивающего

образовательного пространства в процессе их формального непрерывного образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации); информального (самообразовательной деятельности) и неформального непрерывного образования (корпоративного непрерывного образования) являются синергетический, трансдисциплинарный, субъектно-деятельностный, компетентностный, системный, аксиологический и

культурологический методологические подходы.

При применении данных подходов в создании и развитии сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства, построенного на принципах его ценностно-смысловой ориентации, субъектности, проблемности, непрерывности, индивидуальной и коллективной рефлексии, продуктивности обучающийся работник организации становится субъектом образовательной и

самообразовательной деятельности. В результате такой образовательной ситуации каждый обучающийся определяет индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с содержанием личных профессионально-образовательных потребностей.

Важным для развития управленческой компетентности, на взгляд автора, является обучение в процессе формального, неформального и информального непрерывного образования, в основе которого заложена проблематизация управления работником собственной профессиональной деятельностью, целью которой является разработка проекта решения какой-либо профессиональной проблемы в контексте личностного развития и развития организации в целом. Реализация коллективной проблеморазрешающей деятельности предполагает сотрудничество всех субъектов образовательного процесса по выявлению и формулированию актуальных

профессиональных проблем, разработке конкретных действий, направленных на разрешение этих проблем, и развитие способностей к обмену знаниями в профессионально-самообразовательной деятельности.

Анализ структуры, содержания и специфики процесса развития управленческой

компетентности работников исследуемой нами

организации посредством создания ценностно-смыслового сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства дает возможность утверждать, что совершенствование этого процесса связано с:

- определением критериальных характеристик уровневого развития управленческой компетентности работников организации в соответствии с современными требованиями;

- реализацией наиболее эффективных подходов к построению содержания и организации образовательного процесса согласно следующим составляющим:

- выявление и удовлетворение профессионально-образовательных потребностей на основе результатов самоанализа диагностики уровня развития собственной управленческой компетентности и обеспечения возможности слушателям инициировать предложения по моделированию содержания их индивидуальной образовательной траектории;

- модернизацией научно-методического обеспечения процесса непрерывного корпоративного профессионального образования работников организации;

- построением системы работы организации по подбору и систематическому повышению квалификации профессорско-преподавательского и менеджерского состава, обеспечивающего образовательный процесс в организации.

Нами разработана модель индивидуально-практико-ориентированного процесса развития управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального

образования (ССО ДПО) в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства. Структура данной модели представлена на рис. 1.

Предлагаемая схема позволяет целостно увидеть образовательный процесс,

направленный на развитие управленческой компетентности данных работников на основе индивидуального-практико-ориентированного подхода, использования методов

проблеморазрешающей деятельности и самообразования в процессе профессиональной деятельности.

Условиями развития управленческой компетентности работников в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства до высшего (креативного) и/или среднего (продуктивного) уровней выступают:

- адекватность самооценки и рефлексия самоуправления собственной профессионально-самообразовательной деятельностью работником организации;

- своевременное выявление профессиональных затруднений работников и удовлетворение их образовательных потребностей в условиях их ценностно-смыслового корпоративного непрерывного образования и самообразования;

- способность и готовность к непрерывному повышению уровня управленческой компетентности работника, базирующиеся на мотивации, осознании его потребностей в самообразовании и самосовершенствовании и ценностно-смысловой ориентации образовательного пространства;

- владение методами самообразования и самосовершенствования;

- создание условий для реализации эффекта продолженного обучения, консультационно-методического сопровождения работников после завершения их профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности.

Современные требования к уровню развития управленческой компетентности работников как к фактору и условию становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования требуют удовлетворения новых образовательных потребностей этих работников, их системного повышения квалификации на протяжении всей жизни, профессиональной переподготовки, что предполагает модернизацию научно-методического обеспечения этого процесса, совершенствование содержания и реализацию инновационных образовательных проектов в сфере непрерывного корпоративного и дополнительного профессионального

образования.

В целях дальнейшего научного обоснования педагогических условий становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования рассмотрим методологическое обеспечение развития управленческой компетентности работников организации в контексте методологии теории и методики профессионального образования, представленной в работах Богуславского М.В., Буданова В.Г., Вершловского С.Г., Журавлева В.А., Марковой С.М., Матвеевой Т.В., Навазовой Т.Г., Николаевой С.В., Обласовой Л.С., Полунина В.Ю. и др.

Закономерностями развития управленческой компетентности в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства являются следующие:

- содержание дополнительных профессиональных программ, направленных на развитие управленческой компетентности работников, основывается на синтезе знаний, умений и навыков и интеграции науки, образования и производства;

- качественный характер изменения соотношения теоретического и производственного обучения в единстве с количественным представлением этого соотношения - менее 25% теории и более 75% практики;

- необходимость качественного образования работников организации требует повышения качества их обучения, степени изменчивости педагогической деятельности, и требований к работающим с ними преподавателей;

- единство репродуктивной и творческой деятельности при разработке, принятии и реализации управленческих решений, способствующих повышению результативности профессиональной деятельности обучающихся работников в процессе их индивидуальной и коллективной проблеморазрешающей деятельности.

В условиях становления инновационной структуры организации системы

дополнительного профессионального

образования, предполагающей необходимость развития инновационно-образовательной и инновационно-предпринимательской деятельности, для нас важным вслед за В.Г. Будановым, является создание синергетического эффекта в данной организации, способствующего самоактуализации субъектов образовательного процесса вследствии самообразования и саморефлексии [3].

Принципами формального, неформального и информального непрерывного образования, направленного на развитие управленческой компетентности работников, являются: практикоориентированность и

индивидуализация; открытость и научность; нелинейность мышления и самостоятельность обучающихся при активизирующей,

стимулирующей роли преподавателя; наглядность и доступность; многоуровневость; гуманизм; маневренность; опережающее обучение; непрерывность; ситуативность; взаимосвязь профессионализма и

результативности обучающей деятельности

преподавателя, обучающего работников; модульность и вариативность дополнительных профессиональных программ, позволяющих развивать управленческую компетентность в процессе реализации как индивидуального, так и группового образовательного маршрута в условиях сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства от критического уровня до креативного; гибкость организационных форм обучения: очная - в процессе проблеморазрешающей

профессиональной деятельности, вечерняя и заочная - в процессе обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Разделяя точку зрения Щедровицкого Г.П. и Котельникова С.И. о внедрении технологии коллективной мыследеятельности в

образовательный процесс дополнительного профессионального образования [5],

направленный на развитие управленческой компетентности работников сетевой

самообучающейся организации дополнительного профессионального образования посредством организационно-деятельностной игры,

способствующей развитию их навыков в области выявления и разрешения проблем в профессиональной деятельности в процессе проблеморазрешающей деятельности, считаем целесообразным применение технологий коллективной мыследеятельности для развития управленческой компетентности работников создаваемой организации.

Важным для нас является создание условий для развития управленческой компетентности работников в условиях самостоятельной работы слушателей, их самообразования. Система управления самостоятельной работой слушателей включает подсистему педагогического управления самостоятельной работой слушателя и подсистему его индивидуальной самоуправляемой самостоятельной работы, направленных на развитие управленческой компетентности. Такая универсальная дуальная модель управления самостоятельной работой слушателей гармонично интегрирует в себе доминирующее индивидуальное субъектное самоуправление самообразованием при одновременном минимальном консультационно-контрольном педагогическом управлении самостоятельной работой слушателя со стороны ведущего преподавателя.

Использование коллективной

проблеморазрешающей деятельности в непрерывном корпоративном профессиональном образовании работников сетевой

самообучающейся организации выдвигает следующие требования:

1) необходимость не столько передавать взрослому обучающемуся (работающему специалисту, преподавателю) знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения собственных профессиональных проблем;

2) актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, в профессиональной «команде»;

3) значимость для работника умения пользоваться управленческими и исследовательскими методами: четко ставить цели и задачи; собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения; выдвигать гипотезы, эффективно планировать, грамотно организовывать и координировать действия по реализации планов; формулировать выводы и заключения по результатам работы.

Основным направлением в развитии управленческой компетентности работников организации является повышение их творческого потенциала на основе технологий проблемного обучения, использования развивающих методов, стимулирующих активность обучаемых работников и способствующих их успешной мыследеятельности (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, Ю.Н. Кулюткин, Г.П. Щедровицкий и др.).

Для развития управленческой компетентности работников необходимо также учитывать взаимодействие, взаимовлияние слушателей и преподавателей, отражающие специфику обучения взрослых, решающего задачи индивидуального воздействия на обучающегося используемыми средствами визуализации, предоставления слушателям возможности освоения новых знаний более коротким путем, высвобождения креативных способностей слушателей, установления с обучаемой аудиторией партнерских отношений и демонстрации уважения к слушателям (по З.А. Шукшиной [4]).

Использование в образовательном процессе названных нами методологических подходов предполагает такое его построение, когда реализуются:

1. Проблематизация содержания

образования в процессе непрерывного образования и профессионально-

самообразовательной деятельности в контексте смыслов профессиональной деятельности работников (принципы ценностно-смысловой ориентации сетевого профессионально-

развивающего образовательного пространства, проблемности, непрерывности, нелинейности, опережающего обучения и др.).

2. Коллегиальность проблемосодержащей деятельности в условиях корпоративного образования (принцип коллективной рефлексии) и активизация творческого самообразования в процессе включенности работника в проблеморазрешающую профессиональную деятельность в условиях этой деятельности (принцип субъектно-деятельностной направленности).

3. Практико-ориентированная эффективность управленческих решений, разработанных в процессе непрерывного образования и самообразования работника (принципы продуктивности и непрерывности обмена знаниями, открытости).

4. Визуализация передаваемых знаний и информации посредством представления информации; процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений в наглядной, удобной для зрительного и слухового восприятия форме (принципы наглядности, доступности, практикоориентированности и др.).

Развитие управленческой компетентности работников требует удовлетворения их новых актуальных образовательных потребностей, что предполагает модернизацию научно-методического обеспечения деятельности сетевой самообучающейся организации, создание мотивационно-ценностного сетевого

профессионально-развивающего образовательного пространства. Особое внимание мы обращаем на формирование умений принятия управленческих решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности и являющихся показателем управленческой компетентности работника.

Таким образом, на основе анализа научной литературы и практики дополнительного профессионального образования нами выявлено, что методологическое, научно-учебно-методическое обеспечение становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования; создание условий, способствующих развитию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управленческой компетентности работников этой организации посредством создания ценностно-смыслового сетевого профессионально-развивающего образовательного пространства; проектирование содержания системы

корпоративного формального, неформального и информального непрерывного образования работников организации, индивидуальных, групповых дополнительных профессиональных программ; определение и внедрение интенсивных

технологий обучения, проблеморазрешающей включение работников

форм и методов мыследеятельности; в эту деятельность

являются педагогическими условиями, усиливающими результативность становления данной организации.

Литература:

1. Белова Е.Н. Управленческая компетентность работников сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования / Е.Н. Белова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы X Международной научной конференции, посвященной памяти М.И. Шиловой; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - С. 156-165.

2. Белова Е.Н., Саволайнен Г.С., Фалалеев А.Н., Яковлева Н.Ф. Модели развития профессиональной компетентности работников сферы образования: коллективная монография / Е.Н. Белова, Г.С. Саволайнен, А.Н. Фалалеев, Н.Ф. Яковлева; под общ. ред. Г.С. Саволайнен; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 268 с.

3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании [Электронный ресурс]. - Изд. 3-е дополн. - М.:

Издательство ЛКИ, 2009. - 240 с. (Синергетика в гуманитарных науках). - Режим доступа: http: //spkurdyumov.ru/uploads//2013/08/budanov_2908.pdf

4. Шукшина З.А. Некоторые особенности интеграции обучающих и обучающихся взрослых в образовательное пространство: XXI век / З.А. Шукшина // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сб. ст. Межд. науч. -практ. конф. (5 декабря 2015 г., г. Екатеринбург): в 5 ч. - Ч.4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 245-249.

5. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий, С.И. Котельников // Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. - М. -1983. - С. 153-178.

Сведения об авторе:

Белова Елена Николаевна (г. Красноярск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доцент кафедры педагогики и управления образованием, e-mail: [email protected]

Data about the author:

Е. Belova (Krasnoyarsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, FGBOU VPO "Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev", the associate professor of pedagogics and management of education, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.