СОЦИОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 1. С. 234-240.
УДК 301+37
А.В. Ивахтин, М.В. Озерова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
СЕТЕВОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В НОВУЮ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ФОРМУ
В статье представлена социологическая оценка опыта внедрения сетевой формы профильного обучения в Омской области. На основании предложенной системы индикаторов продемонстрирована включенность учителей в инновацию, раскрыт механизм влияния конкуренции на педагогический коллектив, выявлены факторы социальной напряженности.
Ключевые слова: профильное обучение; инновации в образовании; принятие инновации; поведение учителей.
Переход к профильной старшей школе является одним из направлений модернизации российской системы образования. Ключевой задачей модернизации старшей школы является повышение качества образования [1]. Эксперты в области изучения вопросов повышения качества школьного образования М. Барбер и М. Муршед на основании анализа большого эмпирического материала сформулировали основополагающие принципы, на которые необходимо ориентироваться, чтобы повысить результаты обучения [2]. Во-первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Во-вторых, единственный способ улучшить результаты состоит в том, чтобы улучшить преподавание. В-третьих, нельзя достичь высокого уровня образования всех учеников, не задействуя механизмы, обеспечивающие возможность качественного преподавания для каждого ребенка. Важным условием реализации этих положений, по мнению авторов, является построение системы отбора будущих учителей за счет повышения статуса профессии учителя в обществе, выравнивания первоначальных зарплат выпускников педагогических вузов, установления баланса между потребностью в учителях и набором в педагогические учебные заведения. Следствием этих мер должно стать повышение конкурса в педагогические вузы и уровня обучающихся в них студентов. Однако создание таких условий требует значительных временных и материальных затрат со стороны государства и существенных изменений всех звеньев образовательной системы страны, поэтому реализация этих шагов находится относится к долгосрочной перспективе модернизации.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе повышение качества образования возможно за счет организационных изменений в старшей школе, одним из таких изменений является введение профильного обучения, которое может быть реализовано в двух формах:
© А.В. Ивахтин, М.В. Озерова
внутришкольной и сетевой [3]. Сетевая форма профильного обучения (далее -СФПО) предполагает создание образовательной среды за счет объединения ресурсов нескольких образовательных учреждений, при этом в сети участвуют не только школы, но и учреждения среднего и высшего профессионального образования. Внедрение СФПО создает особые условия для повышения качества преподавания.
Во-первых, данная форма организации профильного обучения позволяет старшеклассникам выбирать не только учебные предметы, но и учителя, что создает ситуацию конкуренции между преподавателями всех школ, входящих в сеть. Наличие условий для соперничества должно повышать активность преподавателей в профессиональной деятельности, что, в свою очередь, улучшит результаты обучения.
Во-вторых, СФПО способствует расширению доступности качественного преподавания для разных групп школьников. По мнению экспертов, «...школьная система в России постепенно разделяется на две: одна - для образованных и обеспеченных... и другая - для малообразованных небогатых семей.» [4]. Поэтому существенным шагом на пути расширения доступа к качественному образованию следует считать повышение образовательного потенциала «обычных» школ. В таких школах к началу 2000-х гг. накопились проблемы, связанные со снижением финансирования общего образования: ухудшение материально-технической базы, «вымывание» из школы наиболее талантливой части учителей, старение педагогических коллективов. Демографический спад усугубил перечисленные проблемы, так как в школах с небольшой численностью старшеклассников возможности для создания условий, предполагающих построение учащимися индивидуальных образовательных траекторий, существенно ограничены. В такой ситуации внедрение СФПО позволяет концентрировать ресурсы нескольких школ, что, в свою очередь, даст старшеклассникам возможность обучаться на профильных и элективных курсах «лучших» учителей в рамках сети.
Учителя оказались в совершенно новых социальных условиях, которые можно назвать противоречивыми. С одной сто-
роны, соперничество в сети дает возможности для активности, профессионального роста и самосовершенствования, с другой стороны, конкуренция является инструментом профессиональной оценки и контроля работы преподавателя со стороны коллег и администрации. Последнее обстоятельство приводит к неоднозначному отношению преподавателей к новой форме организации образовательного процесса. Некоторые учителя не готовы к осуществлению конкурентной деятельности, не желают участвовать в ней. Такое отношение педагогов сети может создавать ситуацию социальной напряженности в коллективе и снижать эффективность СФПО.
Исследование отношения учителей к требованиям СФПО и включенности преподавателей в сетевую организацию профильного обучения является неотъемлемым условием внедрения новой социальной технологии.
Для решения данной исследовательской задачи необходимо выбрать систему индикаторов включенности учителя в новую организационную форму. Если рассматривать СФПО как форму социальной организации, обладающую собственными целями и структурой, то для исследования отношения учителей к СФПО можно использовать категорию «включенность в организацию». Данная категория, согласно определению Б. Г. Тукумцева, означает принятие работником ценностей и норм организации, согласие с ее целями [5]. С точки зрения организационной теории включенность в организацию играет важную роль в формировании мотивации труда: чем она выше, тем выше ответственность работника за результаты своей деятельности и заинтересованность в общем успехе. Включенность учителей в сетевую организацию профильного обучения понимается как субъективное восприятие учителем новой системы обучения, понимание педагогом целей сети и следование нормам и правилам СФПО.
Инновация предполагает изменение старых и освоение новых норм поведения учителей. Принципиально новой нормой в условиях СФПО становится конкуренция; следовательно, отношение к соревнованию между педагогами и участие в конкурентном взаимодействии и является индикатором включенности учителей в сетевую организацию профильного обу-
чения. Предметом конкуренции является сетевой ресурс, выраженный в количестве старшеклассников, включивших в свой индивидуальный учебный план курс преподавателя. Формальный механизм конкуренции предполагает создание и презентацию учителем своего проекта профильного предмета и/или элективного курса. Реализация данного механизма проходит в рамках проводимой в сети информационной ярмарки [6].
Типология включенности учителей в сетевую организацию профильного обучения основывается на двух критериях: участие учителя в информационной ярмарке и отношение преподавателя к идее конкуренции среди учителей. Критерий «участие в информационной ярмарке» подразумевает действия учителей по созданию и презентации проектов своих курсов и подразделяется на «участие» и «неучастие». Критерий «отношение к сети» выражается в положительной, отрицательной или неопределенной оценке преподавателем конкуренции среди учителей. Способ образования типов включенности учителей представлен в таблице.
Типы включенности учителей в сетевую организацию профильного обучения
Участие в информационной ярмарке Отношение к конкуренции среди учителей
положительное отрицательное или неопределенное
Участвовал Конформный Формальный
Не участвовал Потенциальный Отстраненный
Дадим описание групп учителей по типу включенности в сетевую организацию.
Группа учителей, демонстрирующих конформный тип включенности, положительно относится к идее конкуренции среди преподавателей и реализует на практике предоставленную СФПО возможность конкурировать за привлечение учеников на свои профильные и элективные курсы. Данный тип включенности учителей является наиболее желательным для сети, так как максимально полно отвечает требованиям СФПО.
Потенциальный тип включенности демонстрируют учителя, которые положительно относятся к соперничеству среди преподавателей, но не участвовали в конкурентном взаимодействии. Одной из причин наличия такого типа является не-
достаточная адаптированность учителей к требованиям СФПО. Данную группу можно рассматривать как резерв для конформного типа, так как в результате адаптации к СФПО такие учителя должны включиться в сетевую конкуренцию и присоединиться к группе «конформистов».
Преподаватели формального типа включенности отрицательно относятся к идее конкуренции среди учителей, но при этом имеют опыт участия в конкурентном взаимодействии за привлечение учеников на свои курсы. Такой тип включенности может объясняться фактическим «принуждением» учителей к участию в информационных ярмарках со стороны организаторов сети. Данный факт не способствует эффективному функционированию сетевой организации в силу формального отношения учителей к требованиям СФПО.
Отстраненный тип включенности свойственен группе учителей, которые отрицательно относятся к идее конкуренции среди преподавателей и демонстрируют это отношение на практике, не принимая участия в конкурентной борьбе за привлечение учеников. Такое поведение наименее желательно для сети, так как ограничивает возможность старшеклассников выбирать не только из набора предлагаемых профильных предметов и элективных курсов, но и из преподавателей. Также большая доля преподавателей с таким типом включенности является индикатором серьезных организационных проблем в сети и свидетельствует в пользу того, что фактически данная технология в сети не реализуется.
Опрос в сетевых школах г. Омска проводился в декабре 2009 г. - январе 2010 г.; в анкетирование приняли участие учителя, работающие в параллели 10-х и 11-х классов. В опросе согласились принять участие 224 учителя, что составляет 85 % от общей совокупности сетевых учителей.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что треть педагогов включена в сетевую организацию на высоком уровне, такие преподаватели демонстрируют конформный тип поведения (рис. 1). В качестве критерия для оценки хода принятия СФПО учителями воспользуемся диффузной теорией коммуникации американского исследователя Э. Роджерса [7]. Согласно этой концепции, принятие
нововведения можно считать необратимым, когда идею восприняли 20 % группы. Можно утверждать, что СФПО имеет значительный резерв для развития, так как около 40 % преподавателей относятся к потенциальному типу. Наличие негативно настроенных учителей не должно являться препятствием для успешного продолжения внедрения СФПО, переломный момент включения преподавателей в инновацию преодолен. Доля «отстранен-
ных» педагогов в сети сопоставима с долей «поздних принимающих» (16 %), по Э. Роджерсу, которые очень подозрительны ко всему новому и придерживаются традиционных ценностей. Наличие группы, которая не включена в инновацию, характерно для нововведения в любой организации. Но, так как данная группа может снижать эффективность СФПО, следовательно, необходимо отслеживать изменение ее объема.
® 3 <и ш
о“
о о
н Го о ц <и о т ^ ^ т
5 О
<и
ю
о
конформный
потенциальный
формальный отстраненный
Рис. 1. Распределение сетевых учителей по типам включенности в сетевую организацию профильного обучения
Понимание причин формирования определенного типа включенности учителей в сети профильного обучения требует дополнительного анализа
Учителям предлагалось оценить, каким образом введение сети повлияло на различные аспекты их деятельности и компоненты образовательного процесса. Во-первых, учитель должен был определить, как повлияло введение СФПО на самих старшеклассников: на их отношение к учебе и на результаты ЕГЭ. Во-вторых, преподавателю предлагалось оценить влияние сети на собственную деятельность: возможности профессионального
роста и освоение новых педагогических технологий. Третьим направлением для оценки стало влияние новой образовательной технологии на взаимоотношения учителя с коллегами и с учениками. Использовалась следующая шкала для измерения отношения: «положительно», «никак не повлияло», «отрицательно», «затрудняюсь от-
ветить». Позитивная оценка учителем изменений по данным параметрам должна способствовать формированию конформного типа включенности педагогов в сети профильного обучения.
На диаграмме (рис. 2) представлены «профили» типов включенности, построенные на основании количества положительных оценок, которые дают учителя каждого типа изменениям в образовательном процессе, произошедшим с введением сети.
Анализ данных профилей показывает, что, чем выше степень включенности учителей в сетевую организацию, тем больше положительных оценок дают педагоги по всем измеряемым параметрам. Справедлив и обратный вывод: чем ниже степень включенности преподавателей, тем меньше доля учителей, считающих, что СФПО положительно влияет на их деятельность и на образовательный процесс.
Отношение учеников к учебе
Отношения с коллегами
Отношения учитель - ученик
Сдача ЕГЭ
Проф. рост
Пед. технологии
Рис. 2. Количество положительных оценок, данных учителями влиянию СФПО на различные параметры их деятельности и компоненты образовательного процесса, % от числа ответивших в группе:
■ конформный; —А - - потенциальный;
Следует обратить внимание на различие в оценках учителей-«конформистов» и учителей, придерживающихся «отстраненного» типа поведения. Существенные различия наблюдаются по параметрам, касающимся образовательного процесса, что говорит о дифференциации учителей внутри педагогического коллектива. «Конформисты» активно включаются в инновацию, видят в СФПО возможности для профессионального роста и освоения новых технологий обучения; такие преподаватели считают, что сеть положительно влияет на отношение старшеклассников к обучению и результаты ЕГЭ. Группа «отстраненных» учителей, адаптация которых к СФПО происходит с определенными трудностями, значительно более критична в оценке эффектов сети.
Необходимо подчеркнуть, что учителя всех типов включенности дают мало положительных оценок параметрам, касающимся взаимоотношений с коллегами и учениками. Можно утверждать, что «отношения с коллегами» являются проблемной точкой: представители всех типов включенности оценивают эту характеристику хуже, чем все остальные параметры. Данный факт свидетельствует в пользу того, что новая норма СФПО, конкуренция, способствующая формированию системы профессиональной оценки, вно-
- формальный;
И - отстраненный.
сит в педагогические коллективы школ внутригрупповую напряженность.
Для конкретизации выводов необходимо более подробно рассмотреть отношение педагогов к новой норме СФПО -конкуренции между учителями. Преподавателям предоставлялась возможность оценить преимущества, которые получает учитель от участия в конкурентной борьбе и привлечения учеников на свои профильные и элективные курсы. Учителя высказывали мнение о том, как новый соревновательный компонент влияет на рост заработной платы и повышение статуса сетевого учителя по сравнению с остальными преподавателями. Кроме того, измерялась оценка влияния конкуренции на повышение интереса учителя к работе, возможности профессионального роста и освоение новых методик преподавания. Осознание учителем взаимосвязи между участием в сетевом конкурентном взаимодействии и позитивными изменениями перечисленных характеристик деятельности является залогом успешного включения учителя в новую систему обучения и эффективного развития СФПО.
На диаграмме (рис. 3) представлены «профили» типов включенности, построенные на основании количества положительных оценок, которые дают учителя каждого типа влиянию конкуренции на характеристики собственной деятельности.
Повышение зарплаты 100
Интерес к работе
Новые методики
Проф. рост
Повышение статуса
Рис. 3. Количество положительных оценок данных учителями с разными типами включенности влиянию конкуренции, % от числа ответивших в группе:
—•*—- конформный;
— - потенциальный;
Необходимо подчеркнуть, что независимо от степени включенности преподаватели единодушны в высокой положительной оценке влияния конкуренции в сети на освоение новых методик преподавания. Этот факт свидетельствует о том, что в условиях сети повышается уровень преподавания как предметов по выбору, так и учебных дисциплин базового уровня.
Стоит также отметить, что учителя всех типов конкурентного поведения низко оценивают материальный фактор. Учителя считают, что участие в конкурентном взаимодействии практически не влияет на повышение заработной платы.
Основными источниками мотивации для профессионального соперничества являются нематериальные факторы. Сравнение профилей показывает, что учителя, демонстрирующие конформный и потенциальный типы включенности, выше остальных оценивают преимущества, которые дает участие в конкурентном взаимодействии и привлечение учеников на свои курсы. Если обратить внимание на параметры деятельности, которые преподаватели-«конформисты» и учителя потенциального типа оценивают выше, то среди них окажутся: профессиональный рост, повышение статуса учителя и увеличение интереса к работе. Именно по этим параметрам учителя формального и отстраненного типов поведения склонны давать меньше положительных оценок.
- формальный;
- отстраненный.
Можно заключить, что статус учителя в сетях профильного обучения существенно зависит от того, каким образом он включается в новую организационную форму. Дифференциация статуса учителя в сети осознается самими преподавателями, и именно это является ключевым фактором, влияющим на ухудшение отношений в педагогическом коллективе.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Сетевая организация профильного обучения создает условия для конкуренции преподавателей: в профессиональном соперничестве участвует треть педагогов сети. Такие преподаватели представляют собой наиболее активную часть педагогических коллективов, они видят в сетевом обучении значительный потенциал как для собственного профессионального развития, так и для повышения образовательного уровня старшеклассников. За счет активного включения в СФПО эти учителя значительно повышают свой статус среди коллег, причем этот факт признается всеми преподавателями.
Однако пятая часть учителей не интегрирована в новую организационную форму. Такие преподаватели испытывают напряжение в связи с понижением своего статуса. Новая конкурентная среда требует от них изменений своей профессиональной деятельности, что становится для них серьезным препятствием на пути к активному включению в инновацию. Этот
факт свидетельствует об имеющихся трудностях в реализации социального эксперимента по внедрению СФПО. Для того чтобы прогнозировать развитие СФПО, необходимо дальнейшее исследование поведения этой группы учителей и поиск возможных способов их интеграции в сетевую организацию.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа : опыт [5] модернизации : книга для учителя / под общ.
ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.
[2] Барбер М., Муршед М. Как добиться стабиль- [6] ного высокого качества обучения в школах.
Уроки анализа лучших систем школьного об-
разования мира : пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
[3] Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» // Официальные документы в образовании. 2002. № 27.
[4] Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 5-103.
Тукумцев Б. Г. Включенность в организацию // Социология труда : теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В. А. Ядов. СПб. : Наука, 2006. С. 31-32.
Филимонов А. А. Образовательные и социальные эффекты сетевой организации профильного обучения. Омск : Амфора, 2009. 204 с. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2001. 656 с.