1.©— This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 © Barakhsanova Е.А., Gotovtseva O.G., Smetanina T.A., 2021
«ig 4 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-4-10
\ ^ Принята 28.08.2021 | Accepted 28.08.2021
1 УДК Ч 372.86
ONLINE E-LEARNING AS AN ACTUAL FORM OF PREPARING STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES
Barakhsanova1 E.A., Gotovtseva2 O.G., Smetanina2 T.A.
1North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation 2Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russian Federation
СЕТЕВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Барахсанова1 Е.А., Готовцева2 О.Г., Сметанина2 Т.А.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация
2ФГБОУВО «Арктический государственный институт культуры и искусств", г. Якутск, Российская Федерация
Abstract. The article is devoted to the actual pedagogical problem-the development of online e-learning in the conditions of digitalization of modern society. This problem is considered taking into account the increasing importance of electronic educational resources in improving the efficiency of the organization of the educational process in a remote interactive mode. The role and significance of the factors influencing the development of e-learning are presented: technical and organizational and methodological support of the educational process, the appropriate level of digital competence of the teaching staff, personal motivation of students. The results of recent studies conducted among students of the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University (hereinafter-the University) and the Arctic Institute of Culture and Art (hereinafter-the
Аннотация. Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - развитию сетевого электронного обучения в условиях цифровизации высшего образования. Данная проблема рассматривается с учетом возрастающего значения использования электронных
образовательных ресурсов в организации учебного процесса в удаленном интерактивном режиме. Представлены роль и значение электронного обучения в развитии цифровой компетентности обучающихся и для повышения уровня у них личностной мотивации. к сетевому обучению. Приведены результаты последних исследований, проведенных среди студентов педагогического института Северо-Восточного федерального университета (далее-университет) и
Арктического института культуры и искусства
Institute) f for a complete picture of the state of network learning among students studying at the Institute and university, reflecting the main characteristics of the current state of digitalization of education. Based on the primary data of the study, the current problems are identified: the lack of contact interaction between the participants, which determines an individual, differentiated approach; compliance with personal conditions (motivation of the student); access to electronic sources of information; increase in the number of independent tasks in the absence of constant feedback from students, etc. The article reflects the approaches to determining the place of online e-learning in the system of professional training of future specialists using modern technologies in the organization of the educational process. The analysis of the obtained results shows that in order to implement the tasks of network learning, namely, the practical mastery of digital competence, training should be aimed at developing students ' sustainable interest in network learning.
Keywords: online learning; digital competence, e-learning, digital resources, professional training
REFERENCES
[1] Barakhsanova E. A., Vlasova E. Z., Alekseeva G. I., Kuzin Z. S., Zhukov N. N. Characteres de exsecutionem procul longinquus obvius ut cognita in Universitatibus Russian // Propositos y representaciones. 2020, 8(3), e701. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.701
[2] Prokopiev, M. S. et al. Eget a vestibulum cursus alumni magister disciplina superiorum institutione usura programming language Python. Propositos y representaciones, 2020. 8(3), e484: https://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/ visum/484/893
[3] Tretyakova, et al. Digital Educationem, ut Novum Vector Eget elit in Septentrionali RegionsLecture Notis in Retiacula et Ratio. Auditorio Notis in Retiacula et Ratio. Volumen 131. 2020. Pages 864870 http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-85085507683&partnerID=MN8TO et al. ARS
[4] Vlasova, E. Z. et al. Efficax adaptive disciplina alumni in Russian paedagogica universitatibus uti e doctrina vitae. Espacios, 2018, 39(23),10. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n23/183923 10.html. Obvius: Feb. 15, 2021
(далее-институт) для полной картины состояния сетевого обучения среди студентов, обучающихся в институте и университете, отражающие основные характеристики современного состояния цифровизации образования. Отражены подходы к определению места сетевого электронного обучения в системе профессиональной подготовки будущих специалистов с опорой на использования системы Моодул в организации образовательного процесса сетевом формате. Анализ полученных результатов свидетельствует, что для реализации задач сетевого обучения, а именно, практического овладения цифровой компетентности, обучение должно быть направлено на развитие у студентов устойчивой мотивации к сетевому обучению как одной из формой подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: сетевое обучение; цифровая компетентность, электронное обучение, цифровые ресурсы, профессиональная подготовка
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Barakhsanova E. A., Vlasova E. Z., Alekseeva G. I., Kuzin Z. S., Zhukov N. N. Characteres de exsecutionem procul longinquus obvius ut cognita in Universitatibus Russian // Propositos y representaciones. 2020, 8(3), e701. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.701
[2] Prokopiev, M. S. et al. Eget a vestibulum cursus alumni magister disciplina superiorum institutione usura programming language Python. Propositos y representaciones, 2020. 8(3), e484: https://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/ visum/484/893
[3] Tretyakova, et al. Digital Educationem, ut Novum Vector Eget elit in Septentrionali RegionsLecture Notis in Retiacula et Ratio. Auditorio Notis in Retiacula et Ratio. Volumen 131. 2020. Pages 864-870 http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-85085507683&partnerID=MN8TO et al. ARS
[4] Vlasova, E. Z. et al. Efficax adaptive disciplina alumni in Russian paedagogica universitatibus uti e doctrina vitae. Espacios, 2018, 39(23),10. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n23/18392310 .html. Obvius: Feb. 15, 2021
Authors contribution: E.A.Barakhsanova-literature review, text writing; O.G. Gotovtseva-statistical data processing; T.A.Smetanina - collection and processing of materials.
Conflict of interest statement. The authors declare that there is no conflict of interest.
Barakhsanova E.A.- SPIN ID: 4476-9548; ORCID ID: 0000-0003-3327-8773
Research interests, number of main publications: Informatization and digitalization of education, more than 210 publications have been published, 15 of them in SCOPUS, 5 in WoS, 68 in the Higher Attestation Commission (HAC) and 54 in conference proceedings.
Gotovtseva O.G.- SPIN ID: 8600-1744; ORCID ID: 0000-0002-2275-8299.
Research interests, number of main publications: The study of information and network technologies, published more than publications from them in SCOPUS, in WoS, in the Higher Attestation Commission and in conference proceedings.
Smetanina T.A. ORCID ID: 0000-0003-2608-8138
Research interests, number of main publications: Study 4 more than one publication has been published in SCOPUS, in WoS, in the Higher Attestation Commission and in conference proceedings
Вклад авторов: Барахсанова Е.А.. — обзор литературы, написание текста; Готовцева О.Г.— статистическая обработка данных; Сметанина Т.А.. — сбор и обработка материалов. Заявление о конфликте Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Барахсанова Е.А. SPIN ID: 4476-9548; ORCID ID0000-0003-3327-8773
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Информатизация и цифровизация образования, опубликованы более 210 публикаций из них 15 в СКОПУС, 5 в WoS, 68 в ВАК и 54 в материалах конференций.
Готовцева О.Г. SPIN ID: 8600-1744; ORCID ID: 0000-0002-2275-8299
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение информационных и сетевых технологий, опубликованы более 30 публикаций, из них 18 в материалах конференций.
Сметанина Т.А. ORCID ID:0000-0003-2608-8138
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: управление образованием на основе автоматизированных информационных систем, опубликованы 4 публикации из них 2 в материалах конференций
For citation: Barakhsanova E.A., Gotovtseva O.G., Smetanina T.A. ONLINE E-LEARNING AS AN ACTUAL FORM OF PREPARING STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №8. pp. 4-10. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-4-10.
Для цитирования: Барахсанова Е.А., Готовцева О.Г., Сметанина Т.А. СЕТЕВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №8. С. 4-10. Doi: 10.26787/^^-2686-6846-2021-23-8-4-10.
Введение. На сегодняшний день исследуемая проблема актуализировалась не только в России, но и во всем мире в связи с опасностью распространения коронавируса COVID-19. Экстренный перенос обучения в сетевом электронном формат в условиях пандемии во всем мире в марте 2020 года, заставил перестроить весь учебный процесс. Опыт активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении преподавателя и обучаемого, выявили чётко различимые сильные стороны каждой из этих форм. Так, к сильным сторонам электронного обучения относят: гибкость,
индивидуализацию, интерактивность,
адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с
разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения причисляют:
эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий. Следует понимать, что сетевое обучение и дистанционные образовательные технологии могут быть использованы не только как самостоятельная форма обучения, но и в качестве дополнения к традиционному (очному) обучению.
В опубликованных в зарубежных изданиях статей авторов СВФУ им.М.К. Аммосова и РГПУ им. А.И. Герцена (20182021гг.) описывается значимость проблемы развития и формирования информационной компетентности обучающихся в условиях реализации электронного обучения с учетом
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
цифровизации образования. При этом отмечается, что особую значимость в развитии дистанционного образования получает электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза как главный фактор повышения эффективности процесса обучения [1,2,3,4].
Сетевое электронное обучение требует от студентов сильной мотивации, ответственности и самоорганизации, которые в свою очередь являются необходимыми средствами, помогающими поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны, самостоятельно, что удается не всем студентам. Следует отметить, что электронная образовательная среда СЭДО Moodle позволяет осуществить сетевое электронное обучения по выбранной учебной дисциплине, разработать собственные опНпе тесты и эффективно работать с электронными учебно-методическими материалами и ресурсами библиотеки http://libr.s-vfu.ru, а также динамически контролировать качество знаний обучающихся.
В рамках данного исследования отмечает, что одной из актуальных задач организации сетевого электронного обучения в системе профессионального образования выступает формирование цифровой компетентности будущих специалистов, которую мы рассматриваем как характеристику профессиональной
подготовки, включающую следующие компоненты: мотивационно-ценностный, технологический и когнитивный.
Результаты и обсуждение. Для выявления уровня мотивации, пользовательских навыков и отслеживания посещаемости проводился пошаговый анализ электронной документации (журнала) студентов в системе Moodle. Большинство посетителей входят целенаправленно, а не случайно. В то же время, многие студенты посещают сайт для просмотра только главной страницы сайта. Во время пандемии студенты обучались в разных уголках нашей республики, с разными условиями и возможностями, поэтому с кем-то приходилось работать и индивидуально,
учитывая все эти нюансы. Использовались разные программные продукты.
Отметим, что контингент студентов института и университета - в основном, выпускники сельских школ (80,5%), в т. ч. отдаленных (Арктических) районов (улусов) республики (52,5%). К примеру, в институте обучаются студенты из 32 улусов (районов) и г. Якутска. Поэтому в ходе исследования нами были учтены все особенности дистанционного обучения. Одной из таких особенностей является повышенное внимание к студентам первых курсов, которые не имели опыта работы с электронными ресурсами. Среди
первокурсников из сельской местности -82,4%, в т. ч. Из отдаленных (Арктических) районов (улусов) - 44,2% студентов. Для того, чтобы понять эффективность сетевого электронного обучения рассмотрим все плюсы и минусы такого обучения.
К достоинствам такого вида профессиональной подготовки могут быть отнесены следующие специфические особенности: возможность работать индивидуально. Технология сетевого электронного обучения помогает найти свой подход к каждому. Некоторые обучающиеся чувствуют себя свободнее, задают преподавателю вопросы в чате, успешно выполняют задания, преподаватель, в свою очередь, подбирает для учеников дополнительные задания; виртуальное волонтерство. Позволяет людям в период свободный от работы или обучения время, осуществлять профессиональные пробы, повышать свои социальные навыки, используя цифровые технологии.
Освободившееся время участники сетевого электронного обучения могут посвятить саморазвитию, творческой самореализации, проектной или добровольческой
деятельность, которая приобрела в период пандемии особенную популярность; освоение новых технологий. Позволяет повысить конкурентоспособные умения и качества педагогических работников; умение пользоваться интерактивными обучающими
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
платформами; возможность работать в комфортной обстановке; актуальность знаний.
Современные издания в виде электронных изданий более мобильны, что дает возможность дополнить и исправлять в ходе работы; открытость учебных материалов; минимизация образовательного неравенства. Именно сетевое электронное обучение позволяет сделать учебные курсы доступным различным категориям обучающихся (проживающим отдаленно, людям с ограниченной социальной мобильностью тем, кто в силу трудовой занятости, не может себе позволить посещать занятия, проводимые в очном формате). На основе проведенного опроса среди студентов рассмотрим минусы, которые были отмечены в реализации сетевого электронного обучения: необходимость разбираться в цифровых технологиях (недостаточный уровень цифровой компетентности педагогов); недостаток личного общения (необходимо активнее использовать методы все мессенджеров); потребность работать мотивацией с обучающихся (важно уделять постоянное внимание каждому ученику, отслеживать и формировать его интерес к образовательному процессу); отсутствие границы между рабочим и свободным временем.
Студенты отметили свои минусы. Отрицательными сторонами назвали снижение качества обучения - 52,1%, отсутствие удобной платформы - 49,3% человек. 31,6% респондентов отметили, что не имеют возможности заниматься из-за отсутствия доступности сети «Интернет», а также плохой скорости, связь, то появляется, то пропадает, что делает обучение невозможным. Еще 35,6% студентов пожаловались на сложность инструкций и методических указаний, у 32,4% респондентов отсутствуют соответствующие электронные средства.
Отмечаем, что для 44,7% студентов сетевого электронного обучения оказалось психологически более комфортным. Треть
респондентов считают, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в университете и институте, 27,8% студентов уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться и на «удаленном доступе». Почти четверть студентов готовы учиться дистанционно на постоянной основе. Наиболее часто используемыми online-ресурсами стали: Zoom (89,4% опрошенных студентов), Skype (47,4%), Meet Jitsi 26,1% и другие программы 12,1%.
Особой популярностью пользуется облачная платформа Zoom (для проведения опН^-видеоконференций и видео-вебинаров в формате высокой четкости в режиме реального времени). Zoom поддерживает интеграцию с Moodle, расширяет и совершенствует возможность аудиторий с использованием сильнейших инструментов коллективной работы, включая сессионные конференц-залы, совместное использование информации, опросы и групповые чаты. Данная платформа платная, имеет бесплатную версию, но с ограничением времени. Университет и институт выкупил безлимитную версию Zoom, для более комфортного обучения, без ограничения времени.
Актуальной проблемой остается обеспечение материально-технической базы дистанционного обучения и технологий ее работы. Сейчас уже можно с уверенностью сказать об эффективности сетевого электронного обучения в реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», который реализуется в республике с 2019 г. В 2019 г. в проекте участвовало 17 образовательных
организаций, а в 2020 г. уже 102, из них 76 -школы, 26 - профессиональные образовательные организации со всей Республики Саха(Якутия).
В рамках реализации данного федерального проекта институту выделено компьютерное оборудование: интерактивные комплексы, ноутбуки для студентов и педагогов. Комплекс оборудования
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
предоставляет доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, а также автоматизировать и повысить эффективность учебно-воспитательных и организационно-управленческих процессов, перевести образовательный процесс на новый качественный уровень.
Поскольку пользователями ЭИОС университет и институт являются обучающиеся и работники университет и институт, по уровню доступа к размещенной информации они делятся на две основные группы: авторизованные и неавторизованные пользователи. Неавторизованные
пользователи имеют доступ к элементам ЭИОС университет и инстиут, находящимся в общем открытом доступе. Авторизованные пользователи имеют доступ к разделам ЭИОС в университет и инстиут в соответствии с уровнем доступа.
На основе показателей
образовательной деятельности в условиях реализации дистанционного обучения в университете и институте разработан алгоритм управления образовательным процессом через отслеживание проведения учебных занятий в реальном режиме, обусловленного изменения учебных расписаний, посещения занятий
обучающимися и т.д. Это особенно важно для обеспечения контрольных мероприятий со стороны администраций учебных
подразделений вуза и принятия соответствующих управленческих решений.
Созданная система прошла практическую проверку, когда вузы выли вынуждены полностью перейти на дистанционную форму обучения
обучающихся и удаленный режим деятельности преподавателей в ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции с 17 марта 2021 года. В целом образовательный процесс был организован в нормальном режиме, при этом перед учебными подразделениями была поставлена задача адаптивного управления качеством
образования, решения новых задач, связанных с организацией практик, волонтерской помощи населению и проведения профориентационной работы студентами, находящимися в сельской местности. Определялось разнообразие форм организации дистанционного обучения, связанное с большой удаленностью территорий, слабым интернетом в отдельных местностях. Обеспечено заинтересованное участие местных администраций поселений, учет возможностей вплоть до предоставления студентам коммуникационных возможностей помещений администрации. В целом ни один обучающийся, вынужденный находиться по месту постоянного жительства, не остался без внимания. В итоге уровень отчислений по разным причинам не превысил обычной статистики.
Таким образом, мониторинг посещаемости, интересов и предпочтений студентов показывает преподавателям уровни мотивации и пользовательских навыков обучающихся, что позволяет подбирать доступные формы сетевого электронного обучения. Например, создавать видео, преобразуя материалы в легко усваиваемые видео-занятия, чтобы студенты могли учиться в своем привычном индивидуальном темпе; использовать расширенные функции взаимодействия, демонстрация содержимого, совместные комментарии в режиме реального времени и удобную электронную доску сообщений.
Следовательно, можно выделить некоторые проблемы в развитии исследуемого процесса: отсутствие контактного взаимодействия между участниками, определяющего
индивидуальный, дифференцированный подход и воспитание; соблюдение личностных условий (жесткая
самодисциплина и высокая мотивация обучающегося); доступ к электронным источникам информации; увеличение количества самостоятельных заданий при отсутствии постоянной обратной связи с обучающимися. Исследование, проведенное
r+J
■w
нами среди студентов университета и института Республики Саха (Якутия), показало, что для реализации задач сетевого обучения, а именно, практического овладения цифровой компетентности, педагогические усилия должны быть направлены на рост мотивации студентов к учебе.
Заключение. Актуализация исследуемой проблемы обусловлена как объективными причинами, так и необходимостью дальнейшего развития сетевого обучения, способствующих эффективной подготовке конкурентоспособных специалистов.
Проведенный анализ показал, что с каждым годом количество обучающихся,
получающих образование в сетевом формате растет. Нами выделены факторы, влияющие на реализации сетевого обучения: техническое и организационно-методическое обеспечение учебного процесса, постоянное совершенствование эффективных
стратегий онлайн обучения,
соответствующий уровень цифровой компетентности профессорско-
преподавательского состава и студентов.
Получен результативный
практический опыт по использованию возможностей онлайн обучения, который только предстоит осмыслить,
проанализировать и предусмотреть для использования в образовательной практике, а также большой пласт научно-педагогической работы представляет собой обеспечение в электронно-информационной образовательной системе индивидуальных образовательных траекторий, развитие цифровой академической мобильности обучающихся для участия в образовательных курсах и программах ведущих отечественных и зарубежных университетов, создание собственных онлайн-курсов для развития входящей цифровой мобильности с учетом возникающих практических задач и системных вызовов.
Corresponding Author: Barakhsanov Vladimir Polikarpovich-Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation
E-mail elizafan @rambler. ru
Ответственный за переписку: Барахсанов Владимир Поликарпович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Российская Федерация
E-mail [email protected]