Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N 7 Образовательный вестник "Сознание " I https://e-pubmed.org
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License a-, https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
© Barakhsanova E.A., Nikitina E.V., Petrova T.V., 2021
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-4-10
Принята 28.07.2021 | Accepted 28.07.2021
THE USE OF THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
Barakhsanova1 E.A., Nikitina2 E.V., Petrova3 T.A.
'North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation 2Namsky pedagogical college named after I. E. Vinokurov, Yakutsk, Russian Federation 3Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russian Federation
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Барахсанова1 Е.А., Никитина2 Е.В. Петрова3 Т.А.
'■ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация
2ГАПОУ РС(Я) Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова, г. Якутск, Российская Федерация
3ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств», г. Якутск, Российская Федерация
Abstract. The article highlights the problems of forming a digital educational environment on the example of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (NEFU) and the ways to solve them at the NEFU Pedagogical Institute. The teacher education system is characterized by a special feature: when forming the teacher's personality, all levels of the education system should be involved: general, secondary professional and higher, with active interaction with students, employers and interested communities. The educational situation that arose as a result of the announced regime of self-isolation, activated the forced management decisions on the organization of the educational process in the remote mode. This article presents practical solutions
Аннотация. В статье освещены проблемы формирования цифровой образовательной среды на примере ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (СВФУ) и пути их решения в Педагогическом институте СВФУ. Для системы педагогического образования характерна особенность: при формировании личности педагога должны быть задействованы все уровни системы образования: общего, среднего
профессионального и высшего при активном взаимодействии с обучающимися,
работодателями и заинтересованными сообществами. Образовательная ситуация,
to the organization of the educational process in the discipline of the information block of the educational program of pedagogical education through the use of an interactive educational platform. The necessity and timeliness of creating a digital educational environment is justified, as a condition together with the universities of the Republic of Sakha (Yakutia) for their further transfer. The key characteristics of the digital educational environment and its significance for the training of future teachers and teachers of digital education are identified. A local digital educational environment has been developed for studying the discipline "Infocommunication Technologies" to ensure the educational process with the use of distance learning technology. The conclusions and assumptions of the upcoming systematic activity on the introduction of an online format in the implementation of educational programs in a standard educational situation may be of interest to teachers of higher school and secondary vocational education and heads of educational organizations.
Keywords: digitalization; digital ecosystem; teacher education; adaptation professional activity.
REFERENCES
[1] Legan M. V., Royak M. E., Gorbunov M. A. DiSpace 2.0 e-cognita ratio - fundamentalis digital educational environment (ecosystem) de NSTU. Lorem educationem in mundo. 2020;10(1):3520-3531. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200115
[2] Tretyakova T. V., Prokopiev M. S., Goncharova S. V., Karpova N. A., Iljina T. S. Procul paedagogica educationem in condicionibus coronavirus. Propositos y representaciones. 2020. T. 8. № s3. C. E718
[3] Vlasova E. Z., Barakhsanova E. A., Goncharova S. V., Iljina T. S., Aksyutin P. A. Magister educatio superior educationis ratio, dum summus et synergy digital technology. Propositos y representaciones. 2020. T. 8. № s3. C. E719
[4] Aksyutin P. A., Vlasova E. Z., Gosudarev I. B., Karpova N. A., Zhukov N. N. Corporatum e-cognita.
возникшая в результате объявленного режима самоизоляции, активизировала вынужденные управленческие решения по организации образовательного процесса в дистанционном режиме. В данной статье представлены практические решения организации учебного процесса по дисциплину информационного блока образовательной программы педагогического образования посредством использования интерактивной образовательной платформы. Обоснована необходимость и своевременность создания именно цифровой образовательной среды, как условия совместно с вузами Республики Саха (Якутия) с целью их дальнейшего трансфера. Выявлены ключевые характеристики цифровой образовательной среды и ее значимость для подготовки будущих педагогов и учителей образования цифровой формации. Разработана локальная цифровая образовательная среда для изучения дисциплины «Инфокоммуникационные технологии» для обеспечения образовательного процесса с использование технологии дистанционного обучения. Выводы и предположения предстоящей системной деятельности по введению онлайн-формата в реализации образовательных программ в стандартной образовательной ситуации могут быть интересны преподавателям высшей школы и среднего профессионального образования и руководителям образовательных организаций.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая экосистема; педагогическое образование; адаптация профессиональная деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Legan M.V., Royak M.E., Gorbunov M.A. DiSpace 2.0 e-learning system - a fundamental element of the digital educational environment (ecosystem) of NSTU. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3520-3531.
DOI. 10.15372/PEMW20200115.
[2] Tretyakova T. V., Prokopiev M. S., Goncharova S. V., Karpova N. A., Iljina T. S. Procul paedagogica educationem in condicionibus coronavirus. Propositos y representaciones. 2020. T. 8. № s3. C. E718. Doi: 0.20551/pyr2020.v8nspe3.718
[3] Vlasova E. Z., Barakhsanova E. A., Goncharova S. V., Iljina T. S., Aksyutin P. A. Magister educatio superior educationis ratio, dum summus et synergy digital technology. Propositos y representaciones. 2020. T. 8. № s3. C. E719. Doi: 10.20551/pyr2020.v8nspe3.719
Ii ~
Donec et applicando complexus network domini elit. -S. Petersburg: Libellorum domus RSPU. A. I. Herzen, 2016. - 183 c.
[4] Аксютин П.А., Власова Е.З., Государев И.Б., Карпова Н. А., Жуков Н.Н. Корпоративное электронное обучение. Учебно-методический комплекс сетевой магистерской программы. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 183 c.
Authors ' contribution: Barakhsanova E.A. - writing the text, statistical data processing; Nikitina E.V.- literature review, conducting the experiment; Petrova T.A. - collection and processing of materials. Conflict of interest statement. the authors declare that there is no conflict of interest
Barakhsanova E.A. SPIN 8540-8467ID: 268975; ORCID ID: 0000-0003-3327-8773.
Research interests, number of main publications: Informatization and digitalization of education, more than 210 publications have been published, including 15 in SCOPUS, 5 in WoS, 68 in the Higher Attestation Commission and 38 in conference proceedings.
Nikitina A.V.-SPIN ID: 9210-0159; ORCID ID: 0000-0003-2751-0257
Research interests, number of main publications: The study of information and network technologies in professional education, more than 60 publications have been published, 2 of them in SCOPUS, in WoS-1, in HAC-9 and 8 in conference materials.
Petrova T.A. SPIN ID: 9210-0159; ORCID ID: 0000-0003-0188-3223
Research interests, number of main publications: informatization of education, more than 20 publications have been published, of which there are 4 in the Higher Attestation Commission and 6 in conference proceedings
Вклад авторов: Барахсанова Е.А. - написание текста, статистическая обработка данных; Никитина Е.В.— обзор литературы, проведение эксперимента; Петрова Т.А. — сбор и обработка материалов. Заявление о конфликте Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Барахсанова Е.А. SPIN 8540-8467ID:268975; ORCID ID: 0000-0003-3327-8773
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Информатизация и цифровизация образования, опубликованы более 210 публикаций из них 15 в СКОПУС, 5 в WoS, 68 в ВАК и 38 в материалах конференций.
Никитина А.В. SPIN ID: 9210-0159; ORCID ID: 0000-0003-2751-0257
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение информационных и сетевых технологий в профессиональном образовании, опубликованы более 60 публикаций из них 2 в СКОПУС, в WoS -1, в ВАК- 9 и 8 в материалах конференций.
Петрова Т.А. SPIN ID: 9210-0159; ORCID ID: 0000-0003-0188-3223
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: информатизация образования, опубликованы более 20 публикаций из них 4 в ВАК и 6 в материалах конференций.
For citation: Barakhsanova E.A., Nikitina E.V., Petrova T.V. THE USE OF THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №7. pp. 4-10. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-4-10.
Для цитирования: Барахсанова Е.А., Никитина Е.В. Петрова Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №7. С. 4-10. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-7-4-10.
Введение. Подготовка молодого поколения к созданию новых ценностей в условиях технологически насыщенной непрерывно и динамически развивающейся цифровой среды требует новых решений от системы образования в целом, и педагогического - в особенности. Педагогическое образование
играет особую роль для успешного развития государства, интеллектуализации общества, воспроизводства квалифицированных
кадров, соответствия вызовам времени. Одним из таких вызовов является цифровизация. Ее влияние делает педагогическое образование более
~ п ~
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "
технологичным, гибким, открытым, мобильным. Оно адаптируется под изменяющуюся цифровую среду, которая в свою очередь, является составной частью цифровой экологической системы педагогического образования. На
протяжении ряда лет в СВФУ им. М.К. Аммосова проводилась экспериментальная работа по созданию цифровой экосистемы педагогического образования. В основу ее разработки положен адаптивный подход и понимание того, что основным условием успешного адаптивного обучения является взаимная адаптирующая деятельность преподавателя и адаптивная деятельность обучающихся в условиях адаптивно развивающейся цифровой образовательной среды.
Процесс развертывания
образовательных экосистем - характерная особенность современных университетов Российской федерации. Он усиливается все более масштабным процессом их цифровизации. В педагогических вузах эти инновации пока не столь заметны. Однако, именно система педагогического
образования (ПО) требует первоочередных перспективных исследований и разработок, направленных на формирования общих открытых образовательных пространств, в которых будут складывать новые отношения сотрудничества между педагогическими образовательными организациями разного типа, в том числе на цифровой основе. Отмеченные направления исследований, актуальны для изучения проблемы создания цифровой образовательной среды педагогического образования (ЦОСПО).
Цель статьи - акцентировать внимание на необходимость адаптивной разработки цифровой образовательной среды, учитывающей как внутривузовские и региональные образовательные потребности, так и тенденции быстро меняющегося цифрового мира.
В работах авторов отмечается, что предпосылками для создания цифровых экосистем являются теоретические и
практические результаты, полученные исследователями научного и педагогического сообщества по вопросам дистанционного и электронного обучения [1, 2, 3]. В ряду этих работ особое внимание уделяется исследованиям цифровой подготовки педагогов как непосредственных и активных участников цифрового образовательного процесса, осуществляемого в условиях цифровой образовательной экосистемы [4]. В тоже время в проанализированных работах не находит достаточно полного отражения проблема проектирования, разработки и активного использования цифровых экосистем педагогического образования с опорой на идеи адаптации и интеллектуализации цифровой сферы образования. Теоретическими основами выполненного исследования явились работы российских авторов в этих областях.
Обсуждение и результаты. Исследование проводилось на протяжении более, чем 10 лет. Работа продолжается и по настоящее время. В результатах исследования отражается динамика изменения форматов обучения будущих учителей; представлений о способах организации и осуществления образовательного процесса на основе партнерских отношений; вариантов использования цифровых инструментов и решений; появления новых видов деятельности участников образовательного процесса; развития технологий электронного обучения в направлении использования искусственного интеллекта. В течение всего периода исследования проводится сбор экспериментальных данных по проблеме формирования в педагогических вузах локальных цифровых образовательных экосистем, их развития, перестраивания и трансляции полученных результатов партнерам по педагогическому сообществу. Изучается, в какой степени эта трансляция является акселератором для развития цифровой экосистемы педагогического образования в целом. По результатам анализа содержания образовательных программ, наблюдения за учебным процессом в ряде
педагогических вузов России, в котором все больше используется дидактический потенциал цифровых технологий, а также бесед с коллегами - преподавателями педагогических вузов, был сделан обобщающий вывод, что цифровая трансформация и цифровая экосистема педагогического образования повышает эффективность образовательного процесса и образовательных отношений. Делает образовательный процесс гибким, адаптивным, насыщенным инновациями; повышает образовательную активность всех субъектов образовательного процесса. Вместе с тем следует отметить, что цифровая экосистема педагогического образования -это создаваемая здесь и сейчас практика для будущего педагогического образования. Эта общая практика складывается из отдельных локальных практик образовательных организаций, участвующих в развитии педагогического образования. Она требует как теоретических, так и практических исследований и разработок.
Объектами исследования были студенты педагогических университетов Республики Саха (Якутия) обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» и изучающие дисциплину
«Инфокоммуникационные технологии» с использованием специально разработанной для этого локальной цифровой экосистемы. Система разработана коллективом преподавателей кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова. Общее количество участников эксперимента более 500 бакалавров. Система использовалась также при работе преподавателей Намского педагогического колледжа им. И. Е. Винокурова и Арктическом государственном институте культуры и искусств, а также при реализации программ дополнительного профессионального образования (2016 - 2020 годы) преподавателями педагогического института СВФУ.
Участникам эксперимента
предлагалось выделить наиболее
существенные характеристика (из ряда предложенных), которые с их точки зрения делают цифровую экосистему комфортной для обучения и способствуют получению более высокого результирующего балла. К таким характеристикам они отнесли: адаптивность, гибкость, использование элементов искусственного интеллекта, наличие широкого спектра цифровых инструментов и технологий, используемых для взаимодействия и коммуникаций.
Также была поставлена задача выяснить влияет ли и каким образом комфортность цифровой образовательной среды по изучению дисциплины «Инфокоммуникационные технологии» на результаты ее освоения обучающимися. Оценка результатов изучения дисциплины «Инфокоммуникационные технологии» производилась по 100-балльной шкале, а оценка комфортности локальной цифровой экосистемы по 50-балльной шкале. Фиксировались усредненные значения по каждой группе обучающихся. В процессе исследования обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «Способствует ли комфортность работы в локальной цифровой экосистеме получению более высокого балла при изучении дисциплины
«Инфокоммуникационные технологии»? А также сделать прогноз изменения получаемого итогового балла при изучении дисциплины при повышении комфортной работы в цифровой образовательной среде по изучению дисциплины
«Инфокоммуникационные технологии».
Для обработки полученных данных был применен регрессионный анализ с использованием ^критерия Стьюдента.
В результате проведения
эксперимента были получены выборочные данные (таблица 1) в виде набора средних баллов оценки комфортности локальной цифровой экосистемы по изучению дисциплины «Инфокоммуникационные технологии» (у) и средних баллов студентов которые они получили в результате изучения этой дисциплины.
Таблица 1.
Выборочные данные по изучению дисциплины «Инфокоммуникационные технологии»
Table 1.
Selected data on the study of the discipline "Infocommunication technologies"
У 14,8 16 19 22,5 24 34 32 20,9 22 23,5 32 35 24 47,9 27,5
x 38 40 41 60 55 80 95 70 48 53 95 75 63 100 70
В дополнение к выборочным данным определено, на сколько значимым является коэффициент корреляции. С этой целью предварительно была сформулирована гипотеза:
1) основная статистическая гипотеза (нулевая) Но: корреляция между уровнем комфортности цифровой образовательной среды и средним баллом студента, который они получают в результате изучения этой дисциплины равна нулю, т.е. изучаемый фактор не оказывает существенного влияния на результативный признак;
Нулевая гипотеза проверена при помощи t-критерия Стьюдента. По формуле (1) было вычислено расчетное значение:
И
(1)
^расч
1 -г2 2
п
Затем полученное расчетное значение было сопоставлено с критическим значением 1кр. при уровне значимости а = 0,05 и для числа степеней свободы ёГ = п - 2 = 15 - 2 = 13. Оно равно 2,16. Учитывая, что 1расч > 1«р, то основная статистическая гипотеза Но отвергается и принимается альтернативная ей Н1. Поэтому комфортность ЛЦЭ дисциплины «Инфокоммуникационные технологии» оказывает статистически существенное влияние на получаемые студентами баллы.
Далее была подтверждена значимость влияния комфортности цифровой
образовательной среды на получаемые студентом баллы. Вычисления выполнены в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определена статистическая значимость коэффициента регрессии с использованием 1;-
критерия Стьюдента. Его расчетное значение tp найдено по формуле (6):
t,
Рш~ ; mbi~
Пу-уР2 I (п-2>о-2п
(2)
Оно равно 5,797; 2) по таблице критических точек ;-распределения Стьюдента определено значений 1кр = 2,16; 3) на основании того, что 1р > 1кр сделан вывод о статистической значимости коэффициента регрессии.
В результате проведенного исследования показано, что для успешной подготовки специалистов образования к осуществлению постоянно меняющейся и эволюционирующей под влиянием цифровизации профессиональной
деятельности, их подготовку целесообразно осуществлять в условиях цифровой экосистемы педагогического образования. Показано, что ее масштабную разработку целесообразно начинать с создания локальных цифровых экосистем внутри вуза, например, с локальных цифровых экосистем, предназначенных для изучения конкретных дисциплин. На основе метода математического моделирования,
выполненного с использованием
регрессионного анализа, выявлено следующее: степень комфортности работы обучающихся в цифровой экосистеме для изучения дисциплины
«Инфокоммуникационные технологии» сугубо положительно влияет на получение положительных итоговых результатов студентами.
Степень комфортности определяется тем, на сколько развиты характеристики цифровой экосистемы, которые как было установлено в процессе исследования
~ г*/
постоянно развиваются, дополняются, повышают ее дидактическую
продуктивность. Это происходит за счет постоянной адаптации экосистемы, связанной с изменчивостью цифровых технологий, решений, устройств,
интерфейсов.
Следует отметить, что цифровая образовательная среда позволит
конкретизировать действия образовательных организаций Якутии, осуществить организационно-педагогическую, мониторинговую деятельность по обеспечению условий реализации процессов подготовки педагогических кадров в области педагогических технологий, содействовать разработке мер по внедрению современных образовательных технологий при
осуществлении деятельности института, организаций или частных лиц, являющихся его стейкхолдерами в рамках соответствующих соглашений.
Полное развертывание работ на базе Педагогического института, как
образовательного ресурсного центра, возможно при серьезной модернизации компьютерного парка, при создании студии видеомонтажа для записи видеолекций и дистанционных образовательных программ, web-лаборатории, обеспечивающей доступ к образовательным онлайн-ресурсам, и предполагает: обучение педагогов (развитие Soft Skills) на основных образовательных
программах высшего образования; развитие системы профессионального роста педагогических работников; повышение уровня владения педагогами предметными компетенциями (Hard Skills) в условиях цифровой образовательной среды; формирование системы непрерывного обновления новых профессиональных навыков; внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий; реализация образовательных программ по сквозным цифровым технологиям: искусственному интеллекту, робототехнике, аналитике больших данных и др.
Заключение. Формирование такой системы сильно востребовано в республике со сложными транспортными и
информационными коммуникациями,
большой отдалённостью регионов и дороговизной прибытия в вузовские центры, которые уменьшают возможности предоставления доступного качественного образования гражданам из отдаленных поселений.
Следует отметить то, что формирование цифровой образовательной среды как целостной социально-значимой многоуровневой системы, участниками которой являются обучающиеся и преподаватели, востребовано в
образовательных организациях Республики Саха (Якутия).
Corresponding Author: Barakhsanov Vladimir Polikarpovich-Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation
E-mail [email protected]
Ответственный за переписку: Барахсанов Владимир Поликарпович-кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания, ФГАОУ ВО СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Российская Федерация
E-mail [email protected]