Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N6 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
й ■am ^f-dffl RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Barakhsanov V.P., Danilova A.I., Abramova V.R., 2021
ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-36-42
L ч Принята 10.06.2021 | Accepted 10.06.2021
к УДК 372.879.6
ORGANIZATION OF REMOTE ONLINE TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES OF YAKUTIA DURING THE PANDEMIC
Barakhsanov1 V.P., Danilova2 A.I., Abramova3 V.R.
1North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation 2Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha village, Russian Federation
ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОГО ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ ЯКУТИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Барахсанов1 В.П., Данилова2 А.И., Абрамова2 В.Р.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Российская Федерация
2ФГБОУВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча, Российская Федерация
Abstract. The article presents the organization of remote online training for students of the Institute of Physical Culture and Sports of the North-Eastern Federal University (IFCiS NEFU) and the Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports (CHIPCIS) by means and technologies of online distance learning for the period of the worldwide quarantine due to COVID-19 (April 2020-April 2021). These events affected all areas of higher education in conditions of self-isolation and quarantine measures in the use of distance learning at all levels of education. The experiment involved 220 students from the two above-mentioned physical education universities in Yakutia. The study was conducted using the survey method developed by one of the authors of the article, taking into account the specifics of the organization of online learning in the regional education system with statistical processing of the data of the research results. The authors substantiate the practical significance of the study in
Аннотация. В статье представлена организация удаленного онлайн обучения у студентов института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета (ИФКиС СВФУ) и Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (ЧГИФКиС) средствами и технологиями сетевого дистанционного обучения на период объявленной по всему миру карантина из-за COVID-19 (апреля 2020 - апрель 2021). Данные события коснулись по всем направлениям высшего образования в условиях самоизоляции и карантинных мероприятий в использовании дистанционных форм обучения на всех уровнях образования. В эксперименте участвовали 220 студентов из двух вышеназванных физкультурных вузов Якутии. Проведено исследование с использованием метода опроса, разработанный одним из авторов статьи с учетом специфики
the context of the organization of online distance learning using software tools and a distance learning platform in the regional system of physical education. The materials of the article are of practical value for teachers and researchers on the problems of training teachers and teachers in the field of e-learning implementation, taking into account the scientific and methodological support of the educational process
Keywords: online learning, information competence, remote online learning, distance education, network technologies, pandemics
REFERENCES
[1] Barakhsanova E. A., Varlamova V. A., Vlasova E. Z., Nikitina E. V., Prokopyev M. S., Myreeva A. N. Vocationibus disciplina et schola doctores in Yakutia scriptor universitatibus per principium regionalization (case study de methodo docendi naturalis scientia ad spem doctores) // Espacios. 2018. T. 39. № 20. C. Triginta quinque
[2] Tretyakova T. V., Prokopiev M. S., Goncharova S. V., Karpova N. A., Iljina T. S. (2020). Procul paedagogica educationem in condicionibus coronavirus. Propositos y representaciones. Vol. 8. Non. S3. Pp. e718. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.718
[3] Vlasova E. Z., Barakhsanova E. A., Goncharova S. V., Iljina T. S., Aksyutin P. A. (2020). Magister educatio superior educationis ratio, dum summus et synergy digital technology Propositos y representaciones. Vol. 8. Non. S3. Pp. e719. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.7
[4] Sorochinsky M. A. Analysis doctores ' igitur opus est in aliquam educational environment universitatis / Societas: sociologia, psychologia, paedagogia. -2018. №8. Pp. 103-106.
организации онлайн обучения в системе регионального образования со статистической обработкой данных результатов исследования. Авторами обоснованы практическая значимость исследования в условиях организации дистанционного онлайн обучения с использованием программных средств и платформы дистанционного обучения в региональной системе физкультурного образования. Материалы статьи
представляют практическую ценность для педагогов и исследователей по проблемам подготовки учителей и педагогов в области внедрения электронного обучения с учетом научно-методического сопровождения учебного процесса
Ключевые слова: онлайн обучения, информационная компетентность, удаленное онлайн обучения, дистанционное образование, сетевые технологии, пандемии
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Barakhsanova E. A., Varlamova V. A., Vlasova E. Z., Nikitina E. V., Prokopyev M. S., Myreeva A. N. Vocationibus disciplina et schola doctores in Yakutia scriptor universitatibus per principium regionalization (case study de methodo docendi naturalis scientia ad spem doctores) II Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. Triginta quinque
[2] Tretyakova T. V., Prokopiev M. S., Goncharova S. V., Karpova N. A., Iljina T. S. (2020). Procul paedagogica educationem in condicionibus coronavirus. Propositos y representaciones. Vol. 8. Non. S3. Pp. e718. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.718
[3] Vlasova E. Z., Barakhsanova E. A., Goncharova S. V., Iljina T. S., Aksyutin P. A. (2020). Magister educatio superior educationis ratio, dum summus et synergy digital technology Propositos y representaciones. Vol. 8. Non. S3. Pp. e719. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.7
[4] Сорочинский М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза I Общество: социология, психология, педагогика. —2018. №8. С.103-106.
Authors' contribution: Barakhsanov V.P.-literature review, text writing; Danilova A. I.-statistical data processing; Abramova V. R.-collection and processing of materials. Statement of conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest. Research interests, number of main publications: Conflict of interest statement. the authors declare that there is no conflict of interest
Barakhsanov V.P -SPINID:953512; ORCID ID: 0000-0001-7648-6922
Research interests, number of main publications: Studying the theory of intellectual games and informatization, more than 80 publications have been published, 10 of them in SCOPUS, 3 in WoS, 16 in Higher Attestation Commission (HAC) and 9 in conference materials.
Danilova A. I- SPIN ID: 308266; ORCID ID: 0000-0003-2054-2555
Research interests, number of main publications: Study of the use of ICT technologies, more than 40 publications have been published, including 3 in SCOPUS, 2 in WoS, 11 in the Higher Attestation Commission (HAC) and more than 20 in conference proceedings.
Abramova V. R.-SPIN ID: 6881-3262; ORCID ID: 0000-0002-6976-7176
Research interests, number of main publications: The study of the physical condition of children and adolescents, people involved in sports, more than 30 publications have been published, 4 of them in SCOPUS, 2 in WoS, 8 in the Higher Attestation Commission (HAC) and 14 in conference proceedings.
Вклад авторов: Барахсанов В.П.: обзор литературы, написание текста; Данилова А.И.— статистическая обработка данных; Абрамова В.Р.: сбор и обработка материалов. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Барахсанов В.П. — SPIN ID: 953512; ORCID ID: 0000-0001-7648-6922
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение теория интеллектуальных игр и информатизация, опубликованы более 80 публикаций из них 10 в СКОПУС, 3 в WoS, 16 в ВАК и 9 в материалах конференций;
Данилова А.И. — SPIN ID : 308266; ORCID ID : 0000-0003-2054-2555
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение использования ИКТ-технологий, опубликованы более 40 публикаций из них 3 в СКОПУС, 2 в WoS, 11 в ВАК и более 20 в материалах конференций.
Абрамова В.Р. — SPIN ID: 6881-3262; ORCID ID: 0000-0002-6976-7176
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение физического состояния детей и подростков, лиц занимающихся спортом, опубликованы более 30 публикаций из них 4 в СКОПУС, 2 в WoS, 8 в ВАК и 14 в материалах конференций.
For citation: Barakhsanov V.P., Danilova A.I., Abramova V.R. ORGANIZATION OF REMOTE ONLINE TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES OF YAKUTIA DURING THE PANDEMIC // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. №6. - C. 36-42. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-36-42.
Для цитирования: Барахсанов В.П., Данилова А.И., Абрамова В.Р. ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННОГО ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ ЯКУТИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. №6. - С. 36-42. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-36-42.
Введение. Одной из актуальных задач дистанционного обучения в системе физкультурного образования выступает формирование информационной
компетентности будущих специалистов, которую мы рассматриваем как характеристику профессиональной
компетентности. По нашему мнению, это позволит выработать стратегию развития онлайн обучения в физкультурном образовании путем повышения
квалификации и дополнением
образовательных программ в этой области. и
развития информационной компетентности. В рамках данного исследования, информационной компетентностью
выступает готовность и способность использовать цифровые ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных
технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды. Цель исследования заключается в повышении
уровня информационной компетентности у студентов в условиях организации удаленного дистанционного онлайн обучения во время пандемии.
В условиях пандемии
коронавируса СОУГО-19 вынужденно возрос интерес к электронному обучению, поскольку занятия в привычной форме на время стали невозможными. Обучающихся в удаленном формате будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем становится все больше. В связи с этим, большую актуальность получили навыки, необходимые для организации беспрепятственной контактной работы с использованием дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения. Его практическая реализация требует изменения целей, организационных форм и технологий образовательной деятельности, направленных на интеграцию созданных инноваций в традиционный образовательный процесс, а также рассмотрены возможности онлайн обучения и анализ выбора платформы обучения во время пандемии.
Учитывая международный опыт, российские ученые в период пандемии активно исследовали различные подходы при реализации онлайн обучения [1], отмечается важная роль электронной образовательной среды вуза как основы организации онлайн обучения в период пандемии [3]. Проанализировав международный и российский опыт цифровизации образования и развития цифровой компетентности, в рамках данного исследования, цифровой компетентностью выступает готовность и способность использовать цифровые ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных
технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды.
Обсуждение и результаты. Теоретическими основами исследования в аспекте
обеспечения образовательной деятельности и управления ею в условиях пандемии на основе организации дистанционного онлайн обучения явились работы преподавателей СВФУ, опубликованные по итогом международной конференции
«Совершенствование методики преподавания для студентов вузов в контексте карантинных мер во время пандемий: анализ международного опыта и поиск лучших практик» в журнале, индексируемый в Web of Science (2020), что работа в условиях цифровизации в сфере образования требует сложных преобразований как в школьной системе, так и в системе педагогического образования, в том числе физкультурного образования под влиянием прогрессивных цифровых технологий [2, 4].
Считаем, что необходимость организации онлайн дистанционного обучения во время пандемии обусловливается тем, что образовательный процесс ориентирована на жестко ограниченные между собой взаимосвязи учебных дисциплин в соответствии госстандарта, что ведет к сдерживанию процесса формирования и развития межпредметных связей и подготовки современного специалиста.
Мы считаем, что онлайн образовательная среда будет способствовать повышению формированию
информационной компетентности с учетом оценки результативности обучения по БРС; применению активных и интерактивных технологий обучения. Задачами
исследования являются анализ исследований в области формирования информационной компетентности средствами онлайн обучения с апреля 2020 по апрель 2021 года. В эксперименте было охвачено более 220 студентов, из учебной группы обучения ИФКиС СВФУ и ЧГИФКиС и больше 30 преподавателей.
Педагогический эксперимент
включает в себя два этапа. Первый этап -подготовительный, на котором определена площадка для проведения педагогических
экспериментов и определены критерии оценки программных средств, используемые в образовательном процессе вышеназванных вузов Якутии. На втором этапе -сравнительно-констатирующий этап,
включающий оценку уровня
сформированности информационной
компетентности в организации онлайн обучения во время пандемии (с апреля 2020 по апрель 2021 год) в рамках изучения блока информационных дисциплин у студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в формате онлайн обучения во время пандемии, включающий также обработку и сравнительный анализ результатов исследования.
Для оценки уровня информационной компетентности нами был разработан интерактивный тест, содержащий различные задания, связанные с поиском, обработкой, представлением информации. Основными критериями при выборе всех программных сред и средств являются: открытость, доступность, удобный интерфейс, совместная деятельность во время всего процесса. Организация онлайн обучения во время пандемии актуализировало проблему подготовки будущего бакалавра к новым условиям на основе сформированности у него информационной компетентности.
В ходе исследования был выбран междисциплинарный подход к анализу представлений о развитии дистанционного онлайн обучения, чему посвящены работы Е. З. Власовой и Е.А. Барахсанова. Элементы электронного обучения рассматриваются нами в трех аспектах: электронные среды, обучающие программные средства, программные средства для оценки и контроля. Под электронными средами ЭС подразумеваются различные облачные технологии, создающие среду
взаимодействия, студент-студент-
преподаватель, посредством которой и происходит взаимодействие между субъектами учебного процесса.
Обучающими программными средствами, является набор программных средств, предназначенный для изучения и разработки
на их основе различных материалов по текущим темам блока информационных дисциплин и их последующей защиты. Программные средства оценки и контроля представляют собой прикладное
программное обеспечение, позволяющее создавать контролирующий материал для отслеживания усвояемости знаний и степени сформированности компетенций.
Мы считаем, что онлайн образовательная среда будет способствовать формированию предметной компетентности с учетом национального регионального компонента; оценки результативности обучения по БРС; применению активных и интерактивных технологий обучения. Задачами исследования являются анализ исследований в области формирования предметной компетентности средствами в условиях организации онлайн обучения с апреля 2020 по апрель 2021 года.
Первый этап - подготовительный, определена площадка для проведения педагогических экспериментов.
Второй этап - проведено исследования по реализации онлайн обучения по дисциплинам информационного блока.
Основными критериями при выборе всех программных сред и средств являются: открытость, доступность, удобный интерфейс, совместная деятельность во время всего процесса обучения.
При этом открытость подразумевает использование сред и средств открытых для всех пользователей независимо от его категории; доступность должна
осуществляться простым поиском и нахождением необходимого программного ресурса; любая используемая программная среда или ресурс должны быть оснащены дружественным интерфейсом, не
вызывающим отторжение у пользователей; совместная деятельность подразумевает использование только того набора программных сред и средств для организации всего педагогического процесса, которые в свою очередь будут изучены студентами.
Считаем, что при организации онлайн обучения в физкультурных вузах Якутии необходимо основываться на
междисциплинарный подход для повышения уровня сформированности у будущих учителей физической культуры и спорта информационной компетентности в области использования цифровых ресурсов, технологий и различных платформ, и инструментов в профессиональной деятельности.
Результаты сформированности
компетенций в рамках изучения блока информационных дисциплин у студентов ИФКиС и ЧГИФКиС выглядят следующим образом: ОК-16 способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности - 33%, 30%; ОК-22 способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности - 84%, 86; ОК-23 (ОПК-5) способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) - 90%, 87%; ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих профессий - 60%, 45%; ПК-16 способностью проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для практического обучения - 75%, 70%; ПСК-1
способен настроить и поддерживать в работоспособном состоянии компьютерную сеть в своем компьютере - 30%, 25%; ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся профессиональной
компетентности - 70%, 65%.
Следует отметить то, что каждый модуль блока информационных дисциплин в образовательных планах вышеназванных вузов Якутии содержит информационные, учебные и контрольно-измерительные материалы, представленные в различных формах (текстовые и интерактивные лекции, презентации, видеолекции, опросники, БСОЯМ-пакеты, задания и др.). На изучение модулей разработаны онлайн курсы для
студентов и преподавателей на базе платформы Moodle.
Разработана методическая система с учетом регионального компонента в онлайн формате, основанная на принципах междисциплинарного подхода оказали возможность повысить уровень
информационой компетентности у студентов ИФКиС и ЧГИФКиС на период пандемии.
Свидетельством успешности
организации онлайн обучения во время пандемии стала повышение интереса и дальнейшее использование студентами элементов электронного обучения в своей образовательной деятельности после завершения блока информационных дисциплин. Также повысилась активная деятельность студентов, выраженная в участии на научно-практических
конференциях и семинарах с использованием платформы Moodle.
Необходимость организации онлайн дистанционного обучения во время пандемии обусловливается тем, что образовательный процесс ориентирована на жестко ограниченные между собой взаимосвязи учебных дисциплин в соответствии госстандарта, что ведет к сдерживанию процесса формирования и развития межпредметных связей и подготовки современного специалиста. Одним из условий для разработки онлайн интегрированные курсов по образовательным областям знаний необходимо
придерживаться на междисциплинарный подход в условиях неопределенности и модернизации системы образования - это одна из основных миссий педагогических вузов. Использование междисциплинарного подхода позволило в реализации онлайн обучения во время пандемии, а также для обеспечения материалами и инструкциями специалистов и тренеров спортивных организаций Якутии.
Согласно полученным данным, мы приходим к выводу о том, что предметная компетентность студентов ИФКиС СВФУ находится на среднем уровне, немного выше
по сравнению со средними результатами в ЧГИФКиС и АГИКиИ, о чем свидетельствуют результаты исследования. Помимо этого, полученный опыт работы на онлайн формате во время пандемии определил решения профессиональных задач с использованием платформы Мооё1е, а также повышение интереса и дальнейшее использование студентами технологию онлайн обучения в своей образовательной деятельности.
Заключение. Согласно полученным данным, мы приходим к выводу о том, что предметная компетентность студентов ИФКиС СВФУ находится на среднем уровне, немного выше по сравнению со средними результатами в ЧГИФКиС о чем свидетельствуют результаты исследования. Помимо этого, полученный опыт работы на онлайн формате во время пандемии определил решение профессиональных задач с использованием разработанного электронного
образовательного ресурса практико-профессиональной направленности на платформе Мооё1е
Свидетельством успешности
организации дистанционного онлайн обучения во время пандемии стала повышение интереса и дальнейшее использование студентами технологию онлайн обучения в своей образовательной деятельности. Также повысилась активная деятельность студентов, выраженная в
участии на научно-практических
конференциях и семинарах с использованием платформы Мооё1е.
Следует отметить то, что исследование выполнено коллективом авторов, которые являются представителями различных образовательных организаций Республики Саха (Якутия). Это позволяет глубже осмыслить проблемы и задачи эффективной подготовки специалистов образования и их адаптации для работы в условиях пандемии, выявить и разработать необходимые для этого общие, специфические и актуальные
образовательные технологии,
адаптированные к региональным
особенностям и возможным рискам.
Результаты проведенного
исследования позволили повысить эффективность работы со студентами в проведении занятий дисциплин
информационного блока во время пандемии с использованием платформы Мооё1е, которое обоснованно свидетельствует о
необходимости знание основ облачных технологий, умение организовывать онлайн и офлайн взаимодействие с использованием различных сервисов в условиях организации дистанционного онлайн обучения с использованием программных средств и платформы дистанционного обучения в региональной системе физкультурного образования.
Corresponding Author: Barakhsanov Vladimir Polikarpovich-Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian
Federation
E-mail [email protected]
Ответственный за переписку: Барахсанов Владимир Поликарпович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания, ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Российская Федерация
E-mail [email protected]