Научная статья на тему 'Сетевая школа методиста как модель сетевого образовательного пространства'

Сетевая школа методиста как модель сетевого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОННЕКТИВИЗМ / CONNECTIVISM / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ПЕРСОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUAL AND PERSONAL EDUCATION / МОДЕЛЬ СШМ / NETWORK EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевская Елена Владимировна

Понятие «сетевое обучение» на примере реализации модели «Сетевая школа методиста» одно из организационных решений, обеспечивающих использование ресурсов одновременно нескольких организаций в реализации непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая школа методиста как модель сетевого образовательного пространства»

СЕТЕ

ВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА как модель сетевого образовательного пространства

Елена Владимировна Василевская,

заведующая кафедрой развития образования ФГАОУ АПКиППРО, г. Москва, доцент, кандидат педагогических наук e-mail: vasilevskaya@apkpro.ru

Сетевая форма организации непрерывного образования взрослых — это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких организаций в реализации процесса непрерывного образования, осуществляемого в течение всей жизни взрослым индивидом в целях профессионального роста и личностного совершенствования.

• сетевое обучение • коннективизм • индивидуальное и персональное обучение

• модель СШМ

Ф

едеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма рассматривается как форма реализации образовательных программ: «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации». Сетевая форма организации непрерывного образования взрослых представляется одной из наиболее востребованных форм организации образовательной деятельности в современном обществе, поскольку современные цифровые технологии и средства коммуникации позволяют осуществлять

процесс получения образования в отрыве от непосредственного места нахождения образовательной организации. С этим связано множество различий в трактовке сущности понятия «сетевая форма обучения».

Рассмотрим понятие «сетевое обучение» на примере реализации модели «Сетевая школа методиста» на портале «Сетевое образование. Net-Edu» http://net-edu.ru/, где Сетевая школа методиста (СШМ) — сетевое образовательное пространство, организуемое в соответствии с сетевыми нормами современного информационного общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не передача знаний и технологий, а формирование компетентностей в деятельности. Сетевое образование — это способ организации обучения с помощью информационных технологий посредством налаженного

канала связи для обеспечения учащихся учебно-методическим (дидактическим) материалом, для эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса, оно позволяет интенсифицировать процесс усвоения знаний, активизируя самостоятельную деятельность учащихся.

Сетевое образование в рамках СШМ базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов. Многие направления современного образования (идея развития отечественного профессионального образования как непрерывного, освоение инновационных технологий, внедрение образовательной модели Life-Long Learning) напрямую связаны с развитием информационных и коммуникационных технологий, возросшим объёмом учебного и научного контента, активным взаимодействием пользователей в сети. Как результат для объяснения происходящих изменений и инноваций в образовании используются не только известные теории, но и появляются новые теории обучения, которые используются в практике образовательной деятельности СШМ. К таким теориям относятся автогогика (наука о самовоспитании и самообразовании), коннективизм (наука о моделировании поведенческих явлений процессами становления в сетях из связанных между собой простых элементов), равногогика, параго-гика (самоорганизующееся взаимное обучение в модели «равный к равному»).

Анализ отечественных и зарубежных источников1 показывает, что концепция модели «равный к равному» считается перспективным направлением в высшем и дополнительном профессиональном образовании. В сетевом обучении эта модель реализуется посредством ИКТ: обучаемые взаимодействуют в режиме учебного сообщества. Ризоматическая модель обучения — взгляд на учебную деятельность, выраженный в метафоре ризомы: познаватель-

1 См.: Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс] / пер. Травкин, И. URL: http://www. connected-learning.ru/home/ravnogogika/lst-paper (дата обращения: 16.03.13 г.); Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е.Д. Патаракин. — М.: ПЭР СЭ, 2006; Dave Cormier [Электронный ресурс]. URL: http://davecormier.com (дата обращения: 15.09.14.

ная траектория уподобляется разрастающемуся корневищу, у которого нет ни начала, ни конца, ни какого-либо центра; оно растёт из любой точки и в любом направлении; с точки зрения учащегося: если мне что-то интересно (важно/нужно), я начинаю это изучать. Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения.

В соответствии с этим СШМ — это модель «сетевого образовательного пространства» как система, структурными элементами которой являются:

• участники учебного процесса;

• информационные образовательные ресурсы, имеющиеся, а также создаваемые участниками в процессе обучения;

• взаимодействие участников посредством сетевого сервиса.

В основе организации образовательной деятельности СШМ — реализация идей коннективизма, то есть внедрение технологии сетевого обучения, которая базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Коннективизм — это теория обучения, которая была развита канадскими учёными Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом. Авторы этой теории называют коннективизм «теорией обучения в цифровой век»2. Основное положение: обучение — это процесс связывания «специализированных узлов, источников информации», то есть построение сети.

2 См.: Siemens G. Knowing Knowledge [Электронный ресурс]. URL: http://www.elearnspace.org/ KnowingKnowledge_LowRes.pdf (дата обращения: 14.11.14 г.); Siemens G. What are Learning Analytics? published online at [Электронный ресурс]. — URL: http:/ /www.elearnspace.org/blog/2010/08/25/what-are-learning-analytics/(дата обращения: 21.08.14 г.); Downes S. What Connectivism is. Connectivism Conference: University of Manitoba Message posted to URL: http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/dis-cuss.php?d=12 (дата обращения: 01.11.14 г.).

Основные принципы коннективизма:

• обучение — это процесс соединения связями специализированных узлов или источников информации;

• обучение (в том смысле, что что-то известно, но не обязательно при этом осознаётся носителем знания) может находиться вне человека — в сообществах, сетях или базах данных (то есть в технических средствах

в том числе);

• способность узнавать нечто новое более важна, чем то знание, которым мы располагаем в текущий момент;

• налаживание и поддержание связей необходимо для облегчения процесса обучения. Обучение и знания рождаются из разнообразия мнений;

• различные подходы и личные навыки необходимы для эффективного обучения в современном обществе. К примеру, способность видеть связи между областями знания, идеями и концепциями — один из основных навыков;

• быть всё время «в теме» (то есть располагать самым современным знанием) — задача всего коннективистского обучения;

• принятие решений само по себе есть обучение. Выбор чему учиться и смысл поступающей информации воспринимаются через призму изменяющейся реальности. В то время как ответ правильный прямо сейчас, он может быть неправильным завтра в связи с изменениями в информационном пространстве.

Сетевое обучение в рамках СШМ имеет два варианта: индивидуальное и персональное обучение.

При индивидуальном обучении преподаватель взаимодействует лишь с одним учащимся, учитывает его личностные особенности, создаёт психолого-педагогические условия для

его развития. Эта модель подразумевает наличие наставника или руководителя, который выстраивает траекторию обучения под учащегося. Преимущество этого обучения в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучаемого к его особенностям. Вследствие этого учащийся имеет возможность контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что позволяет достигать высоких результатов обучения.

Персональное обучение — это отношение учащегося к своему образованию, то есть осознание необходимости обучения тому или иному содержательному направлению, получения предпочтительной для себя информации. Плюсы данного обучения:

• самостоятельное управление своим обучением;

• самостоятельная постановка учебных целей;

• учащийся проходит обучение в своём темпе;

• составляется персональный план обучения (учиться только тому, чего не знаешь);

• индивидуальное общение с преподавателем.

Персональное обучение реализуется персональной средой обучения — Personal Learning Environment (PLE), под которой понимаются инструменты, сообщества, службы и совокупность ресурсов, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися. Типичную PLE представляет собой и Сетевая школа методиста, где эффективность профессиональной компетентности учащихся достигается благодаря следующим факторам:

• управление развитием «по отклонению» (обратная отрицательная связь) заменяется управлением развитием «по результату» (обратная положительная связь), что снимает управленческий конфликт и хао-тизацию системы;

• ценностные приоритеты переносятся с владения ресурсами на эффективное участие в сетевом взаимодействии для

увеличения своих нематериальных активов (информации, знаний, программ, методик и технологий обучения), повышаются качество образования и конкурентоспособность;

• интеграция субъектов сетевой модели обучения с другими субъектами образовательной деятельности для создания высокого качества благодаря перетокам информации, знаний, опыта;

• индивидуальное знание переходит во внут-рисетевое знание и широко используется всеми участниками сети;

• все ресурсы участников предоставляются

в общее пользование, что позволяет оперативно их перераспределять;

• сетевое знание развивается в открытом режиме, в репроцессе саморазвития, позволяющем брать знания из сети и возвращать в усовершенствованном виде в сеть.

Основная задача преподавателя СШМ — сопровождение совместной профессиональной деятельности: создание уникальной атмосферы, помогающей каждому раскрыться как личности; формулирование вопросов, активизирующих мыслительную деятельность участников общности; организация интерактивного общения, благодаря которому совместная деятельность становится более целенаправленной и структурированной.

Сетевая форма обучения в СШМ включает технологическую, содержательную и организационную составляющие:

а) технологическая составляющая основана на материально-технической базе: аппаратные средства (компьютеры/hardware), программное обеспечение/software, техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания/апгрейд системы и контента;

б) содержательная составляющая представляет собой структурированный учебный контент;

в) организационная составляющая предусматривает организацию и проведение учебного процесса с использованием различных форм сетевого обучения.

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, включающее учебный процесс, его информационное обеспечение, управление этим процессом, а также использование современных педагогических технологий, отвечающих требованиям новой парадигмы образования.

Для полноценного функционирования СШМ создаётся структурированная информационно-образовательная среда, в которой содержатся учебные материалы по всем организуемым темам обучения, хранятся практические работы учащихся, имеется информационно-дидактическое обеспечение сетевой школы. Кроме того, информационно-образовательная среда предоставляет возможность диалогового обмена учебной информацией между всеми субъектами образовательного процесса.

Обучение организуется в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, совмещая различные функции, становится координатором всего образовательного процесса.

Обучение строится с использованием кейс-технологий на основе учебно-методических (дидактических) материалов, размещённых в сети, что позволяет создавать информационно-предметную среду по различным направлениям, индивидуализировать обучение, даёт возможность гибче и рациональнее использовать время занятий, организовывать новые формы индивидуальной и групповой работы учащихся.

Самостоятельная индивидуальная работа организуется в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами образовательного процесса (преподавателем, другими учащимися — пользователями данного сетевого занятия). При организации такого взаимодействия определяются компоненты, необходимые для создания информационно-образовательной среды, что и позволяют не прибегать к контактной (очной) форме обучения, а организовать образовательный процесс в сетевом пространстве в виде виртуальной аудитории.

Применительно к модели сетевого обучения учебный процесс в СШМ строится по трём содержательным блокам:

Блок 1. Сетевые курсы повышения квалификации — 8 занятий по 9 часов — 72 часа: вебинар — 3 часа (рассмотрение теории вопроса совместно с преподавате-лем(ями); форум — 3 часа (практическая отработка и закрепление изученного материала в группе совместно с преподавате-лем(ями); выполнение домашнего задания — 3 часа (рефлексия). Этот блок организуется по следующей модели:

1. Индивидуальная работа (погружение в тему занятия)

В данном блоке учащийся вступает во взаимодействие только со средством обучения. Условно-интерактивная сетевая среда курса позволяет пользователю самостоятельно организовать учебную деятельность, не прибегая к помощи преподавателя: контроль и оценка правильности выполнения заданий осуществляется при помощи автоматизированной системы, рекомендаций виртуального преподавателя, встроенных в программную оболочку портала http://net-edu.ru/ (сетевой журнал). Сетевая программа даёт возможность пользователю самостоятельно работать по материалам СШМ, не прибегая к услугам тьютора и задавая при этом индивидуальную траекторию обучения. В зависимости от целей и задач обучения, профессиональных потребностей интерактивная среда СШМ предоставляет учащемуся возможность программировать содержание обучения. Такая индивидуализация обучения возможна благодаря гибкой системе настроек режима работы СШМ («режим обучения», «свободный режим»), определённой типологии учебных задач, различным способам их решения, а также встроенной в программную оболочку сетевого занятия системе контроля и оценки выполнения учебных действий.

Режим обучения имитирует процесс обучения под руководством преподавателя. Программное обеспечение каждого сетевого занятия задаёт жёсткую последовательность этапов/шагов прохождения материала и осуществляет оптимальную форму проверки.

В свободном режиме пользователь сам управляет процессом обучения в зависимости от профессиональных потребностей. Он сам может выбрать удобную последовательность этапов/шагов прохождения материала занятия или сделать акцент на релевантных для себя заданиях, а также выбрать удобную форму проверки выполнения заданий («мгновенная» или «после выполнения всего задания»).

2. Самостоятельная работа в группе учащихся в рамках форума с преподавателем, где идёт отработка и закрепление изученного материала

В этой форме сетевого обучения пользователь вступает во взаимодействие со средством обучения и с преподавателем. Благодаря тому, что программное обеспечение сетевого занятия включает в себя интерактивные типы заданий и встроенные каналы обратной связи между учащимися и СШМ, учебный процесс организуется не только в виде самостоятельной работы, но ив виде диалогового обмена информацией с преподавателем, который, совмещая различные функции, становится консультантом, партнёром, координатором учебной деятельности.

3. Самостоятельная индивидуальная работа по выполнению домашнего задания по теме

В этой форме сетевого обучения пользователь вступает во взаимодействие со средством обучения, с преподавателем и другими учащимися по теме сетевого занятия. Образовательный процесс протекает в сетевом сообществе, где обучение проходит в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, организуя процесс обучения, становится координатором учебной деятельности всего сетевого сообщества. Для организации обучения преподаватель отбирает адекватные методы, педагогические технологии обучения в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности, стимулируя дискуссии, индивидуальную,

групповую проектную деятельность, реализуя педагогическую технологию «обучение в сотрудничестве» и эвристические методы обучения.

Блок 2. Сетевые элективные занятия —

тематические сетевые мероприятия, в рамках которых раскрываются технологии, формы, методы работы на уроке и во внеурочной деятельности посредством мастер-классов, педагогических мастерских, интернет-диалогов, сетевых дискуссий, круглых столов, сетевых конкурсов и др. http://net-edu.ru/master-class, http:/ /net-edu.ru/forum/517

Сетевые занятия СШМ размещаются на портале http://net-edu.ru/.

К каждому занятию даётся анонс, в котором указываются тема, форма (сетевой мастер-класс, сетевая педагогическая мастерская, сетевая дискуссия, вебинар и др.), цель, задачи, категории учащихся, ведущие занятие. Например, http:/ /net-edu.ru/node/23068

С 27 по 29 октября 2014 года СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА приглашает на семинар по теме «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования».

Семинар проводит муниципальное автономное учреждение «Информационно-методический центр» г. Томска.

Задачи семинара:

1. Организовать погружение педагогов ДОС в вопросы организации вариативных форм образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.

2. Обсудить основные содержательные линии ФГОС дошкольного образования, а также вопросы организации образовательной деятельности с позиции современных требований,

3. Представить картотеки форм и видов образовательной деятельности по реализации образовательных областей «Познавательнее развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (результат работы участников межре-

гиональной проблемно-творческой группы в рамках проекта «Методическое сопровождение педагогов ДОС в осуществлении образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»).

4. Обсудить алгоритм выполнения технического задания для участников межрегиональных сетевых проблемно-творческих групп

Изучив материалы, вы сможете задать вопросы ведущим сетевого семинара, а также поделиться своим опытом работы в данном направлении.

Ведущие семинара:

• Осипова Оксана Александровна — методист по дошкольному образованию, детской психологии МАУ ИМЦ

г. Томска;

• Ягодкина Оксана Викторовна — методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г. Томска;

• Ганина Ирина Геннадьевна — заместитель заведующего по воспитательной

и методической работе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 54 г. Ангарска Иркутской области.

С 2010 года методистами МАУ ИМЦ г. Томска реализован единичный муниципальный проект «Психологическое сопровождение развития младших школьников в рамках ФГСС» (аспект преемственности в психологическом сопровождении развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). С 2011 году реализован комплексный муниципальный проект «Методическое обеспечение педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях введения ФГТ». В 2013 году реализован проект «Методическое обеспечение педагогов ДОО в осуществлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО». С 2014 года реализуется проект «Методическое сопровождение педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДС»...

Каждая тема рассматривается от трёх до пяти дней в соответствии с расписанием сетевого занятия, в котором указывается тема каждого учебного дня; предлагаются для изучения дидактические (методические) материалы, в которых раскрывается содержание темы (все материалы — текстовые и видео — размещаются на диске Google, даётся доступ «для всех в сети Интернет»); вопросы, содержательно направленные на активизацию мышления учащегося. http://net-edu.ru/node/23068

С 14 по 18 ноября 2012 г. СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА проводит методическую мастерскую по теме «Проектирование и реализация муниципальной модели методического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с ФГТ и ФГОС».

Методическую мастерскую представляет Информационно-диагностический центр Управления образования г. Урень Нижегородской области.

Расписание работы семинара по теме «Вариативные организационные формы образовательной в рамках ФГОС ДО»

Даты Этапы семинара Материалы для обсуждения Вопросы для обсуждения

27.10.14г. 1. Организация вариативных форм образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии сФГОС ДО 1. Методический инструментарий для организации образовательной деятельности (приложение № 1). 2. Организация игровой деятельности дошкольников (приложение № 2). 3. Организация режимны!х моментов (приложение № 3). 4. Организация самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста (приложение № 4). 5. Организация коммуникативной деятельности с детьми (приложение № 5). 6. Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками (приложение № 6) 1. Что, с Вашей точки зрения, изменяется в организации ОД в условиях реализации ФГОС ДС? 2. Какие трудности Вы испытываете при организации вариативных ферм СД? 3. Насколько удобна для практического применения представленная матрица ОД? 4. Как Вы думаете, насколько реально внедрить в практику педагогов ДОС принципы, заложенные в ФГСО? 5. Как Вы считаете, может ли предложенный методический инструментарий оказать реальную помощь педагогу детского сада? 6. Возможно ли решение образовательны« задач в режимныгх моментах? Если да, то в каких, если нет, то почему? 7. Что такое «самостоятельная деятельности»?

Все сетевые элективные занятия готовятся и проводятся совместно с кафедрами и центрами региональных учреждений дополнительного профессионального образования и муниципальными методическими службами, победителями и лауреатами всероссийских конкурсов и участниками стажёрских и экспериментальных площадок ФГАОУ АПК и ППРО. Например, http://net-edu.ru/master-dass?page=3

СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА. Методическая мастерская «Проектирование и реализация муниципальной модели методического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с ФГТ и ФГОС»

СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА. Методическая мастерская «Конструирование урока в начальной школе на деятель-ностной основе».

С 15 по 17 мая 2012 г. проводится методическая мастерская по теме «Конструирование урока в начальной школе на деятельностной основе». Методическую мастерскую проводит кафедра дошкольного и начального образования ДУ «Институт развития образования Ивановской области» (ИРСИО) с целью организации сетевого взаимодействия специалистов муниципальных методических служб и педагогов начальной школы.

СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Панорама Форм методической поддержки педагогов по введению и реализации ФГОС

С 15 по 18 мая 2012 г. ГАОУ ДПС Институт развития образования Кировской области и региональная методическая служба представляет методическую панораму эффективных форм методической поддержки педагогов по введению и реализации ФГОС.

http:/ /net-edu.ru/master-class?page=4

Мастер-класс. Педмастерская

ИНТЕРНЕТ-ДИАЛОГ «Мониторинг сфор-мированности универсальных учебных действий учащихся НШ в свете новых подходов к организации КОД в условиях введения ФГОС».

С 14 по 17 ноября 2011 г. в рамках мероприятий Сетевой школы методиста на портале ОГЭУ проводится интернет-диалог «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС». Интернет-диалог проводит ГАОУ ДПС (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования», г. Сыктывкар.

Круглый стол «Организация методического сопровождения учителей начальных классов по введению ФГОС НОО посредством регионального сетевого методического объединения».

С 10 по 13 октября 2011 г. в рамках СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИСТА на портале ОГЭУ http://netebu.ru проводится круглый стол «Организация методического сопровождения учителей начальных классов по введению ФГОС НОО посредством регионального сетевого методического объединения». Круглый стол проводит СГБСУ ДПС «Костромской областной институт развития образования».

Приглашаем заместителей директоров ОУ, методистов муниципальных и региональных методических служб принять участие в работе круглого стола и обсуждении рассматриваемых в ходе его проведения проблем.

Блок 3. Сетевые межрегиональные проектные группы (СМПГ).

Участники СМПГ работают над общей содержательной темой, организуется неформальный целевой обмен опытом, сориентированный на разработку конкретного продукта, предназначенного для решения технологических аспектов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Это командный поиск решений значимых проблем, консолидация усилий профессиональных команд разных уровней; решение проблемы проведения взаимной внешней экспертизы разрабатываемых методических продуктов (обмен материалами участников групп); повышение ИКТ-компетентности участников СМПГ за счёт работы в режиме удалённого доступа над совместным продуктом и сетевого общения в активном режиме.

Например, http://net-edu.ru/node/10985

СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА. Сетевая межрегиональная проектная группа (СМПГ) «Инструментарий мониторинга УУД»

СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА

сообщает о начале работы сетевой межрегиональной проектной группы (СМПГ) «Инструментарий мониторинга УУД «Работа с источником информации» по апробации материалов, разработанных в рамках проекта «Обновление системы управления начальной школой в рамках деятельности экспериментальной площадки ФГДОУ ДПО АПК и ППРС на базе МДУ Информационно-методический центр города Томска. В 2011—2012 учебном году участниками проблемно-творческих групп из числа заместителей директоров г. Томска разработан инструментарий оценки достижений школьников (критерии и показатели для определения уровня сформированности УУД «Работа с источником информации»).

В октябре 2012 г. сформирована группа из 52 участников из 13 регионов (Владимирская, Мурманская, Свердловская, Тульская, Калининградская, Костромская, Челябинская, Московская, Ивановская, Оренбургская, Владимирская области; Пермский край; Республика Саха (Якутия).

Участники СМПГ приступили к апробации Карты критериев и показателей достижения УУД «Работа с источником информации».

Цель апробации: определить, возможна ли (удобна ли для педагога) такая форма для выявления уровня сформированности УУД на предметном материале или/и во внеурочнсй деятельности.

Первый форум — 28—30 ноября 2012 г. Цель: обсуждение участниками группы возникших вопросов по апробации Карты (выбор предметных областей или диагностических материалов, процедура наблюдения, механизм фиксации и обработки результатов). Этап апробации продлится до 25 декабря 2012 г.

Второй форум — 25—27 декабря 2012 г. Цель: обсуждение по запросам оформления экспертного заключения; о соответствии заявленных УУД требованиям ФГОС НСС; о возможности выявления уровня сформиро-ванности УУД методом педагогического наблюдения; определение, какие показатели наиболее полно отражают уровень сформиро-ванности УУД, и какие показатели необходимо доработать или отредактировать.

Третий форум — 22-24 января 2013 г. Цель: обсудить экспертные заключения: оценить эффективность Карты для определения уровня сформированности УУД «Работа с источником информации».

http://net-edu.ru/node/16889

С 18 по 20 декабря 2013 года СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА приглашает методистов ММС по дошкольному образованию, заместителей заведующих, старших воспитателей, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, руководителей по физичес-

кому воспитанию, музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций на Педагогическую мастерскую «Требования к проведению и анализу современного занятия в ДОО в условиях введения ФГОС ДО», которая организована и проводит муниципальным автономным учреждением «Информационно-методический центр» г. Томска. Цель педагогической мастерской: организовать методическое сопровождение педагогов России в вопросах проведения и анализа современного занятия.

Задачи:

1. Представить методические рекомендации по организации и проведению непрерывной непосредственно образовательной деятельности в ДОО (на примере конспекта

и видеозанятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Такие разные пуговицы»).

2. Представить методическое пособие «Организация и проведение проектной

и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

3. Представить шаблон анализа ННОД, комментированный видеоанализ обсуждаемого в рамках педагогической мастерской занятия.

4. Обсудить на брифинг-консультации с участниками межрегиональной проблемно-творческой группы (далее ПТГ) «Формы и виды образовательной деятельности» промежуточные результаты в выполнении технического задания (разработка конспекта ННСД, конспекта коррекционного занятия, вопросы

по организации и проведению современного занятия как «занимательного дела»).

5. Дать техническое задание участникам межрегиональной проблемно-творческой группы.

В ходе работы педагогической мастерской:

• обсуждение основных содержательных линий ФГТ и ФГОС ДО;

• представление видеозанятия с детьми подготовительной к школе группы и комментированного видеоанализа к нему по теме «Такие разные пуговицы» (на примере реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»);

• методические рекомендации по организации и проведению современного занятия как одной из форм НОД;

• обсуждение с участниками межрегиональных ПТГ вопросов разработки, организации и проведения.

В организации деятельности СМПГ реализуются идеи французского педагога Селестена Френе о расширении взаимодействия учащихся, основанном на принципах организации учебного процесса:

• нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза;

• нет учебных заданий, есть постоянно задаваемые вопросы;

• нет оценок, но отличаются личные предложения;

• нет ошибок — есть недоразумения;

• нет учебных планов, есть индивидуальное и групповое планирование;

• нет преподавателя, но есть преподаватель организации общего дела3.

Выделяются три уровня становления субъект-ности учащегося в сетевой среде:

1. Начальное знакомство, когда связи пока ещё потенциального участника с конкретной сетевой средой только внешние, информация поступает как напрямую, так и через мнения других.

На этом этапе привлекательность СШМ заключается в тех возможностях и идеях, которые обеспечивают некий недостижимый в других ситуациях уровень самореализации.

2. Погружение в среду СШМ связано с реги страцией на портале http://net-edu.ru/ и осво ением её инструментария и ресурсов. Позиция

3 Френе С. Избранные педагогические сочинения / Вступит. статья Б.Л. Вульфсона. — М.: Прогресс, 1990.

пользователя на этом этапе объектно-субъектная, но он уже осознаёт себя субъектом деятельности, способным самостоятельно искать решения в проблемных ситуациях. Ожидания сразу получить необходимую информацию для устранения затруднений в своей профессиональной деятельности пока не находят подтверждения. Эту ситуацию можно определить как кризисную: она может завершиться и отказом учащегося от дальнейшего участия в деятельности СШМ, и переходом в новое качественное состояние.

3. Активное взаимодействие (творческое сотрудничество). На этом этапе осуществляется поддержка учащегося преподавателем в преодолении коммуникативных барьеров, которые во многом связаны с различными неопределённостями. Этот уровень характеризуется ростом субъ-ектности учащегося; он выступает в позиции субъекта деятельности, проводимой в контексте проблематики занятия в рамках СШМ. Именно на этом уровне организуется его совместная деятельность с другими участниками, но направлена она первоначально преимущественно на реализацию индивидуальных потребностей. На этом этапе ситуация преобразуется в состояние осознания учащимся своей самоценности и социальной востребованности; он уже способен к высокому уровню автономности, что является в свою очередь первопричиной стремления к совместной деятельности, общению и сотрудничеству с другими участниками СШМ.

Механизм организации

активной деятельности учащегося в сетевой среде

-

I

Представленность деятельности в структуре личности указывает на то, что личность есть система открытая, динамическая, постоянно развивающаяся. В целях целостного и всестороннего развития личности все её подсистемы должны

Механизм становления субъектности учащегося в сетевом информационно-образовательном пространстве

развиваться гармонически. Для этого в основание системы должен быть заложен системообразующий элемент. Некоторые исследователи считают, что таким элементом может быть активность личности. Активность (деятельность), осознанная самим учащимся, представляет собой движение его к поставленным целям. Сознание включается тогда, когда возникает преграда — невозможность достичь того, что требовалось. Следовательно, активность как биосоциальное свойство личности не может существовать вне деятельности, как не бывает и деятельности без активного начала, то есть если говорить о системообразующем основании целостной системы, мы имеем в виду и деятельность. Активная деятельность учащихся в сетевой среде обеспечивается реализацией двух основных форм взаимодействия — совместная деятельность и общение.

В педагогической трактовке понятие «взаимодействие» рассматривается как особый вид совместной деятельности (И.И. Лицис и др.), как особый способ её организации (А.С. Са-мусевич и др.) и как компонент общения.

Для формирования конструктивного взаимодействия в пространстве СШМ используются три основных механизма: совместная деятельность, координация и рефлексия. При этом важно учитывать условия подготовки учащегося к активному конструктивному взаимодействию в сетевом информационно-образовательном пространстве: обеспечение психологического комфорта, индивидуальный подход, непрерывность процесса, практико-ориентированная направленность.

Механизм оценивания результативности

деятельности учащегося в сетевой среде

Он выявляется, с одной стороны, по следующим критериям:

• качество — позволяет оценить эффективность сетевых образовательных мероприятий путём изменения профессиональной позиции каждого участника и готовности к освоению

новых профессиональных ролей, развития горизонтальной или вертикальной карьеры (когнитивно-технологическая составляющая сетевого образования);

• отношение — позволяет оценить удовлетворённость учащихся содержанием сетевых образовательных мероприятий и выявить их желание принимать участие в различных сетевых образовательных проектах; определить понимание ими значимости и необходимости профессионального общения в сетевом образовательном пространстве для совершенствования профессиональной педагогической деятельности (рефлексивная составляющая повышения квалификации).

С другой стороны, оценка профессиональной компетентности проводится путём сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, а также посредством сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований с целью выявления характера продвижения в развитии и в профессиональном росте учащегося.

В основе оценки учебной деятельности, описываемой ризоматическим обучением, лежат идеи канадского исследователя Дейва Кормье о том, что нужно перестать оценивать (Stop measuring learning), потому что есть вещи, которые невозможно оценить. Взамен он предлагает измерять и оценивать прилагаемые учащимися усилия, взаимодействие и связи. Таким образом, важно предоставить учащимся возможность быть ответственными за их собственный путь (Allow learners to be responsible for — and measure their — learning journey)4.

Таким образом, Сетевая школа методиста — Personal Learning Environment — это среда, в которой предоставляется возможность самостоятельно управлять своим обучением и самостоятельно ставить учебные цели. НО

4 Dave Cormier [Электронный ресурс]. URL: http://davecormier.com (дата обращения: 15.09.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.