ПО ВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ компетентности: сетевой подход на основе использования ИКТ
Елена Владимировна Василевская,
заведующая кафедрой развития образования АПКиППРО, директор Центра развития методической работы в системе образования, доцент, кандидат педагогических наук, г. Москва
Анализ практики профессиональной деятельности учителей показывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом результата. Для реализации новых целей и содержания образования учителя необходимо готовить к работе в сетевой образовательной среде. В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не передача знаний и технологий, а формирование компетентностей в деятельности, готовность к повышению уровня профессиональной компетентности.
• сетевая модель • сетевой подход • сетевые проекты • сетевая школа методиста
С
егодня развитие сетевого похода к методическому сопровождению педагогов основывается на представлении о сети, использовании информационных и коммуникативных технологий. Однако заметим, что само наличие сети не позволяет нам раскрыть сущностные характеристики сетевого подхода к методическому сопровождению педагогов, так как сеть — средство, а не деятельность.
Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности — сетевая работа e-work, сетевое обучение e-leaming. В рамках сетевого подхода эти формы деятельности
неотделимы друг от друга и предполагают развитие общих сетевых компетенций: это готовность участвовать в продуктивной деятельности, способность не только и не столько обсуждать, но и участвовать в создании, изменении и отборе.
Ключевое слово при прорисовке основных контуров сетевого подхода — коммуникация. Наши наблюдения свидетельствуют, что использование сетевого подхода в методическом сопровождении педагогов способствует разрешению как внутренних проблем (иное содержание
образования, его организация, обеспечение), так и вопросов взаимосвязи и взаимодействия в условиях инновационного развития образования; включает формирование ценностно-смыслового содержания совместной коллективной распределённой деятельности субъектов инновационного развития, организацию форм совместной коллективной распределённой деятельности (методическое проектирование, повышение квалификации педагогов, обмен опытом и результатами, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия).
Сетевой подход к повышению профессиональной компетентности педагогов повышает возможность и обеспечивает гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям, а также возможность оперативного выполнения задач оптимальным способом. Эти качества обеспечиваются рациональной структурой сетевого повышения профессиональной компетентности педагогов, содержащимся в сети разнообразием компетенций, возможностью практически мгновенного доступа к многочисленным и разнообразным содержательным ресурсам участников сети.
Уровень образованности педагога определяется не только объёмом знаний, но и готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Исследуя ключевые компетенции выпускника XXI века, Т.А. Нестик выделяет те, которые в большей степени «определяют успешность личности в интеллектуальных сетях, причём, не только в on-line»1. Прежде всего, это ме-такогнитивные способности, понимание своих возможностей и ограничений при решении интеллектуальных задач, умение учитывать их при выборе роли в командах и сетевых проектах. По той же причине метакогнитивный опыт становится профессионально необходимым качеством современного педагога.
1 Нестик Т.А. Компетенции сетевого поколения // Дети в информационном обществе. 2010. № 6. С. 59.
Исследования зарубежных и отечественных учёных позволяет определить понятие «метакогнитивный опыт» как систему психических образований, обеспечивающих:
1) самооценку — представление субъекта о своих предметных знаниях и когнитивных способностях, мотивационных особенностях и индивидуальных стилях обучения;
2) саморегуляцию — контроль и регуляцию процессов познания и решения теоретических и практических задач2.
Сетевые мероприятия по методическому сопровождению педагогов становятся эффективным средством развития метакогни-тивного опыта в условиях стремительного роста информационных и коммуникационных технологий.
Результатом совместной деятельности становится развитие компонентов метакогни-тивного опыта:
• способность планировать собственную интеллектуальную деятельность;
• способность оценивать качество отдельных шагов собственной интеллектуальной деятельности;
• способность выбирать стратегию собственного обучения с учётом своих интеллектуальных возможностей;
• осознание необходимости учёта точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми и др.
Практическая реализация сетевого подхода
Рассмотрим один из её механизмов. Это начатая в марте 2011 года работа по формированию сетевой модели, направленной на проектирование и реализацию практики сетевого методического сопровождения и поддержки педагогов в форме сетевой школы методиста.
2 См., к примеру, Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В модели выделяются следующие условия развития:
• электронные технологии доступа к интеллектуальному ресурсу (сетевая школа методиста), междисциплинарная коммуникация, обеспечивающие интердисциплинарные дискурсы и интерсубъективность (виртуальное пространство, телекоммуникационные технологии, новые методики проведения сетевых мероприятий);
• средства формализации знаний с гибкой структурой базы данных, позволяющей формализовать знания согласно собственному видению предметной области, делая это видение доступным другому.
Сетевая школа методиста — сетевое образовательное пространство, организуемое в соответствии с сетевыми нормами современного информационного общества. Мы исходим из того, что сетевое образование является синерге-тическим (постнеклассическим), и эффектом образования становится самоопределение, самопроектирование и самоорганизация образовательных событий, самовоспроизведение, самопостроение (автопоэзис) индивидуальной системы знаний по индивидуальной образовательной траектории педагога.
Разработка, организация и проведение сетевых мероприятий в рамках сетевой школы методиста позволили прийти к выводу, что эффективность повышения профессиональной компетентности педагогов повышается благодаря:
• замене управления развитием «по отклонению» (обратная отрицательная связь) на управление развитием «по результату» (обратная положительная связь), что снимает управленческий конфликт и хаотизацию системы;
• интеграции субъектов сетевой модели с другими субъектами образовательной деятельности для создания высокого качества за счёт перетоков информации, знаний, опыта;
• переходу индивидуального знания во внутри-сетевое и его широкое использование всеми участниками сети;
• предоставлению всех ресурсов участников
в общее пользование, позволяющему оперативно их перераспределять;
• развитию сетевого знания в открытом режиме, в репроцессе саморазвития, позволяющему брать знания из сети и возвращать в усовершенствованном виде в сеть.
Основная задача менеджера-модератора деятельности сетевой школы методиста — сопровождать совместную профессиональную деятельность, а именно:
• создавать уникальную атмосферу, помогающую каждому раскрыться как личности;
• формулировать вопросы, активизирующие мыслительную деятельность участников общности;
• организовывать интерактивное общение, чтобы совместная деятельность стала более целенаправленной и структурированной.
Исследование образовательной среды, в которой может состояться образовательное взаимодействие, как необходимого условия его эффективности, основано, прежде всего, на базовых положениях средо-ориентированного обучения (environmental-orientated training) — психолого-педагогической концепции, использующей в качестве базового понятие обучающей среды как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред.
К основным свойствам сетевой образовательной среды, способствующей организации эффективного личностно-ориен-тированного образовательного взаимодействия, мы вслед за Э.Р. Майоровой3 относим следующие (см. табл.).
Таким образом, свойства сетевой образовательной среды способствуют появлению новых адаптивных качеств у педагога, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах и более результативно решать старые. Именно на это направлена и деятельность сетевой школы методиста (см. рис).
3 Майорова Э.Р. Формирование среды личностно ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности: дисс.... канд. пед. наук. М., 1998.
Свойства сетевой образовательной среды
№ п/п Свойство Характеристика свойства
1. Разнообразие Свидетельствует о широком спектре реально присутствующих в данной среде образовательных возможностей, предоставляемые тем, кто в ней находится. Образовательные возможности среды могут заключаться как в живых субъектах среды, то есть в людях, так и в её физических параметрах
2. Степень разнообразия Оказывает влияние на характер образовательного взаимодействия людей. Разнообразие стимулирует активность индивида в образовательном взаимодействии. Активность индивида связана с расширением возможностей свободы выбора, предоставляемого сетевой образовательной средой за счёт её разнообразия. Активность индивида в образовательном взаимодействии — один из показателей эффективности такого взаимодействия
3. Динамичность Отражает изменчивость, гибкость среды по отношению к индивиду. Это свойство среды оказывает непосредственное влияние на характер образовательного взаимодействия. Чем подвижнее, гибче по отношению к индивиду проявляет себя сетевая образовательная среда, тем восприимчивее к вступлению и участию в образовательном взаимодействии будет индивид и тем эффективнее взаимодействие
4. Восприимчивость Отношение индивида к сетевой образовательной среде характеризует высокий уровень динамичности такой среды и выражается в качестве связей, возникающих в процессе образовательного взаимодействия: высокая степень восприимчивости индивидом образовательной среды создаёт условия для возникновения у него прочных разносторонних связей между всеми участниками взаимодействия. Восприимчивость индивидом сетевой образовательной среды является следующим показателем эффективности образовательного взаимодействия
5. Напряжённость Характеризуется наличием в сетевой образовательной среде положительного эмоционального поля, возникающего в результате организации сетевого образовательного взаимодействия. Постоянное под держание в образовательной среде положительного эмоционального уровня способствует возникновению положительной эмоциональной напряжённости всех участников образовательного взаимодействия. Напряжённость индивида в образовательном взаимодействии проявляется, прежде всего, в возбуждённо-дружественном отношении взаимодействующих друг к другу, способствующем созданию нового, необычного, творческого
6. Достаточность Раскрывает особенности управления в сетевой образовательной среде, подразумевая относительную самостоятельность и индивидуальность этой среды по сравнению с другими взаимосвязанными средами. Это позволяет рассматривать управление образовательным взаимодействием в данной среде как самоуправление сообщества взаимодействующих индивидов. Самоуправление является следующим показателем эффективности образовательного взаимодействия
Структура сетевой школы методиста включа ет три содержательных блока: 1) сетевые курсы повышения квалификации — 8 занятий по 9 часов (72 часа) (тематический вебинар — 3 часа, форум после вебинара — 3 часа, выполнение домашнего задания — 3 часа).
2) элективные занятия — тематические сетевые мероприятия, в рамках которых раскрываются технологии, формы, методы работы на уроке и во внеурочной деятельности посредствам мастер-классов, педма-стерских, интернет-диалогов, «круглых столов» и др. Итогом таких занятий стал сетевой конкурс метапредметного урока «Открывая мир, открываешь себя» для
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
учителей начальных классов (371 человек из 67 субъектов РФ).
3) организация и работа сетевых межрегиональных проектных групп.
На установочном вебинаре в 2011 г. были определены три межрегиональные проектные группы совместной содержательной деятельности в Иркутске (ИПКРО), Томске (ММС) и Нижегородской области (ИРО). Несмотря на разницу структур, на базе которых создава лись межрегиональные группы, отличительная особенность работы всех групп — разработка качественно нового продукта, позволяющего решить проблемные профессиональные вопросы в рамках реализации ФГОС НОО. Участ ников групп объединяет и то, что в основе организации работы использован сетевой подход.
Зафиксированы эффекты работы сетевых межрегиональных проектных групп:
• неформальный целевой обмен опытом, сориентированный на разработку конкретного продукта, который предназначен для решения тех нологических аспектов организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО;
• командный поиск решений значимых проблем, консолидация усилий профессиональных команд разных уровней;
• решение проблемы взаимной внешней экспертизы разрабатываемых методических продуктов (обмен материалами участников групп);
• повышение ИКТ-компетентности педагогов за счёт работы в режиме ограниченного доступа над совместным продуктом и сетевого общения в активном режиме.
Вместе с положительными моментами работы сетевой модели, в ходе разворачивания сети проектных групп выявлены и проблемы:
• разрозненность профессиональных усилий служб разных ведомств: каждое учреждение, входящее в сеть, работает в контексте своего содержания. Между тем всех объединяет ФГОС общего образования, механизмы реализации которого должны быть разработаны совместными усилиями;
• на начальной стадии работы сетевых межрегиональных проектных групп была выявлена недостаточная готовность некоторых руководителей профессиональных групп из ряда регионов к разработке конкретных продуктов (материалов,
СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА
Вебинары (3 час) Форумы (3 час)
Выполнение домашнего задания (3 час)
Организации сетевых содержательных мероприятий на портале http://netedu.ru/ участниками сети (сетевые конференции, вебинары, форумы, круглые столы, мастер-классы)
Работа в сетевых межрегиональных проектных группах по разработке конкретных продуктов по разрешению профессиональных проблем в реализации ФГОС НОО Итон методические рекомендации, программы, модели, карты, диагностики и др.
Рис. Структура сетевой школы методиста
рекомендаций, программ, технологических карт и др.); неготовность погрузиться в поле региональных проблем и разработать механизмы для управления проектной деятельностью на местах.
Результаты анализа явились основой планирования, подготовки и организации комплекса сетевых мероприятий, характеризующих процесс необходимых изменений, определяющих успешность педагога начальной школы в теоретическом и практическом осознании системы ценностей современного начального образования, принятия им идеологии стандарта, более глубокого осмысления его сущности, структуры, содержания4.
Сетевые методические мероприятия организуются в разных формах: мастер-класс педагогические и методические мастерские, Интернет-диалог, http:/ /netedu.ru/master-class; вебинар http://netedu.ru/taxonomy/ term/398?page=9, http://netedu.ru/taxono-my/term/398?page=10,http:/ /netedu.ru/tax-onomy/term/398?page=11; форум http://netedu.ru/forum/517; сетевой конкурс http:/ /netedu.ru/node/8671; методическая панорама http:/ /netedu.ru/node/9478. Итоги первого года деятельности Сетевой школы методиста подведены на международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» 19—21 июня 2012 г. http://netedu.ru/node/9606.
Эффекты сетевой школы методиста:
• инновационная сетевая площадка обмена опытом; система быстрого реагирования на проблемные методические темы;
4 Василевская Е.В. Методическое сопровождение педагогов на основе сетевого подхода в условиях инновационного развития образования. Электронное издание «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сборник научных статей международной научно-практической конференции, 19—21 июня, 2012 г.» М.: ФГАОУ АПК и ППРО. Номер гос. регистрации 0321203517, рег. св-во 28285, 29.12.2012 г.
• консолидация на федеральном уровне профессиональных специалистов и задание новых ориентиров для работы с кадрами; объединение «территориальных» методических ресурсов;
• расширение возможностей профессионального общения с коллегами из других регионов по актуальным вопросам (on-line режим работы);
• решение проблемы взаимной внешней экспертизы разрабатываемых методических продуктов (на базе общеобразовательных учреждений проходят апробацию методические материалы, разработанные участниками межрегиональных сетевых проблемных групп, и наоборот);
• наработка опыта использования сетевой модели методического сопровождения педагогов на федеральном уровне и перенос её на региональный и муниципальный уровни;
• корректный курс повышения ИКТ-ком-петентности педагогов.
В Сети формируется ещё одна общность — команда «методических тренеров» из числа научно-педагогических кадров и методистов учреждений дополнительного профессионального образования, руководителей и методистов методических служб, способных оказывать консалтинговые услуги, стать сетевыми стажировочными площадками по конкретным содержательным направлениям деятельности. Сегодня это около 100 муниципальных образовательных методических учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (автономные и бюджетные учреждения) и 25 региональных учреждений дополнительного профессионального образования.
Сетевые методические мероприятия, проводимые на портале «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники» http://netedu.ru/ позволяют оперативно реагировать на запросы и затруднения педагогов. Такое сопровождение помогает не потеряться в потоке новой информации, обрести уверенность и совершенствовать процесс обучения, внося в него изменения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. НО