ищ.......mm.......www
СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА: ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Елена Владимировна Василевская, заведующая кафедрой развития образования ФГАОУ ПКиППРО (г. Москва), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected]
• сетевое обучение • коннективизм • индивидуальное и персональное обучение
• модель СШМ
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма рассматривается как форма реализации образовательных программ: «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации». Сетевая форма организации непрерывного образования взрослых представляется одной из наиболее востребованных форм организации образовательной деятельности в современном обществе, поскольку современные цифровые технологии и средства коммуникации позволяют осуществлять процесс получения образования в отрыве от непосредственного места нахождения образовательной организации. С этим связано множество различий в трактовке сущности понятия «сетевая форма обучения».
Рассмотрим понятие «сетевое обучение» на примере реализации модели «Сетевая школа методиста» на портале «Сетевое образование. N9^0111» http://net-edu.ru/, где Сетевая школа методиста (СШМ) - сетевое образовательное пространство, организуемое в соответствии с сетевыми нормами современного информационного общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не передача знаний и технологий, а формирование компетентностей в деятельности. Сетевое образование - это способ организации обучения с помощью информационных технологий посредством налаженного канала связи для обеспечения учащихся учебно-методическим (дидактическим) материалом, для эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса, оно позволяет ин-
тенсифицировать процесс усвоения знаний, активизируя самостоятельную деятельность учащихся.
Сетевое образование в рамках СШМ базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов. Многие направления современного образования (идея развития отечественного профессионального образования как непрерывного, освоение инновационных технологий, внедрение образовательной модели Life-Long Learning) напрямую связаны с развитием информационных и коммуникационных технологий, возросшим объёмом учебного и научного контента, активным взаимодействием пользователей в Сети. Как результат для объяснения происходящих изменений и инноваций в образовании используются не только известные теории, но и появляются новые теории обучения, которые используются в практике образовательной деятельности СШМ. К таким теориям относятся автогогика (наука о самовоспитании и самообразовании), коннективизм (наука о моделировании поведенческих явлений процессами становления в сетях из связанных между собой простых элементов), равногогика, парагогика (самоорганизующееся взаимное обучение в модели «равный к равному»).
Анализ отечественных и зарубежных источников1 показывает, что концепция модели
1 См.: Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс] / пер. Травкин, И. URL: http://www. connected-learning.ru/home/ravnogogika/lst-paper (дата обращения: 16.03.13 г.); Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. М.: ПЭР СЭ, 2006; Dave Cormier [Электронный ресурс]. URL: http://davecormier.com (дата обращения: 15.09.14.
«равный к равному» считается перспективным направлением в высшем и дополнительном профессиональном образовании. В сетевом обучении эта модель реализуется посредством ИКТ: обучаемые взаимодействуют в режиме учебного сообщества. Ризоматическая модель обучения - взгляд на учебную деятельность, выраженный в метафоре ризомы: познавательная траектория уподобляется разрастающемуся корневищу, у которого нет ни начала ни конца, ни какого-либо центра; оно растёт из любой точки и в любом направлении; с точки зрения учащегося: если мне что-то интересно (важно/нужно), я начинаю это изучать. Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения.
В соответствии с этим СШМ - это модель «сетевого образовательного пространства» как система, структурными элементами которой являются:
• участники учебного процесса;
• информационные образовательные ресурсы, имеющиеся, а также создаваемые участниками в процессе обучения;
• взаимодействие участников посредством сетевого сервиса.
В основе организации образовательной деятельности СШМ - реализация идей кон-нективизма, то есть внедрение технологии сетевого обучения, которая базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Коннективизм -это теория обучения, которая была развита канадскими учёными Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом. Авторы этой теории называют коннективизм «теорией обучения в цифровой век»2. Основное положение: обучение - это процесс связывания «специализированных узлов, источников информации», то есть построение сети.
2 См.: Корнели Д., Данофф Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс] / пер. Травкин, И. URL: http://www. connected-learning.ru/home/ravnogogika/lst-paper (дата обращения: 16.03.13 г.); Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. М.: ПЭР СЭ, 2006; Dave Cormier [Электронный ресурс]. URL: http://davecormier.com (дата обращения: 15.09.14.
Основные принципы коннективизма:
• обучение - это процесс соединения связями специализированных узлов или источников информации;
• обучение (в том смысле, что что-то известно, но не обязательно при этом осознаётся носителем знания) может находиться вне человека - в сообществах, сетях или базах данных (то есть в технических средствах в том числе);
• способность узнавать нечто новое более важна, чем то знание, которым мы располагаем в текущий момент;
• налаживание и поддержание связей необходимо для облегчения процесса обучения. Обучение и знания рождаются из разнообразия мнений;
• различные подходы и личные навыки необходимы для эффективного обучения в современном обществе. К примеру, способность видеть связи между областями знания, идеями и концепциями - один из основных навыков;
• быть всё время «в теме» (то есть располагать самым современным знанием) - задача всего коннективистского обучения;
• принятие решений само по себе есть обучение. Выбор чему учиться и смысл поступающей информации воспринимаются через призму изменяющейся реальности. В то время как ответ правильный прямо сейчас, он может быт неправильным завтра в связи с изменениями в информационном пространстве.
Сетевое обучение в рамках СШМ имеет два варианта: индивидуальное и персональное обучение.
При индивидуальном обучении преподаватель взаимодействует лишь с одним учащимся, учитывает его личностные особенности, создаёт психолого-педагогические условия для его развития. Эта модель подразумевает наличие наставника или руководителя, который выстраивает траекторию обучения под учащегося. Преимущество этого обучения в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучаемого к его особенностям. Вследствие этого учащийся имеет возможность контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что позволяет достигать высоких результатов обучения.
ищ.......mm.......шш
Персональное обучение - это отношение учащегося к своему образованию, то есть осознание необходимости обучения тому или иному содержательному направлению, получения предпочтительной для себя информации. Плюсы данного обучения:
• самостоятельное управление своим обучением;
• самостоятельная постановка учебных целей;
• учащийся проходит обучение в своём темпе;
• составляется персональный план обучения (учиться только тому, чего не знаешь);
• индивидуальное общение с преподавателем.
Персональное обучение реализуется персональной средой обучения - Personal Learning Environment (PLE), под которой понимаются инструменты, сообщества, службы и совокупность ресурсов, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися. Типичную PLE представляет собой и Сетевая школа методиста, где эффективность профессиональной компетентности учащихся достигается благодаря следующим факторам:
• управление развитием «по отклонению» (обратная отрицательная связь) заменяется управлением развитием «по результату» (обратная положительная связь), что снимает управленческий конфликт и хаотиза-цию системы;
• ценностные приоритеты переносятся с владения ресурсами на эффективное участие в сетевом взаимодействии для увеличения своих нематериальных активов (информации, знаний, программ, методик и технологий обучения), повышается качество образования и конкурентоспособность;
• интеграция субъектов сетевой модели обучения с другими субъектами образовательной деятельности для создания высокого качества благодаря перетокам информации, знаний, опыта;
• индивидуальное знание переходит во внутрисетевое знание и широко используется всеми участниками сети;
• все ресурсы участников предоставляются в общее пользование, что позволяет оперативно их перераспределять;
• сетевое знание развивается в открытом режиме, в репроцессе саморазвития, позволяющем брать знания из Сети и возвращать в усовершенствованном виде в Сеть.
Основная задача преподавателя СШМ - сопровождение совместной профессиональной деятельности: создание уникальной атмосферы, помогающей каждому раскрыться как личности; формулирование вопросов, активизирующих мыслительную деятельность участников общности; организацию интерактивного общения, благодаря которой совместная деятельность становится более целенаправленной и структурированной.
Сетевая форма обучения в СШМ включает технологическую, содержательную и организационную составляющие:
а) технологическая составляющая основана на материально-технической базе: аппаратные средства (компьютеры/ hardware), программное обеспечение/ software, техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и соде ржа ни я/а п-грейд системы и контента;
б) содержательная составляющая представляет собой структурированный учебный контент;
в) организационная составляющая предусматривает организацию и проведение учебного процесса с использованием различных форм сетевого обучения.
Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, включающее учебный процесс, его информационное обеспечение, управление этим процессом, а также использование современных педагогических технологий, отвечающих требованиям новой парадигмы образования.
Для полноценного функционирования СШМ создаётся структурированная информационно-образовательная среда, в которой содержатся учебные материалы по всем организуемым темам обучения, хранятся практические работы учащихся, имеется информационно-дидактическое обеспечение сетевой школы. Кроме того, информацион-
но-образовательная среда предоставляет возможность диалогового обмена учебной информацией между всеми субъектами образовательного процесса.
Обучение организуется в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, совмещая различные функции, становится координатором всего образовательного процесса.
Обучение строится с использованием кейс-технологий на основе учебно-методических (дидактических) материалов, размещённых в сети, что позволяет создавать информационно-предметную среду по различным направлениям, индивидуализировать обучение, даёт возможность гибче и рациональнее использовать время занятий, организовывать новые формы индивидуальной и групповой работы учащихся.
Самостоятельная индивидуальная работа организуется в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами образовательного процесса (преподавателем, другими учащимися - пользователями данного сетевого занятия). При организации такого взаимодействия определяются компоненты, необходимые для создания информационно-образовательной среды, что и позволяют не прибегать к контактной (очной) форме обучения, а организовать образовательный процесс в сетевом пространстве в виде виртуальной аудитории.
Применительно к модели сетевого обучения учебный процесс в СШМ строится по трём содержательным блокам:
Блок 1. Сетевые курсы повышения квалификации - 8 занятий по 9 часов -72 часа: вебинар - 3 часа (рассмотрение теории вопроса совместно с преподавате-лем(ями); форум - 3 часа (практическая отработка и закрепление изученного материала в группе совместно с преподавате-лем(ями); выполнение домашнего задания - 3 часа (рефлексия). Этот блок организуется по следующей модели:
1. Индивидуальная в тему занятия)
работа (погружение
В данном блоке учащийся вступает во взаимодействие только со средством обуче-
ния. Условно-интерактивная сетевая среда курса позволяет пользователю самостоятельно организовать учебную деятельность, не прибегая к помощи преподавателя: контроль и оценка правильности выполнения заданий осуществляется при помощи автоматизированной системы, рекомендаций виртуального преподавателя, встроенных в программную оболочку портала http:// net-edu.ru/ (сетевой журнал). Сетевая программа даёт возможность пользователю самостоятельно работать по материалам СШМ, не прибегая к услугам тьютора и задавая при этом индивидуальную траекторию обучения. В зависимости от целей и задач обучения, профессиональных потребностей интерактивная среда СШМ предоставляет учащемуся возможность программировать содержание обучения. Такая индивидуализация обучения возможна благодаря гибкой системе настроек режима работы СШМ («режим обучения», «свободный режим»), определённой типологии учебных задач, различным способам их решения, а также встроенной в программную оболочку сетевого занятия системе контроля и оценки выполнения учебных действий.
Режим обучения имитирует процесс обучения под руководством преподавателя. Программное обеспечение каждого сетевого занятия задаёт жёсткую последовательность этапов/шагов прохождения материала и осуществляет оптимальную форму проверки. В свободном режиме пользователь сам управляет процессом обучения в зависимости от профессиональных потребностей. Он сам может выбрать удобную последовательность этапов/шагов прохождения материала занятия или сделать акцент на релевантных для себя заданиях, а также выбрать удобную форму проверки выполнения заданий («мгновенная» или «после выполнения всего задания»).
2. Самостоятельная работа в группе учащихся в рамках форума с преподавателем, где идёт отработка и закрепление изученного материала.
В этой форме сетевого обучения пользователь вступает во взаимодействие со средством обучения и с преподавателем. Благодаря тому, что программное обеспечение сетевого занятия включает в себя ин-
терактивные типы заданий и встроенные каналы обратной связи между учащимися и СШМ, учебный процесс организуется не только в виде самостоятельной работы, но и в виде диалогового обмена информацией с преподавателем, который, совмещая различные функции, становится консультантом, партнёром, координатором учебной деятельности.
3. Самостоятельная индивидуальная работа по выполнению домашнего задания по теме.
В этой форме сетевого обучения пользователь вступает во взаимодействие со средством обучения, с преподавателем и другими учащимися по теме сетевого занятия. Образовательный процесс протекает в сетевом сообществе, где обучение проходит в условиях взаимодействия, сотрудничества, а преподаватель, организуя процесс обучения, становится координатором учебной деятельности всего сетевого сообщества. Для организации обучения преподаватель отбирает адекватные методы, педагогические технологии обучения в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности, стимулируя дискуссии, индивидуальную, групповую проектную деятельность, реализуя педагогическую технологию «обучение в сотрудничестве» и эвристические методы обучения.
Блок 2. Сетевые элективные занятия -
тематические сетевые мероприятия, в рамках которых раскрываются технологии, формы, методы работы на уроке и во внеурочной деятельности посредствам мастер-классов, педагогических мастерских, интернет-диалогов, сетевых дискуссий, круглых столов, сетевых конкурсов и др. http:// net-edu.ru/master-class, http://net-edu.ru/ forum/517
Сетевые занятия СШМ размещаются на портале http://net-edu.ru/.
К каждому занятию даётся анонс, в котором указываются тема, форма (сетевой мастер-класс, сетевая педагогическая мастерская, сетевая дискуссия, вебинар и др.), цель, задачи, категории учащихся, ведущие занятия. Например, http://net-edu. ru/node/23068
Каждая тема рассматривается от трёх до пяти дней в соответствии с расписанием сетевого занятия, в котором указывается тема каждого учебного дня; предлагаются для изучения дидактические (методические) материалы, в которых раскрывается содержание темы (все материалы - текстовые и видео - размещаются на диске Google, даётся доступ «для всех в сети Интернет»); вопросы, содержательно направленные на активизацию мышления учащегося. http://net-edu.ru/node/23068
Все сетевые элективные занятия готовятся и проводятся совместно с кафе-
Расписание работы семинара по теме «Вариативные организационные формы о&раэовательноб в х ФГОС ДО»
Даты Этапы семинара Материалы для обсуждения вопросы для обсуждений
27.10.14г. 1, Организация вариативны* Форм образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. ^Методический яструкмтарий для обршитсмои й«й5С/ЪНОСТм {прмЛОхСте ZOpramiAtv игровой 1.Что4 с вашей точки зрения, изменяется в организации ОД в условиях реализации ФГОС ДО' 2.Какие трудности вы испытываете при организации вариативных форм ОД? 3.Насколько удобна для практического применения представленная матрица ОД'
ttHiwmntw^ 3-0prai*UJU«a рмиш 4. Как вы думаете, насколько реально внедрить в практику педагогов ДО О принципы, заложенные в ФГОС? 5. Как Вы считает«, может ли предложенный пето дичее* wi инструментарий оказать реальную noHOtitb педагогу детского саде' 6. Возможно ли решение образовательных задач в режимных моментах? Если да, то в <акмх, если нет, то почему?
4.0prwoatDi даостоятеъной леятелиости с aerww MUfUWfcMOfO возраста (приложен* нм)
Аридна не Wj>5) пинаеетьъне- 7, что такое «самостоятельнее деятельность»'
деятельности с ДОШШЫМаж (при«*«* W6)
28.10,14г. 1. Промпта uns картотек фори ы очдео Карготехм фори и видов образовательной 1. Какие формы и виды образовательной деятельности Вы
Мастер-класс. Педмастерская
ИНТЕРНЕТ-ДИАЛОГ "Моянторинг сфорннроаакностн универсальных учебных действий учащихся НШ| eim новых подходов к органиааднн КОД i условиях вваддния ФГОС* 12/11/2011 - 15iQ2
ИИ ТЬРШ-Т-ДИАЛОГ -Мониторинг учебны* действий учащихся начал оргйпииции шнгрольно-и ценочной деятельности в условиях введений ФГОС»
С 14 па 17 ноября 2011 года В райках мероприятий Сетевой школы нетодиста не портале ОГЭУ проводите» и нтермвт-диалог «Моммтодонг сформированное™ универсальных учебных действий учащихся начальной школы * свете
ФГОС*. Интернет-диалог проводит Г АО У ДПО (ПК) С РК «Кони республиканский
Круглый стол 'Оргимацщ итодичкиго сопровождения учителей начальных классов по и#д#иню ФГОС НОО посредством регионального сотеаого методического объединены«" 0V10/2011 - 20е39
С 10 ПО 13 октября 2011 года в ре*«ах СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИСТА па портале ОГЭУ ЫИи/ТпЛваиД! проводит»! круглый стоя «Организация методического сопровождения учителей начальных классов по введению ФГОС НОО посредством репюндлыюго сетевого методического объединения». Круглый стол проводит ОГБОУ ДПО «Костромской областей
ОУ. нетвднетчв
Приглашаем заместителей региональных методических о обсуждении рассматриваемых а ходе его проведения проблем.
драми и центрами региональных учреждений дополнительного профессионального образования и муниципальными методическими службами, победителями и лауреатами всероссийских конкурсов и участниками стажёрских и экспериментальных площадок ФГАОУ АПК и ППРО.
Например, с1ав8?раде=3
http://net-edu.ru/master-
http://net-edu.ru/master-class?page=4
Блок 3. Сетевые межрегиональные проектные группы (СМПГ)
Участники СМПГ работают над общей содержательной темой, организуется неформальный целевой обмен опытом, сориентированный на разработку конкретного продукта, предназначенного для решения технологических аспектов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Это командный поиск решений значимых проблем, консолидация усилий профессиональных команд разных уровней; решение проблемы проведения взаимной внешней экспертизы разрабатываемых методических продуктов (обмен материалами участников групп); повышение ИКТ-компетентности участников СМПГ за счёт работы в режиме удалённого доступа над совместным продуктом и сетевого общения в активном режиме.
Например, http://net-edu.ru/node/10985
http://net-edu.ru/node/16889
В организации деятельности СМПГ реализуются идеи французского педагога Селестена Френе о расширении взаимодействия учащихся, основанном на принципах организации учебного процесса:
• нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза;
• нет учебных заданий, есть постоянно задаваемые вопросы;
• нет оценок, но отличаются личные предложения;
• нет ошибок - есть недоразумения;
• нет учебных планов, есть индивидуальное и групповое планирование;
ищ.......шт.......шш
• нет преподавателя, но есть преподаватель организации общего дела3.
Рассмотрим сетевые механизмы развития профессиональной компетентности учащегося по средствам сетевого обучения.
Механизм становления субъектности учащегося в сетевом информационно-образовательном пространстве
Выделяются три уровня становления субъектности учащегося в сетевой среде:
1. Начальное знакомство, когда связи пока ещё потенциального участника с конкретной сетевой средой только внешние, информация поступает как напрямую, так и через мнения других. На этом этапе привлекательность СШМ заключается в тех возможностях и идеях, которые обеспечивают некий недостижимый в других ситуациях уровень самореализации.
2. Погружение в среду СШМ связано с регистрацией на портале http://net-edu.ru/ и освоением её инструментария и ресурсов. Позиция пользователя на этом этапе объектно-субъектная, но он уже осознаёт себя субъектом деятельности, способным самостоятельно искать решения в проблемных ситуациях. Ожидания сразу получить необходимую информацию для устранения затруднений в своей профессиональной деятельности пока не находят подтверждения. Эту ситуацию можно определить как кризисную: она может завершиться и отказом учащегося от дальнейшего участия в деятельности СШМ, и переходом в новое качественное состояние.
3. Активное взаимодействие (творческое сотрудничество). На этом этапе осуществляется поддержка учащегося преподавателем в преодолении коммуникативных барьеров, которые во многом связаны с различными неопределённостями. Этот уровень характеризуется ростом субъектности учащегося; он выступает в позиции субъекта деятельности, проводимой в контексте проблематики занятия в рамках СШМ. Именно на этом уровне организуется его совместная деятель-
С 18 по декабря ¿013 года Сетевая вгкопо методиста приглашает методистов ' пр дошкальнону образованию, заместителей заведующих, стерших воспитателей.. Ь воспитателей, педагогов-психологов, учнтвлви-яогопецов, руководителей по физическому Р воспитаний, музыкальных руководителей дошкольных образовательны* организаций но Г педагогическую мастерскую "требования к проведению и анализу современного занятия о ЛСЮ а условиях плелсиия ФГОС ДО**, которая организована и проводит муниципальное автономнее учреждение «инфвркв циоинр-нетодичеаый центр* г. тонка, цель педагогической мастерской: организовать методическое сопровождение педагогов России в вопросах проведения н анализа современного занятии.
1. представить методические рекомендации по ерганиваиии и проведению непрерывной непосредственно образовательной деятельности в ДОО {на примере коппюктв м оидеозанятин с лвтьнн
Л. Представить негодическое пособие «Организация и проведение проектной и исследовательской дейтельмос™ С детъин ДОШрСОЛьНОСР В05РВСТЭ>-
3. представить шаблон анализа ь.нод, коннентировоннып ечдеоанвлч^ обсуждаемого а рамках
обсудить мо брифмнг-хснсультвцин с участниками межрегиональной проблемнв-трврчесхвй группа (далее 11(0 «Фориы и виды оброзеоательной деятельности1 промежуточные результаты в выполнении технического задания (разработка конспекта ннОД, конспекте коррекциоиного занятие вопросы па организации и проведению современного занятия как «занимательного дела ь), Дагь техническое задание участи ккам межрегиональной пробленно-тяорчеяой группе*.
в ходе работы педагогической маете ремой:
■ обсуждение основных содержательных линий ант и вгосдо;
■ представление аидвазаннтия с детьми подготовительном к школе группы и комментированного аедеовнализа к неку по теме «Такие разные луговицыь (на принере реализации образовательной облагти «¡Юциал ьно-соннунихатмен ое развитие»};
■ методические рекомендации по организации м проведению современного аанятия как одной из форн
■ обсуждение с участниками нежригиональных ГШ* вопросов разработки, организации м проведения
ность с другими участниками, но направлена она первоначально преимущественно на реализацию индивидуальных потребностей. На этом этапе ситуация преобразуется в состояние осознания учащимся своей самоценности и социальной востребованности; он уже способен к высокому уровню автономности, что является, в свою очередь, первопричиной стремления к совместной деятельности, общению и сотрудничеству с другими участниками СШМ.
Механизм организации активной деятельности учащегося в сетевой среде
Представленность деятельности в структуре личности указывает на то, что личность есть система открытая, динамическая, постоянно развивающаяся. В целях целостного и всестороннего развития личности все её подсистемы должны развиваться гармонически. Для этого в основании системы должен быть заложен системообразующий элемент. Некоторые исследователи считают, что таким элементом может быть активность личности. Активность (деятельность), осознанная самим учащимся, представляет собой движение его к поставленным целям. Сознание включа-
3 Френе С. Избранные педагогические сочинения / Вступит. статья Б.Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990.
ется тогда, когда возникает преграда - невозможность достичь того, что требовалось. Следовательно, активность как биосоциальное свойство личности не может существовать вне деятельности, как не бывает и деятельности без активного начала, то есть если говорить о системообразующем основании целостной системы, мы имеем в виду и деятельность. Активная деятельность учащихся в сетевой среде обеспечивается реализацией двух основных форм взаимодействия - совместной деятельности и общения.
В педагогической трактовке понятие «взаимодействие» рассматривается как особый вид совместной деятельности (И.И. Лицис и др.), как особый способ её организации (А.С. Самусевич и др.) и как компонент общения.
Для формирования конструктивного взаимодействия в пространстве СШМ используются три основных механизма: совместная деятельность, координация и рефлексия. При этом важно учитывать условия подготовки учащегося к активному конструктивному взаимодействию в сетевом информационно-образовательном пространстве: обеспечение психологического комфорта, индивидуальный подход, непрерывность процесса, практико-ориентиро-ванная направленность.
Механизм оценивания результативности деятельности учащегося в сетевой среде
Он выявляется, с одной стороны, по следующим критериям:
• качество - позволяет оценить эффективность сетевых образовательных мероприятий путём изменения профессиональной позиции каждого участника и готовности к освоению новых профессиональных ролей, развития горизонтальной или вертикальной карьеры (когнитивно-технологическая составляющая сетевого образования);
• отношение - позволяет оценить удовлетворённость учащихся содержанием сете-
вых образовательных мероприятий и выявить их желание принимать участие в различных сетевых образовательных проектах; определить понимание ими значимости и необходимости профессионального общения в сетевом образовательном пространстве для совершенствования профессиональной педагогической деятельности (рефлексивная составляющая повышения квалификации).
С другой стороны, оценка профессиональной компетентности проводится путём сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, а также посредством сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований с целью выявления характера продвижения в развитии и профессиональном росте учащегося.
В основе оценки учебной деятельности, описываемой ризоматическим обучением, лежат идеи канадского исследователя Дейва Кормье о том, что нужно перестать оценивать (Stop measuring learning), потому что есть вещи, которые невозможно оценить. Взамен он предлагает измерять и оценивать прилагаемые учащимися усилия, взаимодействие и связи. Таким образом, важно предоставить учащимся возможность быть ответственными за их собственный путь (Allow learners to be responsible for - and measure their - learning journey)4.
Таким образом, Сетевая школа методиста - Personal Learning Environment - это среда, в которой предоставляется возможность самостоятельно управлять своим обучением и самостоятельно ставить учебные цели.
Сетевая школа методиста как модель сетевого образовательного пространства - одно из организационных решений, которое обеспечивает использование ресурсов одновременно нескольких организаций в процессе непрерывного образования, осуществляемого в течение всей жизни взрослым индивидом в целях профессионального роста и личностного совершенствования. □
4 Dave Cormier [Электронный ресурс]. URL: http://davecormier.com (дата обращения: 15.09.14)