УДК 373
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЦПРО 2016-2020 ГГ.
Ольга Г. Красношлыкова1 Татьяна Б. Игонина1 ®2, Татьяна В. Васильева1' Мария В. Оксем1 ®4
1 Кузбасскийрегиональный институт повышения квалификации и переподготовкиработников образования, Россия,
650070, г. Кемерово,ул. Заузелкова, 3
Поступила вредакцию 21.04.2017. Принята кпечати 08.08.2017.
Ключевые слова: профессионализм педагога, федеральная стажировочная площадка, ФГОС, качество образования, повышение квалификации, профессиональные сообщества.
Аннотация: В статье представлен опыт реализации современных способов развития профессионализма педагогов в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, направленных на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В современных условиях изменяются требования к педагогическим работникам и, соответственно, подходы к развитию профессионализма педагога. В условиях федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования педагог-профессионал как субъект педагогической деятельности должен быть ориентирован не только на трансляцию знаний, умений и навыков, но и на развитие способностей, формирование универсальных учебных действий обучающихся. В связи с этим весьма актуальными становятся такие формы развития профессионализма педагога, которые позволяют ему проявлять инициативу и участвовать в проектировании процесса повышения квалификации. Одной из таких форм является повышение квалификации на основе модульного представления учебной информации. Большое значение также имеет организация деятельности сетевых сообществ по предметным областям, направленная на активизацию профессионального и личностного развития педагогических работников, обмен опытом по достижению качества современного образования.
Для цитирования: Красношлыкова О. Г., Игонина Т. Б., Васильева Т. В., Оксем М. В. Развитие профессионализма педагогических работников в условиях реализации мероприятий ФЦПРО 2016-2020 гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 15-19. 001:10.21603/25421840-2017-3-15-19.
В современных условиях одним из ключевых направлений государственной политики является обеспечение качественного образования. Современная модель образования «Российское образование-2020», ориентированная на решение задач инновационного развития экономики, определяет основные факторы нового качества образования, к которым относится переориентация системы образования на рынок труда; непрерывное профессиональное образование специалиста; использование информационно-коммуникационных технологий; формирование современных профессиональных компетенций педагогических кадров; открытость образовательной системы, участие общественных институтов в управлении образованием [1].
«Профессионализм педагога как сложное функциональное образование становится центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба» [5, с. 18].
В профессиональном стандарте педагога, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н [2] и Комплексной программе
повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной Правительством РФ от 28.05.2014 г. № З241п-П8 [3] определены требования к современным педагогам. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует модернизации содержания, и в первую очередь технологий обучения и воспитания. Особую актуальность в данном случае приобретает кадровый вопрос, уделяется большое внимание профессиональному развитию учителя и его роли в повышении качества образования, а следовательно, возрастает потребность в создании условий для роста уровня профессионализма педагогов. Важным направлением является обеспечение адресного, лично-ориентированного повышения квалификации и научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов [4]. Как видим, обновленные цели системы общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству профессиональной деятельности педагогических работников. При сохранении лучших традиций подготовки учителей необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартом
профессиональной деятельности в сфере обучения, воспитания и развития обучающихся [6].
В условиях ФГОС 00 одним из приоритетных направлений является обучение детей самостоятельно работать с информацией. Изменяются требования к педагогическим работникам, умения которых также должны соответствовать стандарту. Педагог-профессионал, являясь субъектом педагогической деятельности, должен быть ориентирован не только на трансляцию знаний, умений и навыков, но и на развитие способностей, формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Меняются и подходы к развитию профессионализма педагога. Все более актуальной становится инициатива педагогических работников в образовании, а также самообразовании и саморазвитии.
На первое место выходят формы развития профессионализма педагога, которые позволяют самому педагогу проявлять инициативу, вносить коррективы в проектирование процесса повышения квалификации, творчески организовывать свою деятельность [7].
ГОУ ДПО ПК(С) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) является федеральной ста-жировочной площадкой, реализующей мероприятия Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 гг. [9].
В 2016 г. Кемеровская область стала одним из регионов-победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования для предоставления субсидий на поддержку реализации мероприятия 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» ФЦПРО на 2016-2020 гг. [9].
Концептуальной основой деятельности КРИПКиПРО является трансляция опыта модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с требованиями ФГОС 00 с целью развития качественных показателей профессионализма педагогических кадров, повышения уровня их компетентности и мастерства, обеспечения позитивных изменений в организации образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.
В КРИПКиПРО в рамках ФЦПРО реализуются следующие формы развития профессионализма педагога:
- курсы повышения квалификации на основе модульного представления учебной информации, в рамках которых каждый слушатель имеет возможность выбрать для себя отдельные модули содержания;
- деятельность сетевых сообществ по предметным областям (учебным предметам), направленная на активизацию профессионального и личностного развития педагогических работников, обмена опытом по достижению качества современного образования.
В ходе реализации мероприятия 2.4 ФЦПРО на 20162020 гг. для педагогических работников, реализующих программы основного и среднего общего образования в условиях обновления содержания предметных областей, в том числе адаптированные образовательные программы, в КРИПКиПРО была разработана модульная дополни-
тельная профессиональная программа повышения квалификации продолжительностью 72 часа «Достижение метапредметных образовательных результатов обучающихся средствами преподавания учебных предметов: математики, технологии, географии, русского языка, литературы, иностранных языков, истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, физической культуры». Основная цель программы - развитие профессиональных компетенций работников образования по достижению обучающимися метапредметных результатов, позволяющих успешно формировать и развивать универсальные учебные действия обучающихся.
Структурно программа содержит инвариантные (обязательные) и вариативные модули, имеющие практико-ори-ентированный характер. Содержание и объём вариативных модулей можно изменять в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сочетание инвариантных и вариативных модулей, в соответствии с образовательными потребностями или затруднениями слушателей, обеспечивали необходимую свободу в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала.
По данной программе в 2016 г. повысили квалификацию 545 педагогов из Кемеровской области и более 700 педагогов из Алтайского и Красноярского краев, Амурской, Тульской, Новосибирской и Челябинской областей, а также более 500 учителей из г. Севастополя.
В ходе освоения программы педагоги приобрели опыт применения инновационных технологий в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования, ознакомились с технологиями деятельност-ного типа, способствующими достижению планируемых образовательных результатов на уроках и во внеурочной деятельности; с системой работы учителей Кузбасса по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.
У слушателей курсов сформировались:
- знания о проектной деятельности в школе как способе достижения метапредметных образовательных результатов учащихся; об особенностях реализации современных технологий деятельностного типа на уроках и во внеурочной деятельности школьников; о применении учащимися электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности для достижения метапредметных образовательных результатов;
- умения создавать электронные образовательные ресурсы посредством офисных технологий; проектировать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности; производить оценку результативности использования здоровье сберегающих технологий; проектировать образовательные маршруты детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитывая их индивидуальные образовательные потребности; отбирать и использовать в образовательном процессе современные технологии, в том числе технологии SMART, скрайбинг, коуч-технологии, кейс-технологии, тьюторство и др., способствующие успешному включению обучающихся в учебную деятельность, развитию их учебной самостоятельности, формированию умения учиться, достижению
значимых целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала.
Доля педагогов Кузбасса, освоивших методику преподавания межпредметных технологий и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей за 2016 г. увеличилась с 30 до 34 %.
В настоящее время изменения в государственной социальной политике в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности, связанные состоянием их здоровья, а также рост количества детей с ОВЗ обусловливают становление инклюзивного образования, которое набирает обороты. Профессионализм педагога инклюзивного образования зависит от осознания им методологических установок в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Методология инклюзии опирается на признание педагогом равных прав детей на общее образование и обеспечивается созданием условий единых и взаимообогащающихся принципов совместного обучения и совместной жизни [10].
В целях развития профессионализма педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в КРИПКиПРО были проведены курсы, направленные на организацию работы с учениками различных групп нозологии. В модульную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации были включены блоки, отражающие специфику работы с детьми с ОВЗ. Семьдесят шесть педагогов, реализующих программы для детей с ОВЗ, прошли обучение по программе «Формирование профессиональной компетентности педагогов по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Немаловажную роль в развитии профессионализма педагогов играет деятельность сетевых сообществ. В Кемеровской области функционирует регионально-муниципальная многоуровневая методическая служба (РМММС), которая представляет собой модель сетевого взаимодействия методических структур школьного, муниципального, регионального уровней по научно-методическому сопровождению деятельности руководящих и педагогических кадров.
Одним из важных направлений развития профессиональной деятельности педагога в рамках РМММС является работа профессиональных сообществ. Основным условием профессионального общения в сообществе является активное и систематическое участие каждого педагога, обмен опытом, представление результатов собственной инновационной деятельности, презентация проектов. С одной стороны, педагоги получают возможность самовыражения,
с другой стороны, - возможность разрешения собственных сомнений в верности выбранных методов, педагогических находок и идей в процессе обсуждения с коллегами.
РМММС включает в себя 19 региональных профессиональных методических объединений (РПМО); три региональных отделения профессиональных ассоциаций; региональный клуб «Учитель года Кузбасса»; региональную школу педагогического мастерства для молодых педагогов; институт тьюторства; институт наставничества; интернет-сообщества педагогов.
В рамках создания условий для непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников в сфере общего образования члены РПМО и региональных отделений ассоциаций организуют и проводят совместно с кафедрами КРИПКиПРО проектировочные и проблемно-ориентированные семинары, мастер-классы, открытые занятия и уроки. В 21 территории членами РПМО и региональных отделений ассоциаций организованы консультационные пункты для педагогических работников, испытывающих затруднения в своей профессиональной деятельности. В 31 территории работают школы (лаборатории, клубы) молодых педагогов, занятия в которых наряду с наставниками организуют и проводят члены РПМО и ассоциаций.
Кафедра естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО совместно с региональным профессиональным методическим объединением (РПМО) учителей математики ежегодно организуют и проводят занятия «Школы молодого учителя математики», цель которых -повышение методического уровня учителей математики. Региональным клубом «Учитель года Кузбасса» организована работа школы методического мастерства «Начала». Члены РПМО и региональных отделений ассоциаций являются активными участниками проектов, реализуемых КРИПКиПРО.
За 2016 г. доля педагогических работников региона, вовлеченных в работу профессиональных сетевых сообществ, на всех уровнях увеличилась с 64,79 до 84,79 %, что, несомненно, обеспечивает развитие профессионализма и готовности педагогов работать в условиях ФГОС 00, способствует достижению положительных образовательных и воспитательных результатов школьников Кемеровской области.
Таким образом, деятельность федеральной стажировоч-ной площадки результативна в создании условий для трансляции педагогического опыта и обеспечении роста профессионализма педагогических работников.
Литература
1.Реморенко И. Модель «Российское образование-2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг//Профессиональное образование. Столица. 2008. № 9. С. 6-9.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 01.04.2017).
3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ от 28.05.2014 № З241п-П8). Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70616270/(дата обращения: 01.04.2017).
4.Васильчук Г. Т., Ионас И. В. Обновление содержания и форм повышения профессионализма учителя средствами муниципальной методической службы в условиях введения профессионального стандарта педагога // Учитель Кузбасса. 2017. № 4(39). С. 3-6.
5. Абдалина Л. В. Профессионализм педагога: структура и механизм развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 4(4). С. 18-21.
б.Черемисина В. Г. Профессиональный рост педагогических работников образовательных организаций как фактор повышения качества образования // Учитель Кузбасса. 2017. № 1(40). С. 3-7.
7. Васина О. С. Альтернативные формы повышения профессионализма педагогов и методистов. Рязань: Центр мониторинга и сопровождения образования, 2016. 28 с.
8.0 создании федеральной стажировочной площадки в рамках реализации мероприятий ФЦПРО 2016-2020 гг. в Кемеровской области. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 26.05.2016. № 952.
9. Распределение субсидий, предоставляемых в 2016 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в части мероприятия 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 516-р. Режим доступа: http:// government.ru/media/files/6Lvr2YZNA0ZdICGlcbpvjGjhjd4UAH8u.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
Ю.Лаврентьева 3. И. Профессионализм педагога инклюзивного образования // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1(41). С. 27-34.
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE FEDERAL TARGET PROGRAM OF EDUCATION DEVELOPMENT FOR 2016-2020
Ol'ga G. Krasnoshlykova1, Tat'iana B. Igonina1 ®2, Tat'iana V. Vasil'eva1 Mariia V. Oksem1 ®4
1 KuzbassRegionallnstitute ofProfessionalDevelopmentandRetrainingofEducation, 3, Zauzelkovastreet, Kemerovo, Russia, 650070
®' [email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected] ®4 [email protected]
Received21.04.2017. Accepted 08.08.2017.
Keywords: the Abstract: The article presents the experience of implementation of modern methods of
professionalism of the professional development of teachers in the framework of the activities of Federal experimental
teacher, federal internship platform for the implementation of the Federal target program of education development site, Federal State aimed at the modernization of the technologies and content of education in accordance with
Educational Standards, Federal state educational standard of basic General education. In modern conditions changes
the quality of education, the requirements for teaching staff and, accordingly, approaches to the development of
training, professional teachers' professionalism. In conditions of Federal state educational standards of basic
community. General education teacher and professional as a subject of teaching activities, should be
focused not only on transferring the knowledge, abilities and skills, but also on the development of abilities, formation of universal educational actions of students. In this regard, very relevant are such forms of development of professionalism of the teacher which enable him to take the initiative to participate in designing the process of professional development. One of these forms of professional development is based on the modular representation of educational information. Of great importance is also the organization of activities of online communities by subject area aimed at enhancing professional and personal development of teachers, exchange of experience on improving the quality of modern education.
For citation: Krasnoshlykova O. G., Igonina T. B., Vasil'eva T. V., Oksem M. V. Razvitie professionalizma pedagogicheskikh rabotnikov v usloviiakh realizatsii meropriiatii FTsPRO 2016-2020 gg. [Development of professionalism of pedagogical workers in the conditions of realization of actions of FTsPRO of 2016-2020]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2017): 15-19. DOI:10.21603/2542-1840-2017-3-15-19.
References
1. Remorenko I. Model' «Rossiiskoe obrazovanie-2020» sozdaetsia v interesakh potrebitelei obrazovatel'nykh uslug [The Russian education-2020 model is created for the benefit of consumers of educational services]. Professional 'noe obrazovanie. Stolitsa = Professional education. Capital, no. 9 (2008): 6-9.
2. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaia deiatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniia) (vospitatel', uchitel')» [About the approval of the professional standard «The teacher (pedagogical activity in the sphere of the preschool, primary general, main general, secondary general education) (the tutor, the teacher)]. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n, Moscow. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (accessed 01.04.2017).
3. Kompleksnaiaprogrammapovysheniiaprofessional 'nogo urovniapedagogicheskikh rabotnikov obshcheobrazovatel 'nykh organizatsii (utv. Pravitel 'stvom RF ot 28.05.2014 № 3241p-P8) [Comprehensive program of increase in professional level of pedagogical employees of the general education organizations (approved by the Government of the Russian Federation from May 28, 2014 No. 3241p-P8)]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70616270/ (accessed 01.04.2017).
4. Vasil'chuk G. T., Ionas I. V. Obnovlenie soderzhaniia i form povysheniia professionalizma uchitelia sredstvami munitsipal'noi metodicheskoi sluzhby v usloviiakh wedeniia professional'nogo standarta pedagoga [Updating of contents and forms of increase in professionalism of the teacher means of municipal methodical service in the conditions of introduction of the professional standard of the teacher], Uchitel' Kuzbassa = Teacher of Kuzbass, no. 4(39) (2017): 3-6.
5. Abdalina L. V. Professionalizm pedagoga: struktura i mekhanizm razvitiia [Professionalism of the teacher: structure and mechanism of development]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Obshchestvennye nauki = Tambov University Reports. Social sciences, no. 4(4) (2015): 18-21.
6. Cheremisina V. G. Professional'nyi rost pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsii kak faktor povysheniia kachestva obrazovaniia [Professional growth of pedagogical employees of the educational organizations as factor of improvement of quality of education], Uchitel' Kuzbassa = Teacher of Kuzbass, no. 1(40) (2017): 3-7.
7. Vasina O. S. Al'ternativnye formy povysheniia professionalizma pedagogov i metodistov [Alternative forms of increase in professionalism of teachers and methodologists]. Riazan': Tsentr monitoringa i soprovozhdeniia obrazovaniia, 2016, 28.
8. O sozdanii federal'noi stazhirovochnoi ploshchadki v ramkakh realizatsii meropriiatii FTsPRO 2016-2020 gg. v Kemerovskoi oblasti [About creation of the federal internship platform within realization of actions of FTsPRO of 2016-2020 in the Kemerovo region]. Order of Department of Education and Science of the Kemerovo region from May 26, 2016 No. 952.
9. Raspredelenie subsidii, predostavliaemykh v 2016g. izfederal 'nogo biudzheta biudzhetam sub»ektovRossiiskoi Federatsii na finansovoe obespechenie meropriiatii Federal'noi tselevoi programmy razvitiia obrazovaniia na 2016-2020 gody v chasti meropriiatiia 2.4 «Modernizatsiia tekhnologii i soderzhaniia obucheniia v sootvetstvii s novym federal'nym gosudarstvennym obrazovatel 'nym standartom posredstvom razrabotki kontseptsii modernizatsii konkretnykh oblastei, podderzhki regional 'nykh programm razvitiia obrazovaniia i podderzhki setevykh metodicheskikh ob»edinenii» [Distribution of the subsidies provided in 2016 from the federal budget to budgets of territorial subjects of the Russian Federation on financial security of actions of the Federal target program of development of education for 2016-2020 regarding an action 2.4 «Modernization of technologies and the content of training according to the new federal state educational standard by means of development of concepts of modernization of concrete areas, support of regional programs of development of education and support of network methodical associations»]. Order of the Government of the Russian Federation of March 26,2016 No. 516-r. Available at: http://government. ru/media/files/6Lvr2YZNA0ZdICGlcbpvjGjhjd4UAH8u.pdf (accessed 01.04.2017).
10.Lavrent'eva Z. I. Professionalizm pedagoga inkliuzivnogo obrazovaniia [Professionalism of the teacher of inclusive education], 'Vestnik pedagogicheskikh innovatsii = Bulletin of pedagogical innovation, no. 1(41) (2016): 27-34.