► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3 ББК 88
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНТИНГЕНТАМИ УЧАЩИХСЯ
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER TO WORK WITH VARIOUS GROUPS OF PUPILS
Драганова Оксана Александровна
Заведующая кафедрой психологии и педагогики Института развития образования Липецкой области, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты психолого-педагогической компетентности педагога, факторы и условия их формирования и совершенствования. Соотнесены требования к учителю согласно образовательным стандартам и профессиональному стандарту педагога. Изложены основные направления работы с педагогами по повышению их психолого-педагогической компетентности в системе дополнительного профессионального образования. Отражены результаты анкетирования педагогов, описаны вопросы, вызывающие трудности в работе с различными контингентами учащихся, представлена бланк-схема как форма самоанализа развивающей деятельности педагога.
Draganova Oksana A.
Head of the Phycology and Pedagogy Department, Institute for development of education of the Lipetsk region, PhD in Psychology E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the main components of psychological-pedagogical competence of the teacher, factors and conditions of their formation and improvement. Requirements to the teacher are brought into correlation with the educational standards and professional standard of the teacher. The main aspects of work to improve teachers' psycho-pedagogical competence in the system of additional professional education are set out. The article reports the result of the questionnaire completed by teachers, describes the issues causing difficulties while working with the various groups of pupils, provides a visual as a form of self-examination to explore a teacher's educational activities.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, профессиональный стандарт педагога, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), психолого-педагогические условия, развивающая деятельность, психолого-педагогические технологии, адресная работа, различные контингенты учащихся.
В современных условиях образовательная практика нуждается в педагогах, умеющих не только обучать, но и воспитывать, развивать детей с разным уровнем интеллектуального потенциала, имеющих отклонения в поведении, развитии и социальной адаптации. Роль современного педагога трансформируется в роль партнера, проводника, тьютора, при этом педагог должен обладать навыками менеджера и хорошего психолога.
В настоящее время образовательные организации повсеместно перешли на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), что задает жесткие требования к работе общеобразовательных школ, в том числе требования к профессиональной деятельности педагогов и образовательным результатам учеников. В соответствии с образовательными стандартами педагог обязан обеспечить сформированность предметных, метапредметных и личностных результатов у каждого учащегося по его индивидуальной образовательной траектории. Это невозможно сделать без психологических знаний, умений, практического опыта. Прежде чем формировать метапредметные компетенции у обучающихся, педагог должен сам обладать достаточным уровнем профессионализма, позволяющим научить школьника применять полученные знания, умения не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами.
Усиление психолого-педагогической составляющей образовательного процесса требует формирования соответствующей компетентности педагогических работников. И. А. Зимняя определяет «компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [1, с. 23].
Изучению вопроса психолого-педагогической компетентности посвящены труды И. С. Якиманской, Л. Н. Захаровой, А. А. Деркача, А. К. Марковой, Ю. Н. Емельянова, Л. С. Колмогоровой, Л. А. Петровской, Л. Д. Столяренко, М. А. Холодной, Н. И. Лукьяновой.
Исходя из анализа основных положений данных авторов [2] и проведенных нами исследований, под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность определенных личностных качеств в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовленности, коммуникативных свойств учителя, позволяющих достигать эффективных результатов в процессе обучения, развития и воспитания обучающихся. В качестве основных компонентов психолого-педагогической компетентности можно выделить следующие:
• когнитивный (знания общепрофессиональные и психолого-педагогические);
• эмоциональный (индивидуально-личностные особенности, которые необходимы педагогу для успешного осуществления профессиональной деятельности);
Keywords: psycho-pedagogical competence, professional standard of a teacher, Federal state educational standards, psychological and pedagogical conditions of an educational activity, an evolving activity, psychological and pedagogical techniques, targeted-focused work, various groups of pupils.
• поведенческий (умения учителя применять психолого-педагогические технологии, формы и методы работы с различными категориями детей, выстраивание взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса).
Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности учителей обусловлена ростом не только социальных требований к школе, но и профессиональных требований к самим педагогам, продиктованных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [3].
Требование профессионального стандарта педагога, направленное на реализацию психологических подходов в деятельности учителя, не противоречит другим трудовым функциям педагога, связанным с реализацией ФГОС.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного и среднего (полного) общего образования, согласно образовательным стандартам, должны обеспечивать в том числе «...формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.» [4, с. 46].
От уровня сформированности психолого-педагогической компетентности педагога будут зависеть и образовательные результаты учащихся, и эффективность взаимодействия с администрацией и родителями, и психологическое здоровье самого педагога.
Учитель не только обучает предмету (общепедагогическая функция), но и осуществляет воспитательную и развивающую деятельность, как прописано в профессиональном стандарте «Педагог». В трудовых действиях развивающей деятельности акцент сделан на освоении и применении «психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью» [3].
Современное образование приблизилось к потребности в создании психолого-педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого обучающегося. Педагог должен создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Отличием психолого-педагогических технологий от любых других является то, что они личностно ориентированы и способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Вопрос выбора, применимости психолого-педагогической технологии обучения, развития и воспитания в обязательном порядке предполагает учет контингента детей, с которыми педагогу предстоит взаимодействовать.
Как подчеркивает Е. А. Ямбург, «от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» [5, с. 14].
На наш взгляд, именно система дополнительного профессионального образования призвана помочь педагогам овладеть ключевыми компетенциями и повысить (или сформировать) психолого-педагогическую компетентность согласно новым требованиям профессионального и образовательного стандартов.
Кафедра психологии и педагогики, являясь одним из структурных подразделений государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования», нацелена на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников. Разработаны дополнительные профессиональные программы модульного характера по основным вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Осуществляется внедрение данных модулей на курсах повышения квалификации педагогических работников с применением инновационных технологий через специфические формы и методы работы со взрослой аудиторией, с учетом теории и практики обучения взрослых - андрагогики [6].
Можно выделить несколько направлений повышения психолого-педагогической компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования.
1. Диагностическое направление. Данное направление представляет собой скри-нинговое исследование на предмет сформированности профессиональных и личностных компонентов психолого-педагогической компетентности педагогов. Включается процедура выявления собственных ресурсов педагога, в том числе и личностных, определение путей совершенствования психолого-педагогической компетентности каждого педагога.
Результаты анкетирования педагогов - слушателей курсов повышения квалификации - обозначили основные проблемные направления в их профессиональной деятельности согласно современным требованиям:
• неспособность проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе;
• неприменение индивидуального подхода в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся;
• неумение отслеживать динамику развития ребенка;
• работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
• неумение читать документацию специалистов (в том числе психологов);
• отсутствие владения психолого-педагогическими технологиями в работе с разными категориями обучающихся.
Как показало исследование, в большей степени педагоги испытывают трудности в работе с такой категорией обучающихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На вопрос «В чем основные сложности при работе с детьми с особыми образовательными потребностями?» большинство респондентов (85%) отвечают: наличие соответствующих навыков коррекционной работы, специального оборудования, апробированных эффективных технологий при работе с детьми с ОВЗ. Как правило, школы «высоких достижений» не заинтересованы осуществлять инклюзивное образование, поскольку многие из детей с ОВЗ в силу своих заболеваний не могут добиваться высоких образовательных результатов, что снизит показатели образовательной организации.
На втором месте по сложности работы с другими категориями обучающихся указаны дети с зависимостью (компьютерной, игровой) (указали 63% педагогов). На третьем месте учителями выделена категория детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы (54%), среди которых низкомотивированные школьники.
И далее указаны обучающиеся из неблагополучных семей (указали 43% педагогов), дети с девиациями поведения (28%), дети-сироты (15%), дети-мигранты (13%).
Что касается такого компонента психолого-педагогической компетентности, как грамотность, то по данным анкетирования только 7% учителей общеобразовательных организаций отметили у себя высокий уровень знаний в области психологии; 51% считают, что их уровень психологических знаний ниже среднего значения; 42% педагогов находятся на низком уровне психологических познаний.
Результаты исследования заставляют нас пересмотреть структуру программ повышения квалификации в сторону увеличения объема психолого-педагогической составляющей, содержание психолого-педагогических модулей для учителей-предметников с точки зрения приближения их к практике педагогической деятельности и формирования психолого-педагогической компетентности учителя.
2. Профессионально-образовательное направление. Это направление включает в себя непосредственно повышение квалификации и переподготовку работников образования.
В 2017 г. осуществлялась планомерная работа нашего института по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических работников согласно требованиям образовательного и профессионального стандартов в рамках выполнения Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 гг. по мероприятию 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».
Институт развития образования Липецкой области реализует программу переподготовки «Психология и педагогика образовательной деятельности» согласно требованиям профессионального стандарта объемом 260 часов и перечень программ повышения квалификации в области психолого-педагогического образования для педагогов.
Разработанная нами программа дополнительного профессионального образования «Психолого-педагогические технологии формирования метапредметных компетенций» реализуется для педагогических работников разных предметов. Ее целью является формирование (совершенствование) психолого-педагогической компетентности педагога, необходимой для развития метапредметных компетенций у разных категорий обучающихся согласно требованиям образовательного и профессионального стандартов.
Совершенствование психолого-педагогической компетентности педагога происходит в процессе составления индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся разных категорий и проектирования для них образовательной среды.
Программа дополнительного профессионального образования имеет модульное построение и включает в себя три основных блока: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования метапредметных и личностных результатов обучающихся»,
«Психолого-педагогические технологии работы с различными категориями обучающихся», «Воспитательные технологии в условиях реализации ФГОС».
Программа предназначена для учителей гуманитарного и естественно-математического цикла общеобразовательных организаций.
В начале реализации программы при содержательном рассмотрении со слушателями профстандарта делаем акцент на том, что группа функций «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса...», включающая обучение, воспитательную и развивающую деятельность, относится к каждому педагогу: нельзя обучать не воспитывая, воспитывать - не развивая, развивать - не обучая [7].
По данной программе за 2017 г. прошли обучение 848 педагогов школ из 20 муниципальных районов Липецкой области и 356 учителей-предметников из 14 регионов РФ.
3. Научно-методическое направление. Для вооружения педагогов современными технологиями, методами, инструментарием на кафедре разрабатываются учебно-методические пособия, сборники по итогам конкурсов программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, методические рекомендации по дальнейшему совершенствованию психолого-педагогической компетентности педагогов, регулярно ведется обобщение опыта лучших практик.
Научно-методические наработки сотрудников Института развития образования проходят апробацию на базе общеобразовательных организаций г. Липецка и Липецкой области. Так, например, апробация современных психолого-педагогических технологий, форм и методов взаимодействия педагогов с другими участниками образовательного процесса проходила на базе одной из школ региона - МАОУ СОШ № 29 г. Липецка «Университетская» в рамках региональной инновационной площадки, что позволило им выиграть федеральный проект и транслировать свой опыт [8].
4. Личностно-ориентированное направление. Психолого-педагогическая компетентность учителя предполагает развитие не только профессиональных навыков, но и его личностного потенциала. В системе повышения квалификации мы вынуждены преодолевать «отторгающую» позицию учителя как результат, возможно, неправильного отношения к психологии и педагогике как таковой или накопившейся усталости или неготовности к интенсивно меняющимся требованиям к педагогу [6].
Постоянно развивая и совершенствуя профессиональную деятельность, педагог развивается как личность, а это одно из обязательных условий личностного формирования ученика.
С помощью контент-анализа мы составляем психологический портрет личности современного педагога, который вбирает в себя такие профессионально важные качества, как энергичность, эмпатийность, психологическую осведомленность, коммуникабельность, работоспособность, стрессоустойчивость, педагогическую тактичность, эмоциональную стабильность, познавательную активность, ответственность. После ранжирования и объединения личностных качеств в семантические группы мы выходим на трехкомпонентную структуру психолого-педагогической компетентности педагога, включающую:
• когнитивный компонент (грамотность, знания, осведомленность);
• эмоциональный компонент (навыки саморегуляции, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость);
• поведенческий компонент (умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса).
Основным критерием сформированности психолого-педагогической компетентности является умение учителя способствовать всестороннему личностному развитию ученика, что является требованием и профессионального, и образовательного стандартов.
5. Технологическое направление. На данном этапе происходит процесс формирования (у начинающих учителей) и совершенствования у педагогов со стажем применения психолого-педагогических технологий.
На диагностическом этапе мы выяснили, что актуальным проблемным полем для педагогов является адресная работа педагога с различными категориями обучающихся. Напомним, что в трудовых действиях развивающей деятельности профстандарта акцент сделан на освоении и применении психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся [3]. Мы заполняем бланк-схему анализа психолого-педагогической компетентности педагога (что должен уметь, знать, осуществлять) согласно заданным кейсам.
Кейсы, предложенные слушателям программы повышения квалификации, соответствуют различному контингенту обучающихся, перечисленных в профстандарте:
• работа с одаренными детьми;
• работа с социально уязвимыми детьми;
• работа с детьми, испытывающими трудности в освоении ООП;
• работа с детьми-мигрантами;
• работа с детьми-сиротами;
• работа с детьми с ОВЗ;
• работа с детьми с аддикциями и девиациями.
Разбор кейсов осуществляется в подгруппах учителей на бланк-схеме, которая построена согласно основным единицам измерения трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Слушатели курсов повышения квалификации разбиваются на семь подгрупп (по количеству кейсов), изучают методический материал о соответствующей категории обучающихся и приступают к заполнению бланк-схемы, отвечая на вопросы: что педагог должен знать (когнитивная составляющая), что педагог
Контингент обучающихся
Профессиональные действия (что педагог должен осуществлять)
Когнитивная составляющая (что педагог должен знать) Технологическая составляющая (что педагог должен уметь)
Рис. Бланк-схема для разбора кейсов
должен уметь (технологическая составляющая) и что педагог должен осуществлять (профессиональные действия) при работе с заданным контингентом обучающихся (рис.).
Анализ бланк-схем подводит педагогов к выводу, что психологизация образования является необходимой в связи с адресной работой учителя с детьми, испытывающими трудности в развитии, обучении и поведении. От педагогического коллектива зависит создание общеразвивающей комфортной образовательной среды, психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности ученика.
После составления подгруппой списка, «что должен» педагог знать, уметь, осуществлять, строится индивидуальная работа каждого учителя на основе самоанализа по данной бланк-схеме, но с позиции «я могу». В больше степени вызывает затруднение технологическая составляющая, а именно какими технологиями педагог должен уметь развивать, обучать и воспитывать каждого конкретного ребенка.
Поэтому в рамках программы дополнительного профессионального образования предусмотрена стажировка - выход на практику в образовательные организации региона, которые являются инновационными площадками с целью посещения мастер-классов, открытых уроков с применением современных психолого-педагогических технологий согласно требованиям ФГОС. Педагогами используются такие технологии, как: коммуникативно-диалоговые; проблемно-поисковые; имитационно-игровые; рефлексивные (психотехнологии); арт-технологии; креативные; инклюзивные; здоровьесберегающие и здоровьеформирующие; коуч-технологии и др.
В завершение курсов повышения квалификации происходит обобщение полученного опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию психолого-педагогической компетентности педагогов, самоанализ деятельности.
Таким образом, соотношение требований профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов определяет необходимость формировать (совершенствовать, повышать) психолого-педагогическую компетентность учителя для создания обучающей, воспитывающей, развивающей образовательной среды.
Повышение психолого-педагогической компетентности учителя предполагает пять основных направлений подготовки в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в том числе через овладение им психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для адресной работы с различными контингентами обучающихся.
Чтобы добиться образовательных результатов у учеников, современный учитель должен сам личностно и профессионально совершенствоваться.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
2. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 144 с. - (Педагогическое мастерство).
3. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога. - URL: http:// минобрнауки.рф/1оште^/3071 (дата обращения: 15.09.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. -(Стандарты второго поколения).
5. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
6. Драганова О. А. О формировании психолого-педагогической компетентности учителя в условиях реализации ФГОС и апробации профессионального стандарта педагога // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 2(38). - С. 115-123.
7. Горлова Н. А., Медведева Ю. В. Реализация психологического подхода в развивающей деятельности учителя (в контексте требований Профстандарта педагога) // Справочник заместителя директора школы. - 2014. - № 11. - С. 62-74.
8. Психология сотрудничества, или О формировании коммуникативной компетентности участников образовательного процесса (МАОУ СОШ № 29 г. Липецка «Университетская»): метод. пособие / под ред. М. В. Донских. - М., 2016. - 66 с.
References
1. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezuletativno-tselevaya osnova kompetent-nostnogo podkhoda v obrazovanii. Moscow: Issledovateteskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. 42 p.
2. Lukеyanova M. I. Psikhologo-pedagogicheskaya kompetentnoste uchitelya. Diagnostika i raz-vitie. - Moscow: TTs "Sfera", 2004. 144 p. (Pedagogicheskoe masterstvo).
3. Kontseptsiya i soderzhanie professionalеnogo standarta pedagoga. Available at: http:// минобрнауки.рф/documents/3071 (data obrashcheniya: 15.09.2017).
4. Federatenyy gosudarstvennyy obrazovatetenyy standart osnovnogo obshchego obra-zovaniya. M-vo obrazovaniya i nauki RF. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 48 p. (Stan-darty vtorogo pokoleniya).
5. Yamburg E. A. Chto prineset uchitelyu novyy professionalenyy standart pedagoga? Moscow: Prosveshchenie, 2014. 175 p.
6. Draganova O. A. O formirovanii psikhologo-pedagogicheskoy kompetentnosti uchitelya v usloviyakh realizatsii FGOS i aprobatsii professionatenogo standarta pedagoga. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2016, No. 2(38), pp. 115-123.
7. Gorlova N. A., Medvedeva Yu. V. Realizatsiya psikhologicheskogo podkhoda v razvi-vayushchey deyatetenosti uchitelya (v kontekste trebovaniy Profstandarta pedagoga). Spravochnik zamestitelya direktora shkoly. 2014, No. 11, pp. 62-74.
8. Donskikh M. V. (ed.) Psikhologiya sotrudnichestva, ili O formirovanii kommunikativnoy kompetentnosti uchastnikov obrazovatelenogo protsessa (MAOU SOSh No. 29, Lipetsk, "Uni-versitetskaya"): metod. posobie. Moscow, 2016. 66 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 6