Ю. М. Забродин, В. В. Рубцов
(Москва)
НОВАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Показано, что введение новых стандартов образования требует модернизации системы психо-лого-педагогической подготовки учителя
В настоящее время цели и задачи образования определяются двумя основополагающими документами - Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Государственными стандартами образования. Первый документ определяет школу как институт, соответствующий целям опережающего развития. Согласно содержанию данного документа «Новая школа» - это школа для всех:
- обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей, и школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности учащихся;
- школа интеграции (инклюзии] детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе и школа развития одаренности;
- формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду, и школа успешной социализации личности;
- школа здорового и безопасного образа жизни и школа предупреждения и профилактики социальных рисков.
В основе введенного в действие Федерального государственного стандарта общего (начального] образования лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, применение его предусматривает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского многонационального, поликультур-ного и поликонфессионального российского общества на основе толерантности, диалога культур и взаимного уважения;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе об-
разования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата] личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного] общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья], обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Стандарт формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП], которые задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
К личностным результатам обучающихся, освоивших ООП, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформирован-ность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам - освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности (специфической для данной предметной области] по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и ме-тапредметных результатов освоения ООП начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Обобщенная оценка личностных характеристик обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей] индивидуальные учебные планы. Их реализация сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Интегративным результатом реализации указанных выше требований Стандарта должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды школы:
- обеспечивающей высокое качество
образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей] и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
С учетом сказанного, стратегическая цель и основная направленность психолого-педа-гогического образования заключается в построении углубленной психолого-педагоги-ческой подготовки учителя, во-первых, как системы деятельности, основу которой составляет комплекс наук о человеке и закономерностях его развития, во-вторых, как системы практик, ориентированной на особенности обучения и развития каждого ученика.
В процессе модернизации школы психоло-го-педагогическое образование следует рассматривать как одно из четырех взаимодополняющих направлений подготовки педагогических кадров. Учитель должен знать и учитывать в своей деятельности закономерности психологического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности развития, владеть технологиями развивающего обучения.
Для федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» научно-методологической основой стали подходы отечественной педагогической и возрастной психологии: специалистами этой области были предложены эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных этапах школьного детства. Психолого-педагогическое образование сейчас является фундаментальной научно-методической и практической базой для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и учащихся, самих учащихся.
В этом стандарте впервые на основе деятельностно-возрастного подхода предпринята попытка построения двухуровневого ВПО для профиля «Психология образования» (то есть в нем целенаправленно дано обоснование новой системы подготовки психолога, способного работать с особенностями развития детей в обучении, заниматься формиро-
ванием и оценкой надпредметных и личностных компетенций учащихся]. Кроме указанного профиля, данное направление включает целый ряд по существу сопряженных профилей (всего их девять]. Многие из этих профилей определены и рассматриваются в системе ВПО впервые.
Главное отличие направления «Психоло-го-педагогическое образование» от других направлений состоит в том, что «универсальным» содержанием подготовки «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и др. является общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и профессиональных компетенций, которые позволяют осуществлять процессы воспитания и обучения по игровому, учебному и учебно-исследовательскому типам в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых. Деятельность и возраст и есть основные категории, определяющие базовое содержание пси-холого-педагогической подготовки в рамках всех профилей рассматриваемого направления.
Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося.
Небезынтересно с этой точки зрения посмотреть на основные задачи профессиональной деятельности бакалавров в области пси-холого-педагогического сопровождения образования, в числе которых:
- психологическое (диагностическое] обследование учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
- проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
- взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами] в комплексных обследованиях образовательной среды;
- использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.
Ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигаются за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки психолога и педагога.
По существу, речь уже идет не столько о стандарте ВПО, сколько о модернизации самой системы профессиональной деятельности учителя. Современные передовые школьные системы в качестве главного звена определяют адресную работу с каждым учеником. Организовать такую деятельность с разными категориями детей может только педагог, на должном уровне и в полной мере овладевший системой психолого-педагогического образования.
Понятно, что сами по себе ФГОСы ВПО -это только возможность модернизации педагогического образования. Для реального движения к новой школе, как точно сформулировано в Национальной образовательной инициативе, «базовые педагогические вузы должны быть преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей». Именно таким центрам, на наш взгляд, следует передать право профессиональной экспертизы ООП и оценку качества их внедрения в систему ВПО, которая должна существовать как форма общественной государственной экспертизы. Сейчас этот процесс развивается стихийно и грозит стать неуправляемым.
Создание крупных базовых центров подготовки учителей, работающих по принципу сетевых ресурсных центров, позволит «сдвинуть» с мертвой точки крайне важный вопрос о переподготовке и подготовке педагогов, которые смогут на должном уровне внедрять стандарт начального образования.
Важным звеном модернизации педагогического образования становится целенаправленное привлечение в школу учителей, не имеющих базового образования. Этот вопрос поставлен уже на государственном уровне, и его также необходимо решать. Эффективным представляется путь педагогической и психо-лого-педагогической магистратуры или обя-
зательной интернатуры в тех же базовых региональных центрах подготовки.
Таким образом, очевидно, что системная и качественная психолого-педагогическая подготовка учительских кадров является не только ресурсом модернизации системы педагогического образования, но и необходимым условием введения новых образовательных стандартов в систему образования России.
Вопрос о введении педагогической интернатуры для учителей, имеющих степень бакалавра и приступивших к работе в образовательном учреждении, в настоящее время становится особо актуальным в связи с введением ФГОС общего образования и ФГОС ВПО по педагогическим направлениям. Если внимательно рассмотреть заложенные в стандарты ВПО требования к Основным образовательным программам, можно увидеть, что подготовка бакалавров по этим направлениям не позволит организовать профессиональную производственную (педагогическую] практику выпускников в необходимых объемах и она будет существенно уступать практикам, уже реализуемым сегодня в инновационных вузах в форме годичной педагогической практики. В Московском городском психоло-го-педагогическом университете, Московском городском педагогическом университете, других высших педагогических учебных заведениях Департамента образования города Москвы накоплен значительный позитивный опыт проведения такой практики, при этом учебные планы и программы практик составлены в соответствии с действующими ГОС ВПО второго поколения.
Процесс обучения при этом существенно преобразован: студенты выпускного (пятого] курса проходят непрерывную годичную педагогическую практику, в рамках которой они направляются на работу по специальности в образовательные учреждения в качестве учи-телей-предметников, педагогов или психологов (в соответствии с профилем специальности]. В ходе практики студенты работают с нагрузкой от половины до полной ставки либо прикрепляются к этим образовательным учреждениям как стажеры. Преимущества введения такой практики очевидны. Резко повышаются профессиональные компетенции выпускников, пятикурснику предоставляется возможность провести полноценный педагогический эксперимент при выполнении дипломной работы. Наконец, выпускни-
ки к моменту получения диплома имеют годовой стаж педагогической работы по специальности, и поэтому они имеют определенные преимущества при тарификации в качестве молодых специалистов.
Учитывая опыт, накопленный московскими вузами, предлагается в порядке эксперимента ввести педагогическую интернатуру по трем направлениям педагогического образования, приняв за основу следующие положения:
1. Педагогическая интернатура вводится как образовательная программа послевузовского образования для выпускников, получивших диплом бакалавра по направлениям «Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование», «Специальное (дефектологическое] образование» и пришедших после окончания вуза на работу в образовательные учреждения по профилю своей подготовки.
2. Обучение в педагогической интернатуре осуществляется высшими учебными заведениями или учреждениями дополнительного профессионального образования, имеющими лицензии на соответствующие программы послевузовского образования.
3. Выпускнику, успешно освоившему программу интернатуры, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность по профилю его подготовки.
Таким образом, можно констатировать, что реализация Национальной образовательной инициативы и введение новых стандартов общего и профессионального образования существенно изменяют образовательную ситуацию в целом:
4. Задаются новые требования к основным направлениям и перечню критериев оценки результатов образовательного процесса, что предполагает существенную работу по подготовке учителя к новой форме деятельности, и начинается эта работа с учителя начальной школы. Необходимо дать учителю новые педагогические технологии - как вести уроки по новым стандартам, как обеспечить достижение (и значит - измерение] требуемых компетенций (особенно - метапред-метных], как организовать мониторинг личностных качеств и их развитие и т.п.
5. Определяются требования к содержанию и порядку освоения педагогических (учебных) материалов, что с необходимостью по-
требует написания новых учебников, учебных пособий и методических материалов для учителя.
6. Определяются место форм и видов приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Необходимо изменить систему психологопедагогической подготовки учителя и школьного психолога, которые будут реализовывать новые стандарты общего образования на практике.
Следует обратить внимание вузов-разра-ботчиков ФГОС ВПО на необходимость разработки в кратчайшие сроки целостной системы основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры по направлениям подготовки «Педагогическое образование» (050100]; «Психолого-педаго-
гическое образование» (050400], «Специальное (дефектологическое] образование» (050700], предусмотрев возможность включения психолого-педагогической магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога-предметника, а также государственно-общественную систему оценки содержания образования и оценки качества подготовки выпускников по каждому виду ООП.
Кафедрам педагогики и психологии педагогических вузов и университетов важно обеспечить участие в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая должно обеспечить возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.], но и по маршруту любого из возможных направлений психоло-го-педагогической подготовки.
Литература
1. Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования : сб. науч. ст. - Самара : Универс-групп, 2005. - 220с.
2. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Юнити-Дана, 2003.
3. Руднева Т. И. Педагогика профессионализма. - Самара: СамГУ, 1997.
4. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004.