Забродин Ю.М.
Московский городской психолого-педагогический университет Е-mail: zabrodin_yuri@list.ru
УЧИТЕЛЬ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ -ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В статье рассматриваются проблемы и перспективные их решения в сфере образования, а также психологической подготовки учителя на теоретическом, методологическом и практическом уровнях. Анализируется функция образования как социального института, требования, предъявляемые к общеобразовательной и профессиональной школе. С учетом практического опыта московских образовательных учреждений и административных органов исследуется вопрос «О психолого-педагогической интернатуре».
Ключевые слова: акмеогенез, психологическое сопровождение взросления и профессиональной карьеры, системно- деятельностный подход, новые стандарты образования, психолого-пе-дагогическая интернатура.
За тридцать лет отечественная практическая психология прошла сложный путь экстенсивного и интенсивного движения в системе социальных институтов, создав весьма разнообразное предложение коллективных и персональных услуг. Развитие практической психологии в России позволило создать целую систему психологических практик со своей нормативной базой и организационно-управленческой структурой, своей системой отношений с заказчиками и клиентами, развернутой базой психотехнологий, Фактически в социальной сфере России сложилась новая отрасль производства со специфическими средствами и технологией деятельности и многочисленным профессионально специфичным персоналом.
Вместе с тем, развитие практической психологии, наряду с накоплением и утверждением опыта приложения психологических знаний к решению практических задач, выявило новые проблемы для фундаментальной науки
1. Проблемы предметной области психологии
2. Проблемы метода психологии, развития методологии и теории психотехнологий как средств и приемов работы с человеческим субъектом
3. Проблема кадрового обеспечения практической работы и формирование профессиональных гарантий качества психологических услуг (включая проблемы психологической этики, деонтологии и защиты личности от шарлатанства и манипуляций).
И во всех случаях мы говорим о формировании, развитии, эффективной актуа-
лизации и само актуализации человеческой личности, становления маленького человека взрослым, инициативным и ответственным членом человеческого общества, а значит, речь идет о принципах, законах и механизмах акмеогенеза (от греч. акме - взрослый, зрелый и генезиз - происхождение,развитие).
1. Новая функция образования
как социального института
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что недостаточный учет психологических законов резко снижает эффективность образовательного процесса и повышает риски образовательной среды. Более точно - в общеобразовательных школах вопрос касается учета законов созревания мозга человека, возрастных особенностей развития человеческой личности и становления человека как ответственного гражданина общества. В профессиональной школе акцент меняется, и главным становится сопровождение профессиональной карьеры и развитие человеческих ресурсов как потенциала национальной экономики.
Главная задача - эффективная защита детства и социально ответственное введение маленького человека в человеческое общество, в том числе:
■ воспроизводство и укрепление интеллектуального и нравственного потенциала страны, что с точки зрения требований к образованию означает защиту и эффективное сопровождение детства, обеспечение интеллектуального и нравственного развития ребенка с учетом его возрастных, психобиологических и гендерных особенностей - как основы человеческого потенциала общества;
■ интеграция в образовательном пространстве линий культурного и профессионального развития, то есть развитие личностных ценностей, норм поведения, мотивов и способностей (а не только способностей) на том этапе вхождения человека в человеческое Общество, который именуется детством;
■ оценка возможных рисков и профилактика ошибок, которые, возникнув на этапе детства, оборачиваются невосполнимыми потерями во взрослом возрасте и проявляются в негативных социальных феноменах: в ксенофобии, утрате толерантности, развитии агрессии; в возникновении делинквентного (криминального) и зависимого поведения; в несамостоятельности, безынициативности, нетворческом отношении к жизни.
Психологические проблемы возникают и должны найти свое решение в дидактике (процессах обучения), в принципах и примах воспитания, но главное - в наукоемких технологиях сопровождения человека на этапе Детства. Такое сопровождение имеет три важнейших формы: защита, поддержка и коррекция отклонений на жизненном пути становящегося человека.
В связи с задачами модернизации системы образования и более широко - задачами гуманистически ориентированного преобразования общества - сегодня один из самых главных вопросов - это психологическая подготовка населения, в первую очередь, работников системы образования:
- педагогического корпуса;
- администраторов и менеджеров образования;
- психологов образования.
Учет и решение психологических проблем образования на современном уровне потребует структурной модернизации образовательной системы, создания федеральнорегионального научно-методического и ресурсного центра практической психологии образования с соответствующими правами УМО, УМЦ и технопарка новых социальных технологий.
2. Наша новая школа
и стандарты образования
В основе введенного в действие Федерального государственного Стандарта общего (начального) образования (далее - Стандарт) лежит системно-деятельностный
подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, применение которого предусматривает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиональ-ного состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Стандарт формулирует требования к результатам освоения основной образователь-
ной программы начального общего образования (далее - ООП), которые задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
К личностным результатам обучающихся, освоивших ООП, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформирован-ность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Кроме того, к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
- ценностные ориентации обучающегося;
- индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при
проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Интегративным результатом реализации указанных выше требований Стандарта должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды школы:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
3. О психолого-педагогической
интернатуре
Вопрос о введении педагогической интернатуры для учителей, имеющих степень бакалавра и приступивших к работе в образовательном учреждении, в настоящее время становится особо актуальным в связи с введением ГОС общего образования и ФГОС ВПО по педагогическим направлениям. В силу заложенных в стандарты ВПО требований к Основным образовательным программам подготовка бакалавров по этим направлениям не позволит организовать профессиональную производственную (педагогическую) практику выпускников в необходимых объемах, и она будет существенно уступать практикам, уже реализуемым сегодня в форме годичной педагогической практики.
В Московском городском педагогическом университете, Московском городском психо-лого-педагогическом университете, других высших педагогических учебных заведениях Департамента образования города Москвы накоплен значительный позитивный опыт проведения такой практики, а соответствую-
щие учебные планы и программы составлены в соответствии с действующими ГОС ВПО второго поколения. Процесс обучения при этом существенно преобразован: студенты выпускного (пятого) курса проходят непрерывную годичную педагогическую практику, в рамках которой они направляются на работу по специальности в образовательные учреждения в качестве учителей - предметников, педагогов или психологов (в соответствии с профилем специальности). В ходе практики студенты работают с нагрузкой от половины до полной ставки, либо прикрепляются к этим образовательным учреждениям как стажеры.
Преимущества введения такой практики очевидны. Резко повышаются профессиональные компетенции выпускников, пятикурснику предоставляется возможность провести полноценный педагогический эксперимент при выполнении дипломной работы. Наконец, выпускники к моменту получения диплома имеют годовой стаж педагогической работы по специальности, и поэтому они имеют определенные преимущества при тарификации в качестве молодых специалистов.
В такой практике заинтересованы учредитель Московских городских педагогических вузов Департамент образования города Москвы и потребители - образовательные учреждения столичного образования. Мы создаем все условия для закрепления будущих молодых специалистов на своих рабочих местах. Анализ трудоустройства выпускников показывает, что 70% из них остаются работать в тех школах, в которых эта практика проводилась.
Учитывая опыт, накопленный московскими городскими вузами, а также опыт медицинской интернатуры в образовательных учреждениях системы здравоохранения, предлагается в порядке эксперимента ввести педагогическую интернатуру в столичном регионе по трем направлениям педагогического образования, приняв за основу следующие положения:
1. Педагогическая интернатура вводится как образовательная программа послевузовского образования для выпускников, получивших диплом бакалавра по направлениям: «Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», и пришедших после окончания вуза на работу в образовательные учреждения по профилю своей подготовки.
2. Обучение в педагогической интернатуре осуществляется высшими учебными заведениями или учреждениями дополнительного профессионального образования, имеющими лицензии на соответствующие программы послевузовского образования.
3. Выпускнику, успешно освоившему программу интернатуры, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность по профилю его подготовки.
Предложено дополнить текст Закона отдельной статьей (текст подготовлен и направлен в рабочую группу МОН РФ).
Резюме
Таким образом, новый Федеральный Закон «Об образовании» и введение новых Стандартов общего и профессионального образования существенно изменяют образовательную ситуацию в школе. Эта ситуация:
1. Задает новые требования к перечню критериев и оценке результатов образовательного процесса, что предполагает существенную работу по подготовке учителя к новой форме деятельности, и начинается эта работа с учителя начальной школы. Необходимо дать ему новые педагогические технологии - как вести уроки по новым стандартам, как обеспечить достижение (и значит - измерение) требуемых компетенций (особенно - мета-предметных), как организовать мониторинг личностных качеств и их развития и т.п. Это вопросы, на которые должны ответить методисты окружных центров и специалисты системы повышения квалификации.
2. Определяет требования к содержанию и порядку освоения педагогических (учебных) материалов, что с необходимостью потребует написания новых учебников, учебных пособий и методических материалов для учителя.
3. Определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Значит -необходимо изменить систему психолого-пе-дагогической подготовки учителя и школьного психолога, которые будут реализовывать
новые стандарты общего образования на практике.
Московские городские вузы задали пример модернизации педагогического образования, участвуя в разработке новых стандартов общего и профессионального образования. Коренным образом изменена система высшего педагогического образования, в рамках которого впервые в России по существу создано новое направление подготовки в высшей педагогической школе - психолого - педагогическое образование. По инициативе московских городских Университетов вместе с представителями российских регионов разрабатываются технологии и ресурсная база перехода на новые государственные стандарты общего и профессионального образования (примерные Основные образовательные программы, учебные и методические материалы, новые информационные технологии образования, программы новых курсов и др.). Можно сказать, что московская высшая школа готова к переходу на новые образовательные стандарты.
Однако этого нельзя сказать об учительском корпусе столицы. Введение новых стандартов начального общего образования сразу же выявило ряд проблем, связанных с неготовностью учителей и методистов работать в режиме новых педагогических технологий, в перспективе заданных новыми стандартами результатов образовательного процесса -оценки и измерения предметных и метапред-метных компетенций, мониторинга личностных качеств учащихся. При реальном перехо-
де на новые стандарты общего образования этому еще предстоит научиться, а значит -большая работа предстоит по дальнейшей модернизации всей системы послевузовской переподготовки и повышения квалификации кадров столичного педагогического корпуса.
В Год Учителя преподаватели и ученые МГППУ, других московских университетов городского подчинения приняли активное участие в работе Педагогической ассамблеи, открывшей Год Учителя в Санкт-Петербурге, организовали и провели ряд общероссийских мероприятий, профессиональных Форумов с участием общественности (Всероссийские совещания, конференции, профессиональные конкурсы). МГППУ и другие столичные ВУЗы активно работают по ведущим направлениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
- создана и реализуется региональная модель перехода на новые образовательные стандарты,
- существенным образом модернизируется система подготовки и переподготовки учительского корпуса столицы,
- созданы и предложены органам государственного управления Федерации инновационные программы поиска талантов и работы с детской одаренностью,
- разработаны инновационные здоровьесберегающие педагогические технологии и системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, развития технологий инклюзивного образования.
18.01.2011
Сведения об авторе: Забродин Юрий Михайлович, проректор по научной работе, заведующий кафедрой организационной и экономической психологии Московского городской психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, тел. (495)6329970, е-mail: zabrodin_yuri@list.ru
УДК 378:159.9
Zabrodin Yu.M.
A TEACHER FOR A NEW SCHOOL - PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TRAINING
In article problems and their perspective decisions in an education sphere and also psychological training of the teacher at theoretical, methodological and practical levels are considered. The author analyses the education function as social institute, the requirements shown to general education and professional school. Taking into account practical experience of the Moscow educational institutions and administrative establishments the question «About psychological and pedagogical internship» is investigated.
Keywords: acmeogenesis, psychological support of a growing and of a professional career, integrated approach, new standards of education, psychological and pedagogical internship.