ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ГОРОДСКОГО СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАТУРЫ В КГПУ им. В.П. АСТАФЬЕВА
CREATING A SUSTAINABLE MOTIVATION FOR FUTURE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY: THE EXPERIENCE OF CITY NETWORK TEACHER TRAINING COLLEGE AND TEACHING INTERNSHIP IN KSPU NAMED AFTER V.P. ASTAFIEV
Ю.Ю. Бочарова, О.М. Гаврилова
Педагог, профессиональный стандарт, педагогическая интернатура, мотивация к профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение. В статье представлен рефлексивный анализ опыта КГПУ им. В.П. Астафьева по решению задач привлечения в педагогическую профессию мотивированных старшеклассников и закрепления выпускников педагогического университета в школах. Авторы раскрывают механизмы повышения имиджа педагогической профессии для старшеклассников через создание пространства самоопределения - программы сетевого педагогического лицея. Педагогическая интернатура представлена в статье как институт закрепления выпускников через механизмы адресной подготовки под заказ образовательной организации. В статье пробле-матизируется нормативный аспект новых механизмов.
В России профессия педагога претерпела с точки зрения общественного отношения к ней несколько негативных деформаций. В 90-х гг. она была обесценена в системе рыночных отношений как низкооплачиваемая и потому невостребованная молодежью, затем педагог был противопоставлен обществу на волне «защиты детей» от насилия. В итоге за последнее десятилетие был обнаружен эффект «двойного негативного отбора»: в педа-
Yu. Вое ha го va, О. Gavrilova
Teacher, professional standards, teaching internship, motivation for professional activity, professional self-determination.
The article presents a reflexive analysis of the experience of KSPU named after V.P. Astafiev to address the challenges of attracting motivated senior school students to teaching and securing the pedagogical university's graduates in schools. The authors reveal the mechanisms to improve the image of the teaching profession for senior school students through the creation of the space of self-determination - the program of network teacher training college. Teaching internship is presented in the article as an institution of securing graduates through the mechanisms of targeted training for the order of an educational organization. The article problematizes the normative aspect of the new mechanisms.
гогические вузы поступали те, кто не мог пройти на более престижные специальности, учителями шли работать наименее успешные (кто не смог устроиться на более высокооплачиваемую работу) [Марголис, 2014, с. 49]. В итоге налицо старение контингента учителей, ротация молодых специалистов в течение 2-3 лет и, как следствие, острая нехватка учителей.
Как показывает статистика 2014 г. в Красноярске1, из 1400 выпускников педагогическо-
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
1 Из доклада зам, начальника ГУО главе города Красноярска 20 ноября 2014 г.
S
д
н и
щ
PQ
го колледжа и педагогического университета в школы города пришли 550 человек, т. е. 39 %. Отслеживание ротации молодых кадров за последние три года дает неутешительную картину: закрепляются в школах 34 % от числа пришедших. При учете прироста детского контингента от 90 171 в 2014/15 уч. г. до 119 665 учащихся в 2020/21 г. и соответственном увеличении числа классов на 188 комплектов, а количества учителей на 288 человек, при увеличении в школах г. Красноярска к 2021 г. количества учителей пенсионного возраста до 2 679 человек бездействие всех заинтересованных субъектов системы образования города может привести к социальному коллапсу.
Взяв за основу результаты тщательного анализа проблем педагогического образования, представленных в статье A.A. Марголиса «Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ» [Марголис, 2014], мы остановимся на двух поставленных автором задачах модернизации педагогического образования, где у Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева получен позитивный опыт за последние 2 года.
Задача 1. Привлечение в педагогическое образование наиболее мотивированных к педагогической деятельности и академически подготовленных абитуриентов и обучающихся.
С октября 2013 г. в рамках Программы стратегического развития Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева на 2012-2016 гг. при поддержке Главного управления образования администрации города Красноярска командой преподавателей педуниверситета реализуется пилотный проект «Городской сетевой педагогический лицей» как культурно-образовательное пространство самоопределения учащихся 10-11 классов в социально-педагогической области будущей профессиональной деятельности. В проект педагогического лицея включились 44 старшеклассника из пяти общеобразовательных учреждений города (МБОУ СОШ № 63, МБОУ СОШ № 23, МБОУ СОШ № 98, МБОУ ЦО № 1, МАОУ «Лицей № 9 "Лидер"»).
Педагогический лицей задуман разработчиками как культурно-образовательная среда, обеспечивающая качественное профильное обучение сточками роста личностных и метапредмет-ных компетенций учащихся, необходимых для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. В рамках среды создаются условия для формирования устойчивой мотивации у школьников на будущую социально-педагогическую деятельность широкого спектра - преподавательскую, тренерскую, воспитательную, организаторскую.
Образовательная программа сетевого педагогического лицея состоит из серии базовых и элективных курсов, реализуемых в форме педагогических мастер-классов, творческих лабораторий и психологических тренингов, а также социально-педагогической практики, способствующих осознанному профессиональному самоопределению школьников. Большая часть учебно-методических комплексов дисциплин разработана с применением дистанционных образовательных технологий, что обеспечивает построение индивидуальных образовательных маршрутов лицеистов и делает курсы доступными для школьников, находящихся на домашнем обучении.
Каждый курс оценивается по европейской системе зачетных единиц (кредитов). Количество учебных курсов представлено в избытке, чтобы каждый лицеист мог выбрать по своему желанию интересные ему дисциплины, составив, таким образом, индивидуальный маршрут и набрав необходимое количество кредитов для аттестации. Результаты освоения каждого курса фиксируются в зачетной книжке, макет которой разработан по аналогии со студенческой. Пример учебного плана первого полугодия представлен в табл. 1.
Разработчиками программы предусмотрено тьюторское и психологическое сопровождение школьников в самовоспитании профессионально значимых качеств в рамках профессиональных проб. Так, из опыта 2013/14 уч. г. стало ясно, что для школьников своеобразным посвящением
Таблица 1
Образовательные курсы сетевого педагогического лицея и компетенции, на формирование и развитие которых направлен курс
№ Наименование курса Основные компетенции по ФГОС С(П)00 Трудоемкость в з.е.
1 Техники активного слушания и аргументации (адаптационный) Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты 0,5
2 «Проектная деятельность» (базовый) Метапредметные: владение навыками разработки, реализации и общественной презентации результатов индивидуального проекта, направленного на решение личностно и (или) социально значимой проблемы 0,5
3 «Оратория» (базовый) Метапредметные: владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства 0,5
4 «Прикладное социологическое исследование» (базовый) Метапредметные: готовность к познавательной, учебно-исследовательской деятельности, владение навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания 0,5
5 «ИКТ-технологии в профессиональной деятельности учителя» (базовый) Метапредметные: умение использовать различные ресурсы для достижения профессиональных целей 0,5
б «Театрально-психологическая гостиная» (курс по выбору) Личностные: готовность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями, готовность к самообразованию 0,5
7 «Эффективная коммуникация» (курс по выбору) Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты 0,5
8 « Календа рно-обрядовая русская культура» (курс по выбору) Личностные: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России 0,5
9 «Организация событий» (курс по выбору) Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 0,5
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
ё
0
1
к
в профессию стали подготовка и участие в ключевых событиях проекта: педагогический баттл «Недетские вопросы о школе» (ноябрь 2013 г.), кинолаборатория «Учимся понимать сердцем» (декабрь 2013 г.), итоговая «Большая педагогическая игра» (май 2014 г.); а также психологический тренинг-погружение на базе школы № 23 г. Красноярска - ведущей сетевой площадки проекта. Эти события способствовали сплочению всех лицеистов и создали хорошее эмоциональное поле для повышения мотивации к профессионально-педагогической деятельности.
Итоговые выпускные работы 2013/14 уч. г. выполнялись лицеистами в виде проекта и оценивались как независимыми экспертами (препо-
давателями учреждений - сетевых партнеров), так и самими лицеистами по системе взаимооценки. Методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности и социально-педагогической практики лицеистов обеспечивается серией установочных семинаров, мастер-классов и индивидуальным консультированием как на базе образовательных учреждений так и в дистанционном режиме.
Учащимся, освоившим в ходе индивидуального образовательного маршрута в полном объеме выбранные дисциплины из учебного плана лицея и выполнившим итоговый выпускной проект, выдаются сертификаты установленного образца.
О
м к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
Для учителей-кураторов педагогических классов в 2013/14 уч. г. была разработана и реализована программа повышения квалификации по теме «Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школ». В ходе реализации проекта у педагогов-слушателей курсов обозначились дефициты: по организации программы, по сопровождению профессионального самоопределения школьников. В связи с этим появился запрос педуниверситету на подготовку новых программ повышения квалификации как для учителей, так и для специалистов информационно-методического центра главного управления образования города.
Важной составляющей психолого-педагоги-ческого сопровождения профессионального самоопределения учащихся городского сетевого педагогического лицея является выявление их профессиональных склонностей. С этой целью группой в вузе был разработан комплекс диагностических методик «Выявление педагогических способностей у старших школьников». Опираясь на исследования Н.В. Кузьминой, авторы адаптированных методик определили 7 критериев сформированности педагогических способностей у старших школьников: педагогическая интуиция, способность к рефлексии педагогического опыта, гностические способности, проектировочные способности, конструктивные способности, коммуникативные способности, организаторские способности. Диагностика старших школьников проводится три раза: в начале обучения в городском сетевом педагогическом лицее (первые две недели), промежуточная диагностика (по окончании первого года обучения), по итогам обучения (на выпуске).
Оценивая результаты первого года реализации проекта по формированию устойчивой мотивации у школьников на будущую педагогическую деятельность, можно отметить позитивную тенденцию. Сетевая форма взаимодействия позволила повысить имидж педагогической профессии у 85,4 % школьников - участников городского сетевого педагогического лицея по сравнению с ее оценкой в начале проекта, развить коммуникативные и организаторские способно-
сти у 83,3 % участников, а также получить заявки еще от 8 школ города и края на включение в проект. 50 % выпускников городского сетевого педагогического лицея в 2014 г. подали документы в КГПУ им. В.П. Астафьева на бакалавриат по направлению Педагогическое образование [Бочарова, 2014].
Опыт реализации проекта дает основание на его развитие в направлении создания педагогического кластера на основе идеи непрерывного профессионального воспитания и образования с привлечением студентов-интернов и стажеров в учебно-профессиональное сообщество. С октября 2014 г. «Городской сетевой педагогический лицей» заявлен как часть муниципального проекта «Педагогические кадры Красноярска», предусматривающего следующие целевые категории: школьники - учащиеся педагогического лицея; интерны - студенты выпускных курсов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Сибирского федерального университета, молодые учителя - педагоги образовательных организаций города Красноярска, чей педагогический стаж составляет от 0 до 4 лет; педагоги-наставники, осуществляющие поддержку молодых педагогов и сопровождение интернов в школах.
В рамках проекта «Педагогические кадры г. Красноярска» предполагаются ежегодное расширение целевой аудитории и выход части участников на следующий уровень. Так, в подпроекте «Городской сетевой педагогический лицей» прогнозируется набор школьников от 100 человек в 2014 г. до 200 человек в 2017 г. с ежегодным поступлением на психолого-педагогические профили подготовки бакалавров в вузе и специалистов в колледже не менее 50 % выпускников школ, прошедших обучение в педагогическом лицее.
Задача 2. Модернизация содержания и технологий педагогического образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Рассматривая «институциональныету-пики» российской системы подготовки учителей А.Г. Каспаржак указывал на необходимость «при конструировании образовательных программ подготовки учителей... сделать акцент на прак-
тическую подготовку через насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, во время которой студенты и начинающие учителя смогут работать самостоятельно». Важнейшим критерием для проектирования таких программ считается «адресность» подготовки: в какой школе (сельской, городской, гимназии и т. д.) будет работать учитель, какие предметы, что предусматривает, возможность параллельного овладения другим профилем подготовки (специальности) [Каспржак, 2013, с. 279].
Здесь позитивный опыт получен при реализации модели практического обучения в режиме педагогической интернатуры. Педагогическая интернатура (модель КГПУ им. В.П. Астафьева) - длительное практическое обучение будущих педагогов на выпускных курсах по индивидуальному маршруту под руководством наставника под заказ организации в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога. Цель педагогической интернатуры - закрепление выпускников в образовательных организациях Красноярского края. По данным 2014 г., среди выпускников, прошедших практическое обучение в режиме педагогической интернатуры, процент трудоустройства составил 62 % по сравнению с 40 % среди студентов, имевших обычную производственную практику в течение 6-8 недель.
Отдаленная цель, на которую направлена педагогическая интернатура - формирование когорты новых педагогов: способных и готовых к реализации ФГОС начального, основного и полного общего образования. Всего в режиме педагогической интернатуры прошли обучение 111 интернов в 2013 г., 204 - в 2014 г. На 2017 г. планируется выпуск 300 интернов.
- Формирование способности и готовности выполнять профессиональные действия согласно профессиональному стандарту педагога.
- Социально-психологическая адаптация к профессии и профессиональному сообществу.
- Формирование профессиональных компетенций студентов по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Педагогическая интернатура (модель КГПУ им. В.П. Астафьева2) представляет собой особую модель организации практического обучения студентов выпускных курсов бакалавриата3 направлений Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование, Дефектологическое образование (IV и V курсы, на данный момент 10 профилей) на базах общеобразовательных организаций (далее - базы интернатуры) и опирается на следующие механизмы усиления практической направленности обучения:
- увеличение срока пребывания студента в общеобразовательной организации (до 3 четвертей) за счет переноса большего числа часов производственной практики III курса на IV, выноса части практических, лабораторных занятий на базы интернатуры, что позволяет закрепить интерна на рабочем месте от 2 дней в неделю до полной занятости в период непрерывной производственной практики (она является частью программы интернатуры);
- согласование тем курсовых и выпускных квалификационных работ интернов с руководством баз интернатуры: получение технического задания на решение актуальной для школы задачи, защита проектов ВКР перед педагогическим советом (или научно-методическим советом, методическим объединением);
- информационное и социально-психологи-ческое сопровождение интернов через работу в виртуальной среде интернатуры, участие в рефлексивных планерках научных руководителей интернов, наставников от общеобразовательной организации, супервизоров, руководителей программы интернатуры по направлению / профилю подготовки, включение в общевузовские, городские методические мероприятия для молодых педагогов.
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
Модель педагогической интернатуры была апробирована на базе Краевой инновационной площадки КГПУ им. В.П. Астафьева (МБОУ СОШ № 150) в 2011/12 уч. г.
В качестве эксперимента выходят на практическое обучение в режим интернатуры и т. н. «непедагогические» направления, например социальная работа.
S
X
н и
щ м
Индивидуальный план интерна имеет инвариантную часть, которая нацелена на приобретение готовности к выполнению трудовых действий педагога в области обучения, воспитания и развития учащихся, реализации программ дошкольного, начального, основного общего образования, а также вариативную часть, которая обеспечивает возможность подготовить педагога «под заказ общеобразовательной организации». Вариативная часть реализуется за счет исследовательской и проектной деятельности интерна в рамках согласованной с заказчиком (образовательной организацией) темы. Согласование актуальных тем происходит на переговорных площадках предшествующего учебного года (в рамках форумов, конференций, научно-практических семи-
наров и пр.) и оформляется т. н. техническим заданием на выпускные квалификационные работы интернов на базе образовательной организации.
Организационно-нормативное обеспечение реализации программ интернатуры в КГПУ им. В.П. Астафьева представлено:
- Временным положением о педагогической интернатуре КГПУ им. В.П. Астафьева (принято ученым советом 22.05.2013);
- Регламентом организации обучения студентов по программам педагогической интернатуры в КГПУ им. В.П. Астафьева (принято ученым советом 4.09.2014);
- программами педагогической интернатуры по направлениям и профилям подготовки, утверждаемыми ежегодно ученым советом.
Таблица 2
Организационная модель педагогической интернатуры в КГПУ им. В.П. Астафьева
Выпускной курс бакалавриата
7 семестр 8 семестр
Выполнение обязанностей учителя / педагога-психолога / социального педагога / воспитателя 2 дня в неделю под руководством наставника Выполнение обязанностей учителя / психолога / социального педагога / воспитателя 6 дней в неделю под руководством наставника Трудовые пробы в режиме супервизии
Получение техническо- Предпроектное исследо-го задания на ВКР вание (курсовая работа) Реализация проекта ВКР Защита ВКР перед педколлективом
Освоение профессиональных компетенций в дисциплинах профильной подготовки, преподаваемых в т. ч. на базах интернатуры в формах мастер-классов и научно-практических семинаров
Самостоятельная работа в информационно-деятельностной среде интернатуры
Базы интернатуры отбираются как лучшие базы практики в первую очередь с точки зрения наличия наставников, готовых к сопровождению выпускников. С другой стороны, базами интернатуры становятся образовательные организации, имеющие вакансии на следующий год - с точки зрения возможного трудоустройства выпускника. Третий критерий отбора - наличие совместных исследовательских тем с КГПУ им. В.П. Астафьева, т. е. это, как правило, научно-внедренческие площадки вуза. В 2014/15 г. базы интернатуры с соответствующим статусом на следующий учебный год будут определены конкурсной комиссией при Главном управлении образования и будет заключен трехсторонний до-
говор (ГУО - КГПУ им. В.П. Астафьева - образовательная организация) по подготовке интернов. Это становится возможным в связи с включением педагогической интернатуры в муниципальный проект «Педагогические кадры г. Красноярска». Среди баз интернатуры: учреждения дошкольного, общего образования, центры диагностики и консультирования, учреждения культуры, социального обслуживания населения.
Она может быть тиражирована в крае в виде части общей модели педагогической интернатуры, где модель КГПУ им. В.П. Астафьева представляет вузовский этап сопровождения профессионального развития будущего педагога и «доведения» его до требований профес-
сионального стандарта. КГПУ им. В.П. Астафьева, Сибирский федеральный университет, Красноярский педагогический колледж № 1, Красноярский педагогический колледж № 2, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Красноярского края становятся субъектами двухуровневой модели педагогической интернатуры. Совместное исследование в данном направлении ведется рабочей группой под руководством Министерства образования и науки Красноярского края.
Представляется необходимым решение следующих проблем нормативного закрепления модели педагогической интернатуры:
- статус баз интернатуры: правовые проблемы использования площадей школ для практического обучения интернов. Предлагается применить опыт закрепления баз интернатуры по типу баз вузов медицинского и театрального профиля, учета площадей школ в лицензии вуза;
- статус интерна: проблемы трудоустройства с оплатой труда студентов выпускных курсов в общеобразовательные организации. Предлагается ввести должность «помощник учителя» с отсутствием требования к полному высшему образованию, что позволит резко сократить вакансии в школах в случае трудоустройства интернов на доли ставки для ведения занятий не в выпускных классах;
- статус наставника: необходимость его получения посредством специального обучения менторству, финансовое подкрепление деятельности наставника не только на период практики студента4, но и на полный год интернатуры.
Здесь мы согласимся со многими экспертами процесса модернизации педагогического образования [Каспржак, 2013; Марголис, 2014; Чистякова, Соколова, 2014], что большинство проблем, называемых при обсуждениях, встречающихся в текстах проектов концепций и программ, не являются собственно проблемами педагогического образования, а относятся к роду социальных проблем и проблем образования в целом. Объединение усилий муниципалитета как заказчика в под-
готовке учителеи и педагогического университета в рамках проекта «Педагогические кадры г. Красноярска», мы надеемся, позволит решить задачу разработки такой модели непрерывного педагогического образования (нормативно-правовых, организационно-финансовых и учебно-методи-ческих компонентов), которая позволит решить задачу привлечения в педагогический вуз и закрепления наиболее достойных и мотивированных молодых учителей на уровне до 65 % от общего числа выпускников.
Библиографический список
1. Бочарова Ю.Ю. Нестандартный урок, или Учитель, которого ждут // Аккредитация в образовании. 2014. № 73. С. 71.
2. Каспаржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261-282.
3. Ломаско П.С., Потупчик Е.Г., Симонова А.Л. Концептуально-методологические аспекты проектирования виртуальной инновационной практики в условиях реализации педагогической интернатуры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 35-40.
4. Марголис A.A. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41-57.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты. Банк документов. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
6. Чистякова С.Н., Соколова И.И. О проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования» // Педагогика. 2014. № 5. С. 87-94.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
Практика студента финансируется из федерального бюджета в объеме 230 рублей в год на студента.
S
X
н и
щ м