Научная статья на тему 'Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа - университет»'

Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа - университет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ / CHOICE OF THE TEACHING PROFESSION / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / INNOVATIVE FORMS OF PEDAGOGICAL SUPPORT / СЕТЕВОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / NETWORK RESEARCH COMMUNITY / СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / NETWORK PEDAGOGICAL LYCEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Ольга Михайловна, Безрукова Наталья Петровна

В качестве инновационных форм педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии предлагаются сетевое исследовательское сообщество и сетевой педагогический лицей, объединяющие учащихся и педагогов общеобразовательных школ, научно-педагогических работников и магистрантов педагогического университета. На основе анализа функционирования указанных сообществ при Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева показано, что они способствуют устранению разрыва между образовательными возможностями городских и сельских школьников в области развития их исследовательской компетенции, творческого мышления, создают эффективные условия для самоопределения старшеклассников к выбору педагогической профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Ольга Михайловна, Безрукова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE FORMS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR PUPILS WHEN CHOOSING THE TEACHING PROFESSION IN THE SYSTEM "SCHOOL - UNIVERSITY"

The network research community that unites students and teachers of secondary school, science teachers and graduate students of the pedagogical university and the pedagogical network lyceum are offered as the innovative forms of pedagogical support of senior pupils when choosing the teaching profession. Based on the analysis of the functioning of these communities at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafiev, it is shown that they actually contribute to the bridging of the gap between the educational opportunities of urban and rural students in developing their research competence, creative thinking, create the effective conditions for the determination of secondary school students to the choice of the teaching profession.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа - университет»»

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 331.548

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - УНИВЕРСИТЕТ»

О.М. Гаврилова, Н.П. Безрукова

Аннотация. В качестве инновационных форм педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии предлагаются сетевое исследовательское сообщество и сетевой педагогический лицей, объединяющие учащихся и педагогов общеобразовательных школ, научно-педагогических работников и магистрантов педагогического университета. На основе анализа функционирования указанных сообществ при Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева показано, что они способствуют устранению разрыва между образовательными возможностями городских и сельских школьников в области развития их исследовательской компетенции, творческого мышления, создают эффективные условия для самоопределения старшеклассников к выбору педагогической профессии.

Ключевые слова: выбор педагогической профессии, инновационные формы педагогического сопровождения, сетевое исследовательское сообщество, сетевой педагогический лицей.

THE INNOVATIVE FORMS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF

SENIOR PUPILS WHEN CHOOSING THE TEACHING

PROFESSION IN THE SYSTEM "SCHOOL - UNIVERSITY"

O. Gavrilova, N. Bezrukova

Abstract. The network research community that unites students and teachers of secondary school, science teachers and graduate students of the pedagogical university and the pedagogical network lyceum are offered as the innovative forms of pedagogical support of senior pupils when choosing the teaching profession. Based on the analysis of the functioning of these communities at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafiev, it is shown that they actually contribute to the bridging of the gap between the educational opportunities of urban and rural students in developing their research competence, creative thinking, create the effective conditions for the determination of secondary school students to the choice of the teaching profession.

Keywords: choice of the teaching profession, innovative forms of pedagogical support, network research community, network pedagogical lyceum.

На всех этапах своего исторического развития общество предъявляло высокие требования к специалистам в области образования, поскольку именно от них зависит образовательный уровень общества в целом, создание условий для его дальнейшего развития. Происходящие в последние десятилетия социально-экономические преобразования в России кардинально повлияли на все уровни системы образования. В профессиональном образовании на первый план выходит компетентностная модель подготовки специалиста, общеобразовательная школа нацелена на подготовку выпускника, обеспечивающую в комплексе его личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Эффективное достижение изменившихся целей и задач образовательных систем актуализирует проблему привлечения в сферу образования инициативной, мобильной, владеющей исследовательской компетенцией творческой молодежи, и, как следствие, поиск и разработку инновационных средств, методов,

технологий, организационных форм как профориентационной работы в целом [4], так и эффективного педагогического сопровождения старшеклассников к осознанному выбору педагогической профессии. При этом при их проектировании следует учитывать потенциал современных информационно-коммуникативных технологий для устранения разрыва между возможностями самоопределения учащихся городских и сельских общеобразовательных школ.

Как известно, концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения вошла в педагогическую науку России с конца ХХ века. Она основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Вслед за автором работы [6] нами под педагогическим сопровождением понимается форма педагогической

деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся, развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях

жизненного выбора. В педагогической науке и практике накоплен определенный опыт реализации педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии. Наряду с тем, что каждый вуз реализует различные курсы предметной подготовки, широкое распространение получили такие формы профориентации на педагогическую профессию, как клубы и кружки «юного педагога», выездные интенсивные школы, педагогические мастерские, предметные погружения, элективные курсы по основам педагогики и психологии, педагогические классы

[5].

С нашей точки зрения, для обеспечения условий осознанного выбора педагогической профессии старшеклассниками необходима более тесная интеграция усилий как учителей, так и преподавателей педагогического университета. При этом педагогическое сопровождение образовательного движения старшеклассника, осуществляемое

преподавателем и учителем совместно, имеет полифункциональный характер и предполагает использование таких форм взаимодействия, в рамках которых субъект развития получает возможность принимать самостоятельные решения на основе полученного опыта. Проектирование таких форм целесообразно выполнять на основе информационно -деятельностного подхода [2]. Так, в практике работы со старшеклассниками в нашем университете регулярно проводятся предметные погружения в форме вебинаров, мастер-классы эффективной коммуникации с элементами тренинга, участвуя в которых школьники развивают творческие мышление, осваивают умения проектирования своего образовательного маршрута, оценивают свои склонности и способности применительно к педагогической профессии.

Использование электронных

образовательных ресурсов и дистанционных технологий усиливает эффективность традиционных форм педагогического сопровождения и обеспечивает их переход в качественно новое состояние. Таковыми в нашем университете являются сетевое

исследовательское сообщество и сетевой педагогический лицей. Именно в них через присвоение образцов разнообразной деятельности старшеклассник как будущий абитуриент получает и накапливает опыт профессионального самоопределения и саморазвития.

Сетевое исследовательское сообщество «Школа юного исследователя» создано в КГПУ им. В.П. Астафьева еще в 2010 году [1]. Сообщество объединяет профессоров, доцентов, магистрантов университета, учащихся и учителей сельских школ Красноярского края. Сообщество создавалось с целью развития творческих способностей, исследовательской компетенции школьников независимо от места проживания посредством включения их в совместные научные исследования на материале филологических, биологических, химических наук, экологии. Были выявлены организационно-педагогические условия его эффективного функционирования, разработана

информационно-деятельностная концепция развития исследовательской компетенции учащихся и соответствующая ей модель [1]. Апробация модели в ряде сельских школ Красноярского края позволила сделать вывод, что сетевое сообщество является эффективной средой развития исследовательской компетенции не только учащихся, но и участвующих в его работе магистрантов - будущих учителей. Схема формирования мини-групп и взаимодействия внутри группы в сетевом исследовательском сообществе представлена на рис. 1.

Рисунок 1. - Схема формирования мини-групп и взаимодействия внутри группы в сетевом исследовательском сообществе

В сетевом исследовательском сообществе учащемуся создаются условия для овладения опытом выполнения учебного исследования в интересующей его предметной области и, как следствие, для самоопределения в выборе специализации будущей педагогической профессии - учитель русского языка и литературы, учитель биологии и т.д. Преподаватель вуза выступает не только носителем информации, но и обеспечивает необходимые условия, способствующие самовыражению, развитию умения видеть проблемное поле исследования, сопоставлять, анализировать, выявлять причинно-

следственные отношения и т.д.

С 2013 года в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева на 2012 - 2016 гг. реализуется проект «Городской сетевой педагогический лицей» как культурно-образовательное пространство

самоопределения учащихся 10 - 11 классов к будущей профессиональной психолого-педагогической деятельности. Целью проекта является совершенствование системы профильной подготовки учащихся старших классов в области социально-гуманитарных знаний через организацию педагогических классов в сети образовательных организаций города Красноярска. В проект педагогического лицея изначально включились 44 старшеклассника из пяти общеобразовательных школ города. С сентября 2015 года в проекте участвуют старшеклассники уже из десяти общеобразовательных школ города и одной школы Емельяновского района.

В рамках сетевого педагогического лицея как инновационной формы допрофессиональной подготовки в КГПУ им. В.П. Астафьева моделируются такие педагогические условия и такая психологическая атмосфера, в которой учащийся знакомится с широким спектром средств и форм педагогической деятельности, совершает профессиональные пробы и развивает личностный потенциал. Здесь ведущая позиция школьного педагога - тьюторская, и его основная задача - выявить профессиональные и личностные предпочтения учащихся, продемонстрировать собственное владение ключевыми компетенциями профессионального саморазвития, содействовать обретению учащимся социокультурного опыта

взаимодействия как внутри своей возрастной группы, так и в разновозрастных группах. Работа в разновозрастных группах дает возможность лицеистам сделать первичный выбор профиля в рамках направления подготовки

педагогического университета.

Образовательная программа сетевого педагогического лицея состоит из базовых и элективных курсов, реализуемых в форме педагогических мастер-классов, творческих лабораторий и психологических тренингов, а также педагогических проб, способствующих осознанному профессиональному

самоопределению школьников [3]. Учебные группы формируются на основе выбора школьников, тем самым регламентируется личная ответственность лицеиста в определении индивидуального образовательного маршрута.

Преподаватель вуза в сетевом педагогическом лицее выполняет несколько ролей: эксперта, организатора, коммуникатора, интерпретатора, консультанта. Базовые курсы педагогического лицея: «Проектная

деятельность», «Прикладное социологическое исследование», «Риторика», «ИКТ-технологии в профессиональной деятельности учителя», «Технология игры», «Школа вожатого» -разработаны с целью развития личностных и метапредметных компетенций, которые далее будут развиваться в процессе освоения программ высшего образования, а затем - в профессиональной деятельности. Это такие компетенции, как готовность к познавательной, учебно-исследовательской деятельности,

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, умения использовать различные ресурсы для достижения профессиональных целей. Элективные курсы сетевого педагогического лицея: «Театрально-психологическая гостиная», «Эффективная коммуникация», «Организация событий», «Медиашкола» в основном направлены на развитие личностных компетенций, необходимых в повседневной коммуникации, для культурной

самоидентификации и успешного

взаимодействия в социуме.

Учебно-методические комплексы

реализуемых курсов сетевого педагогического лицея разрабатываются с применением дистанционных образовательных технологий, что обеспечивает дополнение практических занятий теоретическими материалами, педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов лицеистов и делает курсы доступными для сельских школьников.

Не менее важно, на наш взгляд, включение лицеистов в цикл образовательных событий, организуемых на площадках сетевых партнеров — как в университете, так и в школах: «Педагогический батл», «Лингвистический турнир», «Интеллектуальное лицейское

рождество», «^-фестиваль», «Большая педагогическая игра» и др. Эти события — своеобразное введение в профессию, создают условия для раскрытия творческого потенциала старшеклассников.

По итогам ежегодного опроса участников городского сетевого педагогического лицея сетевая форма взаимодействия позволила повысить имидж педагогической профессии у старшеклассников с 50% до 86% — по сравнению с ее оценкой в начале проекта, существенным образом повлияла на развитие коммуникативных и организаторских способностей лицеистов.

На данном этапе к деятельности сетевого педагогического лицея подключаются еще восемь школ г. Красноярска и края. Около 50% выпускников сетевого педагогического лицея в 2014 и 2015 годах подали документы в КГПУ им. В.П. Астафьева на бакалавриат по

направлению «Педагогическое образование». В ходе сотрудничества университета, например, с Сибирякской школой Емельяновского района около 80% ее выпускников, включенных в профориентационные мероприятия различного типа, выбрали педагогический профиль профессионального образования в качестве предпочитаемого.

Таким образом, для того чтобы допрофессиональная подготовка гибко реагировала на вызовы времени, при её реализации необходимо оптимально сочетать проверенные временем методики и технологии с современными средствами обучения, органично включать инновации в ключевые элементы системы педагогического сопровождения, что ведет в дальнейшем к изменению самой системы и позволяет получать качественно новые результаты.

Литература:

1. Безрукова Н.П., Безруков А.А. О развитии исследовательской компетенции учащихся и магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование» в сетевом исследовательском сообществе / Н.П. Безрукова, А.А. Безруков // Высшее образование сегодня. -2015. - № 11. - С. 22-27.

2. Безрукова Н.П., Безруков А.А., Нейверт Ю.В. Информационно-деятельностный подход к развитию информационной компетенции студентов магистерских программ естественнонаучного цикла педагогического образования / Н.П. Безрукова, А.А. Безруков, Ю.В. Нейверт // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. -№ 4. - С. 35-39.

3. Бочарова Ю.Ю., Гаврилова О.М. Формирование устойчивой мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности: опыт Городского сетевого педагогического лицея и педагогической интернатуры в КГПУ им. В.П.

Астафьева / Ю.Ю. Бочарова, О.М. Гаврилова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 4(30). - С. 37-43.

4. Миронов А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях / А.Г. Миронов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 89-91.

5. Ревякина В.И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Ревякина Валентина Ивановна.

- Барнаул, 2002. - 362 с.

6. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / С.В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10.

- Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues /2013/10/27827

Сведения об авторах:

Гаврилова Ольга Михайловна (г. Красноярск, Россия), директор Центра довузовской подготовки, КГПУ им. В.П. Астафьева, e-mail: [email protected]

Безрукова Наталья Петровна (г. Красноярск, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных технологий обучения и математики, КГПУ им. В.П. Астафьева.

Data about the authors:

O. Gavrilova (Krasnoyarsk, Russia), head of the Center of Pre-University Training of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafieva, e-mail: [email protected]

N. Bezrukova (Krasnoyarsk, Russia), doctor of education, professor at the Department of Informational Technologies of Education and Mathematics, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. Astafieva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.