УДК 373.24
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ КРАСНОЯРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. П. АСТАФЬЕВА
Т. А. Кондратюк, И. В. Коломейцева, А. И. Кондратюк
Институт физической культуры, спорта и здоровья имени И. С. Ярыгина КГПУ им. В. П. Астафьева,
Красноярск
Рассматривается сравнительный анализ исследования социально-психологического портрета первокурсников, обучающихся в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева. Изучены социальные характеристики, мотивы выбора университета, отношение к выбору педагогической профессии, ожидания от педагогического процесса и будущей профессиональной деятельности, специфические характеристики для карьерной группы первокурсников. Важнейшим фактором, определяющим успех профессиональной подготовки, выступает мотивация студентов, их интерес к профессии. Ключевым моментом, который удалось выявить в ходе проведенного исследования, является ориентация первокурсников на получение профессионального образования высокого уровня, которое в дальнейшем обеспечит им успех на рынке труда. Поступление в КГПУ им. В. П. Астафьева является для первокурсников способом реализации определенных жизненных целей и планов. Первокурсники стремятся получить образование, позволяющее быть специалистом в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, ориентироваться в происходящих изменениях. Учащиеся первого курса формулируют заказ на тренинги личностного роста, которые помогают развивать компетенции, позволяющие быстро изменяться и приспосабливаться к новым условиям труда. Также они рассчитывают, что их достижения и активность в различных сферах студенческой жизни будут оценены. Свои достижения они отражают в портфолио. Исследование позволяет определить направление разработки комплекса мер, способствующих адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в педагогическом университете, направленных на формирование профессиональных педагогических ценностей у студентов КГПУ им. В. П. Астафьева.
Ключевые слова: первокурсники, мотивы выбора, адаптация, удовлетворенность результатами, карьерная группа.
В настоящее время в России признается необходимость модернизации образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), ориентированного на формирование личности с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, творческой, стремящейся к самосовершенствованию, способной работать в команде, позволяющей осознать инновационные цели и нравственные ориентиры развития организации и общества в целом. Особая роль в модернизации принадлежит педагогу. Именно им, нынешним абитуриентам - будущим педагогам, предстоит работать в новых условиях, отличных от тех, в которых они сами учились еще вчера. Кроме того, правила приема в высшие учебные заведения, действующие в России, не предусматривают необходимость учета психологических способностей к педагогической деятельности. Эти внешние вызовы необходимо учитывать при проектировании качественного образовательного процесса в университете.
Таким образом, перед педагогической наукой стоит задача определения путей становления и развития педагога, способного эффективно решать поставленные задачи государства. Его профессиональная подготовка связывается с формированием не только компетентности в предметной области, но профессионально-педагогической культуры, ко-
торая формируется еще на этапе профессиональной подготовки в вузе и определяет качество педагогической деятельности, нравственную сохранность образовательной среды воспитания будущего поколения россиян [1].
Проблема адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в педагогическом университете является сложной и многогранной: во-первых, окончание школы не всегда совпадает с периодом личностной готовности к профессиональному самоопределению, в связи с чем в университет приходят слабомотивированные (имеющие слабое представление о современной педагогике) абитуриенты [2, 3]; во-вторых, требования к первокурсникам предъявляются на высоком уровне; в-третьих, выпускники школ оказываются в новой для них социальной среде, в которой необходимо выстроить взаимоотношения с одногруппника-ми, соседями по комнате (для проживающих в общежитии), преподавателями; в-четвертых, в университете возрастают требования к ответственности и самостоятельности студентов, так как большое количество времени отводится на самостоятельную работу, которую чаще всего выпускники школ воспринимают как необязательную.
Одним из важнейших психологических факторов, влияющих на успешность адаптации студен-
тов к педагогической профессии, многие исследователи считают сферу ценностных ориентаций личности [2, 4]. Устойчивую направленность интересов и потребностей, последовательность поведения личности обеспечивает система ценностных ориентаций как устойчивых образований сознания, в виде психологических установок, смысловых компонентов мировоззрения. Поэтому содействие адаптации студентов 1-го курса к условиям университета невозможно без исследования социально-психологического портрета, с этой целью в КГПУ проведено исследование первокурсников в 2014-2015 годах. Исследование проведено в соответствии с планом Проекта № 10/12 «Обеспечение внутреннего мониторинга реализации Программы стратегического развития» и Программой стратегического развития КГПУ на 2012-2016 годы.
Для подготовки и проведения опроса были сформулированы цели, определена группа респондентов, разработана анкета опроса.
В исследовании приняли участие 75 % первокурсников женского пола, 25 % мужского пола. Средний возраст первокурсников, поступающих на очную форму обучения, составил 18 лет. Для получения достоверных данных результаты анкетирования соотносили со статистическими отчетами приемных кампаний абитуриентов, проведены беседы с первокурсниками. Всего в исследовании приняли участие 1 400 человек (по 700 человек ежегодно). Полученная выборка составляет 48,90 % от общего числа обучающихся. Целевой аудитории было предложено ответить на 38 вопросов анкеты.
Блок «Социальный портрет первокурсника» содержит 15 вопросов, выявляющих основные характеристики первокурсников: пол, возраст, факультет, форма обучения, место проживания (рис. 1), тип образовательного учреждения, которое окон-
чил первокурсник, образование и место работы родителей (рис. 2), на какие оценки преимущественно обучался в школе, уровень материальных доходов семьи.
Второй блок направлен на определение отношения респондента к выбору вуза: отношения к выбору (рис. 3), указание источников информации о вузе, период и форму подготовки к поступлению в вуз, средний балл ЕГЭ, мотивы выбора профессии, выбор формы обучения, подготовка к поступлению.
Третий блок вопросов направлен на исследование ожиданий от образовательного процесса, его приоритетные направления, запрос студентов на результат освоения образовательной программы.
Четвертый блок вопросов выясняет планы студентов на профессиональную деятельность после окончания КГПУ имени В. П. Астафьева (рис. 4). В данном блоке анкеты респонденту предлагается: указать желание работать по профессии; определить свой уровень оплаты труда; варианты профессиональной деятельности; планирование обучения в магистратуре; цель получения высшего образования.
Наибольшую активность в опросе проявили первокурсники, поступающие по направлению «Педагогическое образование» по профилям «филология», «история», - они составили 20,25 % от общего числа первокурсников КГПУ, «биология» -18 %, «физическая культура» - 16,5 % принявших участие в опросе. Первокурсники, поступающие на специальности, связанные с общественными науками, представляют 15,5 % от общей выборки респондентов. Респонденты таких институтов и факультетов, как иностранный язык, математика, физика, химия, составили от 14,25 %. Первокурсники иных факультетов и институтов КГПУ представлены менее значительно: 2,75 %. Не указали специальность 6 % респондентов.
□ Красноярск, города и поселки Красноярского края
□ Муниципалитеты других субъектов РФ
□ Другие государства
□ Не ответили
Рис . 1. Результаты опроса о месте проживания первокурсников
По полученным данным большинство первокурсников (34,88 %) проживают в городах и поселках Красноярского края.
В связи с тем, что значительная часть абитуриентов до поступления в университет жили за пределами г. Красноярска, одним из факторов, определяющих их решение получать профессиональное образование в КГПУ, стало наличие общежития, при этом более половины первокурсников планировали проживать в нем в дальнейшем.
Следует отметить, что 71,25 % первокурсников - выпускники средних общеобразовательных школ, 29 % первокурсников обучались в лицеях и гимназиях, школах с углубленным изучением предметов, менее 1 % обучались на экстернате, 3,5 % уже имеют профессию (имеют среднее спе-
циальное образование). Достаточно высока доля неответивших на данный вопрос анкеты - 18,88 %.
На сформированность интереса к предметной подготовке может указывать и то, что в профильных классах обучались от 5,38 до 11,63 % респондентов, в то же время ограничения предметной подготовки могут быть связаны с тем, что у более 40 % первокурсников профильных классов в инфраструктуре школы не было. Поступившие в КГПУ им. В. П. Астафьева отмечают, что больше всего внимания они уделяли подготовке по гуманитарным наукам в целом (филология, история и др.) - 11,63 %, 7,63 % заявили, что в качестве приоритета для изучения в школе выбирали математику, физику, программирование. Примерно столько же (7,5 %) «делали упор» на экономику, социоло-
Рис . 2 . Распределение занятости родителей первокурсников на рынке труда в 2014 г .
Таблица 1
Сравнительные результаты опроса первокурсников о способах подготовки к поступлению в вуз,
2 014 г. 20 15 г.
Самопо дготовка 54 75 64 50
С репетиторами из другого учебного заведения (вуза, школы, центра дополнительного образования) 17, 63 1 3,5
На других платных курсах ЮЗ 14,00
На подготовительных курсах при данном учебном заведении - вузе 5,8С 8,75
С репетиторами из данного вуза 1,8С 6325
Не ответили 10,88 6,25
Таблица 2
Технологии, исполъзуемыестаршеклассникамиприподготовкев вуз,%
Использование ИКТ-технологий 91,00
Искзллъоишик печагш>дизхаеий 52,75
Обучение с помощью друзей, членов семьи 22,25
Обучение на рабочем месте 18,25
Посещение экскурсий, природных объектов и т. п. 17,5
Не приобретали новые знания и навыки 10,75
Другие способы 9,00
гию и право. Делали выбор в пользу иностранного языка 6,25 %, в пользу естественно-научных предметов - 5,38 %. Наименьшим интересом в школах пользовались такие предметные направления, как физическая культура и спорт (3,75 %), культура и искусство (2 %), тешюлогияисервис (0,75 %).Пра-ктически каждый восьмой респондент (12,75 %) оставил даниый иоглос анкета беоствета.
При этом как в 2014, так и 2015 г. подавляющее большинство респондентов женского пола за-яви-ли, что обучались на «хорошо» и «отлично»; среди юношей большинство обучались на «хорошо» и «удовлетворительно». Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство первокурсников с учебными нагрузк ми способны справиться успешно.
М%териаоьное иоложсниесемьиквк виже среднего оценили 87 % первокурсников. Судить о низ-кокмото°иалвнопсбпсплчинив сти первокурсников позволяют и данные о том, что выбор 1^ряо(со^^ко^пси ое вьпртоне пфсрмисо-ванного профессионального интереса, а по причине Иaеколожeнкпеyзе1блиекккдсмп) 8% и поро-вали документы в различные вузы, но лишь на обуиенш! 78 %.
и,ееони;%свw% иг^рпрас иерфокурсниксв р01пг*
Подавляющее большинство первокурсников материально обеспечивают родители, следует отметить, что не работали на момент опроса среди матерей первокурсников в 2014 году более 15 и 8 % отцов.
К неработущихродмгеосй
увеличилось и составило 24,5 % - неработающие ма-сери, и® этом 1,5 %некмеют матекекордр % - с% работающих отцов, 12,5 % - не имеют отцов.
По сравнению с прошлым годом на 10 % увеличилось число первокурсников, которые осуществляли самоподготовку к поступлению в вуз лишь посредством самообразования (2014 г. - 54,75 %, в 2015 г. - 64,5 %). Занимались подготовкой к поступлению в КГПУ в среднем 5 месяцев. Отличительной чертой 2015 года является то, что первокур-сниии исгослзовали %епoо%аoвкeоEиерИ)ИйI -ные способы. Об этом говорит превышение 100 % утветоефтабл 1, 2Ч.
Большинство первокурсников 2015 г. занима-лисосфмообрабованием иеоет-
ных материалов: профессиональных журналов, IИfflOPT. п.
Поступление в КГПУ им. В. П. Астафьева является длр ьервокуисников бпocoбожpeaлиеaп%е
Таблица 3
ю оцеоях рКJlyеенuовеlcпФгв обяозреанпп,%
Быть актуальным - соответствовать современному состоянию и перспективам развития иpoеlcсоoвжвесйрelтеяьеoc':сиcoр;ошеш>кoтнфшений 50,75
Формировать способность фильтровать и перерабатывать большие объемы информации 37,25
Формировапнлвум кемгетевтеоссь - уиенре opкeншpoиaи>cя и мтьв двнакошом и сложосм (мультикультурном, кризисном) мире - «быть мобильным» 05,50
Быть индивидуализированным - содержание и процесс получения образования согласованы с запросами и индивидуальными особенностями учащегося 35,50
Формировать «целостного» человека - комплекс ментальных, волевых, эмоциональных качеств 30,50
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
30,50%
30,88%
¡2 9 I 1*1
31,00%
24,75%
26,25%
22,38%
26,25%
18,00%
1
03 & £
19,50%
16,13%
□ 2015 год
□ 2004 год
Рис . 3 . Сравнительные результаты опроса первокурсников о причинах выбора ими педагогического университета
определенных жизненных целей и планов. Первокурсники стремятся получить образование, позволяющее быть специалистом в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, ориентироваться в происходящих изменениях (табл. 3).
Структура мотивов поступления абитуриентов в КГПУ зависит от большого числа факторов. В ходе исследования изучались параметры вуза, важные для абитуриентов. Приоритет качества профессиональной подготовки, по профессии, которая нравится, отметили 30,50 % первокурсников.
Несмотря на то, что подавляющее большинство (74,5 %) подавали документы одновременно в несколько высших учебных заведений и рассматривали лишь возможность обучения за счет средств федерального бюджета, мотивом выбора для поступления в КГПУ 30,5 % первокурсников считают наличие профессии, которая нравится и к ней хорошо готовят, что указывает на то, что первокурсники уверены, что в КГПУ они получат подготовку, удовлетворяющую требованиям работодателя. Отметили высокое качество и престиж образования.
Большинство респондентов (около 60 %) указали на то, что они готовы обучаться только за счет средств федерального бюджета.
Сравнительный анализ ответов первокурсников 2014 и 2015 гг., планирующих работать по профессии, показывает, что в 2014 г. молодые люди планировали, кроме получения узкоспециальных теоретических и практических основ профессии, овладеть очень широким спектром компетенций. Среди них: навыки публичных выступлений, практические умения и навыки решения прикладных задач, умение понимать и анализировать общественные процессы, умение находить общий язык с людьми, творческое развитие и эрудицию.
Данные 2015 г. показывают принципиально иную картину. Молодежь ориентирована на получение высокооплачиваемой профессии, дипломов с высокими оценками, высокий уровень знаний, управленческие навыки, умения, которые помогут быстрее адаптироваться на рабочем месте. Таким образом, запрос на результаты высшего образования у первокурсников 2015 г. принципиально отличается от аналогичного запроса выпускников 2014 г. и выглядит более прагматично.
Важнейшим фактором, определяющим успех профессиональной подготовки, выступает мотивация студентов, их интерес к профессии. Среди опрошенных первокурсников 56,5 % наверняка собираются работать в школе и более 31 % сомневаются, но рассматривают работу учителем как возможную профессиональную деятельность. Изначальная мотивация первокурсников оказывает существенное влияние на весь процесс их дальнейшего самоопределения, поэтому в анкете представ-
лены вопросы, позволяющие определить профессионально-ценностные ориентиры, которые обусловливают и характер участия в образовательном процессе.
Ожидания первокурсников от получения высшего образования в педагогическом вузе во многом совпадают. Например, обе группы респондентов ожидают качественного выполнения образовательных стандартов (47 %), хорошего оснащения учебных аудиторий (41,75 %), широкого спектра изучаемых дисциплин (38,75 %), получения умений работать и зарабатывать (33,75 %), полноценной производственной практики (32,25 %).
Ожидания первокурсников от обучения в КГПУ связаны в первую очередь с получением необходимых знаний, умений, навыков, компетенций по выбранному направлению и профилю подготовки (68 %) и дальнейшим трудоустройством на высокооплачиваемую работу (32 %). В процессе обучения первокурсники рассчитывают на возможность совмещения работы с учебой (28 %) и уважительное отношение со стороны преподавателей (25 %). Интересная и разноплановая учебная деятельность, а также возможность проявить себя интересуют первокурсников в последнюю очередь.
Среди дополнительных навыков, которые первокурсники хотели бы получить в процессе обучения в КГПУ, чаще всего упоминалось умение «эффективно организовывать свою учебно-профессиональную деятельность» (60 %). Почти каждый третий первокурсник испытывает потребность в освоении принципов и правил эффективного общения (36 %), приобретении уверенности в себе (30 %), а также умения эффективно организовывать свое время (30 %).
Таким образом, ключевым моментом, который удалось выявить в ходе проведенного исследования, является ориентация первокурсников на получение профессионального образования высокого уровня, которое в дальнейшем обеспечит им успех на рынке труда.
Первокурсники формулируют заказ на тренинги личностного роста (45,13 %), которые помогают развивать компетенции, позволяющие быстро изменяться и приспосабливаться к новым условиям труда. Также они рассчитывают, что их достижения и активность в различных сферах студенческой жизни будут оценены. Свои достижения смогут отразить в портфолио (45,13 %).
Первокурсники считают, что при определении итоговой оценки решающим фактором будет активность на занятиях (78,25 %), посещаемость (64,75 %), результаты экзамена (57 %), что указывает на адекватное понимание студентами учебной успешности.
Обе группы респондентов рассчитывают, что освоение университетской образовательной программы будет проходить с применением ИКТ-тех-нологий (86,25 %), тренажеров и стимуляторов (33,75 %), технологий культивирования здоровья и физического развития (30,75 %). Таким образом, виден существенный разрыв между высоким запросом на образование и относительно легкой подготовкой к поступлению и нетрудным обучением в данном вузе.
Первокурсников университета волнует низкий заработок начинающих учителей. В 2014 г. они рассчитывали на заработную плату от 12 тысяч рублей в месяц. В 2015 г. - 19 892,50 рубля. При этом первокурсники считают такую оплату критически низкой, указывают на то, что столько же можно заработать без высшего образования, подрабатывая официантом (например, сети кафе KFS). Отвечая на вопросы о размере заработной платы, первокурсники думают, что их заработная плата будет составлять от 19 тысяч рублей в начале профессиональной деятельности и 40-50 тысяч рублей после 5 лет работы по специальности.
В 2015 г. возросло число первокурсников, которые планируют в будущем работать учителями, -56,5 %. В 2014 г. их было около 40 %, и более 30 %
сомневаются, однако рассматривают перспективу работать учителем.
Более 40 % первокурсников 2015 г. после окончания КГПУ хотели бы работать в вузе. Более 30 % - на госслужбе. В научной сфере хотели бы работать около 25 %. Быть предпринимателем готовы 28 %, что в целом соответствует потребностям края в предпринимательстве. Следует отметить, что в 2014 г. первокурсники были менее заинтересованы в работе по педагогической специальности (38,32 %) и в большей степени ориентировались на работу в вузе (46,25 %). Предпринимательская деятельность интересовала 19 % первокурсников. Работа госслужащего привлекает также 30 % опрошенных.
Особый интерес представляет группа первокурсников с выраженной карьерной педагогической направленностью (далее - «карьерная группа»). В выборке первокурсников она составляет (56,5 %). В основном это первокурсники институтов дошкольного и психолого-педагогического образования (27 %), института физической культуры, спорта и здоровья имени И. С. Ярыгина (21,75 %), поступающие на гуманитарные науки (философия, филология, русский язык, история, литература и т. д.) (16,92 %). Большинство первокурсников «ка-
□ 201 5 год
□ 201 4 год
Уверены, что будут Испытывают Уверены, что не
работать по сомнения в том, что будут работать по
профессии будут работать по профессии
Не собираются работать
Не ответили на вопрос
профес сии
Рис. 4 . Результаты опроса первокурсников 2014 и 2015 гг. о планах в будущем работать потой социальности, которую получатвпедагогическом университете
Результаты опроса карьерной группы первокурсников об оценках в школе,
Таблица 4
100,00%
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
19,50%
2,25%
0,00%
Бывают неудовлетворительные оценки («двойки») зпа
Чаще удовлетворительные оценки («тройки») 4,8а
В основном хорошие оценки («четверки») ПЮ68
Только хорошо и отлично («четверки» и «пятерки») П(Ю45
Только отличные оценки («пятерки») 7,5Ь
Не учились в данном учебном заведении в прошлом году буь
рьерной группы» (78 %) имеют обоих родителей с высшим образованием.
В указанной «карьерной группе» на 4 и 5 обучалось в школе более 50 % и в основном на 4 и 5 около 26 %. Всего более 76 % (табл. 4).
Подавляющее большинство представителей «карьерной группы» закончили основную общеобразовательную школу (80 %) в г. Красноярске и других городах края. Всего 76,13 %. При выборе университета для «карьерной группы» решающее значение имели следующие показатели.
Эта группа первокурсников указывает на то, что выбор будущей специальности в КГПУ является для них значимым личностным событием, определяющим их жизненный путь, ориентированный на успех. Так как изначальная их мотивация свидетельствует о том, что в КГПУ работают квалифицированные преподаватели и у вуза высокая репутация и престиж. Хотя при этом лишь 10,57 %, считают, что в университете хорошая ресурсная и техническая база (библиотека, компьютеры, лабораторное или производственное оборудование и т. д.).
Из «карьерной группы» более 38 % подавали документы только в КГПУ на определенную специальность, что указывает на высокую сформиро-ванность профессионального интереса.
Первокурсники из «карьерной группы» дольше готовились к поступлению, в среднем 8-9 мес. При этом они одномоментно использовали различные формы подготовки: занимались с репетиторами, самоподготовкой (с использованием печатных материалов, компьютерных технологий).
Указанная группа первокурсников осведомлена об особенностях магистратуры, ориентирована на обучение в ней, и более 60 % считают, что магистры могут занять более высокую должность, чем бакалавры, и 34,14 % считают, что магистры могут получить более высокую заработную плату.
У первокурсников «карьерной группы» сформирован достаточно широкий круг запросов по от-
ношению к качествам, которые они считают проблемными и им необходимо развитие этих качеств.
Первокурсники «карьерной группы» рассчитывают на более высокие заработные платы - в начале карьеры - 27 888,22 руб., после 5 лет работы по специальности - 50 тыс. руб.
Карьерная группа первокурсников в перспективе видит следующие планы: получить второе высшее образование 1,65; учиться в магистратуре в России 1,71; учиться в аспирантуре в России 2,11; получить дополнительное образование, учиться на профессиональных курсах и т. д. 1,76; учиться за рубежом 2,11; работать за рубежом 2,15; не ответили на вопрос 6 %.
Прагматичный подход первокурсников «карьерной группы», ориентированный лишь на получение более высокой заработной платы, указывает на необходимость разработки комплекса мер, направленных на формирование профессиональных педагогических ценностей у студентов КГПУ им. В. П. Астафьева.
Таким образом, в результате социально-психологического исследования были изучены социальные характеристики, мотивы выбора университета, отношение к выбору педагогической профессии, ожидания от педагогического процесса и будущей профессиональной деятельности, специфические характеристики для карьерной группы первокурсников. Данное исследование было продолжено: проведен анализ удовлетворенности образовательным процессом на 2-м курсе, опрос профессорско-преподавательского состава об удовлетворенности результатами образовательного процесса на 1 и 2 курсах. На основании полученных данных были организованы и проведены научно-методические советы университета, на которых были приняты рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на совершенствование сопровождения адаптации первокурсников к обучению в педагогическом университете, работы с карьерной группой обучающихся.
Список литературы
1. Янова М . Г ., Игнатова В . В . Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя (Теоретико-методологический аспект) . Красноярск, 2011. 250 с .
2 . Адольф В . А. , Михалева Л . П . Портрет современного учителя глазами вчерашнего выпускника школы // Воспитание школьников . 2016 .
№ 6 . С.28-34.
3 . Лукина А. К. , Чиганова С . Д . Образ профессии педагога у студентов-первокурсников как ресурс индивидуализации образовательных
программ // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . № 1. С . 38-42 .
4 . Шустова Н . Е . , Гриценко В . В . Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психологический
журнал .2007 .Т . 28, № 1.С .46-57 .
Кондратюк Татьяна Александровна, заместитель директора института физической культуры, спорта и здоровья имени И. С. Ярыгина КГПУ им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: [email protected]
Коломейцева Ирина Васильевна, ведущий специалист научно-исследовательского отдела КГПУ им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: [email protected]
Кондратюк Андрей Иванович, студент института физической культуры, спорта и здоровья имени И. С. Ярыгина КГПУ им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.10.2016.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL STUDY OF FIRST-YEAR STUDENTS OF KRASNOYARSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER V. P. ASTAFYEV
T. A Kondratyuk, I. V. Kolomeitseva, A. I. Kondratyuk
Institute of Physical Culture, Sport and Health named after I. S. Yarigin, KSPU named after V. P. Astafyev, Krasnoyarsk, Russian
Federation
The article is devoted to comparative social and psychological analyses of portrait features of first-year students studying at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. Studies social characteristics, motives of choosing the university, attitude to teacher's profession, expectations from pedagogical process and future professional activity, specific characteristics for the first-year students' career group. The most important factor determining the success of professional training is students' motivation, their interest to teacher's profession. The main result of the experiment is orientation of first-year students to become a qualified professional of high level, that will provide them with great success at the beginning of their working way. Entering Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev is a way for first-year students to realize their vital aims and plans. The students are eager to get education, which will help them to become specialists in the changing conditions of professional activity, to admit these reforms. Students' achievements and results are reflected in their personal portfolio. First-year students formulate an order for personal growth trainings, which help to develop the competence to change quickly and adapt to new working conditions. Forming of such competences will simplify students' acceptance of the new social conditions. Also they hope that their achievements and activity in different spheres of students' life will be appreciated. The research helps to define the direction of developing a set of measures: to adopt first-year students to educational process at pedagogical university aimed at formation of professional pedagogical values of students of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev.
Key words: first-year students, motives of choice, adaptation, satisfaction with results, career group.
Refere^es
1. Yanova M . G ., Ignatova V. V. Formirovaniye organizatsionno-pedagogicheskoy kul'tury budushchego uchitelya (Teoretiko-metodologicheskiy aspekt) [Forming of organizational and pedagogical culture of a future teacher (Theoretical and methodical aspect)] . Krasnoyarsk, RIO KGPU Publ., 2011.250 p . (in Russian) .
2 . Adol'f V. A ., Mikhaleva L . A . Portret sovremennogo uchitelya glazami vcherashnego vypusknika shkoly [Modern teacher's portrait as yesterday's
school-leaver comprehends it] . Vospitaniye Shkolnikov - Education of Schoolchildren, 2016, no . 6, pp . 28-34 (in Russian) .
3 . Lukina A. K . , Chiganova S . D . Obraz professii pedagoga u studentov-pervokursnikov kak resurs individualizatsii obrazovatel'nykh programm
[First-year students' image of teachers' profession as a resourse of individualization of educational programs] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no . 1, pp . 38-42 (in Russian) .
4 . Shustova N . E . , Gritsenko V. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodezhi i otnosheniye k sotsial'nym normam [Socially psychological
adaptation of the youth and attitude to social norms] . Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2015, vol . 28, no . 1, pp . 46-57 (in Russian)
Kondratyuk T. A., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041). E-mail: [email protected]
Kolomeitseva I. V., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041). E-mail: [email protected]
Kondratyuk A. I., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660041). E-mail: [email protected]