Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность глазами студентов педагогического образования первого года обучения'

Научно-исследовательская деятельность глазами студентов педагогического образования первого года обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФОРМЫ И ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / RESEARCH SUPERVISOR / PURPOSES / TASKS / FORMS AND TYPES OF RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина М.О., Коковихина К.П., Малькова И.П.

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности и тому, как понимают ее студенты педагогического образования. Описаны результаты опроса студентов первого курса Института математики, физики информатики КГПУ имени В. П. Астафьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина М.О., Коковихина К.П., Малькова И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES THROUGH THE EYES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF THE FIRST YEAR OF EDUCATION

The article is devoted to research activities and volume as her students of pedagogical education understand. In work survey results of first-year students of Institute of mathematics, physics of informatics of KGPU named after V. P. Astafyev are described.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность глазами студентов педагогического образования первого года обучения»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 378.184

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

М. О. Ильина, К. П. Коковихина, И. П. Малькова

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: Xenia1997@mail.ru

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности и тому, как понимают ее студенты педагогического образования. Описаны результаты опроса студентов первого курса Института математики, физики информатики КГПУ имени В. П. Астафьева.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов; научный руководитель; цели, задачи, формы и виды научно-исследовательской работы.

RESEARCH ACTIVITIES THROUGH THE EYES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF THE FIRST YEAR OF EDUCATION

M. O. I'lina, K. P. Kokovikhina, I. P. Mal'kova

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: Xenia1997@mail.ru

The article is devoted to research activities and volume as her students of pedagogical education understand. In work survey results offirst-year students of Institute of mathematics, physics of informatics of KGPU named after V. P. Astafyev are described.

Keywords: research work of students; research Supervisor; purposes, tasks, forms and types of research work.

Что такое научно-исследовательская деятельность? В разных источниках приводятся различные определения, например, Д. О. Авсюкевич считает, что это неотъемлемая часть образования, так как именно самостоятельная работа помогает развивать творческий потенциал, расти профессионально, открывать новые горизонты возможностей, а также учит критично мыслить и анализировать получаемую информацию [1]. Т. В. Самодурова дает несколько другое определение: «Научно-исследовательская деятельность - вид духовной, творческой и социокультурной деятельности, системообразующий в профессионально-педагогическом образовании, центрирующий студентов на самостоятельном поиске и открытии актуального знания, на овладении методами самостоятельного его получения, на творческом моделировании педагогических систем разного уровня, на педагогическом прогнозировании» [2]. В. А. Далингер утверждает, что «исследовательская деятельность рассматривается как специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта» [3].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студента это неотъемлемая часть его качественной подготовки.

Научно-исследовательская деятельность должна происходить не только в учебных заведениях, но и вне его пределов.

Существуют такие виды научно-исследовательской деятельности, как:

1. Научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс.

2. Научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс.

3. Научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу.

Самыми распространенными формами научно-исследовательской работы считаются: научные конференции, написание статей, симпозиумы, форумы.

В сфере исследовательской деятельности можно выделить следующие элементы компетентности:

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

- интеллектуальная готовность - представляет собой способность к эффективной мыслительной деятельности на различных этапах научного исследования;

- информационная готовность рассматривается как готовность студента к поиску необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств;

- экспериментальная готовность - это способность к проектированию, организации и проведению педагогического эксперимента;

- рефлексивная готовность - способность к осознанию способов деятельности и результатов, соотнесение выводов с поставленной целью;

- презентационная готовность - может быть рассмотрена как способность студента доступно представлять и защищать научные результаты, как в ходе научного поиска, так и по завершению исследования. Специфика научно-исследовательской работы предполагает свободное владение студентов интеллектуальными умениями, являющимися базовыми для научного поиска [4].

Несмотря на количество работ, посвященных описанию понятия «научно-исследовательская деятельность», многие студенты еще на последних годах обучения не могут четко описать суть данного понятия. Особенно интересно отношение студентов первого курса к научно-исследовательской работе (НИР), так как данная модель понимания науки определяет их ожидания от научной работы в университете, вообще, от системы обучения в высшем учебном заведении.

Мы провели опрос студентов Института математики, физики и информатики КГПУ имени В. П. Астафьева с целью выяснить, что студенты первого курса понимают под научно-исследовательской деятельностью. В опросе участвовали 35 студентов направления обучения «Педагогическое образование», профиль - математика и информатика, физика, технология.

В ходе опроса мы пришли к выводу, что большинство студентов первого курса не могут отличить учебную деятельность студента от научно-исследовательской деятельности. Так мнения студентов, что же такое НИР, разделились:

1. Исследование проблемы, темы, где используются различные материалы (17 %).

2. Средство повышения качества подготовки специалиста и его воспитания (11 %).

3. Поиск студентом информации, разбор ее, это повышение уровня знаний и умений в определенной науке (14 %).

4. Создание научно-исследовательской работы с использование источников информации своих знаний и мыслей (16 %).

5. Участие в научных проектах, написание курсовых (20 %).

6. Олимпиады, дипломная работа (12 %).

7. Несколько студентов затруднились ответить на этот вопрос.(10 %).

Студенты первого курса считают, что определяться с научным руководителем необходимо непосредственно перед написанием курсовой или дипломной работы. Особенно интересно, как студенты описывают обязанности научного руководителя. По их мнению, научный руководитель - это тот человек, который знает все, и в ходе выполнения он должен подбирать материал для проведения исследования (23 %), он должен знать, что студенты должны получить в итоге исследования (17 %), поэтому основная его задача консультировать и направлять в нужное русло (90 %).

23 % опрошенных считают, что с научным руководителем необходимо определиться на втором курсе, 31 % - на третьем, 9 % - на четвертом и 3 % - на пятом.

Данные, полученные в ходе данного исследования могут послужить основой к формированию системы мотивов студентов к научно-исследовательской деятельности.

Библиографические ссылки

1. Авсюкевич Д. О. НИРС глазами студента // Проблемы организации учебных практик и научно-исследовательской работы студентов : материалы VII Науч.-метод. конф. фак. филос. и соц. наук (24 марта 2010, г. Минск) / ред-кол.: И. Л. Зеленкова, А. А. Легчилин. Минск: БГУ, 2010. С. 83-84.

2. Самодурова Т. В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7). С. 257-259.

3. Далингер В. А., Толпелкина Н. В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. 263 с.

4. Киселева Э. М., Рзаева Г. И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов // Молодой ученый. 2014. № 18.1. С. 42-44.

© Ильина М. О., Коковихина К. П., Малькова И. П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.