Научная статья на тему 'Система мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности'

Система мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / MOTIVATION OF STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанова Д.В., Давлятова Г.Х., Балева А.А.

Статья посвящена исследованию системы мотивов студентов педагогического профиля к научно-исследовательской деятельности. Результаты исследования описаны на основе опроса, проведенного в Институте математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанова Д.В., Давлятова Г.Х., Балева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MOTIVATION OF STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

Article is devoted to research of system of motives of students of a pedagogical profile to research activities. Results of research are described on the basis of survey conducted at Institute of mathematics, physics and informatics of Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev.

Текст научной работы на тему «Система мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

УДК 378.184

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д. В. Рязанова, Г. Х. Давлятова, А. А. Балева

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: diary_97@mail.ru

Статья посвящена исследованию системы мотивов студентов педагогического профиля к научно-исследовательской деятельности. Результаты исследования описаны на основе опроса, проведенного в Институте математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов; мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности.

SYSTEM OF MOTIVATION OF STUDENTS TO RESEARCH ACTIVITIES

D. V. Ryazanova, G. H. Davlyatova, A. А. Baleva

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: diary_97@mail.ru

Article is devoted to research of system of motives of students of a pedagogical profile to research activities. Results of research are described on the basis of survey conducted at Institute of mathematics, physics and informatics of Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev.

Keywords: research activities of students; motivation of students to research activities.

Научно-исследовательская деятельность - это неотъемлемый компонент системы подготовки специалистов в высшем учебном заведении, являющийся важнейшим средством повышения ее качества в условиях творческого применения достижений научно-технического прогресса. Важность вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность отмечают И. А. Васильев [1], Е. В. Реутов, Л. В. Колпина, М. Н. Реутова, Е. Н. Шиянова [2], И. В. Шадчин [3], Е. М. Тимофеева, Н. П. Белик и А. С. Тимофеева [4] и др. Авторы отмечают, что это один из показателей эффективности работы вуза.

Так Е. М. Тимофеева, Н. П. Белик и А. С. Тимофеева под научно-исследовательской работой студентов понимают эффективный способ и средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов [4].

Особенность научной деятельности студентов заключается в том, что студент на этом этапе учится, развивается, устанавливает мировоззрение.

Научно-исследовательская деятельность студента является одним из важнейших процессом учебной деятельности. Каждый студент занимается в той или иной мере научной исследовательской деятельностью: написание курсовых, рефератов, посещение научных конференций и многое другое.

В исследованиях последних лет внимание нередко обращено на ситуацию резкого сокращения числа молодых ученых в вузах России. Как отмечали М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги, после окончания вуза из общего числа выпускников идут работать в научную сферу не более 0,5 % молодых специалистов (цит. по: [И. В. Васильев]). Падение интереса студенческой молодежи и выпускников вузов к научно-исследовательской деятельности (НИД) может поставить под вопрос функционирование и развитие научной сферы в высших учебных заведениях. Но научное направление деятельности вузов всегда рассматривалось и рассматривается в качестве стратегического направления [1].

В этой связи видится актуальным провести исследование системы мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности, начиная со второго курса, так как именно со второго курса

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

студенты начинают понимать смысл научно-исследовательской деятельности и некоторые из них уже предпринимают некоторые попытки ее выполнения.

Главная задача исследования - выяснить, чем можно мотивировать студентов к научно-исследовательской деятельности, так как научно-исследовательская деятельность играет огромную роль в образование студента. Она даёт основу для формирования полной научной картины мира. Исследовательская детальность помогает применять свои теоретические знания в практике. Научная работа помогает развить правильное мышление, чтобы студент мог адекватно реагировать на новые и не понятные вещи.

Нами был проведен опрос студентов Института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. В опросе приняло участие 35 респондентов в возрасте от 19 до 23 лет, обучающиеся на 2-4 курсах бакалавриата очной формы обучения. Направление обучения респондентов - педагогическое образования, профили - математика, информатика, физика и технология.

Таким образом, результаты опроса показали, что только 5 человек занимаются научно-исследовательской деятельностью, следовательно, 86 % респондентов не занимаются научной деятельностью.

Основными причинами, по которым студенты не вовлекаются в научную деятельность, являются:

- Нет времени заниматься научно-исследовательской деятельностью (29 %);

- Нет желания заниматься научно-исследовательской деятельностью (17 %);

- Считают, что научно-исследовательская деятельность не перспективна (11 %);

- Лень заниматься научно-исследовательской деятельностью (13 %);

- Утверждают, что им не поступало интересного предложения (10 %);

- Не могут выбрать научного руководителя(5 %);

- Предпочитают творческую деятельность(1 %).

При этом 26 % студентов желают заниматься научной деятельностью. Сферы, которым они отдают интересы:

- математика (25 %);

- информатика (30 %);

- физика (22 %);

- педагогика (18 %);

- психология (3 %);

- обществознание (2 %).

Проведённый опрос позволяет сделать вывод, что для привлечения студентов к НИР необходимо:

1. Давать рекомендации для дальнейшего обучения и стажировок.

2. Создавать определенные занятия, куда студент может прийти и узнать, чем он может заниматься.

3. Предоставлять возможность досрочно сдавать экзамены и зачёты, для того, чтобы было больше времени для НИР.

4. Участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов.

5. Материально стимулировать студентов в виде селективных стипендий, надбавок к стипендиям, грантов, памятных и ценных подарков.

6. Морально стимулировать: присвоение почётных званий, публикация результатов научной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем // Мониторинг. 2015. № 6(130). С. 164-169.

2. Реутов Е. В., Колпина Л. В., Реутова М. Н., Шиянова Е. Н. Формирование у студентов вузов мотивации к научно-исследовательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4. С. 59-64.

3. Шадчин И. В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 14-18.

4. Тимофеева Е. М., Белик Н. П., Тимофеева А. С. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-3. С. 462-463.

© Рязанова Д. В., Давлятова Г. Х., Балева А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.