Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 378.1
ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНО-РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Д. А. Бархатова, К. П. Коковихина, И. П. Малькова, М. О. Ильина
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected]
Рассматривается понятие коллективно-распределенной деятельности студентов с применением информационно-коммуникационных технологий. Подчеркивается важность организации данной деятельности совместными усилиями учащихся в условиях виртуального пространства.
Ключевые слова: коллективно-распределенная деятельность студентов, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования.
CONCEPT OF STUDENTS COLLECTIVE DISTRIBUTED ACTIVITY
IN THE CONDITIONS OF EDUCATION INFORMATIZATION
D. A. Barkhatova, K. P. Kokovikhina, I. P. Malkov, M. O. Ilyina
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The concept of the collective distributed activity of students using information and communication technologies is considered in the paper. Importance of the organization of this activity with through joint efforts ofpupils in the conditions of virtual space is emphasized.
Keywords: collective distributed activity of students, information and communication technologies, education informatization.
Информатизация практически во всех сферах человеческой деятельности является неотъемлемой частью мирового развития. В мире складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями. Существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования - области, от которой зависит всестороннее становление каждого человека этого общества. Исследования в области информатизации образования, создания и применения средств информатизации в педагогической деятельности проводились М. Н. Алексеевым, Е. Ы. Бидайбековым, А. П. Ершовым, С. А. Ждановым, Л. Х. Зайнутдиновой, А. Д. Иванниковым, Г. А. Красновой и другими российскими учеными [1].
Процесс информатизации образования заключается во внедрении телекоммуникационных технологий, позволяющие объединять в группы представителей различных организаций, в том числе территориально удаленных.
Следствием данного процесса является необходимость организации такой формы подготовки будущего специалиста, которая позволит обеспечить активное участие каждого участника образовательного процесса в обсуждении, оценке, планировании деятельности с использованием ИКТ средств, а именно коллективно-распределенной деятельности в условиях виртуального пространства.
Коллективно-распределенная деятельность (КРД) - это специфическая разновидность взаимодействия студентов между собой и преподавателя с ними, которая включает их совместную деятельность [2].
В «небольших» группах трудно спрятаться, тем более при подведении итога работы группы будет оценено участие каждого сами же обучающимися. Особенно важным является умение участвовать в деятельности интернет-сообществ, так как именно такие группы позволяют объединить усилия специалистов различных областей, консолидировать знания и умения каждого члена.
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
В условиях информатизации образования предстоит выработать качественно новую модель членов будущего информационного общества, для которых характерны способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде, достижение уровня образованности, соответствующего интеллектуальному потенциалу [3].
Организация коллективно-распределенной деятельности в условиях виртуального пространства служит основой для реализации основных задач информатизации образования, заключающихся в ее достоинствах:
1. Проведение дискуссий, в ходе которых происходит самозарождение и укрепление самостоятельного мнения учащихся. Вне дискуссии любая деятельность (учебная или исследовательская) лишается смысла.
2. В ходе коллективного диалога или дискуссии коммуникация приобретает характер общения, в процессе которого осуществляется обмен мыслями, чувствами, вызываемыми этим предметом, его оценками.
3. В результате обмена мыслями, учащиеся приходят к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которое действуют значительно увереннее и успешнее.
4. Коллективно-распределенная деятельность может строиться только на основе такого характера отношений, которые называются сотрудничеством, т. е. на основе совокупности устойчивых способов взаимодействия ученика с учениками и учеников между собой, что предполагает взаимное уважение друг друга, взаимозависимость и ответственность, осознание цели коллективной деятельности.
Данные умения и компетенции можно развить при организации деятельности студентов с применением различных социальных медиа (блогов, интернет-сообществ и т. д.), при групповой работе в Интернет-сервисах совместного доступа, организации вебинаров, открытых он-лайн уроков и т. п. При этом КРД можно развивать как в условиях учебного процесса, в рамках выполнения учебных заданий, так и в процессе внеучебной деятельности, например, в процессе организации научно-исследовательской деятельности.
Существуют следующие идеи для развития коллективно-распределенной деятельности в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности:
1. Изменение массовой классно-урочной практики в практику, основанную на коллективных учебных занятиях.
2. Объединение разных образовательных учреждений (школ, лаборатории, методкабинетов, управлений образования) в единую деятельностную структуру.
3. Организация семинаров, проводимых в интерактивном режиме.
4. Осуществление принципа преемственности, дополнительности, совмещения усилий с другими, обмен способами действия [2].
Таким образом, развитие КРД позволит развить в будущих специалистах такие качества, как коммуникативность, самостоятельность, ответственность, умение: анализировать, моделировать, контролировать и оценивать задачи. А также позволит подготовить будущего специалиста к организации своей деятельности и организации коллективно-распределенной деятельности учащихся с использованием информационных технологий и без использования ИТ.
Библиографические ссылки
1. Елистратова Н. Н. Современные проблемы информатизации высшего образования // Вестник Рязанск. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2010. № 29. С. 1.
2. Чистобаева А. Ю. Организация коллективно-распределенной педагогической деятельности как необходимое условие формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25029 (дата обращения: 15.09.2016).
3. Ходанович А. И. Информатизация образования как научно-методическая проблема // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 6. C. 259-268.
© Бархатова Д. А., Коковихина К. П., Малькова И. П., Ильина М. О., 2016