Научная статья на тему 'Средства организации научно-исследовательской деятельности в условиях информатизации образования'

Средства организации научно-исследовательской деятельности в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / WAYS OF ORGANIZATION RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полковникова А.В., Петрова Ю.О., Бархатова Д.А.

Современные технологии позволяют учащимся и преподавателям быстро и легко организовать свою научно-исследовательскую деятельность. Рассмотрены интернет-ресурсы, облегчающие деятельность исследователя и взаимодействие научного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полковникова А.В., Петрова Ю.О., Бархатова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF ORGANIZATION OF SIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY IN EDUCATIONAL INFORMATIZATION CONDITIONS

Modern technologies allow students and teachers to organize quickly and easily their research activities. In work the Internet resources facilitating activity of the researcher and interaction of research team are considered.

Текст научной работы на тему «Средства организации научно-исследовательской деятельности в условиях информатизации образования»

УДК 378.184

СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Полковникова, Ю. О. Петрова, Д. А. Бархатова

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: pantikova@bk.ru

Современные технологии позволяют учащимся и преподавателям быстро и легко организовать свою научно-исследовательскую деятельность. Рассмотрены интернет-ресурсы, облегчающие деятельность исследователя и взаимодействие научного коллектива.

Ключевые слова: информатизация образования, научно-исследовательская деятельность, средства организации научно-исследовательской деятельности.

MEANS OF ORGANIZATION OF SIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY IN EDUCATIONAL

INFORMATIZATION CONDITIONS

A. V. Polkovnikova, J. O. Petrova, D. A. Barkhatova

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: pantikova@bk.ru

Modern technologies allow students and teachers to organize quickly and easily their research activities. In work the Internet resources facilitating activity of the researcher and interaction of research team are considered.

Keywords: informatization of education, research and development activities, ways of organization research activities.

Информатизация - сложный многогранный процесс, затрагивающий практически все стороны жизни человека, в том числе и образование. Информатизация образования призвана решать ряд проблем, связанных с качеством образования и его управлением, доступностью информации и образовательных услуг, эффективным взаимодействием всех компонентов образовательной системы, а также формирование информационного мировоззрения учащихся и их готовности к самостоятельной деятельности в информационном пространстве.

Информатизация образования должна отразиться не только на его содержании, методах и средствах обучения и управления, но и на способах организации научно-исследовательской деятельности студентов, так как это неотъемлемая часть образовательного процесса, показатель его эффективности и качества работы.

Современные технологии позволяют учащимся и преподавателям быстро и легко организовать свою научно-исследовательскую деятельность. Существует большое множество различных Интернет-ресурсов, облегчающие деятельность исследователя, связанную с написанием научных работ, проведением онлайн-конференций, составлением планов и графиков, а также созданием всех необходимых приложений.

Таким образом, цель нашего исследования является анализ структуры научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования, и разработка модели ее организации с использованием информационных технологий.

По мнению Н. Бордовских «научно-исследовательская деятельность - это один из видов деятельности педагога, направленной на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов, результатом этой деятельности возникает получение нового педагогического знания, опыта и развития методологической культуры педагога-исследователя» [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития учебного заведения; от нее зависит и уровень преподавания, и творческий подход коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью [2].

Для успешной организации научно-исследовательской деятельности будущего учителя математики необходимым условием является наличие знаний о структуре и специфика организации поисковой деятельности [3].

Основными задачами выполнения научно-исследовательской деятельности являются:

1. Координация работы.

2. Отбор информации.

3. Оформление работы.

4. Диагностика.

На каждом этапе исследователю могут пригодиться такие сервисы как электронные библиотеки, календари, работа с документами, онлайн-конференции и диагностические тесты, поисковые системы, визуализация инфографики и группирование и обмен закладками.

Основным критерием отбора сервисов и служб явилась их открытость и доступность. Рассмотрим их возможности на каждом этапе исследования:

1. Планирование работы

Сервисы, которые помогут грамотно и быстро распределить ваше время работы, полагаясь на свои планы и на планы ваших коллег: Google календарь, Linoit.

Особый интерес вызывает Google календарь, так как этот сервис поможет вам организовывать и назначать любые встречи и конференции, и быстро и без проблем оповещать ваших коллег

2. Отбор информации

Для того, что бы быстро найти именно ту информацию, которая вам нужна мы предлагаем вам ознакомиться с сервисами: eLIBRARY,Киберленинка, Электронная российская государственная библиотека, Google, Яндекс, Mail, Спутник, MyScoop, Checkltlink.

Несомненно, для поиска нужной информации нужны еще и хорошие поисковые системы, такие как Google и Яндекс.

3. Консультирование и взаимодействие

При работе в группе часто возникает необходимость в координации своих действий, в консультации или просто обсуждении достигнутых результатов и нерешенных проблем. Здесь на помощь могут прийти сервисы онлайн-общения и видеоконференции, например, Scype, Tinychat. Они помогут вам наладить видео- и аудио связь в любой точке мира.

Неоценимую помощь окажет Skype. С его помощью вы можете связать с кем угодно в любое удобное для вас время и с любого устройства, подключённого к Интернету.

4. Измерение и диагностика

Testograf, Simpoll, Google Формы - сайты, позволяющие быстро и грамотно составить любого вида опросы, анкеты и тесты. А также быстро разослать их получателям и тут же получить статистику в виде диаграмм или таблиц.

Особый интерес представляют Google Формы. Доступный, быстрый и удобный сервис для быстрого создания опросов и анкет любого вида.

5. Оформление материалов исследования

Для редактирования и итогового оформления вашей работы вам помогут GoogleDocs, Prezi.

Такой сервис, как Prezi поможет вам создавать в онлайн режиме с вашими коллегами необычные презентации, содержащие материалы, которые вам необходимы.

6. Визуализация и представление материалов

На этих сервисах вы можете создавать красивые и красочные инфографики, диаграммы и ментальные карты. С помощью таких сайтов как Mindomo и Infogr вы можете визуализировать ваши идеи и предоставить их своей группе.

Особенно стоит отметить Mindomo. Очень хороший способ воплощать свои идеи в виде схем, похожих на те, что мы рисуем от руки. Разнообразие форм и цветов не может не радовать любителей красиво выполненной работы.

Научно-исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя; повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков; совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей; обеспечить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя; получить качественно новое знание (инновацию); повысить статус учебного заведения. Представленные выше ресурсы

являются полезными и удобными для научно-исследовательской деятельности будущего учителя. Они позволят решить ряд проблем: значительно увеличивается время на практическое исследование, объем работы сокращается благодаря электронным календарям, онлайн-конференциям и групповой работы с документами и закладками не выходя из дома, поиск нужных книг или статей в электронной государственной библиотеке так же затрачивает немного времени, сидя в удобном кресле, а представление инфографики делается быстро и легко в браузере, что позволяет не скачивать много программ на компьютер.

Библиографические ссылки

1. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография. М. : Кнорус, 2016. 512 с.

2. Каверин Ю. А. Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как фактор развития педагогического мастерства [Электронный ресурс]. URL: kaverinyua.narod.ru/voipkro2007.doc (дата обращения: 08.04.2016).

3. Демченко Ю.Н. Сущность и структура научно-исследовательской работы будущих учителей математики [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. № 7. URL: http://jurnal.org/articles/2015/ped52.html (дата обращения: 02.04.2016).

© Полковникова А. В., Петрова Ю. О., Бархатова Д. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.