Научная статья на тему 'Структура виртуальной лаборатории международных научно-исследовательских коллективов'

Структура виртуальной лаборатории международных научно-исследовательских коллективов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / RESEARCH ACTIVITY / GLOBALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH / VIRTUAL RESEARCH LABORATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринберг Г.М., Горошкин А.Н., Бархатова Д.А.

Рассматривается проблема организации научно-исследовательской деятельности международных коллективов в условиях глобализации и информатизации общества. Одной из целесообразных моделей решения обозначенной проблемы предлагается создание международных сетевых научно-методических сообществ для проведения совместных исследований и проектных работ по определенным общезначимым для участников направлениям деятельности. В качестве средства организации и управления деятельностью такого коллектива может выступать виртуальная лаборатория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF VIRTUAL LABORATORY OF THE INTERNATIONAL RESEARCH TEAMS

The paper considers an issue of the organization of research activity of the international research teams in the conditions of globalization and informatization of society. The research proposes to create the international network scientific and methodical communities to perform joint surveys and project works on certain activities. The virtual laboratory can act as means of organization and management of activity of such research teams.

Текст научной работы на тему «Структура виртуальной лаборатории международных научно-исследовательских коллективов»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Из перечисленных выше свойств агентов, различные агенты данной системы обладают следующими: автономность (получив задание от пользователя, система приступает к его автономному выполнению), социальное поведение (решение задачи невозможно без взаимодействия между собой различных типов агентов), реактивность (агенты адекватно реагируют на изменение формата данных поисковых систем, сообщают об этом разработчику), активность (агенты способны поставить цели в соответствии с заданием пользователя), базовые знания (знания адресов поисковых систем, форматов их выходных данных) и обязательства (берутся по поручению других агентов).

При реализации мультиагентной поисковой системы используется гибридная архитектура. Все агенты, кроме поискового действуют по модели «стимул-реакция», а поисковые агенты имеют базу знаний и являются интеллектуальными.

Выше было упомянуто, что подавляющее большинство мультиагентных систем используют архитектуру клиент-сервер. Данная система не является исключением. В ней используется модель клиент-серверного взаимодействия «толстый клиент - тонкий сервер». Роль серверов выполняют поисковые системы, которые только предоставляют свои ресурсы, обработка этих ресурсов и выдача результатов пользователю ведётся полностью на клиентской машине.

Поисковые агенты не являются мобильными, так как в настоящее время ни одна из поисковых систем не поддерживает взаимодействие с мобильными агентами.

Система создаётся как система с централизованным методом управления агентами. Роль монитора выполняет интерфейсный агент, так как он получает

задание от пользователя и инициирует его выполнение. Кроме того, в системе существует строгий иерархический порядок.

Библиографические ссылки

1. Карцан И. Н. Многоагентная система для поиска и обработки тематико-ориентированной информации : дис. ... канд. техн. наук / Сиб. аэрокосмич. акад. Красноярск, 2007.

2. Карцан И. Н., Кожевников В. В., Зеленков П. В. Современные поисковые системы в сети Интернет: анализ принципов работы и классификация // Вестник НИИ СУВПТ : сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. Н. В. Василенко ; НИИ СУВПТ. Красноярск, 2006. Вып. 23. С. 221-227.

References

1. Mnogoagentny system for search and processing of the tematiko-focused information. Kartsan I. N. the thesis for a degree of Candidate of Technical Sciences / the Siberian space academy of M. F. Reshetnev. Krasnoyarsk, 2007.

2. Kartsan I. N., Kozhevnikov V. V., Zelenkov P. V. Modern search engines on the Internet: analysis of the principles of work and classification of // Messenger of Scientific Research Institute SUVPT : Sb. scient. works / Under a general edition of the prof. N. V. Vasilenko; Krasnoyarsk: Scientific Research Institute SUVPT. 2006. Iss. 23, рр. 221-227.

© Городищева А. Н., Карцан Т. И., 2016

УДК 378.2

СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Г. М. Гринберг1, А. Н. Горошкин1, Д. А. Бархатова2

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: grinberg_gm@mail.ru, neobht@sibsau.ru, darry@mail.ru

Рассматривается проблема организации научно-исследовательской деятельности международных коллективов в условиях глобализации и информатизации общества. Одной из целесообразных моделей решения обозначенной проблемы предлагается создание международных сетевых научно-методических сообществ для проведения совместных исследований и проектных работ по определенным общезначимым для участников направлениям деятельности. В качестве средства организации и управления деятельностью такого коллектива может выступать виртуальная лаборатория.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, глобализация научных исследований, виртуальная исследовательская лаборатория.

Современное состояние и перспективы -развития инженерного образования

STRUCTURE OF VIRTUAL LABORATORY OF THE INTERNATIONAL RESEARCH TEAMS

G. M. Grinberg1, A. N. Goroshkin1, D. A. Barkhatova2

^eshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astaffiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: 1grinberg_gm@mail.ru, neobht@sibsau.ru, 2darry@mail.ru

The paper considers an issue of the organization of research activity of the international research teams in the conditions of globalization and informatization of society. The research proposes to create the international network scientific and methodical communities to perform joint surveys and project works on certain activities. The virtual laboratory can act as means of organization and management of activity of such research teams.

Keywords: research activity, globalization of scientific research, virtual research laboratory.

Сегодня, в условиях глобализации и информатизации общества невозможно представить эффективную научно-исследовательскую деятельность, «изолированную» от мирового сообщества. Современные информационные технологии и телекоммуникационные сети открывают огромные возможности в области интеграции сил ученых, позволяя оптимизировать затраты и усилия на результативность научных исследований. Такие научные кооперации и корпорации обусловливают необходимость поиска новых моделей системно распределенных форм международного взаимодействия, а также управления деятельностью сетевых научных сообществ в условиях виртуального пространства. Как отмечает Л. Н. Щур, сегодня акцент переносится на проблему синхронизации деятельности отдельных работников, объединения сотрудников в эффективно действующие группы, проблему координации деятельности таких групп и управления этими группами. Иными словами, становится все более актуальным применение новых информационных технологий для организации совместной работы распределенных и виртуальных коллективов [1].

Одной из целесообразных моделей решения обозначенной проблемы является создание международных сетевых научно-методических сообществ (лабораторий, центров и т. п.) для проведения совместных исследований и проектных работ по определенным общезначимым для участников направлениям деятельности. Средством организации и проведения исследований в условиях распределенного коллектива может выступать виртуальная лаборатория.

Виртуальная исследовательская лаборатория - это виртуальное сообщество исследователей, занимающихся отдельной научной проблемой, функционирующее в рамках информационно-исследовательского пространства; одна из телекоммуникационных форм исследовательской деятельности. Такие лаборатории создаются, как правило, с целью поддержки, в том числе информационной, исследований по конкретным научным направлениям. Виртуальная лаборатория может быть создана в рамках сетевого взаимодействия различных учреждений образования и науки и являться конкретной моделью реализации этого сетевого взаимодействия [2].

По мнению авторов структура и содержание лаборатории должны определяться научным направлением, в рамках которого она создается, а элементный состав, организация связей должны отвечать качеству и интенсивности ее функциональных процессов.

Так, для организации виртуальной лаборатории в области научно-исследовательской деятельности международных коллективов важным видится создание кластерной структуры научного сообщества, состоящей из представителей сферы науки, образования и бизнеса.

Со структурной точки зрения можно выделить три типа кластеров:

- региональные (структуры, состоящие из территориально разобщенных учреждений);

- вертикальные (структуры, состоящие из учреждений различных уровней одной и той же деятельности);

- горизонтальные (структуры, состоящие из учреждений различных направлений деятельности).

Из сочетаний этих типов кластеров могут быть созданы кластеры латерального типа (регионально-вертикальный, регионально-горизонтальный, вертикально-горизонтальный и регионально-вертикально-горизонтальный) [3].

Для обеспечения слаженной деятельности кластеров необходим информационный портал. Информационный портал лаборатории является информационной системой поддержки научной деятельности участников лаборатории, реализованный в соответствии с достижениями технологий смарт-образования. Основной идей портала является объединение ученых, учителей, студентов и бизнесменов разных стран с целью выполнения совместных проектов, интересных каждой стороне-участнику.

Информационный портал должен включать новостную ленту, анонсирующую основные достижения участников лаборатории, предстоящие научные и учебные мероприятия и др. Новости могут быть представлены по категориям участников лаборатории: для молодых ученых, научных руководителей, студентов, учителей, бизнесменов.

Также необходимы разделы: научные мероприятия (конференции, вебинары и др.), обучение (аннотации курсов, предоставленные лабораторией, расписание виртуальных классов).

Решетневс^ие чтения. 2016

Важным компонентом виртуальной лаборатории является личный кабинет, так как именно он позволит создать личностно-ориентированную информационную среду для участников лаборатории. Пользователи могут просматривать профили других участников, находить единомышленников, общаться в виртуальной среде вне зависимости от места и времени, представлять на суд участников свои работы и др.

Через личный кабинет участники лаборатории также смогут отправлять материалы для публикации в журнале и на конференциях лаборатории. Здесь же можно получить стороннюю оценку проделанной работы.

Портал также должен включать доску объявлений, где пользователи смогут добавлять свои объявления и осуществить поиск в области научных дефицитов.

Таким образом, создание международной открытой среды для интеграции коллективной научно-исследовательской деятельности представителей лаборатории позволит создать доступные и оптимальные условия для организации научно-исследовательской работы не только будущих учителей, но и всех привлеченных участников лаборатории (студентов других вузов, школьников, учителей, бизнесменов и др.).

Библиографические ссылки

1. Щур Л. Н. Роль инфокоммуникационных технологий в развитии процесса глобализации научных исследований // Информационное общество. 2012. № 5. С. 16-24.

2. Писарева С. А., Синицына А. И. Виртуальная научная лаборатория как организационный механизм взаимодействия молодых исследователей в области

образования [Электронный ресурс] // Письма в Эм-ссия. Оффлайн. 2013, сент. URL: http://www.emissia. org/offline/2013/2048.htm (дата обращения: 10.09.2016).

3. Гринберг Г. М. Кластерная модель развития интеграционных процессов в сфере образования // Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития // материалы Всерос. науч.-метод. конф. (4 февр. 2011, г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 349-352.

References

1. Shchur L. N. A role of infocommunication technologies in development of process of globalization of scientific research // Informational society. 2012. No. 5. Pp. 16-24.

2. Pisareva S. A., Sinitsyn A. I. Virtual scientific laboratory as the organizational mechanism of interaction of young researchers in the field of education [Electronic resource] // Letters in Emssiya. Offline, September, 2013. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2048.htm (10.09.2016).

3. Grinberg G. M. Cluster model of development of integration processes in the field of education // the Innovation integrated system of professional education: problems and ways of development: materials of Russian scientific and methodical conference (February 4, 2011, Krasnoyarsk) / Sib. state. space un-t. Krasnoyarsk, 2011. Рр. 349-352.

© Гринберг Г. М., Горошкин А. Н., Бархатова Д. А., 2016

УДК 377.5

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

А. С. Гурьянов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: guryasash@yandex.ru

Представлена методика формирования актуальных компетенций для студентов аэрокосмического профиля. Ключевые слова: компетенция, образование, импортозамещение, анкетирование.

FORMING GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES FOR AEROSPACE

PROFILE STUDENTS

А. S. Guryanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: guryasash@yandex.ru

The research presents a methodology of the actual competence formation for students of aerospace profile. Keywords: competence, education, import substitution, questionnaires.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.