УДК 004.91
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ВОЕННОМ ОБУЧЕНИИ
Н. Г. Ртищева1, Д. М. Пискорский1, А. Н. Городищева1, Е. А. Киселева2, Л. М. Скопинцева2
1Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. Красноярский рабочий, 31 222 НИО 2 НИУ НИЦ ВА РВСН им. Петра Великого Российская Федерация, 143900, Московская область, г. Балашиха, ул. Карбышева, 8
E-mail: [email protected]
Рассматривается информационные системы в организации управления образовательным процессом для военной подготовке, а также информационные технологии в образовательном процессе, их положительные стороны и проблемы.
Ключевые слова: информационные системы, информационные технологии, военное образование
QUALITY ASSESSMENT OF INFORMATION SYSTEMS IN MILITARY TRAINING N.
N. G. Rtishchev1, D. M. Piskorski1, A. N. Gorodischeva1, Е. A. Kiseleva2, L. M. Skopintseva2
1Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 222 NIO 2 NIU NIC VA Peter The Great В, Karbysheva str., Balashikha, Moscow region, Russian Federation
Information systems in the organization of management of the educational process for military training, as well as information technologies in the educational process, their positive aspects and problems are considered.
Key words: Information systems, information technologies, military education
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий [1, 2].
В настоящее время практически невозможно найти учебную область, для которой не существовало бы электронных информационных мультимедийных энциклопедий, справочников и учебных пособий, каждое из которых является гипермедиа-системой, сочетающей текст, фотографии, видеофрагменты, связанные по смыслу между собой.
В современных условиях развития военно-профессиональной деятельности: ускорения процесса «устаревания» профессиональных знаний, непрерывного повышения уровня ее сложности, внедрения новых подходов к внезапным проверкам боевой готовности соединений и воинских частей Вооруженных Сил России, определяющими становятся задачи подготовки специалистов, обладающих глубокими знаниями, высоким уровнем общего образования и культуры, способных действовать в условиях неопределенности. Именно поэтому становится актуальной проблема информатизации современного военного образования [3].
Основным требованием, предъявляемым к информатизации военного образования в настоящее время, является внедрение и применение информационных систем во всех сферах военной деятельности. Обладание необходимой информацией, полученной из достоверных источников или в результате сбора и обобщения ее, умение мыслить, опираясь на данную информацию и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
правильно ее использовать, позволяет решать конкретные задачи в учебной деятельности или в процессе проведения исследования. Это, несомненно, расширяет возможности, обучающихся в учреждениях военного образования.
Основными задачами информатизации образовательного процесса в военном учебном заведении являются:
- повышение качества подготовки военных специалистов с использованием информационных технологий;
- использование активных методов обучения, развитие творчества и интеллекта в процессе обучения;
- интегрированность различных видов образовательной деятельности;
- адаптивность технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
- внедрение и разработка новейших информационных технологий (ИТ) обучения, активизирующих познавательную деятельность курсантов и их мотивацию к освоению средств ИТ и методов;
- разработку технологий для дистанционного обучения курсантов;
- совершенствование программно-методического обеспечения процесса обучения;
- внедрение информационных технологий обучения в подготовку военных специалистов всех профилей.
Развитие ИТ на данный момент основано на применении электронно- вычислительной техники, а также методов и средств автоматизации всех информационных процессов. Представление разнотипной и, как правило, структурированной информации с использованием современных средств ИТ стало возможным, благодаря появлению специализированной технологии мультимедиа.
Многозначность понятия мультимедиа:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- продукт, сделанный на основе мультимедийных технологий;
- мультимедийная программа;
- компьютерное аппаратное обеспечение;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.д.).
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
- «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией, как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
- деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";
- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом -текст);
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Целенаправленная деятельность по разработке и внедрению ИТ в учебный процесс в военном учебном заведении - это основное направление в информатизации высшего образования, которое способствует ускорению научно-технического прогресса, обеспечению сферы образования методологией и практикой целенаправленного и обоснованного использования современных разработок как в процессе обучения, так и в процессе дальнейшей военной службы в мирное и военное время военнослужащего.
Возможности использования современных ИТ не имеют ограничений, а их потенциал растет с каждым днем и имеет многоплановый характер, открывая дополнительные возможности:
- создание принципиально новых методических систем обучения, способствующих развитию интеллекта у курсантов, формирование у них умений и навыков самостоятельного поиска, приобретения знаний, осуществлять учебную деятельность, обрабатывать получаемую информацию;
- усовершенствование механизма управления образовательной среды, используя при этом специализированные информационные банки данных, а также коммуникационные сети;
- совершенствование методов и форм обучения;
- создание условий для эффективного и качественно-нового учебного процесса;
- реализацию основных образовательных программ в области подготовки военных специалистов.
В заключение отметим, что централизованное и координированное внедрение ИТ в учебный процесс в военных учебных заведениях позволить улучшить качество знаний, как курсантов, так и преподавателей, а также окажет положительное влияние на модернизацию современной российской образовательной системы в целом.
Библиографические ссылки
1. Карцан И. Н. Современные поисковые системы в сети Интернет: анализ принципов работы и классификация [Текст] / И. Н. Карцан, В. В. Кожевников, П. В. Зеленков // Вестник НИИ СУВПТ: Сб. научн. Трудов / Под общ. ред. проф. Н. В. Василенко; Красноярск: НИИ СУВПТ. -2006. - Вып. 23. - С. 221-227.
2. Зибров Г. В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов / Г. В. Зибров, Н. В. Зиброва, Л. А. Колосова. - ВАИУ, 2012. - 160 с.
3. Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии (ИТ) в науке и образовании // М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2011. 336 с.
© Ртищева Н. Г., Пискорский Д. М., Городищева А. Н., Киселева Е. А., Скопинцева Л. М., 2017