Научная статья на тему 'Формирование общих и профессиональных компетенций для студентов аэрокосмического профиля'

Формирование общих и профессиональных компетенций для студентов аэрокосмического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / COMPETENCE / EDUCATION / IMPORT SUBSTITUTION / QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянов А.С.

Представлена методика формирования актуальных компетенций для студентов аэрокосмического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES FOR AEROSPACE PROFILE STUDENTS

The research presents a methodology of the actual competence formation for students of aerospace profile.

Текст научной работы на тему «Формирование общих и профессиональных компетенций для студентов аэрокосмического профиля»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Важным компонентом виртуальной лаборатории является личный кабинет, так как именно он позволит создать личностно-ориентированную информационную среду для участников лаборатории. Пользователи могут просматривать профили других участников, находить единомышленников, общаться в виртуальной среде вне зависимости от места и времени, представлять на суд участников свои работы и др.

Через личный кабинет участники лаборатории также смогут отправлять материалы для публикации в журнале и на конференциях лаборатории. Здесь же можно получить стороннюю оценку проделанной работы.

Портал также должен включать доску объявлений, где пользователи смогут добавлять свои объявления и осуществить поиск в области научных дефицитов.

Таким образом, создание международной открытой среды для интеграции коллективной научно-исследовательской деятельности представителей лаборатории позволит создать доступные и оптимальные условия для организации научно-исследовательской работы не только будущих учителей, но и всех привлеченных участников лаборатории (студентов других вузов, школьников, учителей, бизнесменов и др.).

Библиографические ссылки

1. Щур Л. Н. Роль инфокоммуникационных технологий в развитии процесса глобализации научных исследований // Информационное общество. 2012. № 5. С. 16-24.

2. Писарева С. А., Синицына А. И. Виртуальная научная лаборатория как организационный механизм взаимодействия молодых исследователей в области

образования [Электронный ресурс] // Письма в Эм-ссия. Оффлайн. 2013, сент. URL: http://www.emissia. org/offline/2013/2048.htm (дата обращения: 10.09.2016).

3. Гринберг Г. М. Кластерная модель развития интеграционных процессов в сфере образования // Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития // материалы Всерос. науч.-метод. конф. (4 февр. 2011, г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 349-352.

References

1. Shchur L. N. A role of infocommunication technologies in development of process of globalization of scientific research // Informational society. 2012. No. 5. Pp. 16-24.

2. Pisareva S. A., Sinitsyn A. I. Virtual scientific laboratory as the organizational mechanism of interaction of young researchers in the field of education [Electronic resource] // Letters in Emssiya. Offline, September, 2013. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2048.htm (10.09.2016).

3. Grinberg G. M. Cluster model of development of integration processes in the field of education // the Innovation integrated system of professional education: problems and ways of development: materials of Russian scientific and methodical conference (February 4, 2011, Krasnoyarsk) / Sib. state. space un-t. Krasnoyarsk, 2011. Рр. 349-352.

© Гринберг Г. М., Горошкин А. Н., Бархатова Д. А., 2016

УДК 377.5

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

А. С. Гурьянов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: guryasash@yandex.ru

Представлена методика формирования актуальных компетенций для студентов аэрокосмического профиля. Ключевые слова: компетенция, образование, импортозамещение, анкетирование.

FORMING GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES FOR AEROSPACE

PROFILE STUDENTS

А. S. Guryanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: guryasash@yandex.ru

The research presents a methodology of the actual competence formation for students of aerospace profile. Keywords: competence, education, import substitution, questionnaires.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Освоение космического пространства началось с 1957 года. СССР произвел запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Время не стоит на месте. Сегодня «ракетно-космическая промышленность, являясь неотъемлемой частью экономики страны и обладая огромным инновационным потенциалом для развития ее высокотехнологичного сектора, является одним из приоритетов промышленной политики на ближайшие годы. Ее значение сегодня определяется не только задачами укрепления обороноспособности страны, но и возможностями по обеспечению темпов экономического роста в целом за счет модернизации производственной технологической базы» [1].

В период импортозамещения и постоянного увеличения санкций со стороны зарубежных партнеров российская действительность признает тот факт, что ракетно-космическая промышленность нашей страны нуждается в специалистах со средним профессиональным образованием.

В связи с этим перед системой среднего профессионального образования актуализируется задача подготовить компетентных специалистов, готовых сразу после получения диплома выйти на рабочее место, что, в свою очередь, ускорит процесс импортозаме-щения. Так, заведующий кафедрой страхового дела Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов, считает, что подключение образовательного процесса к обеспечению импортозаме-щения просто необходимо: «...образование должно в этом сыграть важную роль. Прежде всего, следует корректировать учебные программы вузов и профессиональных училищ» [2].

Решение этой задачи зачастую зависит от правильного формирования общих и профессиональных компетенций. Под компетенцией мы понимаем «интегральное качество человека, сочетающее в себе знания, умения, навыки и мотивацию, описанное в терминах поведения» [3].

Формирование компетенций представляет собой комплексную деятельность, позволяющую макси-

мально эффективно использовать ресурсы образовательного учреждения, постоянно осуществлять мониторинг рынка труда и взаимодействовать с работодателями.

Привлечение работодателей - это один из главных критериев для формирования компетенций выпускника. В этой связи Н. Н. Матушкин пишет: «Основой компетентностной модели выпускника является перечень компетенций, сформированный на базе требований и пожеланий работодателей и определяющий цели реализации проектируемой основной образовательной программы» [4].

Поэтому для определения эффективной системы подготовки необходимо выявить актуальные общекультурные и профессиональные компетенции выпускника с точки зрения работодателей и преподавателей.

Одним из эффективных методов выявления актуальных компетенций является анкетирование. Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков (анкет) [5]. Пример анкеты представлен в таблице.

В качестве материала для исследования необходимо рассмотреть один из действующих федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования, в котором перечислены общие и профессиональные компетенции будущего выпускника. Нужно разработать анкету и передать для заполнения преподавателям учебного заведения, работодателям по профилю (мастерам, ведущим специалистам, директорам). После сбора анкет необходимо их обработать, т. е. подсчитать баллы по каждой общей и профессиональной компетенции у каждой группы респондентов (преподавателей и работодателей) по следующей формуле:

5" = Е ЯпЛп,

где 5 - сумма баллов; Яп - коэффициент соответствующий уровню ранжирования; Ап - количество попаданий компетенций на п-й уровень.

На основе полученных результатов нужно сделать соответствующие выводы.

Анкета

№ Общие компетенции № Профессиональные компетенции

1 ОК-1 1 ПК-1

2 ОК-2 2 ПК-2

3 ОК-3 3 ПК-3

4 ОК-4 4 ПК-4

5 ОК-5 5 ПК-5

6 ОК-6 6 ПК-6

7 ОК-7 7 ПК-7

10 10

№ Ранжирование компетенций № Ранжирование компетенций

1 3 5 3. ... 1 5 3 4. ...

2 5 6 4 ... 2 6 5 1. ...

3 6 3 1. ... 3 7 4 3. ...

4 2 4 7. ... 4 3 6 2. ...

5 7 1 2. ... 5 4 1 6. ...

6 1 2 5. ... 6 2 7 7. ...

7 4 7 6. ... 7 1 2 5. ...

10 10

Решетневс^ие чтения. 2016

Библиографические ссылки

1. Филатов В. В. Мировые тенденции и актуальные проблемы развития аэрокосмического образования / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. 424 с.

2. Кочелягин Н. Импортозамещение требует модернизации образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.bossmag.ru/arcЫv/2015/boss-03-2015-импор-тозамещение-требует-модернизации-образования.Ьт1 (дата обращения: 07.6.2016).

3. Герасимов С. И. Модель универсальных компетенций профессионального инженера // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 18-25.

4. Матушкин Н., Столбова И. Профессиональные компетенции у студентов технического вуза [Электронный ресурс]. URL: http://www.econ.asu.ru/pdfconf YprConsult/Petrov.pdf (дата обращения: 05.05.2013).

5. Анкетирование как метод исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/ 6339308/page:26/ (дата обращения: 10.9.2016).

References

1. Filatov V. V. Global trends and topical problems of development of Krasnoyarsk aerospace education. Sib. state. aerokosmich. university Press, 2012. 424 s.

2. Kochelyagin N. Import substitution requires the modernization of education: http://www.bossmag.ru/ archiv/2015/boss-03-2015-импортозамещение-требует-модернизации-образования.Йпй (accessed: 06.07.2016).

3. Gerasimov S. I. The Model of Universal Competence of professional engineers // Engineering Education. 2010. № 6. S. 18-25.

4. Matushkin N., Stolbov I. The professional competence of students of a technical high school: http://www.econ.asu.ru/pdfconfYpr Consult/Petrov.pdf (accessed: 05.05.2013).

5. Survey as a method of research: http://www. Stu-dfiles.ru/preview/6339308/page:26/ (accessed: 10.09.2016).

© Гурьянов А. С., 2016

УДК 378.02

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

А. К. Дашкова1, Ф. В. Зандер2

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 28 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Dashkova_777@mail.ru

Представлены результаты внедрения в образовательный процесс технического вуза модели и организационно-педагогических условий адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, техническое образование, профессиональная подготовка, адаптация студентов, организационно-педагогические условия.

ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK RESULTS TO ADAPT STUDENTS TO BE TRAINED AT TECHNICAL UNIVERSITIES

A. K. Dashkova1, F. V. Zander2

1Siberian Federal University 28, Kirenskogo Str., Krasnoyarsk, 660074, Russian Federation

2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Dashkova_777@mail.ru

This article presents the results of the Technical University in the educational process models and organizational and pedagogical conditions to adapt students to the training process of engineers and future professional activities on the basis of education value orientations.

Keywords: value orientations of technical education, vocational training, the adaptation of students to training, organizational and pedagogical conditions of adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.