Библиографические ссылки
1. Филатов В. В. Мировые тенденции и актуальные проблемы развития аэрокосмического образования / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. 424 с.
2. Кочелягин Н. Импортозамещение требует модернизации образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.bossmag.ru/arcЫv/2015/boss-03-2015-импор-тозамещение-требует-модернизации-образования.Ьт1 (дата обращения: 07.6.2016).
3. Герасимов С. И. Модель универсальных компетенций профессионального инженера // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 18-25.
4. Матушкин Н., Столбова И. Профессиональные компетенции у студентов технического вуза [Электронный ресурс]. URL: http://www.econ.asu.ru/pdfconf YprConsult/Petrov.pdf (дата обращения: 05.05.2013).
5. Анкетирование как метод исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/ 6339308/page:26/ (дата обращения: 10.9.2016).
References
1. Filatov V. V. Global trends and topical problems of development of Krasnoyarsk aerospace education. Sib. state. aerokosmich. university Press, 2012. 424 s.
2. Kochelyagin N. Import substitution requires the modernization of education: http://www.bossmag.ru/ archiv/2015/boss-03-2015-импортозамещение-требует-модернизации-образования.Йпй (accessed: 06.07.2016).
3. Gerasimov S. I. The Model of Universal Competence of professional engineers // Engineering Education. 2010. № 6. S. 18-25.
4. Matushkin N., Stolbov I. The professional competence of students of a technical high school: http://www.econ.asu.ru/pdfconfYpr Consult/Petrov.pdf (accessed: 05.05.2013).
5. Survey as a method of research: http://www. Stu-dfiles.ru/preview/6339308/page:26/ (accessed: 10.09.2016).
© Гурьянов А. С., 2016
УДК 378.02
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
А. К. Дашкова1, Ф. В. Зандер2
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 28 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Dashkova_777@mail.ru
Представлены результаты внедрения в образовательный процесс технического вуза модели и организационно-педагогических условий адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования.
Ключевые слова: ценностные ориентации, техническое образование, профессиональная подготовка, адаптация студентов, организационно-педагогические условия.
ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK RESULTS TO ADAPT STUDENTS TO BE TRAINED AT TECHNICAL UNIVERSITIES
A. K. Dashkova1, F. V. Zander2
1Siberian Federal University 28, Kirenskogo Str., Krasnoyarsk, 660074, Russian Federation
2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Dashkova_777@mail.ru
This article presents the results of the Technical University in the educational process models and organizational and pedagogical conditions to adapt students to the training process of engineers and future professional activities on the basis of education value orientations.
Keywords: value orientations of technical education, vocational training, the adaptation of students to training, organizational and pedagogical conditions of adaptation.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
Повышение качества профессиональной подготовки и формирование специальных компетенций в техническом вузе определяется результативностью адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе [1].
Профессиональная подготовка в техническом вузе имеет свою специфику и особенности: это высокие интеллектуальные нагрузки, нерациональная интенсификация учебной деятельности, неблагоприятная социально-техническая среда, негативные экологические нагрузки, связанные с профессиональной деятельность, гиподинамия, эмоциональные нагрузки, несоблюдение требований здорового стиля жизни, недостаточная осведомленность в вопросах поддержания профессионального здоровья и безопасности.
Поэтому проблема адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе в современных условиях ценностного ориентирования образовательного процесса должна решаться с учетом анализа как социально-психологического, профессионально-педагогического, так и медико-физиологического аспектов адаптации обучающихся [2].
Педагогическое сопровождение процесса адаптации на основе ценностного (аксиологического) подхода рассмотрены учеными В. А. Адольфом, В. А. Сласте-ниным, А. В. Кирьяковой, Г. И. Чижаковой, Н. П. Чур-ляевой и др.
В результате проведенного теоретического анализа научных источников и с учетом специфики профессиональной подготовки в техническом вузе была разработана структурно-функциональная модель адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке [3]. Модель включает направления адаптации, учитывающие ценностные ориентации образования в техническом вузе: техническое, гуманитарное и здоровьесберегающее. Интеграция этих направлений позволяет результативно адаптировать студентов к профессиональной подготовке и будущей профессиональной деятельностью [4].
Предложенные в результате исследования организационно-педагогические условия адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке отражают, по нашему мнению, современные требования к образовательному процессу в техническом вузе:
- реализация в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе ценностных ориентаций образования, направленных на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке с учетом ценностных ориентаций профессиональной деятельности;
- ориентация студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности для активного функционирования в профессиональной деятельности.
Реализация модели и внедрение организационно -педагогических условий адаптации проходили в ходе педагогического эксперимента в период с 2010 по 2015 гг. в три этапа в естественных условиях учебного процесса. В нем приняли участие 298 студентов
(2010-2013 гг. - 97, 2011-2014 гг. - 102, 2012-2015 гг. -99) 3-5 курсов Института инженерной физики и радиоэлектроники (ИИФиРЭ) и 24 преподавателя СФУ. Такое количество участвовавших в эксперименте студентов диктовалось методикой эксперимента, а также обеспечением репрезентативности выборки. Репрезентативность достигалась случайным отбором экспериментальных групп в ИИФиРЭ.
В процессе эксперимента организационно-педагогические условия вводились с учетом направлений адаптации и соответствующих им критериев адаптации: техническое направление - деятельност-но-результативный и мотивационно-ценностный критерии; гуманитарное - коммуникативно-профессиональный; здоровьесберегающее - личностно-функ-циональный [5; 6].
В ходе диагностики для оценки уровня адаптации использовались три оценочных уровня - низкий, средний, высокий.
В исследовании принимали участие четыре экспериментальных группы (ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3 и ЭГ4) и контрольная группа (КГ). В экспериментальных группах организационно-педагогические условия вводились, начиная с 3 курса, а результат изучался в конце 5 курса, причем в ЭГ1 в течение трех лет вводилось первое организационно-педагогическое условие, в ЭГ2 - второе организационно-педагогическое условие, в ЭГ3 -третье, а в ЭГ4 вводились в течение трех лет проведения эксперимента все три организационно-педагогические условия вместе. Это позволило оценить воздействие каждого педагогических условия на адаптацию к профессиональной подготовке, а также комплекса педагогических условий. При этом КГ формировалась по принципу случайного выбора одинакового количества студентов из ЭГ1, ЭГ2 и ЭГ3 наборов 2010-2012 гг.
Результаты адаптации студентов КГ к профессиональной подготовке суммировались за все время эксперимента и также сравнивались с результатами адаптации экспериментальной группы ЭГ4, где вводился комплекс педагогических условий. Это позволило подтвердить достоверность полученных результатов.
На рисунке приведены сравнительные результаты по КГ и ЭГ4. Данные диаграммы отражают общую картину результата опытно-экспериментальной работы и наглядно показывают эффективность воздействия организационно-педагогических условий, как отдельно взятых, так и в комплексе, на уровень профессиональной адаптации студентов института Инженерной физики и радиоэлектроники.
Таким образом, выявленные количественные и качественные характеристики результатов исследования, их обработка с помощью аппарата математической статистики с целью получения величин, обладающих доступностью и надежностью, показали обоснованность разработанных организационно-педагогических условий как отдельно, так и в комплексе, при этом комплексная реализация организационно-педагогических условий обеспечивает наибольшую результативность адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Сопоставление обобщенных (по всем наборам) результатов диагностики уровня адаптации КГ на начальном и завершающем этапах эксперимента с результатами экспериментальной группы ЭГ4 за все время (2010-2015 гг.)
Библиографические ссылки
1. Адольф В. А., Савчук А. Н. Прогнозирование, становление профессиональной компетентности выпускника вуза : моногр. Красноярск, 2013. 428 с.
2. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 166-168.
3. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87.
4. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4. С. 84-88.
5. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Здоровьесбере-гающее направление как социально значимое в аксиологической модели профессиональной адаптации студентов // Образование и общество. 2013. № 5. С. 27-30.
References
1. Adol'f V. A., Savchuk A. N. Prognozirovanie stanovlenia professional'noi kompetentnosti vypusknika vuza. [Prediction formation of professional competence of University graduate]. Krasnoyarsk, 2013, 428 p.
2. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. [The adaptation of students to the engineering profession from the perspective of axiological approach]. Teoria i praktika ob-shchestvennogo razvitia. 2013, No. 9, pp. 166-168. (In Russ.)
3. Adol'f V. A., Kovalevich I. A., Churlyaeva N. P. [Design of vocational education system in terms of "School-University-Enterprise"]. Kazanskii psik-hologicheskii gurnal. 2011, No. 4, P. 77-87.
4. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. [Axiological model professional adaptation of undergraduate engineering specialties]. Istoricheskaia i sozial'no-obrazovatel'naia mysl'. 2013, No. 4, P. 84-88.
5. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. [The health-friendly direction as socially important in an axiological model of the students' vocational adaptation]. Obra-zovanie i obshchestvo. 2013. No. 5. Pp. 27-30.
© Дашкова А. К., Зандер Ф. В., 2016
УДК 378
РОЛЬ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Е. М. Дорогайкина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: katya.dorogaykina@yandex.ru
Рассматриваются актуальные вопросы здоровья для студентов и педагогов в процессе образования в условиях современного технического вуза.
Ключевые слова: здоровье, биологические, психологические и социальные факторы становления здоровья, вуз, студенты, преподаватели, повышение эффективности обучения.