Научная статья на тему 'Аксиологический подход к профессиональной адаптации студентов технических вузов'

Аксиологический подход к профессиональной адаптации студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ / HEALTH-FRIENDLY DIRECTION / STUDENTS' ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дашкова А. К., Чурляева Н. П.

Исследование, включающее оценки преподавателей-экспертов, выявило направления адаптации будущих инженеров в вузе и позволило разработать аксиологическую модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей на основе синтеза трех основных направлений. Как социально значимое, особо рассмотрено здоровьесберегающее направление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дашкова А. К., Чурляева Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH OF THE STUDENTS’ VOCATIONAL ADAPTATION

This study which included the expertise by qualified teacher experts revealed the directions of the adaptation of future engineers in a higher education institution and enabled us to construct an axiological model of vocational adaptation for engineering students based on the three main directions. The health-friendly direction is specially considered as socially important.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к профессиональной адаптации студентов технических вузов»

На I этапе бакалавры или студены СибГАУ в рамках изучаемой ими дисциплины «Основы конструирования приборов» по заданной электрической схеме какого-либо устройства с помощью программы РСАВ 2006 конструируют печатную плату (осуществляют компоновку на ней электронных компонентов, трассировку соединительных проводников, простановку размеров). Результатом этого этапа является чертеж печатной платы.

II этап конструкторско-технологического проектирования печатной платы включает в себя две задачи. Первую задачу - разработку управляющей программы для фрезерного станка с числовым программным управлением (ЧПУ) - решают студенты Аэрокосмического колледжа в рамках изучаемых ими дисциплин «Программирование для автоматизированного оборудования» и «Программирование на станках с ЧПУ».

Вторую задачу - разработку технологии изготовления печатной платы (выбор и обоснование необходимых материалов, инструментов, оборудования, расчет режимов резания и нормирование выполняемых операций) - решают учащиеся СибГАУ в рамках изучаемых ими дисциплин «Технология приборостроения» и «Технология изготовления приборов и систем».

III этап, с одной стороны, является заключительным (происходит изготовление студентами колледжа печатной платы, студентами СибГАУ - корректировка выявленных ошибок и отклонений), а с другой стороны, контрольно-оценочным, включающим индивидуальные и групповые отчеты студентов по выполненным ими работам и их оценку.

При этом необходимо отметить итерационность процесса решения задач II и III этапа, которая заключается во взаимозависимости получаемых результатов. К тому же в процессе решения задач этих этапов могут возникнуть потребности внесения некоторых изменений в конструкцию печатной платы.

Поэтому студентам СибГАУ и Аэрокосмического колледжа на этих этапах необходимо будет вплотную взаимодействовать друг с другом (что и происходит в условиях реального производства, когда итерационным путем осуществляется последовательная выработка одного или нескольких компромиссных решений).

Библиографические ссылки

1. Алисултанова Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании : монография [Электронный ресурс]. URL: http://monographies.ru/114.

2. Захарова И. Г. Модель поэтапного формирования социальной компетенции у будущих инженеров. Инновации в образовании. 2008. № 12.

References

1. Alisultanova Je. D. Kompetentnostnyj podhod v inzhenernom obrazovanii: monografija [Jelektronnyj resurs] / Je. D. Alisultanova. Rezhim dostupa: http://monographies.ru/114.

2. Zaharova, I. G. Model' pojetapnogo formirovanija social'noj kompetencii u budushhih inzhenerov // Innovacii v obrazovanii. № 12, 2008.

© Гринберг Г. М., Копылов Е. А., Тимошев П. В., 2013

УДК 378.02

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

А. К. Дашкова1, Н. П. Чурляева2

1Сибирский федеральный университет Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 28 E-mail: Dashkova_777@mail.ru

2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: churyahin@rambler.ru

Исследование, включающее оценки преподавателей-экспертов, выявило направления адаптации будущих инженеров в вузе и позволило разработать аксиологическую модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей на основе синтеза трех основных направлений. Как социально значимое, особо рассмотрено здоровьесберегающее направление.

Ключевые слова: адаптация студентов, аксиологический подход, инженерное образование, здоровьесбере-гающее направление.

Решетневскуе чтения. 2013

AXIOLOGICAL APPROACH OF THE STUDENTS' VOCATIONAL ADAPTATION

A. K. Dashkova1, N. P. Churlyaeva2

1 Siberian Federal University 28, Kirenskiy streat, Krasnoyarsk, 660074, Russia. E-mail: Dashkova_777@mail.ru 2Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: churyahin@rambler.ru

This study which included the expertise by qualified teacher experts revealed the directions of the adaptation of future engineers in a higher education institution and enabled us to construct an axiological model of vocational adaptation for engineering students based on the three main directions. The health-friendly direction is specially considered as socially important.

Keywords: students ' adjustment, axiological approach, engineering education, health-friendly direction.

В концепциях аксиологического подхода к образованию многими отечественными педагогами [1, с. 276] ранее рассматривались проблемы ценностных основ современной системы образования, соотношения профессионального и ценностно-смыслового измерения в пространстве личностного развития специалиста [2, с. 95] и т. п. Однако некоторым несомненным социально значимым ценностям, таким как, например, профессиональному здоровью будущего специалиста и специфике его формирования при обучении на инженерных специальностях, не уделяется должного внимания. В частности, в ФГОС третьего поколения в учебных планах технических вузов фактически отсутствуют учебные единицы, предусматривающие целенаправленную работу по формированию профессионального здоровья, в то время как требования к физической готовности специалиста к творческому, плодотворному труду присутствуют.

В связи с этим авторами были проведены исследования с точки зрения аксиологического подхода, направленные на выявление основных направлений адаптации будущих инженеров [3, с. 98], а также исследования, направленные на социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни [4, с. 122].

Результаты позволили выделить в основных направлениях адаптации будущих инженеров не только техническую и гуманитарную, но и здоровьесбере-гающую составляющую. Данные направления взаи-

мосвязаны и являются структурными элементами единого процесса адаптации. Если техническое и гуманитарное направления достаточно хорошо освещены в научной литературе, то здоровьесберегающее направление в лучшем случае рассматривается, как физиологический критерий здоровья. Мы оцениваем данное направление на основе социального, особо социально значимого критерия, с выделением понятия профессионального здоровья.

Выделенные направления адаптации (техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее) сопровождают -ся комплексным формированием ценностного отношения к различным отраслям научного знания, к общественным явлениям, здоровью и т. д. Было определено содержание рассматриваемых направлений адаптации, выработана последовательность освоения профессиональных ценностей, пути реализации и результат адаптации студентов технических специальностей [5].

С точки зрения здоровьесберегающего направления методика обследования и условия эксперимента заключались в исследовании образа жизни студентов, рационализации режима труда и отдыха студентов и двигательной активности с учетом профессиональных требований.

В результате анкетирования студентов старших курсов института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ (142 чел.) были получены следующие показатели (табл. 1).

Таблица 1

Показатели образа жизни студентов Кол-во студентов, %

Время для подготовки к учебным занятиям Более 20 часов в неделю 18

От 10 до 20 часов в неделю 59

Менее 10 ч в неделю 23

Совмещение учебы с работой Да 53

Нет 47

Время, проводимое за компьютером Более 20 часов в неделю 46

От 10 до 20 часов в неделю 48

Менее 10 ч в неделю 16

Соблюдение правил ЗОЖ Да 24

Нет 66

Таблица 2

Показатели двигательной активности (кол-во часов в неделю) Успеваемость по дисциплинам профессиональной подготовки в % от числа опрошенных студентов старших курсов

Низкая Средняя Высокая

Очень активен (10 и более) 36 23 8

Достаточно активен (7-10 часов) 14 32 43

Удовлетворительно активен (4-7 часов) 15 28 42

Низкая двигательная активность (4 и менее) 35 17 7

Результаты свидетельствуют о высоких умственных нагрузках и низком уровне двигательной активности значительного контингента студентов.

Сравнительный анализ показал взаимосвязь между активным образом жизни (двигательной активностью) и качеством усвоения образовательных программ у студентов инженерных специальностей (табл. 2).

Таким образом, оптимальный уровень двигательной активности благоприятно влияет на усвоение учебных дисциплин и на успеваемость в целом. Недостаточный или очень высокий уровень двигательной активности негативно сказывается на состоянии здоровья и результатах обучения.

Развитие здоровьесберегающего направления в инженерном образовании становится актуальным и позволит решить задачи успешной профессиональной адаптации студентов, научить их самостоятельно организовывать свой труд в новых для них условиях без вреда для собственного здоровья. Кроме того, важно привить ценность профессионального здоровья, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность.

Библиографические ссылки

1. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

2. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя : монография. Самара : Изд-во СГПУ, 2003.

3. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9.

4. Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе // XLI Неделя науки СПбГПУ : материалы науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. Ч. XI. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

5. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4.

References

1. Slastenin V. A. Pedagogika. Moscow, Academia, 2002.

2. Vershinina L. V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya (Axiological space of education). Samara, SGPU, 2003.

3. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2013, vol. 9, pp. 98-105.

4. Dashkova A. K., Zander F. V. // XLI Nedelya nauki SPbGPU. 2012, vol. XI, pp. 122-124.

5. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya mysl. 2013, vol. 4.

© Дашкова А. К., Чурляева Н. П., 2013

УДК 37

К ВОПРОСУ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Б. А. Евтушенко

ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

E-mail: kras@krasmail.ru

Рассматриваются задачи гуманитарного образования студентов технических вузов и предложения по его усовершенствованию применительно к инженерам проектных и конструкторских бюро, разрабатывающих ракетную и космическую технику.

Ключевые слова: гуманитарное образование, инженер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.