На I этапе бакалавры или студены СибГАУ в рамках изучаемой ими дисциплины «Основы конструирования приборов» по заданной электрической схеме какого-либо устройства с помощью программы РСАВ 2006 конструируют печатную плату (осуществляют компоновку на ней электронных компонентов, трассировку соединительных проводников, простановку размеров). Результатом этого этапа является чертеж печатной платы.
II этап конструкторско-технологического проектирования печатной платы включает в себя две задачи. Первую задачу - разработку управляющей программы для фрезерного станка с числовым программным управлением (ЧПУ) - решают студенты Аэрокосмического колледжа в рамках изучаемых ими дисциплин «Программирование для автоматизированного оборудования» и «Программирование на станках с ЧПУ».
Вторую задачу - разработку технологии изготовления печатной платы (выбор и обоснование необходимых материалов, инструментов, оборудования, расчет режимов резания и нормирование выполняемых операций) - решают учащиеся СибГАУ в рамках изучаемых ими дисциплин «Технология приборостроения» и «Технология изготовления приборов и систем».
III этап, с одной стороны, является заключительным (происходит изготовление студентами колледжа печатной платы, студентами СибГАУ - корректировка выявленных ошибок и отклонений), а с другой стороны, контрольно-оценочным, включающим индивидуальные и групповые отчеты студентов по выполненным ими работам и их оценку.
При этом необходимо отметить итерационность процесса решения задач II и III этапа, которая заключается во взаимозависимости получаемых результатов. К тому же в процессе решения задач этих этапов могут возникнуть потребности внесения некоторых изменений в конструкцию печатной платы.
Поэтому студентам СибГАУ и Аэрокосмического колледжа на этих этапах необходимо будет вплотную взаимодействовать друг с другом (что и происходит в условиях реального производства, когда итерационным путем осуществляется последовательная выработка одного или нескольких компромиссных решений).
Библиографические ссылки
1. Алисултанова Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании : монография [Электронный ресурс]. URL: http://monographies.ru/114.
2. Захарова И. Г. Модель поэтапного формирования социальной компетенции у будущих инженеров. Инновации в образовании. 2008. № 12.
References
1. Alisultanova Je. D. Kompetentnostnyj podhod v inzhenernom obrazovanii: monografija [Jelektronnyj resurs] / Je. D. Alisultanova. Rezhim dostupa: http://monographies.ru/114.
2. Zaharova, I. G. Model' pojetapnogo formirovanija social'noj kompetencii u budushhih inzhenerov // Innovacii v obrazovanii. № 12, 2008.
© Гринберг Г. М., Копылов Е. А., Тимошев П. В., 2013
УДК 378.02
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
А. К. Дашкова1, Н. П. Чурляева2
1Сибирский федеральный университет Россия, 660074, г. Красноярск, ул. Киренского, 28 E-mail: Dashkova_777@mail.ru
2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: churyahin@rambler.ru
Исследование, включающее оценки преподавателей-экспертов, выявило направления адаптации будущих инженеров в вузе и позволило разработать аксиологическую модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей на основе синтеза трех основных направлений. Как социально значимое, особо рассмотрено здоровьесберегающее направление.
Ключевые слова: адаптация студентов, аксиологический подход, инженерное образование, здоровьесбере-гающее направление.
Решетневскуе чтения. 2013
AXIOLOGICAL APPROACH OF THE STUDENTS' VOCATIONAL ADAPTATION
A. K. Dashkova1, N. P. Churlyaeva2
1 Siberian Federal University 28, Kirenskiy streat, Krasnoyarsk, 660074, Russia. E-mail: Dashkova_777@mail.ru 2Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: churyahin@rambler.ru
This study which included the expertise by qualified teacher experts revealed the directions of the adaptation of future engineers in a higher education institution and enabled us to construct an axiological model of vocational adaptation for engineering students based on the three main directions. The health-friendly direction is specially considered as socially important.
Keywords: students ' adjustment, axiological approach, engineering education, health-friendly direction.
В концепциях аксиологического подхода к образованию многими отечественными педагогами [1, с. 276] ранее рассматривались проблемы ценностных основ современной системы образования, соотношения профессионального и ценностно-смыслового измерения в пространстве личностного развития специалиста [2, с. 95] и т. п. Однако некоторым несомненным социально значимым ценностям, таким как, например, профессиональному здоровью будущего специалиста и специфике его формирования при обучении на инженерных специальностях, не уделяется должного внимания. В частности, в ФГОС третьего поколения в учебных планах технических вузов фактически отсутствуют учебные единицы, предусматривающие целенаправленную работу по формированию профессионального здоровья, в то время как требования к физической готовности специалиста к творческому, плодотворному труду присутствуют.
В связи с этим авторами были проведены исследования с точки зрения аксиологического подхода, направленные на выявление основных направлений адаптации будущих инженеров [3, с. 98], а также исследования, направленные на социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни [4, с. 122].
Результаты позволили выделить в основных направлениях адаптации будущих инженеров не только техническую и гуманитарную, но и здоровьесбере-гающую составляющую. Данные направления взаи-
мосвязаны и являются структурными элементами единого процесса адаптации. Если техническое и гуманитарное направления достаточно хорошо освещены в научной литературе, то здоровьесберегающее направление в лучшем случае рассматривается, как физиологический критерий здоровья. Мы оцениваем данное направление на основе социального, особо социально значимого критерия, с выделением понятия профессионального здоровья.
Выделенные направления адаптации (техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее) сопровождают -ся комплексным формированием ценностного отношения к различным отраслям научного знания, к общественным явлениям, здоровью и т. д. Было определено содержание рассматриваемых направлений адаптации, выработана последовательность освоения профессиональных ценностей, пути реализации и результат адаптации студентов технических специальностей [5].
С точки зрения здоровьесберегающего направления методика обследования и условия эксперимента заключались в исследовании образа жизни студентов, рационализации режима труда и отдыха студентов и двигательной активности с учетом профессиональных требований.
В результате анкетирования студентов старших курсов института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ (142 чел.) были получены следующие показатели (табл. 1).
Таблица 1
Показатели образа жизни студентов Кол-во студентов, %
Время для подготовки к учебным занятиям Более 20 часов в неделю 18
От 10 до 20 часов в неделю 59
Менее 10 ч в неделю 23
Совмещение учебы с работой Да 53
Нет 47
Время, проводимое за компьютером Более 20 часов в неделю 46
От 10 до 20 часов в неделю 48
Менее 10 ч в неделю 16
Соблюдение правил ЗОЖ Да 24
Нет 66
Таблица 2
Показатели двигательной активности (кол-во часов в неделю) Успеваемость по дисциплинам профессиональной подготовки в % от числа опрошенных студентов старших курсов
Низкая Средняя Высокая
Очень активен (10 и более) 36 23 8
Достаточно активен (7-10 часов) 14 32 43
Удовлетворительно активен (4-7 часов) 15 28 42
Низкая двигательная активность (4 и менее) 35 17 7
Результаты свидетельствуют о высоких умственных нагрузках и низком уровне двигательной активности значительного контингента студентов.
Сравнительный анализ показал взаимосвязь между активным образом жизни (двигательной активностью) и качеством усвоения образовательных программ у студентов инженерных специальностей (табл. 2).
Таким образом, оптимальный уровень двигательной активности благоприятно влияет на усвоение учебных дисциплин и на успеваемость в целом. Недостаточный или очень высокий уровень двигательной активности негативно сказывается на состоянии здоровья и результатах обучения.
Развитие здоровьесберегающего направления в инженерном образовании становится актуальным и позволит решить задачи успешной профессиональной адаптации студентов, научить их самостоятельно организовывать свой труд в новых для них условиях без вреда для собственного здоровья. Кроме того, важно привить ценность профессионального здоровья, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность.
Библиографические ссылки
1. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.
2. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя : монография. Самара : Изд-во СГПУ, 2003.
3. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9.
4. Дашкова А. К., Зандер Ф. В. Социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе // XLI Неделя науки СПбГПУ : материалы науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. Ч. XI. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012.
5. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4.
References
1. Slastenin V. A. Pedagogika. Moscow, Academia, 2002.
2. Vershinina L. V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya (Axiological space of education). Samara, SGPU, 2003.
3. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2013, vol. 9, pp. 98-105.
4. Dashkova A. K., Zander F. V. // XLI Nedelya nauki SPbGPU. 2012, vol. XI, pp. 122-124.
5. Dashkova A. K., Churlyaeva N. P. // Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya mysl. 2013, vol. 4.
© Дашкова А. К., Чурляева Н. П., 2013
УДК 37
К ВОПРОСУ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Б. А. Евтушенко
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
E-mail: kras@krasmail.ru
Рассматриваются задачи гуманитарного образования студентов технических вузов и предложения по его усовершенствованию применительно к инженерам проектных и конструкторских бюро, разрабатывающих ракетную и космическую технику.
Ключевые слова: гуманитарное образование, инженер.