УДК 378.02 Чурляева Наталья Петровна
доктор педагогических наук, профессор кафедры систем автоматического управления Сибирского государственного аэрокосмического университета [email protected]
Дашкова Алена Карловна
старший преподаватель кафедры радиоэлектронных систем Института инженерной физики и радиоэлектроники
Сибирского федерального университета [email protected]
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Churlyaeva Natalya Petrovna
D.Phil. in Education Science, Professor of the Automated Control Systems Department, Siberian Aerospace University [email protected]
Dashkova Alena Karlovna
Senior Lecturer of the Radio-Electronic Systems Department, Institute of Engineering Physics and Radio Electronics, Siberian Federal University [email protected]
ADAPTATION OF STUDENTS WITH MAJOR IN ENGINEERING TO THEIR FUTURE OCCUPATION FROM THE PERSPECTIVE OF THE AXIOLOGICAL APPROACH
Аннотация:
Адаптация студентов к будущей профессии должна начинаться уже в процессе обучения в вузе и осуществляться на основе комплексного подхода. Результаты психолого-педагогических исследований и экспертные оценки преподавателей позволили теоретически обосновать и разработать модель адаптации студентов инженерных специальностей на основе синтеза технического, гуманитарного и сберегающего здоровье направлений. Последнему направлению уделено особое внимание.
Ключевые слова:
инженерное образование, адаптация студентов, аксиологический подход.
Summary:
The students’ adaptation to their future occupation should start during their education in the higher school and be implemented on the basis of the complex approach. The result of the researches in psychology and education science and expert judgments of the educators have allowed to substantiate theoretically and develop a model of the adaptation of students with major in engineering on the basis of synthesis of the technology, health care and the humanities. The authors pay special attention the health care approach.
Keywords:
engineering education, students’ adaptation, axiologi-cal approach.
Во многих странах высшее образование имеет ценность, в первую очередь, в смысле потенциальной отдачи от будущей профессиональной деятельности и, реже, как ценность другого рода, например: как институция, наиболее эффективно формирующая социальный капитал [1]. В России, в отличие от этих стран, под влиянием семейных, школьных и общественных установок для большинства образование имеет ценность само по себе, вне зависимости от профессионализма выпускника и его трудоустройства по профессии. Таким образом, обнаруживается противоречие между начальными и последующими ценностными установками студента, проблема их эволюции в процессе обучения и профессионализации, представляется актуальным исследование образовательного процесса с аксиологической точки зрения.
В концепциях аксиологического подхода к образованию многими отечественными педагогами (например: [2] и другие) ранее рассматривались проблемы ценностных основ современной системы образования, соотношения профессионального и ценностно-смыслового измерения в пространстве личностного развития специалиста (например: [3] и другие) и т.п. Однако некоторым несомненным ценностям, таким как, например, профессиональному здоровью будущего специалиста и специфике ее формирования при обучении на инженерных специальностях не уделяется должного внимания.
Между тем, этот аксиологический аспект, помимо прочего, отражает степень адаптиро-ванности студента, причем сама адаптация служит предпосылкой успешного обучения в вузе, личностного развития и сохранения его здоровья. Система ценностных ориентаций личности,
направленная на сохранение здоровья, тесно связана с процессом адаптации и будущей профессиональной деятельностью.
Процесс адаптации сопровождает весь период обучения в вузе. Одним из авторов ранее были выявлены особые точки на траектории учебного процесса в техническом вузе, разбивающие траекторию обучения на четыре этапа, соответствующие первому-третьему, четвертому-шестому, седьмому и восьмому-десятому семестрам [4]. Выделенные этапы практически полностью совпадают с прохождением студента по модулям общеобразовательных, смежных, технических и функциональных дисциплин. Если разделить период обучения на этапы подготовки к профессиональной деятельности (начальный, основной, заключительный), то выделяются три вида учебной деятельности: учебно-познавательная, учебно-исследовательская, учебнопрофессиональная.
Последний вид деятельности у студентов инженерных специальностей связан с большими умственными перегрузками и нехваткой физической активности, что приводит к дисбалансу между профессиональными требованиями к обучению и ориентацией студента на здоровый образ жизни, осложняет процесс профессиональной адаптации. Между тем, в ФГОС третьего поколения в учебных планах технических вузов фактически отсутствуют учебные единицы, предусматривающие целенаправленную работу по формированию профессионального здоровья и становления специалиста-профессионала, хотя трудовая деятельность инженера (особенно рядового инженера) связана не только с умственной, но и с физической активностью.
Результаты исследования одного из авторов [5] позволили выделить в основных направлениях адаптации будущих инженеров не только техническую и гуманитарную, но также здоровьесберегающую составляющую. Результатом состояния адаптированности являются не только уверенность в своих знаниях, заинтересованность в работе, и т.п., но и состояние здоровья, как ценного профессионального качества. Это побуждает студентов оценивать собственные проблемы адаптации с позиции ценностного (аксиологического) подхода к профессиональному образованию.
Анализ различных аспектов проблемы адаптации студентов позволил заключить, что данный процесс протекает в трех основных сферах: а) в учебно-профессиональной деятельности; б) в общении; в) в самосознании.
Названные сферы согласуются с видами адаптации, традиционно выделяемыми исследователями: учебной, социально-психологической, профессионально-педагогической. На основе проведенного исследования нами была построена модель адаптации студентов технических специальностей.
На первом этапе исследования были рассмотрены критерии адаптированности студентов инженерно-технических специальностей. Экспертная оценка критериев была получена в результате анкетирования преподавателей Института инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета. Ими были проранжированы критерии по признаку значимости и важности для профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности студентов. Опираясь на мнение преподавателей-экспертов, были выявлены критерии адаптированности к профессиональному образованию, профессионально-значимые качества, необходимые инженеру, их влияние на будущую профессиональную деятельность.
В анкетировании принимали участие 27 преподавателей-экспертов Института инженерной физики и радиоэлектроники Сибирского федерального университета. Ранжирование проводилось по 100-балльной шкале (от 0 до 100): 0 - низкая важность критерия, 100 - высокая важность критерия. Результат анкетирования показал, что адаптация студентов к образовательной деятельности носит интегрированный характер. Рассматриваемые критерии были сгруппированы по трем взаимосвязанным направлениям, значимым с точки зрения профессиональной подготовки и профессиональной деятельности будущих инженеров: техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее.
Техническое направление включает успеваемость по дисциплинам профессионального цикла; активность и участие в научно-исследовательской работе (участие в конференциях, научной работе, в выполнении грантов и проектов и т.д.); мотивация к обучению профессиональной деятельности.
Гуманитарное направление включает удовлетворенность профессиональной подготовкой (наличие квалифицированных преподавателей, удовлетворенность производственной практикой; эмоциональный комфорт; (условия жизни при обучении в вузе, совмещения учебной и трудовой деятельности); удовлетворенность взаимоотношениями в студенческом коллективе.
Здоровьесберегающее направление включает сформированность ценностной ориентации на профессиональное здоровье (ориентирование на здоровый образ жизни, рационализа-
цию процессов режима труда и отдыха, двигательную активности с учетом профессиональных требований, знание основ безопасности жизнедеятельности).
Если первые два направления достаточно хорошо освещены в научной литературе, то последнее рассматривается в основном, как физиологический критерий здоровья. Нами данное направление анализируется особо, как социальный критерий с выделением понятия профессионального здоровья.
В результате опроса экспертов выявлено отсутствие четкого представления о профессиональном здоровье. Так 65 % экспертов отнесли к этому понятию только физическое воспитание и занятия спортом; 48 % - здоровый образ жизни и наличие двигательной активности; 72 % - соблюдение режима труда и отдыха с учетом профессиональной деятельности; 17 % -профессиональное здоровье связали с безопасной деятельностью на производстве.
Таким образом, появилась необходимость более четко обозначить понятие профессионального здоровья. Уточнение понятия профессионального здоровья является отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме профессионального здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала более актуальной.
Уточняя понятие профессионального здоровья, мы исходим из его трактовки, связанной с «психофизической готовностью специалиста». Она состоит из следующих компонентов:
- достаточной профессиональной работоспособности;
- наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда;
- способности к полному восстановлению в заданном лимите времени;
- присутствия мотивации в достижении цели.
Мы определяем профессиональное здоровье как ценностное профессиональное качество личности, в котором, однако, заинтересована не только данная личность, но и общество, в которое встроена эта личность; качество, направленное на сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека; обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Ссылки:
1. Totterman A., Wulff G. What a social capital perspective can bring to the understanding of information sharing in a university context // Information research. 2007. Vol. 12. № 4. P. 433-438.
2. Сластенин В.А. и другие. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 576 c.
3. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: моногр. Самара, 2003. С. 148.
4. Чурляева Н.П. Особые точки на траектории учебного процесса в техническом вузе // Вестник СибГАУ. 2006. № 1. С. 134-137.
5. Дашкова А.К., Зандер Ф.В. Социально-педагогическое ориентирование студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе // XLI Неделя науки СПбГПУ: мат. научно-практ. конф. с межд. участием. Ч. XI. СПб., 2012. С. 122-124.
- 16S -