СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
NETWORK COMMUNICATION AS A MEANS OF ATTRACTING YOUNG PEOPLE TO THE TEACHING PROFESSION
Г.К. Власова, Л.Н. Падерина
G.К. Vlasova, L.N. Paderina
Педагогическая профессия, молодежь и педагогическая профессия, единая коммуникационная сеть, сетевая коммуникация, сетевой проект «Педагогический класс».
В статье раскрывается опыт реализации сетевого проекта как эффективного средства привлечения молодежи, а именно учащихся 8-11 классов, к учительской профессии. Актуальность проблемы привлечения молодежи к профессии учителя обоснована реальной ситуацией в современной школе, которая не является привлекательным и престижным местом трудоустройства, реализации потенциала творческой личности. Обосновывается потребность усиления внимания к выстраиванию особой системы современного сетевого взаимодействия различных организаций для решения обозначенной проблемы. Представленные итоги проекта подтверждают возможности отдельно взятой школы в достижении цели - создание условий для профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов, привлечения молодых кадров к педагогической профессии.
The teaching profession, young people and the teaching profession, a single communication network, network communication, Teaching class network project
The article reveals the experience of implementing the network project as an effective means of attracting young people, namely 8-11 graders, to the teaching profession. The urgency of the problem of attracting young people to the teaching profession is justified by the real situation in the modern school, which is not a very attractive and prestigious place of employment and the realization of the potential of the creative personality. It also substantiates the need for an increased focus on forming a special system of modern network interaction of different organizations to solve the above problem. The presented results of the project confirm the capacity of an individual school to achieve the goal that is to create the conditions for professional self-determination of 8-11 graders and attracting young people to the teaching profession.
Обращение к проблеме привлечения молодежи к педагогической профессии не случайно. На современном этапе педагогическая профессия переживает особый период: с одной стороны, «горизонты» деятельности учителя активно расширяются и появляются возможности реализации творческих способностей педагогов, с другой - не каждый учитель-стажист готов к разнообразным социальным ролям. Поэтому важно уделить внимание вопросу включения в педагогическую профессию молодежи. Об этом говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей» [Национальная...].
Кроме того, актуальность темы обусловлена тем фактом, что процесс омоложения кадров в школе идет очень медленно. Выпускники педагогических образовательных организаций зачастую выбирают работу не в соответствии с полученным дипломом, что зависит от многих объективных и субъективных причин. В то же время перспективный анализ говорит о сохранении ситуации дефицита кадров в школах. Так, например, в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Школа № 17 с углубленным изучением английского языка» г. Ачинска потребность в педагогических кадрах ежегодно (2017-2020) составит от 3 до 7 человек по различным дисциплинам учебного плана. Указанные
<
cq
Щ
I
С И
о | Ш S
о
Рч W
и
H
о
Рч < ^
о ^ 8 8 о§
S w
п ^
Рн W
« с «
s
д
H
и
W PQ
данные и данные министерства образования Красноярского края [Вакансии...] позволили сформулировать проблемные вопросы: каким образом можно разрешить дефицит кадров? Как привлечь школьников к профессии учителя? Как их вернуть в качестве профессионалов в школу? Почему школа, открытая для представителей других профессий, предоставляющая им площадку для профориентации, не создает условия для привлечения своих школьников к профессии учителя?
Одним из путей разрешения указанной проблемы, на наш взгляд, является специальная работа со школьниками, которая предполагает вовлечение заинтересованных и неопределившихся учеников в систему мероприятий по ознакомлению с особенностями психолого-педагогического образования как универсального. Так, в 2014 г. родился школьный проект «Педагогический класс». В рамках проекта под сетевой коммуникацией мы понимаем систему взаимодействия разных организаций для достижения главной цели - создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов, формирования у молодежи интереса к педагогической профессии.
К работе педкласса были привлечены школьники 9-11 классов, которым интересна педагогическая профессия. Тьюторами проекта стали педагоги со стажем (кандидаты наук), молодые учителя, имеющие опыт проектной деятельности, волонтерского движения. Для достижения обозначенной цели решались следующие задачи: 1) развитие лидерских качеств учащихся педагогического класса, их креативных способностей; 2) ознакомление классных дам с активными и интерактивными формами организации отдыха детей; 3) разработка и реализация проекта летнего отдыха детей младших классов как некая профессиональная «проба». В соответствии с задачами содержание проекта «Педагогический класс» включало четыре модуля: «Теория лидерства. Диагностика лидерских и организаторских качеств. Особенности психолого-педагогической коммуникативной культуры», «Организация мероприятий. Проект как способ
реализации социально значимой и педагогической деятельности», «Молодость, поиск, творчество», «Летняя кампания в действии». Реализация проекта шла в каникулярное время.
Каждый модуль имел свой продукт. Результатом первого модуля стали мероприятия, разработанные и проведенные для младших школьников на переменах, во внеурочной деятельности. Свои успехи педкласс (классные дамы) презентовал на встрече с абсолютным победителем конкурса «Учитель года Красноярского края - 2014», призером Всероссийского конкурса «Учитель года - 2014». Второй модуль завершен разработкой проекта летнего отдыха детей «Rainbow Camp», который прошел серьезную экспертизу на уровне города. Для эксперти-рования были приглашены представители Ачинского подразделения Центра социальных программ, директор школы № 8, директор психологического центра ООО «Восемь ветров», руководитель школьного научного общества учащихся. Третий модуль был направлен на погружение классных дам в неформальное пространство сотрудничества молодежи, ориентированной на профессию педагога: участие в городской акции «Молодежь, творчество, поиск - 2015», разработка совместно с сотрудниками Центра социальных программ «РУСАЛ», детского развлекательного комплекса «Кошкин дом», мероприятий проекта летнего отдыха детей. Четвертая интенсивная школа реализована в летний период для учеников 3-7 классов.
Опыт реализации школьного проекта лег в основу сетевого муниципального проекта «Педагогический класс», идея которого была представлена на августовском краевом педагогическом совете 2015 г. и признана министерством образования Красноярского края как одна из лучших. Проект был запущен с 01 сентября 2015 г. и предполагал три интенсивных школы («Вовлечение», «Погружение», «Проба») и заключительный городской фестиваль «Генератор идей». В реализации проекта приняли участие школы г. Ачинска: МАОУ «Школа № 17», МБОУ «Средняя школа № 6», МБОУ «Средняя школа № 7». Финансирование осуществлялось за счет гранто-
вой поддержки со стороны министерства образования. Эффективную поддержку проект получил от администрации города в лице начальника управления образования, пресс-службы главы города Ачинска: систематическое размещение новостей о деятельности педкласса на сайте администрации, включение наших классных дам в общегородские мероприятия, создание условий для проведения мероприятий проекта на высоком уровне.
Задачи проекта были скорректированы: 1) мониторинг школьников 8-11 классов на предмет привлекательности педагогической профессии, выявление учащихся, определившихся с педагогической профессией; 2) обучение педкласса психолого-педагогическим основам коммуникации, командообразования; 3) участие в Дне открытых дверей КГПУ им. В.П. Астафьева; 4) проведение итогового городского фестиваля «Генератор идей» с церемонией награждения участников проекта.
Партнерами проекта стали организации: КГПУ им. В.П. Астафьева, Ачинское подразделение БО Фонда «Центр социальных программ», Ачинский техникум нефти и газа, Семейно-психологический центр «Любовы-», Городской дворец культуры, ДОЛ «Сокол», ООО «Городской телеканал» / Телекомпания «АТВ», газета «Город А», муниципальный клуб «Учитель года», Ачинский кадетский корпус. Проект был горячо поддержан родителями классных дам, которые способствовали и привлечению внимания к педклассу, и реализации мероприятий проекта.
Цель проекта была достигнута. Состав педкласса стабилен -15 человек, 10 из числа учащихся школы № 17, 2 - из школы № 7, 3 - из школы № 6. В настоящий момент классные дамы -успешные участники социально-педагогического конкурса «Лучшая вожатская команда» (организатор КГПУ им. В.П. Астафьева).
Девушки из состава педкласса приобрели опыт командообразования, проведения мероприятий городского уровня, где продемонстрировали умение работать в команде на результат, проявили все свои творческие способности. Среди ярких мероприятий следующие: раз-
работка логотипа класса (рекламная компания «Лидер и К»), тренинги по теме «Знакомство», «Путь к успеху», флеш-моб «Зимние забавы народов России», мастерские «Я - исследователь», дебаты «Интернет в учебе: за и против», экскурсия в КГПУ им. В.П. Астафьева (квесты, профессиональные пробы, тестирование и др.), мастер-классы по направлениям «Плетение косичек», «Торцевание гофрированной бумагой», «Букет своими руками», «Штробас», «Красота - великая сила!», «Веселый оркестр», «Флэш-моб», «Актерское мастерство», заключительный городской фестиваль «Генератор идей».
Особое значение для классных дам имела встреча за круглым столом с профессионалами из разных областей деятельности, имеющими педагогическое образование, среди которых представители управления образования администрации города Ачинска, главный редактор ООО «Городской телеканал» (Телекомпания «АТВ»), главный редактор газеты «ГородА», абсолютный победитель конкурса «Педагог города -2012», победитель краевого конкурса «Лучший педагог дополнительного образования»(2013) в номинации «Техническое творчество», член клуба «Учитель года», организатор городской акции «Молодость. Творчество. Поиск». Классные дамы и гости в режиме «свободного микрофона» обсуждали актуальные для молодежи вопросы, в том числе и вопрос самоопределения: как педобразование повлияло на дальнейшую жизнь и карьеру? на мировоззрение? Итогом круглого стола стало общее мнение: педагогическое образование - универсальное образование, которое позволяет овладеть опытом эффективного общения, что является основой любой профессии и социальной адаптации человека, личности. Классные дамы сформулировали свое определение понятия «педагогический класс» - это доверие, вера, дружба, команда, компромисс, счастье, понимание, бережное отношение друг к другу.
Все интенсивные школы прошли на высоком уровне, в комфортной обстановке, о чем свидетельствует рефлексия: «Все было очень круто! Жду новую школу! Я узнала для себя много инте-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
ресного! Было интересно! Спасибо за эту школу!.. Добра! Любви!.. Мне все безумно понравилось. Мне очень понравилось участвовать в таком мероприятии. Нашла кучу новых знакомых. Спасибо огромное!», «Сегодня было ооочень весело! Все было на высшем уровне! Настроение супер! Педкласс - лучший!», «Благодарю организаторов и авторов проекта за отличную реализацию!», «Я буду очень скучать! Непередаваемые эмоции!», «Пед! Девчонки! Буду по вам скучать! Самые лучшие дни были с ВАМИ!», «Все было круто!», «Организаторы, конечно, молодцы. А девчонки из педкласса просто огонь!» и т.п.
Реализация проекта позволила выстроить эффективную сетевую коммуникацию, а именно создать команду-микс из креативных классных дам и педагогов, способных к реализации подобных проектов, и выявить партнеров, которые готовы и открыты к сотрудничеству по данному направлению. А главное, мы доказали, что педагоги школы в сотрудничестве с другими заинтересованными специалистами способны создать условия (сетевую коммуникацию) для включения молодежи в педагогическую деятельность. Начальник управления образования администрации на заключительном форуме высказала идею о необходимости продолжить подобную практику в городе. На данный момент интерес к проекту проявили 45 школьников города.
Традиционно в течение 2015-2016 гг. наши классные дамы поступают в педагогические образовательные организации и предполагают вернуться уже профессионалами в родные шко-
лы. На следующий год планируют поступление три классные дамы. Смеем надеяться, что этот проект внес свою лепту в общероссийский результат, который был озвучен в обращении Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию: «Отмечу, что конкурс в медицинские и педагогические вузы - совсем недавно он был почти нулевой - уверенно растет. В 2016 году на педагогические специальности он составил 7,8, а после прошедшего приема в 2016 году общий конкурс на бюджетные места в медицинские вузы составил уже почти 28 человек на место» [Путин, 2016].
Материалы по реализации проекта размещены на сайте школы: http://schooll7ach. ucoz.ru/index/proekt_quot_pedagogicheskij_ klass_quot/0-306, на сайте педкласса: http:// achteacher.jimdo.com/neflarorH4ecKH^^acc-l/ проба/, репортаж АТВ - по адресу: https://yadi. s к/ \/-xZJ D vj_q Sa v6.
Библиографический список
1. Вакансии учителей в школах Красноярского края (по состоянию на 01.08.2016) / Министерство образования Красноярского края. URL: http://krao.ru/rb-topic_t_551.htm
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: Ы±р://миноб-рнауки.рф/документы/1450
3. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, 1 декабря 2016 г. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53379