Научная статья на тему 'Единая методическая система предметного обучения школьников и студентов на базе технологической платформы «Мега-класс»'

Единая методическая система предметного обучения школьников и студентов на базе технологической платформы «Мега-класс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОЛЛЕКТИВНО-РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕГА-КЛАСС / EDUCATIONAL TECHNOLOGY PLATFORM / EDUCATIONAL CLUSTER / DISTRIBUTED COLLECTIVE ACTIVITIES / METHODICAL SYSTEM OF SUBJECT TEACHING / ONLINE LEARNING / MEGA-CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Николай Инсебович, Сокольская Мария Александровна

Статья посвящена обоснованию содержательно-процессуальных компонент методической системы предметного обучения школьников на базе кластерной образовательной технологической платформы «Мега-класс». Предлагается новый способ организации учебного процесса с целью удовлетворения запросов современного общества к новым специалистам через изменение классно-урочной модели обучения на сетевую, реально-виртуальную систему обучения. Образовательная платформа предполагает интеграцию в единый «вертикально-горизонтальный» разновозрастной процесс обучения в школе, подготовку студентов в вузе, повышение квалификации действующих учителей и преподавателей, привлечение представителей бизнеса. В статье описаны компоненты и текущая структура образовательной платформы, определены контуры новой, организационно-управленческой компоненты заявленной методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Николай Инсебович, Сокольская Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unified Methodological System of Subject Teaching on the Basis of Technology Platform “Mega-Class”

The article elaborates on the substantiation of content and procedural components of methodical system of subject teaching based on a cluster of educational technology platform “Mega-class”. The article considers a new way of organizing the learning process through the change of class-lesson learning model to the network, real-virtual system of training to meet the demands of modern society for new professionals. The educational platform involves integration into a single “vertical-horizontal” process of training students of different ages in high schools, training of acting teachers and educators, enlisting of business representatives. The article describes the components and the current structure of the educational platform, defines new organizational and managerial components of the stated methodical system.

Текст научной работы на тему «Единая методическая система предметного обучения школьников и студентов на базе технологической платформы «Мега-класс»»

УДК 37.02 ББК 74.200

ЕДИНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ «МЕГА-КЛАСС»

Н.И. Пак, М.А. Сокольская

Аннотация. Статья посвящена обоснованию содержательно-процессуальных компонент методической системы предметного обучения школьников на базе кластерной образовательной технологической платформы «Мега-класс». Предлагается новый способ организации учебного процесса с целью удовлетворения запросов современного общества к новым специалистам через изменение классно-урочной модели обучения на сетевую, реально-виртуальную систему обучения. Образовательная платформа предполагает интеграцию в единый «вертикально-горизонтальный» разновозрастной процесс обучения в школе, подготовку студентов в вузе, повышение квалификации действующих учителей и преподавателей, привлечение представителей бизнеса. В статье описаны компоненты и текущая структура образовательной платформы, определены контуры новой, организационно-управленческой компоненты заявленной методической системы.

Ключевые слова: образовательная технологическая платформа, |23 образовательный кластер, коллективно-распределенная деятельность, методическая система предметного обучения, сетевое обучение, мега-класс.

UNIFIED METHODOLOGICAL SYSTEM OF SUBJECT TEACHING ON THE BASIS OF TECHNOLOGY PLATFORM "MEGA-CLASS"

| N.I. Pak, M.A. Sokolskaya

Abstract. The article elaborates on the substantiation of content and procedural components of methodical system of subject teaching based on a cluster of educational technology platform "Mega-class". The article considers a new way of organizing the learning process through the change of class-lesson learning model to the network, real-virtual system of training to meet the demands of modern society for new professionals. The educational platform in-

volves integration into a single "vertical-horizontal" process of training students of different ages in high schools, training of acting teachers and educators, enlisting of business representatives. The article describes the components and the current structure of the educational platform, defines new organizational and managerial components of the stated methodical system.

Keywords: educational technology platform, educational cluster, distributed collective activities, methodical system of subject teaching, online learning, mega-class.

124

Научно-технический прогресс и требования общества к новым специальностям и компетенциям будущих работников определяют необходимость непрерывной практико-ориентированной профессиональной подготовки молодежи в образовательных учреждениях. При этом в реальных условиях глобализации и коммуникации общества возникает потребность в формировании у будущих специалистов умений работать виртуально, коллективно-распределенно. Современная организация общего школьного и вузовского образования перестала соответствовать новым условиям жизни. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в реалиях традиционных институциональных учебных структур не дают должного ожидаемого эффекта. В этой связи нужны новые адекватные организационные модели глобализации и «массовизации» учебного процесса в условиях ИКТ, которые бы обеспечивали «безболезненные», малозатратные механизмы резкого повышения качества электронного обучения и ДОТ в проблемном поле непрерывной, практико-ориентирован-ной предпрофессинальной подготовки молодежи в школе и вузе [1].

Цель данной статьи заключается в изложении обоснования содержа-

тельно-процессуальных компонент единой методической системы предметного обучения школьников и студентов на базе кластерной технологической образовательной платформы «Мега-класс» интегрирующей школу, вузы, бизнес и обеспечивающей новое качество образования за счет эффективного использования ЭО и ДОТ.

Современное качество образования на всех уровнях (школа, вуз) зависит от единой образовательной политики и активного внедрения инноваций. Образовательный процесс виртуально выходит за рамки учебного заведения, осуществляется в информационно-технологической сетевой инфраструктуре, в которой интегрируются беспроводные, сенсорные, семантические сегменты смарт-интернета. Однако в силу своего консерватизма, образование едва успевает перестраиваться и идти в ногу с современными трендами общества. Складывается противоречие между необходимостью обеспечить новыми профессиональными компетенциями работников, совершенствовать подготовку будущих специалистов в вузе в условиях насыщенной ИКТ-среды, изменить классно-урочную модель обучения на сетевую, реально-виртуальную систему обучения и

отсутствием эффективных моделей, обеспечивающих непрерывный и интегрированный образовательный процесс, адекватный настоящим вызовам времени [2].

Необходимость перестройки, трансформации традиционного учебного процесса на всех уровнях уже давно отражается в статьях педагогов и исследователей [3—14]. Так, по мнению Каракозова С.Д. и Уварова А.Ю.: «Можно предположить, что по мере нарастания революционных изменений в сфере телекоммуникации и облачных технологий мы при трансформации школьного образования будем продвигаться к «образованию в облаке» разного уровня: школа/университет, образовательный кластер города, региона, страны и мира» [15, с. 8].

Важнейшая роль в инновационном развитии образования принадлежит интегрированным структурам: школа-вуз, школа-вуз-работодатель. Особенную значимость такие структуры имеют для системы педагогического образования. Будущие педагоги должны уметь работать в интегрированных структурах, обучаться в подобных условиях. Однако в силу «разноведомственности» и автономности учебных заведений попытки совершенствовать взаимоотношения между вузами и школой не обеспечивают реальную интеграцию их учебного процесса. Представляет интерес моделирование таких инте-

грационных структур и методических систем1 предметного обучения молодежи, которые бы позволяли организовывать единый учебный процесс в связке «педвуз-школа».

Наиболее подходящей структурой для этих целей представляется образовательный кластер [16]. В образовательных кластерах потенциально возможно интегрировать науку, образование и жизнь, осуществлять непрерывную практико-ориен-тированную профессиональную подготовку молодежи без коренной ломки сложившихся укладов участников кластера (школа, вуз, производство) за счет преимуществ облачных технологий, электронных форм и средств обучения. Весьма заманчивым видится организация единовременных занятий со студентами и школьниками кластера в содружестве преподавателей вуза и учителей. Если методическая подготовка студента (дисциплины методического блока, педагогическая практика и т.п.) будет связана с проектированием и проведением реальных уроков при помощи учителей, преподавателей, ученых и представителей бизнеса, то мотивация и практико-ориентиро-ванный, профессиональный характер обучения будущего педагога будут обеспечены. Учителя, в процессе подготовки и проведения занятий в подобном сотрудничестве, получают «ненавязчивое» реальное непрерыв-

125

1 Проблемы проектирования МСО, актуальных для тех или иных условий развития общества и системы образования, в частности, постоянно находятся в поле зрения научно-педагогического сообщества и неоднократно являлись предметом диссертационных исследований, в которых описывалась не только ее структурная схема, но и приводились разного рода модели. См., напр., работы: А.П. Пышкало (1975), В.П. Беспалько (1989), А.П. Тряпициной (1995), Н.Л. Стефановой (1996), М.В. Швецкого (1994), Т.А. Бороненко (1998), И.Б. Готской (1999), Н.И. Рыжовой (2000), В.М. Жучкова (2001), Л.И. Долинера (2004), С.Д. Каракозова (2005), М.В. Литвиненко (2007) и др.

126

ное повышение квалификации и мощный ресурс для реализации своих педагогических целей и задумок. Возникает необходимость в создании и развитии новой методической системы предметного единовременного обучения школьников и студентов на базе образовательной технологической платформы, обеспечивающей непрерывный и интегрированный научно-учебно-производственный процесс в образовательных кластерах.

Термин «технологическая платформа» в различных словарях сегодня трактуется как коммуникационный инструмент научно-технологического и инновационного развития перспективных технологий и новых продуктов путем интеграции всех заинтересованных сторон от науки, образования и бизнеса.

Под «образовательной технологической платформой» будем понимать интегрированную среду науки, образования и бизнеса для формирования прорывных направлений, в рамках которых могут внедряться в реальную образовательную практику новые инновационные модели учебного процесса [2].

Основой для построения образовательной технологической платформы может служить совокупность образовательных кластеров различной предметной направленности.

Под образовательным кластером понимают совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Для организации целесообразной и планируемой деятельности в кластере необходимо

обозначить контуры такой образовательной технологической платформы, в которой без «капитальной реконструкции» существующих сфер образования, науки и бизнеса возможна их кооперация и корпорация. Подобная платформа может быть выстроена на основе идей и принципов проекта «Мега-класс» [17].

Оригинальность новой образовательной платформы заключается в разновозрастном, «вертикальном», единовременном трехуровневом формате учебного процесса со специальной информационной средой с облачными сервисами, обеспечивающей единовременное проведение классно-урочных занятий в школе, занятий по методической подготовке студентов в педвузе, консультационной деятельностью ученых и представителей бизнеса. При этом интегрируется естественным способом в единый учебный процесс подготовка будущего учителя нового поколения и его непрерывное профессиональное развитие в существующей системе педагогического образования, непрерывное повышение квалификации действующего учителя в процессе его непосредственной профессиональной деятельности, мотивированное и успешное обучение школьника за счет си-нергетических эффектов коллективного межшкольного, разновозрастного и статусного обучения в интегрированной учебной, научной и производственной среде школа-педвуз-бизнес.

Взаимодействие объединенных в кластеры учебных учреждений (школы, вузы), представителей бизнеса, научной лаборатории можно представить схемой (рис. 1).

При практической реализации образовательной технологической

платформы «Мега-класс» могут быть достигнуты следующие эффекты:

• Для школьника — существенное повышение интереса к обучению в школе за счет смены классно-урочной на кластерную парадигму обучения «все со всеми» в условиях реальной жизни, равного и доступного образования, возможности получить качественное образование для будущего, удовлетворяющего его родителей, непосредственного развития своих коммуникативных компетенций, когнитивных способностей.

• Для студента педвуза — существенное повышение интереса к обучению за счет смены неинтересной учебной аудиторной работы на дея-

тельность в рамках парадигмы «мастер-подмастерье» при участии в проведении реальных мега-уроков, что обеспечивает ему мотивированное обучение предметам и педагогическую практику, непосредственное приобретение профессиональных умений и навыков сетевой и кластерной деятельности в смарт-обществе. Студенты, подключаясь к работе кластера с первых курсов, попадают в реальную образовательную среду и приобретают навыки профессиональной деятельности в реальном учебном процессе. Сначала студенты помогают разрабатывать учебные материалы, ЦОР и тестовые материалы под руководством преподавателя, за-

Ученик

Рис. 1. Схема взаимодействия участников образовательного кластера

127

тем участвуют в разработке школьных проектов, сопровождают школьников, а на старших курсах и сами проектируют и проводят мега-уроки в разных форматах. Все перечисленные виды деятельности способствуют эффективному и мотивированному обучению, формированию профессиональных компетенций с самого начала обучения в университете.

Для практикующего учителя — непрерывное повышение квалификации во время его непосредственной профессиональной деятельности за счет совместной в кластере работе со студентами, преподавателями педвуза, учеными и специалистами 1Т-фирм.

Для преподавателей и ученых вузов — сближение академической и педагогической науки с реальной школьной практикой, с жизнью.

Для работников 1Т-индустрии — привлечение трудовых и интеллектуальных ресурсов для продвижения своих товаров и услуг, предпринимательской деятельности.

Основными компонентами образо-,„. вательной технологической платфор-128 мы можно выделить следующие [2]:

1. Проблемно-целевая компонента. В кластере организуется деятельность, обеспечивающая всем участники кластера достижение собственных целей и решение общих целевых задач.

2. Состав и целевая аудитория кластеров. Для реализации принципов «обучения через всю жизнь» и «интеграции науки, образования, жизни» в образовательный кластер входят однопрофильные школы, вузы, бизнес.

3. Нормативно-регламентирующая и организационная составляющая. Учебный процесс в школах и ву-

зах должен осуществляться в рамках интегрированных учебных планов, предусматривающих взаимные обязательства и соглашения по аттестационным мероприятиям (результатам образовательной деятельности), использованию материально-технической базы, расписанию занятий и пр.

4. Технологическая компонента. Участники кластера формируют и развивают средства телекоммуникаций, обеспечивающих качество групповой видеосвязи, облачных и Интернет-сервисов (скайп, чаты, форумы, облачные хранилища, облачные коллективные действия и т.п.)

5. Содержательная компонента. В кластере организуется учебная деятельность по базовым и дополнительным учебным предметам с традиционным содержанием в рамках предоставления образовательных услуг между его участниками; интегрированная деятельность по созданию и проведению занятий по сквозным, непрерывным по «вертикали» курсам «школа-вуз-бизнес»; организация учебно-научной деятельности по совместному выполнению «живых» задач, проектов, грантов и программ.

6. Результативный блок. Результаты образовательной деятельности отражаются в показателях эффективности кластера как интегрированного научно-образовательного и производственного учреждения; в показателях качества для внутреннего мониторинга каждого участника; в совокупности электронных портфолио учащихся, учителей, преподавателей и работников производства.

Для приобретения опыта и проведения исследований образовательных эффектов в региональной систе-

ме (Красноярский край) были созданы несколько образовательных кластеров.

В структуру проектируемой образовательной технологической платформы «Мега-класс» на текущем, экспериментально-проектировочном этапе включены:

• Инженерно-технический кластер;

• 1Т-кластер;

• Северо-арктический кластер.

Рассмотрим основные задачи и

текущий состав каждого кластера в составе образовательной технологической платформы.

Инженерно-технический кластер. Открытая платформа с базовыми организациями: СФУ, СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева, КГПУ им В.П. Астафьева, КазНПУ имени Абая (Алматы, Казахстан), школы с классами инженерно-технологического профиля (МАОУ гимназия 9 г. Красноярска, МБОУ лицей 28 г. Красноярска, МОУ лицей №1 г. Ачинска, школа г. Алматы). Штаб кластера — МАОУ гимназия 9 г. Красноярска. Деятельность кластера нацелена на развитие инженерного мышления старшеклассников, формирование у всех участников компетенций в сфере коллективной распределенной деятельности. Предметная основа работы кластера: информатика, робототехника, математика и физика.

1Т-кластер. Открытая платформа с базовыми организациями: СФУ, СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева, КГПУ им В.П. Астафьева, 1Т-фирмы — ООО «Системы Промышленной Автоматизации», «Открытые технологии», МБОУ гимназия 14 г. Красноярска, МАОУ школа 3 г. Ачинска, МАОУ школа 17 г. Ачин-

ска. Штаб кластера - КГПУ им В.П. Астафьева. Работу кластера предполагается нацелить на углубление и расширение существующей программы по информатике в сторону практической деятельности, решения «живых» задач, интеграцию с учебным процессом педагогического вуза.

Северо-арктический кластер. Открытая платформа с базовыми организациями: КБ «Искра», СФУ, КГПУ им В.П. Астафьева, 1Т-фирмы — СПА, школы северных и арктических территорий, включая МБОУ СОШ № 8 г. Лесосибирска, 2 школы п. Северо-Енисейска, школы пос. Носок, Нерюн-гри. Штаб кластера — КГПУ им В.П. Астафьева. Основная задача кластера — снятие образовательных и кадровых дефицитов в школах североарктических территорий.

Особое место в структуре образовательной технологической платформы занимает кластерная научная лаборатория. Организация научной деятельности лаборатории основана на развитии виртуальной коллективно-распределенной исследовательской деятельности молодежи, объединяющей силы ученых, педагогов, школьников, студентов и представителей бизнеса. Разработанные методы организации НИР позволят школьникам, студентам и учителям приложить свои силы при решении единой, практически и, возможно, научно значимой задачи, что будет стимулировать их творческие способности и помогать максимально быстро набирать необходимый опыт, получать недостающие научно-исследовательские компетенции. В качестве средства реализации лаборатории предполагается разработка специального виртуаль-

129

130

ного пространства, предоставляющего необходимый инструментарий для организации научно-исследовательской деятельности научных кластеров в дистанционном режиме.

Опишем базовые системообразующие принципы, заложенные в основу методической системы предметного обучения школьников и студентов в образовательных кластерах:

• Принцип личностно-центри-рованного обучения - это система, нацеленная на непринужденное образование и создание условий, обеспечивающих мотивацию к обучению, развитие личности обучаемого, гуманное отношение к обучаемому. Она требует от студента быть активным и ответственным участником в построении собственной образовательной траектории, выборе темпа обучения, средств и способов достижения образовательных результатов [18].

• Принцип научности содержания и методов обучения, предполагающий соответствие содержания обучения и методов обучения уровню современной науки.

• Принцип нелинейности, предполагающий применение методов и способов нелинейного обучения (концентрического, параллельного) [19].

• Принцип рекурсивности, основанный на возможности системы создавать свои видоизмененные копии на основе собственных внутренних правил, реализуемый через проек-тивно-рекурсивную технологию обучения. Проективно-рекурсивную технологию обучения Н.И. Пак и И.В. Баженова определяют следующим образом: «это организация учебного процесса на основе перспективного и непрерывного его планирования, исследования и развития. Она пред-

ставляет реально функционирующую открытую и гибкую систему из совокупности динамично развивающихся отдельных ее компонентов, каждый из которых представляет образовательный проект» [20, с. 8].

В структуре методической системы, базирующейся на образовательной технологической платформе с образовательными кластерами, помимо обязательных компонент (целевой, содержательной, методической, деятельностной и оценочной) необходимо рассмотреть организационно-управленческую компоненту. Она предполагает описание способов и форм организации совместной сетевой деятельности на всех уровнях кластера:

1. Совместная учебная деятельность студентов и школьников во время мега-уроков. Такая деятельность может быть весьма разнообразной: работа в мини-группах, где студент выступает помощником; работа в группах, сформированных внутри каждой школы с последующим обменом результатами; сетевая конференция; работа в группах, сформированных из учащихся разных школ и т.д. [17].

2. Совместная сетевая методическая деятельность студентов, учителей и преподавателей по подготовке мега-уроков. Эта деятельность предполагает совещания в формате ви-деоконференцсвязи для определения основных векторов и целей работы, минисовещания в таких системах, как Skype с целью работы над конкретной задачей, совместную работу с документами и презентациями с помощью сетевых сервисов, таких как Google диски и т.п.

3. Деятельность учителей, студентов и преподавателей по проведе-

нию мега-урока. Этот вид деятельности предполагает разграничение организационных ролей и их взаимозаменяемость: координатор мега-урока, тьюторы, учителя в классе, эксперты, техническое сопровождение и т.п. [17].

4. Совместная деятельность учащихся и студентов по подготовке проектов разной направленности и их тьюторское сопровождение.

5. Совместная деятельность всех участников образовательного кластера по наполнению платформы учебными, методическими, оценочными, диагностирующими и дидактическими материалами.

6. Техническое сопровождение процесса проведения мега-уроков и работы ресурсов, обеспечивающих учебную деятельность.

7. Создание в процессе совместного обсуждения регламентов, определяющих общую работу образовательного кластера.

Организационно-управленческая компонента является неотъемлемой частью методической системы, работающей на базе образовательной технологической платформы, организованной на кластерной основе.

В заключение отметим, что в работе предложена инновационная модель методической системы предметного обучения школьников и студентов вузов, опирающаяся на организацию социального партнерства в научно-учебно-производственном процессе участников образовательного кластера в рамках единого регламента занятий по вертикальной стратегии взаимодействия его участников на образовательной технологической платформе Мега-класс.

Главный учебным элементов в образовательных кластерах является Мега-урок, который обеспечивает единовременное проведение интегрированных занятий по предмету в школах кластера, методических занятий студентов в вузе с участием бизнес-партнеров и ученых академических институтов в условиях ИКТ. Новизна обновленных компонент методической системы предметного обучения школьников и студентов в образовательном кластере (цели, содержание, средства и методы обучения, формы и способы организации обучения, диагностика и результаты обучения) определяется условиями интегрированной информационно-образовательной среды кластера, условиями достижения синергетиче-ских эффектов «педагогического резонанса», запросами науки и бизнеса в виде «живых задач».

Оригинальность новой образовательной платформы заключается в разновозрастном, «вертикальном», единовременном трехуровневом формате учебного процесса со специаль- .„. ной информационной средой с облач- 131 ными сервисами, обеспечивающей единовременное проведение классно-урочных занятий в школе, занятий по методической подготовке студентов в педвузе, консультационной деятельностью ученых и представителей бизнеса. При этом интегрируется естественным способом в единый учебный процесс подготовка будущего учителя нового поколения и его непрерывное профессиональное развитие в существующей системе педагогического образования. Кроме этого, интегрируется непрерывное повышение квалификации действующего учителя в процессе его непосред-

ственной профессиональной деятельности, мотивированное и успешное обучение школьника за счет синерге-тических эффектов коллективного межшкольного, разновозрастного и статусного обучения в интегрированной учебной, научной и производственной среде школа-педвуз-бизнес.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пак, Н.И. Инновационная технология «Мега-класс» как синергетическое средство обучения в образовательных кластерах [Текст] / Н.И. Пак // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2015». - Казань, 2015. -С. 288-294.

2. Пак, Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Мега-класс» [Текст] / Н.И. Пак // Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования - 2016», r. Сочи. - М: Изд-во СГУ, 2016. - С. 467-475.

3. Кларин, М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики [Текст] / М.В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -

132 № 4 (19). - С. 54-62.

4. Иванова, С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме [Текст] / С.В. Кларин // Ценности и смыслы. - 2013. - № 1 (23). - С. 4-8.

5. Ткаченко, Е.В. Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы [Текст] / Е.В. Ткаченко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 11-22.

6. Тагунова, И.А. Образование в новых условиях развития глобализации [Текст] / И.А. Тагунова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 43-54.

7. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4-1. - С. 180-182.

8. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. -С. 202-204.

9. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.

10. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей [Текст] // Преподаватель 21 век. - 2016. - №4. - Т.2. - С.15-27.

11. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2. - С. 196-199.

12. Рыжова, Н.И. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / Н.И. Рыжова, М.В. Литвиненко // Информатика и образование. - 2007. - № 7. - С. 119-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Расторгуев, С.П. О направлении развития самообучающихся механизмов сети Интернет [Текст] / С.П. Расторгуев, Р.С. Токарев // Информатика и образование. - 2009. - № 1. - С. 79-86.

14. Ускова, С.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности [Текст] / С.А. Ускова, Н.И. Рыжова, З.А. Залялют-динова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - С. 115-119.

15. Уваров, А.Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Текст] / А.Ю. Уваров, С.Д. Каракозов // Проблемы современного образования. - 2016. -№ 2. - С. 7-19.

16. Проскурина, Т.Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегии [Текст] / Т.Л. Проскурина // Образовательные технологии. - 2011. -№ 3. - С. 53-63.

17. Ивкина, Л.М. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография [Текст] / Л.М. Ивкина, И.А. Кулакова, Н.И. Пак, Д.В. Романов, А.Л. Симонова, М.А. Сокольская, Л.Б. Хегай, Т.А. Яковлева. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 196 с.

18. Дорошенко, Е.Г. О необходимости и возможности организации личностно-цен-трированного обучения в вузе [Текст] / Е.Г. Дорошенко, Н.И. Пак, Л.Б. Хегай // Педагогическое образование в России. -2015. - № 7. - С. 16-23.

19. Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: монография [Текст] / Н.И. Пак. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 224 с.

20. Баженова, И.В. Проективно-рекурсив-ная технология обучения в личностно-ориентированном образовании [Текст] / И.В. Баженова, Н.И. Пак // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 7-13.

REFERENCES

1. Bazhenova I.V., Pak N.I., Proektivno-rekur-sivnaya tekhnologiya obucheniya v lichnost-no-orientirovannom obrazovanii, Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2016, No. 7, pp. 7-13. (in Russian)

2. Doroshenko E.G., Pak N.I., Hegay L.B., O neobhodimosti i vozmozhnosti organizat-sii lichnostno-tsentrirovannogo obucheniya v vuze, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2015, No. 7, pp. 16-23. (in Russian)

3. Ivanova S.V., O metodologicheskih prob-lemah obrazovaniya v sovremennom soci-ume, Cennosti i smysly, 2013, No. 1 (23), pp. 4-8. (in Russian)

4. Ivkina L.M., Kulakova I.A., Pak N.I., Romanov D.V., Simonova A.L., Sokolskaya M.A., Hegay L.B., Yakovleva T.A., Megak-lass kak innovatsionnaya model obucheniya informatike s ispolzovaniem DOT i SPO: kollektivnaya monografya, Krasnoyarsk, 2014, 196 p. (in Russian)

5. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaya organizaciya obrazovaniya: tendencii i pers-pektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)

6. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Obespeche-nie stabilnosti i razvitiya obrazovatelnyh sistem v usloviyah transformacii cennostei, Prepodavatel 21 vek, 2016, No. 4, Vol. 2, pp. 15-27. (in Russian)

7. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, pp. 61-70. (in Russian)

8. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)

9. Klarin M.V., Innovacionnoe obrazovanie: konceptualnye vyzovy dlya didaktiki, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogi-ka, 2014, No. 4 (19), pp. 54-62. (in Russian)

10. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Virtualnaya sreda obucheniya predmetu kak interpretaci-ya metodicheskoi sistemy obucheniya v us-loviyah IKT-nasyshennoi obrazovatelnoi sredy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2009, No. 2, pp. 196-199. (in Russian)

11. Pak N.I., "Innovatsionnaya tehnologiya "Mega-klass" kak sinergeticheskoe sredstvo obucheniya v obrazovatelnyih klasterah", in: Collection of scientific papers Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Informatizatsiya obrazovaniya - 2015", Kazan, 2015, pp. 288-294.

12. Pak N.I., Nelineynyie tehnologii obucheniya v usloviyah informatizatsii: monografya, Krasnoyarsk, 2004, 224 p. (in Russian)

13. Pak N.I., "Ot klassno-urochnoy sistemy k klasternomu obrazovaniyu: obrazovatelnaya tekhnologicheskaya platforma "Mega-klass", in: Collection of scientific papers Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsiii "Informatizatsiya obrazovani-ya - 2016", g. Sochi, Moscow, 2016, pp. 467-475. (in Russian)

14. Proskurina T.L., Obrazovatelnyiy klaster kak regionalnaya innovatsionnaya strategii, Ob-razovatelnyie tehnologii, 2011, No. 3, pp. 53-63. (in Russian)

15. Rastorguev S.P., Tokarev R.S., O napravlenii razvitiya samoobuchayushihsya mehaniz-mov seti Internet, Informatika i obrazovanie, 2009, No. 1, pp. 79-86. (in Russian)

16. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V., Napravleni-ya razvitiya sistemy podgotovki specialista v

133

usloviyah infoimatizacii obrazovaniya, In-formatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)

17. Tagunova I.A., Obrazovanie v novyh usloviyah razvitiya globalizacii, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2012, No. 1, pp. 43-54. (in Russian)

18. Tkachenko E.V., Nepreryvnoe professional-noe obrazovanie Rossii: problemy i perspe-ktivy, Otechestvennaya i zarubezhnaya ped-agogika, 2015, No. 3, pp. 11-22. (in Russian)

19. Uskova S.A., Ryzhova N.I., Zalyalyutdinova Z.A., Harakteristika pokazatelei celostnosti ob-razovatelnogo processa, obespechivayushih ego rezultativnost v usloviyah vyzovov sovre-mennosti, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, No. 1 (50), pp. 115-119. (in Russian)

20. Uvarov A.Yu., Karakozov S.D., Uspeshnaya informatizatsiya = transformatsiya uchebno-go protsessa v tsifrovoy obrazovatelnoy srede, Problemyi sovremennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 7-19. (in Russian)

Пак Николай Инсебович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра информатики и информационных технологий в образовании, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, [email protected] Pak N.I., ScD in Pedagogy, Full Professor, Chairperson, Department of Informatics and Information Technologies in Education, V.P. Astafev Krasnoyarsk State Pedagogical University, [email protected]

Сокольская Мария Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики и информационных технологий в образовании, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, [email protected] Sokolskaya M.A., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Informatics and Information Technologies in Education, V.P. Astafev Krasnoyarsk State Pedagogical University, m.a.sokolskaya@ gmail.com

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.