Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна и другие СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ...
VTTK" I -—V <<л I02022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 01 01 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
©Автор(ы) 2022
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна, доктор филологических наук, профессор, профессор РАО, профессор кафедры английской филологии
AuthorlD: 321401 SPIN: 2798-8026 ResearcherlD: A-7301-2015 ORCID: 0000-0001-7680-4003 ScopusID: 56669701900
БУСЫГИНА Марьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Волгоградский государственный социально-педагогический университет 400005, Россия, Волгоград, [email protected]
AuthorlD: 659515 SPIN: 3136-7496 ResearcherlD: W-4499-2018 ORCID: 0000-0003-0804-7981 ScopusID: 57191956763
Аннотация. Активные информационные процессы в сфере образования обуславливают потребность в совершенствовании сетевого взаимодействия. Сетевая образовательная коммуникация выступает в качестве одного из главных инструментов современного образовательного процесса. Цель статьи заключается в анализе сетевой образовательной коммуникации в условиях реализации деятельностного подхода. Анализ научной литературы позволил выделить понятие рассматриваемой коммуникации. Сетевая образовательная коммуникация в широком смысле представлена как процесс опосредованного обмена информацией между людьми (субъектами образовательного процесса). В рамках деятельностного подхода взаимодействие выстраивается между преподавателем и студентом на уровне субъект-субъектных отношений, за счет чего обучающиеся более активно включаются в образовательный процесс. Центр коммуникации смещен в деятельность студента. При таком подходе деятельность преподавателя отвечает современным запросам молодежи. В процессе работы и студенты, и преподаватели накапливают коммуникационный ресурс, способствующий проведению самоанализа, самооценки и принятию соответствующих мер для построения пути дальнейшего развития. В статье раскрываются особенности взаимодействия в электронной среде, возможности сетевой коммуникации, ее преимущества, компоненты образовательной коммуникации. Проведенное исследование позволяет говорить о высокой востребованности развития сетевого взаимодействия как среди преподавателей, так и среди студентов.
Ключевые слова: сетевая образовательная коммуникация, студент, профессиональное обучение, деятельност-ный подход, электронные системы, дистанционное обучение, электронная коммуникация, пространство взаимодействия, электронный образовательный процесс, способы деятельности.
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https:// rscf.ru/project/22-28-01623/
NETWORK EDUCATIONAL COMMUNICATION IN THE CONDITIONS OF THE ACTIVITY APPROACH
© The author(s) 2022
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna, doctor of philological sciences, professor, professor
of the Russian Academy of Education, professor of the English Philology department BUSYGINA Maryana Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor, associate professor of the department of English Language and Methods of its Teaching Volgograd State Socio-Pedagogical University 400005, Russia, Volgograd, [email protected] Abstract. Active information processes in the field of education determine the need to improve networking. Network educational communication acts as one of the main tools of the modern educational process. The purpose of the article is to analyze network educational communication in the context of the implementation of the activity approach. The analysis of the scientific literature made it possible to single out the concept of the considered communication. Network educational communication in a broad sense is presented as a process of indirect exchange of information between people (subjects of the educational process). Within the framework of the activity approach, the interaction is built between the teacher and the student at the level of subject-subject relations, due to which students are more actively involved in the educational process. The center of communication is shifted to the activity of the student. With this approach, the activity of the teacher meets the modern needs of young people. In the process of work, both students and teachers accumulate a communication resource that contributes to self-analysis, self-assessment, and the adoption of appropriate measures to build a path for further development. The article reveals the features of interaction in the electronic environment, the possibilities of network communication, its advantages, the components of educational communication. The conducted research allows us to speak about the high demand for the development of network interaction among both teachers and students.
Keywords: network educational communication, student, vocational training, activity approach, electronic systems, distance learning, electronic communication, interaction space, electronic educational process, methods of activity.
Funding: the study was supported by the Russian Science Foundation grant № 22-28-01623, https://rscf.ru/proj-ect/22-28-01623/
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Информационные процессы стали неотъемлемой частью жизни общества и проникли во все сферы деятельности.
Образовательная среда стала широким пространством для их внедрения. В этой связи легко сформировались современные образовательные запросы молодежи, связанные с необходимостью реализации методов сетевого взаимодействия.
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna and others NETWORK EDUCATIONAL COMMUNICATION ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
Электронные ресурсы особенно активно используются в деятельности преподавателя уже несколько последних лет. Появляются электронные ресурсы нового поколения. Активно внедряются открытые онлайн-кур-сы, разработки, методические комплексы, электронные учебники [1]. В последнее время развивается деятельность преподавателя и студентов на базе социальных сетей [2]. Данные процессы проходят в нестабильных творческих условиях, мало подкрепленных фундаментальной базой научных исследований. Единая теория для организации сетевого образовательного взаимодействия все еще недостаточно разработана.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. На сегодняшний день известны многие способы опосредованного электронного взаимодействия (электронная почта, асинхронное и синхронное взаимодействие, социальные сети и другие). Все элементы дополняют аудиторное взаимодействие. Некоторые из них, например LMS, могут использоваться как самостоятельный инструмент для полноценного удаленного процесса обучения.
Характеристика современной коммуникации представлена в трактовках разных авторов [3; 4; 5; 6]: модель Шеннона-Уивера [7], который проводит аналогию сетевой коммуникации с телефонной связью; модель М. Дефлера [8] как модифицированная версия линейной модели Шеннона-Уивера путем введения обратной связи. У. Шрамм [9] и Ч. Осгуд [10] раскрывают сетевую коммуникацию как двусторонний процесс. В. Морозов [11] рассматривает двухканальную коммуникацию (вербальный, речевой, невербальный, экстралингвистический каналы). В представлении Т. Шибутани [12], коммуникация является способом деятельности, и взаимодействие выглядит как взаимный процесс, который требует усилий как с одной, так и с другой стороны. И он расширяется за счет процессов глобальной информатизации.
Обосновывается актуальность исследования. Информатизация в области образовательной деятельности обуславливает потребность в качественных изменениях сетевых коммуникаций. Изменившийся процесс образования требует реализации новых целей. Для адаптации электронного взаимодействия к образовательному процессу необходимо рассмотрение коммуникационного взаимодействия студентов в электронной среде исходя из их собственных потребностей [13]. Они регулярно общаются с помощью мессенджеров и соцсетей в повседневной жизни с учетом ценностей той или иной лингвокультуры [14]. Сетевая образовательная коммуникация позволит обучающимся планировать свою деятельность, составлять прогноз результатов, оперативно обмениваться идеями, файлами, представлять результаты на проверку [15].
Стоит отметить компоненты образовательной коммуникации: ее цель; используемый язык (устный, письменный, с использованием аудиовизуальных средств и др.); оппонент (определение партнера по коммуникации, определение количества лиц, готовых к взаимодействию); выбор технологий коммуникации (синхронная, асинхронная), используемые сервисы, приложения и др. [16].
Поскольку педагогика нацелена на преобразование человеческой личности, необходимо взять за основу психологическую модель взаимодействия. В соответствии с психологической моделью деятельностный подход в сетевой образовательной коммуникации представляется как совокупность следующих компонентов:
- основные цели сетевого взаимодействия в рамках образовательного процесса [17];
- потребность в сетевом взаимодействии;
- сформированность компетентности субъектов образовательного процесса в сетевой коммуникации;
- достижение поставленных целей [18].
На основе деятельностного подхода представляется возможным выявление факторов и условий формирования более эффективных условий сетевого взаимодействия.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи: анализ сетевой образовательной коммуникации в условиях реализации деятельностного подхода.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие сетевой образовательной коммуникации;
- обозначить особенности взаимодействия в электронной среде;
- раскрыть возможности сетевой коммуникации.
Используемые методы, методики и технологии.
Исследование, проведенное в 2020-2021 годах, обозначило востребованность электронных технологий для осуществления образовательной коммуникации в рамках деятельностного подхода. Среди респондентов были отобраны обучающиеся высших учебных заведений. В опросе, проведенном в электронном формате, приняли участие студенты в количестве 96 человек. Среди них 55% женского пола, 45% - мужского, в возрасте от 20 до 25 лет. Опрос проводился на тему электронной коммуникации как инструмента для наилучшего освоения материала. Также в процессе работы были использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Коммуникация присуща всем видам деятельности [18] и выступает в качестве сопровождающего компонента. Однако существуют сферы, в которых общение и коммуникация не обслуживающие, а основные элементы. К примеру, в области журналистики, в деятельности переводчика, в политической сфере [19]. Деятельности же педагога, также относящейся к работе с людьми, присуща особая ответственность, поскольку от нее зависит не только профессиональная, но и повседневная, на бытовом уровне, жизнь будущего выпускника [20].
Позиция современного педагога заключается в рамки субъект-субъектных отношений, обеспечивающих активное включение обучающихся в образовательную деятельность [21]. Студент выступает самостоятельным инициатором деятельности, предлагает различные варианты ее организации [22]. Сетевая среда предоставляет для этого достаточно широкие возможности. Преподаватель при этом сопровождает студента и оказывает консультативную помощь [23]. В процессе работы преподаватели формируют информационный ресурс, позволяющий оценить качество собственной деятельности.
Существует несколько моделей коммуникации при субъект-субъектных отношениях. Мы сделаем акцент на обменной модели [24]. При этом используются следующие алгоритмы коммуникации: от одного человека к другому (один к одному); от одного к нескольким (от одного ко многим) или же многие передают информацию многим [25]. Для передачи информации человек выполняет последовательность действий в целях соблюдения сетевого этикета [26] и сетевых ценностей.
На сегодняшний день сетевая коммуникация широко распространена среди преподавателей и студентов. Для взаимодействия используются различного рода инструменты, позволяющие вести онлайн-встречи, и обеспечивающие общение и консультативную помощь через чат. К примеру, в вузах активно применяются приложения Zoom, Viber, WhatsApp, электронные образовательные платформы (LMS), которые обеспечивают более широкий функционал и постоянный доступ к образовательным материалам: студенты могут прикреплять файлы для проверки, получая своевременную обратную связь.
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна и другие СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ...
Поскольку электронные технологии прочно внедрены в образовательный процесс и студенты знакомы со многими аспектами деятельности в электронных образовательных системах, закономерно рассмотреть отношение обучающихся к данным процессам через опрос.
Для студентов был проведен опрос в 2020 году -«Действительно ли электронная коммуникация способствует наилучшему освоению материала?». Среди ответов были выделены: полностью согласен; согласен; скорее не согласен; не согласен. Ответы отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты опроса респондентов на первом этапе исследования (на 2020 год)
В результате проведенного исследования было выявлено, что на начало 2020 учебного года достаточно весомый процент студентов (в общей сложности 79 % опрошенных) согласился с необходимостью использования электронной коммуникации для освоения учебного материала. Данный факт связан со многими факторами, к примеру, с высокими темпами информатизации, необходимостью молодежи использовать гаджеты в повседневной жизни и др. Однако в рассматриваемый период (2020 год) наиболее весомым фактором становится резкий массовый переход к удаленному формату обучения. С течением времени выявленная тенденция не снижается. В связи с этим было принято решение провести еще один опрос и сопоставить полученные результаты с результатами опроса на 2020 год.
Для наглядности представим данные, полученные в результате опроса на 2021-2022 годы, на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты опроса респондентов на втором этапе исследования (на 2021-2022 годы)
Студенты, в начале исследования (на 2020 год), ссылавшиеся на проблемы с технической стороной вопроса, в 2021-2022 годах обозначили, что большинство вопросов были решены и на момент завершения исследования респондентов, не согласившихся с результативностью сетевой образовательной коммуникации в рамках деятельностного подхода, не было. Мы наблюдаем положительную динамику. Вырос процент студентов, обративших внимание, что сетевая коммуникация в рамках деятельностного подхода раскрывается как результатив-
ныи инструмент и позволяет успешно осваивать представленный материал.
Преподаватели также отмечают результативность используемых электронных инструментов для дистанционного взаимодействия и планируют активно их использовать в разных видах деятельности.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Анализ сетевой образовательной коммуникации в условиях реализации деятельност-ного подхода позволил обнаружить высокую степень востребованности у молодежи электронных инструментов. Превалирующее большинство опрошенных считает электронную коммуникацию важной составляющей для образовательного процесса. Осуществление взаимодействия в удаленном формате расширяет возможности подготовки. В рамках деятельностного подхода сетевая коммуникация обеспечивает непрерывный доступ к материалам. Обсуждение какого-либо вопроса становится доступным почти в любое время.
Перспективны дальнейших изысканий данного направления. На сегодняшний день сетевая образовательная коммуникация остается крайне востребованным инструментом. Как мы смогли заметить, в динамике становится ясно, что и молодежь, и преподавательский состав обладают высоким уровнем потребности в осуществлении коммуникации в удаленном формате. Поскольку в рамках деятельностного подхода (как показала практика 2020 года - массовый переход к дистанционному обучению) такая коммуникация способствует построению результативного образовательного процесса и расширяет возможности подготовки обучающихся. Следовательно, направление изучения сетевой образовательной коммуникации остается актуальным и требует дальнейшего рассмотрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сетевая коммуникация: новые форматы для науки, образования и продвигающих коммуникаций : Материалы Международного научного форума, Санкт-Петербург, 27—28 ноября 2020 года. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2020. -132 с. - ISBN 9785-7422-7080-5. -EDNPPOZPT.
2. Лапшова, А. В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, Н. В. Пескова //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. - EDN ATHDJY.
3. Коммуникация. Теория и практика : учебник / Л. Г. Викулова, М. Р. Желтухина, С. А. Герасимова, И. В. Макарова. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН", 2020. - 336 с. - ISBN 978-5-7873-1738-1. - EDN FTCCLJ.
4. Желтухина, М. Р. Социальная сеть «Facebook» как социальная структура и инструмент организации современных коммуникаций и политических конфликтов / М. Р. Желтухина, П. В. Павлов // Политическая лингвистика. - 2016. - № 5(59). - С. 117-123. - EDN XACHDT.
5. Zheltukhina, M. R. Role of media rumors in the modern society / M. R. Zheltukhina, M. V. Busygina, G. G. Slyshkin [et al.] // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - No 17. - P. 10581-10589. - EDN XFMXMJ.
6. Емченко, Е. П. Ценностная трансформация повседневности в контексте медиареальности / Е. П. Емченко // Вестник культуры и искусств. - 2016. - 1 (45). - С. 102-109.
7. Shannon, C. E. TheMathematical Theory of Communication / C. E. Shannon, W. Weaver. - Urbana: Univ. Illinois Press, 1949. - 117p.
8. Дефлер, М. Теории массовой коммуникации /М. Дефлер. - Нью-Йорк: Б. и., 1966. - 672 с.
9. Шрам, У. Как работает связь. Обработка и эффекты массовой коммуникации / У. Шрам. - Urbana: University of Illinois Press, 1954. - 58 с.
10. Osgood Ch.E. Lectures on Language Performance / Ch. E. Osgood. New York, Heidelberg, Berlin: Springer Verlag, 1980. 276pp.
11. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования /В.П. Морозов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 528 с.
12. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 544 с.
13. Гладкова, М. Н. Реализация идей личностно-ориентированно-го подхода в профессиональном образовании / М. Н. Гладкова, М. А. Карпова, М. П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.
14. Семенова, Д. А. Использование сетевых коммуникаций в педагогической практике / Д. А. Семенова // Вестник МГПУ. Серия:
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna and others NETWORK EDUCATIONAL COMMUNICATION ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
Информатика и информатизация образования. — 2008. — № 11. — С. 342-345. — EDNLHOHCD.
15. Белашева, И. В. Эмоциональная компетентность и психологическая устойчивость личности студентов вуза / И. В. Белашева // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 2(51). — С. 284-287. — EDN TZLLTJ.
16. Смирнова, Ж. В. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования /Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова //Глобальный научный потенциал. — 2015. — № 6(51). — С. 19-21. — EDN UKPTCD.
17. Гладков, А. В. Комплексный подход к проектированию контрольно-измерительных материалов / А. В. Гладков, О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова //Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-3. — С. 83-86. — EDN YSTXVN.
18. Петров, А. Ю. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации / А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. — 269 с. — EDN YSHGGD.
19. Булаева, М. Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов в техникуме : учебно-методическое пособие / М. Н. Булаева, О. Н. Филатова. — Нижний Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. — 92 с. — EDNXSIWSD.
20. Ваганова, О. И. Инновационная направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов / О. И. Ваганова, А.
B. Лапшова // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, курск, 24—25 января 2019 года /Юго-Западный государственный университет. — курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. — С. 429-433. — EDN YWPEYX.
21. Лапшова, А. В. Культурологический подход в теории и практике профессионального педагогического образования / А. В. Лапшова,
C. А. Цыплакова, А. К. Преснова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62-2. — С. 160-163. — EDN YXUTDV.
22. Лапшова, А. В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, Н. В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60-3. — С. 195-198. — EDNATHDJY.
23. Петров, А. Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А. Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 10-1(48).
— С. 119-123. — EDN JVGKMV.
24. Петров, А. Ю. Методология дуальной системы профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций / А. Ю. Петров, Л. Б. Бахтигулова, М. Н. Булаева. —Москва : Московский государственный университет леса, 2016. — 70 с. — EDN JKXYZY.
25. Смирнова, Ж. В. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования /Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова //Глобальный научный потенциал. — 2015. — № 6(51). — С. 19-21. — EDN UKPTCD.
26. Стрекалова, Н. Б. Сетевые коммуникации в современном образовании / Н. Б. Стрекалова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 19 февраля 2016 года.
— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 116-117. — EDN JJXFHB.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests.
Received date: 2022.07.11 Approved date: 2022.08.27 Accepted date: 2022.08.29