12. Янкина, Н.В. Обучение межкультурной коммуникации как компонент профессионального образования личности / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 102-104. - DOI 10.23670/IRJ.2020.96.6.097. - EDN ADRNLA.
13. Development of professional-pedagogical focus of a teacher in vocational training / O.I. Vaganova, I.S. Vinnikova, L.A. Sundeeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 25. - P. 350-355. - EDN JIBYPQ.
14. Ostrikova, G.N. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language / G.N. Ostrikova, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina, I.G. Sidorova // Astra Salvensis. - 2018. - Vol. 6. - No S1. - P. 601-607. - EDN YAIRPN.
15. Volskaya, N.N. Effective suggestive psychotechniques in the political media discourse / N.N. Volskaya, L.A. Borbotko, M. R. Zheltukhina [et al.] // XLinguae. - 2017. - Vol. 10. - No 4. - P. 84-95. - DOI 10.18355/XL.2017.10.04.08. EDN XNPNVO.
16. Zheltukhina, M.R. Dialogue as a constituent resource for dramatic discourse: Language, person and culture / M.R. Zheltukhina, A.V. Zinkovskaya, V.V. Katermina, N.B. Shershneva // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - No 15. - P. 7408-7420. - EDN WODGOP.
17. Zheltukhina, M.R. Utilitarian and aesthetic values in the modern German society (through the example of print media advertisements) / M.R. Zheltukhina, N.A. Krasavsky, G.G. Slyshkin, E.B. Ponomarenko // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11. - No 5. - P. 1411-1418. - EDN NZGQMX.
Педагогика
УДК 378.4
доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент Бусыгина Марьяна Владимировна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении культурных ценностей в качестве элементов для формирования навыков деловой коммуникации. Центральными понятиями выступают культурные ценности и деловая коммуникация, оказывающие друг на друга взаимное влияние. Деловая коммуникация играет значимую роль для осуществления профессиональной деятельности и сохранения конкурентоспособности специалиста. Исследование демонстрирует диагностические данные сформированности навыков деловой коммуникации участников и оценку влияния культурных ценностей как значимых инструментов в процессе их формирования.
Ключевые слова: культурные ценности, деловая коммуникация, профессиональная подготовка, коммуникативная компетенция.
Annotation. The purpose of the article is to consider cultural values as elements for the formation of business communication skills. The central concepts are cultural values and business communication, which mutually influence each other. Business communication plays a significant role in the implementation of professional activities and maintaining the competitiveness of a specialist. The study shows diagnostic data on the formation of business communication skills of participants and an assessment of the influence of cultural values as the leading tools in their formation.
Key words: cultural values, business communication, professional training, communication skills.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/
Введение. Профессиональное взаимодействие является значимым функционально-структурным элементом в осуществлении профессиональной деятельности. Современному специалисту необходимо устанавливать контакты, вести деловые беседы, переговоры и владеть навыками публичных выступлений, поскольку это обеспечивает его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
В деловом общении центральную позицию занимает сама личность, деятельность которой основывается на ценностях, нормах, требованиях, присущих какой-либо культуре. В процессе подготовки специалистов как граждан определенной страны нельзя не учитывать данный факт.
Культурные ценности выступают ядром национальной культуры, которая оказывает значительное влияние на людей к ней принадлежащей, воспитание которых осуществлялось в конкретной лингвокультурной среде. Появившиеся убеждения и формы общения, поведения, основывающиеся на сформировавшихся ценностях и формируемых, в т.ч. через средства массовой информации в жанрах «новости», «реклама», «пресс-релиз» [2; 8], в новых условиях цифровой среды, должны учитываться в деловой сфере, поскольку каждый человек как гражданин того или иного государства и как личность, принадлежащая к той или иной культуре, проявляет особенности с ней связанные.
Современное деловая коммуникация предполагает учет вербальных и невербальных аспектов взаимодействия, аксиологию делового общения, управление конфликтными ситуациями, знание правил делового этикета, осуществление деловой переписки (в том числе электронной коммуникации) на родном и иностранном языках, владение приемами диагностики собственных психических состояний и поведения окружающих людей.
Цель статьи заключается в рассмотрении культурных ценностей как элементов формирования навыков деловой коммуникации. Знание культурных ценностей (своих и других народов) позволяет оперативно оценивать ситуацию развивающегося процесса коммуникации и предпринимать соответствующие действия для продолжения общения или его завершения с наилучшими результатами и получением выгоды. Современные массмедиа разных стран отражают актуальность данной темы, транслируя как деловые интервью в прессе, на радио, телевидении, в Интернете в виде встреч с бизнесменами на бизнес-форумах, в студии, в блогах, в соцсетях, так и деловые публикации по проблемам бизнес-сообщества, бизнес-образования, бизнес-коммуникации. Учет лингвокультурной специфики, влияния культурных ценностей на процесс деловой коммуникации в современном медиапространстве и формирование соответствующих навыков у потенциальных партнеров по деловому общению обладает особой значимостью для успешного развития бизнеса внутри государства и за его пределами. Именно поэтому данный аспект важен в образовательном процессе для формирования у обучающихся навыков эффективной деловой коммуникации.
Изложение основного материала статьи. Деловая коммуникация рассматривается в качестве взаимодействия, осуществляемого в сфере профессиональных отношений, целью которого является достижение конкретных результатов, связанных с усовершенствованием какой-либо сферы деятельности, либо конечного продукта [1, С. 363-364]. В процессе
деловой коммуникации учитывается соблюдение вертикальных отношений, субординации. Либо взаимоотношения реализуются горизонтально, на равных позициях [10]. В студенческой среде между обучающимися осуществляются горизонтальные отношения, однако с преподавателем они вынуждены соблюдать субординацию, поэтому данные принципы деловой коммуникации понятны и доступны уже на этапе обучения в вузе.
Стоит обозначить условия развития деловой коммуникации:
- четко поставленная цель, в достижении которой заинтересованы все участники;
- контакт участников друг с другом независимо от симпатии и антипатии;
- соблюдение делового этикета и субординации [11, С. 119-123].
Знание культурных ценностей обусловливает вербализацию концептуальных образов, способствует соблюдению предлагаемых условий, регламента, порядка и протокола [4; 16 и др.].
Опираясь на классификацию Дж. Хофстеда по исследованиям лингвокультурных особенностей бизнес-коммуникации в 66 странах мира [18], анализ специальной литературы [7; 13; 15; 19 и др.] и фактического материала, представленного деловыми медиатекстами и бизнес-текстами в реальной и учебной бизнес-коммуникации, выделены основные лингвокультурные ценностные параметры:
1) индивидуалистские / коллективистские ценности (учет личностной самоориентации);
2) иерархические ценности (ориентация на авторитет, власть);
3) стабилизационные ценности (желание определенности с учетом готовности к риску);
4) релятивные гендерные ценности (жесткость / мягкость отношений с учетом мужских / женских проявлений в деловых взаимоотношениях);
5) межличностные ценности (межличностная контекстуальность как учет личностных характеристик участников интеракции);
6) стереотипичные ценности (стереотипность восприятия с учетом укорененных в сознании особенностей поведения коммуникантов);
7) управленческие ценности (ориентация на идеологию, стратегию, принятие решений и др.);
8) этические и эстетические ценности (учет нравственной направленности поведения, красоты и гармонии взаимоотношений);
9) мотивационные ценности (учет опасного и безопасного, личного и общественного, воздействия власти, социальной идентификации, мобильности и др.).
Деловая коммуникация может осуществляться в форме совещания, презентации, деловой беседы, переговоров, консультации, интервью, публичного выступления или, к примеру, конференции.
Для формирования у студентов навыков деловой коммуникации, где культурные ценности выступают первичным элементом, реализуются различные конкурсы, предполагающие визуализацию, командное участие; конференции, включающие представителей разных лингвокультур; семинары; деловые игры, проекты онлайн и офлайн [3; 9]. В данных мероприятиях студенты формируют представления о путях и средствах профессионального самосовершенствования, критическое, логическое, аналитическое мышление. А также такие навыки деловой коммуникации как гибкость и способность к компромиссам; эмпатия; контроль эмоциональных состояний; отслеживание эмоционального напряжения, умение избежать конфликтных тем [17, С. 350-355].
Для осуществления деловой коммуникации студенты проходят несколько этапов:
- подготовка (постановка цели, распределение задач, сбор актуальной информации);
- планирование (продумывание этапов встречи, особенностей и регламента выступлений);
- дискутивно-рефлексивный этап обсуждение основных предложений, нахождение компромисса.
Стоит отметить, что подготовка для проведения переговоров или других форм деловой коммуникации требует времени. Несмотря на то, что обе стороны нацелены на сотрудничество, каждый из оппонентов имеет свою точку зрения и свой взгляд, поэтому каждый должен подготовить достаточное количество аргументов и сопроводительных материалов для пояснения собственного мнения и доказательства результативности идеи.
Деловая коммуникация на международном уровне требует дополнительных временных затрат, поскольку несет в себе некоторые особенности. Здесь культурные ценности играют ключевую роль [12, С. 24-29].
Студенты старших курсов приняли участие в конкурсе проектов, среди участников которого были иностранные студенты. Среди обучающихся был проведен электронный опрос, позволивший определить основные особенности взаимодействия с другими культурами.
Респонденты отмечают, что среди некоторых представителей иностранных граждан встречаются культуры, которые всегда задерживаются и опаздывают на встречи в среднем на 10-15 минут; многие приступают сразу к обсуждению главных вопросов, кто-то проводит предварительную приветственную беседу на 1-2 минуты как знак вежливости; для некоторых национальностей характерна достаточно продолжительная и отвлеченная беседа, предваряющая обсуждение основной темы (что осложняет соблюдение четкого регламента встречи); еще одной особенностью стало избегание взгляда своего оппонента (студенту из России было достаточно сложно привыкнуть к этому, поскольку данный признак автоматически расценивался как стремление избежать достижения компромисса в обсуждаемой проблеме).
Необходимо подчеркнуть тот факт, что мероприятия (коммуникативные тренинги-семинары), проводимые в течение учебного года, позволили студентам приспособиться к ярким особенностям своих партнеров по коммуникации и соответствующим образом реагировать на них без вреда для достижения общего результата (и на эмоциональном уровне, и на уровне поведения).
Тренинги проводились для студентов в онлайн-формате. Для обучающихся были разработаны несколько занятий, на которых были представлены приемы невербальной коммуникации [7; 13, С. 24-27].
Охарактеризованы основные необходимые позы.
К примеру, руки и ноги не скрещены - открытость и доброжелательность, легкий наклон головы - заинтересованность, редкие кивки головой как признак активного слушания.
Уделено внимание темпу речи и громкости.
Например, необходимы паузы, обращение внимания на то, хорошо ли слышит собеседник.
Жестикуляция и мимика.
Например, копирование тех или иных жестов и мимических реакций позволяет наиболее быстро установить доверительные отношения.
Внешний вид.
Например, необходимо избегать крайностей, неопрятный и неаккуратный, а также излишне формальный вид может вызвать недоверие со стороны партнера по коммуникации.
В результате анализа фактического материала и с опорой на специальную литературу [5; 6] нами были выделены критерии оценки сформированности навыков деловой коммуникации студентов высших учебных заведений:
- мотивационный (ценностное отношение к русской культуре и культуре других народов, перспективности обладанию навыками деловой коммуникации, соблюдению норм речевого поведения);
- когнитивный (умение воспринимать информацию от своего оппонента, обрабатывать ее и передавать);
- деятельностный (умение использовать полученную информацию и реализовывать ее на практике в деловом общении).
Для оценки навыков коммуникации студентов был использован тест, разработанный на основе теста оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского [14].
Тест содержит вопросы закрытого типа, которые предполагают ответы «да», «нет», «иногда». Далее представлен фрагмент опросника.
1. Когда вы знаете, что вам предстоит встреча, выбивает ли вас данный факт из ровного темпа жизни?
2. Приносит ли вам неудовольствие выступление с докладом на конференции?
3. Свойственно ли вам постоянно откладывать визит к врачу?
4. Захотите ли вы избежать командировки в город, в котором никогда раньше не были?
5. Если вы оказались наедине с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу?
6. Было бы вам страшно, если бы вас пригласили в комиссию по разрешению конфликтных ситуаций?
7. Предпочтительнее ли вам излагать свою точку зрения в письменной форме?
Ответы «да» - 2 балла; «иногда» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;
Баллы, полученные в ходе исследования, суммировались.
30-31 балл - характеризует некоммуникабельного человека. Деловая коммуникация удается с трудом.
25-29 баллов говорят о замкнутости, неразговорчивости, новые контакты выводят из равновесия.
19-24 балла раскрывают в человеке неплохие навыки деловой коммуникации, общительность и уверенное поведение в малознакомой обстановке. Есть затруднения при знакомстве с новыми людьми.
14-18 баллов показывают нормальную коммуникабельность, человек выступает интересным собеседником, способным к аргументированным ответам. Такой студент отслеживает свои эмоциональные состояния, легко разрешает конфликтные ситуации, легко идет на контакт с новыми людьми.
9-13 баллов - это общительный человек, обладает достаточно высоким уровнем навыков деловой коммуникации. Легко высказывается по разным вопросам. Его речь спокойна и аргументирована. Знакомство с новыми людьми вызывает интерес.
3-8 баллов - высокий уровень навыков деловой коммуникации. Участие во всех дискуссиях, аргументированная точка зрения, легкий контакт с людьми, управление своим эмоциональным состоянием, отслеживание эмоций своего оппонента, грамотная речь.
Наибольший процент студентов (55%) в начале исследования показал результаты в 14-18 баллов. То есть многие демонстрировали хорошие навыки деловой коммуникации. К концу исследования результаты диагностики высветили улучшение показателей: наибольший процент обучающихся (73%) набрал 9-13 баллов (42%) и 3-8 баллов (31%). Следовательно, можно сделать вывод, что участие студентов в тренингах, играх, конкурсах, проектах и других мероприятиях, проводимых с учетом культурных ценностей, оказывает положительное влияние на формирование навыков деловой коммуникации.
Выводы. Деловая коммуникация является одним из важнейших инструментов профессиональной деятельности. Основываясь на культурных ценностях, деловая коммуникация становится инструментом для более результативного достижения профессиональных целей. Проведенное исследование позволило выявить значимость тренингов, конкурсов, конференций и других мероприятий, учитывающих культурные ценности в формировании навыков деловой коммуникации. Высокий уровень коммуникативных навыков в профессиональной деятельности позволяет сохранять конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Литература:
1. Ахмадова, Т.Х. Формирование проектно-исследовательских компетенций студентов в вузе / Т.Х. Ахмадова, Г.М. Махаева, Н.Ю. Гаджиева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 363-364. - DOI 10.24412/19915500-2020-685-363-364. - EDN MOABCK.
2. Бусыгина, М.В. Корреляция понятий "пресс-релиз", "новости", "реклама" в современном медиадискурсе / М.В. Бусыгина, М.Р. Желтухина // Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 20. - С. 641-653. - EDN UAVINH.
3. Ваганова, О.И. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное дидактическое средство формирования межкультурного диалога / О.И. Ваганова, М.Р. Желтухина, Л.А. Донскова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3; URL: https://science-education.m/artide/view?id=31730 (дата обращения: 23.05.2022).
4. Васильева, Е.В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации / Е.В. Васильева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 94-99. - DOI 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.11. - EDN MADEIC.
5. Горбунова, Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 112-116. - EDN JEMDCB.
6. Дульчаева, И.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности / И.Л. Дульчаева, Н.Б.Ц. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 7(87). - С. 82-87. - DOI 10.24158/spp.2021.7.14. - EDN XUXTDY.
7. Ермолаева, Е.Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Е.Л. Ермолаева, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 1(4). - С. 7-15. - DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. - EDN UPZPGW.
8. Желтухина, М.Р. Мода на биологически активные добавки и тренажеры: воздействие медиарекламы на адресата через популяризацию базовых ценностей китайской лингвокультуры / М.Р. Желтухина, А.В. Украинская, О.Д. Шмелева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-2(66). - С. 101-104. - EDN XAHGNZ.
9. Желтухина, М.Р. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации / М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 95-100. - EDN DZNTGI.
10. Овечкина, А.И. Влияние проектной деятельности на формирование общепрофессиональных компетенций / А.И. Овечкина, Н.П. Петрова, Р.И. Присяжная // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 6(132). - С. 142-148. - EDN ZPQIAU.
11. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.
12. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.
13. Родинова, Н.П. Внешний вид и жесты как инструменты деловой коммуникации / Н.П. Родинова, А.С. Сергеев, С.Ю. Соколов // Национальная Ассоциация Ученых. - 2018. - № 9(36). - С. 24-27. - EDN YWFTNS.
14. Ряховский, В.Ф. Оценка уровня общительности // Психологические тесты онлайн. URL: https://psytests.org/interpersonal/commr.html.
15. Янкина, Н.В. Обучение межкультурной коммуникации как компонент профессионального образования личности / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 102-104. - DOI 10.23670/IRJ.2020.96.6.097. - EDN ADRNLA.
16. Concept "Medical Museum" as a Sociocultural Phenomenon / N.V. Chizh, G.G. Slyshkin, M.R. Zheltukhina [et al.] // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - No 17. - P. 10529-10538. - EDN WYLQKV.
17. Development of professional-pedagogical focus of a teacher in vocational training / O.I. Vaganova, I.S. Vinnikova, L.A. Sundeeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 25. - P. 350-355. - EDN JIBYPQ.
18. Review Article: Geert Hofstede: Culture"s Consequences: International Differences in Work Related Values. 1980, Beverly Hills/London: Sage. 474 pages // Organization Studies. - 1983. - Vol. 4. - No 4. - P. 390-391. - DOI 10.1177/017084068300400409. - EDN JOPNOJ.
19. Utilitarian and aesthetic values in the modern German society (through the example of print media advertisements) / M.R. Zheltukhina, N.A. Krasavsky, G.G. Slyshkin, E.B. Ponomarenko // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11. - No 5. - P. 1411-1418. - EDN NZGQMX.
Педагогика
УДК 37.03, 159.9
доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Бусыгина Марьяна Владимировна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)
ПРОФАЙЛИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Цель статьи: анализ возможностей профайлинга как инновационной технологии в подготовке студентов. В статье обозначаются основные преимущества данной инновационной технологии. Раскрываются ее значение и перспективы в реализации образовательного процесса. Преимущества профайлинга определяются в процессе оперативной оценки личности в целом, ее намерений в соответствии с вербальными и невербальными реакциями. Профайлинг в современном образовательном процессе выступает в качестве одного из результативных инструментов построения аксиологического диалога и взаимодействия для достижения поставленных образовательных и профессиональных целей.
Ключевые слова: профайлинг, инновационные технологии, коммуникация, общение, профессиональное обучение, образовательный процесс, студенты.
Annotation. The purpose of the article is to analyze the possibilities of profiling as an innovative technology in the preparation of students. The article outlines the main advantages of this innovative technology. Its significance and prospects in the implementation of the educational process are revealed. The advantages of profiling are revealed in the process of rapid assessment of the personality, its intentions in accordance with verbal and non-verbal reactions. Profiling in the modern educational process acts as one of the effective tools for building an axiological dialogue and interaction to achieve the educational and professional goals.
Key words: profiling, innovative technologies, communication, communication, vocational training, educational process, students.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/
Введение. Для достижения целей построения эффективной коммуникации и результативного развития связей в настоящее время задействуются различные инновационные технологии [5; 12; 13]. Среди них часто встречается профайлинг, позволяющий выстраивать взаимодействие на основе учета личностных характеристик и черт оппонента. Современный преподаватель, тьютор или коуч, обладая приемами составления психологического портрета способен к построению наиболее оптимального образовательного процесса, в котором принимают участие в котором заинтересованы все его субъекты.
Впервые профайлинг был использован специальными службами в целях прогнозирования поведения дисфункциональных личностей, лиц, склонных к делинквентому поведению, любо преступных личностей. Однако многофункциональность технологии позволила применять ее в современных условиях более широко [16]. В подготовке студентов профайлинг становится значимым инструментом для формирования качественного аксиологического диалога [1]. Реализация возможностей профайлинга способствует быстрой оценке личности в целом, ее намерений в соответствии с вербальными и невербальными реакциями, воспроизводимыми в той или иной ситуации. Составление подробного психологического портрета создает реальные возможности для контроля конкретных случаев и своевременного предотвращения конфликтов, налаживания контактов.
Цель статьи: анализ возможностей профайлинга как инновационной технологии в подготовке студентов. Современные условия, обозначившие высокие темпы развития различных сфер жизни общества требуют оперативной оценки как ситуации, так и человека, выступающего главным субъектом коммуникации для достижения наилучших результатов взаимодействия. Поэтому, внедрение в образовательный процесс профайлинга как инновационной технологии обладает высоким потенциалом в расширении возможностей студентов для осуществления образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Профайлинг - это технология, способствующая составлению психологического портрета личности и определению ее намерений в ближайшей (а в некоторых случаях долгосрочной) перспективе [6].