Научная статья на тему 'ПРОФАЙЛИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ'

ПРОФАЙЛИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФАЙЛИНГ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтухина Марина Ростиславовна, Бусыгина Марьяна Владимировна

Цель статьи: анализ возможностей профайлинга как инновационной технологии в подготовке студентов. В статье обозначаются основные преимущества данной инновационной технологии. Раскрываются ее значение и перспективы в реализации образовательного процесса. Преимущества профайлинга определяются в процессе оперативной оценки личности в целом, ее намерений в соответствии с вербальными и невербальными реакциями. Профайлинг в современном образовательном процессе выступает в качестве одного из результативных инструментов построения аксиологического диалога и взаимодействия для достижения поставленных образовательных и профессиональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желтухина Марина Ростиславовна, Бусыгина Марьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILING AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY IN STUDENT TRAINING

The purpose of the article is to analyze the possibilities of profiling as an innovative technology in the preparation of students. The article outlines the main advantages of this innovative technology. Its significance and prospects in the implementation of the educational process are revealed. The advantages of profiling are revealed in the process of rapid assessment of the personality, its intentions in accordance with verbal and non-verbal reactions. Profiling in the modern educational process acts as one of the effective tools for building an axiological dialogue and interaction to achieve the educational and professional goals.

Текст научной работы на тему «ПРОФАЙЛИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

12. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.

13. Родинова, Н.П. Внешний вид и жесты как инструменты деловой коммуникации / Н.П. Родинова, А.С. Сергеев, С.Ю. Соколов // Национальная Ассоциация Ученых. - 2018. - № 9(36). - С. 24-27. - EDN YWFTNS.

14. Ряховский, В.Ф. Оценка уровня общительности // Психологические тесты онлайн. URL: https://psytests.org/interpersonal/commr.html.

15. Янкина, Н.В. Обучение межкультурной коммуникации как компонент профессионального образования личности / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 102-104. - DOI 10.23670/IRJ.2020.96.6.097. - EDN ADRNLA.

16. Concept "Medical Museum" as a Sociocultural Phenomenon / N.V. Chizh, G.G. Slyshkin, M.R. Zheltukhina [et al.] // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - No 17. - P. 10529-10538. - EDN WYLQKV.

17. Development of professional-pedagogical focus of a teacher in vocational training / O.I. Vaganova, I.S. Vinnikova, L.A. Sundeeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 25. - P. 350-355. - EDN JIBYPQ.

18. Review Article: Geert Hofstede: Culture"s Consequences: International Differences in Work Related Values. 1980, Beverly Hills/London: Sage. 474 pages // Organization Studies. - 1983. - Vol. 4. - No 4. - P. 390-391. - DOI 10.1177/017084068300400409. - EDN JOPNOJ.

19. Utilitarian and aesthetic values in the modern German society (through the example of print media advertisements) / M.R. Zheltukhina, N.A. Krasavsky, G.G. Slyshkin, E.B. Ponomarenko // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11. - No 5. - P. 1411-1418. - EDN NZGQMX.

Педагогика

УДК 37.03, 159.9

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Бусыгина Марьяна Владимировна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

ПРОФАЙЛИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Цель статьи: анализ возможностей профайлинга как инновационной технологии в подготовке студентов. В статье обозначаются основные преимущества данной инновационной технологии. Раскрываются ее значение и перспективы в реализации образовательного процесса. Преимущества профайлинга определяются в процессе оперативной оценки личности в целом, ее намерений в соответствии с вербальными и невербальными реакциями. Профайлинг в современном образовательном процессе выступает в качестве одного из результативных инструментов построения аксиологического диалога и взаимодействия для достижения поставленных образовательных и профессиональных целей.

Ключевые слова: профайлинг, инновационные технологии, коммуникация, общение, профессиональное обучение, образовательный процесс, студенты.

Annotation. The purpose of the article is to analyze the possibilities of profiling as an innovative technology in the preparation of students. The article outlines the main advantages of this innovative technology. Its significance and prospects in the implementation of the educational process are revealed. The advantages of profiling are revealed in the process of rapid assessment of the personality, its intentions in accordance with verbal and non-verbal reactions. Profiling in the modern educational process acts as one of the effective tools for building an axiological dialogue and interaction to achieve the educational and professional goals.

Key words: profiling, innovative technologies, communication, communication, vocational training, educational process, students.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/

Введение. Для достижения целей построения эффективной коммуникации и результативного развития связей в настоящее время задействуются различные инновационные технологии [5; 12; 13]. Среди них часто встречается профайлинг, позволяющий выстраивать взаимодействие на основе учета личностных характеристик и черт оппонента. Современный преподаватель, тьютор или коуч, обладая приемами составления психологического портрета способен к построению наиболее оптимального образовательного процесса, в котором принимают участие в котором заинтересованы все его субъекты.

Впервые профайлинг был использован специальными службами в целях прогнозирования поведения дисфункциональных личностей, лиц, склонных к делинквентому поведению, любо преступных личностей. Однако многофункциональность технологии позволила применять ее в современных условиях более широко [16]. В подготовке студентов профайлинг становится значимым инструментом для формирования качественного аксиологического диалога [1]. Реализация возможностей профайлинга способствует быстрой оценке личности в целом, ее намерений в соответствии с вербальными и невербальными реакциями, воспроизводимыми в той или иной ситуации. Составление подробного психологического портрета создает реальные возможности для контроля конкретных случаев и своевременного предотвращения конфликтов, налаживания контактов.

Цель статьи: анализ возможностей профайлинга как инновационной технологии в подготовке студентов. Современные условия, обозначившие высокие темпы развития различных сфер жизни общества требуют оперативной оценки как ситуации, так и человека, выступающего главным субъектом коммуникации для достижения наилучших результатов взаимодействия. Поэтому, внедрение в образовательный процесс профайлинга как инновационной технологии обладает высоким потенциалом в расширении возможностей студентов для осуществления образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Профайлинг - это технология, способствующая составлению психологического портрета личности и определению ее намерений в ближайшей (а в некоторых случаях долгосрочной) перспективе [6].

Профайлер способен определить мотивы человека, достоверность информации, разработать алгоритм поведения в процессе общения с человеком в соответствии с его психологическими особенностями [17, С. 119].

Технология профайлинга предполагает осуществление грамотной оценки вербального и невербального поведения людей, оценки специфики контекста ситуации, ценностного аспекта интеракции, в рамках которой действует профайлер и влияние основных фактов [6].

Результатом реализации технологии является прогноз поведения человека (оппонента) по его жестам, мимике и движениям тела. Овладение технологией профайлинга позволяет определять психотипологические особенности личности для контроля и управления ситуацией.

Анализ научной литературы [3; 8; 10], различных исследований показывает, что в процессе общения человек отражает полный спектр переживаемых эмоций. Среди них базовыми являются: страх, удивление, гнев, радость, печаль, отвращение и презрение. За счет распознавания эмоций через жесты и мимику (посредством выявления неконгруэнтности слов и жестов) появляется возможность определить ложь [4]. Следует обратить внимание, что оценке подлежит весь комплекс реакций для избежания ошибок.

Конгруэнтность является одним из важнейших понятий в рамках технологии профайлинга. Было введено Карлом Роджерсом для описания различного «Я», в котором сочетаются эмоции, чувства, установки и проживаются адекватно и неискаженно [7]. Конгруэнтное поведение характеризуется как целостное и проявляется через согласованные слова, действия, мимику, жесты, интонации и движения.

Формирование навыков реализации профайлинга предполагает соблюдение принципа активности, целесообразности, обратной связи, новизны.

Профайлинг осуществляется в несколько этапов. Анализ первого впечатления (в ходе наблюдения студент оценивает внешность и общее поведение своего оппонента) [18]. Фиксируются все внешние особенности и специфика поведения. Особенное внимание уделяется нестандартным особенностям внешности и вызывающим подозрения отклонениям в поведении. Определяется тип личности [2]. Характеристика типов личности может быть достаточно широка. Представим типологию Майерс-Бриггс, в основе которой лежит 4 шкалы: ориентация сознания (экставерсивное, интроверсивное); ориентация в конкретных ситуациях (в качестве опоры человек выбирает либо материальную информацию, либо интуитивные способности); способ принятия решения (основывается либо на логике, либо на эмоциях); подготовка и представление решения (в качестве основы четкое планирование, либо ориентация на существующие обстоятельства и решение проблем по мере их поступления по ситуации) [11].

На основе шкал формируется 16 типов личностей, которые можно определить с помощью профайлинга. В качестве примера следует привести: «логист» (последователен в работе, выполняет задачи четко и вовремя, обладает высоким уровнем ответственности, легко оптимизирует любые процессы); «адвокат» (свойственна прямолинейность, творческая составляющая, обладает высоким уровнем эмпатии, способен легко генерировать идеи); «архитектор» (хорошая самоорганизация, ответственен, склонен мыслить как рационально, так и интуитивно) [9].

Далее профайлер выявляет наличие определенных признаков страха, растерянности, подавленности, агрессии.

В ходе беседы выясняются основные интересующие сведения, изучается реакция на поставленные вопросы.

За счет детальной проработки вербального и невербального взаимодействия как студенты, так и преподаватели регулируют уровень конфликтности. Преподаватель определяет способность обучающегося излагать точку зрения с учетом своих психологических особенностей.

Для студентов были проведены вебинары, посвященные теме овладения технологией профайлинга. В качестве основных тем были выделены: понятие профайлинга и его реализация в различных сферах жизни общества; визуальная психодиагностика; типология личности; базовые психотипы и их характеристики [19]. Для рассмотрения были предложены ситуационные задачи.

После проведения вебинаров среди студентов был проведен опрос для выявления заинтересованности обучающихся в овладении технологией профайлинга. В исследовании приняли участие студенты в возрастных категориях от 20 до 34 лет (очная и заочная форма обучения).

Для ответа на вопрос: «Необходимо ли продолжать внедрение технологии профайлинга в образовательный процесс?», студентам были предложены варианты ответов: да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет; свободный ответ. Более половины респондентов (68% участников) ответили «да»; 32% обучающихся выбрали второй вариант ответа «скорее да, чем нет». Из общего числа студентов 56% также выбрали свободный ответ, в котором указали причины необходимости профайлинга и основные возможности, которые они видят в его изучении.

Обобщая полученные результаты можно выделить, что среди ответов наиболее часто встречающимися стали: профайлинг является технологией будущего для оперативного взаимодействия с человеком; профайлинг является важной частью психологии и это было бы интересно для будущей профессиональной деятельности; полученные навыки полезны как для решения бытовых вопросов, так и для обучения и профессиональной деятельности; профайлинг позволяет быстро диагностировать возможные точки соприкосновения с оппонентом; профайлинг способствует ведению результативных переговоров. В статье мы представили неисчерпывающий список, который был обозначен студентами.

В основе проверки способности студентов к использованию технологии профайлинга - опросник для измерения эмоционального интеллекта испытуемых (ЭмИн, Д.В. Люсин) [15, С. 34].

Эмоциональный интеллект в данном контексте понимается как способность распознавать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями [19]. Человек может установить факт эмоционального переживания, определить какая именно эмоция проживается и словесно ее обозначить. Может выявить причину ее возникновения и последствия. В основе структуры опросника лежит межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, который дает возможность понимать и управлять эмоциями. Межличностный интеллект включает понимание и управление чужими эмоциями, внутриличностный позволяет управлять своими эмоциями [15; 15-19]. В опросник включены утверждения, с которыми студентам следует согласиться или опровергнуть [14]. Учитывался каждый вид эмоционального интеллекта.

В опросник включены 46 утверждений. Подсчет баллов осуществлялся по следующей схеме: 0 баллов - совсем не согласен; 1 - больше не согласен, сем согласен, 2 - больше согласен, чем не согласен; 3 - согласен. Все утверждения объединены в несколько субшкал, касающихся понимания и управления своими и чужими эмоциями. Баллы суммировались по каждой отдельной шкале.

В опросе приняли участие студенты высших учебных заведений. Выборка составила 246 человек.

Далее представим пример вопросов, включенных в тест: мне затруднительно восстановить хорошие отношения с человеком, если он на меня обижен; я легко догадываюсь о чувствах, которые испытывает человек по выражению его лица; я легко могу придумать себе занятие, которое поднимет мне настроение; у меня с трудом получается влиять на эмоциональное состояние моего собеседника; когда я раздражителен, мне трудно сдерживать себя и я могу высказать все что думаю; мне легко определить душевное состояние людей без слов; мне легко удается помочь близким, успокоив их в

трудной ситуации; я контролирую чувства на своем лице; я знаю как привести свои чувства в порядок; иногда мое настроение меняется беспричинно, появляется грусть или радость.

Большинство участников справились с тестом на высоком уровне. Многие склонны к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, способны к выстраиванию межличностного эмоционального контакта. Как отмечают сами студенты, им стало проще выстраивать общение, за небольшой промежуток времени им удалось расширить круг профессиональных знакомств и обмениваться опытом для дальнейшего самосовершенствования.

Выводы. Профайлинг выступает результативным инструментом в подготовке студентов, в формировании коммуникативных навыков и навыков построения результативного аксиологического диалога. Проведенное исследование показывает, что среди студентов разных возрастов профайлинг является актуальной для изучения темой, которая раскрывается в необходимости ведения качественного взаимодействия, основанного на понимании вербального и невербального отклика своего оппонента на тот или иной вопрос межличностного или межкультурного характера.

Поэтапное использование технологии, просмотр соответствующих видеороликов и участие в мастер-классах и вебинарах позволяют студентам с большей степенью достоверности определять намерения человека в процессе взаимодействия. Дальнейшее систематическое использование инструментов профайлинга расширяет возможности студента в освоении технологии и построении результативного диалога.

Литература:

1. Ахмадова, Т.Х. Формирование проектно-исследовательских компетенций студентов в вузе / Т.Х. Ахмадова, Г.М. Махаева, Н.Ю. Гаджиева// Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №6 (85). - С. 363-364.

2. Булаева, М.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых / М.Н. Булаева, А.В. Лапшова, Ю.Н. Петров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 10. - С. 220-231. - DOI 10.12731/2218-7405-2015-10-20. -EDN VBLWDV.

3. Бусыгина, М.В. Корреляция понятий "пресс-релиз", "новости", "реклама" в современном медиадискурсе / М.В. Бусыгина, М.Р. Желтухина // Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 20. - С. 641-653. - EDN UAVINH.

4. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е.А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. № 2 (27). - С. 57-59.

5. Ваганова, О.И. Поисково-исследовательская технология обучения / О.И. Ваганова, А.В. Гладков, Е.А. Алешугина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. -№ 1(59). - С. 131-134. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-131-135. - EDN MGOKID.

6. Ваганова, О.И. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе / О.И. Ваганова, Н.П. Бахарев, М.Н. Булаева, А.В. Лапшова, М.М. Кутепов // Amazonia Investiga. - 2020. - Т. 9. №26. - С. 383-390.

7. Ваганова, О.И. Формирование профессионально-педагогической направленности педагога профессионального обучения / О.И. Ваганова, И.С. Винникова, Л.А. Сундеева, М.М. Кутепов, А.А. Попкова // Amazonia Investiga. - 2020. - Т. 9. №25. - С. 350-355.

8. Гладкова, М.Н. Реализация идей личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании / М.Н. Гладкова, М.А. Карпова, М.П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.

9. Горбунова, Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-2. - С. 112-116.

10. Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности : Коллективная монография / Н.В. Барышников, А.Л. Бердичевский, Л.Г. Викулова [и др.]. - Москва: НЕОЛИТ, 2017. - 424 с. - ISBN 978-5-9909479-7-9. -EDN ZRFIKJ.

11. Дульчаева, И.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности / И.Л. Дульчаева, Н.Б.-Ц. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - №7 (87). - С. 82-87.

12. Желтухина, М.Р. Когнитивно-дискурсивные практики в игровой АЯЯ среде: через междисциплинарные ресурсы к искусственному интеллекту / М.Р. Желтухина, О.А. Шабалина // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке: Сборник научных трудов. В двух частях, Москва, 10-16 октября 2020 года / Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак,

B.В. Климов, П.М. Балабан. - Москва: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", 2021. -

C. 108-111. - EDN CHTRRJ.

13. Желтухина, М.Р. Политический и масс-медиальный дискурсы: воздействие - восприятие - интерпретация / М.Р. Желтухина // Язык, сознание, коммуникация. - Москва: ООО "МАКС Пресс", 2003. - С. 38-51. - EDN UBCOYD.

14. Лапшова, А.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А.В. Лапшова, С.А. Цыплакова, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. -EDN ATHDJY.

15. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2004. - С. 29-36.

16. Нежкина, Л.Ю. Содержание и технологии дисциплины «Профайлинг, методы выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы» в образовательных организациях МВД России / Л.Ю. Нежкина, А.С. Душкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - №1 (89). - С. 195-201.

17. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №10. - С. 119-124.

18. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». -2014. - 4(64). - C. 24-29.

19. Янкина, Н.В. Обучение межкультурной коммуникации как компонент профессионального образования личности / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №6-3 (96). - С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.