Научная статья на тему 'ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2339
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Кобалян Анна Аликовна

Целью статьи является рассмотрение форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях. В работе раскрывается понятие наставничества и основные аспекты его реализации в формировании профессиональной компетентности студента, подготовке высококвалифицированного специалиста. Обозначаются субъекты наставнической деятельности и особенности их взаимодействия. Наставничество для современного образования обладает высокой значимостью, поэтому на сегодняшний день в целях сохранения и повышения качества образовательного процесса наставничеству, его формам и видам уделяется большое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND TYPES OF MENTORING OF TEACHING STAFF IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The purpose of the article is to consider the forms and types of mentoring of teaching staff in educational organizations. The paper reveals the concept of mentoring and the main aspects of its implementation in the formation of a student's professional competence, the training of a highly qualified specialist. The subjects of mentoring activity and the features of their interaction are designated. Mentoring is of high importance for modern education, therefore, today, in order to preserve and improve the quality of the educational process, mentoring, its forms and types are given great attention.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Литература:

1. Жураковский, В.М. Профессиональное самоопределение - дорога в постиндустриальный мир: монография / В.М. Жураковский, В.Г. Мартынов, А.А. Туманов. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2021. - 162 с.

2. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи / И.С. Сергеев, В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина [и др.1. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 20 с.

3. Козырев, Н.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования / Н.А. Козырев, О.А. Козырева // Современная педагогика. - 2015. - № 8 (33). - С. 14-23.

4. Нечаев, М.П. Развитие среды профессионального самоопределения в системе отечественного образования / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 1 (37). - С. 111-117

5. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 3. - С. 72-85.

6. Сериков, В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития / В.В. Сериков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2020. - № 4 (70). - С. 62-66

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

гуманитарных и общенаучных дисциплин Гладкова Марина Николаевна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала

инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень);

заместитель директора по методической и

информационно-аналитической работе Кобалян Анна Аликовна

Нижегородский техникум отраслевых технологий (г. Нижний Новгород)

ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях. В работе раскрывается понятие наставничества и основные аспекты его реализации в формировании профессиональной компетентности студента, подготовке высококвалифицированного специалиста. Обозначаются субъекты наставнической деятельности и особенности их взаимодействия. Наставничество для современного образования обладает высокой значимостью, поэтому на сегодняшний день в целях сохранения и повышения качества образовательного процесса наставничеству, его формам и видам уделяется большое внимание.

Ключевые слова: наставничество, преподаватель, профессиональное образование, образовательный процесс, педагогический состав, формы и виды наставничества.

Annotation. The purpose of the article is to consider the forms and types of mentoring of teaching staff in educational organizations. The paper reveals the concept of mentoring and the main aspects of its implementation in the formation of a student's professional competence, the training of a highly qualified specialist. The subjects of mentoring activity and the features of their interaction are designated. Mentoring is of high importance for modern education, therefore, today, in order to preserve and improve the quality of the educational process, mentoring, its forms and types are given great attention.

Key words: mentoring, teacher, professional education, educational process, teaching staff, forms and types of mentoring.

Введение. Современный этап развития общества, профессионального образования в частности сопровождается глобальными динамичными изменениями, которые требуют постоянной адаптации к ним. Сегодняшний специалист должен легко адаптироваться под существующую действительность. Вместе с этой потребностью продолжается рост требований как к молодым специалистам, так и к педагогическим работникам с большим стажем.

Востребованность новых компетенций, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, к примеру, резко обострилась в период пандемии в 2020 году [1, C. 133]. Затруднения коснулись многих тем: организации дистанционного процесса обучения; взаимодействия в электронных условиях, организации самостоятельной работы и др. [2, C. 122]. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования требования предъявляются к педагогу и с точки зрения обучения, воспитания и развития студента, и организации взаимодействия, и организации инновационной деятельности и др. Во некоторых случаях педагоги испытывают профессиональные дефициты. Необходимость устранения указанных дефицитов предусматривается Указом президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Под профессиональным дефицитом понимается отсутствие или недостаточная сформированность компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [3, C. 383].

Новое поколение обладает высоким уровнем технических и технологических знаний, что обуславливает появление затруднений у многих преподавателей [4, C. 58]. При этом появляется необходимость в персонифицированной методической помощи наставника, призванного удовлетворить индивидуальные профессиональные запросы педагогического работника [5, C. 350].

Нельзя не отметить, что современный институт наставничества сосуществует с тренингами, коучингами, менторингом и другими способами совершенствования профессиональной компетентности [6, C. 25]. Однако, в отличие от них наставничество предполагает адаптацию, обучение и дальнейшее сопровождение наставляемого [7, C. 123]. Оно носит длительный системный характер.

Среди характеристик наставничества можно выделить: практика длительного сопровождения; передача опыта через освоение нового в процессе деятельности (наставляемый как субъект наставничества самостоятельно действует, выполняет проекты, изучает технологии...); осуществление анализа рисков в процессе реализации того или иного действия [8, C. 155]; формирование доверительных отношений между наставником и наставляемым (с возможностью выбора наставника).

Наставничество можно рассматривать как целенаправленный систематизированный процесс совершенствования профессиональной компетентности молодого специалиста, педагога, обладающего профессиональными дефицитами.

Наставники действуют в рамках персонализированной программы, которая заключается в реализации комплекса мероприятий для организации взаимоотношений субъектов наставничества в определенных формах с целью достижения конкретных результатов [9, С. 220]. Персонализация (индивидуализация) способствует мотивированности наставляемого, учету его интересов, особенностей и потребностей [10, С. 195]. Индивидуализированное сопровождение является системой методической поддержки, которая обеспечивает создание необходимых условий для профессиональной деятельности [11, С. 20].

Среди задач наставничества можно выделить: активизация профессионального становления (для молодых специалистов), поддержка в профессиональной адаптации; формирование профессиональных и моральных качеств, необходимых педагогу, оценка профессиональных знаний.

Целью статьи является рассмотрение форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Поле дефицитов и вопросов современного преподавателя отличается особой широтой. Несмотря на то, что отдельные запросы отличается друг от друга степенью выраженности, современные формы и виды наставничества позволят разрешить многие проблемные стороны, актуальные для педагогического состава. Актуальность выявления форм и методов наставничества обусловлена необходимостью систематического повышения уровня компетентности педагогического состава в связи с высокими темпами обновления информационной базы и развития технологий.

Изложение основного материала статьи. Как субъекты наставничества выступают наставник и наставляемый, которые взаимодействуют на протяжении всего периода наращивания профессиональных компетенций. Наставничество в вузе реализуется в разных формах.

Под формами принято понимать способ организации наставничества, в котором работа групп наставников, пары наставников или одного наставника осуществляется в рамках ролевой ситуации, выбор которой обусловлен потребностями нас наставляемых, программой наставничества.

Формы организации можно охарактеризовать по количеству участников и степени открытости. По количеству участников стоит выделить:

- групповые (работает группа наставляемых);

- индивидуальные (по принципу: один наставник - один наставляемый);

- коллективно-индивидуальные (форма, при которой шефство над одним молодым сотрудником осуществляет коллектив наставников);

- коллективно-групповые (педагогический состав (отдельная группа) осуществляет наставничество над коллективом (небольшой группой) молодых специалистов.

Выделяя формы по степени открытости взаимодействия, стоит отметить:

- прямое открытое взаимодействие, при котором субъекты наставничества общаются не только во время рабочего процесса, но и в неформальном пространстве;

- опосредованное взаимодействие (установление формального контакта в формате советов и рекомендаций).

Также можно выделить более конкретные формы: «педагог-педагог»; «руководитель образовательной организации и педагог»; «педагог, осуществляющий профессиональную деятельность в вузе или колледже - молодой сотрудник образовательной организации».

В рамках работы «педагог-педагог» осуществляется закрепление нового молодого сотрудника в должности. Наставник занимается повышением его профессионального потенциала, создает для этого необходимые условия. Нами были проанализированы основные формы взаимодействия среди участников исследования в результате чего было выявлено, что наиболее распространенной классической формой взаимодействия является опытный педагог и молодой специалист. В данном случае идет непрерывное взаимодействие, в котором наставник выступает примером успешного сотрудника и специалиста конкретной организации. В результате такого общения молодой педагог не только получает необходимые компетенции, но и закрепляется в данной образовательной организации. Один на один - форма при которой осуществляется отбор наставника и наставляемого по таким критериям как опыт, имеющиеся навыки и компетенции, личностные качества и др.

В процессе наставничества также замечаются формы: педагог-новатор и педагог-консерватор. Именно в этом взаимодействии происходит совершенствование актуальных информационно-коммуникационных компетенций. Наставляемый педагог входит в педагогическое сообщество в другом качестве, как эксперт в области инновационных технологий.

Задачу профессионального становления решает также форм наставничества: руководитель образовательной организации - педагог. В этом взаимодействии происходит адаптация, формирование сплоченного коллектива.

Самое тесное взаимодействие отмечено между работодателем и студентом образовательной организации. В данном случае работодатель способствует формированию кадров для собственной организации. Студент вступает во взаимодействие с другими членами коллектива.

В процессе исследования были отмечены несколько видов наставничества: виртуальное (дистанционное) -применяется довольно часто в современных условиях; краткосрочное (целеполагающее) наставничество при котором устанавливается график взаимодействия для достижения конкретных целей.

Виртуальное взаимодействие включает использование электронных платформ, приложений для видеоконференций, социальные сети. За счет удаленного взаимодействия круг наставников может быть расширен, взаимодействие становится доступным для большого количества людей, нуждающихся в профессиональной помощи.

Менее проявленным является реверсивный вид наставничества, при котором более молодой педагог предоставляет помощь наиболее опытному. Для ситуационного наставничества характерна помощь наставника только по конкретным вопросам, вызывающим особое затруднение. Однократная встреча наставника(ов) с более опытным наставником(ми) для консультации по вопросам взаимодействия с другими работниками характерна для скоростного консультационного вида.

Наиболее распространёнными формами наставничества стали: педагог-педагог (50%); руководитель организации -молодой педагог (35%); педагог-новатор и консервативный педагог (15%). При этом были задействованы виртуальные виды наставничества и ситуационные.

Исследование направлено на выявление актуальности персонифицированного методического сопровождения, реализации наставничества педагогических работников в образовательной организации.

Педагогам было предложено ответить на вопрос «Необходима ли Вам поддержка наставника для совершенствования профессиональных компетенций?»; «Есть ли затруднения и вопросы в разрешении которых Вы нуждаетесь для осуществления профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие педагоги в возрасте от 25 до 50 лет. Для получения наиболее достоверных результатов педагоги были разделены на две категории: молодой педагогический состав (опыт работы от года до 5 лет); опытный педагогический состав (опыт работы от 5 лет). Общее количество респондентов составило 344 человека, среди которых 35% - сотрудники в возрасте от 25 до 30 лет, 65% - от 31 года и более. Молодые педагогические работники нуждаются в реализации возможностей наставника в силу небольшого опыта работы. Более опытные сотрудники отмечают нехватку знаний из-за высоких темпов обновления информационной и технологической базы.

В ходе исследования были выявлены следующие результаты:

- 68% опрошенных: да, наставничество мне необходимо, я нуждаюсь в систематическом обновлении базы знаний;

- 32% опрошенных: да, наставничество является необходимым элементом в профессиональной деятельности педагога.

При этом среди опрошенных были выделены педагоги, которые выразили желание стать наставниками своих коллег.

Для наставника можно определить следующие требования: наставник должен обладать опытом работы не менее трех лет; обладать стабильно высокими результативными показателями профессиональной деятельности; иметь авторитет среди сотрудников; обладать способностью к оказанию квалифицированной помощи своему подопечному; обладать коммуникативной компетентностью, осуществлять горизонтальные и вертикальные связи; обладать навыками управления (постановка целей, задач, организация и контроль деятельности, анализ результатов и внесение соответствующих изменений).

Выводы. Выявленные в процессе исследования формы и виды наставничества способствуют совершенствованию компетентности молодых педагогов, позволяют опытным педагогам войти в образовательное пространство в новом качестве, с более широким потенциалом осуществления профессиональной деятельности. Наставничество позволяет педагогам быть более результативными и творческими в решении образовательных задач. Проведенное исследование показывает высокую заинтересованность как молодых, так и опытных сотрудников в развитии института наставничества.

На сегодняшний день наставничество является востребованным направлением развития образования, поскольку своевременная квалифицированная помощь для самих специалистов является залогом сохранения и повышения качества подготовки студентов. За счет использования инновационных электронных инструментов в процессе оказания консультативной помощи расширяется круг участников (как наставников, так и наставляемых).

Система наставничества позволяет активизировать потребности молодых специалистов в профессиональном и личностно совершенствовании, развить их стремление к самореализации, решить задачу профессионального становления.

Литература:

1. Ваганова, О.И. Поисково-исследовательская технология обучения / О.И. Ваганова, А.В. Гладков, Е.А. Алешугина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. -№ 1(59). - С. 131-134. - DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-131-135. - EDN MGOKID.

2. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.

3. Methods and means of realization of interaction technologies in the university / O.I. Vaganova, N.P. Bakharev, M.N. Bulaeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 26. - P. 383-390. - DOI 10.34069/AI/2020.26.02.44. - EDN CXEQZK.

4. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е.А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 57-59. - DOI 10.26140/anip-2019-0802-0011. - EDN CUIHXM.

5. Development of professional-pedagogical focus of a teacher in vocational training / O.I. Vaganova, I.S. Vinnikova, L.A. Sundeeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 25. - P. 350-355. - EDN JIBYPQ.

6. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.

7. Лапшова, А.В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе профессиональной образовательной организации / А.В. Лапшова, Н.С. Петрова, Н.В. Сырова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 121-124. - EDN YTDMNI.

8. Голубцов, Н.В. Опыт применения информационных технологий в преподавании электроматериаловедения / Н.В. Голубцов, А.П. Сахаров, А.В. Гладков // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 4. - С. 155-159. - EDN NRXCJF.

9. Булаева, М.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых / М.Н. Булаева, А.В. Лапшова, Ю.Н. Петров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 10. - С. 220-231. - DOI 10.12731/2218-7405-2015-10-20. -EDN VBLWDV.

10. Лапшова, А.В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А.В. Лапшова, С.А. Цыплакова, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. -С. 195-198. - EDN ATHDJY.

11. Гладкова, М.Н. Реализация идей личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании / М.Н. Гладкова, М.А. Карпова, М.П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.

Педагогика

УДК 378

аспирант Васюков Сергей Николаевич

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет БРИКС (ЮниБРИКС)» (г. Москва)

ПРОФОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ

СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Аннотация. В статье автором излагаются технология повышения мотивации студентов железнодорожного колледжа обучаемых по программе 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Локомотивы", в процессе обучения специальной дисциплине "Автоматические тормоза подвижного состава", в Московском колледже транспорта федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российского университета транспорта». Раскрывается важность учета специфики профессии по которой обучаются студенты, при выборе педагогом технологии и методов и повышения мотивации у обучаемых. Вскрываться противоречия, которые могут отрицательно повлиять на мотивацию студентов. Затрагивается вопрос возникновения демотивации у студентов как процессе обучения, так и при прохождения производственной практики по причине психоэмоциональных перегрузок при выполнение своих должностных обязанностей. Разъясняется межпредметная связь специальной дисциплины "Автоматические тормоза подвижного состава" и предмета физика, а также раскрываться причины минимизации мотивации у студентов к изучению данного предмета в процессе обучения. Автором проведено исследование заинтересованности и мотивированности у студентов и отношения к специальным дисциплинам в процессе получения профессионального образования. В статье подчёркивается важность позитивной образовательной среды и индивидуальности подхода преподавателя к решению мотивационных вопросов у студентов. Описывается метод повышения мотивации обучаемых с помощью информативной медиатехнологии, приведен пример педагогического инструментария, который позволит не только более углубленно изучить предмет, но и позволит дать толчок познавательному интересу студентов, что в дальнейшем даст положительную динамику роста мотивации к изучению предмета у обучаемых. Научная новизна исследования заключается в исследования влияния профорентированных видеофильмов на мотивацию студентов железнодорожного колледжа в процессе обучения. В результате исследования выявлены факторы, способствующие формированию и развитию мотивации студентов железнодорожного колледжа.

Ключевые слова: студент, предмет, педагогический процесс, мотивация, железнодорожный колледж.

Annotation. In the article, the author describes the technology of increasing the motivation of students of the railway college trained under the program 23.02.06 Technical operation of rolling stock of railways. Locomotives", in the process of teaching the special discipline "Automatic brakes of rolling stock", at the Moscow College of Transport of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport". The importance of taking into account the specifics of the profession in which students are trained is revealed, when choosing a technology and methods by a teacher and increasing the motivation of students. Contradictions that can negatively affect the motivation of students are revealed. The issue of the emergence of demotivation in students both in the learning process and during the internship due to psycho-emotional overload in the performance of their duties is touched upon. The interdisciplinary connection of the special discipline "Automatic brakes of rolling stock" and the subject of physics is explained, as well as the reasons for minimizing students' motivation to study this subject in the learning process. The author conducted a study of the interest and motivation of students and attitudes towards special disciplines in the process of obtaining professional education. The article emphasizes the importance of a positive educational environment and the individuality of the teacher's approach to solving students' motivational issues. The method of increasing the motivation of students with the help of informative media technology is described, an example of pedagogical tools is given, which will allow not only to study the subject in more depth, but also will give an impetus to the cognitive interest of students, which in the future will give a positive growth dynamics of motivation to study the subject among students. The scientific novelty of the study lies in the study of the influence of professionally oriented videos on the motivation of railway college students in the learning process. As a result of the study, the factors contributing to the formation and development of the motivation of railway college students were identified.

Key words: student, subject, pedagogical process, motivation, railway college.

Введение. Актуальность исследования продиктована взаимосвязью между качеством современного образования и уровнем мотивации студентов в процессе получения образования. Повышение мотивации к учению студентов является, важной проблемой в педагогике, так как в значительной мере влияет на качество обучения студентов и получаемых ими профессиональных компетенции. Мотивация в образовании - импульс, задающий активный, направленный и устойчивый интерес в изучении различных дисциплин [16]. Таким образом мотивация студентов является одним из компонентов, способствующих получению качественного профессионального образования в процессе обучения. В данной статье, мы рассматриваем возможности повышения учебно-профессиональной мотивации, посредством применения педагогической технологии, у студентов, обучающихся по специальности "23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Локомотивы", в процессе преподавания специальной дисциплины "Автоматические тормоза подвижного состава".

В рамках исследования поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «мотивация студентов железнодорожного колледжа» и описать дидактические методы повышения мотивации обучаемых в условиях применения педагогической мультимедийной технологии;

- выделить и обосновать основные аспекты организации процесса обучения в железнодорожном колледже и обосновать ключевую роль применения медиатехнологий в образовательном процессе с целью повышения мотивации обучаемых.

В ходе исследования был применен комплекс общенаучных теоретических методов (анализ научной и методической литературы, интернет-источников по теме исследования) и практических методов исследования (наблюдение, беседа, изучение письменных работ учащихся).

Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных авторов, как З.Э. Урумов [1], Ю.П. Панарина [2], С.М. Стародубов [3], А.А. Гладышева А.А. Гладышев И.М. Утяшева А.В. Басова [4], Г.С. Полещук [5], Г.В. Дуб [6], А.Н. Билан А. Н. [7], Ю.Ю. Раянова [8], И.В. Ковкина [9], А.В. Усова Н.Н. Яшалова А.А. Ильясов Д.А. Рубан [10], В.В. Глущенко [11], Косинская Е.А. [13] и др., в публикациях которых отражены основные компоненты способствующие формированию и развитию мотивации обучающихся в образовательном процессе.

Практическая значимость: описаны педагогические способы повышения мотивации студентов в процессе обучения, использование которых позволит сформировать и увеличить мотивацию обучаемых в процессе преподавания специальных дисциплин в колледже, а также повысит уровень и качество усвоения получаемых знаний в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.