8. Клокова, Н.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня благосостояния населения Российской Федерации / Н.Н. Клокова // Символ науки. - 2018. - №4. - С. 45-47.
9. Ковальчук, А.В. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России / А.В. Ковальчук, Н.Ю. Сайбель // Концепт. - 2018. - №1. - С. 90-95.
10. Константинов, И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель / И.Б. Константинов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2017. - №1. - С. 11-17.
11. К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития / В. Лизунков, М. Морозова, А. Захарова, Е. Малушко // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 1 (34). - С. 1.
12. Назарова, Е.Н. Анализ динамики уровня финансовой грамотности среди поколений Y и Z / Е.Н. Назарова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: Пенза, 15 ноября 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). - 2021. -С. 49-51.
13. Сергейчик, С. И. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / С.И. Сергейчик, М.С. Сергейчик, А.А. Максимова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -№5 (158). - 2015. - С. 35-41.
14. Цыплакова, С.А. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Е.Е. Пулькина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 56-60.
15. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор филологических наук, профессор Желтухина Марина Ростиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград), Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет (г. Волгоград);
кандидат педагогических наук, доцент Мишаткина Мария Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация. Цель статьи заключается в анализе реализации потенциала электронных ресурсов в межкультурной коммуникации в неязыковом вузе. Раскрывается значение межкультурной компетенции в современном образовательном пространстве, выделяются ее структурные составляющие. Обозначается взаимосвязь межкультурной компетенции и электронных инструментов в условиях активных процессов цифровизации. Электронные ресурсы способствуют организации результативного коммуникативного взаимодействия и способствуют формированию значимой для современного специалиста коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: электронные ресурсы, межкультурная коммуникация, взаимодействие, профессиональное обучение, образовательный процесс, студенты.
Annotation. The purpose of the article is to analyze the realization of the potential of electronic resources in intercultural communication in a non-linguistic university. The significance of intercultural competence in the modern educational space is revealed, its structural components are highlighted. The relationship between intercultural competence and electronic tools is indicated in the context of active digitalization processes. Electronic resources contribute to the organization of effective communicative interaction and contribute to the formation of communicative competence that is significant for a modern specialist.
Key words: electronic resources, intercultural communication, interaction, vocational training, educational process, students.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/
Введение. Эпоха глобализации ускоряет трансформационные процессы в различных сферах жизни общества разных культур и народностей. Глобализация - явление многогранное, объединяющее в себе процессы обмена информацией, знаниями, техническими цифровыми достижениями, культурными ценностями и др. Цифровые технологии в организации взаимодействия в современной среде является неотъемлемым инструментом. Ни одна культура не может находиться в изоляции и функционировать отдельно от достижения других культур. Перенятие чужого культурного опыта и передача собственного представляет собой межкультурную коммуникацию. Важно обратить внимание на организацию процесса взаимодействия между представителями разных культур. Цифровизация является неотъемлемым элементом современной жизни представителей разных лингвокультур и образовательного процесса, в частности, поэтому стоит выделить электронные ресурсы как важную часть в рамках межкультурной образовательной коммуникации [1-4]. Востребованность способности к межкультурной коммуникации обозначается не только школами, но и вузами, осуществляющими подготовку, связанную с лингвистикой, а также неязыковыми высшими учебными заведениями, поскольку межкультурная коммуникация способствует повышению конкурентоспособности специалиста.
Организация в неязыковом вузе межкультурной коммуникации с помощью электронных инструментов выступает одной из основных тем в подготовке современных студентов.
Цель статьи заключается в анализе реализации потенциала электронных ресурсов в межкультурной коммуникации в неязыковом вузе. Организация взаимодействия студентов - важный элемент качественной подготовки.
Изложение основного материала статьи. Культурный компонент становится очень важным в подготовке специалистов. Он позволяет понимать и приобщаться к другим культурам не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Благодаря культурному компоненту студенты овладевают определенными стратегиями
межкультурной коммуникации для общения в процессе обучения и в будущем в профессиональной деятельности. Межкультурная коммуникация становится высоко значимой в том числе и в неязыковых высших учебных заведениях.
Межкультурная коммуникация может быть названа кросс-культурной или межэтнической. Межкультурная коммуникация представляет собой общение среди индивидов, относящихся к разным культурам, имеющих свой язык, особенности поведения, установки, традиции. Специфика межкультурного общения состоит в том, что взаимодействующие лица основываются не только на своих традициях и нормах поведения, но и стараются приобщиться к чужим правилам повседневного общения. Главная задача преподавателя в этом процессе - организация бесконфликтных условий, располагающих к толерантному общению [7, С. 363]. Студент, осознавая культурные отличия, должен стремиться к построению результативного взаимодействия для достижения общих целей, преодолевая трудности, связанные с предубеждениями, свойственными разным культурам [12, С. 143].
Коммуникация включает отношения и восприятие, которые влияют на процесс интерпретации различных идей.
Культуры чаще всего классифицируют по континентальному признаку. Это масштабное деление позволило выделить название макрокультур [6]. На более низком уровне выделяются субкультуры.
Взаимодействие в ходе обучения выстраивается на основе:
- знания норм поведения (принятых в своей культуре и культуре своих сокурсников);
- толерантное отношение к отличиям, связанным с особенностями взглядов на жизнь представителей той или иной культуры;
- осознанное использование знаний особенностей культур в построении взаимоотношений (нахождение компромисса) [8, С. 58].
Межкультурная коммуникация подразумевает подбор адекватных языковых и невербальных средств для избежания межкультурных недоразумений.
Для достижения результативной межкультурной коммуникации формируется межкультурная компетенция. Компетенция рассматривается в качестве компенсирующего и адаптирующего фактора, который способствует избеганию негативных последствий глобализации и становлению личности как равноправного участника коммуникативного процесса [10, С. 8].
В неязыковом вузе формирование межкультурной компетенции позволяет сформировать необходимые речевые навыки и ознакомиться с речевыми нормами, сформировать положительное отношение к иностранному языку [11, С. 143].
В формировании межкультурной компетенции можно выделить несколько структурных компонентов [9, С. 58]. Лингвистический компонент знание лексических единиц и умение их применять в общении; грамматические структуры и правила этикета; фразеологические особенности.
Социальный компонент включает в себя знание особенностей повседневного поведения представителей той или иной культуры, представления об их традициях [13, С. 28].
Мотивационный компонент включает в себя целевые установки студента: интерес к совместной деятельности и формированию межкультурной компетенции; потребность в формировании специальных знаний и умений [14, С. 103]. Также мотивационный компонент включает открытость, любопытство студента, готовность взглянуть на другие культуры с разных точек зрения.
В процессе подготовки студент учится оценивать поведение и результаты деятельности, присущие как родной, так и чужой культуре, приобщается к общечеловеческим ценностям.
Для формирования межкультурной компетенции студентов высших учебных заведений используются различные инструменты, позволяющие объединить их в процессе работы по достижению общей цели [3, С. 1985]. Задействуются игровые технологии. В процессе игры студенты делятся на команды и распределяют между собой роли. Каждый из обучающихся выполняет свой набор функций. Специфика реализации игровых технологий в современных условиях заключается в том, что в игре принимают участие студенты их других городов, задействуя электронные ресурсы [1, С. 352].
Также активно используются проектные технологии. Решение проблемной ситуации позволяет студентам объединиться и преодолевать возникающие конфликты на каждом этапе проектной деятельности. Командная работа побуждает к самостоятельной творческой деятельности [2, С. 371]. Студенты перенимают опыт друг у друга. Каждый этап выполнения проекта подразумевает использование электронных ресурсов для достижения наиболее качественных результатов [4, С. 389].
Проект реализуется в несколько этапов. На подготовительном студенты вырабатывают сценарий, подбирают цифровые инструменты для реализации проекта и размещения полученных материалов сети Интернет [5, С. 176]. Второй этап включает непосредственную работу над проектом, организацию и осуществление взаимодействия с участниками. Студенты обсуждают наиболее результативные, по их мнению, ресурсы, которые будут реализованы в конкретном проекте. На завершающем этапе проводится презентация и защита проекта, подведение итогов.
На каждом этапе студенты используют удобные электронные ресурсы под конкретные задачи. Для выработки идей обучающиеся задействуют функционал электронных продуктов, предоставляющих возможность одновременной работы на виртуальной доске. Студенты могут нарисовать карту своих действий, схему взаимодействия и определить порядок и этапность работы.
Для видео-взаимодействия со студентами из других городов задействуется приложения для организации видеоконференций и некоторые другие инструменты, удобные для обучающихся. Они общаются как посредством видеочатов, позволяющих пересылать друг другу небольшие видеоролики, так и с помощью образовательных платформ, функционал которых позволяет передавать большие файлы.
Среди студентов высших учебных заведений, принявших участие в игровой и проектной работах, был проведен опрос, позволивший определить результативность используемых электронных ресурсов для организации межкультурного взаимодействия.
Всего в опросе приняли участие 567 человек в возрасте от 19 до 22 лет.
Используемые в процессе выполнения работ электронные ресурсы, среди которых оказались инструменты, позволяющие оперативно обмениваться информацией для обсуждения идей (индивидуальные и групповые чаты, организуемые через мессенджеры), инструменты для организации видео-взаимодействия (веб-приложения для длительных конференций), инструменты, позволяющие обмениваться большими файлами (например, электронные образовательные платформы). 77% респондентов положительно отзываются о предложенных преподавателями и выбранных самостоятельно электронных ресурсов для организации межкультурной коммуникации. Выполнение проекта, по их мнению, стало более насыщенным, когда они стали взаимодействовать со студентами из других городов. Обучающиеся часто присоединялись к видеоконференциям, благодаря чему процесс выполнения работы стал непрерывным.
Студенты, ранее выполнявшие проекты, участвовавшие в конкурсах, смогли поделиться опытом и обратить внимание на особенности подготовки к разработке проекта. За счет такого обмена обучающиеся приобрели большую
осведомленность, а, следовательно, более высокий уровень выполнения работы. 20% опрошенных обратили внимание на расширение количества используемых инструментов, поскольку имеющиеся уже давно используются в образовательном процессе и было бы целесообразно привлечь обновленные варианты приложений. 3% студентов не оценили влияние электронных ресурсов на межкультурное взаимодействие, поскольку в их среде не было обучающихся из других городов и стран. Однако они отметили общее положительное влияние на скорость выполнения работ и обмена информацией при использовании предложенных инструментов среди одногруппников.
Для студентов также организуются круглые столы, научные конференции и фестивали, которые призваны развить межкультурное понимание.
В процессе взаимодействия студенты узнавали особенности разных культур и учились бесконфликтно решать разные вопросы. При поддержке преподавателя они смогли достичь поставленных целей. Стоит отметить, что студенты осваивают не только культурные особенности поведения, но и определенный набор лексических единиц и грамматики.
Выводы. Электронные ресурсы во взаимодействии студентов как в языковом вузе, так и в неязыковом вузе -неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Используя в повседневной жизни цифровые инструменты, студенты смогли органично реализовать их потенциал в процессе обучения в целом и в процессе выполнения проекта в частности. Проведенное исследование показало, что используемые электронные приложения позволили выстроить непрерывный процесс выполнения работы. Студенты могли решать разные вопросы как с использованием обычных чатов, так и с помощью видеосообщений. Электронные ресурсы способствуют формированию межкультурной компетенции, которая позволяет расширить возможности будущих выпускников и повысить их конкурентоспособность. Межкультурная компетенция позволяет преодолевать культурные различия, способствует успешному построению взаимоотношений с представителями других культур, а, следовательно, результативному совместному достижению поставленных целей.
Литература:
1. Development of professional-pedagogical focus of a teacher in vocational training / O.I. Vaganova, I.S. Vinnikova, L.A. Sundeeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 25. - P. 350-355. - EDN JIBYPQ.
2. Exploring Preservice STEM Teachers' Smartphone Addiction / A.R. Masalimova, E.R. Khairullina, N.I. Lapidus [et al.] // Contemporary Educational Technology. - 2022. - Vol. 14. - No 3. - P. 371. - DOI 10.30935/cedtech/11916. - EDN KNMDIG.
3. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes / T.Y. Tameryan, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. - P. 1984-1992.
4. Methods and means of realization of interaction technologies in the university / O.I. Vaganova, N.P. Bakharev, M.N. Bulaeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 26. - P. 383-390. - DOI 10.34069/AI/2020.26.02.44. - EDN CXEQZK.
5. Social education of students in the conditions of electronic learning / V.A. Ivanov, J.M. Tsarapkina, M.R. Zheltukhina [et al.] // Amazonia Investiga. - 2022. - Vol. 11. - No 49. - P. 175-181. - DOI 10.34069/AI/2022.49.01.19. - EDN JNYNWS.
6. Stolyarchuk, L. Digital technology models in modern school (FL learning experience) / L. Stolyarchuk, E. Meshcheryakova, M. Zheltukhina // SHS Web of Conferences : III International Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, 15-16 апреля 2021 года. - Yekaterinburg: EDP Sciences, 2021. - P. 03012. - DOI 10.1051/shsconf/202110603012. - EDN NKMAVL.
7. Ахмадова, Т.Х. Формирование проектно-исследовательских компетенций студентов в вузе / Т.Х. Ахмадова, Г.М. Махаева, Н.Ю. Гаджиева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 363-364. - DOI 10.24412/19915500-2020-685-363-364. - EDN MOABCK.
8. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е. А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 57-59. - DOI 10.26140/anip-2019-0802-0011. - EDN CUIHXM.
9. Дульчаева, И.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности / И.Л. Дульчаева, Н.Б. Ц. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 7(87). - С. 82-87. - DOI 10.24158/spp.2021.7.14. - EDN XUXTDY.
10. Ермолаева, Е.Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Е.Л. Ермолаева, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 1(4). - С. 7-15. - DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. - EDN UPZPGW.
11. Овечкина, А.И. Влияние проектной деятельности на формирование общепрофессиональных компетенций / А.И. Овечкина, Н.П. Петрова, Р.И. Присяжная // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 6(132). - С. 142-148. - EDN ZPQIAU.
12. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.
13. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.
14. Янкина, Н.В. Обучение межкультурной коммуникации как компонент профессионального образования личности / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 102-104. - DOI 10.23670/IRJ.2020.96.6.097. - EDN ADRNLA.
Педагогика
УДК 37. 03
доктор педагогических наук, профессор Ветров Юрий Павлович
Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); доктор педагогических наук, доцент Соломатина Галина Николаевна Кубанский государственный университет (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Зритнева Елена Игоревна
Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье представлен анализ понятия «ценностное отношение». Выделены особенности формирования ценностных отношений в подростковом возрасте. Представлена специфика воспитательного пространства формирования ценностных отношений у подростков и его субъектов. Авторы делают вывод, что на социализацию подростка и формирование его ценностных отношений оказывает прямое или косвенное воздействие каждый субъект воспитательного пространства.
Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, система ценностей, подросток, общеобразовательное учреждение, воспитательное пространство, субъекты воспитательного пространства.
Annotation. The article presents an analysis of the concept of "value attitude". The features of the formation of value relations in adolescence are highlighted. The specificity of the educational space of the formation of value relations among adolescents and its subjects is presented. The authors conclude that each subject of the educational space has a direct or indirect impact on the socialization of a teenager and the formation of his value relations.
Key words: value, value attitude, value orientations, system of values, adolescent, educational institution, educational environment, educational space, subjects of educational space.
Введение. Одной из приоритетных задач современной системы образовательных учреждений является воспитание и социализация учащихся. В законе Российской Федерации «Об Образовании» подчеркивается необходимость формирования не только умений и навыков, но и ценностных установок, ценностных отношений в целях духовно-нравственного развития учащегося.
Наиболее значимым для личностного развития ребенка является подростковый возраст, который, являясь переходным этапом жизни человека от детства к взрослости, связан с формированием системы ценностных отношений. Именно в этом возрасте формируется система ценностей, отношения к себе, к окружающим, к жизни. Наличие у подростка ценностного отношения позволяет определить ему пространство жизнедеятельности, научиться регулировать характер взаимоотношений с окружающими людьми и собственное поведение, что позволяет ему в полной мере социализироваться в обществе Г1, 41.
Изложение основного материала статьи. В научной литературе понятие «ценность» представлено достаточно широко с позиций прагматического подхода (Дж. Дьюи), экзистенциального подхода (М. Бубер), гуманистического подхода (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивного подхода (К.-Р. Кольберг), эпигенетического подхода (Э. Эриксон). Авторы подчеркивают, что основные общечеловеческие ценности выражаются в духовно-нравственных отношениях.
О.Г. Холодкова определяет ценностное отношение как психическое образование, в котором интегрируются когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты взаимодействия человека с окружающими. В когнитивном аспекте ценностных отношений представлена совокупность сформированных понятий и представлений человека о природе межличностных отношений. Эмоциональный аспект отражает переживания и оценку личности по отношению к партнеру по взаимодействию. Поведенческий аспект представляет различные действия и поступки в отношении к коммуниканту. Таким образом, О.Г. Холодкова подчеркивает трехаспектную структуру ценностных отношений [121.
Трехаспектность структуры ценностного отношения подчеркивается и в работах В.Н. Мясищева, в которых показано что, ценностное отношение представляет собой совокупность личностного отношения, сознательной деятельности и наличия социального опыта. Такая трехаспектность отношений обеспечивает целостность личности человека [5].
Профессор Г.П. Выжлецов определяет следующие характерные свойства ценностных отношений Г21 :
- включенность в ценностные отношения желаемого, связанного с добровольным, свободным выбором;
- внутреннее побуждение личности к усвоению ценностных отношений;
- объединение людей в общности разного уровня (семью, коллектив, нацию и др.) посредством ценностных отношений;
- отсутствие отождествления ценностных отношений с товарно-денежными отношениями.
Ю.П. Романов, А.Д. Хибибулин определяют следующие признаки ценностного отношения - значимость, полезность, необходимость, нормативность, целесообразность и др. [11]. Выделенные авторами признаки соотносятся со свойствами ценностных отношений.
В работе Ю.П. Романова, А.Д. Хибибулина показана многоуровневая структура ценностного отношения, состоящая из нескольких слоев:
- потребность личности;
- определение личностью ближайшей цели и перспективы;
- осознание долговременности ценностных отношений и жизненного выбора;
- преобразование собственных ценностных отношений для оценки и ориентации другими людьми.
По мнению Ю.П. Романова, А.Д. Хибибулина, целостная структура целостного отношения становится связывающим звеном индивидуального и общественного сознания, субъективной и объективной реальностью [11].
Многообразие отношений Н.В. Мясищев объединил в три группы.
Первую группу составляют отношения к рукотворному и нерукотворному окружающему миру, включая отношения к миру природы и предметов. К этому роду ценностей относятся предметы материальной и духовной культуры, удовлетворяющие многообразные потребности человека.
Вторую группу составляет многообразие отношений к социальному миру, включая отношения к людям и ко всему многообразию социальных отношений. К такого рода ценностям относят установки, требования, запреты, оценки, которые и выступают в виде норм, ориентиров и критериев деятельности.
Третья группа представляет собой отношения человека к самому себе. При этом вторая группа отношений опосредованно определяет первую и вторую группы отношений, поскольку отношение к окружающему миру и отношение к самому себе определяется общественным опытом [5].