Онлайн- ресурсы в организации образовательного процесса в неязыковых вузах
Муратова Ольга Анатольевна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: Muratova.i
Бернацкая Марина Владимировна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Люгаева Татьяна Викторовна,
преподаватель, кафедра иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Пригожина Кира Борисовна,
доцент, кафедра иностранных языков № 1, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
В современном мире пандемия коронавирусной инфекции вызвала кардинальные изменения практически во всех сферах социального, профессионального, образовательного и межличностного взаимодействия. Ограничения, введенные правительствами разных стран, заставили организации и компании перейти от традиционных методов работы к дистанционным, с преимущественным виртуальным форматом взаимодействием сотрудников. В данной статье рассматривается важность подготовки будущих экономистов к принятию правильных решений и успешному взаимодействию с бизнес-партнерами в условиях неопределенности и пандемии. Подчеркивается необходимость развития межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции и формирования способности к критическому мышлению у студентов экономических вузов в режиме онлайн обучения. Авторы рассматривают использование онлайн-платформ и ресурсов в процессе изучения английского языка, способствующих развитию указанных ключевых компетенций в онлайн формате, в режиме реального времени. Авторы делятся своим практическим опытом применения онлайн-ресурсов при обучении иностранному языку, а также в рамках курса по подготовке к межкультурной и деловой коммуникации в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова.
Ключевые слова: онлайн-ресурсы, образовательные интернет-платформы, межкультурная коммуникация, кейс-анализ, критическое мышление, межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция.
В современном мире пандемия коронавирусной инфекции вызвала кардинальные изменения практически во всех сферах социального, профессионального, образовательного и межличностного взаимодействия. Ограничения, введенные правительствами разных стран, заставили организации и компании перейти от традиционных методов работы к дистанционным, с преимущественным виртуальным форматом взаимодействием сотрудников. Выбранный курс по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации в марте 2017 г. [1], значительно облегчил вынужденный переход к дистанционным и онлайн формам обучения в образовательной среде. Государственные гранты и инвестиции частных предприятий в отрасль информационных технологий ускорили запуск онлайн-платформ и цифровых (в том числе, образовательных) инструментов, которые в условиях пандемии оказались незаменимыми во всех сферах деятельности.
В начале 2020 года современные экономические вузы столкнулись с вызовами, обусловленными пандемией, и обратили свое внимание на различные образовательные онлайн-платформы. Таким образом, образовательные программы были перенаправлены на формирование и развитие ключевых компетенций, позволяющих выпускникам активно участвовать во всех сферах социально-экономической деятельности в рамках современной цифровой экосистемы.
Трансформации, вызванные пандемией и переходом к дистанционному и онлайн обучению, несомненно, отразились на образовательно-воспитательных процессах. Они способствовали активному использованию преподавателями инновационных методов и подходов к обучению и позволили создать цифровые образовательные модели, помогающие молодым специалистам быстро адаптировать профессиональные знания к требованиям современной цифровой экономической среды.
В условиях глобализации и расширения межличностного и межкультурного взаимодействия одна из ключевых ролей при подготовке молодых специалистов отводится преподавателям иностранных языков, которые помогают выпускникам в приобретении лингвистических, социокультурных и межкультурных компетенций, необходимых для взаимодействия с деловыми партнерами в новом формате.
Перед экономистом в современных реалиях возникает целый ряд задач, для решения кото-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
рых необходимо выстраивать взаимовыгодные отношения с зарубежными партнерами, применять адаптивные стратегии поведения в меняющихся условиях и принимать соответствующие решения в целях улучшения отношений с международными и региональными партнерами с учетом национальных интересов. Следовательно, организация процесса обучения иностранному языку должна быть направлена на формирование специальных коммуникативных умений, необходимых для плодотворного взаимодействия сторон и достижения целей при общении как в физической, так и в виртуальной среде.
В условиях неопределенности экономист должен задействовать свои когнитивные умения, такие как логическое мышление, способность понимать и интерпретировать ситуацию, анализировать и оценивать происходящие события, делать выводы для формирования точного, взвешенного и объективного суждения. Эти умения имеют первостепенное значение для правильного выбора речевой стратегии в процессе общения с представителями других культур. Кроме того, специалисту необходимы такие качества, как любознательность, осведомленность о состоянии экономики рынков, активность, уверенность в себе и своих силах, а также такие способности, как аналитический склад ума, непредвзятость и последовательность. Все эти качества и способности аккумулируются в умении критически мыслить, незаменимом для принятия оперативных и правильных решений в ситуациях неопределенности в процессе взаимодействия с партнерами.
В связи с тем, что умение критически мыслить, толерантность, эмпатия и неприятие этноцентризма и национальных стереотипов являются ключевыми чертами личности, способной и готовой к успешной межкультурной коммуникации, современные вузы включают в образовательный процесс программы, нацеленные на формирование межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции и развитие умений критического мышления как ее когнитивной основы.
Поскольку пандемия нарушила классический общепринятый процесс обучения во всем мире, преподаватели вынуждены трансформировать и адаптировать применяемые модели обучения, переориентируя вектор от классических и традиционных к дистанционным и онлайн форматам. Переход к цифровой экономике побудил университеты к созданию собственных интерактивных онлайн-курсов и цифровых ресурсов для повышения конкурентоспособности и организации эффективной подготовки профессионалов будущего. Пандемия ускорила этот процесс, и преподаватели обратились к различным, не только внутренним, но и внешним образовательным онлайн-платформам и ресурсам. Следует отметить, что § практически все современные образовательные й онлайн-сервисы и ресурсы имеют цифровой функ-еЗ ционал, предоставляющий преподавателям воз-Ц можность разрабатывать интерактивные упраж-
нения и задания, нацеленные на развитие не только языковых навыков и коммуникативно-речевых умений, но и компетенций, востребованных в 21 веке. Грамотное в лингводидактическом плане использование цифрового инструментария позволяет создавать интерактивные задания для развития когнитивных умений, формирования критического мышления и межкультурной компетенции, развивать личностный и творческий потенциал студентов, что готовит их к эффективному межличностному и межкультурному взаимодействию, работе в команде, применению адаптивных стратегий в различных ситуациях.
Цифровизация образовательного процесса затронула практически все образовательные учреждения по всему миру. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова не стал исключением. В целях организации образовательного процесса в вузе используются онлайн-ресурсы видеокон-ференцсвязи (Webinar.ru, Zoom.us), отечественные и зарубежные МООК (Eduardo https://eduardo.studio/, Udemy https://www.udemy.com/), онлайн-ресурсы для создания онлайн-уроков и интерактивных презентаций (Nearpod https://nearpod.com/, Wooclap https:// www.wooclap.com/), онлайн-сервисы для создания ментальных карт (Mindomo https://www.mindomo. com/ru/), онлайн-доски (Miro https://miro.com/ и Padlet https://padlet.com/), онлайн-ресурсы для разработки различного типа интерактивных заданий (Wordwall https://wordwall.net/), а также онлайн-инструменты для организации контроля и оценки (OnlineTestPad https://onlinetestpad.com/ru/).
Применение популярного инструмента для организации видеоконференцсвязи Zoom (https:// zoom.us/) оказалось незаменимым в условиях пандемии. Встроенные приложения предоставили преподавателям и студентам возможность эффективно взаимодействовать и сотрудничать в онлайн-формате в режиме реального времени.
Один из инструментов Zoom, предлагающих дидактические решения по организации совместной (парной и групповой) работы студентов в режиме онлайн - это сессионные залы, позволяющие разделить конференцию на десятки отдельных сеансов. Виртуальные сессионные залы Zoom объединяют студентов разных стран для выполнения проектных, творческих, проблемно-аналитических заданий, что способствует развитию критического мышления и формированию межкультурной компетенции.
При работе с сессионными залами Zoom необходимо следовать определенному алгоритму:
• предварительно четко и ясно сформулировать инструкции во избежание недопонимания во время обсуждений в виртуальном сессионном зале;
• выделить достаточное количество времени на обсуждение и ответы на вопросы, возникающие в процессе дискуссии, проинформировать студентов заранее о временном лимите;
• при распределении студентов в виртуальные команды учитывать личностно-психологические,
эмоционально-когнитивные и поведенческие
особенности в целях создания наиболее благоприятной среды для сотрудничества.
Таким образом, цифровой инструментарий Zoom также позволяет решить проблемы организации онлайн-взаимодействия студентов в разноуровневых группах и группах с наполняемостью более 12-15 человек при реализации дисциплины «Иностранный язык».
Помимо вышеуказанного ресурса, использование онлайн досок Padlet и Miro для совместной работы способствует развитию когнитивных умений при анализе деловых ситуаций (кейс), позволяет обобщить информацию, представленную в кейсе в едином виртуальном онлайн пространстве, представить ее критическую оценку на основе совместного обсуждения, выработать возможные пути решения, сформулировать рекомендации и предложить оптимальное решение в режиме реального времени в онлайн-формате обучения [2].
Функционально-дидактические возможности платформы Miro позволяют студентам интегрировать видео и аудио материалы, размещать комментарии в процессе обсуждения деловых ситуаций. Данный ресурс предоставляет возможность рассмотреть и обсудить заявленную в кейсе проблему в группе, как в режиме онлайн занятия, так и в качестве самостоятельной работы, при этом студент может интегрировать в платформу аудио запись своих рассуждений и поделиться с другими членами группы как синхронно, так и асинхронно. Обеспечение доступа к идеям и решениям в одном фрейме виртуальной образовательной среды с возможностью добавления, корректировки, перегруппировки и интеграции информации между ресурсами и платформами позволяет студентам организовать последовательную работу с кейсом, выполнять шаги по его решению в рамках нескольких занятий, представить результаты совместной работы, обсудить и оценить или дополнить групповые проекты, проголосовать и выбрать наиболее оптимальное решение на завершающем этапе работы с кейсом.
Таким образом, расширенные встроенные инструменты приложения Zoom и функционал виртуальных досок Padlet и Miro дают возможность вовлечь студентов в совместное обсуждение в режиме реального времени онлайн, что повышает мотивацию к взаимодействию и сотрудничеству, развивает способность к критическому мышлению в формате дистанционного, онлайн или смешанного обучения [3, 4].
Онлайн-сервисы и ресурсы также эффективны в целях повышения мотивации студентов к изучению культурных различий в рамках проекта по дисциплине «Межкультурные и деловые коммуникации (на английском языке)», реализуемой в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова. В частности, культурный-компас (https://www.hofstede-insights.com/product/ culture-compass/), разработанный на основе шестимерной модели культурных различий профес-
сора Г. Хофстеде, который помогает студентам составить культурные портреты бизнес партнеров родной и иной культур, выявить зоны коммуникативного и когнитивного диссонанса, препятствующие успешному взаимодействию, и предложить рекомендации по их преодолению.
Опираясь на эту модель, студенты составляют культурный портрет бизнес-партнера, с которым они намерены взаимодействовать и строить плодотворные взаимоотношения, в виде интеллект-карты М^ото (https://www.mindomo. com/ru/mindmap/cultural-profiles-for-overcoming-communicative-barriers-australia-vs-russia-d8e493fb bb8a4be880e0c2f6fe99ce86). Этот онлайн инструмент помогает учащимся обобщить основные характеристики представителей других культур, провести сравнение с ценностями своей собственной культуры и выработать дальнейшие речевые и коммуникативные стратегии для успешного взаимодействия.
Исходя из вышесказанного, ресурс МЫото способствует развитию способности к критическому мышлению при реализации следующего алгоритма:
1. Выбрать фактическую информацию, необходимую для создания культурного портрета своего потенциального собеседника;
2. Сравнить его со своим культурным портретом;
3. Определить области когнитивного и коммуникативного диссонанса;
4. Предсказать модель поведения партнера;
5. Выбрать подходящую коммуникативную стратегию на основе полученной информации. Следовательно, этот онлайн-ресурс может помочь учащимся в формировании следующих когнитивных умений, таких как поиск, анализ, сравнение и структурирование, прогнозирование и планирование, которые являются элементами критического мышления [5]. Кроме того, интеллектуальные карты облегчают процесс выявления возможных зон диссонанса, которые могут вызвать трудности в ситуациях межкультурной коммуникации. С учетом этих зон студенты дают рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров с представителями других культур с целью достижения намеченных целей и реализации коммуникативных намерений в ходе переговоров.
Представленные онлайн-сервисы и ресурсы, используемые для реализации проекта, позволяют учащимся глубже понять культурные различия, осуществить поиск путей преодоления коммуникативных трудностей в процессе межкультурной коммуникации в бизнесе и внести коррективы в собственные модели коммуникативного поведения. Студенты погружаются в специфику своей и чужой социолингвистической среды, что, в свою очередь, помогает им переосмыслить представления об иной и собственной картинах мира [6]. Анализируя и сравнивая культурные аспекты взаимодействия, учащиеся развивают важные перцептивные и когнитивные умения, которые облегчают межкультурную коммуникацию в реаль-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ной жизни, помогают создавать точные суждения о культурных портретах деловых партнеров и выбирать соответствующие поведенческие и коммуникативные стратегии.
В заключении следует отметить, что несмотря на влияние пандемии на развитие мировых экономик, образовательный процесс и формы межличностного и межкультурного взаимодействия, а также концепции развития, предлагаемые правительствами стран мира, адаптируются к новым современным реалиям во всех сферах жизни и деятельности. Переход к цифровой экономике и необходимость взаимодействия и сотрудничества с деловыми партнерами из разных стран в условиях экономики нового формата требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих сформированной профессиональной межкультурной коммуникативной компетенцией и способностью мыслить критически. Вследствие этого, экономические вузы вносят коррективы в программы подготовки специалистов в данной области, а преподаватели вносят изменения в организацию образовательного процесса по преподаваемым дисциплинам, интегрируя в учебный процесс дидактические решения на основе функционала современных онлайн-инструментов. С помощью средств видеоконференцсвязи и онлайн-ресурсов современный преподаватель иностранного языка обеспечивает будущих специалистов ключевыми и жизненно важными навыками и умениями для успешного делового межкультурного общения как в реальной, так и в виртуальной среде.
Литература
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9 gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (Дата обращения: 23.01.2022)
2. Морозова А.А., Костюкова Т.А., Година Д.Х., Информационные технологии в реализации языкового образования в неязыковом вузе. Вестник Самарского Государственного Технологического Университета, серия: психолого-педагогические науки, М., 2020, стр.16-28.
3. Ершова О.В., Столярова Е.В. Online-площадки как современный интерактивный способ педагогического взаимодействия с представителями мирового профессионального сообщества // Вестник Томского государственного
педагогического университета - 2016. - № 4 (169). - С. 101-107.
4. Калашникова Н.А. Электронные технологии в преподавании иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. - 2019. - Т. 25. - № 1. - С. 223-225.
5. Facione P. A Critical Thinking: What It Is and Why It Counts. - 2015. - URL: www.insightassessment. com. - (Дата обращения 20.01.2022).
6. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. - 2018. - № 3 (27). - С. 85-90.
ONLINE LEARNING RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Muratova O.A., Bernatskaya M.V., Lyugaeva T.V., Prigozhina K.B.
Plekhanov Russian University of Economics
This article outlines the importance of implementing online learning resources in the educational process at tertiary level. Special emphasis is placed on developing intercultural communicative competence and fostering critical thinking skills in students of economic universities to prepare them for successfully interaction with business partners in times of uncertainty and pandemic. The authors analyze the approaches to implement online learning resources, which contribute to the development of these key competencies, and share practical experience of using such resources at Plekhanov Russian University of Economics.
Keywords: online learning resources, educational online platforms, intercultural communication, case analysis, critical thinking, intercultural communicative competence.
References
1. Programme "Digital Economy of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (Date of access: 23.01.2022).
2. Morozova A.A., Kostyukova T.A., Godina D. Kh., Information technologies in the implementation of language education in a non-linguistic university. Bulletin of the Samara State Technological University, series: psychological and pedagogical sciences, M., 2020, PP. 16-28.
3. Ershova O.V., Stolyarova E.V. Online platforms as a modern interactive way of pedagogical interaction with representatives of the world professional community // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University - 2016. - No. 4 (169). - P. 101-107.
4. Kalashnikova, N.A. Electronic technologies in teaching a foreign language // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2019. - T. 25. -No. 1. - P. 223-225.
5. Facione P. A Critical Thinking: What It Is and Why It Counts. -2015. - URL: www.insightassessment.com. - (Date of access 20.01.2022).
6. Tareva E.G. Digital era and pedagogical professions // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. - 2018. - No. 3 (27). - P. 85-90.
о с
u
CM